Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Море». Основные мотивы стихотворений Жуковского «Море» и «Вечер

Сравнительная характеристика элегии В. А. Жуковского “Море”, стихотворений А. С. Пушкина “К морю” и Ф. И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…”

Коллекция сочинений: Сравнительная характеристика элегии В. А. Жуковского “Море”, стихотворений А. С. Пушкина “К морю” и Ф. И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное...”

Тема “Человек и природа” всегда была глубоко органична для отечественной поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы и открывала ему глаза на “трепет жизни”, на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда оставалась для творца источником прекрасного и вдохновляющего. Часто одно и то же природное явление привлекало разных поэтов в разное время.

Высокое чувство природы тонко передаётся русской поэзией. Причём образ природы никогда не бывает замкнут только в пейзажные рамки, это всегда нечто большее. М. Эпштейн писал, что “анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое движение, так как эти мотивы стоят вне истории. Перемены становятся очевидными на фоне чего-то неизменного”1.

Образы природы, которая остаётся равной себе на протяжении столетий, позволяют проследить движение самой художественной образности, не смешивая его с движением изображаемой действительности. Особенность того или иного видения мира легче почувствовать, если предметом этого видения будет что-то стабильное, одинаковое для всех поэтов. В нашем случае это море, которое было привлекательным не только для русских поэтов.

Элегия В. А. Жуковского “Море” – одна из лучших и известных элегий поэта. Она написана четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море – новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии, в бурю, после неё.

Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу...

Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

Но как бы ни было прекрасно море, не только его занимает мысли поэта. Он представляет морскую стихию живым, всё чувствующим, мыслящим существом. Этим объясняется обилие метафор, метафорических сравнений, олицетворений. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно. Состояние двух бездн – морской и небесной – волнует поэта: “Море у Жуковского оказалось живописным символом человеческой жизни. Традиционный аллегорический образ жизненного моря превратился в романтической системе поэта в символический. Тайна моря – это его постоянное влечение к светлому небу, внутренняя независимость от него, его отражение, яростный протест против враждебной мглы, скрывающей небесную чистую благодать, постоянный трепет, как бы боязнь утраты”.

Всё в этой элегии было новым: художественный образ, философское звучание, отнюдь не элегическое настроение. Сохранился лишь привычный для Жуковского образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в его произведениях.

В эту бесконечность он пристально вглядывался и замечал всё: движение световых потоков, переливы красок, поведение солнца и луны. В “Море” появляются две бесконечности – небесная и морская. Для определения одной из них поэт пользуется словом, которое потом станет любимым у Тютчева, – “бездна”.

По мнению Г. Н. Поспелова, жизнь моря в элегии Жуковского “осмысливается в свете религиозного идеала, стремления к потустороннему”. Это стремление связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворённостью окружающим миром.

Два года спустя было написано пушкинское “К морю”. История создания этого стихотворения хорошо известна, но вспомнить её на уроке стоит, так как это напрямую связано с его проблематикой. В изображении моря Пушкин следует романтической традиции: море у него – свободная, неукротимая стихия. Для опального поэта оно – символ свободы, и это лишний раз подтверждает упоминание о Байроне и Наполеоне, чьи имена для дворянской интеллигенции того времени связывались со свободой.

В поэтической речи, используемой для описания моря, у Пушкина и Жуковского много общего: “и блещешь гордою красой”-“и радостно блещешь звездами его”; “ты катишь волны голубые”-“лазурное море”; “бездны глас”-“над бездной твоей” и так далее. Оба поэта вдохновились южной природой, были покорены её красотой, создали сходные художественные образы. Чем же различаются стихи? Они различны по своей идее, проблематике. “К морю” написано в свете идеала гражданской свободы. Море для Пушкина полно неодолимой, неукротимой силы и этим дорого ему. Романтический образ морской стихии помог подчеркнуть свободолюбивое настроение поэта, его целеустремлённость. Пейзаж отступает на второй план, на первом – гражданское звучание лирического произведения.

Последним в этом ряду является стихотворение Ф. И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное...”, написанное в январе 1865 года в Ницце, вскоре после смерти Е. А. Денисьевой. Стихотворение, как и другие произведения этого периода, отражает подавленное настроение поэта.

