Аудиовизуальные произведения. Договор на создание аудиовизуального произведения

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Комментарий к Ст. 1263 ГК РФ

1. Настоящая статья определяет особенности правового режима аудиовизуального произведения, которое имеет следующие характеристики:

— состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений;

— может быть как с сопровождением, так и без сопровождения звуком;

— воспринимается с помощью соответствующих технических устройств зрительно, а при наличии звукового сопровождения — и на слух;

— воспринимается как сложный объект;

— воспринимается как объект, включающий в себя элементы делимого и неделимого соавторства.

Термин «аудиовизуальное произведение» в российском законодательстве впервые был упомянут в ст. 134 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Статья 486 ГК РСФСР закрепляла авторское право на кинофильм или телефильм за предприятием, осуществившим его съемку, а на любительские фильмы — за автором или соавторами. Кроме того, абзац третий этой же статьи предусматривал право автора сценария, композитора, режиссера-постановщика, главного оператора, художника-постановщика и авторов других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телефильм, на свое произведение. Пункт 3 Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. «Об авторском праве» предусматривал, что авторское право на киноленты признается за выпускающим их в свет кинопроизводственным предприятием. За автором сценария сохраняется право на получение вознаграждения за публичную демонстрацию киноленты.

Понятие фильма определено в ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» . Фильм — это аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Фильм продолжительностью не менее чем 52 минуты является полнометражным фильмом. Фильм продолжительностью менее чем 52 минуты является короткометражным фильмом.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4136.

Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора), осуществляемая юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. N 252 «О лицензировании деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора)» Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2078.

2. В п. 2 комментируемой статьи дан исчерпывающий перечень лиц, которые являются авторами аудиовизуального произведения: режиссер-постановщик; автор сценария; композитор — автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Режиссер аудиовизуального произведения — это физическое лицо, руководящее постановкой аудиовизуального произведения и игрой задействованных в постановке актеров. Сценарист — это физическое лицо, творческим трудом которого было создано литературное произведение, положенное в основу аудиовизуального произведения. Композитор — это автор музыкального произведения, используемого в фильме.

При этом авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее, так и созданных в процессе работы над ним, пользуются авторским правом каждый на свое произведение. Право на вознаграждение за публичное исполнение аудиовизуального произведения сохраняет лишь автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Такое право на вознаграждение не является оборотоспособным и может быть отнесено к категории иных интеллектуальных прав, предусмотренных ст. 1226, п. 3 ст. 1255 ГК РФ. Данное право предусмотрено за публичное исполнение, т.е. за использование аудиовизуального произведения в кинотеатрах, в самолетах, поездах и других общественных местах. Как отмечается в Постановлении Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу п. 3 ст. 1263 ГК РФ композитор, являющийся автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю этого аудиовизуального произведения. Таким образом, даже если исключительное право на соответствующее музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу, право на вознаграждение сохраняется за композитором.

3. Лицо, которому принадлежат права на аудиовизуальное произведение, должно определяться в соответствии с законодательством, действующим на момент создания фильма. Так, если аудиовизуальное произведение было создано до 3 августа 1992 г., то в соответствии со ст. 486 ГК РСФСР авторское право на кинофильм или телевизионный фильм (раньше так именовались аудиовизуальные произведения) принадлежало предприятию, осуществившему его съемку, а авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм — его авторам или соавторам. Владелец первоначального авторского права на фильмы, которые были сняты с 3 августа 1992 г. по 2 августа 1993 г., должен определяться в соответствии с п. 5 ст. 135 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, в котором сказано:

Авторы произведений, использованных в фильме, сохраняют авторское право каждый на свое произведение, передают изготовителю право на его использование в фильме и могут использовать произведение независимо от фильма в целом».

В том случае, если аудиовизуальное произведение было создано до 3 августа 1992 г., авторское право на аудиовизуальное произведение признавалось за юридическим лицом. Согласно ст. 6 Вводного закона авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано — со дня создания произведения. К соответствующим правоотношениям по аналогии применяются правила части четвертой ГК РФ. Для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений.

