Что делать если сносят гараж в гск. Боюсь, что мой гараж снесут. Что делать? Можно ли оспорить

Заполните форму и специалист ответит в ближайшее время

* мы не располагаем 100% точными данными по сносу. Сами понимаете — что в наше время надеяться на планы застройки и официальные документы не сильно приходится. Но тем не менее — поскольку мы уже более 10 лет крутимся в этой теме — можем что то подсказать.

Об острой ситуации вокруг сноса гаражей, криминальных методах и технологии лишения имущества граждан ИА FederalCity рассказывает муниципальный депутат Дарья Сорокина.

– Почему вы занимаетесь проблемой сноса гаражей?

– Все началось с того, что в моем Братеево власти района решили лишить имущества полторы тысячи гаражников. Благодаря активности жителей моего района и системной работе по отстаиванию наших интересов нам удалось отстоять свое имущество.

На сегодняшний день тема сноса гаражей является одной из актуальнейших помимо реновации, точечных застроек, платных парковок. В кратчайшие сроки москвичи лишаются своего имущества без какой-либо компенсации. Такая политика Правительством Москвы проводится повсеместно. При этом происходит нарушение закона, так как на сегодняшний день действует 64 статья Земельного кодекса, которая говорит о том, что сносить гаражи можно только в судебном порядке. Несмотря на это выпускается нижестоящей по правовому статусу акт – 614 Постановление Правительства Москвы, которое разрешает сносить гаражи в административном порядке.

– Как это обычно происходит?

– Приезжают представители управы, ГБУ «Автодороги» и без какой-либо разрешительной документации, без оцепления территории начинают варварски сносить чужое имущество. При этом их вообще не интересует, есть ли в гаражах какая-то собственность, уведомлены ли люди, что их гаражи будут сноситься – это всё их не волнует.

– Где в последнее время произошло подобное?

– Такая ситуация 3 июня произошла в Орехово-Борисово Северном. Людей за пару недель до сноса поставили перед фактом, что их будут сносить. При этом не дали возможность оформить договор аренды земли, не дали никаких разъяснений, не предложили компенсаций.

3 июня к гаражам жителей приехали заместитель главы Управы района Сергей Бойцов, работники ГБУ «Автодороги», наряд полиции со всего Южного округа, встали в оцепление, людей не пускали к своему имуществу и просто внаглую спиливали металлические конструкции. При этом полиция была на стороне властей, хотя она не находится в прямом подчинении у Управы района.

По данному факту я и владельцы гаражей в ОВД района написали несколько десятков заявлений о преступлении. Мы указали, что мы наблюдаем ситуацию, как некие лица сносят, портят и крадут чужое имущество, поскольку заместителем главы управы конструкции были увезены в неизвестном направлении, возможно, для продажи. При этом также указали, что полиция при всех этих нарушениях закона совершенно бездействовала, несмотря на десятки наших обращений.

Пожилая женщина хранила в снесенном гараже 500 тысяч рублей и личные вещи. Все это исчезло при сносе гаражей
Пожилая пара хранила в снесенном гараже 500 тысяч рублей и личные вещи, которые пропали при сносе гаражей.

– Какова ситуация на сегодня?

– На сегодняшний день, несмотря на то, что прошло уже почти две недели, никаких признаков расследования по нашим заявлениям нет. Я считаю, что полиция стала соучастницей преступления.

4 июня мы подали уже коллективное обращение в ОВД «Орехово-Борисово Северное» с требованием прекратить мародерский снос, поступить по закону и принять полагающиеся меры, но полиция наши заявления проигнорировала.

– К чему это привело? Что предпринимают жители?

– Сейчас выясняется, что 5 или 6 июня был снесен гараж супружеской пары, которым 82 года. Бабушка в погребе своего гаража хранила все свои сбережения – 500 тысяч рублей – и личные вещи. Все это исчезло. Мы вызвали полицию, написали заявление о краже, но, как я понимаю, никто за это ответственности нести не хочет. Хотя если бы полиция выполняла свои обязанности, а управа района соблюдала интересы жителей, этой трагедии не случилось бы.

