Что такое уволен в запас. Уволен в запас это как. Государственные гарантии офицерам запаса: налоговые льготы

Статья 50. Общие положения увольнения с военной службы
1. Увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
2. Военнослужащие увольняются с военной службы в запас (за исключением военнослужащих, указанных в подпунктах "б" - "д" пункта 3 настоящей статьи, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку.
3. Военнослужащие увольняются с военной службы с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:
а) уволенных с военной службы в отставку;
б) женского пола, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования и не имеющих военно-учетной специальности;
в) избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;
г) в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
д) являющихся иностранными гражданами.

Статья 51. Основания увольнения с военной службы
1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:
а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;
д) в связи с лишением его воинского звания;
д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:
непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
ж) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;
з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;
л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;
м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.
2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
в) в связи с невыполнением им условий контракта;
г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
е) как не выдержавший испытание;
е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;
ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.
2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 1, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву.
3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:
а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи);
в) по семейным обстоятельствам:
в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.
3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.
4. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1", "в", "г" и "д" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.
5. Утратил силу с 1 января 2010 г.
6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Статья 51.1. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
1. Взыскания, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения военной службы, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
2. Взыскания, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.
3. При применении взысканий, предусмотренных подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, учитываются характер совершенного военнослужащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение военнослужащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения военнослужащим своих должностных обязанностей.
4. Взыскания, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
5. В акте о применении к военнослужащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается подпункт "д.1" или "д.2" пункта 1 либо подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона.
6. Копия акта о применении к военнослужащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении такого взыскания с указанием мотивов вручается военнослужащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
7. Военнослужащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке.
8. Если в течение одного года со дня применения взыскания за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона или другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, военнослужащий не был подвергнут взысканию, за исключением увольнения с военной службы, он считается не имеющим взыскания.

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

1. Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Федеральным законом производится:

а) в запас (за исключением военнослужащих, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "б" настоящего пункта, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военно-учебных заведений, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащих, достигших к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку;

б) с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:

  • уволенных с военной службы в отставку;
  • женского пола, отчисленных из военно-учебных заведений и не имеющих военно-учетной специальности;
  • избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
  • являющихся иностранными гражданами.

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

3. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона, либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с лишением его воинского звания (подпункт "д" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

  • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
  • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);
  • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подпункт "д.2" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подпункт "е.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с отчислением из военно-учебного заведения (подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона) - при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • военнослужащего мужского пола, не достигшего возраста 18 лет;
  • военнослужащего женского пола, не имеющего воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);
  • военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), военнослужащего женского пола, имеющего воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающих заключать новый контракт;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт "з" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "и" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления (подпункт "к" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву (подпункт "л" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "м" пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);
  • при невозможности назначения на воинскую должность (должность), занимаемую им до возбуждения уголовного дела, которое прекращено по реабилитирующим основаниям или по которому в отношении его судом вынесен оправдательный приговор, на равную воинскую должность (должность), а также при отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подпункт "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е) как не выдержавший испытание (подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны (подпункт "е.2 " пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) - по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин;

и) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно (подпункт "з" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "и" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 3, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 51 Федерального закона, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

5. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта (подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 3 настоящей статьи) (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

в) по семейным обстоятельствам (подпункт "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона):

  • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
  • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

5.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 5 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

6. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1" - "д" пункта 1 статьи 24 Федерального закона.

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба;

в) других военнослужащих - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

9. Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

10. Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по увольнению военнослужащих с военной службы (за исключением высших офицеров) устанавливаются соответственно директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

11. При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

13. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона, может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1 и пунктом 4 статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда, а осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении - со дня вручения ему территориальным органом уголовно-исполнительной системы предписания о направлении к месту отбывания наказания.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе, за исключением военнослужащих, совершивших преступление умышленно.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

  • II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия
  • III. Порядок назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей

Дембель в армии - заветное событие, которого начинают ждать с момента призыва не только сами военнослужащие, но их родственники и друзья.

