Чрезвычайные ситуации: понятие и классификация. Что такое чрезвычайные обстоятельства Чрезвычайные обстоятельства к ним относится

"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 8

Определяя чрезвычайные доходы и расходы как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, ПБУ 9/99 и 10/99 <1> не дают определения таких обстоятельств. В других нормативных актах по бухгалтерскому учету нет ни дополнительных требований к признанию чрезвычайных доходов (расходов), ни дополнительных признаков чрезвычайных обстоятельств. Есть ли критерии отнесения тех или иных обстоятельств к чрезвычайным? Какими нормативно-правовыми актами руководствоваться в такой ситуации?

<1> Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99 утверждены Приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н и N 33н.

На наш взгляд, понятия "чрезвычайное обстоятельство" и "чрезвычайная ситуация" следует рассматривать с точки зрения двух различных отраслей российского права: административной и гражданско-правовой. Данные отрасли раскрывают эти понятия и позволяют выделить критерии отнесения тех или иных обстоятельств хозяйственной деятельности организации к чрезвычайным.

Административное регулирование

Для раскрытия понятия "чрезвычайная ситуация" с точки зрения административного права следует руководствоваться положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также принятыми в соответствии с ним законами и другими нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ст. 1 указанного Закона чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери. Данное определение позволяет выделить квалифицирующие признаки чрезвычайной ситуации: причину - опасное природное явление, катастрофа, стихийные или иные бедствия и следствие - наличие человеческих жертв, причинение ущерба здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.

Законодательство РФ не содержит четких определений понятий "катастрофа", "стихийное бедствие", "авария", поэтому обратимся к специальным нормативным правовым актам, а также к Государственным стандартам Российской Федерации.

Наиболее многозначным термином, раскрывающим понятие "чрезвычайная ситуация", является термин "авария". Согласно Федеральному закону от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" радиационной аварией является потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести либо привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, авария представляет собой повреждение либо выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических либо физических лиц и здоровью населения.

Стандарт ГОСТ Р 22.0.05-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" содержит следующее определение: авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Определения понятий "стихийное бедствие" и "катастрофа" даны в ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения":

  • стихийное бедствие - разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть либо возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды, т.е. катастрофические природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, ураганы, цунами, сели и пр.), которые могут вызывать человеческие жертвы, нанести существенный материальный ущерб юридическим и физическим лицам, а также окружающей природной среде;
  • природно-техногенная катастрофа - это разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды.

Таким образом, ситуация будет являться чрезвычайной, если в результате указанных выше событий (аварии, стихийного бедствия, катастрофы) наступили или могут наступить такие последствия: человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, нарушение условий жизнедеятельности людей и значительные материальные потери.

Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094, подразделяет все чрезвычайные ситуации на шесть видов: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Критериями отнесения чрезвычайной ситуации к тому или иному виду являются:

  • количество людей, пострадавших в этих ситуациях;
  • количество людей, условия жизнедеятельности которых нарушены в результате данной чрезвычайной ситуации;
  • размер материального ущерба;
  • границы зон распространения поражающих факторов.

Критерий значительности материальных потерь законодательно не установлен. В Положении указано, что материальный ущерб при чрезвычайной ситуации локального характера (т.е. зона ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения) не должен превышать 1000 МРОТ. Однако нижний предел ущерба в данном нормативном акте не определен. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматривает среди прочего обязательное проведение инвентаризации имущества организации в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями. В данном случае инвентаризация позволит определить и оценить масштаб последствий той или иной чрезвычайной ситуации, возникшей в ходе ведения организацией обычной хозяйственной деятельности.

Следовательно, значительность материальных потерь оценивается применительно к каждому пострадавшему хозяйствующему субъекту в каждой конкретно взятой ситуации, а размер потерь определяется на основании инвентаризационных описей и актов инвентаризации.

Кроме того, для наступления определенных правовых последствий (возмещение ущерба, страховые выплаты) факт возникновения чрезвычайной ситуации и признания ее таковой должен быть документально подтвержден письменным заключением служб, занимающихся ее ликвидацией: МЧС России, Государственной противопожарной службой, Росгидрометом, иными уполномоченными органами. Распространяется практика подтверждения наличия чрезвычайной ситуации и правовыми актами. Например , Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 3 июня 1998 г. ситуация, сложившаяся в Республике Саха (Якутия) в результате наводнения, повлекшего за собой человеческие жертвы и большие разрушения, признана чрезвычайной ситуацией федерального уровня.