16 июня прошла акция протеста жителей района. Они вышли с требованием отставки главы управы района и требованием компенсировать материальные потери в связи утратой имущества. Согласно независимой оценочной экспертизе, которую сделали гаражники Орехово-Борисово Северного, каждый из них потерял порядка 300 тысяч рублей. Всего было снесено 192 гаража.

Глава управы Орехова-Борисова Северного Евгений Силкин нагло врал, что жители давали разрешение на снос их гаражей. Разумеется, этого разрешения никто не спрашивал.

– Что делать тем, кто находится под угрозой сноса их имущества?

– Интересы людей никак не учитываются. Такая судьба ждет очень многих владельцев гаражей в Москве, если люди сейчас не одумаются, не объединятся и не начнут выдвигать консолидированные требования.

Я считаю, что нужно: 1) потребовать введения моратория на снос гаражей до тех пор, пока не будет найден консенсус между властями города и жителями, а в случае сноса – установить обязательную выплату компенсации; 2) внести федеральный законопроект, который защитит права гаражников; 3) возвратить программу гаражного строительства, потому что сейчас жителям просто некуда ставить машину. Это приведет к транспортному коллапсу, особенно в спальных районах, машины будут стоять на газонах, во дворах, будет не пройти не проехать. А с учетом платной парковки многие люди вообще не смогут себе позволить иметь личный транспорт. Это вынудит их просто уехать из Москвы или продавать машину. Сейчас очень многие москвичи не представляют себе жизнь в городе без личного автомобиля, тогда как власти Москвы делают все, чтобы лишить своего транспорта среднестатистического москвича. Это политика обслуживания интересов какого-то узкого круга лиц, а не большинства.

– А как эта ситуация выглядит с юридической точки зрения?

– Ситуация сложная. Договора аренды земли власти не продлевали несколько лет под разными предлогами. Поэтому сейчас их сносят на основании решения окружной комиссии префектуры как самовольные строения. Якобы договора аренды земли не были продлены самими гаражниками. При этом, когда были попытки у председателей кооперативов продлить договора аренды земли, а управа должна была этому способствовать, чиновники всеми возможными способами откладывали продление договора, говорили, «зачем вам это надо, вас никто не трогает». Тем временем люди платили взносы, куда они шли – непонятно. Московский городской союз автомобилистов (МГСА) признал себя 29 мая банкротом, 30 мая перешел на внешнее управление городом. Это самый крупный арендатор земли под гаражи в Москве.

– Какова роль криминала в этом процессе?

– Гаражи сейчас захватывают бандиты в прямом смысле слова – иногда прямо с оружием. Сейчас это происходит в районах повсеместно. Эти бандиты говорят, что они представители МГСА, и не пускают людей к своим гаражам, люди не могут даже имущество свое забрать. Захватчики просто спиливают конструкции и увозят. При этом полиция не вмешивается в процесс, называя это спором хозяйствующих субъектов.

Для чего это делается? Владельцам гаражей, которые пока не предполагается сносить, рейдеры говорят: «Какая разница, кто будет управлять гаражами – мы или кто-то еще, в вашей жизни ничего не меняется». Вполне возможно, когда подойдет время официального сноса, они могут просто беспрепятственно отдать землю и гаражи городу. Возможно, не за просто так. Получается, что посредством сомнительных механизмов город освобождает землю для своих целей.

Очень неожиданные решения принял Верховный суд, рассмотрев этим летом практически подряд два дела о частных гаражах граждан.

Известно, что власти больших и малых городов уже несколько лет воюют с гаражами и в большинстве случаев воюют успешно. Схема этих "гаражных" битв примитивна - чиновники объявляют автовладельцам, что частный гараж мешает их планам и поэтому гараж будет убран. Как правило, уничтожаются гаражи по решениям местных судов, которые в абсолютном большинстве встают на сторону чиновников.

Но судя по последним решениям Верховного суда, "гаражные" приговоры местных судов далеко не всегда безупречны и вынесены на основании закона. Важность двух этих вердиктов том, что Судебная коллегия по гражданским делам разъяснила - когда и при каких обстоятельствах гаражи граждан трогать нельзя и почему отдельные судебные решения, вынесенные местными судами, нарушают права автовладельцев.

