День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах в россии. Всемирный день памяти жертв дтп

Ежегодно миллионы людей гибнут в различных транспортных происшествиях. День памяти жертв ДТП направлен на предупреждение людей о масштабах бедствия. В этот день не только вспоминают о невинных жертвах аварий, но и ищут способы предотвращения новых трагедий.

История возникновения

День памяти жертв ДТП был учрежден по заявке британского фонда RoadPeace, являющегося благотворительной организацией. Его начали отмечать с 1993 года. Сначала День памяти жертв ДТП отмечали только в Европе. Но с 1998 года он стал всемирным событием. С 2005 года официально Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции призвала все страны считать День памяти жертв ДТП всемирным днем. Инициатива была поддержана, и теперь этот день во всем мире отмечают в ноябре.

Актуальность мероприятий

День памяти жертв ДТП был учрежден для того, чтобы люди могли выразить соболезнование тем, кто пережил физические и психологические страдания, оказавшись жертвой дорожного происшествия. Именно 20 ноября во всем мире чтят память тех, кто погиб в результате дорожных аварий.

Как организуют в школе День памяти жертв ДТП? Мероприятия, посвященные данному международному событию, должны привлекать внимание юных россиян к правилам безопасного движения. Классные руководители во время тематических бесед, лекций, запланированных в рамках этого дня, приводят школьникам результаты статистических исследований, согласно которым ежедневно в авариях около ста тысяч людей получают травмы и три тысячи погибает.

Тематические беседы

Как организовать День памяти жертв ДТП? Классный час, связанный с этим событием, для учеников старшего звена можно начать с памяти тех, кто погиб на дорогах. Педагог подчеркивает, что из миллионов людей, ставших жертвами ДТП, основную массу составляют молодые люди. Согласно результатам статистических исследований, проводимых в разных странах мира, половина ДТП со смертельным исходом приходится на возрастную группу 15-40 лет. Всемирная организация здравоохранения с тревогой отмечает, что к 2020 году по количеству травматизма дорожные происшествия могут стать одной из основных причин гибели мирных жителей.

Во время беседы с ребятами педагог должен уделить внимание тому, по каким причинам происходят ДТП. Виновниками аварий являются водители, нарушающие правила поведения на дороге: превышающие скорость езды, управляющие транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, передвигающиеся на неисправном автомобиле. В нашей стране ежедневно на дорогах погибает по три-четыре ребенка, за год их количество составляет от 1200 до 1300 человек.

Привлечение сотрудников ГИБДД

День памяти жертв ДТП в школе можно организовать с участием представителей ГИБДД, которые подробно расскажут ребятам о ситуации в регионе, отметят основные причины аварий, гибели людей. Кроме того, представители данного ведомства напомнят школьникам правила поведения на дорогах, приведут практические примеры важности соблюдения пешеходами ПДД. В ходе викторины, организуемой педагогом и инспекторами дорожного движения, будут выявлены знания ребят, найдены пробелы, способы их устранения.

Сценарий классного часа, посвященного Дню памяти жертв ДТП

Какие проводят в этот день мероприятия? Всемирный день памяти жертв ДТП можно отметить в школе классными часами, сценарии нескольких из них предлагаем вашему вниманию. Во вступительном слове учитель напоминает о том, что третье воскресенье ноября является днем памяти жертв тех людей, которые погибли или пострадали во время дорожно-транспортных происшествий. Он отмечает, что необходимо говорить о страшных трагедиях, чтобы предупредить новые жертвы среди мирного населения.

Именно поэтому так важно проводить классные часы в День памяти жертв ДТП. Мероприятия в школе, связанные с дорожным травматизмом, подразумевают участие представителей ГИБДД.

Педагог во вступительной беседе напоминает о том, что быть пешеходом - сложная и ответственная задача. Безопасность зависит не только от водителей, но и от тех, кто передвигается по дорогам без транспортного средства. Именно пешеходы часто становятся причиной аварийной ситуации, например, переходят дорогу в неположенном месте, перебегают ее на красный свет.

