Что представляет собой отказ от административного иска по кас рф. Административные исковые заявления. Образцы исков Последствия отказа от иска кас

Если вы подали исковое заявление, это еще не означает, что по данному делу будет вынесено судебное решение. Закон предусматривает различные варианты развития событий - отказ от административного иска, признание иска ответчиком, либо заключение мирового соглашения, о которых мы и расскажем в этой статье.

Мирное решение вопросов

После отправки претензии в суд в позициях обеих сторон многое может измениться, в результате чего может последовать:

  • отказ от иска - гражданин передумал судиться;
  • признание иска ответчиком - чиновник согласился с требованиями;
  • заключение соглашения о примирении - стороны разобрались в ситуации самостоятельно.

Подобные решения заносятся в протокол судебного заседания. Письменные заявления приобщаются к материалам дела. Судья разъясняет сторонам, что в дальнейшем они не смогут изменить свое мнение и повторно обратиться суд. Далее он выносит определение, и прекращает производство по административному делу.

Когда от иска стоит отказаться

В некоторых случаях отказ от разбирательства позволяет сберечь не только время и нервы, но и деньги на услуги юриста. Например, гражданин подал о признании незаконным отказа в . А потом участок все-таки выделили, или истец передумал заниматься строительством. В таких случаях прекратить тяжбу будет оптимальным решением для всех сторон.

Отказ в принятии административного искового заявления

Но иногда суд отказывает в принятии иска. Это может произойти, когда заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства или имеются иные основания для отказа, установленные законом. Например, гражданин подал заявление в защиту прав другого человека, а по закону он не может защищать чужие права. Если гражданин не согласен с отказом суда — подает частную жалобу.

Отзыв на исковое заявление

Если ответчик не готов к перемирию, он направляет отзыв на и указывает, в чем и почему не согласен с позицией истца. Заявитель получает копию. Рекомендуем внимательно ознакомиться с отзывом, чтобы узнать доводы ответчика и подготовить на них свои аргументы.

Мирный путь всегда разумнее

Иногда ситуация может измениться таким образом, что разумнее закончить разбирательство мирным путем: чиновники согласились с требованиями, дело утратило актуальность. В таких случаях суд прекращает производство. Если ответчик, получив претензию, не согласен с требованиями, а вы продолжаете считать его действия незаконными – дело продолжается. И тогда последнюю точку в этом споре может поставить только суд.

1. Право на совершение таких распорядительных действий, как отказ административного истца от иска, признание административного иска ответчиком и заключение сторонами административного спора соглашения о примирении в суде апелляционной инстанции, непосредственно предусмотрено в ст. 46 КАС.

Так, ч. 2 ст. 46 КАС указывает, что административный истец вправе отказаться от административного иска полностью или частично до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции. Часть 3 данной статьи регламентирует, что административный ответчик вправе признать административный иск полностью или частично при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции.

С учетом этого сразу же следует отметить, что хотя в комментируемой статье не оговаривается, в какой части административного иска могут быть осуществлены отказ от иска и признание иска, а также соглашение о примирении сторон, однако в силу общих правил они могут быть совершены как полностью, так и частично.

Комментируемая статья имеет целью регламентировать лишь особенности порядка совершения указанных распорядительных действий в суде апелляционной инстанции, порядка рассмотрения заявлений об их совершении и последствий их принятия (утверждения).

Однако анализ комментируемой статьи наряду со ст. ст. 46, 137 и 157 КАС, регулирующими совершение вышеуказанных распорядительных действий в суде первой инстанции, позволяет сделать вывод, что, по сути, особенность их совершения в суде апелляционной инстанции заключается лишь в последствии их принятия (утверждения), поскольку на этом этапе административного судопроизводства имеется постановленное судом первой инстанции решение суда, не вступившее в законную силу, судьба которого зависит от результата рассмотрения судом апелляционной инстанции вопроса о принятии отказа административного истца от иска, принятии признания административным ответчиком иска, а также об утверждении соглашения о примирении сторон.

В частности, не только в силу ч. 1 комментируемой статьи, но и в соответствии с ч. 1 ст. 157 КАС отказ от административного иска, признание административного иска, соглашение о примирении сторон могут быть осуществлены как до судебного заседания, так и непосредственно в судебном заседании. До судебного заседания они могут быть совершены только в письменной форме (в заявлении, адресованном соответствующему суду), поскольку иного варианта их процессуального отражения в материалах административного дела не имеется. В судебном заседании они совершаются либо в письменной, либо в устной форме, поскольку имеется вариант их процессуального отражения в материалах административного дела - занесение таких заявлений в протокол судебного заседания. Во всяком случае письменные заявления приобщаются к материалам административного дела.

