Что такое достоинство. Хэмминг. «Вы и ваши исследования

Известный польский пси­холог и писатель Юзеф Козелецкий много лет изу­чает мотивы пове­дения человека. Диапазон его иссле дований широк и несколько необычен для академического учено­го. Одна из его книг на­зывается « Многомерный человек». « Авантюрность жизни», « прославление неудачи», « рассуждение о ненасытности», « страсть к преодолению границ» - вот некоторые темы, обсуждаемые в ней.

Есть в ней и глава, посвя­щенная достоинству человека.

Что такое достоинство? Ответит на этот вопрос так же нелегко, как, скажем, объяснить, что такое красота или истина. Почему один человек со­храняет свою индивидуальность даже в тюрьме, где у него отняты все права, а другой легко отказывается от собствен­ных убеждений в обмен на обещанные привилегии?

Конечно, достоинство во многом зависит от прав человека - личной свободы, воз можности высказывать свои мысли, принимать решения… Но даже если отнять их (что и происходит при разных фор­мах принуждения и терро­ра), у каждого из нас оста­ется возможность сохранить личное достоинство. Одарен­ный этой чертой характера человек поступает в соответствии с собст­венной системой ценностей, он ве­рен себе и не поддается манипули­рованию.

Правда, и характер можно сло­мать, но для этого пришлось бы уничтожить личность в человеке, ли­шить его индивидуальности.

Два портрета

Юзеф Козелецкий дает обоб­щенный портрет человека, облада­ющего чувством собственного до­стоинства. Вот его основные черты:

♦ ведет себя в соответствии с собственной системой ценностей, ценит истину выше, чем немедленную пользу;

♦ умеет защищать свою индиви­дуальность, в моменты опасности проявляет самообладание и спо­койствие;

♦ мало податлив к манипуляциям извне;

♦ не променяет свою индивиду­альность на материальные ценнос­ти, на доступ к власти или к славе;

♦ не торопится принимать новые идеи и убеждения; только сущест­венные аргументы могут изменить его систему ценностей и принципы поведения.

Совсем иначе ведет себя чело­век, лишенный чувства собственно­го достоинства:

♦ его поведение зависит не столько от собственных взглядов и убеждений, сколько от сиюминутных интересов;

♦ легко поддается манипуляци­ям;

♦ принцип верности истине замещается у него принципом собст­венной пользы;

♦ под давлением обстоя­тельств может совершать поступ­ки, противоречащие собственной совести и наносящие вред другим людям.

Понятно, что оба портрета, на­бросанных Козелецким, отражают крайние проявления человеческой личности. Между этими полюсами находится множество промежуточ­ных отметок. Но установка (устойчи­вая склонность к первому или вто­рому способу поведения) тем не ме­нее просматривается всегда.

В последнее время мы все чаще слышим призывы вести себя гибко, приспосабливаться к обстоятельст­вам. Но до какой степени? На этот вопрос каждый должен ответить се­бе сам. Козелецкий, в задачу кото­рого не входит воспитание нравов, тем не менее подсказывает возмож­ный путь. Он считает, что главное - сохранить себя, не потерять инди­видуальности.

В нашей стране это понятие не считалось большой ценностью, слово « индивидуализм» не так давно произ­носилось как ругательство, причем порой в тех самых случаях, когда человек пытался отстаивать свои убеж­дения, расходящиеся с мнением большинства. Личность растворя­лась, нивелировалась в толпе. Спо­собность противостоять « обезличи­ванию», сохранить достоинство Козе­лецкий относит к моральной стороне характера. Более того, он видит в до­стоинстве эстетическую ценность: « Владение собой человека, защища­ющего свои убеждения, включает элементы прекрасного».

Жизнь по ту сторону достоинства

Каждый человек создает концеп­цию собственного « я» и по-своему строит отношения с миром. С этой точки зрения можно условно выде­лить два типа людей - прагматич­ные и принципиальные.

Крайние прагматики считают: для того чтобы сохраниться и управ­лять собою в изменчивом мире, на­до приспосабливаться к любой си­туации. Их связи с окружающими так тесны, что граница, отделяющая индивидуальное « я» от среды, часто стирается.

