Апостол павел на мальте. Митрополит Кирилл совершил на Мальте первую в её историю православную Литургию на церковно-славянском языке Первый епископ на мальте

После насыщенного второго дня присутствия на Мальте нам не сиделось и не болелось в отеле. Отоспались, обещанного дождя опять не обнаружили, решили после 14 съездить в Валетту, благо 10 минут автобусом.



Зря мы это сделали. Зрязрязрязрязря.

По пути пофографировали площадь перед автовокзалом. Район перед автовокзалом называется Флориана.


Тут расположено несколько площадей и пара достопримечательностей, Монумент в центре (прямо перед автовокзалом).

Монумент Независимости. Мальта получила независимость от Великобритании 21 сентября 1964 года, по этому поводу празднуется праздник повсеместно (эх, пару недель не дотянул, было бы интересно взглянуть).

Если автобусы не впечатляют, кареты к вашим услугам.

Сады Маглио и какой-то реставрационный проект "9 монументов" внутри сада.

Сады пустынны.

Вам он никого не напоминает?

Площадь неподалеку называется Фосос. Весьма интересно что это за пеньки от колонн и что тут было раньше.


Вдали виден собор Св. Публия (согласно церковному преданию это был первый епископ на Мальте).

А время-то уже полтретьего. А Собор Св.Иоанна работает до 16, надо бы не тормозить и идти уже в город да в собор.

Прямиком в кафедральный собор Св. Иоанна. Собор шикарен. Всего за 6 евро с человека удалось посетить и сделать множество фотографий самого красивого собора Мальты, а также послушать его историю через аудиогид на английском (русских тут нет пока что). Отдельно был вход в музей, где нельзя фотографировать. Кроме различных экспонатов тут также содержатся бесценные картины Караваджио. Впрочем, в стоимость билета сам вход без фотографирования входил - приобщились к прекрасному.

Собор был построен в 16-м веке и посвящен Святому Иоанну Крестителю - главному покровителю ордена госпитальеров.

Отдельно про пол - пол выложен мраморными надгробиями рыцарей, сражавшихся за Мальту. Всего около 380 плит. В некоторые части собора вход запрещен и туристов сюда не пускают.

Плиты очень хорошо сохранились. Каждая представляет собой фамильный герб соответствующего рыцаря. Ходишь по ним с большой осторожностью.

своды расписаны итальянским художником Матиа Претти. На потолке изображены сцены жизни Иоанна Крестителя.

В соборе похоронен и сам магистр Валетт, основавший город.

Собор называется Ко-кафедральным. Это произошло потому, что со временем главным собором Мальты был назначен кафедральный собор в старой столице Мдине (мы туда еще поедем), но значимость данного неоспорима. Произошло разделение функций архиепископского престола между двумя соборами. Поэтому собор Св.Иоанна называется Ко-кафедральным, то есть занимает позицию наравне с кафедральным, в то же время им не являясь. Мозг вынесен? Тогда смотрим картинки.

Какой же собор без органа.

Собор роскошен своим внутренним убранством.

И тем не менее он действующий, каждый день тут кроме приема тысяч туристов проходят службы.

Внимательно и обстоятельно мы все осмотрели и уже собрались уходить (полчаса до закрытия оставалось). И когда уже собирались выходить, на улице полил страшный ливень, пришлось продолжать ждать и интересоваться искусством. Полчаса, час, собор уже готовится к закрытию. На улице выливается месячная норма осадков. Впрочем, пофиг.

Уже 16-25 и все посетители, не решающиеся идти под ливень толпятся на выходе около сувенирной лавки. Но нас не выгоняли, дали дождаться окончания дождя. Смотрители молчаливо терпят, народ под дождь не выгоняют."У нас бы давно бы вытолкали, музей же закрывается".

Дождь не кончился, а лишь ослаб. Пришлось купить зонт за 10 евро. Пошли к вокзалу и видим огромную очередь человек в 200 на каждой из остановкой наших маршрутов. Рядом наползают тучи. Приходит 12-й маршрут и народ начинает его штурмовать. Тем временем пришел 15-й, идущий до Слима Феррис (полпути до нашего отеля). Решаем не рисковать и лезем в 12-й, благо народ не сильно толкался, а пролезание в очереди в автобус у наших в крови. Участие в празднике жизни под название "взятие Бастилии - Мальтийская версия" прошло безболезненно. Решили на один раз включить "руссо туристо" ибо сильно засомневались о своем здравии при попадании под ливень, а еще было путешествовать и путешествовать.

Ехали мы этот 10-минутный маршрут 2 с половиной часа (из них 50 минут не могли выехать до следующей остановки после вокзала. В итоге уже стемнело, мы и другие пассажиры прокляли все и вся на нескольких языках, успели по телефону всем друзьям рассказать, в какую пробищу они попали. А итальянцы орали и ржали всю дорогу. Часть народа выходило и шла пешком, если знали куда идти. В итоге водитель взял и отвез всех обходным путем вместо Слимы в Сент Джулиан. «Поймаете еще автобус там какой-нить». Такого бреда я не слышал давно - едем 3 часа почти, при этом нас еще и отвезли не туда. Еще и кондиционер работал не переставая, из-за чего еще подстудились гарантированно за 2.5 часа нахождения в автобусе. Толпы туристов пошли прямо пешком, а мы дождались еще 15 минут, пока не подошел 12-й, на котором доехали до отеля. Супермаркет в 21-00 уже давно не работает. Остались без чая, благо что в отеле нам пакетики чая обновляют каждый день, до утра хватило.

Итого - небольшое "фи" местной системе борьбы с пробками. В остальном сами дураки - не надо было соваться в Валлетту в дождь, когда народу много и пробки. Сегодняшняя пробка судя по всему исключение - какая-то авария на дороге. Но все же стоит задуматься о отказе от транспорта после 17 часов - достопримечательности только в светлое время суток.

автра, если бронхит мы все же не заработали, то хочется съездить в Мосту и увидеть по пути еще Палаццио Паризио.

Начнем-с, пожалуй. Мегалитические храмы Мальты - это пока что сложно для меня, а вот по стопам апостола Павла пройтись запросто.


Чтобы сразу решить вопрос с достоверностью местных преданий. Христианская община на острове несомненно существовала: катакомбы, которые мы с вами еще поглядим, использовались вплоть до IX века. А вот судьба общины после арабского завоевания остается предметом дискуссий. Малатерра, хронист сицилийского графа Рожера I, сообщает, что Рожера, отвоевавшего у арабов Мальту в 1091 году, приветствовали местные христиане. Но археологам до сих пор не удалось найти ни одного материального подтверждения наличия на острове христиан в IX-XI веках. Возможно, плохо искали. А может, невозможно найти то, чего не было. Христиане могли бежать от арабов или ассимилироваться, приняв ислам. Короче говоря, нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что христианская история Мальты непрерывно продолжается со времен апостола Павла. Поэтому к местным преданиям, утверждающим, что памятные места действительно те самые, в которых побывал апостол, нужно относиться спокойно, без фанатизма.
"Всплеск" почитания апостола Павла на Мальте зафиксирован только в XVI веке, и это легко объясняется. Пришедшие на остров госпитальеры не пользовались большой любовью населения, поскольку сами относились к туземцам свысока. Госпитальерам казалось, что они попали в варварскую страну, население которой и христианским-то можно считать с натяжкой. А местное население резонно отвечало: да мы были христианами еще когда вас, госпитальеров, еще папа с мамой не зачали, со времен Павла: вон, сколько у нас святых мест, с ним связанных, имеется. Читал я в одной местной книжице данные статистики тех далеких лет: на Мальте самым популярным мужским именем было Павел, а имя Иоанн (госпитальеры считали своим патроном Иоанна Крестителя) плелось где-то в хвосте.
И не надо тут думать, что это только местные мужики с рыцарями баб чего-то не поделили. Все те столетия, пока Орден правил Мальтой, рыцари и местный епископ находились в стадии тлеющего конфликта. Орден-то был экстра-территориальный (я хоть правильно написал слово это?) и местным церковным властям (иногда это были епископы, подчинявшиеся архиепископу Палермо, иногда великие инквизиторы) не подчинялся. Так что в культе апостола Павла, кроме уважаемых благочестивых мотивов, присутствовали мотивы и патриотические.


Но довольно о политиках, погрузимся с головой в благочестивые мысли. Все перечитали 27-28 главы Деяний?
"В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле, и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен. Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, и ожидали дня. Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа, Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись. Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала. Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы. Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть. Тогда все ободрились и также приняли пищу. Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ. Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море. Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий [отлогий] берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем. И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу. Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн. Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал. Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю, прочим же [спасаться] кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю ." (Деян. 27:27-44)

Отложим в сторону нелепую описку автора Деяний про Адриатическое море. Мальтийцы уверенно показывают место, где происходила описанная драматическая сцена (фотография не моя, мне было лень вылезать из автобуса):

Вон-вон, видите? Два маленьких островка, закрывающих вход в бухту Сент-Полз-Бей (на местном наречии это звучит ужасно: Сан-Паул-ин-Бахар, причем "х" произносится не с мягким придыханием, как в английском, а с страшным харкающим звуком). На том островке, который побольше, к 1900-летию исторического кораблекрушения установили статую Христа, а на дно морское поместили статую Павла (м.б., наоборот, что-то за давностью лет я начал сомневаться). Эти два островка и суть та коса, о которой в Деян. 27:41 написано; по крайней мере, мальтийцы в этом убеждены.
Боюсь, что меня упрекнут в недостатке благочестия, поскольку я не сфотографировал и не посетил Сент-Полз-Бей лично. Спешу оправдаться: через это селение "пляжные" автобусы 645 и 652 летят на Меллиха-Бей и Голден-Бей (соответственно) уже порядком набитые. Вылезти из автобуса здесь - с большой степенью вероятности означает не попасть в следующий автобус. Я оправдан?

