Береговая защитная полоса водных объектов общего пользования. Что делать, если вас лишили доступа к реке

  • 3.Порядок осуществления перевода земельных участков из одной категории в другую. (ст.2, 3, 14 №172-фзо переводе земель или земельных участков из одной категории в другую)
  • 4. Основания отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую (ст 4 фз № 172 от 21. 12. 2004).
  • 5. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения (ст 7. Фз 172)
  • 8. Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель или земельных участков в составе таких земель в другую категорию (ст 10 № 172- фз).
  • 9. Перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую (ст 11. Фз 172).
  • 10. Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе данных земель в другую категорию. (ст 12. Фз 172).
  • 11. Понятие и характеристика земель с-х назначения (ст 77. Зк рф).
  • 12. Цели использования земель с-х. Назначения для с-х. Производства. Ограничения при использовании земель с-х. Назначения. (ст 78, 79 зк рф).
  • 13. Порядок и условия предоставления земельных участков из состава земель с-х. Назначения гражданам, пожелавшим вести кфх (глава 4 фз № 74 от 11.06.2003)
  • Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
  • 14. Состав и правовой режим имущества фермерского хозяйства. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства (Глава 3 фз № 74)
  • 15. Порядок и условия выхода из Фермерского хозяйства. Основания и порядок прекращения кфх. (Глава 8 № 74- фз)
  • 16. Правовой режим земельных участков для ведения лпх (ст 2- 6, 10 фз №112 – фз от 07.07. 2003).
  • 17. Правовой режим земель, которые используются для ведения садоводства и огородничества (ст. 1 фз №-66 от 15.04.1998)
  • 18. Порядок предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйствования (ст 13, 14, 15, 28, 32, 33 фз №66 от 15.04.1998)
  • 19. Порядок создания и правовой режим садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (ст. 4, 6, 7, 16, 17, 18, 19, 20, 39-44 фз № 66 от 15.04. 1998)
  • Глава V. Управление садоводческими, огородническими
  • 21. Правовой режим индивидуальных садовых, огородных и дачных земельных участков на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях (ст. 8 фз – 66 от 15.04. 1998)
  • 22. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, используемых сельскохозяйственными кооперативами (фз -№193 от 08.12.1995).
  • 23. Особенности правового режима земель опытно-производственных, учебных, учебно-опытных и учебно–производственных хозяйств.
  • 24. Право землепользования и землевладения хозяйственных товариществ и обществ.
  • 25. Фонд перераспределения земель (ст 80 зк рф).
  • 26. Понятие и признаки категории земель населенных пунктов, Нормативно правовые акты, регулирующие правовой режим земель населенных пунктов. (ст 83 зк рф)
  • 27. Понятие, порядок установления, утверждения и изменения границ населенных пунктов (ст 84. Зк рф, ст 23 грк рф).
  • 28. Состав земель населенных пунктов. Характеристика территориальных зон. (ст. 85 зк рф).
  • 28. Генеральный план поселений, генеральный план городских округов. Градостроительный регламент.
  • 29. Правила землепользования и застройки.
  • 30. Территориальные зоны (ст 34, 35 ГрК рф)
  • 31. Пригородные зоны (ст 86 зк рф)
  • 32. Понятие и состав земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения. Понятие и условия установления зон с особыми условиями использования земель. (ст 87 зк)
  • 32. Правовой режим земель промышленности (ст. 88 зк рф).
  • 33.Правовой режим земель энергетики (ст. 89 зк рф).
  • 34. Правовой режим транспорта (ст 90 зк рф).
  • 35. Правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения, информатики (ст. 91 зк рф).
  • 36. Правовой режим земель для обеспечения космической деятельности (ст92 зк рф).
  • 37.Правовой режим земель обороны и безопасности страны (ст 93 зк рф).
  • 38. Понятие земель водного фонда. Понятие водного объекта. Понятие и виды поверхностных водных объектов. (ст 102 зк рф, ст 1, 5, 6 вк рф)
  • 4) Болота;
  • 39. Понятия и правила установления береговой линии. Понятия и правила установления береговой полосы.
  • 40. Право собственности на водные объекты. Право пользования водными объектами. (ст 8, 9, 11, 12, 21 вк рф)
  • 1) Обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • 2) Сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
  • 10) Рыболовства, товарного рыбоводства, охоты;
  • 41-42 Понятие, правила установления и правовой режим прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны (ст 65. Вк рф)
  • 2) Размещение отвалов размываемых грунтов;
  • 3) Выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
  • 43. Понятие и правовой режим земель занятых гидротехничесими сооружениями.
  • 44. Понятие и состав и правовой статус земель особо охраняемых природных территорий. (ст. 94, 95 зк ст 2 фз № 33 от 14. 03 1995)
  • 1) Особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • 2) Природоохранного назначения;
  • 3) Рекреационного назначения;
  • 5) Иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
  • 45. Государственное управление и контроль в области организации и функционирования оопт. (ст. 3-5. Фз № - 33 14.03.1995)
  • 46. Правовой режим государственных природных заповедников (ст. 6-11 фз № 33 от 14.03 1995)
  • 47. Правовой режим земель государственных природных заказников (ст 22- 24 фз 33)
  • 48. Правовой режим земель национальных парков. Правовой режим природных парков (ст 12-21 фз № 33)
  • Раздел III. Национальные парки
  • 49. Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов (ст. 28, 29 фз № 33 14. 03.1995)
  • 50.Правовой режим лечебно-оздоровительной местности и курорты (ст. 31, 32 фз № 33).
  • 51.Правовй режим памятников природы (ст. 25 -27 фз 33).
  • 52. Правовой режим земель природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения.
  • 53. (Ст 97 -99 зк рф)
  • 54.Правовй режим земель лесного фонда (ст 101 зк рф ст 5, 6 лк рф).
  • .Ширина береговой полосы водных объектов общего пользованиясоставляет двадцать метров , за исключениембереговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров . Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляетпять метров .

