Анализ стихотворения Блока «Да так диктует вдохновенье.  Блок А.А. Стихотворения Блок да так диктует вдохновенье анализ

Александр Александрович Блок

Да. Так диктует вдохновенье:
Моя свободная мечта
Всё льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.

Туда, туда, смиренней, ниже, —
Оттуда зримей мир иной…
Ты видел ли детей в Париже,
Иль нищих на мосту зимой?
На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Всё не смела в твоей отчизне, —
Дай гневу правому созреть,
Приготовляй к работе руки…
Не можешь — дай тоске и скуке
В тебе копиться и гореть…
Но только — лживой жизни этой
Румяна жирные сотри,
Как боязливый крот, от света
Заройся в землю — там замри,
Всю жизнь жестоко ненавидя
И презирая этот свет,
Пускай грядущего не видя, —
Дням настоящим молвив: Нет!

Александр Блок

Суровые обличительные интонации «Ямбов» вызваны диссонансами и лицемерием окружающей жизни, однако в основе авторских эмоций лежит не мизантропия, а горькая «неразделенная любовь» к человечеству. Отважный и благородный лирический герой цикла не чувствует себя одиноким: его «тихие стихи», обладающие мощным звучанием, являются выражением высоких гуманистических традиций русской лирики. Поэт жаждет ответной реакции от общества. Он готов и к осмеянию, и к восторженному признанию пророческого дара. Беспощадно честный к себе, автор определяет творческое кредо, которое предписывает отказ от спокойствия «красивых уютов» в пользу гражданской борьбы.

Поэтическая доктрина сформулирована в стихотворении, датируемом 1911—1914 гг. Произведение начинается с утвердительной частицы, призванной придать убедительность, усилить точку зрения лирического «я».

Что повелевает вдохновение герою-поэту? Эмоциональные размышления касаются предмета искусства, которым становится изображение жалкого существования униженных, прозябающих в безденежье и мраке. Вопиющие примеры несправедливости — оборванные дети и нищие, мерзнущие на зимнем ветру. Эпизод, иллюстрирующий наиболее возмутительные моменты мироустройства, автор выделяет при помощи курсива и особого ритмического рисунка, отличающегося от остального текста.

Показательно направление вектора, заданное лирическим повествованием. Оно призывает поэта-небожителя преодолеть высокомерную камерность тематики, спустившись вниз, на социальное дно. Последнее получает обобщающее метафорическое наименование «ужаса жизни». Именно его следует изображать истинному творцу, и в этом императиве Блока слышатся ноты бескомпромиссной некрасовской гражданственности.

За пророческим упоминанием о грядущей «великой грозе» следуют рекомендации собратьям по цеху. Указания разделены в зависимости от мировоззренческих убеждений коллег. Сторонникам лирического «я» предстоит честная работа, противникам — томительное, уничтожающее душу бездействие.

Субъект речи не скрывает презрения к оппонентам, стремящимся уйти от описания социальных диссонансов. Уничижительное отношение иллюстрируется сравнением с «боязливым кротом», трепещущим от страха под землей. Однако и в этом случае есть место честности: отказавшимся от гражданской темы следует полностью сосредоточиться на изображении интимных переживаний, избегая приукрашивания действительности.

“Да. Так диктует вдохновенье…” (1911-1914). В стихотво­рении выражено неприятие Блоком “ужасов жизни”, “страшного мира”, в котором погрязло настоящее:

Всю жизнь жестоко ненавидя И презирая этот свет,

Пускай грядущего не видя,

Дням настоящим молвив: нет!

По мысли А. Блока, поэт должен выражать открыто свое не­согласие существующему миропорядку, стереть “румяна жир­ные” лживой жизни:

На непроглядный ужас жизни Открой скорей, открой глаза…

Данное стихотворение вошло в сборник А. А. Блока “Ямбы”, которому предпослан эпиграф – строка из сатиры древнерим­ского поэта Ювенала “Негодование рождает стих”.