Независимо от времени совершения данных распорядительных действий в суде апелляционной инстанции вопрос о рассмотрении заявлений об их принятии (утверждении) разрешается исключительно в судебном заседании суда апелляционной инстанции (см. комментарий к ч. 4 ст. 137 и ч. 2 ст. 157 КАС).

Критерии оценки допустимости указанных распорядительных действий по конкретному административному делу, влияющие на то, будут ли они приняты (утверждены) судом апелляционной инстанции, определяются в соответствии с ч. ч. 5 и 6 ст. 46, ч. ч. 1 и 5 ст. 137, ч. 2 ст. 157 КАС (см. комментарий к указанным статьям).

2. В отношении порядка рассмотрения заявлений о распоряжении предметом административного спора хотелось бы отметить, что только ч. 4 ст. 137 КАС касательно соглашения о примирении сторон предусматривает последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, заключивших такое соглашение (неявка является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон). При этом данное правило, несмотря на расположение ст. 137 КАС в гл. 13 КАС, посвященной подготовке административного дела к судебному разбирательству, распространяется в силу прямого указания не только на предварительное, но и на основное судебное заседание. Иные нормы КАС, так или иначе касающиеся распорядительных действий сторон, последствия неявки лиц, участвующих в деле, в судебное заседание специально не регулируют.

Однако представляется, что неявка в судебное заседание административного истца, подавшего до судебного заседания заявление об отказе от административного иска, административного ответчика, подавшего до судебного заседания заявление о признании административного иска, также должны являться препятствием к принятию отказа от административного иска или признания административного иска, поскольку в этом случае суд как первой, так и апелляционной инстанции лишен возможности соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 157 КАС, в частности по непосредственному разъяснению последствий совершения указанных распорядительных действий и выявлению действительной воли лица, участвующего в деле.

Кроме того, если до судебного заседания или в судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны заявят о намерении заключить соглашение о примирении, то с учетом положений ч. 2 ст. 137 КАС по ходатайству сторон, их представителей суд апелляционной инстанции приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон, до истечения этого срока (п. 6 ч. 1 ст. 190 КАС).

Последствия принятия (утверждения) судом апелляционной инстанции анализируемых распорядительных действий различны.

Принятие судом апелляционной инстанции отказа административного истца от иска полностью или частично влечет отмену решения суда первой инстанции в соответствующей части с прекращением производства по административному делу в этой части на основании ч. 3 ст. 157, п. 3 ч. 1 ст. 194, п. 4 ст. 309 КАС.

В _________________________ районный суд

Административный истец: ________________

(Ф.И.О.

Или наименование)

(место жительства или пребывания/место

Нахождения, сведения о государственной

Регистрации)

_______________________________________,

(дата и место рождения)

Представитель лица, участвующего в деле:

________________________________________

(данные с учетом ст. 54 Кодекса

Административного судопроизводства

Российской Федерации)

Телефон: ___________, факс: ___________,

Адрес электронной почты: _______________

Административный ответчик: _____________

(Ф.И.О.

Или наименование)

Адрес: ________________________________,

Телефон: ___________, факс: ___________,

Адрес электронной почты: _______________

Дело N _________________________________

Заявление

об отказе от административного искового заявления

В производстве __________________________ районного суда находится административное дело N _____ по административному исковому заявлению ________________________________ к ________________________________________

(Ф.И.О. или наименование (наименование или Ф.И.О.

Административного истца) административного ответчика)

о ________________________________________.

(предмет административного иска)

Согласно ч. 2 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Согласно ч. 1 ст. 113 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при отказе административного истца от административного искового заявления понесенные им судебные расходы административным ответчиком не возмещаются. Административный истец возмещает административному ответчику расходы, понесенные им в связи с ведением административного дела. В случае, если административный истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их административным ответчиком после предъявления административного искового заявления, все понесенные административным истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе административного истца взыскиваются с административного ответчика.

Согласно ч. 1 ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 36 , 113 , 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и в связи с ________________________________________ административный истец заявляет об отказе от административного искового заявления к административному ответчику о _____________________________________________________________________________

(предмет административного иска)

полностью (или: в части _________________________), в связи с чем просит прекратить производство по административному делу N _____ (или: в части ____________________________).

Приложения:

1. Доверенность от "__"___________ ____ г. N ___ или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца (если заявление подписывается представителем).

2. Документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования (в случае, если указанный документ отсутствует в материалах дела).

"__"___________ ____ г. Административный истец (представитель):

___________________/________________

(подпись) (Ф.И.О.)

1. Заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

2. Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.

3. В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон.

4. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.