4. В п. 4 комментируемой статьи определяется правовое положение продюсера, т.е. лица, организовавшего создание аудиовизуального произведения. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» продюсер фильма — физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма. Правовое положение продюсера, его трудовые функции конкретизированы Постановлением Минтруда России от 4 октября 2000 г. N 67 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний» , Приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2006 г. N 434 «Об утверждении квалификационной характеристики должности «Продюсер телевизионных и кинофильмов» , Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 252 «Об утверждении Перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации» .

———————————
Бюллетень Минтруда России. 2000. N 11.

Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2006. N 6.

Собрание законодательства РФ. 2007. N 19. Ст. 2356.

Продюсер в соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ приобретает право использования результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав аудиовизуального произведения, на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

В случае, когда продюсер приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.

Условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, недействительны.

5. Обладателем исключительного права на аудиовизуальное произведение может выступать и иное лицо, не являющееся продюсером. Исключительное право на аудиовизуальное произведение может возникнуть у работодателя в результате отчуждения или предоставления права по договору. В качестве правообладателя может выступать также Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Так, например, функции по управлению исключительными правами Российской Федерации в соответствии с Приказом Минкультуры России от 12 ноября 2007 г. N 1305 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям государственной функции по принятию в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об управлении находящимся в федеральной собственности фондом законченных производством и прошедших в эфир телерадиопрограмм, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов)» осуществляет названное Агентство. Роспечать выдает разрешения на заключение лицензионного договора между Гостелерадиофондом и заявителем о предоставлении исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд, в следующих случаях:

при получении заявки на выдачу разрешения на заключение лицензионного договора о предоставлении исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд, одновременно содержащей следующие условия:

исключительные права включают полномочия на пользование одним и более способами, предусмотренными законодательством РФ об интеллектуальной собственности;

— срок использования исключительных прав составляет более 10 (десяти) лет;

— территория распространения исключительных прав включает территорию стран всего мира;

при получении заявки на выдачу разрешения на заключение лицензионного договора о предоставлении исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд, представленной юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, одновременно содержащей следующие условия:

— исключительные права включают полномочия на пользование одним и более способами, предусмотренными законодательством об интеллектуальной собственности;

— срок использования исключительных прав составляет более трех лет;

— территория распространения исключительных прав включает территорию стран, расположенных на двух и более географических континентах;

— исключительные права включают полномочия на использование более 60% от хронометража каждого объекта интеллектуальной собственности;

при принятии Гостелерадиофондом решения о необходимости выдачи Роспечатью разрешения на заключение лицензионного договора о предоставлении Гостелерадиофондом заявителю исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд.

Закон.Ру - официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую работу будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Является ли телепередача или телепрограмма аудиовизуальным произведением / сложным объектом интеллектуальной собственности? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2017. 6 января. URL:

Судебная практика свидетельствует о том, что суды нередко рассматривают телепрограммы и телепередачи как разновидность аудиовизуальных произведений (ст. 1263 ГК РФ).

Так, признавая телевизионную передачу объектом авторского права, суд указал следующее: «…по мнению суда, творческий труд, безусловно, присутствует в программах телеканала: в первую очередь имеется в виду труд операторов, снимающих программу, авторов сценария, создающих сценарий программы, режиссеров, выстраивающих съемочный процесс и определяющих очередность снимаемых сцен, режиссеров монтажа, осуществляющих последующий монтаж отснятого материала и наложение музыки» . Оценив доводы участника процесса, указавшего, что телепередачи относятся к объектам смежных прав и законодатель выделил их в отдельную категорию именно потому, что телепередачи не являются аудиовизуальными произведениями, суд подчеркнул: «…согласно ст. 1304 и ст. 1330 ГК РФ, объектом смежных прав является не сама телепередача, а право организации эфирного или кабельного вещания на сообщение в эфир или по кабелю телепередачи... При этом сама телепередача является аудиовизуальным произведением и объектом авторского права. В данном случае исключительное право телеканала на сообщение в эфир телепередачи, является дополнительным/смежным правом организации вещания по отношению к авторским правам на телепередачу, т.е. правам создавших ее лиц» .