Читаем дальше. "Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит. Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас. Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд [Божий] не оставляет жить. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог " (Деян.28:1-6). Разочарую сразу: точное место этого пикника затерялось в истории. Но зато на Мальте нет ядовитых змей, за что местные естественно благодарят Павла (впрочем, такую же историю рассказывают ирландцы о святом Патрике).

"Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал. Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его. После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы, и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным . Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове... " (Деян. 28:7-11) Тут уже каждый шаг апостола задокументирован и закреплен на местности, так что смотрите и удивляйтесь.

Где могли находиться поместья начальника острова? Разумеется, в столице - точнее, в единственном на тот момент городе - тоже Мелите, который при арабах стал называться Мдина. Как считается, на месте дома Публия стоит кафедральный собор Мальты. Что там было в доарабскую эпоху, точно не установлено. Достоверно известно, что собор начали строить при Рожере I; судя по макету (есть в музее) он был романским. Землетрясение 1693 года, разрушившее чуть ли не весь Валь-ди-Ното и в итоге породившее на свет чудо - сицилийское барокко, снесло с лица земли и собор Рожера. В 1697-1702 годах собор отстроил Лоренцо Гафа, естественно получилось барокко.


Внутри как-то фотографировать не получилось, потмоу что на освещении экономят. Впрочем, в последний мой визит сюда (в 2007 г) за вход стали брать денежку, так что, может быть с освещением, дело и наладилось. И тогда те счастливцы, что увидят собор освещенным, смогут донести до прогрессивного человечества алтарный образ, на котором Савлу является Господь по пути в Дамаск. Насколько я понял, это картина Маттео Прети (он жил до великого землетрясения 1693 года, но картина пережила рухнувший первый собор). В полумраке же ее можно только расмотреть, но не запечатлеть.
По вышеизложенным причинам даю фотографии из Вики:


Собор, как вы уже видели (да?), архиепископский: на это указывает крест с дополнительной перекладинкой на фасаде и киворий над алтарем. Впрочем, те же киворий и крест можно обнаружить в соборе Иоанна Крестителя в Валлетте, но - не дайте себя обмануть! - кафедра мальтийских епископов всегда находилась в исторической столице, а собор в Валлетте принадлежал госпитальерам и лишь после изгнания Ордена перешел к местной епархии. Если Вы почитаете про мальтийскую епархию, то обнаружите, что аж до 1944 года она была суффраганной по отношению к Палермо. Англичане, владевшие островом с 1800 года, все время боялись, что мальтийцы захотят воссоединиться с Италией и поэтому всячески убеждали мальтийцев, что они никакие не итальянцы. Поэтому-то поощрялось развитие мальтийского языка (а так бы его давно итальянский вытеснил), и поэтому-то англичане-таки добились от папы создания независимого архиепископства (пришлось долго уговаривать - это случилось только в 1944 году).
Если уж занесет судьба в Мдину, не пожалейте денег на объединенный билет = собор + музей. Против обыкновения, епархиальный музей очень интересен: там очень большая коллекция монет римского периода и (сюрприз!) два цикла гравюр Дюрера: Страсти Христовы и жизнь Богородицы. И не спрашивайте, как они сюда попали, - не знаю.

А что же случилось с Публием - начальником острова, спросите вы. Местная легенда знает ответ и на этот впорос: Публий был крещен Павлом, стал первым епископом Мальты и принял мученическую смерть. Вот святой Публий с еще двумя покровителями острова - Павлом и Агатой на городских вратах Мдины (опять фото из Вики):


Апостола Павла со змеей узнать легко. А вот как в патроны Мальты вообще и Мдины в частности попала святая Агата, могу рассказать. А, впрочем, нет - об этом в повествовании о катакомбах узнаете.

Ну а последний пункт нашего путешествия по следам апостола Павла находится в пригороде Мдины - Рабате (еще одно арабское название). В Мдину мы еще вернемся, а вот в Рабате нам предстоит застрять на пару постов. Мдина - это город, и в нем обитает аж 300 жителей (по данным на 2011 г). Рабат - это деревня, и в ней живет аж 7000 человек. В стародавние времена, понятно, было наоборот, и тогдашний Рабат был деревушкой у стен большого города. И во времена Публия (чуете, куда клоню?) в одной из местных пещерок в течение трех месяцев жил некий узник, которого везли в Рим на суд кесаря. По крайней мере, мальтийцы в этом убеждены.

Над пещеркой построена приходская церковь Рабата:


Я же говорил, что деревенские церкви Мальты дадут 100 очков вперед нашим кафедральным соборам. И это вы еще не видите громадную террасу, примыкающую к церкви слева, устроенную для торжественных мероприятий в честь какого N-летия кораблекрушения. Вот там даже статуя есть со стихом Деян. 28:1 на постаменте.


Если входить в церковь не центральными дверями, а правыми, то по лестнице попадаешь в тот самый грот. Здесь дежурит (ну или, по крайней мере, дежурил до 2007 года) очень смешной дядечка с уникальным произношением (the apostle Paul в его исполнении получался "ди апостль Пауль"), тараторивший раз за разом свой коротенький рассказ, а потом требовавший за него денег. Высшим пилотажем было дождаться, пока он с очередной группой выходил из грота, чтобы требовать с них денег, и в это время проскользнуть туда, чтоб хоть пару минут побыть в пещерке одному.


Рассматривать там особенно нечего: статуя "ди апостля Пауля", серебряный галион (якобы копия того кораблика, на котором прибыл апостол) и памятная доска, сообщающая, что здесь во время своего пастырского визита молился покойный папа Иоанн Павел (ему-то болтливый дяденька не надоедал, надо полагать). За этим последним благочестивым занятием я вас и оставлю. Только обратите внимание на то, что с гротом соединяются катакомбы. Туда мы и последуем в следующий раз. А чтобы еще больше подогреть ваше любопытство (что за нелепая самонадеянность! Все читатели, наверно, уже уснули), сообщу, что мальтийские катакомбы были первыми из увиденных мною в жизни, поэтому к ним я испытываю чувства, близкие к обожанию.

Никуда не деться от банальности, но увы - стратегическое расположение мальтийского архипелага в самом центре средиземноморья определило его историю как череду непрекращающихся сражений, битв, завоеваний и обретений призрачных свобод. Пожалуй, только самые первые поселенцы были свободны от этого - по крайней мере, никаких свидетельств их агрессивности до сих пор не найдено. По преданию, это были сицилийские крестьяне, однако в последнее время всё большее число людей сомневается в этом, и дело тут - правильно - в знаменитых мегалитических храмах, приписываемых к эпохам неолита и халколита, а именно к 4000-2000 годам до н.э. Собственно, почему сицилийские сельскохозяйственники не могли построить их? Тут мнения разделились. Дело в том, что отдельные каменные глыбы, из которых сооружены эти храмы, достигают восьми метров в длину и весят десятки тонн. Как первопроходцы цивилизации могли переносить их и возводить из них конструкции, которые в целости и сохранности стоят вот уже 6000 лет?! Конечно, всё ещё находятся сторонники "рычага" и "перекатки", но есть и приверженцы идеи "иной расы", людей-гигантов, недаром самый древний из сохранившихся храмов (считающийся древнейшим сооружением не только на Мальте, но и на всей Земле) носит созвучное название - Гжантия (Ggantija).

Впервые завоёвана Мальта была финикийцами около 800 года до н.э. Справедливости ради стоит сказать, что это не было завоеванием в том плане, как мы себе его представляем - с боями за каждый метр. Наоборот, финикийцы, озабоченные поисками новых территорий, высадились на Мальте, не имевшей в те годы явных покровителей или вождей, и ассимилировались там. Финикийцы вообще старались нигде не конфликтовать с местными жителями, а здесь, к тому же, население пребывало в довольно неразвитом состоянии, так что новые поселенцы привнесли в жизнь островов некие плоды цивилизации, например, мальтийский язык возник именно на базе финикийского. Кроме того, благодаря смешанным бракам, финикийцы стали этнической основой мальтийской нации. Они же впервые и дали имена островам - Malet (укрытие) и Gol (борт корабля), так гласит история. А история, между тем, документирует этот период времени письменными источниками, так что всё, что касается финикийского периода, можно утверждать с большей уверенностью, нежели гипотезы бронзового и железного веков.

К 500-600 годам до н.э. Мальта перешла к Карфагенянам, вернее - к финикийской колонии Карфагена. Эти завоеватели уже были куда более жестокими, чем их предшественники - человеческие жертвоприношения стали правилом. Кроме того, в те годы начались набеги пиратов, от которых местных жителей зачастую не мог защитить даже флот карфагенских галер.

Карфаген стремился расширить сферу своего влияния на максимально возможную часть средиземноморья, чем входил в прямое соперничество с греками. Однако, Мальта оставалась "швейцарией" в этом споре, на её территории уживались и те и другие. Факт присутствия значительного числа греческих семей на острове в этот период очевиден - археологи обнаружили не только греческие монеты и керамику, но и большое число надписей, сделанных на греческом языке. В общем, считается, что данный период открыл Мальту миру, мальтийцы перестали жить в изоляции, острова стали центром кораблестроения, здесь проплывающие суда могли пополнить запасы продовольствия, поэтому большое развитие получила и торговля.