    7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектовне определяется.

    8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

    40. Право собственности на водные объекты. Право пользования водными объектами. (ст 8, 9, 11, 12, 21 вк рф)

    Статья 8. Право собственности на водные объекты

    1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленныхчастью 2настоящей статьи.

    2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка , принадлежащегона праве собственности субъекту Российской Федерации ,муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу , находятся соответственно в собственностисубъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица , если иное не установлено федеральнымизаконами.

    3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лицана пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующийземельный участок , в границах которого расположены такие водные объекты.

    4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданскимзаконодательствоми земельнымзаконодательством.Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

    5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

    6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательствомо недрах.

    Статья 9. Право пользования водными объектами

    1. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установленыглавой 3настоящего Кодекса.

    2. Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и настоящего Кодекса не следует иное.

    3. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательствомо недрах.

    Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

    1. На основании договоров водопользования , если иное не предусмотреночастями 2и3настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

    1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

    2) использования акватории водных объектов , в том числе для рекреационных целей;

    3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целейпроизводства электрической энергии.

    2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование , если иное не предусмотреночастью 3настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

Добрый день!

Цель установления прибрежной защитной полосы изложена в Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» ст. 2:

Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

А береговая полоса водного объекта общего пользования это в соответствии со ч. 6 ст. 6 ВК РФ:

6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляетдвадцать метров , за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров .

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

То есть, прибрежная защитная полоса устанавливается с целью ограничения отдельных видов хозяйственной деятельности которые могут повлечь причинение ущерба водным объектам, а береговая полоса водного объекта общего пользования установлена с целью обеспечения прав граждан на доступ к водным объектам находящимся в государственной или муниципальной собственности.

Так в соответствии с ч. 17 ст. 65 ВК РФ:

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Ширина береговой полосы составляет 20 м. для всех объектов, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров - ля них 5 м.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в соответствии с ч.11, ч.12, ч. 13 ст. 65 ВК РФ:

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

Таким образом береговая полоса водного объекта общего пользования входит в прибрежную защитную полосу, которая составляет минимум 30 метров.

В случае предоставления прибрежной защитной полосы в пользование лица, которым она предоставлена не могут ограничивать граждан в доступе к водному объекту

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

А почитайте хорошо постановления правительства рф от 03.12.14г. №1300 в этом постановлении можно каждый пункт рассматривать отдельно. Можно Ваше мнение.

    • Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Посмотрел, перечислены объекты для размещения без предоставления земельного участка в собственность в соответствии со ст. 39.36 Земельного кодекса. Какой конкретно вопрос нужно пояснить?

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      1- само понятие заголовок этого постановления замещение которых может осуществляться на землях и зземельных участках без предоставления земельного участка и установления институтов.

      2- п.10,п.14,п.16,п.18,п.20,п.21 а п.19 я понимаю это предоставляется для организаций обслуживания зон отдыха населения ну и дальше по тексту.