Отметим то, что, безусловно, роднит трёх поэтов, воспевающих морскую стихию. Для Тютчева море подобно живому существу: “В лунном сиянии, словно живое, // Ходит, и дышит, и блещет оно”. В его представлении великая морская зыбь свободна и прекрасна. Как и в стихотворении Жуковского, в стихах Тютчева возникают две беспредельности – небесная и морская.

Пространство распахнуто по вертикали, и две бесконечности связаны присутствием человека:

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою...

Мы смотрим на море его глазами, он находится между двумя безднами и не просто вглядывается в природное явление, а всей душой проникается состоянием стихии, хочет с нею слиться. Ночь – время, часто упоминаемое в стихотворениях Тютчева о природе. Ночью природа, как никогда лучше, обнаруживает своё родство с бездной хаоса – прародиной всего сущего. Человек останавливается, поражённый величественным зрелищем, потрясённый сознанием, что оно так близко состоянию его души.

Это осознанное эстетическое чувство природы принадлежит довольно позднему времени: “Чтобы его обрести, человек должен хотя бы частично освободиться от природной зависимости, пройти достаточно далеко по пути культуры и, лишь оглянувшись, с её высоты рассмотреть то, что он знал всегда и в то же время как бы не замечал”.

Всё живое на земле, по мысли Тютчева, существует в борении страстей. Человек – участник этих столкновений, этой борьбы. Но если гармония есть в природе, то её нет в душе человека. Поэт искал пути примирения между человеком и природой. Этот путь он видел в слиянии души человека с душой природы, с единой мировой душой (в духе идеалистической философии Шеллинга, его натурфилософских идей).

Подводя итог, мы говорим о том, что нового, в соответствии со своей эпохой, внёс каждый из поэтов в разработку традиционной темы “Человек и природа”. Понаблюдав за её развитием, можно сделать вывод о традиционном и новаторском в пейзажной лирике, о том, как постепенно описание природы в русской поэзии получало всё более глубокое содержание, философское осмысление. Изменения в системе поэтического мышления всегда тесно связаны со временем, в которое жил и творил слова, с философией и историей, эволюцией литературных жанров и направлений. Именно поэтому интересно проанализировать три стихотворения на одну и ту же тему разных поэтов.

Вы прочитали готовую разработку: Сравнительная характеристика элегии В. А. Жуковского “Море”, стихотворений А. С. Пушкина “К морю” и Ф. И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…”

Учебные пособия и тематические ссылки для школьников, студентов и всех, занимающихся самообразованием

Сайт адресован учащимся, учителям, абитуриентам, студентам педвузов. Справочник школьника охватывает все аспекты школьной программы.

Проводить анализ стихотворений можно различными способами. Некоторые преподаватели требуют от учеников высказать собственную позицию и размышлять. Для других важнее оказывается поиск в тексте различных художественно-выразительных приемов. Поэтому и планы у различных педагогов выглядят по-разному. Предлагаем ознакомиться с общими подходами к анализу «Моря» Жуковского.

План

Чтобы анализ стихотворного текста был полным, следует придерживаться определенного плана. Часто учителя сами диктуют ученикам последовательность пунктов, если же этого не произошло, рекомендуется придерживаться такого плана:

  • Общие сведения о стихотворении: дата создания, история и интересные факты написания, место в творческом пути автора. При раскрытии данного пункта необходимо быть кратким.
  • Основная тема. Чему посвящен текст, каков смысл его названия. Основные идеи произведения, мысли автора.
  • Описание лирического сюжета. Не стоит полностью пересказывать в прозе то, что писатель изложил стихами, достаточно наметить важные для анализа моменты.
  • Особенности композиции. Как построение текста работает на раскрытие авторского замысла: возможно, имеет место кольцевая композиция, противопоставление, сравнение одного явления с другим.
  • Лирический герой. Какие поэтические приемы использует автор, чтобы раскрыть его образ.
  • Другие персонажи, их место и роль в общем замысле.
  • Авторская позиция. Раскрывая этот пункт, не стоит стремиться «ответить правильно», гораздо интереснее высказать собственные суждения.
  • Рифмовка, размер, ритм. Здесь важно уметь использовать свои знания литературных терминов.
  • Особенности поэтической лексики и синтаксиса. Используемые поэтом приемы художественной выразительности.
  • Восприятие стихотворения современниками автора и в наши дни.