Закон определяет условия и порядок, в соответствии с которыми происходит увольнение срочника. Процедура предполагает наличие особенностей и исключений, об этом ниже пойдет речь.

Отличия демобилизации от увольнения в запас

Несмотря на повсеместное использование понятия «демобилизация», оно не совсем верное, и отражает суть явления иного, чем то, которое происходит со срочниками.

В обывательской среде наблюдается смещение, подмена понятий увольнения и демобилизации. Демобилизация имеет значение обратное мобилизации, предполагает отмену военного положения и роспуск призванных на этот период в вооруженные силы людей. Последняя демобилизация, касающаяся России, проводилась после окончания войны в 1945 году. В современной стране после 1991 года это мероприятие не имело места, поскольку не объявлялась мобилизация. Соответственно, «дембель» - это слово из армейского сленга, то есть сокращение от демобилизации. Использование обозначенных терминов неверно.

Однако традиция применения этих слов настолько укрепилась, что бороться с ней практически бесполезно.

Основания для увольнения в запас призывника

Причиной для увольнения в запас со срочной службы в большинстве случаев служит истечением срока, на который призывался военнослужащий. Призыв производится ровно на 12 месяцев.

В некоторых ситуациях, предусмотренных ч.4 ст.51 ФЗ №53 от 28.03.1998 года отмечены случаи досрочного увольнения, в частности, для тех, кто проходит срочную службу, определены такие варианты:

  • Если отец или родной брат призывника погиб при прохождении срочной службы или во время сборов, исполняя свои обязанности.
  • Когда отец или родной брат умер от раны или увечья, полученного при выполнении обязанностей, во время прохождения службы или сборов либо после них.
  • Близкие родственники или супруга нуждается в уходе, при этом за данным родственником некому ухаживать, и он признан нуждающимся в постороннем уходе в установленном порядке.
  • Солдат опекает сестру или брата, не достигших 18-ти лет, при условии, что он единственный родственник.
  • Когда военный является отцом-одиночкой.
  • Армеец имеет 2-х и более детей.
  • Если у военнослужащего есть ребенок-инвалид, не достигший 3-летнего возраста.

Заболевания также могут послужить причиной досрочного списания срочника в запас. Для реализации этого способа мужчина проходит комиссию, которая устанавливает состояние его здоровья. Полученное заключение одобряется вышестоящей врачебной комиссией: окружной, флотской, войсковой. После утверждения заключения командир вправе уволить призывника досрочно.

Порядок увольнения в запас военнослужащих срочной службы

Порядок увольнения военнослужащих по призыву зависит от следующих причин: истечение года либо возникновение обстоятельств, дающих основание на досрочный уход из армии.

В силу отдельных особенностей некоторые периоды не включаются в служебные:

  • время нахождения в дисциплинарной части (из этого правила есть исключения, но они крайне редки);
  • срок, превышающий 10 суток, если военнослужащий отсутствовал в части по причине самовольного ее оставления вне зависимости от обстоятельств, послуживших основанием для бегства.

Для таких военных период увольнения сдвигается на количество дней, в течение которых они отсутствовали, либо несли наказание.

Увольнение в связи с истечением срока

Определено, что в последний день службы срочник исключается из списков части. Дата изменятся при наличии одного из обстоятельств:

  • личное решение об ожидании перевозочного транспорта, для индивидуальной или групповой транспортировки;
  • длительный поход кораблей;
  • лечение в стационаре;
  • подозрение или обвинение в совершении преступления, и помещение под арест на гауптвахту.

Документы увольняемого направляются по его месту жительства. Если его семья переезжает, и переезд документально подтвержден, то отправка производится по новому адресу.

За 10 суток до окончания установленного срока командование проверяет полноту и правильность документов. Если в послужном списке имеются периоды, которые не включаются в общий срок, об этом указывается в карточке и военном билете.

Особенности

При наличии заболевания либо семейных обстоятельств, при которых оформляется отпуск, увольнение производится с учетом количества оставшихся дней. Возвращаться к месту службы не требуется, если служить осталось 5 и менее дней. В этом случае за увольнением следует обращаться к местным комиссарам, которые оформляют приказ, и извещают командиров части.