Но в 3-м веке до н.э. Мальта впервые оказалась в самом центре военных действий. Речь идёт о Пунических войнах, длившихся более ста лет. В результате первой, Мальта осталась под управлением Карфагена, но в 218 году до н.э. острова перешли на сторону Рима. На первых порах ими управляли "из центра", но затем архипелаг обрёл своё собственное правительство (вернее - два правительства, так как Гозо являлся автономной муниципией). Римляне обращались с мальтийцами как с союзниками, а не как с побеждённым народом, жители сохранили свои традиции, язык и даже - на некоторое время - пантеон.

К этому времени большой остров назывался "Мелит", а малый - "Гаулос". Считается, что Мелит не является производной от прежнего названия (Малет), а основывается на римском слове Mel (мёд), в производстве которого острова преуспевали. С римлянами приходит и расширение производства, в том числе кораблестроения. Новые доки возводятся на месте современных St.Paul"s bay, Burmarrad, Xlendi и Marsalforn. В это же время становится постоянно обитаемым остров Комино.

Римляне заложили на Мальте и Гозо два города, которые в настоящее время являются жемчужиной обоих островов - Мдину (тогда её окрестили подстать острову - Мелита) и гозитанский Рабат (ныне Виктория).

Теперь об истории, которая определила жизнь островов на многие столетия вперёд, но - как теперь выясняется - её вполне возможно и не было на самом деле, а все тогдашние события являются просто неверным толкованием Писания. Речь идёт о кораблекрушении св.Павла. В "Деяниях святых апостолов" (главы 27 и 28) упоминается сей факт, так что дальнейший рассказ сопроводим цитатами. Итак, "мальтийская" легенда гласит:

Апостол под арестом препровождался в Рим на корабле, чтобы предстать перед судом цезаря. Покинув Крит, судно сбилось с курса, попало в бурю, долго его мотало по Средиземному морю, пока "в четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи, корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-нибудь земле" - 27,27. В результате, их прибило к берегам острова, после чего корабль сел на мель, а путники ("было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ" - 27,37) спаслись все до одного ("и таким образом все спаслись на землю" - 27,44). Многие современные путеводители по Мальте гласят, что спасся де только сам Павел, но - вероятно - авторам даже лень было заглянуть в первоисточник.

"Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит" - 28,1. А современные "исследователи" и "толкователи" знают много больше, ими была вычислена даже коса (!), на которую попал корабль, прежде чем сесть на мель - её название Тал-Гаццини, район современного города Qawra. Три дня Павел провёл в доме "начальника острова, именем Публия" - 28,7. Затем трёхмесячный период жизни апостола описывается в Деяниях скромным "и оказывали нам много почести" - 28,10. Но то в Деяниях, а всё те же "учёные" уже всё знают. Оказывается, Павел по прошествии трёх дней отправился в Мдину, где излечил отца Публия (в Писании сказано только, что "Павел вошёл к нему" - 28,8, но никак не приехал через половину острова), после чего назначил Публия первым епископом Мальты и прожил оставшиеся до отплытия дни в катакомбах. И ещё, гозитанская версия гласит, что апостол высадился близ Марсалфорна и проповедовал в современной Виктории. Каждый тянет одеяло на себя. Такое впечатление, что отплывая, св.Павел оставил всех мальтийцев христианами, несмотря на то что до 4 века христианство преследовалось Римом, которому принадлежала и Мальта.

С недавних пор греки трактуют строки Деяний по-своему, и это им неплохо удаётся. Они говорят, что Мелит - это тогдашнее название одного из греческих островов, даже праздники закатывают не хуже мальтийских! В общем, один бог свидетель.

После разделения Римской империи, Мальта отошла к Константинополю. Об этом периоде истории (400-800 годы) известно немного, разве что достоверное поголовное принятие христианства. В 836 году начались набеги арабов, а в 870-м Мальта была завоёвана ими. На смену христианству в качестве государственной религии пришёл ислам, однако до сих пор нет согласия в рядах исследователей относительно того, приняли ли мальтийцы ислам душой. Мнения простираются от полного неприятия и жития в подполье до явной поддержки Аллаха и Магомета. Но факт остаётся фактом - мальтийский язык вобрал в себя очень многое от арабского, это проявилось также в географических названиях, которые до сих пор нанесены на карты островов.

Арабы укрепили крепость Мелит, обнесли рвом и сменили название на "Медина". Гозитанская крепость также претерпела некоторое переустройство. Помимо названий , изменены были и названия островов - два больших стали именоваться "Мальта" и "Аудэш" (Ghawdex - так Гозо до сей поры именуется на мальтийском языке), а два маленьких обрели имена "Кеммуна" и "Филфа" (кемин и перец). Архитектурное влияние арабов также заметно до сих пор - дома кубической формы с плоскими крышами, практически лишённые окон.

В 1091-м году Мальта была завоёвана норманнами. Овладев Сицилией годом раньше, граф Роджер, заботясь о южных границах империи, решил присовокупить и пару средиземноморских островов. К тому же дело было благое - изгнать сарацинов и возродить христианство. Всё было не так сложно: арабы были разобщены, практически не сопротивлялись. В общем, взяв власть и дав мальтийцам флаг (его цвета сохранились до сих пор), Роджер Норманнский благополучно вернулся на Сицилию. Система управления на островах изменена не была, да и арабы не были изгнаны в прямом смысле, то есть семьи продолжали благополучно жить на островах и исповедовать ислам в своём кругу. В 1127 году Роджер Второй, сын графа, повторно занял Мальту, результатом чего стало упрочнение норманнского господства - был назначен наместник, размещены воинские гарнизоны, Мальта вновь стала полноценной страной.

Когда умер последний норманнский король и не оставил наследников, Мальта перешла сперва к , а затем французской и династиям. В 1249 году германский император Фридрих Второй окончательно изгнал арабов со всех своих территорий, в том числе и из Мальты. Однако, многие мусульмане приняли христианство и тем самым спаслись и остались на обжитых территориях, тем не менее, эту дату приято считать моментом окончательной победы христианства на Мальте. После Свевской династии империей правил Карл Анжуйский (с 1268 года), а затем арагонцы (1283 г.) и кастильцы (1410г.). Мальта непосредственно не входила в состав королевских владений, ей долгое время управляли феодалы - верные вассалы Сицилийского королевства. Последним из них был Гонсальво Монрой, которого изгнали с острова восставшие подданные. Король Альфонс Пятый согласился с тем, чтобы жители выплатили феодалу 30000 флоринов, после чего территория могла быть присоединена непосредственно к королевству. Так и произошло. Тот же король дал очередное имя городу Медина, которое неофициально продолжает существовать до сих пор, а во времена мальтийской железной дороги конечная станция носила именно такое название - "Нотабиле" (что значит буквально "замечательный").

В 1529 году император Карл Пятый пожаловал Мальту Ордену госпитальеров Св. Иоанна, которые за 7 лет до этого были изгнаны арабами с Родоса и искали себе прибежище. В ответ кавалеры должны были ежегодно презентовать вице-королю Сицилии сокола. На том и порешили. В 1530-м новые хозяева прибыли на остров, жители встретили их неоднозначно - кто-то был рад, так как воспринимал новых поселенцев как дополнительную защиту от пиратов, а кто-то усмотрел в этом нарушение со стороны императора не отдавать Мальту в феодальное владение кому-либо. В любом случае, кавалеры Ордена не собирались задерживаться здесь надолго, они всё ещё надеялись вернуть Родос, однако судьба распорядилась иначе. Через несколько лет призрачная надежда угасла и рыцари стали вживаться в Мальту. Тут стоит сказать, что "новый дом" не слишком отвечал чаяниям рыцарей, ибо единственное хорошо укреплённое место - столица Мдина - было расположено вдали от морского берега, поэтому не было пригодного защищённого порта, где можно было бы расположить флот. Исходя из этих причин резиденция Ордена расположилась в городе Биргу (ныне - Витториоза), который находится в Великой Гавани. В порядке укрепления обороноспособности была восстановлена старая крепость и переименована в форт Св. Анджело, а также был построен форт Св. Эльмо. И всё не напрасно - турки не теряли время даром, в 1547-м и 1551-м годах они совершили два набега на архипелаг, во время второго в рабство было обращено всё население Гозо, почти 7000 человек. В том же 51-м году турки захватили Триполи, ещё одну резиденцию рыцарей. Одним словом, "ветер носил бурю", и в 1565 году супостат нанёс свой последний удар.

У рыцарей было три основных вражеских лагеря - Константинополь в лице Сулеймана Великолепного, пират Драгут из Триполи и алжирский предводитель Хассан. И вот наступил час, когда они объединились и стройными рядами направились к берегам Мальты. Готовьтесь, сейчас речь пойдёт о событии, которое до сих пор резонирует в голове каждого мальтийца, словно все битвы Великой Отечественной вкупе с Бородино в голове российского обывателя. Это - Великая осада. 18 мая 1565 года против Мальты было выставлено 48 тысяч лучших бойцов. Цель одна - завоевать архипелаг, после чего направиться дальше - в южную Европу через Сицилию и . Ну чем не разъезд Дубосеково? Со стороны островитян захватчикам противостояло немногим более 8000 человек. Одни источники утверждают, что Магистр Жан Паризо де ла Валетт резонно посчитал, что вступать в бой бессмысленно, слишком велик численный перевес со стороны врага, поэтому было решено разместить гарнизоны в укреплённых крепостях - Мдина, Св.Эльмо, две крепости в Биргу и Сенглее и Цитадель в Гозо - и готовиться к обороне. Согласно другим данным - всё началось с неистовой битвы в районе города Марсашлокк. В любом случае, самым знаковым событием стала осада форта Св. Эльмо, который пал, простояв 31 день. Затем были атакованы близлежащие города...