Положения статьи 157 КАС РФ используются в следующих статьях:
  • Отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком, соглашение о примирении сторон в суде апелляционной инстанции
    2. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 КАС РФ. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу. В случае признания административным ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
  • Порядок разрешения судом иных вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства
    1. При отказе взыскателя от взыскания или при заключении между взыскателем и должником соглашения о примирении соответствующее заявление рассматривается судом, выдавшим исполнительный лист, в судебном заседании по правилам статьи 157 КАС РФ в десятидневный срок со дня поступления заявления с извещением лиц, участвующих в деле.

Комментарий:

Предмет регулирования и цели статьи

1. Статья регулирует процедуру отказа истца от административного иска и признание ответчиком административного иска в подготовительном производстве, а также определяет поведение суда в случае совершения сторонами этих действий. Вместе указанные действия можно совершить не только во время подготовительного производства, но и в любое время до окончания рассмотрения дела.

2. Отказ от административного иска и его признание в подготовительном производстве является способом урегулирования спора, не доводя его до судебного разбирательства, в частности, когда истец убеждается в судебной бесперспективности своих требований, а ответчик - свои возражения против иска. Возможность сторон прекратить спор из-за отказа или признание административного иска вытекает из принципа диспозитивности.

Отказ от административного иска во время подготовительного производства и его последствия

3. Отказ от административного иска означает, что истец не поддерживает своих требований к ответчику и желает снять их с рассмотрения суда, что, как правило, влечет за собой прекращение производства по административному делу. Истец может отказаться от своих требований полностью или частично.

4. Мотивы отказа от иска могут быть разными. Например, истец может потерять интерес к делу или предусмотреть, что суд не удовлетворит административного иска, либо ответчик добровольно удовлетворил требования истца и т. п.. Вместе истец не обязан мотивировать свой отказ от иска. Однако суд вправе поинтересоваться такими мотивами, чтобы проверить, отказ от иска не совершено под принуждением, угрозами ответчика, или чтобы выяснить действительную волю истца - возможно, он, отказываясь от иска, на самом деле просто хочет отозвать исковое заявление.

5. От имени истца отказаться от административного иска может его представитель, но если этот представитель действует на основании договора, то такое право он имеет только при условии, что оно специально оговорено в выданной ему доверенности (см. часть вторую статьи 59 КАСУ).

6. Отказ от административного иска во время подготовительного производства обязательно должна быть изложена в форме письменного заявления, адресованной суду и приобщается к делу. Такое заявление может быть подано в суд в предварительном судебном заседании или в любое другое время с момента открытия производства по делу до вынесения судом постановления об окончании подготовительного производства и назначении административного дела к судебному разбирательству. Письменная форма заявления на стадии подготовительного производства предусмотрена с той целью, чтобы это действие от имени истца имела процессуальное оформление, поскольку закон не требует фиксации этой стадии техническими средствами или протоколом судебного заседания.

7. Если заявление об отказе от иска подано во время предварительного судебного заседания, то до принятия решения по заявлению суд должен объяснить последствия удовлетворения этого заявления, разъяснить возможность отозвать исковое заявление и различия в последствиях, а также убедиться, истец продолжает настаивать на удовлетворении заявления. Если заявление об отказе от иска поступило в суд не в предварительном судебном заседании, но на стадии подготовительного производства, то закон не устанавливает препятствий для того, чтобы суд рассмотрел ее без вызова или сообщения сторон при условии, что рассмотрение этого вопроса в отсутствие сторон дает возможность соблюсти требования части четвертой комментируемой статьи.

При принятии решения суд по заявлению об отказе от иска суд должен убедиться в том, что такой отказ не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав, свобод или интересов (часть четвертая комментируемой статьи, часть четвертая статьи 51 КАСУ). В частности, отказ от иска противоречит закону, если заявление об этом подал представитель истца, который не имеет полномочий на совершение этого действия. Если заявление об отказе от иска подал законный представитель, например, несовершеннолетнего, суд должен убедиться, что закрытием производства по делу не будет нарушено его прав, свобод или интересов.

Если заявление об отказе от иска подано органом или лицом, которому законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц, то перед принятием решения по заявлению суд должен выяснить, лицо, в интересах которого подан административный иск, не требует рассмотрения дела и решения требований административного иска (см. часть вторую статьи 61 КАСУ).

8. Часть вторая комментируемой статьи предусматривает последствия принятия судом отказа истца от административного иска. В случае принятия отказа от административного иска суд выносит определение, которым прекращает производство по делу. В этом постановлении целесообразно сразу решить вопрос о распределении судебных расходов между сторонами в соответствии со статьей 95 КАСУ. Если такой отказ является частичной, суд выносит определение, которым прекращает производство по делу по части исковых требований. Повторное обращение такого истца в суд с тождественными исковыми требованиями к тому же ответчику и по тем же основаниям в соответствии с частью третьей статьи 157 КАСУ не допускается.