В случае болезни увольнение возможно только после прохождения комиссии, определяющей степень годности.

Должностные лица военкомата направляют запрос в часть, откуда им присылают документы, личные вещи для оформления срочника в запас.

Для тех, кто отслужил год, и лечится в госпитале, увольнение подписывается начальником лечебного учреждения после прохождения комиссии вылечившимися солдатами.

Досрочное увольнение

При возникновении одного из обстоятельств, указанных в качестве мотива для досрочного увольнения, от армейца требуется написание рапорта с приложением подтверждающих документов. Командир, получив такое заявление, должен проверить обстоятельства, изложенные в нем, изучить законность применения подобного основания.

Отсутствие подтверждающих документов не является основанием для отказа. Закон предусматривает обязанность командования запросить недостающие бумаги в военкомате. Срок направления запроса - 3 дня.

Сотрудников комиссариата, в свою очередь, закон ограничивает 10-дневным периодом, в течение которого они должны связаться с родственниками, получить все подтверждающие документы, и составить заключение. К нему прилагаются необходимые бумаги, оно подписывается военным комиссаром, и направляется в адрес части. Копия резолюции хранится в районном комиссариате.

После получения долгожданного заключения, подкрепленного пакетом документов, командир составляет ходатайство о досрочном увольнении, и направляет его выше: командованию вида войск, в штаб, руководству флотом. После получения письменного разрешения оно издает приказ об увольнении. Реквизиты этого документа отражаются в военном билете.

Сроки увольнения со срочной службы

Всем известен срок 100 дней до приказа. Имеется в виду приказ Министра обороны. Он издается заранее, чтобы командиры могли подготовить свои приказы, и по очереди произвести увольнение, не создавая массовость.

После появления приказа Министра обороны издаются соответствующие документы в каждой части. Предварительно за 10 дней до окончания службы уполномоченные лица проверяют полноту и правильность заполнения документов, дающих основания для списания армейца в запас.

Конкретных сроков подготовки приказов нет. Однако есть требование закона о том, что при окончании срока службы в последний ее день военнослужащий подлежит и увольнению. Случаев, препятствующих реализации этого положения, немного, и все они перечислены в законе (лечение, походы кораблей, арест в связи с совершением преступления, личное решение об ожидании транспорта). Иные задержки являются незаконными, и могут послужить основанием для направления жалобы в прокуратуру.

Если исключение военного происходит после окончания службы, дни, в течение которых срочник находился при исполнении, должны быть оплачены. Более того, военного обязаны полностью рассчитать, то есть обеспечить всеми видами положенного ему довольствия.

Что положено срочнику при увольнении в запас

Окончание годичного срока подразумевает произведение расчета с отслужившим. Этот период предполагает полную выдачу денежного, вещевого и иного довольствия.

Увольнение влечет за собой необходимость постановки на учет в районном военкомате по месту прописки. Для выполнения этой обязанности выдается пакет документов, включающий в себя также перевозочные бумаги:

  • военный билет;
  • учетно-послужную карточку;
  • карту профпсихотбора;
  • предписание в райвоенкомат;
  • перевозочные документы до места жительства.

Аттестаты на деньги, вещи и продовольствие не выдаются, вместо них бывший срочник получает дорожно-пайковые деньги.

Отбытие домой предполагает и получение, так называемых, дембельских денег. Сумма зависит от статуса мужчины. Если военный из числа сирот, или остался без попечения родителей, ему выплачивается 5 окладов, всем остальным - 2.

При получении травмы также положены выплаты от государства. Для тех, кому в результате исполнения обязанностей был причинен вред здоровью, предусмотрена компенсация, размером в 1 млн. рублей. Эта сумма установлена для мужчин, пребывающих на сборах, или служивших по призыву.

В соответствии с действующим законодательством, уволенным военнослужащим оставляют сезонный комплект одежды. Надлежащее решение о передаче принимается командованием. При отсутствии желания передвигаться в форме срочник вправе запросить из дома гражданскую одежду.