Итак, префектура обратилась в Гагаринский суд столицы с иском о сносе гаража гражданки Грызловой.

В нем гараж назывался металлическим боксом, и у владелицы не было "оформленных в установленным порядке документов на землю". Снос гражданка должна была провести за неделю, в противном случае префектура сделает это сама, но расходы взыщет с ответчицы. Суд вынес решение в пользу чиновников.

Мосгорсуд с таким вердиктом согласился полностью. Судебная коллегия по гражданским делам заявила, что закон нарушили и районный, и городской суды.

Верховный суд начал с истории гаражного вопроса. В далеком 1975 году было решение исполкома Октябрьского района - выделить инвалиду-фронтовику Грызлову и его соседям место под строительство "в порядке исключения временных металлических боксов". По решению местных чиновников и письму районного архитектора Грызлов возвел гараж для хранения автомобиля "Запорожец", бесплатно предоставленного фронтовику государством. Ветеран умер в 1988 году, и тогда же управление соцобеспечения разрешило его дочери оставить у себя "Запорожец". Уже раритетный автомобиль еще жив и обитает там, где и был - в боксе N22.

Райсуд рассуждал так. У ответчицы нет доказательств, что она пользуется землей под гаражом законно. И нет документов, что ей разрешили построить гараж. А разрешение от 1975 года было временным. Да и давалось оно ее отцу, что не дает дочери никаких прав на землю.

На эти заявления Верховный суд ответил разъяснением порядка сноса объектов. Он прописан в нашем гражданском законодательстве. Суд напомнил, что в 2010 году совместный пленум Верховного и Высшего Арбитражного судов разбирал иски о признании права собственности на самовольную постройку. Там подчеркивалось, что отсутствие разрешения на строительство не может быть основанием для отказа в признании права собственности. И если единственный признак самовольной постройки - отсутствие разрешения на строительство или акта ввода в эксплуатацию, то постройку надо признать. При условии, что она не нарушает строительные нормы и не угрожает жизни окружающих. А гараж у фронтовика в 1975 году появился законно. Нынешние суды, ни районный, ни городской не заикнулись, а какие нормы при строительстве гаража были нарушены.

Суды не назвали нормы, которые пенсионер нарушил во время постройки гаража и долгих лет его использования

Верховный суд напомнил - гараж никогда за свою многолетнюю историю не признавался самовольной постройкой: ни когда строился, ни когда эксплуатировался, ни когда помешал чиновникам уже сейчас. Никаких других оснований для сноса в законе просто - нет. Райсуд сказал: нет доказательств, что гараж - объект недвижимости и на него есть право собственности. Ни одного доказательства, заметил Верховный суд, почему бокс - не объект недвижимости, суды не привели.

Так как гараж появился давно, до введения в действие Гражданского кодекса, то регистрация права собственности на бокс тогда была не обязательна. Но и отсутствие регистрации - не препятствие для признания гаража объектом недвижимости. "Временное" размещение не аргумент. Ни в каких документах не назван срок, до которого действует разрешение. И в установленном порядке этот срок не отменяли.

А еще местные суды забыли, что, решая спор, надо применять нормы права, действовавшие в то время. Ответил Верховный суд и на довод коллег, что разрешение давалось лишь инвалиду-фронтовику. Суд напомнил про совместный Пленум. По нему наследник вправе просить о переходе прав собственности. Право пользования участком - это имущественное право, оно переходит по наследству. Верховный суд распорядился пересмотреть "гаражное" дело заново с учетом его разъяснений.

Героем второго "гаражного" дела стал ветеран войны и инвалид Алексей Тыщенко. Он живет в Южном округе столицы и попросил признать за ним право собственности на свой кирпичный гараж. Таких как у него гаражей было 18 штук. И существовали они с 1980 года. Гаражи были капитальными, "Мосэнерго" еще в те годы в гаражное объединение поставило счетчик, и автолюбители платили за свет. Но Чертановский суд ветерану войны в оформлении права собственности отказал. Мосгорсуд согласился. А вот Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда изучила доводы ветерана и сказала, что прав он, а не судьи.

