3 понятие и признаки государства государственная власть. Понятие и признаки государственной власти и государства. Структура государственной власти. Основные подходы к пониманию сущности государства

1. Понятие и признаки государства. 2. Социальная сущность государства

1.Понятие и признаки государства

В качестве основных общетеоретических признаков, в той или иной степени характеризующих любое государство, независимо от исторического типа, формы правления, государственного устройства, политического режима, следует выделить: наличие государственной территории, институт гражданства, публичную политическую власть, суверенитет. Рассмотрим перечисленные признаки более подробно.

Наличие государственной территории.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая «находится под суверенитетом определенного государства», то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. С позиций международного права государственная территория выступает как пространство осуществления верховной власти государства, подчиненное его исключительному господству, как принадлежащая данному государству и находящаяся под его исключительной властью часть земного пространства.

Территория как признак государства включает в себя в качестве составляющих элементов фактическую и юрисдикционную территории.

Фактическая территория - это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

Юрисдикционная территория - это территория, на которую распространяется суверенитет государства. При этом законы государства действуют не только на фактической территории, но и на территории, в географическом смысле к государственной не относящейся (зарубежные дипломатические представительства, полярные станции на материке Антарктида, корабли и самолеты под государственным флагом).

В научной литературе нередко встречаются попытки обосновать вывод о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией (государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т.д.), однако представляется, что приведенные примеры, являясь исключениями из общего правила, лишь подтверждают объективность данного признака.

Институт гражданства

Сущность данного признака заключается в возникновении качественно-нового (по сравнению с кровно-родственным либо товарообменным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет отношение их к той или иной территории. Индивиды при этом теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод. Естественно, что одни люди проживают на территории государства постоянно, а другие временно. Постоянные жители приобретают статус гражданина (подданного) государства, непостоянные представлены иностранцами и лицами без гражданства. При этом сам факт принадлежности индивида к государственной территории означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от принадлежности к гражданству государства, относятся право избирать и быть избранным в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти.

Аппарат публичной политической власти

Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти. Сущность данного института заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления обладает публичным характером - властные предписания принятые от имени государства одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду, меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

Государственный суверенитет

Являясь комплексным признаком и важнейшим условием жизнедеятельности государства, суверенитет рассматривается как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по сравнению со всеми другими видами власти в самом государстве, а с другой стороны, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики.

Независимость и верховенство государственной власти получают свое конкретное выражение в следующих качественных принципах:

Публичный характер государственной власти - решения органов государственной власти распространяются на всю юрисдикционную территорию и действуют в отношении всех субъектов права, которые на этой территории находятся;

Высшая юридическая сила властных предписаний, изданных от имени государства - государство может оспорить, отменить или же, в установленном законом порядке признать ничтожным (недействительным с момента принятия) решение любого субъекта, в том случае, если это решение противоречит правилам поведения принятым самим государством;

Гарантированность и санкционированность государственных властных предписаний - только установленные от имени государства правила поведения, признаются общезначимыми и общеобязательными, обеспечиваются системой юридических гарантий и предусматривают реализацию мер юридической ответственности в отношении правонарушителей

Наряду с суверенитетом государства в юридической науке выделяются народный и национальный суверенитеты. Народный суверенитет выражается в характеристике народа как основного источника власти в государстве. При этом народ осуществляет «право на власть» как непосредственным, так и представительным путем. Непосредственная форма демократии (народного суверенитета) предполагает участие граждан в выборном процессе формирования представительных органов власти, а также принятие решений по наиболее важным вопросам на референдумах. Представительная форма народного суверенитета означает делегирование властных полномочий доверенным народным представителям, которые, будучи, избранными в представительные органы, затем осуществляют управленческую деятельность от имени своих избирателей (электората).

