Что нового внёс Державин в поэзию по сравнению с Ломоносовым

Введение

державин биография ода композиция

Впервые ода «На смерть князя Мещерского» нашла своего читателя в 1779 году, когда была опубликована в журнале «Русский вестник». Стихи были без подписи, но, начинаясь громогласной звукописью и восклицаниями, яркими метафорами и аллегориями, знаменовали рождение новой звезды на небосклоне русского классицизма.

«Глагол времен! Металла звон!

Твой странный глас меня смущает,

Зовет меня, зовет твой стон,

Зовет - и к гробу приближает.

Едва увидел я сей свет,

Уже зубами смерть скрежещет,

Как молнией, косою блещет

И дни мои, как злак, сечет…»

Трудно представить, какой эффект произвело достаточно смелое на тот момент произведение на приверженцев «трёх штилей» и почитателей Монтексьё и Декарта. До этого стихотворения русские поэты-последователи наказов Ломоносова могли только рассуждать о смерти, вечности и капризах судьбы, в то время, как Гавриил Романович Державин своей одой заставил читателей буквально услышать звон погребальных колоколов. Это произведение было написано так, словно тогда ещё неизвестный никому поэт Державин наяву видел ту самую смерть, вынося свою грусть, скорбь и размышления о смысле жизни на суд читателей.

Князь Мещерский, практически никак не проявивший себя, не заслуживший особых чинов и не имевший заслуг перед отечеством, сам по себе был не самым благоприятным объектом для написания оды, по Ломоносову - высокого и самого достойного жанра. Жанр оды «На смерть князя Мещерского», наиболее близок к элегии, стоящей по приоритетам, скорее на периферии классицизма.

Не удивительно, что именно Державин окажется соединительным звеном между эпохами двух гениев - Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.

Становление Г.Р. Державина, как поэта. Предпосылки к творчеству

А Державин!

Но тут уж творится нечто вовсе несообразное. Тут под могильной плитой "лжеклассицизма" заживо погребен просто огромный поэт, которым всякая иная литература, более памятливая (а следственно, более развитая), гордилась бы по сей день. Не надо скрывать, что и у Державина имеются слабые вещи, хотя бы его трагедии. Но из написанного Державиным должно составить сборник, объемом в 70-- 100 стихотворений, и эта книга спокойно, уверенно станет в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Боратынским, Тютчевым.

В. Ходасевич

Из статьи "Слово о полку Игореве"

На момент написания «На смерть князя Мещерского» Гавриле Романовичу Державину было тридцать шесть лет. Происходил Державин из небогатой семьи. Его отец, армейский офицер, жил то в Яранске, то в Ставрополе, под конец в Оренбурге. Родители Державина не обладали образованием, но старались дать детям по возможности лучшее воспитание.

Высшего образования Державин не имел и начал службу простым солдатом, в офицеры вышел поздно. Как говорят, жил буйно и служил ревностно: «Служебная деятельность Державина, вышедшего из «низкой доли» и достигшего министерского кресла и «стула сенатора Российской империи», представляет собой непрерывный ряд подъёмов и самых резких падений. В результате блестяще начавшейся деятельности его во время пугачёвского бунта он был признан «недостойным продолжать военную службу». Губернаторство Державина закончилось отставкой и преданием суду; недолго удержался Державин и в должности секретаря Екатерины II, жаловавшейся, что он «не только грубил при докладах, но и бранился». Павел подвергнул Державина опале «за непристойный ответ», Александр - за то, что «он слишком ревностно служит».

После такой характеристики несложно предугадать стиль и прочие особенности творчества Державина. Вполне возможно было перенести столь яркую и страстную натуру Державина на его произведения. Не раз упомянуто в отечественной исследовательской литературе о вкладе Державина в развитие классицизма:

«Революция в искусстве» захватила и поэзию, которая была скована правилами нормативной поэтики классицизма. Но этот процесс был более трудным, потому что традиции сильнее всего сказывались именно в поэзии. При этом реализм в поэзии проявлял себя иначе, чем в драматургии и прозе, - здесь складывались свои черты нового стиля, новой структуры. Решающий вклад в развитие принципов реалистической лирики был сделан гениальным поэтом XVIII в. Державиным, что в свое время уже отмечал Гуковский: «В самой сущности своего поэтического метода Державин тяготеет к реализму». «Державин выдвинул новый принцип искусства, новый критерий отбора его средств, - принцип индивидуальной выразительности». «Поэтическая система классицизма оказалась радикально разрушенной Державиным»