Основные причины дорожно-транспортных происшествий

Учитель во время проведения беседы, касающейся памяти тех людей, которые погибли под колесами автомобилей, мотоциклов, выявляет основные причины появления аварийных ситуаций на дорогах. Среди них:

  • превышение водителями скоростного режима;
  • выезд транспорта на встречную полосу;
  • употребление алкогольных напитков;
  • нарушение проезда через перекрестки.

Помимо нарушений, которые совершаются водителями транспортных средств, часто ДТП возникают из-за того, что пешеходы перебегают дорогу в неразрешенном месте, игнорируют сигналы светофора. Дети, передвигаясь по проезжей части, отвлекаются, поэтому оказываются под колесами автомобилей. Общество не способно существовать без определенных законов, и на дороге невозможно обойтись без специальных правил.

Акцент на изучение правил безопасного передвижения

Представители ГИБДД стараются делать жизнь пешеходов безопасной, устанавливают для этого дорожные знаки, светофоры, рисуют на дорожном полотне специальную разметку. Давайте вместе вспомним основные правила поведения на дороге, которые помогут нам сохранить жизнь и здоровье:

  • Нельзя выбегать на дорогу перед встречным транспортным средством, так как не всегда водитель успевает остановить машину.
  • До того как переходить дорогу по пешеходному переходу, сначала нужно посмотреть налево, затем направо. Убедившись, что угрозы для жизни нет, можно приступать к переходу дороги.

  • При выходе из автобуса помните, что нельзя выбегать на проезжую часть. Нужно дождаться его отправления, убедиться, что на дороге нет иных транспортных средств, и только после этого переходить дорогу.
  • Необходимо осознавать опасность выезда на проезжую часть на роликовых коньках, велосипеде, самокате.
  • Пешеходы не должны выходить на дорогу вне переходов, так как водитель не сможет мгновенно среагировать и появится риск наезда.
  • Любая игра с мячом опасна вблизи проезжей части, для этого есть специально оборудованные детские площадки.

Проведение теста на выявление знаний ПДД

Во время классного часа, посвященного Дню памяти жертв ДДП , классный руководитель может предложить ребятам выполнение тестовых заданий, связанных с проверкой знаний правил дорожного движения. При правильном ответе на вопросы можно будет разгадать слово, закодированное в задании.

Какой стороны пешеходы и машины придерживаются на дорогах?

  • З - правой.
  • С - левой.

Человек, путешествующий внутри транспорта, является:

  • Н - пассажиром.
  • М - водителем.

Место, которое отведено для передвижения пешеходов, называют:

  • А - тротуаром.
  • О - шоссе.

Знак «Пешеходный переход» имеет вид:

  • Т - синий квадрат, внутри которого в белом треугольнике изображен человек.
  • Д - красный треугольник с образом человека.

При переходе через улицу необходимо сначала посмотреть:

  • О - налево.
  • А - направо.

С какого возраста можно ездить на велосипеде по городским улицам?

  • Г - с десяти лет.
  • К - с четырнадцати лет.

Если на все предложенные выше вопросы будут даны верные ответы, в итоге получится слово «знаток», означающее отличные знания опрашиваемых школьников по основным правилам безопасного перехода улицы и поведения на проезжей части.

Заключение

Классные часы, тематические беседы, проводимые в образовательных учреждениях ко Дню памяти жертв дорожно-транспортных происшествий, должны иметь системный массовый характер. Помимо преподавателей ОБЖ, воспитателей, к подобным мероприятиям привлекают представителей ГИБДД, медицинских работников. Например, инспекторы дорожного движения познакомят школьников с печальной статистикой, расскажут о тех «ловушках», которые существуют при закрытом обзоре проезжей части. Часто ребенок не видит опасности из-за забора, деревьев, кустов, других транспортных средств, выбегает на дорогу, оказывается под колесами встречной машины.