Но тем временем, из Сицилии спешила помощь. Сперва гарнизон в 700 солдат, который прибыл 29 июня, а затем - 9000 человек. Измождённые турки отступили, так Мальта спасла Европу от агрессии. Пафосно, но что поделаешь...

Теперь самое время вспомнить о нынешней столице государства - городе Валлетта. Многие книги гласят, что он был возведён сразу после осады в ознаменование Великой победы. Это не совсем так. Идея как-то обустроить холм Шеберрас (Sceberras) появилась у рыцарей задолго до осады, но предшественники магистра Ла-Валетта лишь теоретически обосновывали необходимость нового города-крепости, и только он в 1557 году предпринял первые шаги - пригласил известных инженеров для разработки проекта. Турецкое вторжение приостановило эти действия, однако после победы работы возобновились.

Первый камень был торжественно заложен 28 марта 1566 года. Город был назван в честь своего основателя - Ла-Валлетта - однако он не дожил до окончания строительства, магистр умер в 1568 году, а резиденция рыцарей была перенесена из Биргу на новое место только в 1571-м.

Вообще, этот период считается расцветом Мальты. Богатство и известность рыцарей делали своё дело - вновь расцвела торговля, коренные жители перенимали навыки новых поселенцев и их слуг, непрекращающееся строительство оборонных сооружений постепенно практически свело на нет угрозу пиратских набегов, появилась возможность жить вне укреплённых зон. Орден поощрял местное производство, получило развитие хлопководство. В 1769 году был основан Мальтийский университет. Именно рыцари принесли на Мальту яркие праздники - Фесты, которые до сих пор являются частью национального колорита, украшением островов.

Однако к концу XVIII века дела пошли плохо - казна опустела, обеты были нарушены, слава Ордена сходила на нет. Местное население стало выражать недовольство пребыванием рыцарей и теми налогами, которые те собирали с мальтийцев. За покровительство над Мальтой уже соперничали и Россия, когда в 1798 году острова занял Наполеон. 11 июня рыцари сдались без сопротивления, новая власть отменила рабство и инквизицию, закрыла университет, разграбила церкви и дворцы. На Мальте был оставлен генерал-губернатор, гражданский комиссар и гарнизон в 4000 человек. Однако это длилось недолго, восстание, начавшееся в Мдине 2 сентября 1798 года, быстро распространилось на всю территорию островов, французам пришлось укрыться за стенами Валлетты, где их держали в осаде 18 месяцев. На помощь мальтийцам пришли сицилийцы, британцы и русские, корабли адмирала Нельсона блокировали порты, так что французское подкрепление не могло пристать к берегу. В общем, 5 сентября 1800 года французы капитулировали.

Мальтийцы попросились под крыло Англии во время противостояния с французами, Англия пошла на встречу и направила сюда управляющего Александра Болла, однако после капитуляции более не была заинтересована в сохранении за собой этих территорий. В соответствии с Амьенским соглашением 1802 года Мальту решено было вернуть Ордену Иоаннитов, однако местные жители активно воспротивились этому, и, хотя их мало кто слушал, со временем идея сама угасла, а англичане стали открывать для себя пресловутое стратегическое значение архипелага.

В 1814 году по Парижскому соглашению Мальта окончательно отошла к Британии "де юро". Остров привлекал англичан, в первую очередь, как военно-морская база. Они построили славящиеся по сей день доки - местное население получило работу. Во время Крымской войны 1854-56 годов на остров направлялись раненые и отсюда же уходили войска. С постоянным развитием торгового судоходства возрастала и значимость Мальты, особенно на это повлияло открытие Суэцкого канала в 1869 году. Пароходы стали теснить парусные суда - Мальта тут же зарекомендовала себя как важный пункт пополнения запасов угля.

С давних времён коренное население имело собственные властные структуры на острове, однако англичане не видели в этом особой целесообразности. В 1811 году они по сути упразднили местный совет - Университу, вместно которого было назначено гражданское правительство, а к 1813-му и военная комендатура. Британцы сознательно инициировали волну эмиграции - мальтийцы потянулись в Египет и страны Магриба. Кроме того, Объединённое Королевство приложило много усилий, чтобы разорвать вековые связи с Сицилией - оттуда перестали завозить зерно, все товары стали преимущественно поступать из самой Англии, даже епископы Мальты были отделены от епископата Палермо (безусловно, не без участия папы). Островное общество начало раскалываться по языковому признаку - интеллигенция старой итальянской "закваски" с пренебрежением относилась к новой проанглийской формации мальтийцев. Вскоре языковой вопрос перерос в конфронтацию, не утихали споры о том, какой из языков преподавать в школах - итальянский или английский. И тут англичане вспомнили про мальтийский язык и стали приветствовать его распространение, дабы хоть таким образом отодвинуть итальянский на второй план.

Всё это шло параллельно с позывами, возникающие у мальтийцев применительно к самоуправлению. Представители коренного населения периодически входили в законодательные советы, но так же периодически английские власти приостанавливали действие конституции, и борцам за власть приходилось начинать раскручивать процесс с самого начала. Но после Первой Мировой войны, когда Мальта в очередной раз истощилась и обнищала из-за резкой безработицы среди бывших портовых рабочих, проблемой власти озаботилась уже "верхушка" местного общества. Было созвано Национальное Собрание, целью которого было учреждение новой Конституции. Беспорядки 1919 года, когда четверо восставших были убиты солдатами, ещё болше ускорили процесс, и в 1921 году Конституция была принята. Кроме того, было создано местное независимое правительство, которое решало все внутренние дела Мальты, а Британия ведала обороной, внешними связями и иммиграцией.

Закономерно, что раскол в обществе отразился на раскладе политических сил. Три основные течения представляли собой Националистическая партия, выражающая интересы проитальянски настроенных мальтийцев (итальянский язык, итальянская культура, католическиая церковь - вот их ориентиры) , сторонники "английского пути" - Конституционная партия (английский и мальтийский языки, британская культура) и Лейбористы - новички в мальтийской политике (обязательное образование, социальные программы, в общем, слуги трудового народа).

Нетрудно догадаться, кто оказался у власти - пробританцы. Нетрудно догадаться, чем это закончилось - церковь, поддерживавшая "итальянцев" вступила с властью в открытую конфронтацию. Новые беспорядки привели к отмене выборов, а в 1930 году вновь было приостановлено действие Конституции, но ненадолго. Очередные выборы заканчиваются убедительной победой проитальянских сил и церкви, но англичане опять отменяют Конституцию и, устав от этих дрязг, вводят прямое колониальное правление. Они постановляют, что отныне государственными языками являются мальтийский и английский, а итальянский наглухо перестаёт использоваться где бы то ни было на государственном уровне. Это постановление действует по сей день.

Общество толко начало возмущаться, как грянула Вторая Мировая, и внутренний раскол был подкреплён внешними обстоятельствами - Англия и Италия оказались по разные стороны баррикад. Активистов проитальянской партии высылают из страны, а остальные попросту замолчали.

Не хочется описывать тяготы и лишения Мальты времён этой войны, так как мальтийцы свято уверены в том, что им пришлось вынести больше других. Стоит только упомянуть, что враги даже не окупировали Мальту, ограничившись массированными авианалётами. В 1942 году король Георгий VI удостоил народ острова-крепости Георгиевского креста, изображение которого теперь красуется в левом верхнем углу мальтийского флага.

В самый разгар войны англичане пообещали восстановить независимое правительство, что и сделали по её завершении. Сильнейшая разруха, безработица усилили профсоюзы и привели в 1947 году к власти лейбористов. Кстати, женщины впервые получили право голоса. Политические ссыльные стали возвращаться на родину, а местные жители влились в новую волну эмиграции - наверное, самую массовую в истории Мальты. В основном, люди уезжали в Автралию, где на сегодняшний момент число мальтийцев не уступает, собственно, Мальте.

Националистическая партия, которая до войны отстаивала интересы проитальянски настроенных слоёв общества, стала всё больше потворствовать англичанам, а Конституционная партия самораспустилась. Политическую свистопляску продолжили Лейбористы, которые то просились присоединиться к Великобритании, то настойчиво требовали независимости.

В итоге было решено инициировать переговорный процесс с Англией о независимости. В 1964 году представители партий съехались в на конференцию, посвящённую этому вопросу. В результате очередного спора лейбористы отозвали своих людей, а Националисты, возглавлявшие в то время правительство, достигли признания Мальты независимым государством. Страна получила статус доминиона в составе Британского содружества. Независимость была подтверждена референдумом. 21 Сентября английская королева стала королевой Мальты. В том же 1964 году Мальта стала членом ООН и Европейского сообщества.

Но лейбористы не могли смириться с тем, что их соперникам достались все лавры и они сделали следующие логические шаги. В 1970-е годы во времена премьерства их лидера Дома Минтоффа Мальта была провозглашена республикой, был учреждён номинальный пост Президента, а к концу десятилетия острова покинули британские военно-морские силы.