Национальный суверенитет закрепляет право нации на самоопределение. Особое значение данный институт приобретает в полиэтнических государствах. В отличие от народного суверенитета, предполагающего оценку народа как социально однородной категории, суверенитет нации предполагает дифференциацию гражданского населения страны по национальным признакам (единство языка, культурных, религиозных, этнических традиций). При этом крайней формой национального суверенитета, является закрепление за нацией права на создание собственной государственности (путем выхода из состава государства и приобретения статуса независимого обладающего государственным суверенитетом территориального образования). В подобном виде национальный суверенитет в настоящее время не закреплен ни в одном из государств, так как его реализация, предполагает нарушение принципа единства государственной территории и незыблемости государственных границ и, как следствие, посягательство на государственный суверенитет в целом.

Перечисленные признаки, позволяют сформулировать следующее определение: государство - это специфическая социально-политическая организация, осуществляющая управление обществом в пределах определенной территории посредством выработки, принятия, наделения юридической силой общезначимых и общеобязательных правил поведения (юридических норм), использования этих правил в процессе правового регулирования, установления действенной системы гарантий реализации государственно-властных предписаний (прежде всего, путем закрепления возможности государственного принуждения), придания правовым нормам санкционированного характера (посредством установления мер юридической ответственности, адекватных вреду нанесенному правонарушением).

2.Социальная сущность государства

Как уже отмечалось, возникновение государства становится возможным только при наличии ряда условий – предпосылок. При этом формирование данного типа социальной организации предполагает достижение ряда целей и решение комплекса задач. Целевые установки, определяемые для данного типа государства, наряду с наиболее общими закономерностями формирования и функционирования государственного механизма, принципами взаимоотношения государства, общества, индивидов в совокупности характеризуют социальную сущность (природу) государства. Таким образом, в наиболее общем виде, сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.

Любое государство в своей деятельности стремиться к установлению определенного государственного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.

Рассмотрение государства как машины «для поддержания господства одного класса над другим» в рамках классовой теории происхождения государства и права, ограничивало социальную природу государства интересами господствующего класса эксплуататоров. Такой подход в силу своей односторонности, обеднял и, в известной мере, искажал представление о государстве, так как ориентировал исследователя на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, обострение классовых противоречий и, как следствие, невозможность достижения классового компромисса. Справедливости ради, следует отметить, что подобный «ортодоксально классовый» подход к определению социальной сущности государства характерен, в большей степени, для «практиков коммунистического строительства», которые в своих работах отстаивали необходимостью силового обеспечения классовых интересов пролетариата и силового же слома сопротивления враждебного окружения. Что же касается классиков теоретического марксизма и, прежде всего его идейных «отцов-основателей», то здесь допускался определенный плюрализм воззрений. В частности, в «Капитале» К. Маркса высказывается мысль о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции. Подобная точка зрения представляется оптимальной в плане соотношения публичных и частных интересов, имеющих место в любой политико-правовой системе.

Действительно, любое государство, будучи на практике представлено относительно небольшим по количеству управленцев аппаратом государственной власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится о самом себе (обеспечивает стабильность и устойчивость властных структур, добивается расширения системы льгот и привилегий в отношении государственных чиновников, стремиться не допустить усиления недовольства властью, а в случае открытой конфронтации использует силовые механизмы для подавления сопротивления противоборствующих социальных групп).

Вместе с тем, наряду с решением сугубо классовых задач, государство выполняет общечеловеческую миссию, пренебрежение которой в итоге неминуемо приводит к кризису государственной власти, а нередко и к ее краху.

Практически любое государство реализует свою общесоциальную сущность в условиях чрезвычайных ситуаций (война, стихийное бедствие и т.д.). В ситуациях подобного рода объединение всех членов общества продиктовано необходимостью сплочения перед лицом общей опасности. Однако, после того как непосредственная угроза миновала, возможен возврат к ранее сложившейся системе отношений, в том числе и к обострению классовой борьбы.

Общесоциальная сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.

Естественно, что соотношение общесоциального и классового начал государственной деятельности определяется рядом факторов (историческим типом государства, формой политического режима, национальным характером – менталитетом и т.д.).

Сущность современного демократического государства предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом государство выступает в качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого поступательного развития общества.