Медицинские работники, приглашаемые на классные часы, объяснят ребятам с физиологической точки зрения заторможенность пешеходов, невозможность мгновенной реакции на возникшую угрозу в виде движущегося автомобиля. Многие граждане, в том числе и школьники, убеждены в том, что пешеходный переход является безопасной зоной, где нет угрозы для жизни. К сожалению, статистика свидетельствует об обратном явлении. Множество происшествий, в результате которых гибли люди, происходили именно на пешеходных переходах.

Транспорт позволяет экономить время, относительно быстро доставлять грузы и пассажиров. Несмотря на существующие преимущества, он является источником повышенной опасности. Ежегодно по всему миру погибают и получают травмы более миллиона людей. Последствия сопоставимы с потерями во время локальных военных конфликтов. Пострадавшим при катастрофах посвящён международный праздник.

Когда отмечают

Всемирный день памяти жертв ДТП отмечается ежегодно в третье воскресенье ноября. Он не является государственным выходным в России, однако страна поддерживает акции, связанные с датой. В 2019 году событие выпадает на 17 ноября. Почести учреждены Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций (ООН) от 26 октября 2005 года № A/RES/60/5 «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире».

Кто празднует

В мероприятиях принимают участие общественные и государственные организации, благотворительные фонды, подразделения Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). К действу присоединяются родственники, друзья, близкие люди погибших или травмированных в авариях.

История и традиции праздника

Международный день памяти жертв ДТП основан в 2005 году. Прообразом подобного события стала акция «Роудпис» (RoadPeace), а инициатором выступила ВОЗ. ООН приняла Резолюцию, в которой правительствам государств рекомендовались действия, снижающие количество происшествий. Документ появился в результате рассмотрения доклада Генерального секретаря. Глава Объединённых Наций изложил факты, свидетельствовавшие о глобальном кризисе в области безопасности дорожного движения. Выбранная дата имеет символическое значение. Она следует через неделю после Поминального воскресенья, проходящего во второе воскресенье ноября в западных странах.

Мероприятия не носят характер праздника, потому что связаны с памятью о жертвах. Мировые учреждения создали методические материалы, помогающие проводить церемонии почтения. Общественные организации устраивают акции, рассказывающие о способах избежания ДТП. Благотворительные фонды ведут сбор средств пострадавшим и их близким. На телевидении и радиостанциях транслируются передачи, описывающие положение дел в защите здоровья и жизней участников движения. Рассказывается о крупных катастрофах, демонстрируются записи с видеокамер.

В Российской Федерации государство возлагает ответственность за проведение разъяснительной работы на Госавтоинспекцию МВД. Структура сообщает о статистике происшествий, профилактике нарушений. Ведомство предлагает участникам движения в 16:00 остановиться, включив аварийную сигнализацию. Таким способом проявляется почтение погибшим и травмировавшимся. ГИБДД отчитывается о выполнении целевых федеральных программ. Публикуются сведения об их результатах.

На международном уровне во Всемирный день памяти жертв ДТП проходят конференции, семинары. Выступающие заявляют об эффективности борьбы с дорожно-транспортными происшествиями, успехах и трудностях. Предлагаются к рассмотрению законопроекты. Слушатели приглашают представителей власти. Уделяется особое внимание помощи развивающимся странам, призыву к сотрудничеству и внедрению передового опыта.

Распространяются идеи использования беспилотных автомобилей и обмена информацией между всеми транспортными средствами. Подобные технологии позволяют избежать влияния человеческих ошибок и ускорить реакцию на изменяющуюся обстановку. Демонстрируются прототипы, испытывается их работа, доказывающая большую безопасность. Специалистами даются рекомендации по созданию нормативно-правовой базы для нового вида транспорта.

Основная цель акции - привлечь внимание к проблеме смертности на дорогах: во всем мире в результате дорожно-транспортных происшествий ежедневно погибают 3 тысячи человек, около 100 тысяч получают серьезные травмы; ежегодно погибает около 1,3 миллиона человек и еще 50 миллионов человек получают травмы и становятся инвалидами.