Конец 70-х и 80-е годы XX столетия стали годами конфронтации. Лейбористское правителство открыто строило коммунистическое общество на деньги СССР, полицейские порядки и пренебрежение правами человека переросли в борьбу с церковью, что глубоко христианское население ну уже никак не могло понять. Однако, слабая электоральная поддержка не мешала пребыванию лейбористов у власти - подтасовки на выборах стали нормой. В начале 80-х раскол в обществе достиг неимоверного по мальтийским меркам размаха - люди перестали здороваться друг с другом, если они сторонники разных партий. И премьер Дом Минтофф стал понимать, что время лейбористов уходит, так не лучше ли уйти с почётом, чем стать жертвой нападения или иной расправы. Он назначил своим преемником слабого политика - Кармену Мифсуда Бонничи, а сам отошёл от дел в парламент. Стоит сказать, что Мальта, несмотря на ввод поста президента, осталась парламентской республикой, так что смена лидера партии автоматически стала сменой премьера.

Следующие выборы в 1987 году привели к победе националистов во главе с Эдди Фенеком Адами. На "остатках былой роскоши" и политическом энтузиазме Мальта преодолела рубеж десятилетий и вошла в 90-е процветающей страной, но затем экономическая ситуация стала резко ухудшаться - cоветские кредиты прекратились, минеральные ресурсы на Мальте отсутствуют, крупного производства, за исключением доков, нет, так что правительство сделало упор на туризм, вступление в ЕС и новую налоговую политику - националисты ввели 15% VAT (по-нашему НДС - налог на добавленную стоимость). Идея вступления в Евросоюз была резко раскритикована лейбористами, которые справедливо считают это угрозой для мальтийских рабочих (так как по действующему законодательству на Мальте не могут работать иностранцы) и мальтийского государства (так как по правилам ЕС госсобственность должна быть демонополизирована и приватизирована, а в крохотной стране практически все отрасли монополизированы государством - от связи и энергетики до аэропортов и банков). К выборам 1996 года недовольство налоговой политикой в обществе достигло своего апогея. Лейбористы заявили, что в случае победы отменят VAT, и это было разумное заявление - их финансово поддержали многие бизнесмены. В итоге они победили на выборах, но перевес был ничтожным - одно место в парламенте.

Новый премьер Альфред Сант и впрямь отменил злополучный налог, но вместо него ввёл два новых, ибо страна иначе просто не могла наполнять свой бюджет. Помимо этого было отозвано заявление из ЕС, а также выросли коммунальные платежи, в общем, общество в очередной раз разочаровалось в новой власти. Через два года, в 1998-м новое правительство похоронил не кто иной, как отец всех лейбористов - Дом Минтофф. В результате обсуждения проекта Коттонера, выдвинутого Сантом, он поддержал националистов, которые возражали против этого. Сант, заявивший ранее, что если проект не пройдёт, он будет расценивать это как недоверие правительству, был вынужден сдержать слово и объявить досрочные выборы. Националисты победили с разрывом в 4 голоса, а Мальта в те сентябрьские дни 1998 года просто стояла на ушах от радости.

Националисты вновь ввели VAT, но не отменили лейбористских надбавок. Вновь захотели в ЕС, и под этим соусом уже распродали половину государственной собственности - от одного из двух основополагающих банков (Mid-Med Bank) до единственного в стране аэропорта. На этом история переходит в сегодняшнюю реальность. И если на наш век выпадут новые потрясения мальтийского общества, они незамедлительно найдут своё отражение на виртуальных страницах этого раздела.