Желая достичь своих целей, прагматик готов отказаться от соб­ственных убеждений. То, что люди с принципами называют угодливос­тью или даже продажностью, для него представляет одну из форм приспособления к миру. Чувство собственного достоинства для него лишь дань непонятной традиции, затрудняющей рациональные дей­ствия.

Юзеф Козелецкий описывает эксперимент американского психо­лога Стэнли Милгрема, целью кото­рого было определить степень под­чинения человека требованиям, ос­корбляющим достоинство.

Из двух человек, находящихся в лаборатории, один исполнял роль « учителя», второй - « ученика». В ходе эксперимента « учитель», ко­торый и был испытуемым, должен был наказывать « ученика» за ошибки ударами электрического тока. Ему ничего не было известно ни о цели эксперимента, ни о том, что « ученик» не является испытуемым, а только помогает проводить исследование. По объявленным условиям, за каждую последую­щую ошибку учитель должен был усиливать наказание (понятно, что удары током были фиктивными). В процессе этого репрессивного обучения « учитель» слышал крики « ученика» (они были записаны на пленку перед началом исследова­ний).

Большинство испытуемых со­глашались выполнить жестокие требования экспериментатора и без колебаний применяли все бо­лее сильные удары. Так Милгрем доказал, что многие легко подда­ются манипуляциям, готовы подчи­няться сомнительным авторите­там, а обещание награды (значи­тельно меньшей, чем библейские « тридцать сребреников») вызывает у некоторых садистское поведение, противоречащее системе личных ценностей и норм. Такое поведение особенно характерно для крайних прагматиков.

Однако в исследованиях Милг­рема была выявлена и другая группа людей - тех, кто отказы­вался доставлять страдания « уче­никам». Таких оказалось значи­тельно меньше, но они были твер­ды - узнав об условиях экспери­мента, покидали лабораторию. Они руководствовались внутрен­ними убеждениями и не поддава­лись манипулированию. Основа людей этого типа - неповторимые черты личности, а не набор испол­няемых социальных ролей. Как правило, такие люди умеют анали­зировать и дают себе отчет в своих мотивах и установках.

Достоинство и биография

« Человеческая жизнь слишком длинна, чтобы всю ее прожить с до­стоинством. Тем не менее она до­статочно длинна для того, чтобы в ней нашлось место для достойных поступков», - считает Юзеф Козелецкий. У каждого человека, даже самого благородного, наряду с очень достойными поступками, бы­вают такие моменты, когда он утра­чивает достоинство, сбрасывает с себя его груз, поддается манипули­рованию. Чаще всего это связано с искушениями, перед которыми трудно устоять, или с угрозами. Козелецкий описывает три наиболее характерные ситуации.

Так происходит тогда, когда рож­даются новые возможности приоб­ретения имущества, славы, власти. В этих случаях достоинство, как расте­ние, не пустившее достаточно глубо­ких корней, может быть выкорчевано прагматическими интересами. Пер­спектива богатства подавляет вер­ность себе. Не правда ли, именно та­кие метаморфозы происходят сей­час в нашей стране, где никак не за­кончится передел собственности?

Кроме того, характер человека могут сломать устрашение и ре­прессии. Многие ученые в период « ошибок и искажений» открещива­лись от своих взглядов. Это позво­лило им удержать прежние должно­сти и избежать страданий.

Человек может утратить личное достоинство и в моменты социальных кризисов, во время переворотов или в каких-нибудь неординарных ситуа­циях. Обескураженный новыми по­рядками, он не понимает, что происходит, и начинает хаотически выпол­нять действия, которые часто оказы­ваются недостойными. Ну что ж, и в этом наблюдении Козелецкого можно узнать себя и своих сограждан, кото­рые после кризиса готовы на любую работу, лишь бы не остаться без нее.

Но бывает и наоборот. В биогра­фиях некоторых людей можно обна­ружить переломные моменты, в кото­рые они отказываются от недостой­ных поступков, защищают собствен­ные убеждения, добровольно берут на себя груз достоинства. Под влия­нием исторического события или в результате морального и социального созревания человек может « про­зреть» - осознать свою не слишком привлекательную роль пешки на шах­матной доске могучих сил истории. В этом случае он переживает кризис, из которого иногда выходит обновлен­ным, как растение после ливня.

