Что изучает правоведение? Введение в правоведение: понятие, предмет и система дисциплины

Введение
Юридическая наука - одна из старейших общественных наук. Исторически ее возникновение связано с появлением и развитием права. Уже в древнегреческой философии были поставлены важнейшие теоретические проблемы юридической науки, а римскими юристами выработаны правовые понятия и конструкции, сохранившие свое значение и в современную эпоху. Проблемы права играют важнейшую роль в современном демократическом обществе и правовом государстве, что способствует тому, что юридическая наука занимает одно из ведущих мест среди общественных наук.
Государство и право в той или иной мере изучаются и другими общественными науками. Философия изучает сущность, социальное назначение государства и права, их взаимосвязи с другими общественными явлениями. Социология изучает государство и право как важнейшие социальные институты, наравне с множеством других социальных явлений. Политология исследует государство и право как средства осуществления политической деятельности и как её цель. Но только для правоведения государство и право являются основным объектом. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях. Юридические науки изучают и другие социальные явления, такие как экономика, политика, культура, религия и т.д., но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом. Правоведение – отрасль знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретически- прикладное освоение государственно- правовой действительности.

1. Понятие и сущность правоведения
Правоведение - это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политической системы общества в целом.
Правоведение- наука, предметом изучения которой является право. Право неразрывным образом связано с государством, это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Оно представляет собой единую целостную систему. Право является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Кроме установления норм права, государство обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушения, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.
Право - одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе. Главное отличие права от других нормативных систем (норм морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов) состоит в его тесной связи с государством. Право не только обеспечивается и поддерживается государством, но, в свою очередь, поддерживает и обеспечивает его. Право выражает ценностные ориентации для государственной политики; непосредственно регулирует деятельность государственных органов и определяет условия деятельности политических объединений. Для концепции правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права, пока они не изменены в установленном порядке.
Право - исторически обусловленное социальное явление. Его обособление от иных нормативных систем, регулирующих общественную жизнь, связано с качественным усложнением производства, политической жизни общества в классовую эпоху, с обособлением личности как участника общественных отношений, с резюмирующим эти тенденции формированием государства, для которого необходим механизм общеобязательного социального регулирования.
Право не только исторически обусловленная, но и динамическая система. Смена социально-экономических формаций, изменение социальной структуры общества, идеологии и психологии составляющих его классов, политическая борьба - все это обусловило качественные изменения содержания права и его норм.
Регулирующая роль права дифференцируется и конкретизируется применительно к основным сторонам общественной жизни, служит ориентиром для политики. Право регулирует отношения собственности, труда, определяет структуру, задачи и порядок функционирования государственного механизма, отношения между органами государства и личностью. Право устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления, определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и порядок разрешения конфликтов.
Таким образом, система права строится по предмету регулирования, группам общественных отношений. Вместе с тем используется и комплексный подход, когда к регулированию определенной группы общественных отношений привлекаются нормы и институты нескольких отраслей права в определенной координации и субординации.
Правовая норма (норма права) - это общее правило поведения, установленное государством, регулирующим посредством его общественные отношения. Нормы права имеют определенную структуру и подразделяются на виды. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе указывается на круг лиц, которым адресована норма, а также на обстоятельства, при которых она реализуется. Диспозиция - это само правило поведения, в котором определяются права и обязанности лиц. Санкция говорит о мерах государственного принуждения, которые применяются к правонарушителям. Далеко не все нормы права имеют полную структуру, конституционные положения, например, не имеют санкции.
По видам нормы права подразделяются на управомачивающие (предоставляют гражданам возможность действовать соответствующим образом), обязывающие (требуют от них должного поведения) и запрещающие (устанавливают запреты на совершение определенных действий).
Право образует целостную систему, которая состоит из отраслей права и институтов права. Отрасль права - это обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью социальных отношений, которые они регулируют. У каждой отрасли права есть свой предмет регулирования, свой вид общественных отношений, имеющих очевидную специфику. Основными отраслями права являются конституционное (государственное), гражданское, трудовое, семейное, административное, финансовое, уголовное, международное, гражданское, процессуальное, уголовно-процессуальное и др.
Институты права - это обособленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, но более мелкие, чем отрасли. Они входят в соответствующие отрасли права. Таковы, например, институт гражданства или институт прав человека, входящие в отрасль конституционного права.
Таким образом, признаками права являются:
1) нормативный характер (наличие определенных норм, правил поведения);
2) обязательность исполнения норм права всеми участниками общественной жизни;
3) утверждение и гарантированность норм права государством;
4) многократность применения.
Функции права:
является регулятором общественных отношений;
активно воздействует на общество и государство путем установления общеобязательных правил поведения;
закрепляет сложившиеся в обществе экономические, общественные и другие отношения, а также существующий государственный и общественный строй, т.е. оно устанавливает определенный порядок в обществе и государстве.
Право реализуется в определенных формах: нормативных актах, прецедентах, правовых обычаях и правовых договорах. Это - источники права.
Нормативные акты делятся на законы (конституционные и обычные) и подзаконные акты (указы. постановления, инструкции и т.д.). Юридические прецеденты (образцы поведения, действий в определенных ситуациях) бывают судебными и административными. Обычаи представляют собой сложившиеся в обществе правила поведения, которые государство берет под свою защиту, придает им силу правовых норм. Договоры порождают правовые отношения (обязательства), которые исчезают после выполнения условий договора.
Структура науки – понятие, отражающее содержание и взаимосвязь основных блоков в разделах знания, входящего в состав данной науки. Структура правоведения выражается в единстве дифференциации патриархальных юридических наук, решающие различные задачи в составе правоведения как единого комплекса знаний (задача исследования государства и права вообще и в целом).
Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки:
1) Историко-теоретические правовые науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.), которые исследуют свойства государственно-правовых явлений в целом как относительно самостоятельной сферы общественной жизни;
2) отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право), которые исследуют отдельные государственные институты и области правового регулирования общественных отношений;
3) Науки, изучающие систему, полномочия, принципы деятельности государственных органов (судоустройство, прокурорский надзор и др.).
4) Науки, изучающие международное право (науки международное публичное право, международное частное право и др.).
5) Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, юридическая статистика и другие), которые исследуют применение в отдельных областях юридической деятельности специальных знаний и навыков.
Это весьма специфические юридические науки. Они наполнены, в основном, специальными неюридическими знаниями, которые используются для решения юридических вопросов.