После дела Державина, как ни странно, пошли в гору. Он поселился в Петербурге, на редкость удачно женился и устроился на неплохую должность в Сенате. Тогда же (во второй половине 70-х годов) начал созревать и поэтический талант Державина, хотя стихи он писал с юности. Его друзьями в то время и на все жизнь стали молодые поэты Василий Капнист, Николай Львов и Иван Хемницер. Знакомство с ними позволило Державину восполнить недостаток образования, исправить многие шероховатости стиля и стихосложения. Ода «На смерть князя Мещерского», еще раз повторюсь, знаменовала рождение нового поэта. Н. В Гоголь о Державине: "Слог у него (Державина) так крупен, как ни у кого из наших поэтов; разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми.» Он необычайно расширил тематический диапазон русской поэзии, в полном смысле слова сблизил поэзию с жизнью.

Но прежде всего Державин сумел посмотреть на мир, на природу глазами простого человека и увидел жизнь не через оптические приспособления теории классицизма, а такой, какой она представлялась взору и слышалась ушам - яркой, многоцветной, постоянно меняющейся. Державин начал рисовать портреты людей. Пусть это было лишь первыми шагами на пути к реалистическому искусству, но важно то, что они были сделаны, и сделаны именно им. Это знаменовало принципиальный отход Державина от канонов классицизма. Ода «На смерть князя Мещерского» является ярким тому подтверждением.

Философия проблематики оды Г.Р. Державина "На смерть князя Мещерского" Ода, привыкшая быть высоким жанром, посвящения которой удостаивались только высокопоставленные лица и первые люди страны, в случае с одой «На смерть князя Мещерского», имеет совсем не традиционный гражданский оттенок. Это скорее элегия. «Непосредственным поводом к ее написанию послужила кончина приятеля Державина, эпикурейца князя А.И. Мещерского, глубоко поразившая поэта своей неожиданностью. На биографической основе вырастает философская проблематика оды, вобравшая в себя просветительские идеи XVIII в.

Тема <#"justify">Ода «На смерть князя Мещерского» имеет, в отличие от каноничных по тем временам, скованным пафосом и торжественностью, произведений, имеет яркую и экспрессивную атмосферу. Видно это в незамысловатой, но такой живой и выразительной структуре, где Державин молниеносно переходит с одной проблемы на другую, то и дело, вворачивая полные выразительности и смысла образы. Проследим композиционное развитие темы.

Итак, в первой строфе, (в экспозиции) видим:

«Глагол времён! металла звон!

Твой страшный глас меня смущает,

Зовёт меня, зовёт твой стон,

Зовёт - и к гробу приближает…» - очевидно, здесь заявлена грозная тема смерти.

Строфа вторая. От смерти не убережется никто на земле:

«Ничто от роковых кохтей,

Никая тварь не убегает:

Монарх и узник - снедь червей,

Гробницы злость стихий снедает…»

Строфа третья. Державин приходит к мрачному выводу о том, что на то и родятся люди, чтобы умереть:

«Скользим мы бездны на краю,

В которую стремглав свалимся;

На то, чтоб умереть, родимся»

«Не мнит лишь смертный умирать

И быть себя он вечным чает;

И жизнь внезапну похищает»

Пятая строфа: вот так внезапно забрала смерть баловня судьбы князя Мещерского.

«Сын роскоши, прохлад и нег,

Куда, Мещерский! ты сокрылся?

Оставил ты сей жизни брег,

К брегам ты мёртвых удалился…»

В строфах шестой, седьмой и восьмой мысль поэта восходит на свою кульминационную вершину: нужно быть готовым к тому, что смерть поджидает каждого человека и на каждом шагу.

«Где стол был яств, там гроб стоит;

Где пиршеств раздавались лики,

Надгробные там воют клики,

И бледна смерть на всех глядит»

И именно здесь возникает самый объемный и значимый образ: "сегодня Бог, а завтра прах". Тем самым Державин оспаривает авторитет религиозных учений, чем, несомненно, производит фурор. Впрочем, Державин оставляет вопрос открытым. Он не знает, что там, за порогом смерти. И что же дальше происходит с человеческой субстанцией, его душой:

Сегодня льстит надежда лестна,

А завтра: где ты, человек?

В заключительных трех строфах - девятой, десятой и одиннадцатой - автор прямо обнаруживает себя. Здесь повествование подходит к финалу, где само собой напрашивается лаконичное логическое завершение. Одно из самых ценных качеств Державина - способность всегда трезво оценивать положение вещей, и эта трезвость сочеталась с лирическим одушевлением его стихов. Прошла молодость, та замечательная пора жизни, когда человек еще не ищет мучительно ответа на вопрос о конечности бытия. Зато теперь, в зрелые годы, автору и его лирическому герою наконец-то стала понятна тщета честолюбивых желаний, одолевавших в молодости. Теперь он "желанием честей размучен".