Также при увольнении выдаются все вещи, изъятые у мужчины при поступлении на службу: они не утилизируются, а подлежат хранению до окончания установленного срока.

Увольнение не всегда происходит так, как эта процедура описана в законе. На деле военнослужащие срочной службы сталкиваются с разнообразными препятствиями.

Делитесь своим мнением и опытом увольнения в комментариях под статьей.

Как и в каком порядке происходит увольнение военнослужащего с военной службы, в чем суть данной процедуры и на какие льготы от государства могут рассчитывать отставники и запасники? Это самые актуальные вопросы, которые волнуют многих офицеров и военных пенсионеров. В данной статье содержится информация о том, на каких основаниях осуществляется увольнение с военной службы, как протекает процедура и какие права и гарантии, установленные законодательством, предусмотрены для бывших военных.

Общие законодательные положения об отставке военнослужащих России

Увольнение с военной службы происходит в соответствии с правилами, обозначенными в Уставе военнослужащих и Федеральном законодательстве.

Согласно положениям, военные офицеры, принадлежащие к высшему командному составу, прекращают свою службу в армии на основании нормативных актов, которые подписывает президент России.

Полковники или капитаны первого ранга увольнение с военной службы получают по процедуре, которую содержат федеральные нормативные акты. Покинуть Вооруженные Силы России офицеры могут в любом возрасте.

Варианты для прекращения службы в армии

Оставить службу в ВС Российской Федерации лица могут, используя три варианта:

  • Увольнение с военной службы в запас. Осуществляется автоматически на основании данных, полученных после прохождения гражданином военно-врачебной комиссии (ВВК). Увольнение с военной службы в запас могут получить лица, которые признаны ограниченно годными к несению службы и до достижения ими максимальной возрастной границы.
  • Выход в отставку. Также происходит после того, как пройдена ВВК. Формулировка «выход в отставку» применяется к гражданам, которые по состоянию здоровья больше не непригодны для службы.
  • Увольнение с военной службы в связи с осуждением по уголовной статье. В таком случае происходит автоматическое прекращение службы в армии, с дальнейшим занесением соответствующей информации в военный билет.


Личный мотив

Увольнение с военной службы может быть произведено и по личным мотивам граждан. В таких случаях военнослужащие обязаны известить своего командира, подав рапорт с вескими доказательствами, подтверждающими необходимость принятого решения покинуть службу. Командир предъявленные ему ходатайства о досрочном увольнении может отклонять без объяснений.

Право покинуть армию по законодательству РФ

В законодательстве Российской Федерации прописаны еще несколько пунктов, которые должен знать каждый военнослужащий. Согласно статье 51 «Закона о военной службе», оставить Вооруженные Силы России можно, если:

  • Офицер имеет предельный для армии возраст.
  • Закончен срок службы по призыву или контракту.
  • В случае если у офицера прекращено гражданство России или он считается подданным другой страны.
  • Гражданин отчислен из образовательной организации, находящейся в ведомстве Вооруженных Сил РФ.
  • Офицер избран в Государственную Думу или региональный парламент.
  • Военнослужащий лишился своего воинского звания и права допуска к военным тайнам. Происходит в случаях, когда военнослужащий нарушает конфиденциальность и больше не пользуется доверием у своего командования.
  • В случае приостановления на определенный срок деятельности армии.

Прекращение службы "контрактников"

Граждане, проходящие службу в ВС России по контракту, могут быть уволены в следующих случаях:

  • Военнослужащим не выполняются условия, обозначенные в контракте.
  • Если вступило в силу лишение свободы гражданина за совершение им неумышленного преступления.
  • Не пройдено химико-токсикологическое обследование.
  • Если военнослужащий употребляет запрещенные вещества без разрешения врача.
  • Военнослужащий совершил административное или дисциплинарное правонарушение. Для досрочного увольнения достаточно двух разных проступков.

Как «контрактнику» покинуть армию досрочно?