Итак, личное достоинство - это установка, укорененная в характе­ре. Хотя кто-то считает его анахро­низмом и помехой в прагматичес­ком мышлении, оно продолжает ре­гулировать поведение людей. Во времена неуверенности его роль даже усиливается. Оно становится как бы гарантом независимости человека в окружающем его мире.

« В структуре достоинства, пони­маемого как верность себе, есть что-то неочевидное, таинственное, удивительное, вроде бы не соответ­ствующее криюриям эффективного действия… Мы живем в период, ког­да судьба человека в большей сте­пени зависит от его характера, чем от его интеллекта». Это слова муд­рого философа, а не бесстрастного исследователя.

Вера Козлова

В былые времена люди боялись потерять свою честь, защищали ее и умирали за нее на дуэлях. Сейчас такого, конечно же, нет, но это не означает, что не наделен этим качеством. Каждый должен знать честь. Для чего нужно человеку достоинство и как его не потерять?

Определение: что такое честь

Понятие "честь" означает совокупность за счет которых он обретает самоуважение. Оно включает такие как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность, высокая нравственность и строгие моральные принципы.

В прошлом честь ассоциировалась не столько с внутренними сколько с его способностью вести себя в обществе, соблюдать установленные нормы и правила поведения. Это требовалось для поддержания репутации и уважения к своей персоне.

Определение слова "честь" тесным образом связано с понятием честности. В первую очередь человек не должен обманывать самого себя. Честь устанавливает рамки того, что люди могут позволить себе совершить, не испытывая при этом чувства вины и раскаянья.

Что такое достоинство человека

Достоинство человека - это его уважение к своей персоне, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы. Оно с рождения присуще каждому из людей.

Достоинство человека позволяет ему осознать важность не только самого себя, но и окружающих. Люди, которым присуще это качество, уважительно относятся к другим. Достоинство дает человеку чувство уверенности в себе и в своих силах. Чем выше мы себя оцениваем, тем больше потенциальных возможностей открывается перед нами.

Честь и что такое достоинство, в чем-то схожи между собой. Они устанавливают критерии самоуважения человека, а также отношение к его персоне со стороны общества и отражают моральную ценность личности.

У каждого ли человека есть честь и достоинство

Наверное, каждый в своей жизни попадал в такие ситуации, когда испытываешь ощущение отсутствия самоуважения и собственной никчемности. С юридической точки зрения определение, что такое честь и достоинство, предполагает, что каждый человек при рождении наделен этими качествами. Они не могут исчезнуть и пропасть в течение жизни. Достоинство человека охраняется законом, в случае его унижения виновнику грозит наказание.

На деле бывает, что люди не ощущают себя достойными, считают, что их не за что уважать. Чаще всего подобное происходит, когда человек совершает тот или иной поступок, за который испытывает впоследствии угрызения совести. В таких случаях говорят, что честь и достоинство потеряны.

Как правило, через какое-то время человек заглаживает свою вину, улучшает репутацию, вновь заслуживает уважение общества. Он перестает считать себя неудачником и ничтожеством, снимает с себя это определение. Честь и достоинство при этом вновь возвращаются к человеку.

Как почувствовать себя достойным человеком

Если по каким-то причинам вы не ощущаете себя достойным человеком, можно приложить усилия, чтобы исправить эту ситуацию. Прежде всего, нужно пресекать все попытки унизительного обращения к себе со стороны окружающих. Только научившись правильно ставить себя в обществе, вы сможете почувствовать себя достойным уважения.

Необходимо постоянно пополнять знаниями и навыками свой багаж, совершенствоваться в профессии и других сферах жизни. Чем большую ценность вы будете представлять как специалист, тем выше будет ваше самоуважение, следовательно, и достоинство.

Чтобы ощутить свою честь и достоинство, необходимо ответственно подходить к выполнению долга. Это касается не только долга перед государством, но и конкретных обязательств и поручений, взятых на себя. Сюда входит выполнение семейных обязательств, ответственное отношение к рабочим заданиям, умение сдерживать обещания и понимать значимость своих слов и поступков.