Территориягосударства – территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства. Территория государства включает фактическую и юрисдикционную территории. Под фактической территорией понимается территория государства в географическом смысле –пространство в пределах государственных границ. Фактическая территория государства включает в себя поверхность земли, недра, внутренние реки и моря, прибрежные зоны, воздушное пространство над землей и водами. Под юрисдикционной территорией понимается территория государства в юридическом смысле. К юрисдикционной территории государства наряду с фактической относятся участки местности в географическом смысле не относящиеся к данному государству, но подпадающие под его юрисдикцию в силу действующих международных договоров и соглашений (дипломатические представительства, военные корабли и самолеты, полярные станции на материке Антарктида).
Границагосударственная – линия, определяющая пределы земной и водной территории государства. Государственная граница отделяет государства друг от друга и от открытого моря. В воздухе государственной границей считается воображаемая плоскость, перпендекулярная к земной поверхности по наземной границе или по внешней границе территориальных вод; продолжение этой плоскости в глубь земли (водного пространства) создает границу недр государства.
Гражданство (подданство) – устойчивая политико-правовая связь человека и государства не зависящая от места фактического нахождения гражданина.
Гражданстводвойное – состояние лица одновременно в гражданстве двух и более государств.
Гербгосударственный – официальная эмблема, отличительный знак государства, изображенный на печатях, бланках государственных органов, монетах, денежных знаках и т.п. Рисунок герба в Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.
Гимнгосударственный – торжественная песня, официальный символ государства. Слова и музыка гимна устанавливаются федеральным констутуционным законом.
Главагосударства – единоличный орган государства, осуществляющий текущее верховное руководство внутренними делами страны и высший представитель государства во внешних сношениях. Замещение должности главы государства осуществляется путем выборов (в условиях республиканской формы правления), либо наследования (в условиях монархической формы правления).
Населениегосударства – это люди, находящиеся на территории государства и подпадающие под его юрисдикцию. Население состоит из граждан – лиц связанных с государством устойчивой политико-правовой связью, сохраняющейся независимо от места фактического нахождения гражданина и не граждан (иностранцев, лиц без гражданства) – лиц связанных с государством в силу своего фактического нахождения на государственной территории.
Аппаратпубличнойполитическойвласти – это система государственных органов и должностных лиц принимающих от имени государства предписания властного характера и обеспечивающих реализацию этих предписаний всеми субъектами политической системы общества. Публичный характер аппарата политической власти предполагает его создание от имени всего сообщества и распространение издаваемых властных предписаний на всех представителей сообщества. Аппарат публичной политической власти формируется из специально подготовленных людей – профессиональных управленцев (чиновников), которые в рамках своих функциональных полномочий выступают от имени государства, т.е. являются его законными представителями.
Государственныйсуверенитет– совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всеми другими видами власти в самом государстве (так называемая внутренняя форма проявления суверенитета), а с другой стороны, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики (внешняя форма проявления суверенитета).
Государство – это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части, обладающая монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение.
Социальнаясущностьгосударства – совокупность критериев характеризующих государство с точки зрения социальной организации деятельность, которой направлена на установление определенного общественного порядка, сохранение стабильности социальной системы в целом, противодействие тенденциям деструктивного социально вредного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.
Государственныйстрой – внутренняя организация государства, включающая в себя общественное устройство, тип экономики, структуру территории, систему государственной власти, основные права и обязанности граждан, а также степень участия их в государственной жизни.

Вопросы:

1. Понятие государства.

2. Признаки государства.

3. Публичная власть.

4. Территория.

5. Население.

6. Суверенитет.

7. Налоги.

8. Символы и атрибуты.

Понятие государства

На протяжении истории человечества ученые давали разные определения данному термину.

Согласно Аристотелю (384–322) государство представляет собой «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее».

Как указал Н. Макиавелли (1469–1527), государство связано с всеобщим благом, получаемым от выполнения реальных государственных интересов.

Согласно Ж. Бодену (1530–1596), государство - «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

Джон Локк (1632–1704) видел в государстве «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы».

Согласно Л. Гумпловичу , государство - «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка».

В советское время государство понималось как особая организация экономически господствующего класса, посредством которой указанный класс осуществляет свою диктатуру.

После 1985 г. классовый аспект стал резко вытесняться общечеловеческим, а государство стало пониматься как организация «всех и для всех».

В учебнике М. Н. Марченко и Е. Н. Дерябиной (2012) содержится следующая дефиниция: государство есть «организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества».

В учебнике под редакцией Р. В. Шагиевой (2011) «современное государство» определено как «универсальная территориальная политическая организация общества, обусловленная его социальной асимметрией и необходимостью выполнения «общих дел» и обладающая для этого особой публичной суверенной (государственной) властью, специализированным аппаратом управления, прерогативой на издание велений, которые имеют обязательную силу для всего населения страны».



Признаки государства

Важнейшими признаками государства являются:

1. Аппарат власти и управления.

2. Территория.

3. Население.

5. Суверенитет.

6. Налоги.

7. Символы и атрибуты.

Публичная власть

Аппарат власти и управления состоит из особого слоя людей, основной целью которых является осуществление властных и управленческих функций.

В рамках первобытного общества власть, имея общественный характер, полностью совпадала с населением.

Впоследствии, в связи с социальным расслоением, разделением труда, прежняя структура уже не отвечала потребностям изменившегося общества. Появляется специальный управленческий аппарат, не совпадавший с населением, основной функцией которого являлось именно управление.

Уже в эпоху Древнего царства в Египте появляется сложная бюрократическая система, со своей иерархией; ко времени Нового царства она крайне усложняется; появляются акты, посвященные всецело правовому регулированию деятельности отдельных должностных лиц (Инструкция визиру).

В настоящее время власть, как правило, обособлена на исполнительную, законодательную и судебную.

Территория

Территория также является важнейшим признаком государства.

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» определяет государственную границу РФ как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ (ст. 1).

Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению (ст. 2).

Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами РФ, федеральными законами. Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров РФ, вводятся в действие в соответствии с законодательством РФ (ст. 5).

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

1) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

2) на море - по внешней границе территориального моря РФ;

3) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

4) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

5) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде (ст. 5).

Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками. Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами РФ, решениями Правительства РФ (ст. 6).

В родоплеменном обществе, напротив, деление осуществлялось по кровно-родственному принципу (род, фратрия, племя, союз племен).

В государственную эпоху власть распространяется по административно-территориальному принципу.

Территория по своей сущности представляет собой материальную базу существования государства; государственная же граница обособляет территорию одного государства от другого.

Население

Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство РФ представляет собой устойчивую правовую связь лица с РФ, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Под иным гражданством понимается гражданство (подданство) иностранного государства.

Двойное гражданство определяется как наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранный гражданин представляет собой лицо, которое не является гражданином РФ и имеет гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Согласно ст. 4 данного Закона, гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

На основании ст. 5 Закона гражданами РФ являются:

1) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве РФ»;

2) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве».

Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей (ст. 8).

Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом (ст. 10).

При изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ (ст. 17).

Суверенитет

Суверенитет есть верховенство государства внутри страны и его независимость на международной арене.

На практике существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальный суверенитет фактически не осуществляется, в силу влияния других государств.

Ограниченный суверенитет , в свою очередь, может быть добровольным или принудительным.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982 г.) суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага - его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем (п. 1 ст. 2). Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра (п. 2 ст. 2). Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением Конвенции и других норм международного права (п. 3 ст. 2). Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с Конвенцией (ст. 3).

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету (ст. 89).

Налоги

Как установлено Налоговым кодексом РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8).

К числу федеральных налогов и сборов относятся:

1) налог на доходы физических лиц;

2) акцизы;

3) налог на добавленную стоимость;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина (ст. 13).

К числу региональных налогов относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный налог;

3) налог на игорный бизнес (ст. 14).

К местным налогам отнесены:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц (ст. 15).

Символы и атрибуты

Современные государства имеют свои гимны, гербы, флаги, официально установленные правила официального поведения.

Согласно Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» государственный гимн РФ представляет собой официальный государственный символ РФ, музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, определенных правовым актом.

Исполнение и использование Государственного гимна РФ с нарушением закона, надругательство над ним, влечет за собой ответственность (ст. 9).

Согласно Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» указанный государственный символ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета (ст. 1).

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой государство и в чем его отличие от родоплеменной организации общества?

2. Перечислите признаки государства.

3. Публичная власть как признак государства.

4. Территория как признак государства.

5. Гражданство и население.

6. Суверенитет как признак государства.

7. Налоги как признак государства.

8. Символы и атрибуты как признак государства.

Признаки государства – это те свойства и особенности, которые отличают его от других форм организации общества. Их много и разные авторы классифицируют их по-разному. Мы же будем разделять признаки государства в зависимости от их значения на основные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Основные признаки непосредственно характеризуют государство и отсутствие хотя бы одного из них лишает возможности считать общественное образование государством.

Факультативные признаки, как правило, конкретизируют основные, но не являются обязательными и присущи не всем государствам.

Среди основных признаков выделяют:

1) наличие политической публичной власти . Политический характер власти означает распространение власти государства на всё население. В отличие от политической власти, например, власть дисциплинарная распространяется не на всё население, а только на подчинённых лиц того начальника, который этой властью обладает. То есть, власть Президента Украины распространяется на всё её население, а власть Директора колледжа – только на коллектив сотрудников и учащихся. Публичный характер власти означает, что управленческие решения власти доступны для ознакомления всему населению. В отличие, например, от власти военной, при которой большинство приказов и распоряжений командования являются секретными.

2) наличие определённой территории и контроль над ней. Территория является необходимым условием признания государства субъектом международных отношений. Так, например, в начале ХХ века на большей части территории современной Украины была провозглашена Украинская народная республика, которая являлась государством. Однако в начале 20-х годов эта территория была оккупирована другим государством – Союзом советских социалистических республик, в результате чего УНР как государство перестало существовать. С другой стороны, в 1948 году в мире насчитывалось 11 миллионов евреев, но еврейского государство не существовало, потому что эта нация не имела контроля ни над какой частью поверхности планеты Земля. В 1949 году на территории Палестины создано государство Израиль.

3) суверенитет . Суверенитет – это исключительное право осуществлять верховную власть в определённом государстве независимо от кого бы то ни было. Противоположностью суверенитета являются вассалитет и протекторат, то есть разные формы зависимости государства от других государств. Источник и носитель суверенитета имеет название «суверен». В различных типах государств сувереном может быть один человек, например, монарх, диктатор и т.п., может быть группа людей, например, политическая партия, а может быть и весь народ. Суверенитет может быть полным, формальным и частично ограниченным. Полный суверенитет присущ самостоятельным, сильным государствам, например России, США, Великобритании, Франции и др. Формальный суверенитет означает наличие фактической зависимости государства от внешних субъектов при юридическом провозглашении суверенитета. Ограниченным суверенитет становится тогда, когда государство принудительно или добровольно отказывается от части своих полномочий. Добровольно это происходит

тогда, когда государство вступает в международные международные организации или образует федерацию с другими государствами. Так, например США, Мексика, Австралия и некоторые другие государства образованы в результате добровольного ограничения суверенитета их составных частей, которые сами по себе являются государственными образованиями. Федеративное устройство имел и Союз советских социалистических республик. Принудительное же ограничение суверенитета вводится в отношении побеждённых государств. Так, например, после ІІ мировой войны был принудительно ограничен суверенитет Японии.

4) верховенство власти . Верховенство государственной власти означает существование только лишь одной власти в государстве и наличие у неё возможности отменять решения любой другой социальной власти. Например, в Украине существует только одна политическая власть, которая разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Будучи триедина, эта власть является верховной, потому что имеет возможность отменять решения субъектов любой другой власти, например, религиозной, дисциплинарной, экономической.

5) наличие возможности самостоятельно разрабатывать общеобязательные правила поведения , то есть правовые нормы. Возможность правотворчества является неотъемлемым признаком государства, вытекающим из его основной функции и составляющая основной способ деятельности государства. То есть, государство выполняет свои функции преимущественно путём установления общеобязательных правил поведения.

6) наличие системы органов и организаций, создаваемых государством для выполнения своих функций , в том числе, аппарата принуждения. Наличие органов власти, и в частности аппарата принуждения, как признак государственности мы уже рассматривали, поэтому повторно останавливаться на нём не будем. Но рассмотрим взаимосвязь таких признаков государства, как нормотворчество и принуждение. На их взаимосвязь нет единого взгляда в науке, поэтому я выскажу лишь своё собственное мнение, не являющееся единственно возможным.

Правотворчество, то есть установление обязательных для всех правил поведения в государственной деятельности превалирует, имеет большее значение по сравнению с работой аппарата государственного принуждения к исполнению этих правил. Это происходит потому, что подавляющее большинство норм права исполняются добровольно, без наличия принуждения и без угрозы со стороны государства. Более того, обязательность разумного, рационального закона обеспечивается в большей степени силой внутреннего убеждения в его правильности и полезности, нежели внешней угрозой наказания за невыполнение его. Из этого следует важный вывод о том, что целью существования аппарата государственного принуждения является не насаждение установленных государством правовых норм, а наоборот, противодействие исполнению негосударственных и антигосударственных правил поведения, например, животных, экстремистских или криминальных обычаев.

К факультативным признакам государства относят:

1) наличие Конституции . Этот признак не является обязательным, поскольку государство может без него существовать. Например, Украина как государство существует с 1991 года, а Конституция Украины появилась только 28.06.1996 года.

2) наличие государственных символов. К ним принадлежат Государственный гимн, Государственный флаг и герб государства. Но они также не являются обязательными. Вот, например, Государственный герб Украины отсутствует, но это нисколько не мешает ей существовать.

3) наличие гражданства . Гражданство или подданство не являются обязательными признаками государства, но не потому, что государство может существовать без своих граждан, а потому, что эти понятия не соотносятся по размеру. Гражданство не может существовать без государства, оно возникает в результате установления взаимоотношения между государством и населением территории, на которой оно существует. Но не ограничивается этим. Так, например, во многих государствах допускается двойное гражданство, при котором один и тот же человек может быть признан одновременно гражданином нескольких государств, а кроме того, в большинстве государств широкие права предоставляются иностранцам, лицам без гражданства и беженцам.

4) наличие денежной единицы. В настоящее время этот признак утрачивает своё значение в результате процессов глобализации. Поэтому я считаю, что он является не только факультативным, но и устаревшим.

5) наличие вооружённых сил. Этот признак также не является характерным исключительно для государства, и так же, как и предыдущий всё более утрачивает своё значение в результате мировой тенденции ко взаимному проникновению государственных экономик и политических систем. Армия с древнейших времён служила для захвата и удержания материальных ресурсов, богатств, в том числе территорий. Однако в современном мире богатства становятся нематериальными, большую часть мирового ВВП составляют информационные продукты, а их невозможно ни захватить, ни удержать военными средствами.

6) участие государства в деятельности международных организаций. Этот признак также не является обязательным, потому что такое участие для государств является добровольным, а также потому, что в истории человечества есть примеры участия в деятельности международных организаций субъектов, не являющихся государствами. Так, Украина стала членом и соосновательницей Организации объединённых наций, не являясь государством, – в 1945 году.

С учётом рассмотренных нами признаков, можно усложнить определение понятия «государства» и понимать его как распространяющуюся на определённую территорию особую форму организации общества, характеризующуюся наличием политической публичной власти, имеющей суверенитет и осуществляемой в деятельности государственных органов, которые своими решениями придают общеобязательный характер правилам, основной задачей которых является регулирование общественных отношений.

Понятие государства

В рамках современной науки теории государства и права существуют различные подходы к определению государства, базирующиеся на различных политических и правовых учениях. Отсутствие единого научного мнения по вопросу определения государства диктуется сложностью его как социального явления и постоянным развитием.

Из истории политических и правовых учений:

Аристотель: государство – «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее».

Н. Макиавелли: государство – общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов.

Ж. Боден: государство – «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

Т. Гоббс: государство – «единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого рода для общего мира и защиты».

Д. Локк: государство – «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы», т.е. большинства граждан, «входящих в государство». Д. Локк рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.

Л. Гумплович : государство – «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка».

Г. Еллинек : «Государство - это обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей».

Л. Дюги :«Государство - всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управ­ляемыми, т, е. политическая власть».

Н.М. Коркунов : «Государство есть общественный союз свободных людей с принудительным мирным порядком посредством предостав­ления исключительного права принуждения только органам государ­ства».



Л А. Тихомиров : «Государство есть союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости под соот­ветствующей ему верховной властью».

Г.Ф. Шершеневич : «Государство - союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Ф.Ф. Кокошкин : «Государство - не совокупность людей определенного рода, а отношение между ними, форма общежития, известная психологическая связь между ними».

Определения современных российских ученых:

В.К. Бабаев : Государство - политико-территориальная су­веренная организация публичной власти, располагающую специальным аппаратом для осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функции и способную делать свои веления обязательными для населения всей страны.

В.В. Лазарев: Государство – это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Л.И. Спиридонов: Государство есть политико-территориальная организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществляющей свою деятельность на собираемые с населения налоги.

Выводы:

Чаще всего опорными слагаемыми определения государства выступают власть, территория, население, а также политическая организация общества, подразумевающая его классовую сущность. Таким образом, государство определяется как аппарат управления, выделившийся из общества и стоящий над ним или как политически организованное общество, объединение множества людей, особая политическая интеграция, предполагающая опору на специальные правовые институты.

Следует иметь в виду, что любое определение государства, имеющее в своей основе всего лишь один из его признаков (например, «организацию политической власти»), не может считаться научным. В условиях продолжающихся по сей день дискуссий о сущности и понятии государства оптимальным вариантом его определения в методических целях является тот, который предусматривает наиболее широкий охват сущностных признаков.

Государство - это основной элемент политической системы общества, управляющий этим обществом посредством специального механизма, включающего органы, учреждения и силовые структуры, обладающий суверенитетом, представляющий население страны на международной арене и применяющий в случае необходимости средства и меры принуждения.

Государство – это единаяполитическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.

Признаки государства

1. Население (народ), разделенное по территориальному принципу (административно-территориальная организация населения). Население связано с государством посредством гражданства или подданства. Гражданство (подданство) - это устойчивая связь человека с государством; гражданин (подданный) обязан выполнять все правовые требования, исходящие от государства, но и вправе рассчитывать на защиту своих прав со стороны государства, в том числе и за пределами данного государства.

2. Территория государства – это естественное условие существования и функционирования государства; пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть; находящаяся под юрисдикцией (юри­дической властью) государства суша, воздушное пространство над нею, внутренние воды, территориальное море, континентальный шель­ф и государственные границы, отделяющие данное государство от других.

Составные элементы территории государства:

а) земля и ее недра, образующие сухопутную территорию;

б) реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства);

в) воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория государства);

г) объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты).

Территориальное деление населения и распространение государственной власти на население данной территории предполагает административно-территориальное деление (провинции, округа, края, области, районы и т. д.). Цель такого деления: рациональная и эффективная организация государственной власти и управления на данной территории, обеспечение контроля над ресурсами и населением.

3. Публичная власть, не совпадающая непосредственно с населением и стоящая над обществом. Материальным выражением публичной власти является механизм государства. Механизм государства – это иерархическая система государственных органов, учреждений и силовых структур, практически осуществляющих государственную власть. Публичная власть, осуществляемая государственным механизмом, включает специальный слой людей: государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, деятельность.

4. Налоги, займы - учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществ­ления социальных программ, формирования общенационального бюджета

5. Правовая основа функционирования государственно-организованного общества. Право оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. д.

6. Государственный суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внеш­неполитической сфере.

Сущность государственного суверенитета раскрывается с двух сторон: внутренней и внешней:

- внутренняя: а) верховенство государственной власти и ее независимость от всех других властей внутри страны (от власти органов местного самоуправления, власти партий и общественных организаций, власти СМИ и т.д.); б) право государства официально представлять все общество, в) власть в государстве распространяется на все на­селение; г) государство обладает правом издавать законы, действующие на территории всей страны;

- внешняя: а) при­знание государства международным сообществом в ка­честве субъекта межгосударственных отношений, представляющего все население определенной страны; б) проведение самостоятельной внешней политики при строгом соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права; в) невмешательство других государств во внутренние и внешние дела суверенного го­сударства.

Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.

Верховенство государственной власти означает:

Выступает в роли выразителя интересов народа;

Ее распространение на всех граждан и все социальные структуры общества;

Монопольную возможность применения средств принуждения, которыми не располагают другие субъекты политики;

Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной);

Прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

7. Монополияна легальное применение силы , физического принуждения.

8. Государственный язык (или языки).

9.Атрибутика, символика (герб, флаг, гимн, столица).

Сущность государства

Сущность государства определяется в соответствии с общесоциальным или классовым подходом.

Общесоциальный подход рассматривает государство как инструмент реализации целей, значимых для всего общества, основной институт политической системы общества, посредством которого осуществляется организация совместной деятельности в полити­чески организованном обществе.

С позиции классового подхода государство - это машина для подавления одного класса другим, средство обеспечения интересов господствующего класса.

Факторы, определяющие сущность государства:

а) социальный фактор - социальная структура общества, характер и содержание отношений между ее элементами (классами, сословиями, стратами);

б) экономический фактор – содержание производственных отношений, формы собственности, уровень развития производительных сил, формы распределения и потребления;

в) политический фактор - характер и структура политической системы общества, взаимосвязь государства в рамках политической системы с другими ее элементами (партиями, политическими организациями, и так далее), степень гарантированности политических прав и свобод;

г) культурный фактор – государство, как представитель всего населения, является официальным носителем признаков материальной и духовной культуры; хранитель прав и свобод человека и гражданина, демократических процессов,

д) национальный фактор – степень и формы выражения интересов проживающих на территории страны наций, национальных групп, национальных меньшинств.

е) исторический фактор – определяет изменение приоритета то классового начала, то общесоциального в сущности государства.

ЛИТЕРАТУРА:

Анненкова В.Г. Территория государства как дефиниция конституционной теории и практики // История государства и права. 2006. № 3.

Байтин М.И. Сущность права. Саратов, 2001.

Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. № 7.

Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.

Дементьев А.Н., Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории // Государство и право. 2007. № 12.

Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М., 1909.

Гумплович Л. Общее учение о государстве СПб., 1910.

Евсеенко Т.П. О понятии «простого» государства в юридической науке // Правоведение. 2004. № 1.

Еллинек Г. Общее учение о государстве СПб. 1908.

Жуков В.Н. Государство как ценность// Государство и право. 2009. № 9.

Захаров А. Еще раз о теории формаций // Общественные науки и современность. 1992. № 2.

Звонарева О.С. О цивилизационном подходе в теории государства и права // Правоведение. 2003. № 4.

Конев. Ф.Ф. Суверенитет: народный или национальный?! // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 6.

Корнев В.Н. О некоторых методологических подходах к исследованию государства // Российская юстиция. 2009. № 12.

Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ // Российское право. 2000. № 3.

Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7.

Степанов В.Ф. Важнейшие критерии эффективности демократического государства // Государство и право. 2004. № 5.

Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 1992. № 5.

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911.