Российский «контрактник» имеет право покинуть вооруженные силы досрочно. Быть инициатором такого увольнения он может в следующих случаях:

  • Гражданин начал нести службу в Министерстве внутренних дел, национальной гвардии, пожарной службе или в другой силовой структуре.
  • При переходе на «гражданку».
  • По причине нарушений условий, обозначенных в контракте, относительно военнослужащего: отсутствие обещанных ему по контракту выплат и премий. Увольнение осуществляется только после подачи военнослужащим своему руководству рапорта, в котором изложена проблема. Если сложившуюся ситуацию исправить невозможно, то в таком случае контрактник инициирует увольнение.
  • В связи с возникшими семейными обстоятельствами, препятствующими его дальнейшей службе в армии. Если у военнослужащего есть несовершеннолетний ребенок и второй родитель отказывается за ним ухаживать. Также сюда можно отнести болезнь близкого родственника, нуждающегося в уходе, или смерть близкого человека.
  • Увольнение с военной службы по состоянию здоровья: наличие проблем со зрением, сердечно-сосудистой системой, заболевания - рак или СПИД, психические расстройства.
  • Избрание в Государственную Думу РФ, парламент или муниципальное образование.

Порядок увольнения с военной службы

Преимущественно военнослужащим армия покидается после того, как истек срок контракта, т. е. действия подписанного трудового договора. Увольнение сопровождается соответствующей записью в личной трудовой книжке военнослужащего с указанной датой и номером приказа. Также в ней обозначается, на каком основании расторгнут трудовой договор.

Чтобы покинуть ВС, военнослужащему нужно:

  • Подать рапорт на увольнение. В отличие от остальных граждан, которые этот документ подают за две недели (14 дней) до даты своего увольнения, в армии это нужно сделать за месяц. Содержание рапорта такое же, как и заявление на увольнение у гражданских. Отличие заключается в том, что для увольнения из рядов армии не обойтись без документов, подтверждающих веские причины принятия такого решения. Рапорт рассматривает специальная комиссия, с учетом всех изложенных военнослужащим обстоятельств. Согласно российскому законодательству, решение принимается по истечении 14 дней после получения заявления. Как свидетельствуют отзывы бывших военнослужащих, это происходит гораздо быстрее - уже за 8-9 дней.
  • Доработать до определенного числа своего официального увольнения. Дата указывается в рапорте. В этот день сотруднику выдаются все его документы.

Что делать, если уволили незаконно?

Нередко бывает так, что военнослужащий не согласен с причинами, на основании которых его уволили из армии, или не устраивает порядок проведения самой процедуры. В таком случае он вправе обжаловать данное решение своего командования. Воспользоваться возможностью обжаловать приказ об увольнении он может в течение трех месяцев. Подобными исковыми заявлениями занимаются военные суды. Согласно правилам, закрепленным в «Статусе военнослужащих», исковыми можно считать следующие ситуации:

  • Офицера-контрактника без его согласия увольняют до выслуги.
  • Офицер с выслугой свыше десяти лет и не имеет жилплощади.

Военнослужащим, не имеющим собственного жилья, на время, пока длится досудебное разбирательство, командование обязано предоставить временное жилье, даже в том случае, если не собирается в дальнейшем восстанавливать его на прежней должности. Очень часто военные суды принимают компромиссные решения: обязуют командование обеспечить жилплощадью уволенного без восстановления в Вооруженных Силах.

Военное командование не имеет права исключать из личного состава беременных женщин. Такие действия являются грубейшим нарушением закона, которые можно оспорить в гарнизонном суде первой инстанции или военном суде по месту жительства уволенного. Истец имеет право требовать своего восстановления на прежней должности, а также выплаты компенсации морального вреда.

Судебное разбирательство длится десять дней. На заседании обязательно должны присутствовать истец-заявитель (уволенный военнослужащий) и ответчик (представитель армейского командования). Если было принято решение суда в пользу заявителя, последний имеет право инициировать возмещение всех издержек (госпошлина и услуги адвоката). Ответчик в таком случае обязан вернуть уволенного обратно на службу в армию и восстановить на его прежней должности.