Данного плана будем придерживаться при анализе элегии «Море» Жуковского - одного из наиболее известных текстов поэта.

Общая информация о стихотворении

Жуковский - поэт-романтик, именно его считал своим главным учителем Пушкин. Творчество этого автора стало важнейшим этапом в развитии романтизма как литературного направления, в его лирике нашли отражение личностные переживания, появилась интимность, а главным героем стал человек - чувствующий, переживающий.

К числу шедевров относится элегия «Море», созданная в 1822 году. Интересно, что сам образ бескрайнего моря для творчества Жуковского был нов, но именно он подводит своеобразный итог романтическим исканиям поэта. Литературоведы полагают, что текст посвящен возлюбленной поэта, Марии Протасовой, чувства к которой были глубоки и взаимны, но реальность сурово вторглась в романтику - родители Марии были против такого неравного брака, и девушка не решилась идти им наперекор.

Известно, что элегия была очень высоко оценена Пушкиным, который несколькими годами позднее написал собственный поэтический текст с похожим названием.

Основная тема и идея

Анализ «Моря» Жуковского по плану следует продолжить определением тематики стихотворения. Так, если прочесть строки, становится ясно, что посвящено оно лазурному морю. Оно безмолвно, но думает тревожную думу.

В тексте присутствует и сам Жуковский - поэт представил себя в образе неба, которое создает гармоничный чувственный союз с морем, но никогда не сможет объединиться с ним.

Лирический сюжет

При анализе элегии «Море» Жуковского очень важно наметить основные этапы развития лирического сюжета. Сначала поэт рисует перед читателями обычное море, безмолвное и лазурное, которым любуется лирический герой. Постепенно стихия приобретает черты живого существа: дышит, наполнено «тревожной думой», «смятенной любовью».

Далее возникает образ неба, другой прекрасной и свободной стихии, к которой тянется море. Затем поэт образно и ярко рисует разлуку, от которой море рвет и терзает «враждебную мглу». Но увы, расставание неизбежно, и с ним приходится смириться. Однако чувствам не прикажешь, оттого в завершении текста особенно сильно звучат печальные нотки.

Жуковский пишет о том, что отказывается от борьбы за счастье, как небо никогда не сможет дотянуться до морской глади.

Специфика композиции

Следующий этап анализа стихотворения В. Жуковского «Море» - описание его композиции. Для этого следует еще раз внимательно перечитать текст, выделяя в нем части. Сразу бросается в глаза, что море перед нами рисуется в трех своих состояниях:

  • Спокойствие морской глади. Безмолвное море.
  • Состояние в бурю.
  • После бури. Обманчивый покой.

Лирический герой тщательно следит за всеми изменениями, которые происходят со стихией, именно эти перемены и движут развитием сюжета. При анализе «Моря» Жуковского важно показать, зачем используется такая композиция. За счет нее поэту удается создать динамичность образа, поэтому море у него имеет меняющийся характер.

  • Итак, первая часть элегии - зарисовка спокойного и прекрасного моря, которое не волнуют страсти. Небо в этом фрагменте также чисто и прекрасно.
  • Вторая структурная часть - состояние моря в тот момент, когда тучи закрывают небо своей черной пеленой, начинается буря. И море отвечает ей, начинает «биться» и «рваться», наполняется тревогой и испугом. Грозна в этот момент стихия, но не все догадываются, что море страдает. Тайна становится понятной - всесильная стихия, как и все живое, не может в полной мере распоряжаться своей судьбой, оно в плену обстоятельств.
  • Наконец, третья часть - небо вновь спокойно и море, кажется, тоже, но это лишь видимость. В его душе по-прежнему бушуют тщательно скрываемые страсти.

Подобная композиция направлена на воплощение авторского замысла - показать, что даже стихия не может быть полностью свободной.