Как же прозревшему человеку доживать остаток своей жизни? Поэт мыслит смело и мужественно и к этому же призывает своего друга Перфильева и читателей оды. Жизнь, - заключает он, - "мгновенный дар", а коль так, то тем более ее следует хорошо "устроить". Важнее всего в "дверях вечности" сохранить свою душу чистой:

Сей день иль завтра умереть,

Перфильев! должно нам конечно, -

Почто ж терзаться и скорбеть,

Что смертный друг твой жил не вечно?

Жизнь есть небес мгновенный дар;

Устрой ее себе к покою

И с чистою твоей душою

Благословляй судеб удар.


Метрика и тропы

Ода имеет одиннадцать строф, по восемь строк в каждой строфе. На протяжении всего произведения здесь сталкиваются мотивы жизни и смерти. Заявлено это противостояние на разных уровнях поэтики: образа, детали, синтаксической конструкции, ритмического звучания строк и т.д. В оде много тропов, нам напоминающих множественные оксюмороны. Оксюмороны передают неоднозначность наших душевных состояний, чувств и переживаний. Они показывают противоречивость наших поступков, поведения и всей нашей жизни. Множественные оксюмороны не могли не привести к большей психологической правдивости произведения. Читая «На смерть князя Мещерского», постоянно встречаешь подобные тропы:

Едва увидел я сей свет -

Уже зубами смерть скрежещет.

Приемлем с жизнью смерть свою,

На то, чтоб умереть, родимся.

…быть себя он вечным чает -

Приходит смерть к нему, как тать,

И жизнь внезапно похищает.

Здесь персть твоя, а духа нет.

Где стол был яств - там гроб стоит.

Где пиршеств раздавались клики -

Надгробные там воют лики,

И бледна смерть на всех глядит.

Сегодня бог, а завтра прах.

Как раздвигается картина человеческого бытия в этих строках! Из стихотворения, к сожалению, до сих пор не совсем ясно, что герой был за человек. Узнаем только, что он был "сыном роскоши", что благополучие соединял с крепким здоровьем:"Утехи, радость и любовь / Где купно с здравием блистали". И что смерть его была внезапной и потому тем больше поразила друзей. Но знаменательно уже и то, что в высоком одическом жанре поэт обратился не к важному историческому лицу, как предписывали нормы классицизма, а к простому смертному, своему знакомому. Белинский прокомментировал это поэтическое новшество: "Что же навело поэта на созерцание этой страшной картины жалкой участи всего сущего и человека в особенности? - Смерть знакомого ему лица. Кто же было это лицо - Потемкин, Суворов, Безбородко, Бецкий или другой кто из исторических действователей того времени? - Нет: то был - сын роскоши, прохлад и нег!" То был обычный, заурядный человек. Через судьбу обычного человека решился поэт осмыслить масштабную философскую тему: всеобщность и всевластность законов мироздания.

А вот образ Смерти выписан в этой оде красочно и детально. Он динамичен и развернут в произведении со впечатляющей последовательностью. В первой строфе: Смерть "скрежещет зубами" и "косою сечет дни человеческой жизни". Во второй: "алчна Смерть глотает" "целые царства", "без жалости разит" все вокруг. Следом идет прямо-таки космический размах образного рисунка:

И звезды ее сокрушатся,

И солнцы ее потушатся,

И всем мирам она грозит.

Создавая именно этот образ, поэт нашел возможным проявить смелое новаторство: намеренно снижая величественный космический образ, он включил в его контуры зримую и насмешливую сценку-деталь. Усмехаясь, Смерть глядит на царей, "пышных богачей" и умников - "и… точит лезвие косы".

При всей четкости деления на строфы, ода отличается плавностью повествования. Этому способствует целый ряд художественных приемов. Один из них, едва ли не впервые в русской поэзии так полно примененный Державиным, - прием "перетекаемости" одной строфы в другую, соседнюю. Достигалось это следующим образом: мысль предыдущей строфы, сконцентрированная в последней ее строке, повторялась первой строчкой следующей строфы. А затем всей этой строфой мысль развивалась и усиливалась. Здесь мы наглядно рассматриваем не что иное, как лейтмотив.

Один из главных лейтмотивов державинской оды: смерть взирает на все равнодушно и бесстрастно, потому что для нее все равны. Этот главный мотив стихотворения приходится как раз на его кульминационную срединную часть: конец шестой строфы. Именно здесь обнаруживаем строку: "И бледна Смерть на всех глядит". Следующая, седьмая, строфа эту мысль подхватывает и многократно усиливает, развивая и конкретизируя:

«Глядит на всех - и на царей,

Кому в державу тесны миры;

Глядит на пышных богачей,

Что в злате и сребре кумиры;

Глядит на прелесть и красы,

Глядит на разум возвышенный,

Глядит на силы дерзновенны -

И… точит лезвие косы.»

Еще пример. Последняя строчка восьмой строфы заявляет новый лейтмотив: скоротечности человеческой жизни, пролетающей, словно сон. Мысль звучит так: "И весь, как сон, прошел твой век". Девятая строфа подхватывает эту мысль и продолжает:

«Как сон, как сладкая мечта,

Исчезла и моя уж младость;

Не сильно нежит красота,

Не столько восхищает радость,

Не столько легкомыслен ум,

Не столько я благополучен,

Желанием честей размучен,

Зовет, я слышу, славы шум».

Заключение

Несомненно, роль Гавриила Романовича Державина и его философской лирики велика для русской литературы в целом. Ведь она знаменует собой переход от консервативного и устойчивого классицизма в лице таких титанов, как Ломоносов и Сумароков к более либеральным, но не менее гениальным временам декабристов. Державину повезло родиться в некоем роде первопроходцем, основателем прочного фундамента, на котором позже расцветут и укрепятся таланты Пушкина, Лермонтова, Достоевского и других гениев отечественной литературы. Хотя никто не исключает, что родись он в более благоприятное время, его талант затмил того же самого Пушкина. Ода «На смерть князя Мещерского»- прекрасный тому пример. Её образность и контрастность по своей эмоциональной нагрузке не уступает мрачным, но экспрессивным стихотворениям романтизма.

Интереснейшую гипотезу высказал журналист Всеволод Сахаров в своей статье, посвященной Державину и его отношению к масонам.

«…самым интересным по близости к ордену стихотворением Державина является знаменитая философическая ода «На смерть князя Мещерского» (1779). Когда, о ком и зачем она написана? Вопросы эти могут показаться странными, ведь для ответа надо просто заглянуть в академические примечания, которые, впрочем, не всегда бывают полными, точными и объективными. А о теме державинской загадочной оды уже сказал его биограф, поэт В.Ф. Ходасевич: «...Державин говорит о владычестве смерти... Уже самая постановка темы замечательна».

Не исключено, что державинская ода стала одной и предпосылок к ослаблению господства канонов и засилья выдержанных трех штилей и началу новой эпохи, начинавшейся экспрессивным сентиментализмом и продолженной мрачным романтизмом.

Список использованной литературы

1.Ходасевич В. Державин (Писатели о писателях). - М.: Книга, 1988. - 384 с.

2.Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века, с. 409, 411, 414.

.Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969, с. 391-431.

.Белинский В.Г. Полн. собр. соч., т. 9, с. 94.

.П.А.Орлов «История Русской Литературы XVIII века»// Москва «Высшая школа». 1991.

.Литературная энциклопедия: В 11 т. - М., 1929-1939.

.Всеволод Сахаров «Там гроб стоит. Державин и масоны».

Гавриил Романович Державин занимает в российской литературе значительное место наряду с Д.И. Фонвизиным и М.В. Ломоносовым. Вместе с этими титанами русской литературы, он входит в блистательную плеяду основоположников русской классической литературы эпохи Просвещения, относящейся ко второй половине 18 века. В это время, во многом благодаря личному участию Екатерины Второй, в России стремительно развивается наука и искусство.

Это время появления первых российских университетов, библиотек, театров публичных музеев и относительно независимой прессы, правда, очень относительной и на небольшой период, который закончился с появлением «Путешествия из Петербурга в Москву» А.П. Радищева. К этому времени, как назвал его Фамусов Грибоедова, «век золотой Екатерины», относится самый плодотворный период деятельности поэта.

Жизнь

Родился будущий поэт 14 июля 1743 г. в родовом поместье Сокуры под Казанью.
Ещё в раннем детстве лишился отца, офицера русской армии и воспитывался матерью Фёклой Андреевной Козловой. Жизнь Державина была яркой и насыщенной, во многом благодаря его уму, энергичности и характеру. Были невероятные взлёты и падения. По его биографии можно было написать авантюрный роман, основанный на реальных событиях. Но, обо всём подробнее.