Выплаты

При увольнении с военной службы, согласно законодательству России, для офицеров предусмотрены единовременные пособия. Выплаты для военнослужащих, по сравнению с гражданскими пособиями, намного больше.

На размер выплат влияет категория военнослужащего, место его службы, основание, по которому его уволили из армии. При начислениях учитывается звание и среднемесячный оклад. После увольнения с военной службы человек имеет право на получение пособия. Размер исчисляется в окладах. Если армии отдано свыше двадцати лет службы, то размер пособия составляет семь окладов. Таким образом, для каждого военнослужащего предусмотрен размер единовременного пособия:

  • Пять окладов. На него имеют право офицеры, прослужившие в армии десять лет.
  • Десять окладов выплаты полагается военнослужащему, если срок его службы составляет от 10 до 15 лет.
  • 15 окладов, если офицер прослужил не менее 15 лет.
  • 20 окладов - в случае, если длительность службы в ВС превышает 20 лет.

При начислении единовременных пособий действуют и ограничения.

Когда не стоит рассчитывать на пособие?

Выплата единовременных пособий не предусмотрена в следующих случаях:

  • Офицер разжалован.
  • Военнослужащий осужден и отбывает наказание.
  • Отчислен из общеобразовательных организаций. Причиной этому может быть низкая успеваемость, нежелание проходить обучение и недисциплинированность.
  • Осуществлен переход для дальнейшей службы в МВД, противопожарной или другой силовой структуре.
  • Военнослужащий имеет условную судимость.

Дополнительные пособия

Увольнение с военной службы по здоровью дает сотруднику ВС право на дополнительную страховую помощь. Специализированная комиссия определяет, в каком размере будет осуществлена данная выплата. Как утверждают военные, в каждом конкретном случае рассматриваются такие вопросы:

  • Продолжит ли в дальнейшем гражданин свою службу в армии?
  • Если он признан негодным, то в какой степени (частично или совсем)?

В том случае если военнослужащий является сиротой или был представлен к государственным наградам, он может рассчитывать на увеличенную материальную помощь. Наличие дисциплинарных взысканий может повлечь за собой уменьшение или полную отмену выплаты пособия.

Гарантированные государством привилегии

Для тех офицеров, которые по определенным причинам получили увольнение с военной службы, пребывание в запасе дает право на ряд привилегий:

  • Государство предоставляет надбавку к пенсионным выплатам.
  • Содействует при решении вопросов, связанных с жильем.
  • При получении образования.
  • Компенсирует земельные и имущественные налоги.
  • Предоставляет льготы в медицинских учреждениях.
  • Офицеры запаса имеют право на льготный проезд в общественном транспорте.
  • Государство обеспечивает их трудоустройство.


Льготы для участников боевых действий

Офицерам, уволенным в запас, за которыми закреплен статус участника боевых действий, правительством России предоставляются следующие льготы:

  • Государство на 50 % компенсирует расходы по оплате за жилье. По данной государственной программе офицерам, проживающим в Москве, город компенсирует на 50 % расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг. Военные из других городов о перечне льгот могут узнать в жилищном департаменте по месту проживания.
  • Предоставляет внеочередную медицинскую помощь.
  • Возможность оформить отпуск в удобное для офицера в запасе время.
  • Военнослужащий может за счет своего работодателя поступить на обучающие курсы по профпереподготовке. Это дает возможность бывшему военному приобрести гражданскую специальность, не тратясь на обучение.
  • Офицер запаса имеет право на поступление вне конкурса в учебные заведения и на получение специальных стипендий, гарантированных Правительством Российской Федерации.

Заключение

Защищать свое отечество является почетным занятием мужчин. В то же время служба в Вооруженных Силах - это и работа, во время приема на которую используются установленные правила и законодательные нормы. Действуют они и при увольнении. Данная трудовая деятельность изобилует нюансами, разбираться в которых необходимо каждому военнослужащему.