Лирический герой

В анализе «Моря» Жуковского очень важно раскрыть основные черты лирического героя. Он тонко улавливает все оттенки настроения великолепной стихии и догадывается, что под его видимым спокойствием бушуют страсти.

Лирический герой не просто восхищается стихией, но и очеловечивает ее: море кажется живым созданием, которое скрывает за своей обманчивой гладью целую гамму чувств. Именно поэтому звучат мотивы сравнения моря с влюбленной женщиной, которая оберегает тайны своего сердца от посторонних. Некоторые исследователи полагают, что в образе стихии поэт воплотил черты своей потерянной возлюбленной, Марии Протасовой.

Авторская позиция

Жуковский - поэт-романтик, поэтому в его элегии в борьбе мглы и морской стихии победу одерживает последняя. Но поэт показывает, что не все так просто, страсти продолжают бушевать в глубине вод, когда поверхность спокойная и гладкая.

Ритм и рифма

Следующий этап анализ стихотворения-элегии «Море» Жуковского по плану - выявление особенностей рифмы и ритма. Чтобы создать особое звучание, поэт использует белый стих - некоторые строки между собой не рифмуются. Размер стиха - четырехстопный амфибрахий. Для того чтобы нарисовать перед читателем яркую картину бури, во второй части поэт мастерски пользуется аллитерацией - повтором одинаковых согласных звуков в стоящих рядом словах. Это усиливает ощущение набегающих волн.

Приемы художественной выразительности, синтаксис и лексика

Жанром «Моря» Жуковского, анализ которого мы проводим, является элегия. Это грустный поэтический жанр, нередко наполненный тоской, скорбью и разочарованием. Именно он был присущ и романтизму как литературному течению, и лирике В. Жуковского. В тексте нашли выражение глубоко личностные переживания поэта, рассказать о которых автору помогло использование следующих приемов художественной выразительности:

  • Эпитеты - это главный прием, их в небольшом тексте довольно много: «лазурное море», «безмолвное море», «глубокая тайна», «враждебная мгла». Они помогают автору емко и образно показать состояние стихии.
  • Рефрен - «безмолвное море, лазурное море» - помогает автору подчеркнуть основную мысль текста, показать, что стихия двойственна, что ее истинное состояние скрыто.
  • Анафора - «ты» - создает ритм и мелодику стиха.
  • Использование синтаксического повтора.

Эти приемы помогли поэту создать глубокий психологический пейзаж, в небольшом тексте нашли отражение и прекрасная морская стихия, и тончайшие оттенки переживания человеческой души.

Вывод

Мы провели анализ элегии «Море» Жуковского по плану, теперь необходимо описать значение этого поэтического текста. Для современников поэта стихотворение стало своеобразным гимном романтизма, поэтому многие поэты впоследствии обращались к образу величавой стихии. Не утратило оно значение и в наши дни.

Чтение и анализ стиха «Море» Жуковского позволяют погрузиться во внутренний мир поэта и понять его мысли и переживания.