Дорожно-транспортные происшествия являются первой по значимости причиной смерти молодых людей в возрасте 15-25 лет. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основной причиной смертности после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Акция - это возможность еще раз вспомнить всех погибших в ДТП, обратить внимание на проблему дорожных аварий.

Привлечение молодежи к решению проблем аварийности продиктовано еще тем, что молодые участники дорожного движения находятся в зоне особого риска.

Лучше статистических данных остроту проблемы ничто не охарактеризует.

За 10 месяцев 2017 года в ДТП погибли 310 человек. 48 из них - молодые люди 18-25 лет. Получается, что каждый шестой погибший участник дорожного движения - это молодой человек в возрасте до 25 лет.

Скорость убивает - и это не пустые слова.

Самые распространенные нарушения ПДД водителями - это превышение скоростного режима и управление транспортным средством не пристегнутым ремнем безопасности.

За превышение скорости в Республике Татарстан привлечено к ответственности около 3250000 водителей, за непристегнутый ремень безопасности - более 186 000.

Напомню, что ремень по-прежнему относится к наиболее эффективным средствам пассивной безопасности. Исследования зарубежных центров транспортной безопасности показывают, что использование ремней безопасности снижает вероятность гибели или получения травм при дорожно-транспортных происшествиях для водителя и пассажира переднего сиденья - на 50%, для пассажиров заднего сиденья - на 25%.

Теперь подробней хочу рассказать о безопасности самых незащищенных участников дорожного движения - пешеходов.

Для обеспечения видимости пешеходов при движении в темное суток вне населенных пунктов законодательно установлено обязательное ношение световозвращающих элементов.

При движении с включенным ближним светом фар на современных автомобилях расстояние, на котором можно заметить пешехода в темноте, равно максимум 50 метрам. Видимость пешехода со световозвращающими браслетами увеличивается до 200 метров.

При дальнем свете фар автомобиля пешехода без световозвращающих элементов можно увидеть на расстоянии до 100 метров, со световозвращающими элементами - до 350 метров. Риск пешехода оказаться под колесами при этом значительно снижается.

Причем это относится к ясной погоде. В случае недостаточной видимости (туман, осадки) понятно, что эти показатели значительно сокращаются. Пешеходы должны помнить о том, что их появление на дороге в таких условиях может оказаться полной неожиданностью для водителя.

С 12 июля 2017 года вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, разрешающие перевозку детей от 7 до 11 лет на заднем сиденье легкового автомобиля без применения детских удерживающих устройств.

За истекший период 2017 года в республике погибли 12-ть детей-пассажиров.

Да, специальные кресла не спасут от аварии, но именно они могут сохранить жизнь ребенка.

Обращаюсь ко всем водителям, которые перевозят детей! Несмотря на изменение пункта 22.9 ПДД РФ, из соображений безопасности Госавтоинспекция настоятельно рекомендует перевозить детей в детском удерживающем устройстве даже после достижения ими 7-летнего возраста.

В заключении хочу сказать, что строгое соблюдение Правил дорожного движения позволит избежать трагедий и искалеченных жизненных судеб.

Безопасных Вам дорог.

Каждый год в России на дорогах погибают более 20 тысяч человек, что равносильно потере населения небольшого провинциального города. Количество раненых исчисляется сотнями тысяч. Во всемирный День памяти жертв ДТП РИА Новости выяснило, сколько жизней забрали пьяные водители, как отсутствие дорожной разметки обрывает судьбы людей и почему мобильные телефоны можно приравнять к ангелам-хранителям.

Невидимая война

С января по октябрь 2017 года ДТП унесли жизни 15 477 россиян. Для сравнения: за всю историю ведения статистики авиационных происшествий (с 1945 года) на территории России произошло 516 авиакатастроф, в которых погибли 8260 человек (данные Aviation Safety Network). Каждый разбившийся самолет - это поток сообщений в СМИ, доскональное выяснение причин трагедии, иногда - траур в масштабах всей страны. Погибших в ДТП оплакивают в основном родственники, в редких случаях о крупных авариях пишут новостные издания, а резонансных дорожно-транспортных происшествий, подобных несчастью с Алешей Шимко , и вовсе единицы.