      А у нас выдалили на основании этого постановления решение человеку что он забирает приличные размеры земель для личного пользования. А остальных на устной договоренности разрешает им стоят а то есть маломерные судна. Как быть

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      1. Это означает что для размещения объектов перечисленных в указанном Перечне не требуется предоставления участка гражданам и юридическим лицам на праве собственности, аренды… не требует оформления сервитута, а достаточно лишь получения разрешение уполномоченного органа власти. В соответствии с ч.3 ст. 39.36 Земельного кодекса

      Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

      В вашем регионе должен быть такой нормативно-правовой акт и на него тоже должна быть ссылка при выдаче такого разрешения.

      2. Размещение указанных объектов не должно нарушать ограничения установленные ст. 65 Водного кодекса.

      3. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Водного кодекса

      2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

      Если действиями указанных лиц нарушается ваше право на свободный доступ к водным объектам общего пользования, либо иные права, вы вправе написать жалобу в прокуратуру по данному факту. Если прокуратура установит нарушения, виновные лица будут привлечены к ответственности.

      Если ответ на ваш вопрос был полезен, поставьте пожалуйста +

      С уважением, Александр Николаевич!

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Но забирает полностью устье реки создающее в море и не дает стартовать маломерное судно. Что делать
      Татьяна

      Я вам написал выше, обратитесь с жалобой в Прокуратуру. Прокуратура проведет по данному факту проверку.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Еще вопрос у меня участок в собственности по закону 20метров береговой полосы я отступила, но этот же человек хочет сделать там лодочные станцию личного пользования. Это как будет выглядеть с точки зрения закона?

      Уточнение клиента

      Уточнение клиента

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Еще вопрос у меня участок в собственности по закону 20метров береговой полосы я отступила, но этот же человек хочет сделать там лодочные станцию личного пользования. Это как будет выглядеть с точки зрения закона
      Татьяна

      Если земельный участок в вашей собственности, то выдать разрешение на установление объектов содержащихся в указанном Перечне органы исполнительной власти и местного самоуправления не могут, так как земля находится в частной собственности. (нужно смотреть границы участка на местности)

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Полоса общего пользования точно входит в защитную полосу водных объектов? До этого разговора мне говорили Что нет. 6и65 статьи отличаются
      Татьяна

      Посмотрите вложенный файл, это схематичное изображение береговой полосы и прибрежной защитной полосы.

      Да, конечно 6 и 65 ст. ВК РФ отличаются, я и не говорил что они одинаковые

      i. i. jpg jpg

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Если можно еще один вопрос. Лодочная станция размещается на воде или на береговой полосе общего пользования? А если защитная полоса водного объектов то где тогда на воде или на суше? На воде это будет пантон.
      Татьяна

      Береговая полоса находится на берегу, а не на воде.

      Предоставление водных объектов в пользование осуществляется в соответствии с Главой 3 Водного кодекса, а случаи предоставления содержаться в ст. 11 ВК РФ

      Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

      1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
      1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

      2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

      3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

      2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

      1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

      2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

      3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

      4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;

      5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

      6) разведки и добычи полезных ископаемых;

      7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

      8) подъема затонувших судов;

      9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

      10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

      11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

      12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).

      3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:
      1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

      2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

      3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

      4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

      5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

      6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

      7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;

      8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

      9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

      10) рыболовства, охоты;

      11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

      12) санитарного, карантинного и другого контроля;

      13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

      14) научных, учебных целей;

      15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

      16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

      17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;

      18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

      19) создания искусственных земельных участков.

      4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

  • 2.3. Береговая полоса (раньше она называлась "бечевник") - это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, предназначенная, как и вода водного объекта, для общего пользования. Она отсчитывается от береговой линии, определяемой согласно статье 5 (части 4 - 6) ВК. Обычно вместо "береговая полоса" говорят "берег".

    Ширина береговой полосы (берега) моря, озера, пруда, обводненного карьера и водохранилища, а также рек, ручьев и каналов, протяженность которых от истока до устья более 10 километров, составляет от береговой линии 20 метров (не больше и не меньше). Ширина береговой полосы рек, ручьев и каналов, протяженность которых от истока до устья меньше 10 километров, составляет 5 метров. Береговая полоса для болот, ледников, снежников, родников и гейзеров не определяется, то есть считается, что у данных водных объектов нет береговой полосы.