Что такое Достоинство? Значение и толкование слова dostoinstvo, определение термина

1) Достоинство - - цена, в переносном смысле - чувство, тесно связанное с качествами человека. Если говорят о чувстве собственного (личного) достоинства, то это значит, что человек имеет собственную самооценку (оценил собственные достоинства) и представляет (полагает), что так же относятся к нему и окружающие. Если оказывается, что окружающие оценивают его заметно ниже, то чувство собственного достоинства ущемляется. При этом человек либо корректирует собственную самооценку, что всегда является мучительной работой над собой, но делает ему честь, либо воинствующе начинает доказывать, что это другие плохи, а вот он хорош, пытаясь тем самым сохранить чувство собственного достоинства. При этом в подавляющем большинстве случаев такой человек действует на уровне пещерного менталитета: вызывает для этого обидчика на дуэль, мстит, становится человеконенавистником, объявляет войну, совершает большое количество поступков, которые показывают, что им руководит не разум, не чувство собственного достоинства, а другие чувства: зависть, ревность, уязвленное самолюбие (менталитет), которые показывают, что данный человек не является человеком в полном смысле этого слова, разумным (а быть разумным, как показал Ортега-и-Гассет, это очень и очень трудно). Естественно, что подобное поведение человеку чести не делает, но сохранить самоуважение и самоощущение позволяет.. В соответствии с достоинство - положительное качество вещи; совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Иногда говорят о потере человеком своего достоинства в результате совершения им неблагопристойных и им подобных поступков, то есть о потере человеком некоторых качеств, общепринято считающихся достоинствами человека: честности, порядочности (говорят, что "человек себя обесчестил"), искренности и т.п.- что ему чести не делает и вызывает угрызения совести. Для борьбы с последним явлением и было, вероятно, придумано понятие о свободе совести. Ассоциативный блок. Люди или классы, облеченные властью, не способные самостоятельно сохранять свое достоинство и честь, но любящие и желающие выглядеть красиво в собственных глазах, стремящиеся закрепить положения об охране их чести и достоинства при помощи государственных институтов, (т.е. другими людьми), в нормативных документах (декларациях, юридических кодексах, конституциях и т.п.), всегда были, есть и будут. Не следует путать достоинство с достоянием.

2) Достоинство - сознание ценности личности, ее нравственных качеств независимо от положения человека в обществе, от его политических, религиозных и прочих взглядов. Представления о достоинстве основываются на убеждении в равенстве всех людей перед нравственными законами, на признании самостоятельности человека, его способности контролировать свое поведение, отвечать за свои поступки и помыслы. Чувство собственного достоинства не позволяет человеку пренебрежительно относиться к другим людям. В то же время достоинство личности требует от окружающих уважения к ней, признания не только ее обязанностей по отношению к коллективу, обществу, но и ее прав. В отличие от понятия чести, достоинство предполагает большую степень свободы личности от конкретных условий ее жизни, что может привести к противоречию с существующими моральными «кодексами чести».

3) Достоинство - - понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики. к-рая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва, в к-ром признается ценность личности. С одной стороны, сознание человеком собственного Д. является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего Д. предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего Д.). В этом смысле понимание собственного Д. наряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. С др. стороны, Д. личности требует и от др. людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему. Идеалистическая этика считает основой Д. личности ее свободу от общественных связей, ищет источник его в некой потусторонней сущности человека (в происхождении от бога и связи его с богом, в его «вечной жизни» - см. Неопротестантизм). Марсель (Экзистенциализм) утверждает, что Д. личности не связано с выполняемыми ею функциями в об-ве, а коренится в якобы не поддающемся разумному анализу смысле ее бытия. Такое внеобщественное понимание Д. обусловлено тем, что в классовом об-ве действительное Д. человека постоянно принижается и попирается эксплуатацией и социальной несправедливостью. Но вместе с тем сторонники этой теории не могут предложить никаких реальных путей к восстановлению Д. человека. Марксистская этика рассматривает личное Д. как выражение той высшей меры исторического развития человека, к-рая соответствует определенным условиям его общественной жизнедеятельности. В феодальном об-ве Д. человека почти целиком ограничивалось его сословной честью, к рая оставляла весьма мало места для собственно личного Д. Буржуазная мораль первоначально трактовала Д. личности как самоутверждение человека посредством личных способностей и предприимчивости, вне зависимости от его сословной принадлежности. Однако на деле оказалось, что это Д. ю-прежнему определяется общественным положением человека, частой собственностью. Что же касается трудящихся, то их подневольный и эксплуатируемый труд, в сущности, отрицает в них Д. свободной личности (Отношение к труду) В антагонистическом об-ве действительное утверждение человеком своего Д. возможно лишь в революционной борьбе с устоями этого об-ва Восставая против антигуманного общественного строя, человек на деле доказывает (и осознает), что он достоин лучших условий жизни. Спасти свое человеческое Д., указывал Ф. Энгельс, пролетарий может, только выражая протест против буржуазии, против того класса, к-рый эксплуатирует его. В равной мере Д. каждого члена об-ва практически признается лишь в условиях социализма и коммунизма. Здесь каждый человек впервые получает возможность повседневно утверждать себя как нравственную личность в свободном труде на общее благо, в сознательном служении людям, в активном самостоятельном участии во всех областях общественной жизни. Здесь впервые понятие Д. личности приобретает подлинно моральный смысл: оно не зависит ни от общественного положения человека, ни от конкретного характера его труда. От самого человека зависит, насколько высоко он будет нести свое Д. и осуществлять свое человеческое назначение.

