Дтп с участием пешеходов причины. ДТП с участием пешехода — что делать водителю и пешеходу. Способы возмещения нанесенного ущерба

При ДТП водитель-пешеход в 2020 году есть очень несправедливая для водителей ответственность, даже притом, что последние не виноваты . Но она ещё больше при вине автолюбителя. О том, какое наказание за сбитого пешего участника дорожного движения, особенно, если тот пострадал или погиб, как работает ОСАГО в таких случаях, и другие тонкости аварий, если сбили пешехода, и рассмотрим ниже.

Обязанности водителя и пешехода по ПДД

В дорожном движении отношения водитель-пешеход регулируются Правилами через соответствующие запреты и обязанности, коррелирующие так, чтобы одной группе участников движения было что-то было запрещено или предписано уступить дорогу, а другой – дано право приоритета.

И в этом контексте далеко не все автолюбители, и, тем более, пешие участники знают свои права, а, главное, обязанности. Потому наш долг – перечислить их.

Итак, в обязанности пешеходов входит:

  • переходить дорогу только по пешеходному переходу , а если последний регулируемый, то только на зелёный (п. 4.3 и 4.4 ПДД),
  • но есть возможность и перейти вне перехода, при условии, что его нет в зоне видимости, и при этом пешеход обязан уступить дорогу автомобилисту, не должен выходить из-за стоящих машин и несёт ответственность за неисполнение обязанности (пункт 4.3),
  • двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, если их нет – по обочине, если нет её – по краю проезжей части против хода движения и в один ряд (п. 4.1),
  • если на перекрёстке нет перехода, то переходить можно вдоль линии тротуара или дорожки,
  • если пешеход не успел перейти дорогу на зелёный и загорелся красный, то обязан остановиться на разделительной линии или островке при их наличии,
  • равно как и водители, пешие лица обязаны пропускать автомобили спецслужб с включёнными маячками и сиреной.

Обязанности водителя согласуются с правами пешехода, чтобы не допустить наезда на последнего, и они нижеследующие:

  • уступать дорогу везде пешеходам с белой тростью в руке (которая сигнализирует о том, что участник движения слепой),
  • дать пешеходу закончить переход, если для того загорелся красный ,
  • при поворотах не создавать пешеходам помех.

Самая важная тонкость ДТП с участием пешехода заключается в том, что водитель в этом случае несёт 2 вида ответственности: административную за нарушения ПДД и гражданскую – за вред, причинённый пешеходу. Равно как и пешеход обязан возместить вред при своей вине в ДТП, а также подлежит штрафу или уголовной статье в зависимости от последствий наезда.

ДТП с пешеходом – что делать?

В первую очередь, выполнить все обязанности , предусмотренные пунктами 2.5-2.6.1 ПДД:

  1. выставить знак аварийной остановки,
  2. включить "аварийку",
  3. вызвать ГИБДД.

Это особенно важно, если вам кажется, что наезд на пешехода был очень лёгкий, вреда тому нет, и сам пеший участник движения подтверждает это и претензий не имеет.

В 2020 году просто на удивление часты случаи, когда пешеход, не имевший никаких претензий и увечий при ДТП, уже после этого идёт в травмпункт и фиксирует вред здоровью. Если ГАИ на место аварии вызвано не было, то водителя ждёт лишение прав по части 2 статьи 12.26 КоАП.

Административная ответственность водителя

Она наступает как в случае с ДТП по вине водителя, так и при отсутствии последствий нарушения.

Без ДТП

За простое нарушение - непропуск пешехода - водителя ждёт ответственность по статье 12.18 КоАП с штрафом от 1500 до 2500 рублей .

Это тот случай, когда не произошло аварии с наездом на пешего – если водитель не уступил дорогу:

  • на переходе – самая распространённая ситуация, когда водитель несёт ответственность в виде штрафа за пешехода,
  • при повороте на перекрёстке,
  • при повороте на прилегающую территорию,
  • во всех других случаях, когда идущий пешком имеет преимущество.

Если произошло ДТП с участием пешехода

Здесь рассматриваем случай, когда виноват водитель, а пешеход получил травмы, но не погиб. И наказаний уже за этот проступок два в зависимости от того, к каким последствиям для здоровья привела авария:

  • если в результате наезда на пешехода тот получил лёгкий вред здоровью, то штраф 2500-5000 рублей или лишение прав на срок от года до полутора лет,
  • если вред средний по вине водителя – штраф повышается уже до 10-25 тысяч рублей, а срок лишения до 1,5-2 лет.

Как различить степень вреда в результате ДТП с пострадавшим пешеходом, довольно сумбурно регулируют примечания к статье 12.24 КоАП:

1. Под причинением лёгкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Уголовная ответственность

УК РФ применяется в тех случаях, когда пешеходу нанесены травмы тяжёлой степени либо повлёкшие его смерть. Но, несмотря всего на 2 градации, наказаний гораздо больше.

При ДТП с пешеходом со смертельным исходом ответственность водителя в 2020 году увеличивается кратно – как в качестве, так и в количестве применяемых возможных статей.

  • если пешеходу причинён тяжкий вред, но автолюбителя ждёт часть 1 статьи 264 УК,
  • если водитель при этом , то наказание ещё жёстче – по части 2 этой же статьи,
  • часть 3 ждёт водителя, если ДТП принесло своим результатом смертельный исход,
  • часть 4 – если автолюбитель во время ДТП был в состоянии опьянения и причинил смерть на пешеходном переходе или в других местах, где пеший участник был прав по ПДД,
  • часть 5 – если трезвый автомобилист сбил 2 человек или более,
  • часть 6 – если пьяный водитель сбил 2 человек и более,
  • часть 1 статьи 111 УК – если автовладелец сбил пешехода умышленно и нанёс тому (по результатам экспертизы) тяжкий вред здоровью,
  • часть 4 ст. 111 Уголовного кодекса за аналогичный умышленный наезд на пешехода, и в результате ДТП тот погиб.

Возмещает ли ОСАГО пешеходу?

Да. Автогражданка призвана защитить водителя от ответственности перед другими участниками дорожного движения. И таковая не ограничивается лишь возмещением ущерба по ОСАГО при причинении вреда другим автомобилям .

В частности, ОСАГО работает в таких ситуациях:

  • если вы сбили пешехода и испачкали его, порвалась его одежда, разбился телефон и так далее, то страховка пешеходу возмещает имущественный вред в пределах установленного лимита 400 тысяч рублей ,
  • если в результате наезда на пешехода тот погиб или причинён вред его здоровью, то ОСАГО компенсирует за этот вред ; лимит уже составляет 500 000 рублей,
  • и даже если водитель скрылся с места происшествия, то по автогражданке пешеходу подлежит возмещение в виде компенсационной выплаты; основание – пункт 1 статьи 18 ФЗ "Об ОСАГО".

И ещё неожиданнее – даже если пешеход виноват, он всё равно сможет получить возмещение по страховке автовладельца. Но об этой возможности поговорим чуть ниже - по части гражданской ответственности.

Административная ответственность пешехода

Разумеется, пешеходы также несут солидарную ответственность при нарушении ими ПДД. Но, в отличие от водителя, штрафы пешим гораздо меньше:

  • 500 рублей или предупреждение за любое нарушение ПДД без последствий в виде ДТП (12.29 КоАП),
  • если такое нарушение создало помехи в дорожном движении – 1000 рублей (ч.1 ст. 12.30),
  • если в результате произошло дорожно-транспортное происшествие с причинением лёгкого или среднего вреда здоровью – 1000-1500 рублей (ч.2 это же статьи).

Могут ли задержать?

Да. И основанием для этого служит отсутствие у пешехода документа, удостоверяющего личность. Есть также и другие основания , но они применяются гораздо реже.

Уголовная ответственность пешехода

Она наступает в тех случаях, когда по вине пешехода произошло ДТП – неважно с наездом на него или же тот просто создал помеху, в результате чего, к примеру, другие транспортные средства столкнулись, где людям причинён тяжкий вред здоровью или смерть.