С 1762 г., как и положено дворянским детям, принят в Преображенский полк рядовым гвардейцем. В 1772 г. стал офицером и с 1773 по 1775 гг. принимал участие в подавлении пугачёвского мятежа. В это время с ним происходит два совершенно противоположных по значению и невероятности случая. Во время пугачёвского бунта он полностью потерял своё состояние, но вскоре в карточной игре выиграл 40 000 рублей.

Лишь в 1773 году увидели свет его первые стихи. К этому периоду жизни относятся некоторые интересные факты его жизни. Как и многие офицеры, он не чурался кутежей и карт, которые чуть было не лишили Россию великого поэта. Карты довели его до шулерства, ради денег совершались всякие неблаговидные проделки. К счастью он вовремя смог осознать пагубность этого пути и поменять образ жизни.

В 1777 г. уходит с военной службы в отставку. Поступает служить статским советником в Сенате. Стоит отметить, что это был неисправимый правдолюб, причём, начальству особо не поклонявшийся, за что никогда любовью последних не пользовался. С мая 1784 г. по 1802 гг. состоял на государственной службе, в том числе был с 1791-1793 гг. кабинет-секретарём Екатерины II, однако неумение открыть льстить и вовремя пресекать неприятные царственным ушам доклады способствовало тому, что здесь он задержался ненадолго. За период службы дошёл по карьере до министра юстиции Российской империи.

Благодаря своему правдолюбивому и непримиримому характеру Гавриил Романович не задерживался на каждой должности более двух лет из-за постоянных конфликтов с вороватыми чиновниками, что и видно по хронологии его службы. Все попытки добиться справедливости вызывали лишь раздражение его высоких покровителей.

В течение всего этого времени занимался творческой деятельностью. Созданы оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный гимн России), хорошо знакомый нам по повести Пушкина «Дубровский», «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.
После отставки жил в своём родовом имении Званка в Новгородской губернии, где всё время посвятил творчеству. Ушёл из жизни 8 июля 1816 года.

Литературное творчество

Широкую известность Державину принесла в 1782 г. публикация оды «Фелица», посвящённая императрице. Ранние произведения - ода на бракосочетание Великого Князя Павла Петровича, изданное в 1773 году. Вообще, в творчестве поэта ода занимает одно из главенствующих мест. До нас дошли его оды: «На смерть Бибикова», «На знатных», «На День рождения её Величества» и др. В первых сочинениях чувствуется неприкрытое подражание Ломоносову. Со временем он отошёл от этого и принял, как образец для своих од, произведения Горация. Свои сочинения помещал в основном в «Санкт-Петербургском вестнике». Это: «Песни Петру Великому» (1778), эпистола Шувалову, «На смерть князя Мещерского», «Ключ», «На рождение порфирородного отрока» (1779), «На отсутствие государыни в Белоруссию», «К первому соседу», «Властителям и судьям» (1780).

Возвышенный тон, живые картинки этих сочинений привлекли внимание литераторов. Внимание общества поэт привлёк своей «Одой Фелице», посвящённой царице. Табакерка, усыпанная бриллиантами и 50 червонцев были наградой за оду, благодаря которой он был замечен царицей и публикой. Не меньший успех принесла ему оды «На взятие Измаила» и «Водопад». Встреча и близкое знакомство с Карамзиным привело к сотрудничеству в карамзинском «Московском журнале». Здесь были напечатаны его «Памятник герою», «На смерть графини Румянцевой», «Величество Божие».

Незадолго до ухода Екатерины Второй Державин преподнёс ей свой рукописный сборник произведений. Это примечательно. Ведь расцвет таланта поэта пришёлся именно на период её правления. Фактически, его творчество стало живым памятником правления Екатерины II. В последние годы жизни пытался экспериментировать с трагедиями, эпиграммами и баснями, но они не имеют той высоты, что его поэзия.

Отношение критики было неоднозначным. От благоговения до практически полного отрицания его творчества. Лишь появившиеся после революции работы Д.Грога, посвящённые Державину, его усилия по изданию произведений и жизнеописания поэта позволили дать оценку его творчества.
Державин для нас это первый поэт той эпохи, стихи которого можно читать без дополнительных комментариев и объяснений.

Сложная и бурная общественная жизнь, наполненная острыми классовыми столкновениями, воздействие революционных событий за границей обострили классовую борьбу и в литературе. Появляется много писателей из самых различных общественных слоев. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Развитие литературы Г. Р. Державин. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Среди писателей этого времени мы видим и высшую знать, возглавляемую самой Екатериной II, и представителей среднего и мелкого дворянства, и мещан, и даже крепостных крестьян.

Классицизм в значительной степени видоизменяется, возникает новое направление в литературе и в искусстве - сентиментализм крепнут и развиваются начатки правдивого изображения действительности.

Показательно в этом отношении творчество одного из самых выдающихся поэтов XVIII века - Гавриила Романовича Державина (1743-1816).

Дворянин по происхождению, Державин был сыном своего класса и по своим убеждениям был защитником дворянской монархии.

Жизненный опыт Г. Р. Державина был богат и разнообразен. Он начал свою службу рядовым солдатом, а закончил её министром. По своей служебной деятельности он соприкасался с жизнью разных слоев общества, от простого народа до придворных кругов. И этот богатый жизненный опыт широко отражён Державиным, человеком честным и прямым, в его творчестве.

Державин писал оды, посвященные и Екатерине II, и событиям придворной жизни; оды, прославлявшие победы русского оружия в XVIII веке, великих полководцев - Румянцева, Суворова; оды, воспевавшие природу.

В этих одах Державин во многом отошёл от правил классицизма. Так, например, в оде «Фелица» классицизм проявляется в зарисовке образа Екатерины II, наделённой всякими добродетелями, в стройности построения, в типичной для русской оды десятистрочной строфе. Но вопреки правилам классицизма, по которым нельзя было смешивать в одном произведении раз-Ные жанры, Державин здесь соединил оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам её вельмож (Г. Потёмкина, А. Орлова, П. Панина). При этом вельможи были так правдиво зарисованы, так: были подчёркнуты характерные для каждого из них черты, что современники, в том числе и Екатерина, сразу же узнали в них определённых лиц.

Большим новшеством было введение в оду личности самого автора, с его характером, взглядами, привычками. Под пером Державина ода приближалась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность.

Нарушал строгие правила классицизма и язык, которым написана эта ода. Державин отверг установившуюся в литературе со времён Ломоносова теорию трёх стилей. Для оды полагался высокий стиль, а у Державина наряду с торжественно и величаво звучащими стихами стоят совсем простые («Дурачества сквозь пальцы видишь. Лишь зла не терпишь одного»), и даже встречаются строки «низкого штиля»: «И сажей не марают рож».

В оде «Фелица» лёгкий и звучный стих приближается к шутливо-разговорной речи, которая так отличается от торжественно-величавой речи од Ломоносова.

Ближе к Ломоносову стоит Державин в своих одах, посвященных прославлению побед, одержанных русскими войсками. Здесь речь поэта приобретает торжественно-приподнятые тона, применяются чрезмерно преувеличивающие эпитеты, сравнения и метафоры. Державин прославляет выдающихся полководцев своего времени - Репнина, Румянцева, Суворова, особенно последнего. Но главным героем его победно-патриотических од является русский солдат, русский народ. С патриотическим воодушевлением говорит Державин о героизме и стойкости русского солдата, о непобедимости России.

Русский народ в изображении Державина - не захватчик чужих земель, а защитник своей родины и освободитель порабощённых Наполеоном народов Европы. В оде «На переход Альпийских гор» поэт, обращаясь к народам Западной Европы, говорит:

Воюет Росс за обще благо, За свой, за ваш, за всех покой.

Державин не только воспевал то, что, по его мнению, укрепляло государство, но и обличал придворно-вельможную знать, которая «несчастных голосу не внемлет». С удивительной прямотой и резкостью он высмеивает вельмож, которые кичатся своим высоким положением, не имея никаких заслуг перед страной:

Осёл останется ослом, Хотя осыпь его звездами, Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами.

(«Вельможа».)

В оде «Властителям и судиям» Державин рисует свой идеал государственного деятеля:

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Забота Державина об общественном благе, его смелое обличение несправедливости, стремление к жизненной правде в изображении человека и русской действительности - эти сильные стороны его поэзии - оказали влияние на дальнейшее развитие русской литературы, они-то и привлекли к нему внимание и декабриста Рылеева, и Пушкина.

Сам Державин в оде «Памятник», провозглашая своё право на историческое бессмертие, указывает, что он первый в одах заговорил «забавным русским слогом» - лёгкой, простой, полушутливой разговорной речью. Считает он своей заслугой и то, что «дерзнул... истину царям с улыбкой говорить».