С 2015 года ГИБДД России ведет детальную статистику обстоятельств каждой аварии. Согласно этим данным, за последние десять месяцев почти половина всех ДТП со смертельным исходом, унесших 7072 жизни, произошла в темное время суток, более четырех тысяч граждан умерли в результате наезда на пешеходов, почти 5,6 тысячи человек погибли в ДТП, произошедших на участках с плохим дорожным покрытием.

"Треть всех смертей произошла там, где зафиксированы нарушения обязательных требований к состоянию автомобильных дорог, - рассказывает координатор проекта Общероссийского народного фронта "Дорожная инспекция ОНФ/ Карта убитых дорог", депутат Госдумы Александр Васильев. - Треть ДТП произошла на трассах, которые не соответствуют требованиям ГОСТ: не была нанесена разметка либо она стерлась, либо ее не было видно, либо она находилась под слоем снега и грязи. Еще в пяти процентах случаев причиной автоаварий стали ямы. Причем на дорогах со множеством выбоин водители обычно не превышают скорость, а там, где трасса хорошая, яма может сыграть роковую роль".

По мнению Александра Васильева, на магистралях России не хватает освещения, ограждений и разметки: "Если посмотреть на города, где сейчас проходит ремонт, то мы нигде не увидим нормальной разметки, а ее нужно наносить. Если она появится на всех трассах, то большую часть ДТП с дорожным фактором можно будет исключить".

"Благодаря правильному финансированию и действиям правительства в России стали чинить трассы в соответствии с инженерными требованиями, - считает Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ Высшей школы экономики. - На федеральных магистралях ситуация заметно изменилась: около 70% дорог этого уровня находится в надлежащем техническом состоянии, а в ближайшие пару лет показатель вырастет до 100%. К сожалению, то же самое не скажешь о региональных трассах, но это задача на ближайшее будущее".

Давайте жить дружно

Самая частая причина аварий - нарушение водителями правил дорожного движения . Каждый пятый погибший в 2017 году лишился жизни по вине пьяных водителей. Пока решению этой проблемы не способствуют ни высокие штрафы, ни сотни камер на улицах, ни жесткие меры воздействия вплоть до уголовного преследования.

По мнению Михаила Блинкина, негативное поведение простых автомобилистов во многом формирует дорожная элита, что приводит к росту аварийности и смертности на дорогах. Так, некоторые государственные служащие, обладающие "дорожным иммунитетом", по мнению Блинкина, нарушают ПДД не по служебной необходимости, а ради собственного удобства.

"Простой водитель не видит, кто конкретно сидит за рулем - прокурор или судья, он видит, что одному можно нарушать правила, а другому нельзя, - говорит Блинкин. - В науке даже есть понятия: "позитивная дорожная коалиция" и "негативная дорожная коалиция". В России, да и во многих странах мира, к сожалению, мы пока говорим о "негативной коалиции".

Курс на жизнь

В 1991 году на дорогах России погибли 37,5 тысячи человек, в 2016-м - 20,3 тысячи. По прогнозам ГИБДД , смертность в результате ДТП в нынешнем году вряд ли превысит цифру в 20 тысяч. Положительная динамика наблюдается вот уже несколько лет подряд. И это несмотря на то, что сейчас погибшими в автомобильной аварии стали считать людей, скончавшихся в течение 30 дней после инцидента, а не семи, как это было до 2009 года.

"У профессионалов есть понятие транспортного поведения. Именно оно в последние годы изменилось в лучшую сторону, - считает Михаил Блинкин. - По мере роста количества транспортных средств население учится уживаться с ними. К сожалению, автомобилизация в России началась только в 1990-м году, тогда как в Европе - сразу после Второй мировой войны , а в США - еще раньше, с 1908 года".