Изложенная позиция вовсе не бесспорна.

Обратившись к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция), можно увидеть, что в ней не упоминаются аудиовизуальные произведения, но прямо названы «кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии » (ст. 2(1)). По смыслу ст. 14 Бернской конвенции кинематографические произведения (Cinematographic Works ) представляют собой созданные на основе литературных и художественных произведений кинематографические постановки. При этом в соответствии со ст. 14bis Бернской конвенции кинематографическое произведение подлежит охране в качестве оригинального произведения.

Далее нельзя не вспомнить Договор о международной регистрации аудиовизуальных произведений, или иначе - Договор о реестре фильмов (Treaty on the International Registration of Audiovisual Works (Film Register Treaty) ) . Его ст. 2 ("Audiovisual Work" ) устанавливала: «Для целей настоящего Договора «аудиовизуальное произведение» означает любое произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия». Следует специально подчеркнуть, что целью данного договора было создание международного реестра фильмов и выражение «аудиовизуальное произведение» использовалось как синоним слова «фильм».

Россия в Договоре о реестре фильмов не участвовала. Вместе с тем понятие аудиовизуального произведения, содержащееся в ст. 2 этого международного договора, а также положение ст. 2(1) Бернской конвенции, были воспроизведены в ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»: «аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации».

Затем определение, содержащееся в ст. 2 Договора о реестре фильмов, дополненное положением ст. 2(1) Бернской конвенции, было воспроизведено в п. 1 ст. 1263 ГК РФ: «Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации».

Изложенное позволяет заключить, что под аудиовизуальными произведениями следует понимать именно фильмы (кинофильм, телефильм, видеофильм), но не телепередачи и телепрограммы.

Развивая сказанное, необходимо указать следующее.

Отечественный законодатель относит аудиовизуальные произведения к сложным объектам интеллектуальной собственности, под которыми в силу п. 1 ст. 1240 ГК РФ понимается объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Следует обратить внимание на то, что список сложных объектов интеллектуальной собственности носит закрытый характер и в него включено лишь 4 разновидности: (1) кинофильмы и иные аудиовизуальные произведения; (2) театрально-зрелищные представления; (3) мультимедийные продукты; (4) базы данных.

Аналогичным образом телепередачи и телепрограммы, признаваемые в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» продукцией средства массовой информацией могут включать в свой состав как охраняемые объекты интеллектуальной собственности (фонограммы, короткометражные фильмы, литературные и музыкальные произведения и т.д.), так и объекты, которые не охраняются в качестве объектов интеллектуальной собственности (идеи, информация, методы и т.п.). Это не позволяет относить телепередачи и телепрограммы к сложным объектам интеллектуальной собственности. Подтверждает этот вывод и то, что все чаще звучат предложения о введении в ГК РФ нового объекта интеллектуальной собственности - формата телепередач притом, что во всем мире он к таковым не относится .

Исходя из сказанного можно заключить, что на сегодняшний день действующее отечественное законодательство не позволяет относить телевизионные программы и телевизионные передачи к аудиовизуальным произведениям, являющимся сложными объектами интеллектуальной собственности.

P.S. IP CLUB лента новостей в сфере интеллектуальной собственности и Digital Law в

Аудиовизуальные произведения

Аудиовизуальные произведения относятся к наиболее сложным объектам авторского права. Существует несколько определений аудиовизуальных произведений. Рассмотрим одно из них.

Аудиовизуальные произведения - это воплощенные на материальном носителе звуки и подвижные (динамические) изображения объектов окружающего мира, в частности исполнения произведений литературы, предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью или посредством различных технических средств.

К аудиовизуальным произведениям относят кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы, видеоклипы), независимо от способа их первоначальной или последующей записи. Важность аудиовизуальных произведений состоит в том, что они являются одним из сильнейших средств воздействия на мысли и поступки человека.

Первым видом аудиовизуальных произведений были кинематографические произведения (кинофильмы), которые появились ещё в конце XIX в. Впоследствии к кинофильмам добавились мультипликационные и анимационные фильмы, а в послевоенные годы, в связи с широким распространением телевидения, - телефильмы, видеофильмы и т.д.

В настоящее время при создании кинофильмов, видеофильмов и телефильмов все шире используется компьютерная анимация. Технологии виртуальной реальности оказывают радикальное влияние на производство аудиовизуальных произведений. Вполне возможно, что аудиовизуальные произведения в перспективе сольются с мультимедийными произведениями.

Охрана аудиовизуальных произведений на международном уровне обеспечивается Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений с 1948 г. Однако их охрана отличается от охраны других произведений. Статья 7(2) Бернской конвенции устанавливает, что срок их охраны составляет 50 лет с момента создания произведения. Однако именно такой принцип охраны используется для объектов смежных прав. Это дает основание полагать, что в действительности аудиовизуальные произведения являются объектами смежных прав.

На международном уровне вместо термина "аудиовизуальное произведение" используют "аудиовизуальное исполнение", т.е. негласно признается, что аудиовизуальные произведения - это объекты смежных прав. Более того, в декабре 2000 г. проведена Дипломатическая конференция ВОИС, посвященная охране аудиовизуальных исполнений. В результате противоречий между США, Европейским союзом и рядом развивающихся стран не удалось принять Договор ВОИС по аудиовизуальным исполнениям, хотя ᴇᴦο текст был подготовлен. В этом проекте договора вообще нет термина "аудиовизуальное произведение" (см. § 11.5), а используется только термин "аудиовизуальное исполнение".

Таким образом, в настоящее время на международном уровне аудиовизуальные произведения понимаются как аудиовизуальные исполнения, т.е. как объекты смежных прав. В ряде стран аудиовизуальные произведения уже отнесены к объектам смежных прав. В странах с переходной экономикой аудиовизуальные произведения по-прежнему относят к объектам авторского права, несмотря на тенденции, которые существуют как на национальном, так и на международном уровне.

Аудиовизуальные произведения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Аудиовизуальные произведения" 2015, 2017-2018.

Произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения их звуком) восприятия с помощью технических устройств. Среди аудиовизуальных произведений выделяют кинематографические произведения и все произведения, выраженные аналогичными средствами, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации: теле-, видеофильмы, диафильмы, слайдфильмы и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Впервые это понятие появилось в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991, а затем в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993. Под А.п. понимаются кино-, теле- и видеопроизведения. Они различаются по жанрам и назначению (художественные, документальные, учебные, научно-популярные, видовые, мультипликационные и т.д.). В зависимости от объема А.п. могут быть полнометражными, короткометражными, многосерийными. К А.п. относятся также слайдфильмы, диафильмы, другие кино- и телепроизведения. А.п. создается множеством творческих работников, каждый из которых вносит свой вклад. В результате творческих усилий ряда лиц появляется сложное А.п., будь то кино- или телевизионный фильм, состоящий из различных частей. Некоторые части фильма: сценарий, включая режиссерский, музыка, эскизы, рисунки, макеты декораций, костюмы и т.д. могут использоваться отдельно от фильма. Каждая часть признается самостоятельным правоохраняемым объектом. Творческий вклад режиссера, оператора, артиста и некоторых других лиц не может быть отделен от фильма и существовать самостоятельно. Авторами А.п. согласно закону признаются: режиссер- постановщик, сценарист, композитор, специально создавший музыку для этого А.п. Иные лица, участвующие в создании А.п. и внесшие в него свой вклад, не имеют авторских прав на А.п. в целом. Они пользуются авторским правом на свое произведение. Использование в фильме ранее опубликованной музыки композитора не дает оснований относить его к числу авторов А.п. Создание А.п. осуществляется на основе договора. При его заключении авторы будущего А.п. передают его изготовителю исключительные права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю, передачу в эфир, на субтитрование и дублирование текста и т.д. Изготовителю А.п. предоставлено право при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. Лит.: Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994.; Чернышева СЛ. Правовое регулирование авторских отношений в кинематографии и телевидении. М., 1984. СЛ. Чернышева