Если домашнее задание на тему: » Краткая Развитие литературы Г. Р. Державин оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Экзамен: Русская литература 18 века Еще Белинский заметил, что "главное, отличительное их [стихов Державина] свойство есть народность, народность, состоящая не в Л. А. Мусорина ПОДРАЖАНИЯ ТРИДЦАТОЙ ОДЕ ГОРАЦИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Наука. Университет. 2000. Материалы Первой научной конференции. - Новосибирск, 2000. Гаврила Романович Державин - крупнейший поэт XVIII в., один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая возможности Он родился в 1743 г. в семье мелкопоместных казанских дворян и получил образование в городской гимназии. Там он выучил немецкий 30 августа Павел I заявляет манифестом о принятии занятой французами Мальты в свое управление. Император склоняется к вступлению России в

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Поэтическую известность Державин приобрёл достаточно поздно, в конце 1770-х годов. В юности образцом совершенной поэзии Державину служили произведения Ломоносова, особенно оды, написанные высоким, пышным слогом. Однако время требовало демократизации поэзии, упрощения одического слога, приближения языка поэзии к реальной жизни. Именно этого удалось достичь Державину в первых заметных произведениях: оде «На смерть князя Мещерского» и стихах «На рождение в Севере порфирородного отрока». Эти произведения сразу привлекли внимание новизной и свежестью языка, бесспорным талантом автора и, главное, необычностью подхода к жанру оды. Вместо традиционного восхваления заслуг умершего князя Мещерского Державин в свободной и доверительной форме рассуждает о бренности жизни и одинаковой участи живущих, уравнивая в смерти монарха и узника:

Ничто от роковых когтей,

Никая тварь не убегает;

Монарх и узник — снедь червей, —

повторяя размышления Гамлета из трагедии У. Шекспира о посмертном странствовании короля в желудке нищего. А стихи на рождение внука Екатерины II, будущего императора Александра I, были первоначально задуманы как ода, однако в силу простоты и лёгкости стиха, обращения к монархам как обычным людям за жанром произведения осталось определение «стихи». Державин напутствует царственного младенца не как угодливый стихотворец, а как мудрый и доброжелательный наставник:

Возрастай, уподобляясь

Ты родителям во всём;

С их ты матерью равняясь,

Соравняйся с божеством.

Оставаясь поэтом-классицистом, Державин тем не менее совершил, по выражению литературоведа Ю.Н. Тынянова, «революцию» в словесном искусстве: он упростил оду, приблизил её язык и ритм к общедоступной, понятной всем лирике. Державин блестяще развил начинания своих предшественников в поэзии, обращаясь, например, в лирических посланиях к явлениям, близким и знакомым всем. Например, шутливое послание «Ласточка» (1792):

О домовитая ласточка!

О милосизая птичка!

Грудь красно-бела, касаточка,

Летняя гостья, певичка!

Державин внёс большой вклад в теорию русского стихосложения, он внимательно следил за всем новым в русской поэзии в начале XIX века, в его доме проходили заседания общества «Беседы любителей русского слова». Державин, как представитель классицизма XVIII века, был сторонником старинного слова, архаичных принципов в поэзии, однако в то же время он живо откликался на элегические стихотворения В.А. Жуковского, заметил талант юного А.С. Пушкина. В романе «Евгений Онегин» Пушкин вспоминает эпизод, когда Державин, присутствуя на выпускном экзамене в Лицее, обратил внимание на талантливого юношу:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Державин утвердил себя в поэзии как истинный поэт одой «Фелица» (1782), которая поразила современников небывалой новизной и смелостью. В своём творчестве Державин выступил новатором, во взглядах — гуманистом и просветителем, душой — гражданином и патриотом. Критик В.Г. Белинский справедливо назвал Державина «отцом русских поэтов». Цель и смысл своей деятельности Державин выразил в стихотворении «Памятник» (1795).

Он известен главным образом своими одами, кроме которых он оставил еще и чудесную лирику. Соблюдая как будто внешние формы классицизма, Державин в своих одах произвел целый поэтический переворот: он порывает с условными требованиями классицизма там, где они мешают его поэтическому творчеству. Так, например, в похвальные оды он вводит сатирический элемент, переходит от высокого торжественного слога к самому простому, иногда шутливому тону; употребляет простые слова, обыденные выражения, не соблюдая «высокого штиля», которого строго придерживались Ломоносов, Сумароков.

Все это мы видим уже в оде «Фелица», создавшей Державину известность.

Имя «Фелицы», в которой Державин олицетворяет Императрицу Екатерину, взято из ее же сказки «О царевиче Хлоре»

    «Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды, Которой мудрость несравненна Открыла верные следы Царевичу младому Хлору Взойти на ту высоку гору, Где роза без шипов растет, Где добродетель обитает: Подай, найти ее, совет».

Так начинает Державин свою оду. Восхваляя Екатерину - Фелицу, он говорит о ее вкусах и образе жизни, сравнивая ее с окружающими ее вельможами, которых он называет «мурзами». Самого себя он тоже называет «мурзой», намекая на свое татарское происхождение; - но часто этот мурза, от лица которого будто написана ода, изображает одного из известных вельмож, - Потемкина, Орлова, Нарышкина, Вяземского; Державин беспощадно осмеивает их.