Отсутствие такого подтверждения может повлечь за собой определенные правовые последствия, в частности невозможность отнесения материальных потерь организации, возникших в результате чрезвычайной ситуации, к чрезвычайным расходам. На необходимость и обязательность получения подтверждающих документов указывает судебная практика (см., например, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 1 июня 2005 г. по делу N А40-8097/05-118-92).

Гражданско-правовое регулирование

С точки зрения гражданского права при определении критериев отнесения обстоятельств хозяйственной деятельности организации к чрезвычайной ситуации следует обратиться к нормам международного права, а также Гражданского кодекса РФ.

Нормы международного права при регулировании порядка освобождения от ответственности сторон обязательственного правоотношения используют понятие "непреодолимая сила", или "форс-мажор". В соответствии с п. 7.1.7 Принципов международных коммерческих договоров, разработанных Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА), сторона освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия либо его последствий. Согласно ст. 79 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11 апреля 1980 г.) сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия либо его последствий.

Данные положения международных правовых актов нашли свое отражение в гражданском законодательстве Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при ведении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайные обстоятельства могут являться или не являться обстоятельствами непреодолимой силы в зависимости от того, можно ли их было предотвратить.

Таким образом, основными признаками обстоятельств непреодолимой силы являются непредотвратимость наступления и чрезвычайный характер обстоятельств. И чрезвычайность, и непредотвратимость могут быть отнесены как к природным явлениям стихийного характера, так и к действиям людей.

Непредотвратимость исходя из доктрины гражданского права означает отсутствие необходимых и достаточных организационно-технических средств, обязательных для предотвращения наступления разрушительных природных сил, социальных явлений, недопущения возникновения тех тяжелых материальных последствий, которые оказываются неизбежными при возникновении данных обстоятельств. По мнению специалистов, непредотвратимость носит относительный характер, поскольку приобретает черты непреодолимой силы не только вследствие наличия внутренних свойств, но и в зависимости от существования ряда внешних условий, таких как состояние науки и техники, развитие производительных сил общества.

Чрезвычайный характер обстоятельств означает неожиданность, отсутствие необходимой закономерности в развитии событий, фактов, среди которых возникает явление, характеризуемое в качестве непреодолимой силы. Данный вывод относится к событиям (природным явлениям - например, непрекращающиеся дожди в период созревания хлебов), общественным явлениям (военные действия, забастовки), а также к действиям, поступкам отдельных личностей (незаконное задержание, лишение свободы).

Четкого и закрытого перечня обстоятельств непреодолимой силы гражданское законодательство РФ не содержит. Исходя из правоприменительной практики представляется целесообразным относить к обстоятельствам непреодолимой силы землетрясения, наводнения, пожары, аварии на транспорте, мятежи, гражданские беспорядки, забастовки персонала, публикацию нормативных правовых актов запрещающего характера. Однако не всегда чрезвычайное обстоятельство, например пожар, может быть признано судом обстоятельством непреодолимой силы. Суды проверяют соответствие обстоятельств пожара критерию непредотвратимости, учитывают наличие вины пострадавшей стороны в возникновении пожара. Данные положения подтверждаются судебной практикой (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 5 октября 1999 г. по делу N Ф03-А51/99-1/1400, ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2000 г. по делу N А56-15789/2000).

Классификация доходов и расходов

При классификации чрезвычайных расходов и доходов необходимо обратиться к определению термина "чрезвычайная ситуация", содержащемуся в гражданской и административной отраслях российского права.

Различие в определениях заключается в том, что причины возникновения чрезвычайной ситуации, с точки зрения административного права (авария, катастрофа и др.), четко регламентированы, в то время как в гражданском праве указывается лишь на независимость возникновения чрезвычайной ситуации от волеизъявления организации или ее работников. Кроме этого, чрезвычайная ситуация, с точки зрения административного права, признается таковой независимо от того, была ли возможность ее предотвратить. В этом случае для квалификации обстоятельств хозяйственной деятельности организации в качестве чрезвычайной ситуации имеет значение наступление предусмотренных законодательством последствий.

Отметим, что суды при рассмотрении споров в сфере публично-правового регулирования используют понятие "чрезвычайная ситуация", раскрывая его содержание с точки зрения административного права (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 февраля 2004 г. по делу N А66-5321-03).