В жанре элегии существует особая система ценностей. Вечность безграничного бытия предполагает пантеистическую тайну, на фоне которой жизнь приобретает личную целостность благодаря своей предельной сконцентрированности во времени и пространстве. Элегическая красота- это «прощальная краса» невозвратного мгновения, а элегическое переживание есть чувство живой грусти об исчезнувшем.
Элегия «Море» написана В. А. Жуковским в 1822 году. Это стихотворение выражает грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно живописной стихией воды. «Глубокая тайна» хранится в бездне лазурного моря. Именно она привлекает лирического героя и своим драматическим напряжением, и своей безмятежностью, неподвижностью. Поэта волнует взаимоотношение двух бездн - морской и небесной. Море у Жуковского несвободно в отличие от абсолютно свободного неба. Море томится в «земной неволе», оно может лишь наслаждаться видом «далёкого», «светлого» неба. Кажется, будто два существа, ощущая своё родство, духовно тяготеют друг к другу. Любовь к небу - это высокий идеал, который наполняет жизнь моря глубоким смыслом. В то же время море, небо и буря - это символические образы. У Жуковского небо - символ безмятежности, покоя, красоты. Когда море побеждает враждебные тучи, торжествует «сладостный блеск возвращённых небес», тишина, неподвижность. Но небо символизирует ещё и душу, летящую ввысь, - стремление к неземному совершенству. В свою очередь, море тоже является символом переменчивой человеческой души.
В стихотворении изменяется и развивается только образ моря. Глазами лирического героя мы с высоты наблюдаем его движение. Жуковский удивительно точно выбрал стиль стихотворения: элегия представляет собой поэтическое обращение лирического героя к морской стихии. Возможно, она напоминает ему его собственное душевное состояние:
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты...
Движение моря сходно с необратимостью человеческой жизни. Поэтому сквозь призму центрального образа элегии лирический герой говорит о собственных переживаниях и чувствах.
Важной особенностью стихотворения является соединение статики и динамики. Красочные описания, которые рисует Жуковский, сочетаются в элегии с элементами повествования: лирический субъект рассказывает о море, как о живом существе, которое любит, мыслит, борется с тёмными тучами за небо:
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...
Важно отметить, что конфликт моря и противостоящих ему сил к концу стихотворения разрешается. Однако полной внутренней гармонии и внешней безмятежности образ моря не достигает:
И мгла исчезает, и тучи уходят;
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает...
Лирический герой чувствует обманчивость неподвижного моря. Не случайно последние строки стихотворения раскрывают главную идею элегии:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Истинная жизнь состоит в вечном движении, в вечной борьбе. Создаётся впечатление, что лирический герой видит счастье и радость в сражении за любовь. Нельзя успокаиваться, нельзя смиряться. Победа над « тёмными тучами » жизни может быть одержана только в напряжённой борьбе. Видимая безмолвность и внутренний драматизм моря отображают душевное состояние лирического героя.
В данном стихотворении раскрывается романтическая тема извечной тоски по идеалу, беспокойного стремления к далёкой мечте:
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе?..
Для того чтобы как можно ярче показать постоянное движение моря, Жуковский использует множество глаголов. Почти в каждой строке стихотворения лирический герой описывает изменения моря: море дышит, наполнено «сметенной любовью» и «тревожною думой ». С самого начала элегии Жуковский даёт нам понять, что у моря есть душа. Дух, по Жуковскому, - основа жизни. Динамика развития образа моря происходит в противопоставлении статичному небу. Лирический герой описывает блеск небес в тёплых и светлых тонах. Изобилие эпитетов помогает поэту усилить контраст света и тьмы. В раскрытии взаимоотношения двух стихий применяется антитеза. Существительные «любовь», «жизнь», «свет», «тишина» противопоставляются другим: «тайна», «неволя», «тучи», «тревога», «смятенье».
По-особому звучат в романтическом контексте славянизмы, архаизмы, придающие элегии окраску высокого поэтического стиля. Повторы усиливают мелодичность и музыкальность произведения.
Элегию «Море» можно разделить на две смысловые части. Первая часть (начало элегии) - лирическое обращение к морской стихии. Мы узнаём о том, что «безмолвное море» наполнено тревожною думой. Во второй части поэт раскрывает читателю «глубокую тайну». Важно отметить, что, несмотря на большой объём, стихотворение стройно и соразмерено. Эти качества стиху придаёт рифма и ритм. Элегия написана четырёхстопным амфибрахием. Нейтральность этого размера сочетается с несомненной напевностью, поэтому отсутствие рифмовки не замечается. По звучанию элегия напоминает движение и шум волны, ощущаются приливы и отливы моря. Если в начале оно безмолвно и спокойно, то затем « свободная стихия » всё сильнее волнуется. Когда же небо закрывают тучи, море, боясь разлуки с ним, «терзает враждебную мглу». Поэт использует такой синтаксический приём, как градация: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, // Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...» Это кульминация элегии. Затем море успокаивается, но лирический герой говорит о том, что эта безмятежность обманчива.
Элегия «Море» по праву считается манифестом Жуковского- романтика. Главное в ней - изображение чувств человека, его эмоций и переживаний. Обращение к пейзажной лирике, точнее к морской стихии, необходимо поэту, чтобы глубже и ярче понять изменения души человека. Море в стихотворении олицетворено. Одновременно оно является символом тоски и несвободы. Морская стихия ассоциируется с бездной человеческого «Я».