9. Определение суда о прекращении производства по административному делу в связи с отказом истца от административного иска может быть обжаловано в общем порядке (часть третья статьи 157 КАСУ). Определение же суда о непринятии отказа истца от административного иска и продолжения рассмотрения дела не может быть обжаловано отдельно от постановления по делу.

Отличие от отзыве искового заявления

10. Отказ от административного иска необходимо отличать от отзыва истцом искового заявления. Согласно пункту 5 части первой статьи 155 КАСУ истец вправе заявить ходатайство об отзыве искового заявления. В этом случае суд выносит определение об оставлении искового заявления без рассмотрения, что не препятствует истцу обратиться в будущем с тождественным административным иском в общем порядке. Это отличает отзыве искового заявления от отказа от административного иска и прекращении производства по делу, что является препятствием для повторного обращения с тем же иском.

11. Иногда отзыве искового заявления может быть для истца выгодным, чем отказ от административного иска. Например, ответчик после получения искового заявления пообещал добровольно выполнить требования истца, если он заберет свой иск из административного суда. В этом случае истцу лучше отозвать исковое заявление, а не отказываться от иска, поскольку ответчик не выполнит обещания, то истец сможет вновь обратиться с тем же административным иском. Важно только не пропустить срока обращения в административный суд, определенного согласно статье 99 КАСУ.

Признание административного иска во время подготовительного производства и его последствия

12. Признание административного иска означает, что ответчик согласен с требованиями истца, их законностью и обоснованностью и желает избежать в связи с этим судебного разбирательства дела по существу, что, как правило, влечет за собой принятие постановления по административному делу. Ответчик может признать административный иск полностью или частично.

13. От имени ответчика признать административный иск может его представитель, но если этот представитель действует на основании договора, то такое право он имеет только при условии, что оно специально оговорено в выданной ему доверенности (см. часть вторую статьи 59 КАСУ).

14. Признание административного иска во время подготовительного производства должно обязательно быть изложены в форме письменного заявления, адресованной суду и приобщается к делу. Такое заявление может быть подано в суд в предварительном судебном заседании или в любое другое время с момента открытия производства по делу до вынесения судом постановления об окончании подготовительного производства и назначении административного дела к судебному разбирательству. Письменная форма заявления на стадии подготовительного производства предусмотрена с той целью, чтобы это действие от имени ответчика имела процессуальное оформление, поскольку закон не требует фиксации этой стадии техническими средствами или протоколом судебного заседания.

15. Если заявление о признании административного иска подано во время предварительного судебного заседания, то до принятия решения по заявлению суд должен объяснить последствия удовлетворения этого заявления, а также убедиться, ответчик и дальше настаивает на удовлетворении заявления. Если заявление о признании административного иска поступило в суд не в предварительном судебном заседании, но на стадии подготовительного производства, то закон не устанавливает препятствий для того, чтобы суд рассмотрел ее без вызова или сообщения сторон при условии, что рассмотрение этого вопроса в отсутствие сторон дает возможность соблюсти требования части четвертой комментируемой статьи.

При принятии решения по заявлению о признании административного иска суд должен убедиться в том, что такое признание не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав, свобод или интересов (часть четвертая комментируемой статьи, часть четвертая статьи 51 КАСУ). В частности, признание административного иска противоречит закону, если заявление об этом подал представитель истца, который не имеет полномочий на совершение этого действия, или если удовлетворении административного иска по этому делу нарушать требования права.

Если удовольствием административного иска в связи с признанием иска суд может затронуть права, свободы или интересы третьего лица, то суд должен получить согласие на то, чтобы принять признание административного иска, от такого лица, иначе она будет лишена права отстаивать свою позицию в суде.

16. Часть третья комментируемой статьи предусматривает последствия принятия судом признания ответчиком административного иска. При полном признании ответчиком административного иска и принятии его судом суд принимает постановление об удовлетворении административного иска с указанием способа судебной защиты согласно части второй статьи 162 КАСУ. Если такое признание является частичным, суд принимает частичное решение по делу о признанной ответчиком части исковых требований (статья 164 КАСУ). Постановление суда может быть обжаловано в общем порядке.

Определение суда о непринятии признания ответчиком административного иска и продолжения рассмотрения дела не может быть обжаловано отдельно от постановления по делу.

17. Состав суда для принятия постановления об удовлетворении иска в связи с его признанием ответчиком определяется статьями 23 и 24 КАСУ, поскольку своим постановлением суд решает дело по существу.

18. Постановление суда, принятое в подготовительном производстве в связи с признанием административного иска может быть обжаловано в общем порядке.