При рассмотрении частноправовых споров суды раскрывают понятие "чрезвычайная ситуация" с точки зрения гражданского права (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2000 г. по делу N А56-15789/2000, от 10 сентября 1998 г. по делу N А44-915/98-С1, ФАС Дальневосточного округа от 5 октября 1999 г. по делу N Ф03-А51/99-1/1400, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2003 г. по делу N А33-10697/02-с2-Ф02-1865/03-С2).

При рассмотрении споров в сфере публично-правового регулирования возможно привлечение к ответственности лиц, виновных в наступлении чрезвычайной ситуации и ее последствий, однако бремя доказывания вины лица лежит на стороне обвинения (принцип презумпции невиновности). При рассмотрении частноправового спора также возможно привлечение виновного лица к ответственности, однако бремя доказывания отсутствия вины лица лежит на нем самом (принцип презумпции виновности). Таким образом, в каждом конкретном случае при разрешении возникшего спора необходимо определить его характер (частноправовой или в сфере публично-правового регулирования), что позволит определить правовую позицию виновного лица с точки зрения доказывания отсутствия вины.

При решении вопроса о классификации чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов в бухгалтерском учете следует рассматривать причины возникновения чрезвычайных обстоятельств: зависимость их возникновения от действий организации и ее работников, возможность предотвратить возникновение этих обстоятельств. Например , если авария на производстве возникла из-за того, что не выполнялись правила эксплуатации оборудования, не были созданы необходимые условия, предусмотренные требованиями техники безопасности, последствия аварии не должны признаваться в бухгалтерском учете в качестве чрезвычайных расходов (доходов). Если дорожно-транспортное происшествие, в результате которого нанесен ущерб транспортному средству организации, произошло не по вине водителя организации, то затраты на ремонт, страховое возмещение классифицируются как чрезвычайные доходы и расходы. Если же была установлена вина водителя организации, то доходы и расходы к чрезвычайным не относятся.

Следует также иметь в виду, что существовавшая неопределенность и возможность организации оценочно подходить к классификации обстоятельств в качестве чрезвычайных привели к необходимости принять изменения в Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Из новой редакции МСФО 8 "Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки" было исключено понятие "результаты чрезвычайных обстоятельств". При этом в п. 85 МСФО 1 "Представление финансовой отчетности" указано, что организация обязана исключить представление каких-либо статей доходов и расходов в качестве чрезвычайных статей как непосредственно в отчете о прибылях и убытках, так и в примечаниях к финансовой отчетности. Организации, составляющие отчетность по МСФО, обязаны применять указанный стандарт в отношении годовых периодов, начинающихся с 1 января 2005 г. или после этой даты.

Таким образом, единый подход к определению критериев отнесения обстоятельств хозяйственной деятельности организаций к чрезвычайным, необходимый в том числе для классификации чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов в бухгалтерском учете, в Российской Федерации отсутствует. По нашему мнению, в каждом конкретном случае при возникновении той или иной ситуации и для признания ее чрезвычайной необходимо определить тип правоотношений - административные или гражданско-правовые, для целей которых требуется отнести возникшую ситуацию к чрезвычайной.

Н.Ю.Голдыбан

Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.

В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано такое определение: «Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иных бедствий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной зоне, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных и транспортных аварий, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожением оборудования и материальных ценностей.

Зона чрезвычайной ситуации – территория или водная акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий на другие районы возникла ЧС.

Стихийные бедствия – это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, нарушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.

Стихийные бедствия часто приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах деятельности человека.

Авария – это повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения. Очень часто аварии происходят на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в системах коммунально-бытового обслуживания. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Эти происшествия не столь значительны, без серьезных человеческих жертв.

Катастрофа – это событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Экологическая катастрофа – стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания, как правило, к массовой гибели живых существ и значительному экономическому ущербу.

Все ЧС классифицируются по трем признакам:

1) сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации;

2) ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли народного хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация;

3) масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.

1 . По сфере возникновения

Различают природные (рис. 1), техногенные (рис. 2) и экологические (рис. 3) ЧС.