Элегия - стихотворение, которое исходит из глубоких чувств, охватывающих поэта. Это обычно искреннее произведение и очень личное. Его сентиментальные раздумья печальны, если, скорее, не полны глубокой скорби. Стихотворение «Море» (элегия В. А. Жуковского) вполне отвечает этим требованиям.

Маша Протасова

Василий Андреевич Жуковский был незаконнорожденным ребенком, что впоследствии не позволило вступить в брак с возлюбленной. Ее мать была настолько против мезальянса, что предпочла бы смерть дочери ее союзу с этим человеком. Вот так Маша выглядела в глазах Василия Андреевича - юной, нежной и прекрасной.

Она была и умна, и чувствительна, и глубоко религиозна. Она была настолько поэтична, что в поэзию обращалось все вокруг нее. Мог ли Жуковский не полюбить? Конечно, нет. Мог ли он не страдать, зная, что счастье недостижимо? Конечно, нет. Он дважды сватался к Машеньке, но оба раза получил категорический отказ. Друг советовал жениться на Маше увозом. Но покорность матери и религиозность не позволяли девушке согласиться на такой брак. Они оба глубоко любили друг друга и страдали, но девушка уехала вслед за сестрой в Дерпт. Сейчас это город Тарту. С Василием Андреевичем Машенька поклялась хранить дружбу всю жизнь, которая оказалась короткой. А Василий Андреевич так глубоко и сильно любил свою прекрасную музу, своего прекрасного ангела-хранителя, что никогда не женился.

Свое горькое счастье он пронес через всю жизнь. Девушка в Дерпте вышла замуж за недостойного человека, только казавшегося в обществе приличным, продолжая любить Василия Андреевича. Муж, будучи очень ревнивым, не позволял Машеньке встреч с Жуковским. Они оба покорились судьбе. Их разделяло и В 1822 г. была написана элегия «Море». История создания стихотворения, по сути, драматична.

Элегия

Начнем анализ элегии «Море» как образа конкретных человеческих чувств. Условно 28 строф стихотворения можно разделить на семь неравных частей, в которых будет присутствовать и сам лирический герой, и та, о которой он постоянно думает. Размышления о любви, переданные метафорически, через образ водной стихии, составляют тему элегии. В первом четверостишии поэт передает метафорой о смятенной любви и тревожной думе свое собственное состояние, пользуясь образом моря. Во втором шестистишии также через образ стихии воды лирический герой, вопрошая море, разговаривает с любимой.

Он спрашивает, каково ей в неволе. Ласково и нежно просит открыться ему. В третьем шестистишии, одухотворяя море, поэт вспоминает дни счастья с возлюбленной, когда и утром, и вечером все ею было светозарно освещено, все было обласкано и приносило радость. В следующем четверостишии он метафорически говорит, как ведет себя человек, когда отнята у него мечта. Как он терзается и борется изо всех сил.

Так продолжается анализ стихотворения «Море». Элегия в своем предпоследнем шестистишии говорит об обманчивом покое, который наступает после борьбы с невзгодами. Это тоже метафора. Кажется, что все тревоги уходят, но вид этот обманчив. Две заключительные строфы говорят о внутреннем смятении, спрятанном глубоко, но заставляющем дрожать. Любовь с ее сомнениями, и страхом, и надеждой - тема элегии «Море» Жуковского.

Природа как прообраз Марии

Спокойное бушующее, успокаивающееся, бурное в своих глубинах, целиком и полностью связано у Жуковского с образом Марии, такой близкой ему и такой далекой. Тема и идея элегии «Море» Жуковского тесно переплетены между собой. Очарованный водной стихией, он навсегда предан чарам Марии, Машеньки. Спрашивая море, он просит молодую девушку доверить ему свою глубокую тайну. Спрашивает ее, метафорически превращая себя в небо, тянет ли ее к нему, далекому, светлому.