Исполком решение о строительстве гаражей вынес законно еще в 1973 году. Уже в наше время в 2003 году было заседание гаражной комиссии управы района, где рассматривалось заявление ветерана об оформлении участка земли под его гаражом. Ветерана уважили и разрешение дали. Префект подписал распоряжение о предоставлении пенсионеру земли в аренду под кирпичным гаражом. Но Чертановский суд, отказывая ветерану, заявил, что истец "не представил разрешительной документации, подтверждающей его право на создание либо занятие спорного объекта". А гараж, по мнению суда, точно попадает под определение самовольной постройки. И вновь Верховный суд напомнил коллегам о совместном пленуме, посвященном защите прав собственности. И подчеркнул, что отказывая ветерану, суды района и города не потрудились назвать нормы, которые пенсионер нарушил в то время, когда гараж строился в начале 70-х годов прошлого века и потом десятилетиями эксплуатировался. Право ветерана на предоставление участка и строительство на нем гаража никто никогда не оспаривал. И его права не отменяли. Суд еще раз подчеркнул - отсутствие бумажки с разрешением на строительство не может быть основанием для отказа в признании прав собственности.

И еще важный штрих - по Гражданскому кодексу (статья 234), если человек владел открыто любой вещью не будучи ее собственником пять лет, а недвижимостью - 15 лет, то он приобретает на нее право собственности. Это так называемая "приобретательная давность".В связи с этим Верховный суд подчеркивает - фронтовик владел гаражом 34 года. И все эти десятилетия местные чиновники не ставили вопрос о сносе якобы самовольной постройки. Допущенные судами ошибки Верховный суд назвал серьезными и велел полностью пересмотреть и это "гаражное" дело.