4) Достоинство - - понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и об-ва к индивиду. Сознание собственного Д. является формой самоконтроля личности, на к-рой основывается требовательность индивида к себе; в этом отношении требования, идущие от об-ва, принимают форму специфически личных (поступать так, чтобы не унизить своего Д.). Т. обр., Д. наряду с совестью - один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед об-вом. Д. личности регулирует также отношение к ней со стороны окружающих и об-ва в целом, заключая в себе требования уважения личности, признания ее прав и т. д. В обоих случаях Д. выступает как важная сторона социальной и моральной свободы личности. Идеалистическая этика ищет источник Д. в некой внесоциальной (божественной, природной, “собственно человеческой”) сущности личности и противопоставляет Д. индивида законам, требованиям и правам об-ва. Марксистская этика рассматривает Д. как социально обусловленное и историческое отношение, к-рое впервые возникает в период разложения первобытнообщинного строя вместе с возникновением личности, но в классовом об-ве проявляется противоречиво. Нравственные представления о Д. личности прямо коррелируют с развитием правосознания, гражданской зрелостью об-ва, реальной обеспеченностью прав человека.

Достоинство

Цена, в переносном смысле - чувство, тесно связанное с качествами человека. Если говорят о чувстве собственного (личного) достоинства, то это значит, что человек имеет собственную самооценку (оценил собственные достоинства) и представляет (полагает), что так же относятся к нему и окружающие. Если оказывается, что окружающие оценивают его заметно ниже, то чувство собственного достоинства ущемляется. При этом человек либо корректирует собственную самооценку, что всегда является мучительной работой над собой, но делает ему честь, либо воинствующе начинает доказывать, что это другие плохи, а вот он хорош, пытаясь тем самым сохранить чувство собственного достоинства. При этом в подавляющем большинстве случаев такой человек действует на уровне пещерного менталитета: вызывает для этого обидчика на дуэль, мстит, становится человеконенавистником, объявляет войну, совершает большое количество поступков, которые показывают, что им руководит не разум, не чувство собственного достоинства, а другие чувства: зависть, ревность, уязвленное самолюбие (менталитет), которые показывают, что данный человек не является человеком в полном смысле этого слова, разумным (а быть разумным, как показал Ортега-и-Гассет, это очень и очень трудно). Естественно, что подобное поведение человеку чести не делает, но сохранить самоуважение и самоощущение позволяет.. В соответствии с достоинство - положительное качество вещи; совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Иногда говорят о потере человеком своего достоинства в результате совершения им неблагопристойных и им подобных поступков, то есть о потере человеком некоторых качеств, общепринято считающихся достоинствами человека: честности, порядочности (говорят, что "человек себя обесчестил"), искренности и т.п.- что ему чести не делает и вызывает угрызения совести. Для борьбы с последним явлением и было, вероятно, придумано понятие о свободе совести. Ассоциативный блок. Люди или классы, облеченные властью, не способные самостоятельно сохранять свое достоинство и честь, но любящие и желающие выглядеть красиво в собственных глазах, стремящиеся закрепить положения об охране их чести и достоинства при помощи государственных институтов, (т.е. другими людьми), в нормативных документах (декларациях, юридических кодексах, конституциях и т.п.), всегда были, есть и будут. Не следует путать достоинство с достоянием.