2. Задачи правоведения
Первая задача правоведения состоит в познании правовых явлений, т.е. в установлении фактов, имеющих свойства норм права. Конечно, многие из норм этого рода усваиваются путем жизненного опыта, подобно тому, как усваиваются и другие факты окружающей обстановки: горы, реки, растения, животные и т.п. В начальный период господства обычного права это даже единственный способ познания. Но недостаточность такого знания обнаруживается весьма скоро – вместе с многочисленностью, сложностью и законодательною формою норм права. Помощь науки становится неизбежной. Научное установление правовых явлений отличается от житейского опыта двумя основными чертами: полнотою и систематичностью. Наука не только собирает весь материал, но она классифицирует его, придавая ему форму, в которой нормы права легко обозреваются и познаются не только единично, но и во взаимной их связи. В этом отношении правоведение выступает как всякая классифицирующая описательная наука, напр., вроде зоологии, изображающей рыб Черного моря, или ботаники, дающей картину сибирской флоры. Правоведение, работая догматическим методом, дает историческое правовое развитие какого-нибудь народа в разрезе данного момента. Его цель – представить, что есть право в данную историческую минуту. Догматика относится к истории права, как статистика к культурно-хозяйственной истории. Поэтому юрист должен тщательно отделить нормы права от норм иного рода, действующих одновременно, от норм, которые перестали быть правом, хотя бы накануне, от норм, которые еще не стали правом, хотя и носятся в общем сознании. Отсюда видно, что догматика есть метод индивидуализирующий.
Эта первая и основная задача правоведения вполне самостоятельна и независима от двух других задач. Напротив, объяснение и оценка норм права предполагают уже систематизированное знание их. Задача установления норм права ставится самою жизнью, диктуется интересами человека, и, как бы свысока не смотрели на нее те, кто в научном знании признают только открытие законов, все же масса научных сил не перестанет работать над этою задачею.
Вторая задача правоведения заключается в объяснении процесса образования права, т.е. отдельных норм, правовых институтов как групп норм, наконец, правового порядка как совокупности норм права. Побуждением к отысканию такого объяснения служит не только научная пытливость, не довольствующаяся констатированием факта, но также стремление раскрыть те силы, которые способны были вызвать данные правовые явления, так как, при некотором постоянстве их действия, возникает основание предполагать, что одинаковые или сходные причины будут порождать одинаковые или сходные последствия. Здесь уже открывается возможность предвидения. Объяснение образованию права можно найти или в условиях всего предшествовавшего развитию данного права или в общих условиях правового развития вне конкретной обстановки, в которой протекало данное историческое развитие. В первом случае пользуются историческим методом, во втором – социологическим. В совокупности нравственных, политических, экономических, религиозных, культурных условий прошлого данного народа следует искать причины, почему явились такие-то нормы государственного, уголовного или гражданского права. Если у других народов мы наблюдаем иные правовые явления, то, очевидно, причина тому кроется в различии предшествующих данных. С другой стороны, исследуемые правовые явления встречались, может быть, ранее у других народов или даже наблюдаются сейчас, и сопоставление различных конкретных обстановок, в которых получились одинаковые явления, способно привести к открытию той общей социальной причины, которая дает подобный результат.
Эта вторая задача находится в тесной связи с первою. Объяснить существующее можно, только предварительно познав его, а знание существующего права предполагает научную его обработку, т.е. установление, обобщение и систематизацию материала. Связь обеих задач обнаруживается не только в том, что достижение второй задачи невозможно помимо первой, но и в том, что выяснение причин образования права способствует познанию его. Но и на этом научное правоведение не останавливается. Если даже при наблюдении явлений внешнего мира у человека прорывается наклонность оценивать их целесообразность, то тем более понятно такое стремление, когда речь идет о социальных явлениях, в которых человеческая воля, человеческие интересы играют такую выдающуюся роль. Самое отчетливое знание правового порядка и самое глубокое понимание причин его образования оставляют все же неудовлетворенной творческую потребность человека. Не случайное, а научное знание действующего права, знание сил, вызывающих правовое явление, и действия норм права дают почву для научной критики того, что сложилось в результате борьбы человеческих интересов вопреки целесообразности, и к систематической выработке правовых средств передвижения права по пути к ясно сознанной и общественно оцененной цели. Здесь наука, по своей задаче и методу, переходит от существующего к долженствующему.
3. Методология права
Методология права представляет собой систему особых приемов, принципов и способов становления и развития государственно-правовых явлений.
Основные принципы методологии права:
1. Принцип всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями.
2. Принцип историзма означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиции их прошлого и предполагаемого будущего.
3. Принцип комплексности в изучении государства и права, который заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиции других общественных наук- философии, социологии, политологии.