Никуда не деться от банальности, но увы - стратегическое расположение мальтийского архипелага в самом центре средиземноморья определило его историю как череду непрекращающихся сражений, битв, завоеваний и обретений призрачных свобод. Пожалуй, только самые первые поселенцы были свободны от этого - по крайней мере, никаких свидетельств их агрессивности до сих пор не найдено. По преданию, это были сицилийские крестьяне, однако в последнее время всё большее число людей сомневается в этом, и дело тут - правильно - в знаменитых мегалитических храмах, приписываемых к эпохам неолита и халколита, а именно к 4000-2000 годам до н.э. Собственно, почему сицилийские сельскохозяйственники не могли построить их? Тут мнения разделились. Дело в том, что отдельные каменные глыбы, из которых сооружены эти храмы, достигают восьми метров в длину и весят десятки тонн. Как первопроходцы цивилизации могли переносить их и возводить из них конструкции, которые в целости и сохранности стоят вот уже 6000 лет?! Конечно, всё ещё находятся сторонники "рычага" и "перекатки", но есть и приверженцы идеи "иной расы", людей-гигантов, недаром самый древний из сохранившихся храмов (считающийся древнейшим сооружением не только на Мальте, но и на всей Земле) носит созвучное название - Гжантия (Ggantija). Впервые завоёвана Мальта была финикийцами около 800 года до н.э. Справедливости ради стоит сказать, что это не было завоеванием в том плане, как мы себе его представляем - с боями за каждый метр. Наоборот, финикийцы, озабоченные поисками новых территорий, высадились на Мальте, не имевшей в те годы явных покровителей или вождей, и ассимилировались там. Финикийцы вообще старались нигде не конфликтовать с местными жителями, а здесь, к тому же, население пребывало в довольно неразвитом состоянии, так что новые поселенцы привнесли в жизнь островов некие плоды цивилизации, например, мальтийский язык возник именно на базе финикийского. Кроме того, благодаря смешанным бракам, финикийцы стали этнической основой мальтийской нации. Они же впервые и дали имена островам - Malet (укрытие) и Gol (борт корабля), так гласит история. А история, между тем, документирует этот период времени письменными источниками, так что всё, что касается финикийского периода, можно утверждать с большей уверенностью, нежели гипотезы бронзового и железного веков. К 500-600 годам до н.э. Мальта перешла к Карфагенянам, вернее - к финикийской колонии Карфагена. Эти завоеватели уже были куда более жестокими, чем их предшественники - человеческие жертвоприношения стали правилом. Кроме того, в те годы начались набеги пиратов, от которых местных жителей зачастую не мог защитить даже флот карфагенских галер. Карфаген стремился расширить сферу своего влияния на максимально возможную часть средиземноморья, чем входил в прямое соперничество с греками. Однако, Мальта оставалась "швейцарией" в этом споре, на её территории уживались и те и другие. Факт присутствия значительного числа греческих семей на острове в этот период очевиден - археологи обнаружили не только греческие монеты и керамику, но и большое число надписей, сделанных на греческом языке. В общем, считается, что данный период открыл Мальту миру, мальтийцы перестали жить в изоляции, острова стали центром кораблестроения, здесь проплывающие суда могли пополнить запасы продовольствия, поэтому большое развитие получила и торговля. Но в 3-м веке до н.э. Мальта впервые оказалась в самом центре военных действий. Речь идёт о Пунических войнах, длившихся более ста лет. В результате первой, Мальта осталась под управлением Карфагена, но в 218 году до н.э. острова перешли на сторону Рима. На первых порах ими управляли "из центра", но затем архипелаг обрёл своё собственное правительство (вернее - два правительства, так как Гозо являлся автономной муниципией). Римляне обращались с мальтийцами как с союзниками, а не как с побеждённым народом, жители сохранили свои традиции, язык и даже - на некоторое время - пантеон. К этому времени большой остров назывался "Мелит", а малый - "Гаулос". Считается, что Мелит не является производной от прежнего названия (Малет), а основывается на римском слове Mel (мёд), в производстве которого острова преуспевали. С римлянами приходит и расширение производства, в том числе кораблестроения. Новые доки возводятся на месте современных St.Paul"s bay, Burmarrad, Xlendi и Marsalforn. В это же время становится постоянно обитаемым остров Комино. Римляне заложили на Мальте и Гозо два города, которые в настоящее время являются жемчужиной обоих островов - Мдину (тогда её окрестили подстать острову - Мелита) и гозитанский Рабат (ныне Виктория). Теперь об истории, которая определила жизнь островов на многие столетия вперёд, но - как теперь выясняется - её вполне возможно и не было на самом деле, а все тогдашние события являются просто неверным толкованием Писания. Речь идёт о кораблекрушении св.Павла. В "Деяниях святых апостолов" (главы 27 и 28) упоминается сей факт, так что дальнейший рассказ сопроводим цитатами. Итак, "мальтийская" легенда гласит: Апостол под арестом препровождался в Рим на корабле, чтобы предстать перед судом цезаря. Покинув Крит, судно сбилось с курса, попало в бурю, долго его мотало по Средиземному морю, пока "в четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи, корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-нибудь земле" - 27,27. В результате, их прибило к берегам острова, после чего корабль сел на мель, а путники ("было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ" - 27,37) спаслись все до одного ("и таким образом все спаслись на землю" - 27,44). Многие современные путеводители по Мальте гласят, что спасся де только сам Павел, но - вероятно - авторам даже лень было заглянуть в первоисточник. "Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит" - 28,1. А современные "исследователи" и "толкователи" знают много больше, ими была вычислена даже коса (!), на которую попал корабль, прежде чем сесть на мель - её название Тал-Гаццини, район современного города Qawra. Три дня Павел провёл в доме "начальника острова, именем Публия" - 28,7. Затем трёхмесячный период жизни апостола описывается в Деяниях скромным "и оказывали нам много почести" - 28,10. Но то в Деяниях, а всё те же "учёные" уже всё знают. Оказывается, Павел по прошествии трёх дней отправился в Мдину, где излечил отца Публия (в Писании сказано только, что "Павел вошёл к нему" - 28,8, но никак не приехал через половину острова), после чего назначил Публия первым епископом Мальты и прожил оставшиеся до отплытия дни в катакомбах. И ещё, гозитанская версия гласит, что апостол высадился близ Марсалфорна и проповедовал в современной Виктории. Каждый тянет одеяло на себя. Такое впечатление, что отплывая, св.Павел оставил всех мальтийцев христианами, несмотря на то что до 4 века христианство преследовалось Римом, которому принадлежала и Мальта. С недавних пор греки трактуют строки Деяний по-своему, и это им неплохо удаётся. Они говорят, что Мелит - это тогдашнее название одного из греческих островов, даже праздники закатывают не хуже мальтийских! В общем, один бог свидетель. После разделения Римской империи, Мальта отошла к Константинополю. Об этом периоде истории (400-800 годы) известно немного, разве что достоверное поголовное принятие христианства. В 836 году начались набеги арабов, а в 870-м Мальта была завоёвана ими. На смену христианству в качестве государственной религии пришёл ислам, однако до сих пор нет согласия в рядах исследователей относительно того, приняли ли мальтийцы ислам душой. Мнения простираются от полного неприятия и жития в подполье до явной поддержки Аллаха и Магомета. Но факт остаётся фактом - мальтийский язык вобрал в себя очень многое от арабского, это проявилось также в географических названиях, которые до сих пор нанесены на карты островов. Арабы укрепили крепость Мелит, обнесли рвом и сменили название на "Медина". Гозитанская крепость также претерпела некоторое переустройство. Помимо названий городов, изменены были и названия островов - два больших стали именоваться "Мальта" и "Аудэш" (Ghawdex - так Гозо до сей поры именуется на мальтийском языке), а два маленьких обрели имена "Кеммуна" и "Филфа" (кемин и перец). Архитектурное влияние арабов также заметно до сих пор - дома кубической формы с плоскими крышами, практически лишённые окон. В 1091-м году Мальта была завоёвана норманнами. Овладев Сицилией годом раньше, граф Роджер, заботясь о южных границах империи, решил присовокупить и пару средиземноморских островов. К тому же дело было благое - изгнать сарацинов и возродить христианство. Всё было не так сложно: арабы были разобщены, практически не сопротивлялись. В общем, взяв власть и дав мальтийцам флаг (его цвета сохранились до сих пор), Роджер Норманнский благополучно вернулся на Сицилию. Система управления на островах изменена не была, да и арабы не были изгнаны в прямом смысле, то есть семьи продолжали благополучно жить на островах и исповедовать ислам в своём кругу. В 1127 году Роджер Второй, сын графа, повторно занял Мальту, результатом чего стало упрочнение норманнского господства - был назначен наместник, размещены воинские гарнизоны, Мальта вновь стала полноценной европейской страной. Когда умер последний норманнский король и не оставил наследников, Мальта перешла сперва к германской, а затем французской и испанской династиям. В 1249 году германский император Фридрих Второй окончательно изгнал арабов со всех своих территорий, в том числе и из Мальты. Однако, многие мусульмане приняли христианство и тем самым спаслись и остались на обжитых территориях, тем не менее, эту дату приято считать моментом окончательной победы христианства на Мальте. После Свевской династии империей правил Карл Анжуйский (с 1268 года), а затем арагонцы (1283 г.) и кастильцы (1410г.). Мальта непосредственно не входила в состав королевских владений, ей долгое время управляли феодалы - верные вассалы Сицилийского королевства. Последним из них был Гонсальво Монрой, которого изгнали с острова восставшие подданные. Король Альфонс Пятый согласился с тем, чтобы жители выплатили феодалу 30000 флоринов, после чего территория могла быть присоединена непосредственно к королевству. Так и произошло. Тот же король дал очередное имя городу Медина, которое неофициально продолжает существовать до сих пор, а во времена мальтийской железной дороги конечная станция носила именно такое название - "Нотабиле" (что значит буквально "замечательный"). В 1529 году император Карл Пятый пожаловал Мальту Ордену госпитальеров Св. Иоанна, которые за 7 лет до этого были изгнаны арабами с Родоса и искали себе прибежище. В ответ кавалеры должны были ежегодно презентовать вице-королю Сицилии сокола. На том и порешили. В 1530-м новые хозяева прибыли на остров, жители встретили их неоднозначно - кто-то был рад, так как воспринимал новых поселенцев как дополнительную защиту от пиратов, а кто-то усмотрел в этом нарушение со стороны императора не отдавать Мальту в феодальное владение кому-либо. В любом случае, кавалеры Ордена не собирались задерживаться здесь надолго, они всё ещё надеялись вернуть Родос, однако судьба распорядилась иначе. Через несколько лет призрачная надежда угасла и рыцари стали вживаться в Мальту. Тут стоит сказать, что "новый дом" не слишком отвечал чаяниям рыцарей, ибо единственное хорошо укреплённое место - столица Мдина - было расположено вдали от морского берега, поэтому не было пригодного защищённого порта, где можно было бы расположить флот. Исходя из этих причин резиденция Ордена расположилась в городе Биргу (ныне - Витториоза), который находится в Великой Гавани. В порядке укрепления обороноспособности была восстановлена старая крепость и переименована в форт Св. Анджело, а также был построен форт Св. Эльмо. И всё не напрасно - турки не теряли время даром, в 1547-м и 1551-м годах они совершили два набега на архипелаг, во время второго в рабство было обращено всё население Гозо, почти 7000 человек. В том же 51-м году турки захватили Триполи, ещё одну резиденцию рыцарей. Одним словом, "ветер носил бурю", и в 1565 году супостат нанёс свой последний удар. У рыцарей было три основных вражеских лагеря - Константинополь в лице Сулеймана Великолепного, пират Драгут из Триполи и алжирский предводитель Хассан. И вот наступил час, когда они объединились и стройными рядами направились к берегам Мальты. Готовьтесь, сейчас речь пойдёт о событии, которое до сих пор резонирует в голове каждого мальтийца, словно все битвы Великой Отечественной вкупе с Бородино в голове российского обывателя. Это - Великая осада. 18 мая 1565 года против Мальты было выставлено 48 тысяч лучших бойцов. Цель одна - завоевать архипелаг, после чего направиться дальше - в южную Европу через Сицилию и Италию. Ну чем не разъезд Дубосеково? Со стороны островитян захватчикам противостояло немногим более 8000 человек. Одни источники утверждают, что Магистр Жан Паризо де ла Валетт резонно посчитал, что вступать в бой бессмысленно, слишком велик численный перевес со стороны врага, поэтому было решено разместить гарнизоны в укреплённых крепостях - Мдина, Св.