сознание ценности личности, ее нравственных качеств независимо от положения человека в обществе, от его политических, религиозных и прочих взглядов. Представления о достоинстве основываются на убеждении в равенстве всех людей перед нравственными законами, на признании самостоятельности человека, его способности контролировать свое поведение, отвечать за свои поступки и помыслы. Чувство собственного достоинства не позволяет человеку пренебрежительно относиться к другим людям. В то же время достоинство личности требует от окружающих уважения к ней, признания не только ее обязанностей по отношению к коллективу, обществу, но и ее прав. В отличие от понятия чести, достоинство предполагает большую степень свободы личности от конкретных условий ее жизни, что может привести к противоречию с существующими моральными «кодексами чести».

Понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики. к-рая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва, в к-ром признается ценность личности. С одной стороны, сознание человеком собственного Д. является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего Д. предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего Д.). В этом смысле понимание собственного Д. наряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. С др. стороны, Д. личности требует и от др. людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему. Идеалистическая этика считает основой Д. личности ее свободу от общественных связей, ищет источник его в некой потусторонней сущности человека (в происхождении от бога и связи его с богом, в его «вечной жизни» - см. Неопротестантизм). Марсель (Экзистенциализм) утверждает, что Д. личности не связано с выполняемыми ею функциями в об-ве, а коренится в якобы не поддающемся разумному анализу смысле ее бытия. Такое внеобщественное понимание Д. обусловлено тем, что в классовом об-ве действительное Д. человека постоянно принижается и попирается эксплуатацией и социальной несправедливостью. Но вместе с тем сторонники этой теории не могут предложить никаких реальных путей к восстановлению Д. человека. Марксистская этика рассматривает личное Д. как выражение той высшей меры исторического развития человека, к-рая соответствует определенным условиям его общественной жизнедеятельности. В феодальном об-ве Д. человека почти целиком ограничивалось его сословной честью, к рая оставляла весьма мало места для собственно личного Д. Буржуазная мораль первоначально трактовала Д. личности как самоутверждение человека посредством личных способностей и предприимчивости, вне зависимости от его сословной принадлежности. Однако на деле оказалось, что это Д. ю-прежнему определяется общественным положением человека, частой собственностью. Что же касается трудящихся, то их подневольный и эксплуатируемый труд, в сущности, отрицает в них Д. свободной личности (Отношение к труду) В антагонистическом об-ве действительное утверждение человеком своего Д. возможно лишь в революционной борьбе с устоями этого об-ва Восставая против антигуманного общественного строя, человек на деле доказывает (и осознает), что он достоин лучших условий жизни. Спасти свое человеческое Д., указывал Ф. Энгельс, пролетарий может, только выражая протест против буржуазии, против того класса, к-рый эксплуатирует его. В равной мере Д. каждого члена об-ва практически признается лишь в условиях социализма и коммунизма. Здесь каждый человек впервые получает возможность повседневно утверждать себя как нравственную личность в свободном труде на общее благо, в сознательном служении людям, в активном самостоятельном участии во всех областях общественной жизни. Здесь впервые понятие Д. личности приобретает подлинно моральный смысл: оно не зависит ни от общественного положения человека, ни от конкретного характера его труда. От самого человека зависит, насколько высоко он будет нести свое Д. и осуществлять свое человеческое назначение.

Понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и об-ва к индивиду. Сознание собственного Д. является формой самоконтроля личности, на к-рой основывается требовательность индивида к себе; в этом отношении требования, идущие от об-ва, принимают форму специфически личных (поступать так, чтобы не унизить своего Д.). Т. обр., Д. наряду с совестью - один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед об-вом. Д. личности регулирует также отношение к ней со стороны окружающих и об-ва в целом, заключая в себе требования уважения личности, признания ее прав и т. д. В обоих случаях Д. выступает как важная сторона социальной и моральной свободы личности. Идеалистическая этика ищет источник Д. в некой внесоциальной (божественной, природной, “собственно человеческой”) сущности личности и противопоставляет Д. индивида законам, требованиям и правам об-ва. Марксистская этика рассматривает Д. как социально обусловленное и историческое отношение, к-рое впервые возникает в период разложения первобытнообщинного строя вместе с возникновением личности, но в классовом об-ве проявляется противоречиво. Нравственные представления о Д. личности прямо коррелируют с развитием правосознания, гражданской зрелостью об-ва, реальной обеспеченностью прав человека.