В целях реализации Генерального плана города Москвы, городс- ких целевых программ, соблюдения прав физических лиц при сносе ин- дивидуальных гаражей для освобождения территории города Москвы постановляет: 1. Утвердить Положение о порядке осуществления денежной ком- пенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобожде- нии территорий города Москвы (далее - Положение) согласно приложе- нию 1 к настоящему постановлению. 2. города Москвы во ис- полнение решений Правительства Москвы, поручений Градостроитель- но-земельной комиссии города Москвы осуществлять проведение подго- товительных мероприятий для заключения соглашений (п.3) в порядке, установленном Положением. 3. Органу исполнительной , определенному в качестве государственного заказчика, заключать соглашения об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуаль- ных гаражей, расположенных на освобождаемой территории, согласно приложению 2 к настоящему постановлению в порядке, установленном Положением. 4. Настоящее постановление подлежит опубликованию в официаль- ных изданиях Мэра и Правительства Москвы. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в по вопросам гра- достроительной политики Хуснуллина М.Ш. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 9 марта 2011 г. N 63-ПП ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ВЛАДЕЛЬЦАМ СНОСИМЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГАРАЖЕЙ ПРИ ОСВОБОЖДЕНИИ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 1. Действие настоящего Положения определяет порядок осущест- вления по соглашению сторон компенсации владельцам сносимых инди- видуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы. Вопросы компенсации владельцами гаражей, которые в соответс- твии с законом приобрели соответствующие права на земельные участ- ки, расположенные на территории, подлежащей освобождению, могут быть урегулированы в ином, предусмотренном действующим законода- тельством порядке. 2. В целях настоящего Положения используются следующие поня- тия: 2.1. Индивидуальный гараж (гараж) - объект, предназначенный для хранения автотранспортного средства, в том числе машиноместо в гаражном комплексе. 2.2. Владелец гаража - лицо, обладающее правом собственности на гараж, которое подтверждается любым из следующих документов (далее - правоподтверждающие документы): - актом, изданным органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, кото- рый установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; - договором и другой сделкой в отношении гаража, совершенной в соответствии с законодательством, действовавшим в месте располо- жения гаража на момент совершения сделки; - свидетельством о праве на наследство; - вступившим в законную силу судебным актом; - актом (свидетельством) о праве на гараж, выданным уполномо- ченным органом государственной власти в порядке, установленном за- конодательством, действовавшим в месте издания такого акта на мо- мент его издания; - документом, подтверждающим членство в соответствующей орга- низации автомобилистов; - иными документами, которые в соответствии с законодательст- вом Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход прав. 2.3. Освобождение территории - мероприятия, направленные на прекращение фактического пользования земельным участком, в том числе с прекращением соответствующих прав на землю, не связанные с процедурой изъятия земельных участков для государственных нужд. 3. Выплата денежной компенсации производится органом исполни- тельной (казенным учреждением), определенным в качестве государственного заказчика (далее - Государственный за- казчик). 4. Префектура административного округа города Москвы (далее - Префектура) во исполнение решений Правительства Москвы, поручений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы: 4.1. Составляет в соответствии с документами территориального планирования, правоподтверждающими документами адресный и пофа- мильный списки владельцев гаражей и утверждает их распоряжением префекта в следующем порядке: 4.1.1. В установленные сроки обеспечивает в различных формах, в том числе с использованием средств массовой информации, уведом- ление владельцев гаражей, расположенных на освобождаемой террито- рии, о проведении мероприятий по освобождению территории. 4.1.2. В течение тридцати рабочих дней с момента уведомления (п.4.1.1) осуществляет прием от владельцев гаражей заявлений с со- ответствующими правоподтверждающими документами. 4.1.3. В течение пяти рабочих дней с момента истечения срока, указанного в пункте 4.1.2 настоящего Положения, составляет на ос- новании правоподтверждающих документов адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и утверждает их распоряжением префекта. В случае выявления владельцев гаражей, имеющих правоподтверж- дающие документы на гараж, после принятия в соответствии с настоя- щим пунктом распоряжения префекта дополняет ранее утвержденные ад- ресный и пофамильный списки владельцев гаражей путем внесения со- ответствующих изменений в принятый правовой акт префекта. 4.2. В пятидневный срок после утверждения адресного и пофа- мильного списков владельцев гаражей направляет Государственному заказчику копию распоряжения префекта (п.4.1.3) с приложением пра- воподтверждающих документов и необходимые для проведения независи- мой оценки стоимости сносимых гаражей материалы. 4.3. Осуществляет подготовку соглашений об осуществлении де- нежной компенсации в связи со сносом индивидуальных гаражей, рас- положенных на освобождаемой территории (далее - соглашение), и ак- тов об освобождении гаражей под снос (далее - акт), после получе- ния от Государственного заказчика отчетов об оценке сносимых гара- жей обеспечивает подписание соглашений и актов владельцами гаражей и направляет их для подписания Государственному заказчику. 5. Государственный заказчик: 5.1. На основании представленных Префектурой документов (п.4.2) обеспечивает проведения независимой оценки стоимости сно- симых гаражей. 5.2. После выполнения пункта 5.1 настоящего Положения направ- ляет отчеты об оценке сносимых гаражей в Префектуру для подписания соглашений и актов с владельцами гаражей (п.4.3). 5.3. После получения от Префектуры соглашений и актов, подпи- санных владельцами гаражей (п.4.3), в течение 5 рабочих дней осу- ществляет их подписание с направлением двух экземпляров в Префек- туру (один экземпляр - для владельца гаража). 5.4. После подписания сторонами акта об освобождении гаража под снос (п. 5.3 Положения) осуществляет перечисление денежных средств на счет, указанный владельцем гаража, на условиях соглаше- ния. 6. В случае отказа владельцев гаражей от подписания соглаше- ний, а также при наличии владельцев гаражей, не имеющих правоподт- верждающих документов, Префектура и в рамках своей компетенции принимают необходимые ме- ры для освобождения территории.

Если вы являетесь членом гаражного строительного кооператива (далее – ГСК) и однажды подходя к своему гаражу, увидели, что рядом разворачивается строительство дороги, либо жилого комплекса и т.п., вам надо быть готовым к тому, что гараж, возможно, будет снесён. Легче пережить это событие с наименьшими потерями гражданам, имеющим договор аренды земельного участка, на котором стоит гараж, и свидетельство о праве собственности. В таком случае выкуп земельного участка под строительство допускается не иначе как с согласия собственника. Собственник участка не позднее, чем за год до предстоящего изъятия должен быть уведомлён письменно о принятом решении, об изъятии земельного участка (например, в связи со строительством дороги). Если вы являетесь собственником земельного участка в ГСК, то вам должны выплатить выкупную стоимость доли участка, принадлежащего на праве собственности ГСК.