В противоположность своим вельможам, Екатерина любит простоту:

«Мурзам своим не подражая, Почасту ходишь ты пешком, И пища самая (простая Бывает за твоим столом. Не дорожа твоим покоем, Читаешь, пишешь пред налоем И всем из твоего пера Блаженство смертным проливаешь!

(намек на «Наказ» Екатерины).

Затем следуют портреты разных вельмож. Прекрасно изображен Потемкин, - «Великолепный князь Тавриды», с его огромными государственными замыслами, фантастической роскошью и богатыми пирами:

    «А я, проспавши до полудня, Курю табак и кофе пью; Преобращая в праздник будни, Кружу в химерах мысль мою: То плен от персов похищаю, То стрелы к туркам обращаю, (намек на Византийский проект Потемкина) То, возмечтав, что я султан, Вселенну устрашаю взглядом, То вдруг, прелыцаяся нарядом, Скачу к портному по кафтан. Или в пиру я пребогатом, Где праздник для меня дают, Где блещет стол сребром и златом, Где тысячи различных блюд, Там славный окорок Вестфальский Там звенья рыбы Астраханской, Там плов и пироги стоят, Шампанским вафли зашиваю И все свете забываю Средь вин, сластей аромат».

В этих двух строфах, изображающих Потемкина, мы видим пример того, как Державин, в похвальную оду, свободно вводил элемент сатиры, - шутливой, насмешливой, Здесь же мы видим употребление самых простых, обыденных слов. Что бы сказали Тредьяковский, Ломоносов, Сумароков, если бы они узнали, что в похвальной оде поэт будет говорить - об окороке, пирогах, вафлях и других вкусных, но прозаических вещах?

Дальше изображается гр. Орлов, с его страстью к псовой охоте, кулачным боям и другим бурным забавам; Нарышкин, устроивший у себя оркестр роговой музыки, с которым он любил ночью разъезжать на лодках. Более зло изображен кн. Вяземский, его наивные, домашние развлечения, простоватость и некультурность.

    «То сидя дома, я прокажу, Играю в дураки с женой; То с ней на голубятню лажу, То в жмурки резвимся порой: То в свайку с нею веселюся, То ею в голове ищуся; То в книгах рыться я люблю», Мой ум и сердце просвещаю, Полкана и Бову читаю, За Библией зевая сплю».

Осмеяв таким образом вельмож, Державин продолжает восхвалять Фелицу за ее кротость и всепрощение:

    «Едина ты лишь не Обидишь Не оскорбляешь никого, Дурачества сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного».

Затем он говорит о той свободе мысли и слова, которые Екатерина даровала своим подданным, называя это «неслыханным делом» и вспоминая при этом мрачные времена Анны Иоанновны; в светлом царстве Фелицы

    ... «свадеб шутовских не парят, В ледовых банях их не жарят, Не щелкают в усы вельмож... И сажей не марают рож». Заканчивает Державин свою оду, красивой витьеватой фразой в восточном вкусе: «Прошу великого пророка, Да праха ног твоих коснусь, Да слов твоих сладчайших тока И лицезренья наслаждусь».

Екатерина, прочитав Фелицу и узнав портреты своих приближенных, разослала им экземпляры оды, подчеркнув каждому то, что к нему относилось. Кн. Вяземский, бывший тогда в Сенате прямым начальником Державина, не мог простить ему своего каррикатурното изображения и начал делать поэту разные неприятности по службе.

Многие другие вельможи, возмущаясь дерзостью Державина, или завидуя вниманию, оказанному ему Императрицей, называли его льстецом, воспевшим Фелицу только для того, чтобы выдвинуться.

В ответ на такие толки, желая оправдаться, Державин написал другую оду, «Видение Мурзы»; прекрасно изображена сама Фелица, которая «сошла со облаков» в светлом сумраке лунной ночи и предстала пред своим мурзой.

«Я пел, пою и петь их буду; - говорит он: - Как солнце, как луну поставлю Твой образ будущим векам; Превознесу тебя, прославлю, Тобой бессмертен буду сам!» И действительно, Державин прославился, как певец Екатерины. Вознесенный ею на необычайную высоту, сделавшись сам вельможей, но сохраняя везде и всегда независимость, правдивость и горячность своего характера, он не мог простить другим, недостойным вельможам их эгоизма, роскоши и тщеславия.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Державин крупнейшее явление в русской литературе 18-го века . И в закладках появилось готовое сочинение.