По мнению экспертов, смертность также снижается во многом благодаря развитию медицины катастроф. Быстрее реагируют не только экстренные службы - произошла целая революция в области мобильной связи. Всего 20 лет назад вызвать помощь на региональных трассах без участия других водителей было невозможно, а теперь количество сим-карт превышает количество населения страны. Если пострадавшего в аварии доставляют в больницу в течение первого часа после получения травмы, то его шансы остаться в живых существенно возрастают. Этот промежуток времени медики всего мира называют "золотым часом". Оперативному реагированию также способствует оборудование большого количества транспорта, прежде всего автобусов и грузовиков, системой экстренного вызова помощи ЭРА-ГЛОНАСС.

ДТП - не только разрушенные судьбы конкретных людей, но и проблема для государства. Водители, как правило, принадлежат к работоспособному населению, поэтому каждая такая смерть обходится дорого. По данным ГИБДД, из-за аварий на транспорте Россия ежегодно теряет до двух процентов ВВП.

Согласно проекту стратегии безопасности дорожного движения до 2023 года, подготовленному ГИБДД, через пять лет смертность на дорогах России может снова возрасти до 30-33 тысяч человек. В качестве причин названы "неконтролируемая автомобилизация населения, старение автопарка, отсутствие действенного контроля за техсостоянием машин и повышение среднего возраста водителей".

"Все эти разговоры о неконтролируемом росте автопарка взяты непонятно откуда, - считает Михаил Блинкин. - У нас темпы автомобилизации ничем не отличаются от европейских или американских. Что касается старения водителей, то пожилой шофер в отношении смертности на дорогах абсолютно безобиден. Это последний в списке автомобилистов, кто может превысить скорость или исполнить шахматное маневрирование. Международная база данных о ДТП - IRTAD (International Road Traffic and Accident Database) - данные о возрасте вовсе не учитывает, там считают только убитых и раненых, что правильно. Поэтому водители преклонного возраста портят разве что показатели аварийности, но не статистику смертности в ДТП".

Уровень развитых стран

В 2015 году Всемирная организация здравоохранения собрала подробные данные о ДТП во всем мире. Согласно отчету ВОЗ, Россия находится на среднемировом уровне: 18,9 смертей на 100 тысяч человек. Для сравнения: у Италии и Франции этот показатель равен 6,1 и 5,1 соответственно, в Швеции - 2,8, а в Таиланде - 36,2.

"В мировой практике индекс аварийности разных стран измеряется количеством погибших на дорогах на 10 тысяч автомобилей. Это так называемые транспортные риски. Использовать метод расчета на душу населения не совсем правильно: так обычно делают, когда надо сравнить число жертв в ДТП со смертностью от заболеваний или убийств, но не государство с другим государством, - разъясняет Михаил Блинкин. - Транспортные риски в России последние два года снижаются на 15% каждые 12 месяцев - у нас один из лучших показателей в мире. При этом уровень российских транспортных рисков выше четырех единиц, то есть больше четырех погибших на десять тысяч машин, что пока не является идеальным. Во многих развитых странах этот показатель ниже единицы. Однако российская динамика очень хорошая: еще 10 лет назад в нашей стране было десять единиц, а теперь этот показатель снизился до четырех".

ВОЗ признала, что правила дорожного движения в России написаны так, чтобы обеспечить практически идеальную безопасность дорожного движения. Исключением стал лишь вопрос допустимого содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе: в нашей стране он составляет 0,03 промилле для всех водителей. По мнению организации, для молодых водителей со стажем вождения менее двух лет этот порог не должен превышать 0,02 промилле.

В США при управлении автомобилем допустим уровень 0,08 промилле в выдыхаемом воздухе, однако треть всех ДТП там происходит именно по вине пьяных водителей. ВОЗ также не удовлетворило антиалкогольное законодательство Франции, Испании, Финляндии и многих других стран. Еще один упрек в сторону России - скоростные ограничения в населенных пунктах: у нас можно ездить 60, а не 50 километров в час, как в Европе. По всем остальным показателям Россия не уступает и зачастую превосходит развитые страны мира, что позволяет верить в то, что когда-то это невидимая война на дорогах все же закончится.