    Установление береговой полосы непосредственно комментируемой статьей ВК для всех водных объектов означает недопустимость принятия актов меньшей юридической силы, устанавливающих ее по-другому. Могут приниматься и действовать лишь решения об особенностях использования береговых полос на некоторых водных объектах.

    На береговой полосе (кроме водных объектов, не находящихся в общем пользовании) каждый вправе находиться и передвигаться, но без автомобилей, мотоциклов и тракторов. Это означает, что данные механические транспортные средства запрещено подгонять к воде (береговой линии) ближе соответственно 5 или 20 метров.

    Пользование береговой полосой может быть ограничено и другим ФЗ. В настоящее время таким ФЗ является КВВТ.

    3. Ни ВК, ни Вводный закон не предусмотрели изменение КВВТ. Между тем статья 10 КВВТ содержит положения о береговой полосе ВВП.

    В соответствии со статьей 10 КВВТ в пределах ВВП, расположенных за чертой городских поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных ВВП. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега.

    Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право:

    Пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей;

    Устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;

    Осуществлять рубку произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек; установка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным и водным законодательством;

    Использовать безвозмездно для нужд водного транспорта грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;

    Разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими ФОИВ;

    Разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

    Отвод земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории ВВП, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным и водным законодательством по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежат обязательному согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.

    Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее. Установка на береговой полосе каких-либо постоянных огней, направленных в сторону судовых ходов, за исключением навигационных огней, запрещается. Владельцы временных огней должны согласовать их установку с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте и обеспечить ограждение таких огней со стороны судовых ходов.

    Пользование водными участками для рыболовства в случае, если такие участки используются для судоходства, допускается по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Запрещается оставление в акватории и на береговой полосе в пределах ВВП безнадзорных судов или сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние ВВП и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.

    Безвозмездное пользование организациями внутреннего водного транспорта береговой полосой не распространяется на ООПТ, территории ГТС, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные земельным и иным законодательством. Пользование береговой полосой в пределах ВВП на участках пограничных зон РФ осуществляется по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности.

    Приведенные положения статьи 10 КВВТ действуют в отношении только тех водных объектов и их береговых полос (земельных участков на них), которые являются ВВП и используются организациями внутреннего водного транспорта. В отношении водных объектов, не являющихся ВВП, положения статьи 10 КВВТ (ее ограничения по использованию береговых полос) не действуют.

    Перечень ВВП утвержден распоряжением Правительства от 19 декабря 2002 года N 1800-р. Он относит к ним Канал имени Москвы, Беломоро-Балтийский канал, Волго-Балтийский канал, Волго-Донской судоходный канал, Северо-Двинскую шлюзованную систему, озеро Байкал, реки Волга, Кама, Дон, Кубань, Печора, Иртыш, Обь, Енисей, Лена и Амур. Для каждого из названных водных путей в Перечне подробно указаны их верхние и нижние границы по течению и протяженность в километрах.

    Во исполнение статьи 10 КВВТ Постановлением Правительства от 6 февраля 2003 года N 71 утверждено Положение об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации, которое практически ничего не дополняет к положениям статьи 10 КВВТ.

    Статья 7. Участники водных отношений

    Комментарий к статье 7

    1. ВК об участниках водных отношений предусматривает всего одну (комментируемую) статью лаконичного содержания. В ВК-95 содержалась отдельная глава "Субъекты водных отношений" (статьи 23 - 30).

    Состав участников водных отношений - традиционный и общий. Положения, аналогичные статье 7 ВК, содержатся во многих ФЗ. "Участие в отношениях" означает совершение действий либо воздержание от них в соответствии с законодательством.

    2. Статья 7 ВК допускает участие в водных отношениях (в водопользовании) любых физических лиц, то есть граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Они могут участвовать в таких отношениях как непосредственно, так и через представителя, если имеют документы, удостоверяющие личность (обычно паспорт), не лишены судом дееспособности (то есть способности приобретать и осуществлять права и обязанности) и (для предпринимателей без образования юридического лица) прошли государственную регистрацию.

    Юридические лица (организации), в том числе иностранные, могут участвовать в водных отношениях, если они зарегистрированы в установленном порядке, в соответствии со своими учредительными документами и в различных организационно-правовых формах, допускаемых гражданским законодательством (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и др.), через своих руководителей или представителей, являющихся физическими лицами. Представителями физических и юридических лиц могут быть любые физические лица.

    Статья 29 ВК-95 выделяла из участников водных отношений водопользователей, использующих водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей. Она касалась водопользователей, обеспечивающих водой лиц, непосредственного доступа к водным объектам не имеющих (жильцов квартир и др.). Такой водопользователь (например, ГУП "Мосводоканал") должен был получить лицензию на водопользование и заключить договор водопользования в интересах водопотребителей, а те оплачивать подаваемую "Мосводоканалом" воду по установленным соответствующими органами тарифам. Комментируемый ВК лицензирование водопользования не предусматривает и в главе об участниках водных отношений аналогичной статьи не содержит.

    3. Публичные образования - РФ, субъекты РФ (области, края и др.) и муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа, городские и сельские поселения) - участвуют в водных отношениях гораздо разнообразнее частных лиц. РФ участвует в них путем принятия и изменения актов водного законодательства, в качестве собственника водных объектов, "государственного управляющего" водными объектами посредством установления водного налога, ведения ГВР и др., "арбитра" при разрешении споров, связанных с пользованием водными объектами. Соответственно, РФ может участвовать в таких отношениях через различные органы (законодательные, исполнительные и судебные) и их должностных лиц.

    РФ участвует в водных отношениях через федеральные ведомства, субъекты РФ - через образуемые ими ОГВ; муниципальные образования - через образуемые ими ОМС и их должностных лиц. Органы публичных образований для участия в таких отношениях могут создавать юридические лица - унитарные предприятия или учреждения.

    ОМС могут наделяться ФЗ или законами субъектов РФ государственным полномочиями для участия в водных отношениях на основании статьи 132 (часть 2) Конституции.

    Глава 2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫЕ ПРАВА НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

    Статья 8. Право собственности на водные объекты

    Комментарий к статье 8

    1. Статья 8 ВК допускает многообразие форм собственности только на некоторые искусственные водные объекты - пруд или обводненный карьер, причем в единственном числе. Это значит, что, например, пруд, имеющий "водную" (гидравлическую) связь с другим прудом или водным объектом, не может находиться в частной собственности. В то же время в собственности одного лица могут находиться два или больше обособленных прудов и обводненных карьеров, расположенных на разных земельных участках, либо на одном земельном участке, если между прудами и обводненными карьерами нет гидравлической связи. Установленная статьей 8 ВК возможность нахождения различных водных объектов у разных собственников полностью соответствует Конституции, согласно которой "природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности" (часть 2 статьи 8).

    Возможность нахождения прудов и обводненных карьеров у различных собственников означает допустимость установления на отдельные из них и права федеральной собственности. Чем меньше собственников на водные объекты, чем меньше они меняют собственника, тем легче осуществлять за ними государственный контроль.

    Все остальные водные объекты, кроме прудов и обводненных карьеров (реки, водохранилища и др.), могут находиться только в федеральной собственности, что означает запрет их приватизации и купли-продажи. "Новация в части отнесения водных объектов, за исключением обособленных водных объектов, к собственности Российской Федерации, - говорилось в пояснительной записке к проекту ВК перед его внесением в Государственную Думу, - вызвана нереализуемостью норм, предусмотренных действующей редакцией Водного кодекса Российской Федерации в отношении разграничения прав собственности на водные объекты между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Этот вывод основан на определении бассейна водного объекта как территории, включающей водосборные площади гидравлически связанных водоемов и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро". Бассейн водного объекта, характеризующийся описанными признаками, располагается, как правило, на территории нескольких субъектов РФ и в соответствии с законодательством должен быть отнесен к федеральной собственности. Исключением из общего правила являются немногочисленные водные объекты в Приморском крае, Краснодарском крае, Чукотском автономном округе, Сахалинской, Камчатской областях и ряде других субъектов РФ, по территории которых протекают небольшие реки, впадающие в море, чьи бассейны полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ.

    Таким образом, фактически большинство водных объектов, формирующих запасы водных ресурсов государства, находятся и находились в собственности РФ. Тем не менее в соответствии с ФЗ о федеральном бюджете в 2002 - 2004 годах 100 процентов платы за пользование водными объектами зачислялось в доходы бюджетов субъектов РФ. Лишь с 2005 года в связи с введением в действие главы НК "Водный налог" он стал полностью поступать в федеральный бюджет.

    В финансово-экономическом обосновании к проекту ВК указывалось, что в соответствии со статьей 125 ВК-95 плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, поступающая в бюджеты субъектов РФ, должна была использоваться для финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов. Тем самым предусматривалось активное участие субъектов РФ в финансировании этих мероприятий. Однако в 2002 году из поступивших в консолидированный бюджет платежей за пользование водными объектами в размере 6,9 млрд. рублей субъектами РФ было израсходовано на объекты водного хозяйства 1,32 млрд. рублей. За 2003 год в консолидированный бюджет было собрано 10,9 млрд. рублей платы за пользование водными объектами, что в 1,6 раза больше, чем за 2002 год, однако расходы субъектов РФ на указанные цели составили около 1,42 млрд. рублей.

    Исходя из изложенного, статья 8 ВК закрепила преимущественно федеральную собственность на различные водные объекты. Это значит, что если до 1 января 2007 года на водные объекты, кроме пруда или обводненного карьера, было зарегистрировано право собственности субъекта РФ, муниципальной или частной собственности, то они подлежат принудительному отчуждению в федеральную собственность на основании статьи 238 ГК, в соответствии с которой, "если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года". В противном случае водный объект по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или ОМС, подлежит принудительной передаче в федеральную собственность с возмещением бывшему собственнику его стоимости, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение водного объекта.

    2. Комментируемый ВК, допуская нахождение в частной собственности только прудов и обводненных карьеров, в большей степени, чем ВК-95, ограничивает частную собственность на водные объекты. Статья 34 ВК-95 допускала частную собственность на любые "обособленные водные объекты", к которым относятся не только пруды и обводненные карьеры, но и, например, непроточные озера. Новый ВК этого не допускает.

    В связи с этим необходимо отметить, что ВК-95 в отношении частной собственности на обособленные водные объекты содержал противоречивые положения. С одной стороны, он допускал нахождение их в частной собственности (статья 34) и переход от одного лица к другому (часть третья статьи 22); с другой - запрещал совершение с ними любых сделок, "которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов" (часть вторая статьи 22), в том числе их отчуждение из частной собственности в государственную либо передачу разрешенного к нахождению в частной собственности небольшого водного объекта по наследству.

    По сути, ВК-95 "примирялся" с передачей водного объекта из государственной собственности в частную, но всячески ее ограничивал, вплоть до исключения из правомочий собственника распоряжения "своим" водным объектом. В комментируемом ВК этот явный перекос не воспроизведен.

    3. Как определить возможность нахождения водного объекта на праве собственности того или иного лица, если происхождение водного объекта - естественное или искусственное - не известно; либо нет ясности, является ли искусственный водный объект прудом или обводненным карьером, которые могут быть в частной, муниципальной собственности или собственности субъекта РФ; либо водохранилищем или озером, которые могут быть только в федеральной собственности? ВК не дает ответ на этот вопрос. Поэтому потребуется либо дополнение его соответствующими положениями исходя из определения каждого водного объекта (см. комментарий к статье 5 ВК); либо - до внесения указанных дополнений - признание водного объекта прудом или обводненным карьером решением уполномоченного органа субъекта РФ. Статья 25 ВК, устанавливающая полномочия ОГВ субъектов РФ, такое полномочие им не предоставляет. Но в данном случае принятие названных решений будет основано непосредственно на Конституции (пункте "к" части 1 статьи 72), относящей водное и земельное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов, а также на правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 1 февраля 1996 года N 3-П и подтвержденной в Постановлении от 9 июля 2002 года N 12-П, имеющей прямое действие и общеобязательный характер, согласно которой "отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует субъекту Российской Федерации принять собственный нормативный акт, который после принятия федерального закона должен быть приведен в соответствие с ним". Но субъект РФ не вправе объявить земельные участки с водными объектами на своей территории своей собственностью (как это неоднократно делалось до 2000-х годов), поскольку это противоречит правовой позиции Конституционного Суда, выраженной в Постановлении от 7 июня 2000 года N 10-П.

    Отнесению водных объектов к прудам и обводненным карьерам решениями уполномоченных ОГВ субъектов РФ не препятствует и ФЗ от 18 декабря 1997 года N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов". Он относит к географическим объектам реки, озера, ледники и иные природные объекты. Между тем пруды и обводненные карьеры - не природные (естественные), а искусственные водные объекты. Поэтому на их наименования и переименования ФЗ "О наименованиях географических объектов" не распространяется. Он препятствует ОГВ субъектов РФ переименовывать лишь естественные природные водные объекты: моря, реки, озера, ручьи, ледники, снежники, болота, подземные водные объекты.