Глоссарий:

– анализ стихотворения блока да так диктует вдохновенье

– анализ стихотворения да так диктует вдохновенье

– блок да так диктует вдохновенье анализ

– да так диктует вдохновенье

– анализ стихотворения да так диктует вдохновение


Другие работы по этой теме:

  1. “Ночь, улица, фонарь, аптека…” (1912). Данное стихотворе­ние А. Блока посвящено “страшному миру”. Лирический герой – человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, ми­лосердии. Кольцевая композиция...
  2. “Сусальный ангел” (1909-1912). Лирический сюжет стихо­творения восходит к рассказу Леонида Андреева “Ангелочек” (1899). Сусальный ангелочек, еще не повешенный на “разукра – шенную елку” тает от...
  3. “Сольвейг” (1906). Стихотворение написано под влиянием пьесы норвежского драматурга Ибсена “Пер Гюнт”, которая по­строена на фольклорных мотивах. Ее героиня Сольвейг (по – норвежски – солнечный...
  4. “Утро в Москве” (1909). В стихотворении отразилось чувст­во радости земной жизни. Лирический герой счастлив от созна­ния того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий...
  5. “Земное сердце стынет вновь…” (1911-1914). В данном стихотворении отразилось трагическое мировосприятие Блока, активное отрицание “страшного мира”: Земное сердце стынет вновь, Но стужу я встречаю грудью....

Одно из произведений цикла "Ямбы", который характеризуется в творчестве автора ярко выраженными интонациями, спровоцированными диссонансами оружающего мира и лицемерием других людей. При этом нужно подчеркнуть, что в основе в данном случае лежит своеобразная, "неразделенная" любовь к человечеству в целом.

Главная тема стихотворения

В стихотворении выражена мысль о том, что поэт в этом мире не одинок. Он откровенно ищет понимания среди других людей, но готов и к негативным реакциям на свои произведения, в которых высказаны его личные, откровенные мысли. Сам дар поэзии автор представляет, как некий дар пророка, поскольку считает, что поэты способны заглянуть немного вперед.

Эмоциональные рассуждения, в которые опускается при написании поэт, обращаются к ярким примерам социального неравенства и несправедливости, а также к иллюстрациям наиболее возмутительных моментов в современном обществе.

Структурный анализ стихотворения

Для демонстрации мысли автора используются четкие, яркие образы вроде замерзающих на ветру нищих детей. Особенные моменты в произведении автор выделяет сбиваниями ритмики и особенностями размера стихотворения. Таким образом выделяется основная мысль в стихотворении, и обращается на нее внимание читателя.

Поэт использует позицию честности с собой и своими читателями, и откровенно высказывает мысли о том, что авторам необходимо спуститься вниз к простым земным проблемам, чтобы привлечь при помощи поэзии внимание общества к проблемам, которые существуют в социальной сфере государства.

Вывод

Строки поэта достаточно понятные и простые, а вопросы социальной несправедливости в России стоят все так же остро. Это делает произведение очень актуальным даже сейчас, несмотря на то, что написано было много десятилетий назад.

«Да. Так диктует вдохновенье…» Александр Блок

Да. Так диктует вдохновенье:
Моя свободная мечта
Всё льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
Туда, туда, смиренней, ниже, —
Оттуда зримей мир иной…
Ты видел ли детей в Париже,
Иль нищих на мосту зимой?
На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Всё не смела в твоей отчизне, —
Дай гневу правому созреть,
Приготовляй к работе руки…
Не можешь — дай тоске и скуке
В тебе копиться и гореть…
Но только — лживой жизни этой
Румяна жирные сотри,
Как боязливый крот, от света
Заройся в землю — там замри,
Всю жизнь жестоко ненавидя
И презирая этот свет,
Пускай грядущего не видя, —
Дням настоящим молвив: Нет!

Анализ стихотворения Блока «Да. Так диктует вдохновенье…»

Суровые обличительные интонации «Ямбов» вызваны диссонансами и лицемерием окружающей жизни, однако в основе авторских эмоций лежит не мизантропия, а горькая «неразделенная любовь» к человечеству. Отважный и благородный лирический герой цикла не чувствует себя одиноким: его «тихие стихи», обладающие мощным звучанием, являются выражением высоких гуманистических традиций русской лирики. Поэт жаждет ответной реакции от общества. Он готов и к осмеянию, и к восторженному признанию пророческого дара. Беспощадно честный к себе, автор определяет творческое кредо, которое предписывает отказ от спокойствия «красивых уютов» в пользу гражданской борьбы.

Поэтическая доктрина сформулирована в стихотворении, датируемом 1911-1914 гг. Произведение начинается с утвердительной частицы, призванной придать убедительность, усилить точку зрения лирического «я».