Список литературы
1. Электронный словарь «Слововед»
2. Правоведение: Учебник/З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилова, В.И. Гуреев и др.; /Под ред. З.Г. Крыловой. М.: ВСШК. 2003.
3. Теория государства и права: Юнита 2 – НОУ «Современный Гуманитарный Институт», 2000.
4. Климченко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Учебное пособие. – М.: Зерцало, 2000.
5. Нерсесянц В.С. Философия права. М.: Инфра М Норма. 1996.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Правоведение - это совокупность наук о праве, которая составляет основу . Дисциплина «правоведение» входит в школьную программу старших в целях ознакомления школьников с основными юридическими понятиями и законами. Кроме того, при помощи правоведения ученики узнают о своих правах и обязанностях, об ответственности, которая может наступить вследствие совершения каких-либо правонарушений.

Главная задача правоведения - повышение юридической подкованности населения, поэтому никогда не рано рассказывать об азах правоведения своему ребенку. Обычно родители впервые начинают юридически просвещать своих в области правил дорожного движения, поскольку участниками дорожного движения являются не только водители, но и пешеходы, велосипедисты. От соблюдения несложных правил на дорогах подчас зависят человеческие жизни.

Многие преступления, как это не банально, совершаются из-за недостатка знаний о действующих в стране законах, поэтому властям необходимо уделять повышенное внимание юридическому образованию своих граждан. Тем более, это актуально для России, где законодательство подлежит частому редактированию. Юридически грамотное более организовано, в нем заметно снижен преступности. Жить в мирной и образованной стране приятно и безопасно.

Таким образом, изучать правоведение не только интересно, но и полезно. Важно, чтобы школьный преподаватель по сумел заинтересовать учеников, поведать о всей важности и практической ценности изучаемых вопросов. Неплохо разбавлять прикладными материалами, историями из жизни, полезными советами. Аналогичным образом стоит действовать и родителям. Непрерывно повышайте свою правовую грамотность и не забывайте делиться полученным опытом со своими . Ведь знания в сфере никогда не лишними.

Источники:

  • Программа "Правовое образование"

Общество , общественность – эти понятия мы слышим каждый день. Они используются для определения социальных систем и формирований граждан этого государства по различным признакам. Локальные общества могут формироваться по социальному происхождению и статусу, положению на иерархической лестнице, по интересам и определенным целям, объединяющим людей.

Обучаясь в высшем учебном заведении соответствующего направления, будущий юрист овладевает фундаментальными и специальными знаниями в области юриспруденции. В одних ВУЗах дисциплины начинаются уже с первого курса обучения, в других – со второго или . Разнятся подготовки специалистов по данному направлению. ВУЗы предлагают две программы по специальности «Юриспруденция»: в соответствии с первой идет подготовка юристов в течение пяти лет и выдается диплом специалиста, в соответствии со второй – шесть лет, при этом учитываются требования Болонской декларации – бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Некоторые юридические ВУЗы совмещают обе эти программы и предоставляют абитуриентам выбор.

Юриспруденция как специальность имеет в своей структуре несколько специализаций. Они отличаются друг от друга набором изучаемых дисциплин, которые оказывают влияние на выбор профессии в дальнейшей деятельности. Основными специализациями юриспруденции являются:
- государственно-правовая;
- гражданско-правовая;
- международно-правовая;
- уголовно-правовая.

В рамках юриспруденции, а также отдельной, конкретно-взятой специализации, изучаются следующие дисциплины: право международной безопасности, современные проблемы международного права, актуальные проблемы международного права, международное право прав человека и т.д.

Видео по теме

Нередко случается, что люди с разными жизненными ценностями не могут понять и принять друг друга. Один человек видит мир с одного ракурса, другой с иного. Но существует ли единая точка, единая ценность или даже целая система ценностей, перед которой любой человек готов преклонить голову?

Общество и человек

Человеческие ценности – это в первую очередь то, к чему стремится общество и каждый человек в отдельности, потому что высшим идеалам, которые заложены в подсознании, жизненно необходимо. В противном случае, человечество изживет себя.

Случается и , что в обществе пропагандируются неправильные человеческие ценности. Самым ярким примером служит нацистская Германия. В результате можно сделать два вывода. Во-первых, человеческие ценности закладывает само общество и те, кто им управляет. Во-вторых, неправильные ценности приводят к глобальной гибели.

Человеческие ценности можно делить на разные категории. Многие философы это пытались делать. Например, Альфред Адлер выделял физические, эмоциональные и интеллектуальные ценности. А психолог Гордон Оллпорт выделил целых шесть категорий. Самое простое деление – это категории материального и духовного.

В любом случае, нужно понимать, что все человеческие ценности относятся к каждому человеку отдельно, и он может воспринимать их как угодно, в зависимости от его нравственных устоев.

Духовные крылья

«Вера в высшие ценности и идеалы наделяет человека духовными крыльями» - говорил Д.С. Лихачев. Человек, имеющий высокую мораль, будет стараться следовать высоким целям. Но нередко возникает диссонанс между личными ценностями и ценностями общества.

Считается, что обладает сверхпотребительским потенциалом. Что деньги заменяют любовь и доброту, а во всем виновато новое поколение и время. Но борьба между ценностью материальных благ и духовными ценностями продолжается с очень давнего времени, и будет продолжаться еще много лет.

Но не стоит отрицать, что общество потребителей действительно существует. Это происходит из-за того, что у человека, не умеющего отстоять свои моральные принципы, происходит подмена ценностей. Нравственные ценности меняются на выгоду и потребность.

Но нельзя утверждать, что человек, который стремится материально обеспечить себя и свою семью, низкоморален. Ведь, действительно, без денег трудно прожить – это необходимые блага. Разница же в том, что их должно быть ровно столько, сколько хватает, никак не больше. Человек не должен ставить материальность выше достойной высоконравственной жизни.

Единственный способ уберечь себя от процесса подмены ценностей – это качественную литературу. Книги, которые признаны классикой, хранят в себе на вопросы о настоящих ценностях.

Письма Лихачева

Д. С. Лихачев в своем произведении «Письма о добром и прекрасном» пытается с некоторых сторон раскрыть понятие человеческих ценностей. Самой главной ценностью он считает жизнь: чужую, свою, животных и растений. Он говорит, что жизнь не имеет границ, и надо научиться чувствовать и видеть неосязаемое.

Время и искусство, которое учит доброте – тоже важнейшие ценности по Лихачеву.

Для отдельного народа ценностью является его культура и язык, А для всего человечества красота и любовь.

Говорить о человеческих ценностях очень трудно, так как у каждого эти ценности свои. В результате этого, обобщить и составить общечеловеческих ценностей также очень трудно. Некоторые философы говорят о том, что общечеловеческих ценностей и вовсе не существует. Но, так или иначе, они существуют внутри каждого живущего на планете человека.

Часто под обществознанием понимают науку об обществе, его структуре, общественных процессах и общественном мышлении. На самом деле обществознание – это не совсем наука, но название учебного предмета, в который входит целый комплекс дисциплин.

Инструкция

Обществознание затрагивает все четыре сферы жизни общества – социальную, экономическую, духовную и политическую.

Часто вместо термина «обществознание» используется термин «обществоведение». Два этих термина равнозначны и взаимозаменяемы. Изучение обществознания тесно связано и с изучением других гуманитарных дисциплин – историей, литературой, психологией, политологией.

Несмотря на то, что обществознание является «конструктором» из нескольких дисциплин, нет такой дисциплины, которая могла бы его заменить и дать целостное представление об обществе и общественных процессах. Обществознание вбирает в себя самое важное, касаемо жизни общества, из каждой дисциплины, поэтому его преподавание в школах и вузах вполне обосновано.

Этот предмет играет важную роль в формировании личности человека, его гражданской позиции, помогает молодым людям разобраться в политической ситуации в мире и научиться правильно действовать при решении вопросов, которые касаются гражданского, трудового, уголовного права и многих других аспектов общественной жизни.

Видео по теме

Консолидацией называется форма систематизации и объединения в сводный общий нормативно-правовой документ нескольких актов, регулирующих отношения общества в одной общей области. При консолидции все нормативно-правовые акты сохраняют свое содержание.

По-другому, консолидацию можно назвать укрупнением нормативно-правового документа. Созданный в результате консолидации укрупненный акт заменяет все составляющие его нормативные документы. Он имеет собственные реквизиты (наименование, номер, дату принятия и должностного лица) и заново принимается соответствующим государственным органом.

Часто в специальной учебной приводят в пример Указ Президиума Верховного Совета СССР, который называется «О праздничных и памятных днях» (от 1.10.1980). Он заменил 48 нормативных документов. Каждым из этих документов ранее вводился праздничный или памятный день; принятый консолидированный Указ упорядочил нормативный материал, объединив его в один документ, не меняя сути нормативного регулирования.

Также примером консолидированного документа служит федеральный закон от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Он объединил сотни нормативно-правовых актов, которые устанавливали социальные льготы для этой категории граждан. Этот документ значительно пользование нормами права.

Итак, консолидацией называется прием создания правовых документов, имеющий свои . Так, от кодификации ее отличает то, что при консолидации содержание регулирования не изменяется, а суть предписаний и нормативов не затрагивается. В отличие от инкорпорации она применяется только правотворческими органами и в только тех актов, которые были ими приняты. При инкорпорации нормативные акты объединяются в сборник и не утрачивают своего действия, а при при консолидации принимается новый созданный правовой документ. Таким образом, консолидация является усредненным вариантом приемов документов.

В России тенденция развития консолидации такова, что между ней и кодификацией стала размываться. Легко и просто законодатель может обозвать закон кодексом, хотя это консолидированный нормативный акт. Примером является Водный кодекс РФ, в этом документе акты по водопользования просто механически расставлены по определенной схеме, и к ним написано общее положение.

В отличие от отечественного правоведения, за рубежом несколько иное понимание консолидации. Европейский Союз консолидацией включение законов с доработками и изменениями в единый закон, не имеющий юридической ценности, так как он содержит перечень всех нормативно-правовых актов с реквизитами (то есть, нечто близкое к инкорпорации).

Сунна является вторым после Корана источником мусульманских традиций и устоев. Ее составляют так называемые хадисы – рассказы, которые первоначально передавалась из уст в уста, а в VIII-IX веках были записаны и составлены в сборники. Существует шесть признанных исламом сборников хадисов. Наиболее авторитетным из них считается сборник Абу Абдаллаха ал-Бузари «Ас-Сахид», написанный в IX веке.

Виды и структура хадисов

Каждый из хадисов включает в себя 2 части: иснад – цепочку передатчиков информации, с помощью которой, он был составлен, и матн – сам текст предания. Все хадисы Сунны делятся на четыре вида. Исторические повествуют о событиях из жизни Мухаммеда. В пророческих хадисах дает предсказания о различных событиях и связанных с этими событиями будущих . В хадисах о достоинствах пророк перечисляет заслуги арабских племен. Наиболее ценными считаются священные хадисы, так как в них устами Мухаммеда говорит сам Аллах.

Сунна предназначена для того, чтобы мир следовал пророку, как в жизни, так и в своих словах. В некоторой степени Сунну можно сравнить с еврейским Талмудом.

Типичная иснад выглядит следующим образом: ”Рассказал такой-то человек со слов такого-то человека, которые от такого-то человека, которому пророк сказал следующие слова…”. Далее следует матн, в котором написана речь Мохаммеда.

Современная трактовка Сунны

Во времена жизни соратников Мухаммеда достоверность собираемых хадисов ни у кого не вызывала сомнений. Однако после их смерти стали возникать новые предания, после чего появилась специально богословская дисциплина, которая проверяла их , подвергая критике многие источники информации. На основе этих исследований впоследствии была заложена филология.

Собиратели и критиков хадисов называли махаддисами. Они выполняли роль идеологов исламской веры. Впоследствии многими из них были основаны собственные школы правоведения.

Современным историка совершенно очевидно, что многие противоречия Сунны объясняются ситуативным характером высказываний Мухаммеда. Они менялись вместе с изменениями политической ситуации в мире, что было отнюдь не очевидно для современников пророка. Из-за неясностей в толкованиях целая наука, трактовавшая отдельных хадисы. А в исламском мире много веков велись споры по поводу интерпретации тех или иных строк.

Правоведение (или юридическая наука, юриспруденция) представ­ляет собой систему общественных наук, изучающих явления госу­дарственно-правовой действительности.

Предметом правоведения являются общественные отношения, уре­гулированные с помощью права.

Система юридических наук (правоведения) включает в себя сле­дующие блоки юридических дисциплин (рис. 1.1).

Историко-теоретические юридические науки, изучающие наи­более общие закономерности, процесс развития и познания госу­дарственно-правовых явлений. К их числу относятся: теория государства и права, история (отечественного и зарубежного) государства и права, история политических и правовых учений. Важнейшее место среди историко-теоретических юридических дисциплин занимает теория государства и права - система на­учных знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и раз­витии государственно-правовых явлений. С курса теории госу­дарства и права всегда начинается изучение правоведения.

Отраслевые юридические науки - это основной по объему блок юридических дисциплин, которые исследуют конкретные юри­дические учреждения и предписания, а также соответствующую им юридическую практику. К числу отраслевых юридических наук относятся конституционное, гражданское, семейное, трудо­вое, административное, финансовое, экологическое, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, уголовно­исполнительное право и др. Важнейшее место в блоке отраслевых юридических дисциплин занимает конституционное право.

Введение в правоведение: понятие, предмет и система дисциплины

Рис. 1.1. Система юридических наук (правоведения)

Межотраслевые юридические науки тесно связаны с несколькими отраслями права, но имеют при этом свой собственный предмет изучения. К числу таких наук относятся муниципальное право, право социального обеспечения, криминология, организация правосудия, прокурорский надзор, правоохранительные органы, оперативно-розыскная деятельность и др.

Науки, изучающие зарубежное государство и право (римское пра­во, конституционное право зарубежных стран, отраслевое право зарубежных стран).

Прикладные (специальные) юридические науки - это науки, ис­пользующие достижения естественных и технических наук (фи­зики, химии, механики и пр.) для решения специальных юридиче­ских вопросов: криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология, правовая статистика, пра­вовая информатика и др.