Рис. 1. Классификация ЧС природного характера



Рис. 2. Классификация ЧС техногенного характера



Рис. 3. Классификация ЧС экологического характера


2. По ведомственной принадлежности различают ЧС:

1) в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);

2) в промышленности (атомной, химической, пищевой, металлургической, машиностроительной, горнодобывающей, удобрений);

3) в коммунально-бытовой сфере (на водопроводно-канализационных системах, газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений);

4) на транспорте (железнодорожном, автомобильном, трубопроводном, воздушном, водном);

5) в сельском и лесном хозяйстве.

3 . Классификация ЧС по масштабу возможных последствий

ЧС классифицируются согласно «Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094. Оно предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.

В нем говорится, что ЧС классифицируются в зависимости от:

1) количества людей, пострадавших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;

2) размера материального ущерба;

3) границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на:

1) локальные;

2) местные;

3) территориальные;

4) региональные;

5) федеральные;

6) трансграничные.

К локальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом, затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются – организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации, местной – силами и средствами органов местного самоуправления, территориальной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостатке собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайной ситуации соответствующие комиссии могут обращаться за помощью к вышестоящим КЧС.

Ликвидация чрезвычайной трансграничной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайные обстоятельства

события, которые могут возникнуть в служебно-боевой деятельности ПС РФ, явиться причиной неспровоцированного нарушения ГГ: несчастный случай, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, а также другие вынужденные причины. При Ч.о. вынужденное пересечение ГГ лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальные воды РФ, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, влет в воздушное пространство РФ не является нарушением правил пересечения ГГ.


Пограничный словарь. - М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

Смотреть что такое "Чрезвычайные обстоятельства" в других словарях:

    ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА - «ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА», СССР, Свердловская киностудия, 1980, цв., 78 мин. Производственная драма. Необходимость строительства нового завода это и есть те чрезвычайные обстоятельства, с которыми приходится бороться начальнику нефтяного… … Энциклопедия кино

    Чрезвычайные обстоятельства - (force majeure) см. Форс мажор … Экономико-математический словарь

    чрезвычайные обстоятельства - — Тематики защита информации EN emergency … Справочник технического переводчика

    чрезвычайные обстоятельства - Syn: случайность, непредвиденное обстоятельствоТезаурус русской деловой лексики

    Чрезвычайные обстоятельства в деятельности архивов - 246. В целях настоящего Наставления под чрезвычайными обстоятельствами в деятельности архивов понимаются такие обстоятельства, при которых невозможно выполнение в полном объеме возложенных на архив задач в соответствии с требованиями настоящего… … Официальная терминология

    ФОРСМАЖОР/ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА - (force majeure, франц.) Событие вне контроля любой из сторон, заключившей контракт (например, забастовка, мятеж, война, стихийное бедствие), которое в том случае, если контракт содержит статью о форсмажорных обстоятельствах, оправдывает при… … Словарь бизнес-терминов

    Обстоятельства, не зависящие от воли сторон, при наличии которых трудовой договор подлежит прекращению - трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; восстановление на работе работника, ранее… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ФОРС-МАЖОРНЫЕ Большой бухгалтерский словарь

    ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ФОРС-МАЖОРНЫЕ - чрезвычайные обстоятельства, которые являются непреодолимыми для фирмы контрагента и лишают ее возможности выполнить свои обязательства по договору (контракту). К Ф. м.о. относятся такие непредвиденные причины невыполнения контрактов, как… … Большой экономический словарь

    Обстоятельства Форс-Мажорные - чрезвычайные события, в результате которых становится невозможным выполнение обязательства по договору одной из сторон. К числу таких обстоятельств относятся: стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, лесные пожары и др.), войны,… … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Свой путь , Пелевин Виктор Олегович , Емец Дмитрий Александрович , Садловская Мария , У каждого человека - собственный путь и возможность выбирать между добром и злом, бескорыстием и выгодой, правдой и ложью. Героиня рассказа Марии Метлицкой поставлена в чрезвычайные… Категория:

(пункт 7 части первой статьи 83 ТК РФ)

Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, пунктом 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ отнесено к числу оснований прекращения трудового договора с работником. Оно представляет собой нововведение в трудовом законодательстве и вызвано современными реалиями: развитием технологий, наращиванием влияния человеческой жизнедеятельности на природу, сложившейся геополитической обстановкой и другими подобными факторами.

Применение рассматриваемой нормы увольнения возможно в случае, если:

1) произошло чрезвычайное обстоятельство;

2) это обстоятельство препятствует продолжению трудовых отношений;

3) взаимосвязь этих фактов признана Правительством РФ или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором произошли описанные события.