Что повелевает вдохновение герою-поэту? Эмоциональные размышления касаются предмета искусства, которым становится изображение жалкого существования униженных, прозябающих в безденежье и мраке. Вопиющие примеры несправедливости - оборванные дети и нищие, мерзнущие на зимнем ветру. Эпизод, иллюстрирующий наиболее возмутительные моменты мироустройства, автор выделяет при помощи курсива и особого ритмического рисунка, отличающегося от остального текста.

Показательно направление вектора, заданное лирическим повествованием. Оно призывает поэта-небожителя преодолеть высокомерную камерность тематики, спустившись вниз, на социальное дно. Последнее получает обобщающее метафорическое наименование «ужаса жизни». Именно его следует изображать истинному творцу, и в этом императиве Блока слышатся ноты бескомпромиссной некрасовской гражданственности.

За пророческим упоминанием о грядущей «великой грозе» следуют рекомендации собратьям по цеху. Указания разделены в зависимости от мировоззренческих убеждений коллег. Сторонникам лирического «я» предстоит честная работа, противникам - томительное, уничтожающее душу бездействие.

Субъект речи не скрывает презрения к оппонентам, стремящимся уйти от описания социальных диссонансов. Уничижительное отношение иллюстрируется сравнением с «боязливым кротом», трепещущим от страха под землей. Однако и в этом случае есть место честности: отказавшимся от гражданской темы следует полностью сосредоточиться на изображении интимных переживаний, избегая приукрашивания действительности.

Сочинение

Свободная тема "Анализ стихотворения" - сочинение "Стихотворение А.Блока "О, я хочу безумно жить...""

Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо В.С. Миролюбову, 1918). Особенностью его проблематики стала открытая гражданская направленность:

Да. Так диктует вдохновенье:
Моя любовная мечта
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
Туда, туда, смиренней, ниже, -
Оттуда зримей мир иной…

(«Да. Так диктует вдохновенье…», 1911 – 1914)

Эпиграфом к циклу стала цитата из «Сатир» Ювенала (96 ок. 127): «Негодование рождает стих» (пер. В.Н. Орлова). «Негодование» Блока обращено на «непроглядный ужас жизни», редставляющий в стихотворениях цикла «Ямбы» «ночной», «черной», «траурной», «лживой», полной «безличного» и «несбывшегося». Реминисцентный ряд цикла чрезвычайно богат – в нем
слышны отголоски произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А, Некрасова, Ф.И. Тютчева. Лирический герой А. блока, наследник и продолжатель русской поэтической традиции, обращается к читателям от имени ее носителей:
Но мы – все те же. Мы, поэты,
За вас, о вас тоскуем вновь,
Храня священную любовь,
Твердя старинные обеты…
(«О, как смеялись вы над нами…», 1911)
В стихотворении «О, я хочу безумно жить…» лирический герой провозглашает как цель своего творчества:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
В отличие от скептицизма «Художника», данное стихотворение проникнуто пушкинским доверием к жизни («хочу безумно
жить»), стремлением в ее оценке подняться над временным и личным:
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне…
Понятие «жизнь» двойственно – это реальность, в которой «задыхается» лирический герой, и высший смысл бытия, становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности «воплотить» лишенное плоти, «увековечить» мгновенное, вдохнуть душу в «безличное». Лирический герой стихотворения предстает новым «пророком», продолжающим пушкинскую и лермонтовскую традицию. «Пророк» Пушкина (1826), исполненный божественной «волей», у Лермонтова превращается в «угрюмого» отшельника, о котором «старцы детям говорят»:
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
(«Пророк», 1841)
О блоковском пророке «в грядущем скажет» «юноша веселый», напоминающий «племя//Младое, незнакомое» пушкинского отрывка «Вновь я посетил…» (1835), «внука»
…когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Потомок блоковсокго пророка прежде всего просит его «угрюмство», сосредоточенность на темной стороне действительности:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
На новом этапе преодолевается лермонтовский пессимизм, в основе «всеведенья» пророка снова, как у Пушкина, оказываются «добро и свет» («Он весь – дитя добра и света…»). Заключительная строчка – реминисценция из другого пушкинского стихотворения, хотя можно сказать, что в ней развивается мотив, характерный для всего творчества великого поэта, восславившего в «жестокий век… свободу» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», 1836). Свобода – «сокрытый двигатель» творчества, позволяющий поэту продолжать свой путь, «обходя моря и земли», как пушкинский пророк, преодолевая время и судьбу.