Международное право - система юридических дисциплин, которые изучают правовые установления, складывающиеся на основе меж­государственных соглашений. В составе международного права традиционно выделяют международное публичное право, регули­рующее взаимоотношения между государствами и международны­ми организациями, и международное частное право, регулирующее частноправовые отношения, лежащие в праве разных государств.


Правоведение представляет собой систему специальных общественных знаний, в пределах и посредством которой осуществляется теоретико-прикладное освоение правовой действительности.
Эта область знаний откосится к группе специальных общественных наук, притом таких, которые осваивают общественные явления, принадлежащие к сфере политической жизни общества. Социально-политическая, классовая сущность, выраженная в особом юридическом содержании, специфических правовых свойствах, структуре, закономерностях права, - определяющая черта правоведения как общественной науки;черта, обусловленная своеобразием, а по ряду сторон - уникальностью явлений правовой действительности - специфической области жизни классового общества. Правоведение в рассматриваемой плоскости является классовой, политической наукой, непосредственно выражающей то или иное классовое мировоззрение.
Другая важная черта правоведения состоит в том, что оно представляет собой отрасль общественных знаний, сочетающих особенности теоретической и прикладной науки.
Право (а тем более государство, вся политическая жизнь общества) изучается рядом наук: философией, политической экономией, историей. В юридической же науке оно осваивается с преимущественной ориентацией на то, чтобы обеспечить практические нужды, связанные с правовым регулированием, изданием и реализацией юридических норм.
Отсюда - особенность функции юридической науки. Наряду с теоретико-познавательной и идеологической функциями, свойственными всем сферам общественных знаний, в правоведении во всех его подразделениях конститутивное значение имеет практически-прикладная (нормативная) функция. На основе уяснения сущности права, его закономерностей, путей и методов повышения его эффективности, научно-обоснованных прогнозов юридическая наука в соответствии со своей классовой, политической природой нацелена на то, чтобы непосредственно и многосторонне направлять практическую деятельность. Причем направлять на всех уровнях практики, т. е. и при выработке государственно-правовой политики, и при совершенствовании законодательства, и при разъяснении (толковании) права для практического его применения, и при рационализации юридико-технических средств, используемых в процессе реализации права.
Предметом юридической науки являются правовая действительность как особая область социальной жизни классового общества и ее главное институционное воплощение - право.
Характеризуя предмет юридической науки с точки зрения единства теоретико-познавательной и практически-прикладной ее функций, можно выделить в качестве основных такие (хотя и частично перекрещивающиеся) элементы правовой действительности, различаемые в зависимости от глубины последней и уровня обслуживаемой правоведением практики:
а) закономерности права (в различных своих проявлениях, в том числе характеризующие право в действии);
б) догма права непосредственно юридическое, технико-юридическое, конструктивное содержание образующих его отраслей;
в) техника юриспруденции - та сторона правового регулирования, которая выражает обусловленные закономерностями и догмой права средства и приемы практической работы юридических органов по правотворчеству и применению права.
  • Теоретические и философские правовые науки - юриспруденция, история государства и права (история права), теория государства и права , история правовых учений .
  • Правовые (юридические) науки по отраслям права : наука гражданского права, наука уголовного права и др.
  • Прикладные правовые науки - криминалистика , криминология , судебная медицина , судебная психиатрия , юридическая психология и др.

История

Античность

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея . В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию .

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования . Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов . Римский юрист Секст Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий - первый верховный жрец из плебеев - объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев . В -V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме , Константинополе , Афинах , Александрии , Цезарее , Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая , а также сочинения Папиниана и Юлия Павла . В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций , Дигест и Кодекса Юстиниана .

Среди различных прочих функций, которые выполняли юристы в классическую эпоху существования римского права (первые три века нашей эры), были такие две: (1) давать юридические ответы (responsa) на поступавшие к ним вопросы от граждан; авторитетные знатоки права обычно собирали свои ответы по наиболее интересным делам и публиковали их в виде отдельной книги; так в юридической литературе сформировался особый жанр «Responsa»; (2) комментировать законы и иные нормы права с целью установления их смысла; данная функция могла осуществляться юристами в рамках учебной и научной деятельности, когда они писали разного рода учебники и авторские комментарии (к законам, эдикту и т. д.). Именно эти две функции привели к тому. что в эпоху классики юриспруденция превратилась в Риме в самостоятельный способ формирования новых правовых норм, то есть в один из источников (причем важнейший) римского права .