Примерный перечень чрезвычайных обстоятельств дан в самом пункте 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ. В соответствии с Кодексом к таковым относятся:

1) военные действия;

2) катастрофы;

3) стихийные бедствия;

4) крупные аварии;

5) эпидемии;

6) другие чрезвычайные обстоятельства.

Перечень чрезвычайных обстоятельств, приведенный в пункте 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, является открытым - он конкретизируется в самом Кодексе (статьи 59, 72.2), иных нормативных правовых актах и дополняется такими обстоятельствами, как экологические и техногенные катастрофы, массовые беспорядки, эпизоотии, другие.

В Федеральном конституционном законе от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изм. на 07.03.2005) приводится более развернутый перечень обстоятельств, в соответствии с характером которых на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях может быть введено чрезвычайное положение. Это:

А) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В любом случае масштаб чрезвычайных обстоятельств должен быть федерального или регионального (на уровне субъектов Российской Федерации) значения.

Непременным условием, разрешающим увольнение по пункту 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, является невозможность дальнейшего продолжения трудовых отношений. Это означает, что либо чрезвычайное обстоятельство должно носить длительный характер, либо в результате произошедшего чрезвычайного обстоятельства возникли непреодолимые препятствия, которые не позволяют продолжать трудовые отношения. Подобная ситуация возникла, например, после чернобыльской катастрофы, когда произошла массовая эвакуация людей из опасной зоны. При этом была остановлена деятельность всех предприятий и организаций, находящихся в опасной зоне. Правовых оснований для увольнения работников именно в связи с чрезвычайными обстоятельствами в тот момент в трудовом законодательстве не было, и ситуация разрешалась следующими способами: люди увольнялись по собственному желанию, некоторые организации ликвидировались с последующим массовым увольнением, отдельные работники переводились в другие организации и т. п. А ведь в данном случае речь шла именно о препятствии, непреодолимом одной лишь волей сторон трудового договора.

Решающим юридическим фактом, порождающим прекращение трудового договора по рассматриваемому основанию, выступает только решение Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Примечательно, что в соответствии с действующим законодательством чрезвычайное положение устанавливается не вышеназванными решениями, а указом Президента РФ (такое право ему предоставлено Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изм. на 07.03.2005)). Аналогично осуществляется и введение в стране военного положения (Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении").

Очевидно, что в случае введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения Правительство РФ для легитимизации рассматриваемого основания увольнения должно принять соответствующее решение во исполнение указа Президента РФ. Более того, в этом постановлении Правительства РФ должны быть предусмотрены конкретные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения.

В настоящий момент подобных решений ни Правительством РФ, ни органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации не принималось. Поэтому нельзя сказать ни о содержании этих решений, ни о форме, в какой они будут изданы.

Тем не менее только в случае наличия таких решений будут иметься все предпосылки для увольнения работников по основанию, предусмотренному пунктом 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ.

Формулировка приказа о прекращении трудового договора при этом может выглядеть следующим образом:

Фрагмент приказа

По форме N Т-8

В связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих

Основание увольнения

Продолжению трудовых отношений, пункт 7 части первой статьи 83

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Трудового кодекса Российской Федерации.

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Определение чрезвычайным обстоятельствам (чрезвычайной ситуации).

Среди различных терминов и определений, употребляющихся в случаях боевой и служебной деятельности внутренних войск, особое место занимают чрезвычайные ситуации.

Существующее многообразие терминов, относящихся к чрезвычайной ситуации, чрезвычайному положению, чрезвычайным обстоятельствам, чрезвычайным происшествиям и особым условиям объясняется, с одной стороны, слабой и недостаточной проработкой данных понятий, с другой - стремлением различных авторов отразить лишь те существенные признаки, которые наиболее полно и точно, по их мнению, отражали бы сложившуюся ситуацию.

Разработка понятийного аппарата имеет особое значение еще и потому, в настоящее время в специальной литературе не только не выработано универсальных дефиниций, но и сложилась ситуация, при которой на практике происходит подмена одних понятий другими, в близкие по значению термины порой вкладывается различное содержание.

В то же время базисом для корректного определения понятий служит, с одной стороны, современное состояние научной разработки рассматриваемых явлений, с другой - восприятие обществом их логического содержания.