Эльмо, две крепости в Биргу и Сенглее и Цитадель в Гозо - и готовиться к обороне. Согласно другим данным - всё началось с неистовой битвы в районе города Марсашлокк. В любом случае, самым знаковым событием стала осада форта Св. Эльмо, который пал, простояв 31 день. Затем были атакованы близлежащие города... Но тем временем, из Сицилии спешила помощь. Сперва гарнизон в 700 солдат, который прибыл 29 июня, а затем - 9000 человек. Измождённые турки отступили, так Мальта спасла Европу от агрессии. Пафосно, но что поделаешь... Теперь самое время вспомнить о нынешней столице государства - городе Валлетта. Многие книги гласят, что он был возведён сразу после осады в ознаменование Великой победы. Это не совсем так. Идея как-то обустроить холм Шеберрас (Sceberras) появилась у рыцарей задолго до осады, но предшественники магистра Ла-Валетта лишь теоретически обосновывали необходимость нового города-крепости, и только он в 1557 году предпринял первые шаги - пригласил известных инженеров для разработки проекта. Турецкое вторжение приостановило эти действия, однако после победы работы возобновились. Первый камень был торжественно заложен 28 марта 1566 года. Город был назван в честь своего основателя - Ла-Валлетта - однако он не дожил до окончания строительства, магистр умер в 1568 году, а резиденция рыцарей была перенесена из Биргу на новое место только в 1571-м. Вообще, этот период считается расцветом Мальты. Богатство и известность рыцарей делали своё дело - вновь расцвела торговля, коренные жители перенимали навыки новых поселенцев и их слуг, непрекращающееся строительство оборонных сооружений постепенно практически свело на нет угрозу пиратских набегов, появилась возможность жить вне укреплённых зон. Орден поощрял местное производство, получило развитие хлопководство. В 1769 году был основан Мальтийский университет. Именно рыцари принесли на Мальту яркие праздники - Фесты, которые до сих пор являются частью национального колорита, украшением островов. Однако к концу XVIII века дела пошли плохо - казна опустела, обеты были нарушены, слава Ордена сходила на нет. Местное население стало выражать недовольство пребыванием рыцарей и теми налогами, которые те собирали с мальтийцев. За покровительство над Мальтой уже соперничали Англия и Россия, когда в 1798 году острова занял Наполеон. 11 июня рыцари сдались без сопротивления, новая власть отменила рабство и инквизицию, закрыла университет, разграбила церкви и дворцы. На Мальте был оставлен генерал-губернатор, гражданский комиссар и гарнизон в 4000 человек. Однако это длилось недолго, восстание, начавшееся в Мдине 2 сентября 1798 года, быстро распространилось на всю территорию островов, французам пришлось укрыться за стенами Валлетты, где их держали в осаде 18 месяцев. На помощь мальтийцам пришли сицилийцы, британцы и русские, корабли адмирала Нельсона блокировали порты, так что французское подкрепление не могло пристать к берегу. В общем, 5 сентября 1800 года французы капитулировали. Мальтийцы попросились под крыло Англии во время противостояния с французами, Англия пошла на встречу и направила сюда управляющего Александра Болла, однако после капитуляции более не была заинтересована в сохранении за собой этих территорий. В соответствии с Амьенским соглашением 1802 года Мальту решено было вернуть Ордену Иоаннитов, однако местные жители активно воспротивились этому, и, хотя их мало кто слушал, со временем идея сама угасла, а англичане стали открывать для себя пресловутое стратегическое значение архипелага. В 1814 году по Парижскому соглашению Мальта окончательно отошла к Британии "де юро". Остров привлекал англичан, в первую очередь, как военно-морская база. Они построили славящиеся по сей день доки - местное население получило работу. Во время Крымской войны 1854-56 годов на остров направлялись раненые и отсюда же уходили войска. С постоянным развитием торгового судоходства возрастала и значимость Мальты, особенно на это повлияло открытие Суэцкого канала в 1869 году. Пароходы стали теснить парусные суда - Мальта тут же зарекомендовала себя как важный пункт пополнения запасов угля. С давних времён коренное население имело собственные властные структуры на острове, однако англичане не видели в этом особой целесообразности. В 1811 году они по сути упразднили местный совет - Университу, вместно которого было назначено гражданское правительство, а к 1813-му и военная комендатура. Британцы сознательно инициировали волну эмиграции - мальтийцы потянулись в Египет и страны Магриба. Кроме того, Объединённое Королевство приложило много усилий, чтобы разорвать вековые связи с Сицилией - оттуда перестали завозить зерно, все товары стали преимущественно поступать из самой Англии, даже епископы Мальты были отделены от епископата Палермо (безусловно, не без участия папы). Островное общество начало раскалываться по языковому признаку - интеллигенция старой итальянской "закваски" с пренебрежением относилась к новой проанглийской формации мальтийцев. Вскоре языковой вопрос перерос в конфронтацию, не утихали споры о том, какой из языков преподавать в школах - итальянский или английский. И тут англичане вспомнили про мальтийский язык и стали приветствовать его распространение, дабы хоть таким образом отодвинуть итальянский на второй план. Всё это шло параллельно с позывами, возникающие у мальтийцев применительно к самоуправлению. Представители коренного населения периодически входили в законодательные советы, но так же периодически английские власти приостанавливали действие конституции, и борцам за власть приходилось начинать раскручивать процесс с самого начала. Но после Первой Мировой войны, когда Мальта в очередной раз истощилась и обнищала из-за резкой безработицы среди бывших портовых рабочих, проблемой власти озаботилась уже "верхушка" местного общества. Было созвано Национальное Собрание, целью которого было учреждение новой Конституции. Беспорядки 1919 года, когда четверо восставших были убиты солдатами, ещё болше ускорили процесс, и в 1921 году Конституция была принята. Кроме того, было создано местное независимое правительство, которое решало все внутренние дела Мальты, а Британия ведала обороной, внешними связями и иммиграцией. Закономерно, что раскол в обществе отразился на раскладе политических сил. Три основные течения представляли собой Националистическая партия, выражающая интересы проитальянски настроенных мальтийцев (итальянский язык, итальянская культура, католическиая церковь - вот их ориентиры) , сторонники "английского пути" - Конституционная партия (английский и мальтийский языки, британская культура) и Лейбористы - новички в мальтийской политике (обязательное образование, социальные программы, в общем, слуги трудового народа). Нетрудно догадаться, кто оказался у власти - пробританцы. Нетрудно догадаться, чем это закончилось - церковь, поддерживавшая "итальянцев" вступила с властью в открытую конфронтацию. Новые беспорядки привели к отмене выборов, а в 1930 году вновь было приостановлено действие Конституции, но ненадолго. Очередные выборы заканчиваются убедительной победой проитальянских сил и церкви, но англичане опять отменяют Конституцию и, устав от этих дрязг, вводят прямое колониальное правление. Они постановляют, что отныне государственными языками являются мальтийский и английский, а итальянский наглухо перестаёт использоваться где бы то ни было на государственном уровне. Это постановление действует по сей день. Общество толко начало возмущаться, как грянула Вторая Мировая, и внутренний раскол был подкреплён внешними обстоятельствами - Англия и Италия оказались по разные стороны баррикад. Активистов проитальянской партии высылают из страны, а остальные попросту замолчали. Не хочется описывать тяготы и лишения Мальты времён этой войны, так как мальтийцы свято уверены в том, что им пришлось вынести больше других. Стоит только упомянуть, что враги даже не окупировали Мальту, ограничившись массированными авианалётами. В 1942 году король Георгий VI удостоил народ острова-крепости Георгиевского креста, изображение которого теперь красуется в левом верхнем углу мальтийского флага. В самый разгар войны англичане пообещали восстановить независимое правительство, что и сделали по её завершении. Сильнейшая разруха, безработица усилили профсоюзы и привели в 1947 году к власти лейбористов. Кстати, женщины впервые получили право голоса. Политические ссыльные стали возвращаться на родину, а местные жители влились в новую волну эмиграции - наверное, самую массовую в истории Мальты. В основном, люди уезжали в Автралию, где на сегодняшний момент число мальтийцев не уступает, собственно, Мальте. Националистическая партия, которая до войны отстаивала интересы проитальянски настроенных слоёв общества, стала всё больше потворствовать англичанам, а Конституционная партия самораспустилась. Политическую свистопляску продолжили Лейбористы, которые то просились присоединиться к Великобритании, то настойчиво требовали независимости. В итоге было решено инициировать переговорный процесс с Англией о независимости. В 1964 году представители партий съехались в Лондон на конференцию, посвящённую этому вопросу. В результате очередного спора лейбористы отозвали своих людей, а Националисты, возглавлявшие в то время правительство, достигли признания Мальты независимым государством. Страна получила статус доминиона в составе Британского содружества. Независимость была подтверждена референдумом. 21 Сентября английская королева стала королевой Мальты. В том же 1964 году Мальта стала членом ООН и Европейского сообщества. Но лейбористы не могли смириться с тем, что их соперникам достались все лавры и они сделали следующие логические шаги. В 1970-е годы во времена премьерства их лидера Дома Минтоффа Мальта была провозглашена республикой, был учреждён номинальный пост Президента, а к концу десятилетия острова покинули британские военно-морские силы. Конец 70-х и 80-е годы XX столетия стали годами конфронтации. Лейбористское правителство открыто строило коммунистическое общество на деньги СССР, полицейские порядки и пренебрежение правами человека переросли в борьбу с церковью, что глубоко христианское население ну уже никак не могло понять. Однако, слабая электоральная поддержка не мешала пребыванию лейбористов у власти - подтасовки на выборах стали нормой. В начале 80-х раскол в обществе достиг неимоверного по мальтийским меркам размаха - люди перестали здороваться друг с другом, если они сторонники разных партий. И премьер Дом Минтофф стал понимать, что время лейбористов уходит, так не лучше ли уйти с почётом, чем стать жертвой нападения или иной расправы. Он назначил своим преемником слабого политика - Кармену Мифсуда Бонничи, а сам отошёл от дел в парламент. Стоит сказать, что Мальта, несмотря на ввод поста президента, осталась парламентской республикой, так что смена лидера партии автоматически стала сменой премьера. Следующие выборы в 1987 году привели к победе националистов во главе с Эдди Фенеком Адами. На "остатках былой роскоши" и политическом энтузиазме Мальта преодолела рубеж десятилетий и вошла в 90-е процветающей страной, но затем экономическая ситуация стала резко ухудшаться - cоветские кредиты прекратились, минеральные ресурсы на Мальте отсутствуют, крупного производства, за исключением доков, нет, так что правительство сделало упор на туризм, вступление в ЕС и новую налоговую политику - националисты ввели 15% VAT (по-нашему НДС - налог на добавленную стоимость). Идея вступления в Евросоюз была резко раскритикована лейбористами, которые справедливо считают это угрозой для мальтийских рабочих (так как по действующему законодательству на Мальте не могут работать иностранцы) и мальтийского государства (так как по правилам ЕС госсобственность должна быть демонополизирована и приватизирована, а в крохотной стране практически все отрасли монополизированы государством - от связи и энергетики до аэропортов и банков). К выборам 1996 года недовольство налоговой политикой в обществе достигло своего апогея. Лейбористы заявили, что в случае победы отменят VAT, и это было разумное заявление - их финансово поддержали многие бизнесмены. В итоге они победили на выборах, но перевес был ничтожным - одно место в парламенте. Новый премьер Альфред Сант и впрямь отменил злополучный налог, но вместо него ввёл два новых, ибо страна иначе просто не могла наполнять свой бюджет. Помимо этого было отозвано заявление из ЕС, а также выросли коммунальные платежи, в общем, общество в очередной раз разочаровалось в новой власти. Через два года, в 1998-м новое правительство похоронил не кто иной, как отец всех лейбористов - Дом Минтофф. В результате обсуждения проекта Коттонера, выдвинутого Сантом, он поддержал националистов, которые возражали против этого. Сант, заявивший ранее, что если проект не пройдёт, он будет расценивать это как недоверие правительству, был вынужден сдержать слово и объявить досрочные выборы. Националисты победили с разрывом в 4 голоса, а Мальта в те сентябрьские дни 1998 года просто стояла на ушах от радости. Националисты вновь ввели VAT, но не отменили лейбористских надбавок. Вновь захотели в ЕС, и под этим соусом уже распродали половину государственной собственности - от одного из двух основополагающих банков (Mid-Med Bank) до единственного в стране аэропорта. На этом история переходит в сегодняшнюю реальность. И если на наш век выпадут новые потрясения мальтийского общества, они незамедлительно найдут своё отражение на виртуальных страницах этого раздела. var addthis_product = "jlp-2.0"; var addthis_config = { pubid:"Your+Profile+ID", data_track_clickback:true, ui_language:"ru", data_ga_property:"UA-10312200-2" }

Митрополит Кирилл совершил на Мальте первую в её историю православную Литургию на церковно-славянском языке

Как сообщает Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата Председатель ОВЦС Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) в период с 23 по 27 января (2001 года - примечание MaltaVista.ru) находился с визитом в Республике Мальта.

Во вторник, 23 января, в Мальтийском международном аэропорту митрополита Кирилла встречал Чрезвычайный и Полномочный посол России в Республике Мальта С. С. Зотов.

Вечером того же дня в Российском посольстве на Мальте состоялась встреча митрополита Кирилла с представителями русской общины острова. В беседе с соотечественниками Владыка рассказал собравшимся о жизни Русской Православной Церкви, о тех проблемах и испытаниях, с которыми пришлось столкнуться в течение минувшего столетия. Отметив, что для любого народа важнейшим фактором, определяющим его национальную идентичность, является его вера, митрополит Кирилл призвал проживающих на Мальте русских людей бережно хранить свои национальные и культурные устои, духовной основой которых является Святое Православие.

По предложению Посла России С.С. Зотова на собрании было принято решение о создании на Мальте русского православного прихода. Его пастырское окормление поручено настоятелю Воскресенского храма в Тунисе священнику Димитрию Нецветаеву.

24 января при большом стечении молящихся митрополит Кирилл отслужил первую в истории Мальты православную Божественную Литургию на церковно-славянском языке. По окончании богослужения Владыка митрополит тепло поздравил присутствующих с этим знаменательным событием и пожелал благословенных успехов и помощи Божией в становлении духовной жизни новообразованного прихода.

В тот же день митрополит Кирилл знакомился с достопримечательностями о. Мальта, среди которых наиболее значительными являются места, связанные с пребыванием на острове святого апостола Павла.

В ходе своего пребывания на Мальте митрополит Кирилл принял участие в международном симпозиуме на тему: "Чтимая Филермская икона Божией Матери и ее место в искусстве, истории и религии", который состоялся в столице Мальты Валетте.

Симпозиум был созван по инициативе Посольства России на Мальте и собрал значительное число ученых, политиков, дипломатов, представителей духовенства из России, Италии, Югославии, Мальты и других стран мира. Данное мероприятие проходило под почетным патронажем Президента страны Г. де Марко, который в своем вступительном слове тепло приветствовал участников форума.

Открытию Симпозиума предшествовала торжественная церемония передачи в дар Мальтийскому государству точной копии Филермской иконы Божией Матери,выполненной сербским иконописцем диаконом Предрагом Милосавичем и привезенной на Мальту представителем Сербской Православной Церкви митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием.

Участие двух видных иерархов Русской и Сербской Православных Церквей в мероприятии, проводимом на Мальте, не случайно, поскольку история Филермской иконы Божией Матери тесно связана и с Мальтой, и с Россией, и с Югославией.

Согласно преданию, этот чудотворный образ был написан святым апостолом и евангелистом Лукой. Через Антиохию и Иерусалим икона была перенесена в Константинополь, откуда ее увезли крестоносцы после взятия ими города в 1204 году. Оказавшись в руках рыцарей Ордена госпитальеров, она переносилась ими сначала на Кипр, затем на Родос, и, наконец, в 1503 году, - на Мальту. Здесь она пребывала до 1798 года, когда мальтийские рыцари, изгнанные с острова Наполеоном, переправили ее Россию. На следующий год Филермская икона Божией Матери вместе с частью Древа Животворящего Креста Господня и десницей св.Иоанна Предтечи была передана в дар всероссийскому императору Павлу I. С тех пор вплоть до революции 1917 года эти бесценные святыни находились в России:вначале в Гатчине, затем в Санкт-Петербурге, Москве, и, наконец, снова в Гатчине. В годы революционной смуты и периода гонений на Русскую Православную Церковь они чудесным образом были спасены от поругания и переправлены за рубеж. Поскольку мальтийские реликвии являлись собственностью императорской фамилии, они через Эстонию были перевезены в Данию, где в то время проживала мать святого императора-страстотерпца Николая II вдовствующая императрица Мария Федоровна. После ее смерти в 1928 году дочери императрицы Великие княжны Ольга и Ксения передали святыни Первоиерарху Русской Православной Церкви за границей митрополиту Антонию (Храповицкому), который перевез их сначала в Германию, а потом, в 1932 году - в Югославию, где они стали достоянием королевской фамилии Карагеоргиевичей. После нападения фашистской Германии на Югославию и разгрома королевской армии король Петр II, покидая страну, оставил реликвии на хранение в Острожском монастыре в Черногории. После войны они были изъяты из монастыря сотрудниками югославских спецслужб, и с тех пор следы их местопребывания теряются. Только в 1993 году, во время посещения Черногории Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, мальтийские святыни, в том числе Филермская икона Божией Матери, были вновь явлены миру.

В своем выступлении на симпозиуме митрополит Кирилл обратил внимание на то,что путь Филермской иконы Божией Матери являет собой символ истории европейской цивилизации, истории отношений Востока и Запада, в которых на протяжении минувшего тысячелетия были и темные, и светлые страницы, периоды войны и мира, конфронтации и взаимной поддержки. В центре всех этих процессов всегда стояли Православная и Католическая Церкви,которым принадлежала главная роль в формировании миросозерцания народов Европы. Что означает нынешнее явление Филермского образа Божией Матери на Мальте для христиан Востока и Запада в эпоху, когда в условиях секулярного мира тотальный натиск либеральной идеологии грозит окончательно вытеснить религию за рамки общественной жизни? Отвечая на этот вопрос, митрополит Кирилл сказал, что он видит в этом событии знамение времени: для христиан настала пора объединить свои усилия в борьбе за сохранение духовных и нравственных основ европейской цивилизации. Сейчас, когда отношения Римско-Католической и Русской Православной Церквей переживают наиболее тяжелый период со времен Второго Ватиканского Собора, совместное отстаивание ими христианских ценностей является той сферой, в которой две Церкви могут и должны стать естественными союзниками и партнерами.

По случаю проведения международного симпозиума, посвященного Филермской иконе Божией Матери, в российском и итальянском культурных центрах на Мальте были устроены приемы в честь участников и гостей этого форума.

По окончании симпозиума вниманию собравшихся был предложен концерт русской и западной духовной музыки.

Мдина. Самый таинственный город Мальты... November 11th, 2017

Этот город как только не называют. Самым загадочным, городом тишины, музеем под открытым небом, городом аристократов... Что интересно, все описания - верные. Мдина и правда, скорее музей, чем просто город. Ведь там живет всего триста человек! Сегодня я покажу этот великолепный кусочек истории, который сохранился до наших дней во всей своей первозданной красоте.

Город Мдина стоит на холме, он окружен неприступной стеной, которая была возведена финикийцами еще 900 лет до н.э. Попасть в город можно через Главные, Греческие и Новые ворота. Это - самый парадный вход. Главные ворота. Над ними расположен герб Великого магистра XVIII века, Греческих и Новых ворот.

Нас встречает рыцарь:))) Украшение ювелирного магазина:)

Мдина существует уже около 4000 лет, и, несмотря на то, что его неоднократно завоевывали, не утратил своей самобытности. Почему его называют "Городом знати"? Когда-то существовал большой город Медина. В годы арабского владычества его поделили на два города - Мдину и Рабат. В Мдине остались аристократы, в Рабате поселились все остальные:) Начиная со средних веков в Мдине всегда селилась только местная аристократия, и по сей день в городе живут их потомки!

Углубляясь в город, увидели вот такое кафе. Самое время посидеть на терасе с видом на Мальту:)

Вот такие виды с холма:)

Одна из самых значительных достопримечательностей Мдины - Собор св. Павла. Считается, что он был построен на месте, где первый епископ Мальты встретил апостола Павла, который оказался на острове случайно - в результате кораблекрушения. Апостол Павел - родоначальник мальтийского христианства и покровитель острова.

Вообще, богатство города видно во всем. Вот, посмотрите. какие великолепные здания, какие балконы!

Особая "фишка" мальтийцев - дверные ручки. Я как-нибудь целый пост посвящу им:) А пока - просто коллаж:)

ЧТо может быть лучшим украшением для дома? Цветы:)

Мальтийские кресты... Рыцари оставили тут свой след:)

Очень мне понравились вот такие небольшие украшения на стенах

Немного про город.
Дома в Мдине не имеют номеров, и у каждого - свое оригинальное название. Доступ машин сюда ограничен, отсюда и еще одно название - "Город тишины". Тут и правда тихо.

Тихо и безлюдно. Если убрать туристов, то, наверное, можно долго бродить, и никого не встретить

А вот это точно не туристы:) Хотя, может быть, и монашки тоже путешествуют)

На Мальте я почти не встречала собак. А кошек -много.

Если пройти через воооон ту арку, мы попадем в город Рабат. Но он заслуживает отдельного поста:)