И данный вопрос регулируют 2 статьи УК:

  • если в ДТП по вине пешехода погиб человек, то применяется часть 1 статьи 109 Уголовного кодекса – причинение смерти по неосторожности,
  • при 2 и более погибших, где виновник – пешеход, применяется уже часть 3 этой же статьи,
  • за тяжкий вред будет , ч.1 УК.

Судебная практика ВС, где рассматривались дела с пешеходами, которым вменялась или .

Гражданская ответственность пешехода

Как мы уже указали выше, помимо административной и уголовной, которые применяются как наказанием участникам дорожного движения от государства, есть ещё гражданская ответственность. Она выражается в возмещении ущерба здоровью, имущественного и морального вреда тому, кому таковые нанесены.

И при ДТП с участием пешеходов, где виновник – именно пеший участник, ответственность в полной мере несёт это лицо. Например, если человека сбила машина в неположенном для перехода месте, то ответственность несёт пешеход за вред автомобилю – помятые кузовные детали. Суров закон, но это закон 2020 года!

Если скрылся

Главное, чтобы пешеход не сбежал, ведь идентифицировать его, в отличие от транспортных средств, у которых есть госномера, очень сложно. Следовательно, при ДТП с пешеходом, где тот скрылся с места, практически отсутствует вероятность найти его.

В любом случае ваша обязанность вызвать сотрудников ГИБДД, которые по факту скрытия обязаны возбудить дело для поиска виновника.

Если пьяный

В этом случае для потерпевшего водителя последствия возмещения вреда от пешехода ничем не отличаются от того, как если бы тот был трезвый. А вот для последнего административная (штраф вместо предупреждения) или уголовная ответственность (лишение свободы вместо штрафа, как пример) будет жёстче, так как опьянение – несомненно, отягчающее обстоятельство в ДТП.

И ГИБДД следует вызывать в этом случае, тем более. Дело в том, что возможный вред здоровью в случае, если пешеход пьяный, может быть совсем не очевиден – тот просто не чувствует боли при опьянении, например. А притом, что пешеход – потенциальный виновник дорожно-транспортного происшествия, становится особенно важно вовремя зафиксировать все обстоятельства последнего.

Можно ли водителю обращаться по ОСАГО?

Нет. Как мы уже описали выше, по ОСАГО страхуется автогражданская ответственность водителя. Не имущество, а именно ответственность. Поэтому такой вид страховки покрывает ущерб от автовладельца третьим лица, а имущество страхует Каско. Если у вас есть такой полис, то безусловно вы можете обратиться по нему.

Гражданская ответственность водителя

Она аналогично заключается в возмещении причинённого вреда имуществу, жизни или здоровью пешехода, и в случаях, когда водитель виновен полностью в ДТП, всё предельно ясно. Но есть одна важная тонкость, когда водитель обязан возместить вред пешеходу при невиновности первого.

Если водитель не виновен, а пешеход – виноват

Таким образом, в этом случае в стандартных ситуациях происходит следующий расклад ответственности сторон аварии:

  • пешеход, так как они виновен в ДТП, возмещает имущественный и иной вред водителю по статье 1064 Гражданского кодекса,
  • водитель же возмещает также любой вред (кроме морального) пешеходу на основании статьи 1079 ГК как владелец ИПО.

Покрывает ли ОСАГО вред по ИПО?

Да. Так как ответственность водителя застрахована, то вред пешеходу в ДТП возмещается по страховке. Пеший же участник как виновник платит водителю из своего собственного кармана .

При этом, водитель, разумеется, не получит выплату за собственный автомобиль по ОСАГО – такое право есть только у пешехода.

И это тот самый нелогичный, на первый взгляд, случай, когда даже при отсутствии вины водителя в происшествии, наступает его ответственность (при этом, нет наказания), и у него повышается КБМ , если пешеход будет обращаться за компенсацией ущерба.