Поэт успокаивает возлюбленную тем, что мысли его высоки и чисты, но пусть она обласкает его и радостно заблещет. Он верит, что если что-то помешает им встретиться, то Маша будет бурно, как стихия воды, протестовать и метаться. Но вот преграды исчезают, как с моря уходят тучи и мгла, но Маша еще долго взволнована. Она не может прийти в себя, и ее спокойный вид обманчив. Она по-прежнему боится и, любуясь небом, то есть поэтом, дрожит за него, за их любовь. Таков глубинный анализ элегии «Море», если знать обстоятельства любви поэта.

Часть первая

Стихотворение представляется написанным на одном дыхании, так быстро, так проникновенно, что его даже не потребовалось делить на строфы. Стихотворение «Море» - элегия в полном смысле слова, поскольку оно печальное и очень личное. Все, что хотелось, но нельзя было выразить иначе, поэт метафорами написал в «Море». Элегия драматична, если ее рассматривать как одушевленный поэтом мир природы. То, как начал Жуковский относиться к природе, стало провозвестником романтизма в русской поэзии. Полностью её одушевит великий Ф. Тютчев. Он найдет в ней и свободу, и любовь, и язык. Но начинает это «Море». Элегия рассказывает о наблюдении поэта за очарованием лазурного спокойного моря, которое готово вести диалог с далеким светлым небом. Поэт вопрошает его, хочется ли морю сблизиться с небом, таким же огромным, но, в отличие от земли, крепко держащим в своих объятиях, легким и воздушным, не тяготящим.

Часть вторая

Светлое небо наполняет море лазурью, заставляет гореть светом. Золотые облака ласкают море. Элегия рассказывает, как радостно в море отражаются ночные звезды. Если небо - душа человека, то море - его тайный, никому неведомый и невидимый мир. Душа поднимается к небесам, чтобы познать блаженство. Но ее вторая часть - водная - при видимой безмятежности и покое всегда волнуется.

Часть третья

Волнение моря может перейти в бурю. И тогда - все, берегись. Не отнять штормовым тучам у моря ясного неба. Оно будет яростно бороться, превратится в седое и свинцовое, но отстоит свой мир и покой, покончит со мглой.

Часть четвертая

Произведение «Море» - элегия двуликая. Поэт после бури и шторма анализирует увиденное. Он видит, как рассеиваются тучи и мгла, небо снова блистает лазурью, но море надолго запомнило непогоду, внутри него все клокочет и бурлит.

Еще долго вздымаются волны. Даже на первый взгляд успокоившееся, во внутреннем смятенье море боится потерять небо с его сладостным блеском.

Заключение

Стихотворение написано в 1822 г., но напечатано много позже, семь лет спустя, когда Марии Протасовой уже не было в живых.

Она умерла в родах. Острая боль прошла, и уже личное скрылось под волнами моря. Элегия, написанная амфибрахием, передает качание волн. В нем нет привычной для стихотворения рифмы. Это который придает произведению величие и торжественность. Они же подчеркивают, что человек при любых обстоятельствах должен оставаться человеком. Когда его не станет, то все так же будут сиять небеса и биться волны моря о берег.


Любовь - таинственное, всепоглощающее чувство и совсем не удивительно, что, "отец русского романтизма", В.А. Жуковский обращался к этой теме не единожды.

Но писать о любви, не пережив самому эти эмоции, что дарит Афродита, совершенно невозможно. У Жуковского за плечами есть своя история полная сердечных мук и вдохновения, счастливых моментов и горестных утрат. Эта история стала живительным источником для поэта.

Его любовь, это возвышенная, духовная любовь к Марии Протасовой.

Она стала его идеалом женщины на всю жизнь, но, к сожалению, судьба распорядилась жестоко и эти двое не смогли быть вместе. Поэтому все свои чувства и переживания Василий Жуковский оставлял на бумаге. На пожелтевших от времени листах любовь Василия и Марии так и живёт посей день, и она не умрёт никогда!

Стихотворение "Море", на мой взгляд, может выступать аллегорической иллюстрацией отношений поэта с Марией Протасовой. Они, как небо и море, так близки, и вместе с тем далеки. Их удел любоваться друг другом, отражая в себе любовь другого.