Основные положения, касающиеся выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд, регулируются нормами Гражданского и Земельного Кодексов Российской Федерации. Выкупная цена земельного участка, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником данного участка. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества (в нашем случае – гараж), рыночная стоимость устанавливается в соответствии с федеральным законом «об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка. При определении размера убытков, причинённых землепользователям, землевладельца, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (ст. 57 ЗК РФ).

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если вы являетесь арендатором земельного участка, вам также полагается выплата рыночной стоимости гаража и возмещение убытков в связи с прекращением права пользования землёй по договору аренды.

Если ваши права нарушили, вы можете обратиться с исковым заявлением в суд за защитой своих прав. Споры, связанные с определением размера убытков, также рассматриваются в судебном порядке.

На пути новых трасс, прокладываемых в Москве, возникают препятствия в виде гаражей, которые приходится сносить и освобождать территорию под строительство. Интересы владельцев построек бывают ущемлены. Чтобы избежать подобных ситуаций и не доводить дело до судебных разбирательств, Мэр города, Юрий Михайлович Лужков, подписал специальное постановление правительства Москвы «Об утверждении положения о порядке возмещения ущерба за сносимые индивидуальные гаражи при освобождении территорий для дорожно-мостового строительства», в котором чётко оговорены все условия компенсации за снос гаража, что неплохо было бы сделать и другим градоначальникам. Согласно документу владелец гаража, предназначенного к сносу, получит в собственность машиноместо (гараж) в построенных за счёт бюджетных средств гаражных кооперативов.

Москвичам, у которых право собственности на гаражи не зарегистрировано, предлагается финансовое участие в строительстве гаражного комплекса, где им будет предоставлено в собственность место под машину (машиноместо). Кто не захочет участвовать в долевом строительстве, имеет право арендовать машиноместо. В случае отказа от всех предложений собственники гаражей и арендаторы, не имеющие оформленного надлежащим образом права собственности, получат денежную компенсацию, которая будет рассчитана на основе независимой оценки. Вот как в Москве.

А что сделать пользователю, чтобы оформить документы на право собственности гаражом, если таковых нет? Признаюсь, сделать надо немало.

Набравшись терпения и упорства, первым шагом, вам нужно предоставить в местный орган Федеральной регистрационной службы следующие документы:

1. заявление о государственной регистрации права;

2. платёжный документ об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию;

3. документ, удостоверяющий личность заявителя.

ГСК при первом обращении членов кооператива предоставляет:

1. устав кооператива;

2. свидетельство о государственной регистрации кооператива;

3. свидетельство о постановке на налоговый учёт;

4. протокол об избрании председателя кооператива;

5. список членов кооператива;

6. документы, подтверждающие отведение земельного участка под строительство гаражей;

7. акт государственной комиссии о приёмке в эксплуатацию законченного строительства;

8. документ о членстве в кооперативе и выплате паевого взноса, подписанный председателем кооператива;

9. план объекта недвижимого имущества с его техническим описанием, удостоверенный органом по учёту объектов недвижимого имущества.

Все документы предоставляются в двух экземплярах – подлинники и копии.

Пройдёт несколько месяцев, и вы можете получить свидетельство на право собственности.

И ещё надо знать, что облагается НДФЛ сумма компенсации за подлежащее сносу имущество членов потребительского гаражного кооператива, находящееся на изымаемом земельном участке, при заключении соглашения о выкупе. При этом налогоплательщик имеет право на получение соответствующего имущественного налогового вычета. Если гараж находился в собственности налогоплательщика менее трёх лет, размер имущественного налогового вычета не может превышать 125000 рублей. В случае, когда гараж находился в собственности три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком от продажи этого имущества (Письмо МинФина РФ от 08.05.2008 № 03-04-05-01/158).