Кроме того, обратите внимание, что, согласно судебной практике, также вследствие владения ИПО вред возмещается не только в ДТП водитель-пешеход, но и водитель-велосипедист и велосипедист-пешеход .

Если автомобилист скрылся

В случаях, когда в случившемся ДТП с наездом на пешехода водитель машины скрылся с места ДТП, то даже если подтверждена виновность пешего участника, вред также подлежит возмещению по ИПО. Однако, его уже выплачивает не водитель, а собственник транспортного средства.

Дело в том, что 1079 ГК говорит именно о владельце автомобиля. А таковым, если не установлен водитель, является собственник.

Судмед-экспертиза при пострадавшем пешеходе

Обычно ДТП, связанные с пешеходами, где те пострадали, длятся достаточно долго – до 1 года. Причиной тому служит факт установления вреда, причинённого их здоровью. Такая же ситуация происходит при авариях только автомобилей, просто пострадавшие в таких случаях бывают реже, потому для ДТП с наездом на пешехода это становится более актуально.

Длительность административного расследования здесь прямо коррелирует с длительным процессом констатации травм и их степени. В результате этого водителю выносится определённое наказание, если тот виновен.

Но и пешеход по ОСАГО с водителя не сможет получить возмещение до окончания судебно-медицинской экспертизы и вынесения решения об ответственности автомобилиста.

При рассмотрении причин автомобильных аварий в большинстве случаев разбирают ошибки и нарушения, которые допускают водители. Однако значительная часть ДТП на улицах происходит по вине пешеходов. При этом последствия таких аварий могут быть самыми серьезными для их виновников.

Когда виноват пешеход

Наезд на пешеходов представляет собой один из наиболее распространенных видов дорожно-транспортных происшествий. Причем, учитывая характер ДТП, его итогом в большинстве случаев становится серьезный ущерб для здоровья или даже гибель пешехода.

Традиционно в случае наезда принято обвинять водителя. Это в значительной степени связано с тем, что пешеход является более уязвимым и намного сильнее страдает при ДТП. Действительно, в большинстве случаев виновником оказывается водитель. Однако, как показывает практика независимой экспертизы после ДТП , немалая часть наездов совершается и по вине пешеходов.

По статистике пешеходы становятся виновниками ДТП в среднем в 16-17 % случаев. Это весьма значительная цифра аварий. Также следует учитывать, что во многих случаях точно установить причины наезда оказывается невозможно. При этом почти всегда в виновники «записывают» водителя. Поэтому число ДТП по вине пешеходов вполне может достигать 20 % и более.

Почему происходят ДТП по вине пешехода

Каждый человек, выходя на улицу, становится пешеходом, независимо от его уровня образованности, возраста, знания ПДД, навыков, состояния здоровья и других факторов. В свою очередь, каждый пешеход, как и водитель, обязан соблюдать правила дорожного движения. Однако реализовать это на практике оказывается далеко не так просто.

Чтобы стать водителем, необходимо пройти обучение в автошколе и сдать экзамен, что уже предполагает наличие достаточной подготовки и знаний. Кроме того, за действиями водителей осуществляется надзор ГИБДД. С другой стороны, чтобы стать пешеходом, как было сказано, достаточно просто выйти на улицу, да и ГИБДД за ними практически не следит. В связи с этим далеко не всегда пешеходы готовы соблюдать правила дорожного движения.

Практически каждый человек, когда-либо переходил дорогу в неположенном месте. В большинстве случаев причиной является спешка или банальная халатность. Очень часто подобные нарушения совершают дети, которым взрослые просто не объяснили, как правильно переходить дорогу, и насколько серьезными могут быть последствия. При этом дети зачастую еще не могут адекватно оценить ситуацию и пытаются перебежать дорогу прямо перед движущимся автомобилем.

Значительная часть наездов происходит в ночное время на плохо освещенных участках дороги. Пешеходы зачастую просто не понимают, что водителю намного сложнее ориентироваться в темное время суток, и времени, чтобы среагировать, у него может быть совсем мало.

В целом основными причинами дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов являются:

  • переход дороги в неустановленном месте;
  • переход дороги на запрещающий сигнал светофора;
  • движение по обочине с правой стороны;
  • несоблюдение требований безопасности при переходе или движению по обочине в темное время суток;
  • переход дороги без учета погодных условий (например, во время гололеда пешеходы могут не учитывать, что длина тормозного пути автомобиля значительно увеличивается, а водитель может потерять управление при резком торможении).

В целом можно сказать, что пешеход должен помнить, что он так же, как и водитель, несет ответственность за соблюдение ПДД. Причем отвечать ему приходится своим здоровьем и жизнью. Особое внимание должно уделяться обучению детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

Помните, что безопасность на дороге зависит от соблюдения ПДД!

Традиционно при наезде на человека, шедшего по проезжей части, сразу обвиняют водителя, и это отчасти справедливо, ведь он управляет средством повышенной опасности и несет за это определенную ответственность. Однако на практике ДТП по вине пешехода случаются в 20% случаев.

Как правило, результатом становится нанесение ущерба здоровью, а иногда трагическая гибель под колесами авто.

Возможные причины аварий по вине пешехода

Специалисты проводят анализ причин, приводящих к авариям. Так, было установлено, что ДТП с пешеходом происходят довольно часто и в большинстве случаев по его собственной вине. Наши граждане переходят дорогу там, где им удобно. Одни считают, что водители обязаны пропускать людей всегда, другие руководствуются приоритетным правом на дороге, о котором говорится в ПДД. Но не стоит забывать, что автомобили имеют разные технические характеристики, и резко затормозить удается не всегда.

По сведениям госавтоинспекторов, причины ДТП по вине самих пешеходов, бывают следующие:

  • незнание и нежелание соблюдать правила движения на дороге;
  • перебегание автомагистрали на красный свет;
  • попытки догнать отъезжающую маршрутку;
  • отсутствие на верхней одежде световозвращающих элементов;
  • выход на дорогу в состоянии опьянения после употребления алкогольных напитков;
  • неловкое движение, повлекшее падение под колеса движущегося автомобиля.

Рассмотрим подробнее распространенные ситуации, когда в аварии виноват пешеход.

Нарушение ПДД

Частыми являются случаи, когда гражданам не хочется искать ближайший переход либо у них нет на это времени. В спешке они перебегают дорогу в максимально удобном месте перед близко идущим транспортом.


Если пешеход не успеет преодолеть отрезок дороги, а водитель не успеет вовремя среагировать и нажать на тормоз, в результате все может закончиться плачевно. В зимний период на скользкой дороге тормозной путь транспортных средств увеличивается, и угроза наезда возрастает.

На втором месте находятся ситуации, когда граждане перебегают через дорогу на красный свет. Им не хватает терпения дождаться момента, когда загорится зеленый. Они начинают движение по «зебре», но неожиданно из-за поворота выезжает автомобиль на высокой скорости. Столкновение с ним будет неминуемым. Дети, которых родители не научили вести себя на дороге, выбегают на проезжую часть, совершенно не отдавая отчета своим действиям.

Некоторые пенсионеры вообще не знают ПДД, привыкли жить во времена, когда автомобили на дороге проезжали раз в день, а то и в неделю. В ходе ремонтных работ место расположения «зебры» рабочие обычно переносят, а люди по привычке продолжают ходить по прежнему месту, что бывает опасно.


Стараясь не опоздать на работу, люди бегают по проезжей части за маршрутками или троллейбусами, а потом страдают от своей повышенной активности.

Попадание пешехода в ДТП происходит по причине невнимательности, граждане элементарно не смотрят по сторонам, когда собираются пересечь дорогу. Большинство, подходя к переходу, не стараются убедиться в том, что все транспортные средства остановились по сигналу светофора и пропускают идущих людей. Иногда передвигающиеся позади или сбоку автомобили не останавливают движение, и в результате человек попадает под колеса.

Темное время суток

В темное время суток дорожные аварии происходят чаще всего по той причине, что люди не используют дополнительные средства защиты. На их одежде отсутствуют световозвращающие элементы, которые улучшают видимость пешехода на дороге со стороны водителя. Расстояние видимости идущего человека при наличии у него на брюках и куртке отражающих свет элементов возрастает до 400 метров.