Любовь многогранное чувство, отсюда в стихотворении появляются множество мотивов: мотив тайны, гармонии, беспокойства, обманчивой тишины и всё это части одного целого.

Основной идеей стихотворения я бы назвала тайну любви, её загадку.

Что скрывает человек под безмятежным внешним видом?

В качестве главных героев в элегии представлены Небо и Море. Конечно, мы понимаем, что под этими аллегорическими образами скрыты чувства людей, сами люди. Возможно Жуковский в образе Моря изобразил свою возлюбленную, он пытается проникнуть в тайны безграничного Моря, в тайны его возлюбленной.

Рассмотрим образы подробнее. Главное внимание поэта приковано именно к Морю. Этот образ изменчив, в стихотворении мы видим его совершенно с разных сторон. Как и душа человека, Море не может быть статично, не может не реагировать на внешние изменения мира. Так, вначале " Безмолвное море, лазурное море", как только тучи скрывают от Моря, его возлюбленное Небо, от прежнего спокойствия не остаётся и следа " Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь...". Когда же Небо вновь открывается перед водной гладью, Море не успокаивается, оно ещё волнуется и даже когда оно совсем стихнет, нельзя будет с уверенность сказать, что всё прошло и стихло. Так и возлюбленный никогда не теряет бдительность, он всегда переживает за свою избранницу или избранника. Каждый влюблённый боится потерять свою любовь, ведь когда любишь весь смысл жизни концентрируется в объекте любви, и потерять этот смысл жизни, зачастую, равнозначно смерти.

Небо представлено более схематично, оно светлое, высокое и недосягаемое. Возможно, Небо олицетворяет некий идеал, в который влюблено Море и которого не может коснуться. Этот факт наводит на мысль о том, что любовь создаёт идеалы, возможно мы даже любим не самого человека, а вдохновляемся тем идеалом его, что создало наше воображение. Этой иллюзией мы и живём, боимся и трепещем перед нею.

Интересна и композиция произведения, сначала поэт знакомит читателя с главными героями, описывает гармонию их существования. Следующий фрагмент - это буря, препятствие, которое пытается преодолеть влюблённое море и наконец финал - возвращение гармонии и тишины, но на этот раз это не так безмятежность, что была в начале. Герои уже пережили разлуку и той гармонии, что была, уже не вернуть. Возможно, со временем эта буря не будет столь памятна, но пока наступившая тишина лишь иллюзия: " Обманчив твоей неподвижности вид:\Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, \ Ты, небом любуясь, дрожишь за него."

Жуковский не просто превосходный поэт чувства, но и неподражаемы художник. Читая, его произведение, мы ярко представляем это безграничное море, это чисто-голубое небо с золотистыми облаками. Эта картина пленит и завораживает. А добивается этого поэт с помощью таких тропов, как эпитеты (Безмолвное море, таинственной, сладостной полное жизни, испуганны волны и т.д.), метафоры (Иль тянет тебя из земные неволи Далекое, светлое небо к себе?), олицетворения (Ты живо; ты дышишь, ласкаешь его облака золотые, ты, небом любуясь, дрожишь за него).

В создании настроения поэту помогает ритм стихотворения, созданный благодаря четырехстопному амфибрахию в сочетании с белым стихом, что придаёт произведению динамики, ощущение перехода от безмятежности к буйству волн морских.

Так же в стихотворении присутствует аллитерация (Чем дышит твоя напряженная грудь), с помощью которой предаётся таинственная мощь моря. Ассонансы (Безмолвное море, лазурное море) передают мягкость моря, его красоту, восхищение им. Так эти приёмы фонетического строя стихотворения ещё раз показывают контрастность, многогранность души, выраженное в полярных состояниях главного героя, моря.

Таким образом, стихотворение "Море" не просто живописное изображение природы, а это и размышления о любви, о тайне, о стремлении к идеалу. Это, действительно, волшебное произведение, открывающее перед читателем таинственную жизнь души человеческой, с её страстями и привязаностями, горестями и радостями, глубиною и многогранностью.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -