Чем отличается Гордость от Гордыни? Гордыня и гордость. Чем гордость отличается от гордыни

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость - чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек - это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость - грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад - это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм - это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви - транспаранты и крестные ходы - демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость - «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», - наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать - значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, - сказал я тогда пришедшему брату, - зол сей день мне!”. ”Почему так?” - спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», - повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям - никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним - нашим личным благочестием. Ведь мы - это тоже Церковь. «Спасись сам - и вокруг тебя спасутся тысячи», - говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть .

Прелесть - значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель - любовь. Самая бо льшая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37-39).

Любовь - это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает , а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то - радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то - истинная, вечная.

Любовь - это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14-15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь - это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким - родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение - понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным - понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви - видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение - человека. Человек - это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека - всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

Гордыня образ человека создаёт ненатуральный, и он живую Душу затмевает. Вот оттого философы из прошлого и гении сегодняшнего дня немного могут сотворить.
Так как, лишь первый сделав штрих, теряют сразу, самостью объяты, то, что было им дано вначале

Один из смертных грехов человека - гордыня. Ему, этому греху, подвержено большинство людей

Гордыню не следует путать с гордостью. В словаре Ушакова такое определение гордыни: непомерная гордость, высокомерие.

Греческий синомим — ги́брис, хю́брис - высокомерие, гордыня, спесь, гипертрофированное самолюбие.

Гордыня есть смертный грех, это многие знают. Но немногие понимают, что это смертный грех также для души, а не только для тела.

Проявляется гордыня так: человек считает себя выше других, не считает всех людей равными друг другу. Начинает осуждать других, завидовать им, ненавидеть других людей, вредить им, подчинять их себе и создавать жизненные неудобства. Даже в рамках одной семьи гордыня может быть разрушительно опасной. Горделивый супруг вечно предъявляет претензии, дает команды, «пилит», осуждает — все, что угодно. В результате страдают оба.

Помимо последствий для других, в которых нет ни капли положительного, гордыня еще и опасна для самого человека. Гордыня может быть причиной самых разнообразных болезней, в том числе онкологии.

Удивительно, но часто гордыня бывает у верующих людей. Они осуждают остальных людей, живущих иначе, ставят себя выше их.

Духовная самость и есть вершина самого смертного греха — гордыни

Гордыня не дает человеку прощать и любить, он думает что его достоинство и его самого оскорбили, задели, а следовательно он должен как минимум не разговаривать с обидчиком и как максимум ему пакостить, грубить.

Человек, подверженный гордыне, ищет возможность возвыситься в своих собственных глазах над кем-нибудь. Заполучить желаемую оценку или самооценку, доказать всему миру, что он прав, а мир ошибается. Доказать свою исключительность, самостоятельность или ещё что-то, что сможет приподнять человека в собственных глазах. А если ещё и в глазах окружающих поднимется, так вообще будет море «позитива». Почему в кавычках? Потому, что наркоманы тоже получают непередаваемое удовольствие от наркотиков, но может ли такой позитив быть здоровым и здравым?..

Я думаю, все мы сталкивались (или даже обнаруживали в себе) с людьми, которые постоянно «умничают» и критикуют. Так они пытаются самоутвердиться, возвысится, получить оценку, и если эта оценка будет соответствовать их мнению о себе, вот она — долгожданная доза. Вот оно — счастье чувствовать себя самым-самым! Вот она — гордыня!

А зависимость от похвалы! Здесь даже расписывать ничего не надо. Наверняка, среди знакомых парочка-другая таких любителей быть высоко оцененными за красивые глаза или за тяжкие усилия, у вас найдется.

Какое «лекарство» от гордыни? Правильно, любовь Любовь может справиться с любыми негативными чувствами. Если человек любит, он забудет о гордыни, простит обиду, а ненависть вообще чужда любящему сердцу.

Стихотворение про Гордость и Гордыню

Сошлись однажды Гордость и Гордыня…

Гордыня, осмотревшись, свысока

сказала жёстко: «Гордость! Я отныне

хозяйка на Земле. А ты пока

уйди с дороги. Не мешай мне лихо

всем управлять. Я справлюсь без тебя».

И Гордость с ней не стала спорить.Тихо

лишь улыбнулась, молча отойдя.

Гордыня развернулась не на шутку:

смотрела на людей поверх голов,

не задержалась рядом на минутку,

не тратила на разговоры слов.

Не снизойдя до «низшего сословья»,

Гордыня видела одну себя.

И, оставляя за собой Злословье,

растила в себе собственное «Я»

и ничего вокруг не замечала.

Куда уж ей, «Великой», до забот?

Мольбы и просьбы ловко отвергала:

мол, и своих проблем невпроворот.

Гордыня окружила себя Лестью,

Подобострастьем, Властью, Суетой.

На Критику же отвечала Местью,

не разобрав причины ни одной.

«Купаясь» в Поклонении и Злате,

презрев навеки Божеский Закон,

Гордыня меркла, словно на закате,

Светило меркнет, прячась в горизонт.

И всё же, находясь в плену иллюзий,

Гордыня пребывает на Земле.

И, утвердившись лишь в немногих людях,

она «творит дела» в душевной тьме…

А где же Гордость? Что же с нею стало?

Куда девалась скромница сия?

Посмотрим, что к её рукам пристало?

Иль жизнь свою она сжигает зря?

С Гордынею, расставшись, незаметно,

пошла туда, где нет высоких слов.

Жила как все, и не гнушалась бедных,

не попирала нравственных основ.

Трудилась с упоением. И молча

Хулу сносила, Колкости, Навет.

И Чистоту в душе людей упроча,

Вновь возрождала Божеский Завет.

Она по крохам в души возвращала

слова Любви, Терпение храня.

В себе и Гнев, и Ревность побеждала

И укрощала собственное «Я».

Но Человеку Гордость помогала,

когда его топтали ни за что.

И, пораженья не боясь, вступалась

за Честь его. И отступало Зло.

Не плакала и Милость не просила,

с Достоинством лишения терпя.

Себя на пьедестал не возносила.

По Совести судила, а не мстя…

Вот жизнь опять свела двоих на тропке…

Гордыня, подбоченясь, вновь стоит,

но не одна - в плену Мечтаний топких,

и так высокомерно говорит:

« Я вижу, Гордость, ты не преуспела!

Немного ж заработала ты льгот!

Вот Я, ты видишь, стала ж, кем хотела!

Живу теперь в Богатстве, без Забот».

Но Гордость ей без страха отвечала:

« Да, я тружусь, и в этом мой успех.

Любовь несу - она всему начало.

Я – Честь. А ты, увы, лишь смертный Грех.

Гордыня… Гордость… Корень в них единый.

Оттенков в поведении не счесть…

И если в Гордости пороки победимы,

Гордыне ж не знакомо слов Честь.

На тонкой грани Гордость и Гордыня

Скажут о ком-то, мол, гордый. Хорошо это или плохо? Речь идёт о гордости или гордыне? Ведь на почти подсознательном уровне русскоговорящие чувствуют, что первое – хорошо, а второе – плохо. Это не «бегемот» и «гиппопотам», которые обозначают одно животное, тут точно есть разница, но достаточно тонкая. Тем, кто хочет лучше понимать людей и выражать собственные мысли, нужно разбираться в нюансах русского языка, а также в тонкости понятий.

В Древности

В Древней Греции, например, люди ничего не имели против гордости, а вот гордыню, как слишком самоуверенное поведение человека, считали вызовом богам. Называли это понятие «гюбрис». Считалось, что за такое поведение обязательно будет возмездие – удача отвернётся от гордеца.

Как и многое, греки олицетворяли гордыню. Она представлялась в их мифах богиней Хибрис – «матерью пресыщения».

В разных языках

Интересно, что и иностранцы отмечают смешение этих слов в русском. В европейских языках для этих двух понятий обычно используются разные слова.

В польском первое –«duma», а второе – «pycha». Забавно, что в немецком гордость обозначена так, как и герой романа «Обломов», Stolz, а во французском «гордыня» — superb (нечто превосходящее). В сербском, словенском и других славянских языках, ничего не поделать, гордыня – «ponos», от сочетания, видимо, «нести себя». «Gurur» — гордость в турецком, а гордыня – «kubir». Важно, что последнее – важное для ислама слово, ведь считается, что именно из-за высокомерия Адам совершил первый грех, дал начало всем бедам людским. В католичестве только гордыня считается грехом, а православие считает, что гордость также нехороша, как и гордыня. Издревле в России культивировали смирение, доходящее до самоуничтожения.

Один корень

С начальной школы русский человек научен находить в словах приставки, суффиксы… У исследуемых слов корень явно один. То же самое со смыслом – одно понятие, в общем. Состояние, когда человек ощущает некую отстраненность. По кинестетическому ощущению это – расправленные плечи, хорошая осанка, взгляд чуть сверху. Близко к этому состояние уверенности в чем-то или ком-то, но всегда – в себе.

Разница в деталях

Тонкое различие, безусловно, есть. Основная трудность, что прилагательное «гордый» восходит к обоим словам, и тут уж приходится понимать тонкий смысл из контекста. К примеру: «Она не позвонит первой – гордая». Её останавливает гордость? Он обидел её, поэтому она считает недостойным себя делать первый шаг, «бегать» за ним, раз он её не ценит. Или проблема в гордыне? Девушка сама не права, но всё-таки хочет, чтобы другой унизился, «побегал» за ней, взял на себя её вину…

Гордость вызывает уважение окружающих, а вот гордыню осуждают .

Она обозначает негативное превосходство . Человек не готов принять даже самую искреннюю помощь, не хочет показаться слабым, повторяет: «Я сам – без вас разберусь». Других обижает. При этом сам может страдать от неспособности «унизиться», принять что-то от других. Злится на себя самого, на других за то, что они такие щедрые и добрые.

Есть ещё один смысловой оттенок – тоже негативный. Гордыня часто бывает ни на чём не основана. Гордиться-то нечем, а человек «строит» из себя. Здесь речь идёт о высокомерии, а истинного уважения нет ни к себе, ни к окружающим. Человек забывает, что всего он добился, по здравому размышлению, не только сам. Ему помогла люди, обстоятельства, опыт, погода… весь мир.

Можно сказать, что гордыня – это ложная гордость, негативная, гипертрофированная и безосновательная. Это проявление эгоизма. Гордыню нельзя испытывать «за других», её источник только в собственном возвышении, хотя иногда за счёт других.

Разная степень

Как «щедрость» и «мотовство», «бережливость» и «жадность» исследуемые понятия различаются, в основном, степенью проявления признака. Гордость – это нормально и даже хорошо, она подразумевает позитивные эмоции, а вот гордыня – это уже осуждаемый перебор, часто без оснований. То есть, даже если гордость позитивная и законная, например, за своего родственника переходит границы, то она тоже превращается в негативную гордыню.

Сложность заключается в совпадении формы прилагательного, что заставляет каждый раз разбираться, к какому понятию оно восходит в данном контексте. Однако гордость и гордыня разнятся, пусть не как черное и белое, но как белое и серое.

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить – высокомерие, надменность, чванство, – все это разные виды одного основного явления – «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других – что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных – серьезными, рассеянных – сосредоточенными, обжорливых – воздержанными, и т.д. – все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его – тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану – тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание – еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот – драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит – благодаря тщеславию – умирает лучшее, что есть в нас, значит – мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость .

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она – «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она – вражда к Богу, начало всякого греха, она – во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все – несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само -вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию – созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения , как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это – так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это – своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя – тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой – услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше – добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело – важно, чужое – пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель – вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант – на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни – мания величия и мания преследования – прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически – тоска, мрак, бесплодие.

Морально – одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически – нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения – смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых – смирение; затем – послушание, по ступенькам – любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец – послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого – то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест – крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания – немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, – слава.

Далеко не все понимают отличия. поэтому так много людей страдает от гордыни и напрямую и косвено.

А последствия одно и другого кардинально противоположны. Если Гордость - усиливает и помогает подниматься вверх, то Гордыня напротив - сбрасывает человека с любой вершины и разрушает его судьбу.

Чем отличается Гордость от Гордыни?

После выхода не маленькой статьи о том, что такое Гордыня, мне на почту сразу начали приходить совершенно закономерные вопросы: А что тогда такое Гордость? Чем гордость отличается от гордыни?, и т.п.

Действительно вопрос очень важный, потому что эти понятия многие люди путают и потом за это расплачиваются.

Гордость - это проявление внутреннего Достоинства человека, правильное внешнее выражение уважения к себе и ко всему, что для человека дорого. Гордость - это ещё и способность защищать то, что дорого.

Гордыня - это проявление эгоизма человека, внешнее неуважение к другим и несправедливое (незаслуженное) возвеличивание себя и «своего». Гордыня не имеет ничего общего с истинным достоинством.

Отличия Гордыни от Гордости:

Гордость - позитивное отношение, всегда предполагает уважение не только к «своему, личному», но и уважение к другим людям и к их ценностям. Это справедливое отношение, на основе Чести.

Гордыня - негативное отношение, неуважение к ценностям других людей (игнорирование и презрение).

Гордость - рождает позитивные эмоции и чувства: гордость за себя, за свою страну, на своих детей, т.д. Искреннее чувство гордости делает человека счастливым.

Гордыня - рождает негативные эмоции: неуважение, презрение, сарказм, зависть, непринятие и отвращение, обиду и злость, др. Поэтому гордыня делает человека несчастным.

Гордость - рождает уважение со стороны других людей, ответные позитивные чувства.

Гордыня - рождает в других людях неприятные чувства, желание закрыться и больше не общаться с такими человеком. У мудрых и сильных людей - рождает сочувствие к тому, кто заражён гордыней.

Гордость - даёт человеку опору на свои сильные стороны, на свои достоинства.

Гордыня - опора на иллюзии, и часто за надутым величием ничего не стоит (мыльный пузырь).

Гордость - делает человека неуязвимым, то есть даже если от человека отвернётся весь мир, у него всегда останется внутреннее достоинство и он не падёт вниз, он не опирается на внешнюю шелуху.

Гордыня - наоборот, делает человека невероятно уязвимым, мнительным, невосприимчивым к малейшей критике, нервным, обидчивым и агрессивным. Поэтому, если такой человек потеряет внешнюю поддержку и подпитку своего самомнения - он с дуется, как резиновый шарик, у него ведь нет реальной опоры.

Гордость - побуждает человека совершать достойные свершения, ставить и достигать новые более высокие цели.

Гордыня - ведёт к почиванию на лаврах, самоупиванию, создаёт у её обладателя иллюзию, что он уже всего достиг, что он на вершине мира. Это блокирует постановку новых, более высоких целей и их успешное достижение.

Гордость - помогает выстраивать достойные уважительные отношения, на основе чести.

Гордыня - порождает делает человека конфликтным, часто разрушает чувства, доброту и доверие.

Вот, что пишут о Гордыне и Гордости в Интернет:

Гордыня - это некий порок, а гордость - больше достоинство.

Гордыня это гордость без оснований.

Гордость это чувство собственного достоинства. основанное на том что вы безупречны, то есть на истинном. Гордыня это ощущения что все вокруг лохи а вы самый крутой (ая) всегда не на чём не основанное.

Гордость, чувство радости, возникающее за кого-то (свою Родину, друзей, родственников…), а гордыня - это когда ты сама в себе чего-то возомнила, близко к » мании величия».

Гордыня - «Какой там Бог? Я сам себе бог. Куда хочу, туда и ворочу».

Гордость как эмоция возникает не только вследствие своих, но и чужих успехов, гордыня – только успехов собственных.

Прикинулась гордыня высотой души…
Поверить в это, друг мой, не спеши!
Гордыня - величайший из пороков.
Не высота, убожество души…:)