В зимний период на улице темнеет рано, так что опасность оказаться под колесами авто возрастает в разы. Человек в черной одежде становится заметен водителям только на расстоянии трех метров. Резко затормозить при этом они не смогут. Пешеходы не желают ставить себя на место водителя, для которого бывает гораздо сложнее ориентироваться и контролировать ситуацию на дороге в темное время суток.

Другие ситуации

Граждане в состоянии алкогольного опьянения часто погибают при дорожных происшествиях, потому что не могут адекватно воспринимать происходящее вокруг.


ДТП происходят также при падении человека под колеса автомобиля, передвигающегося на большой скорости. Рискует собственным здоровьем и тот, кто пересекает дорогу в местах, где транспорт движется со скоростью до 100 км/час. Даже заметив идущего человека на большом расстоянии, водитель в таких условиях не сможет вовремя остановить авто. Кроме того, за его автомобилем движется еще десяток машин на такой же повышенной скорости.

Таковы основные причины аварий с участием пешеходов. На сегодняшний день поводов для возникновения ДТП насчитывается несколько десятков. Ошибки совершают как водители, так и те участники движения, которые передвигаются пешком. Усугубляют ситуацию неблагоприятные погодные условия и техническое состояние транспортных средств. Иногда причинами происшествий становятся сторонние факторы, например, выход из строя тормозной системы автомобиля.

Неисправный автомобиль относится к ряду случайных факторов, хотя инспектор ГИБДД, прибывший на место аварии, может подумать иначе. Водитель вовремя не позаботился о техническом обслуживании и ремонте своего авто, значит, он виноват.

Статистические данные

Статистика за прошедший 2016 и завершающийся 2017 год выглядит следующим образом:


  1. Сотрудники госавтоинспекции зарегистрировали всего 38 500 контактов пешеходов с автомобилями, из них 4 567 случаев были смертельными, а 35 687 человек получили телесные повреждения разной степени тяжести.
  2. Нередки были случаи нанесения вреда людям со стороны неаккуратных водителей, заезжающих прямо на тротуары и обочины, пытаясь обогнать идущий впереди транспорт. Статистика отмечает 12 250 подобных происшествий, в которых 780 человек погибли, а 12 234 гражданам был нанесен тяжкий вред здоровью.
  3. В условиях плохой видимости произошло 13 870 наездов и столкновений, в итоге пострадали 11 870 человек и погибли 2 780.
  4. Зафиксировано 20 877 ДТП по вине водителя, управляющего транспортным средством и не справившегося с управлением (часто в состоянии алкогольного опьянения), 20 100 человек получили травмы, а 1 890 лишились жизни. К сожалению, автовладельцы, находясь за рулем, допускают превышение скорости передвижения внутри города, не снижая обороты двигателя перед пешеходными переходами.

Статистика ежегодно меняется, но в основном динамика происшествий является отрицательной, автомобильные аварии по вине пешеходов происходят все реже. Но это не означает, что можно расслабиться. Уровень дорожных аварий продолжается оставаться на высоком уровне. Положительные изменения незначительны, и чаша весов может в любой момент склониться в обратную сторону.

Принятый алкоголь и незнание ПДД неизбежно влекут за собой ДТП. Здесь приведены официальные данные ГИБДД по России.


Нужно отметить, что сведения, предоставляемые статистами, не всегда объективно отражают ситуацию. Внимательным и бдительным нужно быть всегда, особенно на проезжей части. Это поможет избежать сложных и смертельно опасных ситуаций. Нужно заблаговременно позаботиться о своей безопасности и предварительно разобраться в причинах происшествий.

Приблизительно 10% из числа людей, попадающих в ДТП, погибают, то есть жизни лишается каждый десятый. Остальные 90%, оказавшись под колесами, чувствуют себя не лучше, получают травмы и ранения, порой, приводящие к инвалидности.

Последствия для виновного пешехода

Как показывает статистика, нередко в дорожном происшествии бывает виноват пешеход. Следовательно, он должен нести ответственность за свои действия и поступки. Меру наказания определяет всегда суд. Обычно нарушителю приходится заплатить административный штраф в размере 1000 рублей.


Если по вине пешехода нанесен материальный ущерб, вред здоровью водителя или пассажира, то наказание может быть более серьезным:

  1. Причинение легкого вреда здоровью водителя наказывается штрафом до 1500 рублей.
  2. Если имеют место тяжелое состояние пострадавшего или его гибель, то виновнику грозит уголовная ответственность.
  3. Если после аварии наступила смерть нескольких человек, то судья вправе лишить виновника ДТП свободы на срок до 7 лет.
  4. По решению Конституционного суда с 2012 года гражданина, виновного в ДТП, могут обязать произвести выплату компенсации пострадавшему за ремонт поврежденного транспортного средства.

По статье 1064 ГК РФ виновник совершения ДТП обязан возместить причиненный пострадавшему водителю материальный вред в полном объёме. В случае смерти самого причинителя вреда, средства на возмещение ущерба взыскиваются из оставленного им наследства.

Осторожными на дороге нужно быть всем. В каждом случае за нарушения правил виновный неминуемо понесет ответственность, вплоть до тюремного заключения. Кроме того, пешеходам отвечать приходится собственным здоровьем и жизнью. Изучайте правила дорожного движения сами, разъясняйте их своим детям, чтобы уберечь молодое поколение от попадания под колеса автомобиля.

Человек, управляющий автомобилем должен быть предельно внимательным, в таком случае возможность совершения аварии снижается в несколько раз. За 2017 год было совершено почти 17 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием пешехода, и почти тысяча из них погибла. Какие действия должен предпринять пострадавший при таком ДТП? Куда обращаться за возмещением вреда здоровью? Каков алгоритм действий пешехода и водителя при аварии? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Порядок действий пешехода

Пешеходам следует принимать решение о дальнейших действиях после аварии, исходя из обстоятельств произошедшего. Если водитель оказался порядочным человеком и оказывает помощь потерпевшему, то действовать надо в соответствии с ситуацией. Бывает такое, что вред здоровью причинен незначительный и выражен в ссадине или синяке, тогда имеется возможность решить вопрос, не вызывая ДПС. Когда вред здоровью причинен в значительной степени, то потребуется вызвать и дождаться ГИБДД и скорую помощь. Сотрудники по прибытии проведут осмотр места аварии и оценят тяжесть вреда.

В ситуации, когда авария происходит за пределами пешеходного перехода, у водителя имеется возможность доказать факт, что в случившемся виновен пешеход. Тогда можно требовать с него возмещения за вред, причиненный авто и привлечения виновника к ответственности. Доказательная база может быть построена на показаниях свидетелей, записи с видеорегистратора, камер наблюдения. Авария может произойти в то время, когда человек двигается по пешеходному переходу. Бывает, что водитель скрывается с места ДТП, в таком случае пешеходу потребуется:

  1. Запомнить марку автомобиля или государственный номер.
  2. Вызвать сотрудников ГИБДД и скорой помощи. В ситуации, когда повреждения пешеходом получены незначительные, лучше всего будет дождаться полицию и сообщить детали аварии.
  3. Записать данные очевидцев случившегося. Это потребуется, чтобы иметь возможность подтвердить версию пешехода в суде.
  4. Написать заявление с просьбой привлечь виновника к ответственности.
  5. Проверить состояние здоровья с помощью медицинских исследований.

При наличии у водителя страховки, причиненный урон возмещается за счет ОСАГО. Если выплаченной суммы не достаточно - необходимо обратиться к водителю с требованиями о возмещении недостающей части. Обращение может быть в добровольном порядке либо через суд. Пострадавший имеет возможность требовать с водителя возмещения понесенных им денежных расходов на лечение, восстановление, за утрату трудоспособности, пропуски на работе. Также возмещению подлежит моральный ущерб, причиненный жертве. Для этого требуется обратиться с исковым заявлением в судебные органы. Дело рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. Все выдвинутые требования необходимо подтвердить с помощью документации, чем являются больничные, чеки на приобретение лекарств и прочее. Сумма морального ущерба устанавливается пострадавшим, однако суд при рассмотрении дела руководствуется правилами разумности.

Если человеку в результате ДТП был причинен вред, который относится к категории тяжких, следствием чего он стал инвалидом либо на длительный период времени утратил возможность осуществлять трудовую деятельность - виновный привлекается к ответственности согласно санкциям статьи 264 УК РФ. Наказание предусматривается в виде лишения свободы на два года и лишение прав на три года. Когда вред здоровью небольшой тяжести или расценивается, как средний и не связан с риском для жизни - виновный отвечает в пределах, указанных в административном законодательстве.

Как поступить водителю?

В случае, когда произошло ДТП с участием пешехода, водителю нужно выполнить действия, прописанные в законодательстве. Изначально автолюбитель должен заглушить машину и не двигать ее с места, установить знак аварийной остановки. Пешехода нужно оградить от других машин, с целью защиты от причинения ему более серьезных повреждений. При необходимости пешеходу оказывается медицинская помощь. Если возникла экстренная ситуация, то требуется доставить потерпевшего в больницу на своем автомобиле или воспользоваться помощью проезжающих мимо. При этом нужно учитывать, что если перемещать человека, то ему могут быть причинены более серьезные травмы.

До приезда ГИБДД нужно зафиксировать на фото- и видеозапись обстановку происшествия. Если авария произошла за пределами пешеходного перехода - на фото должно быть четко видно отсутствие соответствующих дорожных знаков. Если имеются очевидцы, необходимо сохранить их данные, чтобы иметь возможность использовать их показания в суде. После прибытия сотрудников полиции, нужно принять участие в составлении документов, относительно ДТП. Изначально в устной форме излагаются обстоятельства произошедшего, при наличии подтверждения слов водителя в форме видеозаписи, свидетельских показаний - нужно сообщить инспектору. При составлении сотрудником схемы аварии требуется проследить за правильностью проведения замеров.

С конца 2017 года сотрудники ГИБДД не выдают справок о ДТП. Вместо них в страховую компанию или другое учреждение (например, суд) необходимо предоставить копию протокола, составленного на месте аварии.

Если пешеходу причинены травмы, то решается вопрос о возбуждении уголовного или административного дела, в зависимости от тяжести урона и проводится расследование. В отношении водителя в обязательном порядке проводится освидетельствование на предмет опьянения. Отказаться от данной процедуры нельзя, в противном случае на автолюбителя налагается штраф, и он лишается прав.

Далее сотрудниками ДПС назначается время для явки участников аварии в отделение для дачи показаний. В таком случае, прежде чем давать показания, требуется проконсультироваться со специалистом. В объяснении подробно перечисляются обстоятельства аварии, указываются данные очевидцев и прочие доказательства, которыми обладает водитель. При отсутствии на месте наезда пешеходного перехода данное обстоятельство обязательно должно быть отражено в документах (протоколе, акте осмотра места происшествия).

При возникновении необходимости можно подать ходатайство о вызове свидетелей на опрос. У автолюбителя есть возможность пользоваться помощью адвоката на протяжении всего рассмотрения дела. Решение о возбуждении уголовного или административного дела связано с результатами экспертизы тяжести вреда, причиненного пешеходу. Если водитель не виновен, то принимается решение об отказе в возбуждении дела.

Заключение

В случае ДТП с наездом на пешехода алгоритм действий может различаться в зависимости от степени тяжести аварии. Если водитель авто не пострадал, он должен действовать по стандартной схеме - остановить машину, вызвать службы спасения, убедиться, что с пострадавшими все хорошо или оказать первую помощь. Вопросы о возмещении ущерба и о применении мер ответственности будут рассматриваться на основании материалов дела, собранных сотрудниками ГИБДД, непосредственно виновником и пострадавшим.