    Поскольку наименования географических объектов находятся в ведении РФ (пункт "р" статьи 71 Конституции), ФЗ "О наименованиях географических объектов" не включает в законодательство о наименованиях географических объектов нормативные акты субъектов РФ. Они могут лишь предлагать их переименовать при соблюдении следующих условий:

    Существующие наименования географических объектов должны выявляться в соответствии с данными официальных картографических и справочных изданий и иных источников, посредством опроса населения соответствующих территорий, а также опроса краеведов и других специалистов;

    Наименование, присваиваемое географическому объекту, должно отражать наиболее характерные признаки географического объекта, местности, в которой расположен этот объект, или особенности жизни и деятельности населения соответствующей территории, состоять не более чем из трех слов, естественно вписываться в уже существующую систему наименований географических объектов;

    Переименование географических объектов производится для возвращения им наименований, широко известных в прошлом и настоящем.

    Окончательное решение о переименовании природного водного объекта уполномочены принимать ФОИВ. В настоящее время рассмотрение предложений о переименовании географических объектов отнесено к полномочиям Федеральной службы геодезии и картографии (Постановление Правительства от 20 мая 1999 года N 554). Произвольная замена одних наименований географических объектов другими не допускается (статья 11 ФЗ "О наименованиях географических объектов").

    Ранее статья 40 ВК-95 устанавливала, что предельные размеры обособленных водных объектов, которые могут находиться в частной собственности, должны устанавливаться земельным законодательством РФ. Очевидно, в ВК-95 имелся в виду новый Земельный кодекс РФ. Но за 10 лет действия ВК-95 с таким установлением федеральное земельное законодательство, в том числе принятый в 2001 году ЗК, таких размеров не установило. Возможно, потому, что такое положение должно содержаться в акте не земельного, а водного законодательства. Государственная Дума может принять ФЗ, устанавливающий максимальные размеры прудов и обводненных карьеров, которые могут находиться в частной, муниципальной собственности или собственности субъекта РФ.

    4. В соответствии с ФЗ от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ, вступившим в силу с 1 июля 2006 года, изданные Правительством до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно РФ, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки (для субъектов РФ и муниципальных образований - если на земельном участке имеется пруд или обводненный карьер). Однако отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение такими земельными участками осуществляется ОМС муниципальных районов, городских округов. В Москве, Санкт-Петербурге и столицах субъектов РФ такое право предоставлено органам исполнительной власти субъектов РФ.

    Государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного ОГВ или ОМС либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок (с водным объектом). Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства от 30 июня 2006 года N 404.

    При определении среди публичных образований - РФ, субъекта РФ, муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения - собственника пруда или обводненного карьера необходимо также руководствоваться статьей 7 Вводного закона (см. комментарий к ней).

    5. Водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются, как правило, общедоступными. Однако пруд или обводненный карьер специально принятыми решениями может быть изъят из общедоступных и "отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством" (часть 4 статьи 8 ВК), то есть приватизироваться вместе с земельным участком, на котором он расположен. Особенности такого отчуждения самим ВК не установлены.

    ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" как основной акт гражданского законодательства, регулирующий приватизацию, устанавливает, что его действие не распространяется на приватизацию земли и природных ресурсов, на земельные участки в составе ЗВФ (пункт 2 статьи 3, пункт 8 статьи 28). Поэтому приватизация (отчуждение из государственной или муниципальной собственности) земельных участков с прудами и обводненными карьерами должна производиться в соответствии с земельным законодательством.

    В соответствии с ЗК предоставление земельных участков (с прудами и обводненными карьерами), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц (в том числе иностранных) осуществляется за плату; бесплатно - только в случаях, прямо предусмотренных ФЗ и законами субъектов РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений на таких участках (с прудами или обводненными карьерами), то есть зарегистрировавшие свое право собственности в соответствии с ФЗ о регистрации. Для приобретения прав на земельный участок необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением и приложением его кадастровой карты (плана); при отсутствии кадастровой карты (плана) она изготавливается за счет заинтересованного лица. После этого уполномоченный орган определяет цену земельного участка (с прудом или обводненным карьером) и направляет заявителю проект договора его купли-продажи. Уполномоченный орган может принять решение о продаже участка (с прудом или обводненным карьером) на торгах (статьи 28, 34, 36 и 38 ЗК).

    Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

    2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

    3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

    4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

    1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

    2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

    3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

    5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

    6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

    7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

    8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

    9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

    10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

    11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

    12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

    13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

    14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

    15. В границах водоохранных зон запрещаются:

    2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

    4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5

    5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6

    6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

    7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8

    8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах").