Тем не менее, нам представляется очевидным, что при всем многообразии терминов, на наш взгляд, ключевым понятием является «чрезвычайная ситуация».

Так, чрезвычайные ситуации, с одной стороны характеризуются внешней внезапностью, неожиданностью возникновения и быстрым развитием событий, с другой - различным спектром негативных последствий, которые, на наш взгляд, можно сгруппировать в следующие блоки: социально-экологический, психологический, социально-политический, экономический, организационно-управленческий, мультипликативный и специальный правовой режим.

На мой взгляд, чрезвычайную ситуацию необходимо признавать кризисной, то есть возникающей неожиданно, когда при этом необходимы специфичные и интенсивные способы борьбы с ней. Кризисная ситуация не может быть длитель-ной и устраненной обычными мерами, используемыми при повседневных ситуа-циях. При этом успешные результаты борьбы с ней напрямую связаны с времен-ными составляющими вмешательства и разрешения ситуации.

Проведенный анализ чрезвычайных ситуаций подтверждает, что каждая из них имеет свои специфику, черты, характер и тенденции, которые были приобре-тены ею в конкретный период времени. В связи с этим служебно-боевая деятель-ность ВВ может быть осуществлена исходя из того, что решение возникающих проблемных вопросов старыми способами уже невозможно.

Кроме того, к характерным признакам чрезвычайной ситуации необходимо относить различного рода негативные последствия: социально-экологической, соци-ально-психологической, социально-политической и экономической направленности.

Исследование развития чрезвычайных ситуаций позволяет систематизировать характерные условия и причины их возможного возникновения:

они вызываются действиями человека (неосознанными, как, скажем, неквалифицированные действия промышленного персонала) или происходят вследст-вие низкой эксплуатационной надежности технических систем;

они возникают внезапно, протекают стремительно и имеют долговременные негативные последствия;

они характеризуются не только экономическими, социальными, но и экологическими последствиями.

Чрезвычайную ситуацию необходимо не только прогнозировать, но и целенаправленно удерживать в определенных рамках с помощью дополнительных усилий с последующим трансформированием в стабильную ситуацию. В то же время чрезвычайность предполагает перераспределение и сосредоточение сил и средств Министерства внутренних дел Российской Федерации, других подразделений единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на осуществление этой деятельности.

Что же касается Чрезвычайных обстоятельств, то - это события, произошедшие в социальной и техногенной сферах и природной среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельности людей, общества и государства и требующее специальных мер по защите среды обитания, жизни, здоровья, прав и свобод гражданина, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения.

Однако в Конституции Российской Федерации, в Федеральном конституционном законе России «О чрезвычайном положении» понятие «чрезвычайная ситуация» отсутствует.

В то же время Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» урегулировал отношения в сфере обеспечения безопасности населения, защиты территорий, экономики страны, ее жизнедеятельности в условиях чрезвычайной ситуации некриминального характера. В соответствии с этим законом под чрезвычайной ситуацией понимается «обстановка на определенной террито-рии, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастро-фы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за со-бой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятель-ности людей» Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Сборник законодательства Российской Федерации 1994. № 35. Ст. 3648..

Методология научного исследования предполагает наличие классификации анализируемых объектов и явлений. В данном случае это особые условия, вы-званные чрезвычайными ситуациями. Изучение специальной литературы и нор-мативно-правовых документов по данному проблемному вопросу подтверждает, что особые условия целесообразно подразделить на три группы:

1) природно-биологического характера (землетрясения, наводнения, сели, песчаные и снежные бури, оледенения, эпидемии и эпизоотии);

техногенного характера (взрывы, аварии, катастрофы);

экологического характера (эпидемии и эпизоотии).

Анализ факторов, признаков и критериев, присущих чрезвычайным ситуаци-ям, а также проведенных исследований позволяет сделать вывод: под особыми ус-ловиями необходимо понимать повышенную по степени опасности для жизни лю-дей, сохранности материальных и культурных ценностей обстановку, вызываемую явлениями природно-биологического, техногенного, экологического характера и требующую для ее нормализации от системы МВД России принятия специальных организационных, правовых мер и их материально-технического обеспечения.

С учетом изложенного целесообразно рассмотреть соотношение понятия «особые условия» с понятиями «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайные». Для выполнения задач по оказанию содействия органам внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах создается группировка сил и средств.

Таким образом, мы видим, что понятия чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных обстоятельств тесно переплетаются друг с другом.