Средневековье

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия .

В арабских странах господство перешло к религиозному праву - шариату , поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет , где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский , Кембриджский , Парижский , Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии , Англии , Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права . Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности ; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики . Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Особенностью юриспруденции средневековой Англии стало появление многочисленных brevia writs , содержащие индивидуализированные, подобно римским, иски на каждый случай нарушения прав, охраняемых законами. Постепенно такие brevia подвергаются юридической разработке со стороны законоведов. Рядом со сборниками brevia появляются сборники судебных решений (records ), комментарии к ним, судебные руководства (reports ), с изложением наиболее важных судебных случаев и аргументации, на которой стороны основывали свои притязания. Наконец, появляются целые обзоры действующего права, имевшие огромное воспитательное и практическое юридическое значение. В XII и XIII веках среди таких сборников наиболее известен «Трактат о законах и обычаях королевства Англии» (Tractatus de legibus et consuetudinibus regni Angliae ) Глэнвилла - первый трактат по общему праву , а также «De legibus et consuetudinibus regni Angliae libri quinque» (англ. On the Laws and Customs of England ) Генриха Брэктона - наиболее значительное из средневековых юридических сочинений Англии, представляющее собой обработку многочисленных судебных казусов и решений, проникнутую характерной для английской юриспруденции логикой и практическим смыслом. В нём также заметно влияние римского права и знакомство с Институциями Юстиниана .

Значительное отличие английской местной юридической традиции от континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо-саксонской и романо-германской правовых семей .

Французская юриспруденция до XV века направляет своё внимание на собирание и обработку обычного права в кутюмы (фр. coutume - обычай) но преимущественно с изучением римского права . Например, известны Великие Кутюмы Нормандии, Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара и кутюмы других французских земель и городов. На их основе в 1389 году был составлен «Большой сборник обычаев Франции», который однако не смог преодолеть разрозненность национального права во Франции (вплоть до Великой Французской революции).

Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образуются значительные центры изучения права - Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты , где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским.

Новое время

Англия

Новый толчок к развитию английской юриспруденции во второй половине XV века дают сочинения Фортескью: «De laudibus legum Angliae» и Литльтона: «Tenures» . Первое имеет преимущественное значение в области публичного, второе - в области частного права. За Литльтоном следуют С. Жермэн («Dialogus de fundamentis legum Angliae et de conscientia» , 1523), Фитцгерберт («New Natura Brevium» , 1538), Стаунфорд, старейший английский теоретик уголовного права («The Pleas of the Crown» , до 1558), Смит (его «De republica Anglorum» представляет собой сжатый компендиум государственного, уголовного и гражданского права Англии его времени, 1565).

Хорошо известно также сочинение Кока как общего характера - «Institutes of the laws of England» . Существовал целый ряд второстепенных юристов, последовательно разрабатывающих отдельные отрасли и всю систему английского права (из них выдаются Hall , Hawkins , Comyns - юристы XVII века).

Одним из наиболее известных трудов английской юриспруденции Нового времени можно назвать четырёхтомную работу Уильяма Блэкстона «Комментарии к английским законам» (англ. Commentaries on the laws of England ) конца XVIII века. Им же было введено преподавание в университете национального общего права (англ. Common Law ) в Великобритании , что оказало значительное влияние и на юриспруденцию США .

Франция

К концу XV века во Франции началась серьёзная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts , среди деятелей которой особенно выделялись Луэ (Louet ), составивший около 1602 года сборник решений, и Денизар (Denisart ). Затем следовал ряд юристов, направивших своё внимание, кроме изучения римского права, на обработку уже выработанного обычного права и многочисленных королевских ордонансов (ставших играть заметную роль вследствие воссоединения французских земель и усиления королевской власти), с целью объединения всех видов источников права во Франции. Среди них выделялись Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель , Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.

Испания

Германия

СССР

С 1991 года

Современная юриспруденция

Юридическое образование

В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).

Российская Федерация

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов , а также юридические и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров - больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими, гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

  • общую