    16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

    1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

    2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

    3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

    Ст. 6 Водного кодекса РФ установлено обязательное правило обеспечения свободного доступа всех без исключения лиц к водным объектам общего пользования. В рамках данного требования ВК РФ устанавливается береговая полоса водных объектов общего пользования, которая для большинства водоемов и водотоков составит 20 метров.

    Ст.27 Земельного кодекса в развитие указанных положений ВК РФ устанавливается запрет на приватизацию земель в границах береговой полосы.

    Захват береговой полосы

    В то же время многие наши граждане, желающие получить укромное местечко на берегу какого-нибудь озера с собственным пляжем, зачастую пренебрегают требованиями законодательства и ограждают земельные участки вплоть до самой воды. В связи с этим требование водного и земельного законодательства предоставить обеспечение доступа к береговой полосе не соблюдается.

    Конечно же, такое ограждение будет являться незаконным и по идее при любой проверке прокураторы или природоохранных органов такие ограждения заставят убрать.

    Берег Финского залива

    Однако, зачастую гражданам самостоятельно приходится бороться с самозахватами прибрежной береговой полосы и обращение в суд лица или группы лиц может оказаться более результативным чем работа с надзорными или правоохранительными органами.

    Если Вы решили бороться с самозхватчиками, то, во-первых, советуем это делать только в правовых рамках, чтобы потом не оказаться самому по ту сторону закона, а во-вторых, перед тем, как действовать следует детально разобраться в ситуации.

    Для начала нужно выяснить имеются ли вообще какие-нибудь права у самозахватчика на береговую полосу общего пользования.

    Береговая полоса в собственность

    А такие права могут возникнуть, во-первых, в случае, если земельный участок с границами вплотную до уреза воды был предоставлен во времена СССР, а в дальнейшем приватизирован в начале 90-х годов под общую неразбериху в законодательстве. Разберем подробно, как это могло произойти.

    В СССР вся земля находилась в государственной собственности, поэтому выделять у водных объектов береговые полосы общего пользования не было необходимости. Соответственно земельные участки могли предоставляться в пользование прямо до уреза воды водного объекта После 1991 года, когда земли начали вводится в гражданский оборот и началась приватизация, понятие береговых полос общего пользования (бечевника) было введено лишь водным кодексом 1995 года. Соответственно в момент с 1991 года до 1995 года можно было приватизировать выделенные в советское время земельные участки, подходившие вплотную к воде.

    Такие участки остались наследством в Российской действительности вплоть до настоящего момента. Поэтому сейчас до сих пор есть землеотводы принадлежащие на праве собственности гражданам в пределах береговой полосы, хотя по действующему законодательству приватизация таких участков и была бы запрещена.

    Однако право собственности на земельный участок в береговой полосе не означает право его ограждать. В данном случае береговая полоса общего пользования является обременением для собственника земельного участка и обязывает его предоставить проход по его территории каждому желающему.

    Предоставление береговой полосы на праве аренды

    Во-вторых, у лица ограждающего береговую полосу общего пользования может быть оформлено право аренды. Законодательство не содержит императивных запретов на аренду береговой полосы. Однако, такое ее использование на праве аренды возможно только при условии соблюдении свободного прохода по береговой полосе общего пользования.

    Так что и в таком случае ограждение земельного участка до уреза воды будет незаконным.

    Свободный доступ береговой полосе отсутствует, что делать?

    Чтобы разобраться кому и на каком праве принадлежит береговая полоса общего пользования для начала можно зайти а публичную кадастровую карту и найти огражденное место. Далее нужно посмотреть подходит вплотную участок к воде или нет. Если участок подходит вплотную к воде, то можно по кадастровому номеру заказать выписку из ЕГРП в Росреестре (через МФЦ), в которой будет указан правообладатель земельного участка, а также сведения о его правах на данную землю.

    Побережье Финского залива

    Теперь у вас будут сведения, кто захватил береговую полосу общего пользования и какие у него имеются на нее права. Данная информация будет хорошим подспорьем при обращении в надзорные органы и потом в суд.

    Однако может быть такое, что на публичной кадастровой карте будет видно, что вплотную к урезу воды земельный участок не подходит, однако имеются сформированные вблизи от береговой полосы участки. Их собственники-то, скорее всего, и будут являться лицами, осуществившими самозахват. Причем такой самозахват в отличие от первых двух случаев вообще не обусловлен правами на землю.