Вес, важность, значение, сила, авторитет, компетентность, престиж, величие, величавость, высота, благородство, заслуга, ценность, стоимость, добротность; превосходство, преобладание, преимущество, предпочтение, козырь, первенство, пальма… … Словарь синонимов

Достоинство - Достоинство ♦ Dignité Ценность того, что не имеет цены или количественно измеряемой стоимости; не объект желания или торговли, но объект уважения. «В царстве целей, – пишет Кант, – все имеет цену или достоинство. То, что имеет цену, может… … Философский словарь Спонвиля

ДОСТОИНСТВО, достоинства, ср. (книжн.). 1. Положительное качество. Главные его достоинства честность и правдивость. Его произведения отличаются большими достоинствами. 2. только ед. Необходимые моральные качества, моральная ценность человека.… … Толковый словарь Ушакова

Достоинство - (лат. dignitas; англ. dignity; фр. dignite) 1) этическая и правовая категория, включающая осознание личностью и окружающими факта обладания совокупностью определенных моральных и интеллектуальных качеств, а также уважение этих качеств в самом… … Энциклопедия права

1) морально нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности. Д. неотъемлемое свойство человека, принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. В… … Юридический словарь

ДОСТОИНСТВО, а, ср. 1. Положительное качество. В спектакле много достоинств. 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять своё д. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоинства. 3.… … Толковый словарь Ожегова

достоинство - ДОСТОИНСТВО1, добропорядочность, приличие ДОСТОЙНЫЙ, добропорядочный, приличный ДОСТОИНСТВА, устар. добродетели ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, совестливость, честность ДОБРОСОВЕСТНЫЙ, совестливый, честный ДОБРОСОВЕСТНО, совестливо,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

достоинство - достоинство, гордость, самолюбие Стр. 0292 Стр. 0293 Стр. 0294 Стр. 0295 Стр. 0296 Стр. 0297 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

достоинство - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN merit … Справочник технического переводчика

Личности – осознание личностью своего обществ. значения, права на обществ. уважение, основанное на признании обществом социальной ценности человека. Содержание господствующих в том или ином обществе взглядов на человеч. Д. определяется в конечном … Философская энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Достоинство (значения). Достоинство уважение и самоуважение человеческой личности как морально нравственная категория. Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у … Википедия

Книги

  • Достоинство различия. Как избежать столкновения цивилизаций , Сакс Джонатан. В книге главного раввина Великобритании лорда Сакса рассказывается о грозящей мировой катастрофе, вызванной взаимным непониманием, недоверием и враждой современных наций и народов. Джонатан…
  • Достоинство , Джейн Фэйзер. В брачную ночь семнадцатилетняя Джулиана случайно убивает мужа. Спасаясь от наказания, она бежит в Лондон, где вынуждена принять шокирующее предложение привлекательного и опасного повесы,…

морально-психологическое качество личности, которое заключается в осознании ею собственной ценности и утверждении этой ценности в любых обстоятельствах. Человека с чувством собственного Д. отличает самоуважение, высокая самооценка, уверенность в своих силах. В Д. выражаются такие родовые качества людей, как разум, чувства и воля. Поэтому каждый человек обладает Д. независимо от своего социального, материального или профессионального положения, пола, возраста или национальности. Другое дело, что часто Д. личности ущемляется другими людьми, социальными группами или неблагоприятными обстоятельствами. Д. человека является важным качеством в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Юридическая сторона Д. заключается в том, что оно относится к числу неотъемлемых прав личности и в числе других прав подлежит государственной защите. В ст. 21 Конституции РФ записано, что «…достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Во многих других нормативно-правовых актах закреплена норма о необходимости для сотрудников правоохранительных органов в своей профессиональной деятельности соблюдать достоинство и честь любого гражданина и не допускать слов и действий, которые бы оскорбляли Д. личности. Например, в п. 3 ст. 5 Федерального закона «О полиции» закреплена перенесенная из международного права норма о том, что «…сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению».