Единые требования к участникам закупки. Требования к участникам закупки Требование о присутствии поставщика при приемке

В соответствии с п. 4 ст. 3 44-ФЗ, участник закупки — это абсолютно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Участник закупки может иметь различные регистрационные данные — организационно-правовую форму, вид собственности, юридический адрес, место происхождения капитала. Исключением являются юридические лица, зарегистрированные в государстве, на территории, для которых утвержден льготный режим (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) или же в офшорных зонах.

Для того чтобы вышеуказанные лица смогли принять участие в закупках, они обязаны соблюдать требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Параметры, которым должны соответствовать те, кто принял решение участвовать в закупке, установлены статьей 31 Закона о контрактной системе Российской Федерации. Их принято подразделять на единые и дополнительные.

Единые требования к участникам закупки следующие:

  1. Участник соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (п. 1 ч. 1 ст. 31). Для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия.
  2. По отношению к потенциальному исполнителю не проводится процедура ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или банкротства (ст. 2 закона № 127 от 26.10.2002), а также не приостановлена его деятельность в административном порядке (ст. 3.12 КоАП РФ). Все эти сведения необходимо подтверждать декларацией о соответствии. Проверить участника закупки на банкротство можно на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве .
  3. Отсутствует недоимка по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25 % от балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31). Данные сведения необходимо также подтвердить декларированием.
  4. Отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и уголовные наказания за нарушения закона, которые непосредственно связаны с закупочной деятельностью по статьям 289, 290, 291 и 291.1 УК РФ (п. 7 ч. 1 ст. 31). На момент объявления закупки у поставщика не должно действовать заключение исполнительного органа о наказании в виде лишения права занимать определенные должности, осуществлять определенную деятельность, непосредственно связанную с поставкой товаров, работ или услуг, являющихся закупаемыми объектами (ст. 47 УК РФ). У исполнителя также не должно быть административных наказаний в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ). Этот признак относится к руководителям компании, а также к главному бухгалтеру, и подтверждается декларированием. Если заказчик обнаружил, что участник ранее был судим за данные правонарушения, но при этом судимость аннулирована или погашена, то такой поставщик имеет полное право принимать участие в закупке.
  5. Лицо, принимающие участие в торгах, не должно являться офшорной организацией (Приказ Минфина РФ № 108н от 13.11.2007). В качестве подтверждения предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
  6. Между заказчиком и участником процедуры отсутствует конфликт интересов (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/47126 от 24.07.2017). Это подтверждается соответствующей декларацией.
  7. Лицо, принимающее участие в торгах, обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Условие необходимо в случае, если в ходе исполнения контракта заказчик приобретает права на такие результаты (п. 8 ч. 1 ст. 31).
  8. Участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента участия в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, — незаконное вознаграждение от имени юридического лица (п. 7.1 ч. 1 ст. 31).
  9. В требованиях не должно быть прочих ограничений для участия в закупке (п. 11 ч. 1 ст. 31, введен законом № 504 от 31.12.2017).

Этим параметрам должен соответствовать любой участник закупки — это 44-ФЗ устанавливает однозначно.

Согласно ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона № 44, заказчик также вправе установить условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505).

Если же говорить о дополнительных условиях к участникам тендера, то стоит отметить, что Правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.04.2015 № 99, к таковым относятся:

Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).

Что касается условия предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то напомним, что в состав единых требований включен пункт о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке. При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика. Однако существует и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок. Так, арбитражные суды отмечают, что условия заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44.

Если вы соответствуете всем пунктам из списка, вы можете вступить в ассоциацию участников и помочь другим участникам в защите их прав и интересов. Ассоциация участников закупок (АУЗ) — это созданное на добровольных началах некоммерческое объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью осуществления общественной деятельности. Основу этой деятельности составляют представление и защита интересов членов АУЗ преимущественно в сфере закупок.

Условия по 223-ФЗ

Федеральный закон № 223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая при этом конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах можно почерпнуть из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Данное Положение обязательно публикуется в ЕИС.

Несмотря на то, что законом № 223 четко не определены требования к участникам закупки, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении, а также в документации тендера. При этом одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.

Помимо этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.

Рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений. Согласно Положению этого заказчика, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и других возможностей, а также положительная деловая репутация. При этом заказчик оставляет за собой право предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

Избыточные требования к участникам закупки

Избыточные требования — это условия, существенно ограничивающие конкуренцию участников закупки при проведении процедур госзаказа.

Например, некоторые заказчики стали активно оценивать деловую репутацию исполнителей, применяя индекс деловой репутации. Более того, согласно сообщениям ФАС, организации требуют подтвердить ИДР путем сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015, что значительно ограничивает конкуренцию между потенциальными поставщиками закупки.

В Федеральном законе № 44 нет никаких указаний о том, что участники должны сертифицировать свою деловую репутацию в соответствии с ГОСТами. Подтверждение их добросовестности может быть сформировано в свободной форме (Письмо ФАС № ИА/71669/18 от 07.09.2018, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28 от 19.01.2017).

В рамках осуществления закупочной деятельности по нормативам Федерального закона № 223, организации-заказчики самостоятельно устанавливают требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (Письмо ФАС № СП/51294-ПР/18 от 05.07.2018).

При этом многие учреждения злоупотребляют своими полномочиями и определяют для участников закупки избыточные требования — такие, как связь с производителем, определенный опыт в поставке приобретаемой продукции. Также некоторые заказчики требуют особые условия для формы и содержания заявки, обозначают наличие выписок и справок, которые исполнитель просто не имеет возможности получить в срок, отведенный для подачи заявки. Все эти избыточные требования ведут к ограничению конкуренции при осуществлении закупки, результатом чего становятся отклонения заявок по формальным признакам.

Выходом из данной ситуации может быть разработка типового положения о закупках на региональном уровне, в котором будут нормированы единые требования как к участникам закупки, так и к формальному и содержательному виду заявок.

Что делать, если участник не соответствует требованиям

Заказчик должен помнить, что при обнаружении закупочной комиссией несоответствия участника единым требованиям закупки или же при предоставлении им недостоверной информации отстранение исполнителей от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки можно осуществить в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона № 44).

Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования, согласно ч. 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия данным условиями и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (Письмо Минфина РФ № 24-03-08/70136 от 25.10.2017).

То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным согласно ч. 1.1 ст. 31 — если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверки по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/62505 от 26.09.2017).

Статья 31. Требования к участникам закупки

  • проверено сегодня
  • закон от 28.03.2019
  • вступила в силу 01.01.2014

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 11.01.2018 09.01.2017 01.01.2017 01.01.2016 13.08.2015 01.07.2015 04.06.2014 01.01.2014

При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

  • 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
  • 2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;
  • 3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
  • 4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
  • 5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчётности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
  • 6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
  • 7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
  • 7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • 8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
  • 9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
  • 10) участник закупки не является офшорной компанией;
  • 11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.

Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Заказчик проверяет соответствие участника запроса котировок, с которым заключается контракт, требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при заключении контракта.

Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

При осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 настоящей статьи, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:

  • 1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;
  • 2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более десяти миллионов рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.

Положения части 10 настоящей статьи не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьёй 111.4 настоящего Федерального закона.

В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днём установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признаётся уклонившимся от заключения контракта.

Решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном настоящим Федеральным законом порядке.


Иногда заказчики выставляют в закупках по 44-ФЗ нестандартные требования. По крайней мере, они являются таковыми с точки зрения поставщика. Но всегда ли они являются излишними? Рассмотрим случаи из практики.

Требование о прошивке листов котировочной заявки

Заказчик установил, чтобы участники запроса котировок подавали свои заявки в прошитом виде. Тем, кто пренебрег этими требованиями, в приеме заявок было отказано. Правомерно ли это?

Закон 44-ФЗ устанавливает строгие требования к бумажным заявкам лишь для открытого конкурса. Что касается запроса котировок, то про необходимость сшивать листы не упоминается. Но заказчик может установить такое требование самостоятельно. И если участник его не выполнит, то на основании пункта 7 статьи 78 закона 44-ФЗ котировочная комиссия заявку может не рассматривать.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Похожее правило действует и для запросов предложений. В пункте 3 части 6 статьи 83 закона прописано, что в извещении заказчик может установить требования к содержанию, составу и форме заявок, а также привести инструкцию по их заполнению.

Получается, что требование сшить листы заявки на запрос котировок или предложений является правомерным. И если участники его не выполнит, его заявку не примут.

Требование о регистрации участника на территории РФ

Как известно, для определенных объектов закупок установлен приоритет российских товаров, а также товаров, произведенных на территории ЕАЭС. Но иногда заказчики перегибают палку и устанавливают такой приоритет для объектов, на которые не распространяется национальный режим. Так, в одной закупке заказчик потребовал, чтобы поставщик задекларировал свою регистрацию в России и тот факт, что в составе его учредителей граждане РФ.

Однако закон 44-ФЗ не предполагает подачи участниками подобной декларации. Так что это требование является излишним. Если процедура позволяет, можно обратиться к заказчику за официальным разъяснением. Пусть ответит, на основании какого закона или иного акта он выставил подобное требование. В любом случае можно подавать документы без такой декларации. И если заказчик заявку не примет, следует пожаловаться в ФАС.

Требование о несудимости

В следующем примере заказчик - детский сад - при закупке клининговых услуг выставил требование к исполнителю о наличии справки о несудимости. Правомерно ли это, если учесть, что сотрудники детского сада обязаны иметь подобные справки?

На самом деле подтвердить свою несудимость исполнителю все же придется. Но это относится непосредственно к лицу, которое будет оказывать клининговые услуги для детского сада. То есть именно к тому работнику, кого компания отправит исполнять заказ. А вот устанавливать подобное требование к участнику закупки неправомерно, поскольку в статье 31 закона 44-ФЗ оно отсутствует.

К слову, срок изготовления справки о несудимости - 30 дней. Это нужно учитывать, готовясь участвовать в таких закупках.

Требование о присутствии поставщика при приемке

Может ли заказчик прописать в контракте, что при приемке товара обязан присутствовать представитель исполнителя? Ничего криминального и даже удивительного в таком требовании нет. Ведь приемка - это процесс двусторонний, что закреплено в законодательстве. При этом стороны должны подписать документ, который служит подтверждением факта приемки.

Поэтому такое условие в контракте не является нарушением. Но стоит учесть, что требовать присутствия какого-то конкретного работника организации, например, директора, заказчик не может. Это будет считаться ограничением конкуренции по территориальному признаку. Ведь поставка может быть осуществлена, например, исполнителем из соседнего города. В этом случае представителем компании может быть водитель или экспедитор, наделенный соответствующими полномочиями.

Как видно, некоторые требования, которые на первый взгляд могут показаться странными, являются вполне законными, и наоборот. Как же быть поставщику? Если разъяснение заказчика не помогло либо нет возможности его получить, следует поискать информацию на сайте ФАС. Служба публикует решения, принятые по жалобам, в том числе и по закону 44-ФЗ. Потенциальному участнику стоит поискать жалобы на заказчиков, выдвигавших схожие требования. Ориентироваться при этом лучше на дела, рассмотренные УФАС своего региона.

Друзья, наверняка у всех вас уже на слуху документ под названием «Декларация о соответствии требованиям, установленным заказчиком» при проведении того или иного аукциона! И требования эти заказчик устанавливает согласно 31 СТАТЬИ 44 ФЗ , а основными требованиями этой статьи, с которыми вы часто сталкиваетесь, является например отсутствие поставщика в РНП, не проведение ликвидации компании поставщика, отсутствие недоимок по налогам и сборам, отсутствие судимости в сфере экономики и т.д. (все что перечислено в шаблоне декларации, которую мы предоставляем вам в открытом доступе и скачать которую можно на нашем сайте). Так вот, я хочу немного дополнить эту интересную 31 статью , точнее рассказать вам о том, что согласно этой самой статьи заказчик может установить ряд дополнительных к поставщикам-участникам требований! Давайте посмотрим, как написано в законе:

«Правительство Российской Федерации вправе (обратите внимание, не обязано, т.е. на усмотрение заказчика) устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта (расшифровка: динамичная бух. отчетность за последний календарный год с отметкой налогового органа );

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (наличие производственной базы, техники, и т.д. );

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (сканы договоров и всех закрывающих документов к договорам (акты, акты ввода объекта в эксплуатацию, фактуры, счета-фактуры, КС-2, КС-3 и т.д. );

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (наличие квалифицированного штата специалистов с дипломами, корочками, допусками и т.д., подтвердить который можно наличием сканов трудовых договоров, трудовых книжек, дипломов, сертификатов и т.д. )

Если простым языком прокомментировать эту выдержку из 31 статьи , то можно отметить что в зависимости от сложности и специфичности некоторых электронных аукционов (а также конкурсов (с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов), заказчик имеет возможность потребовать от поставщиков-участников например подтвердить свой опыт в аналогичных работах/услугах путем предоставления отсканированных договоров и закрывающих к ним документов, которые были выполнены в течении трех последних лет до момента подачи заявки на участие в торгах. И сумма этих договоров (или одного договора) должна быть более или равна 20% от начальной цены контракта (НМЦК ) по этим торгам. Но заказчик не может спонтанно потребовать ОПЫТ, он имеет право установить подобные требования, при условии, что сумма аукциона например превышает 10 млн. рублей, либо работы являются специфичными (сложными, нетипичными) и попадают в перечень, указанный в дополнительных требованиях, прописанных в документе который можно открыть по ссылке:

В любом случае заказчик обязан и в извещении к аукциону, и в аукционной документации прописать свои требования крупным шрифтом! И соответствуя этим требованиям, поставщик все необходимые документы должен подгрузить в составе второй части заявки (помимо универсального пакета документов).

Если вы видите, что заказчик установил дополнительные требования необоснованно, т.е. не имея отношения к вышеуказанным случаям, то срочно пишите запрос на разъяснение аукционной документации или звоните заказчику напрямую чтобы устранить незаконное усложнение подготовки пакета документов для участия в данных торгах.

Предъявляются ко всем участникам тендеров, во всех типах процедур, в том числе при закупке у единственного поставщика.

  1. Поставщик должен соответствовать законодательству: иметь необходимые для его вида деятельности лицензии и членство в СРО, если это необходимо для исполнения контракта. Это требование к участникам госзакупок подлежит документальному подтверждению, а закупочная комиссия обязана проверить подлинность и актуальность лицензии или выписки СРО.
  2. В отношении участника отсутствует процесс ликвидации, нет решения арбитражного суда о признании его банкротом. Поставщик указывает данный факт только в декларации. Госзаказчик же может проверить информацию в интернете по номеру ИНН.
  3. Не приостановлена в административном порядке деятельность всех одновременно структурных подразделений юридического лица или ИП, на всех объектах, по всем заявленным видам деятельности – декларируется поставщиком. По факту, полная блокировка деятельности происходит только в крайних случаях, а частичная – не является препятствием для участия в торгах.
  4. Задолженность перед налоговыми органами за предыдущий год составляет не более четверти балансовой стоимости активов. Тем не менее заявку на участие можно подать, если обжалование долга находится в рассмотрении. Также при определении налоговой недоимки не учитываются неуплаченные арендные отчисления и кредиты: реструктурированные, признанные исполненными или безнадежными к взысканию по решению суда. Условие предусматривает только декларирование, но закупочная комиссия проверяет размер задолженности и может отклонить заявку.
  5. Члены руководства организации, в том числе главный бухгалтер, не были осуждены за экономические преступления и взяточничество, имеют право занимать свои должности и осуществлять деятельность, связанную с объектом закупки. Этот факт декларируется, но в реальности у представителей заказчика нет возможности его проверить.
  6. Юридическое лицо не привлекалось по статье 19.28 КоАП РФ в течение последних 2 лет. Подлежит декларированию, заказчик может проверить наличие административных нарушений на сайте Генпрокуратуры.
  7. Нет конфликта интересов. То есть между представителями заказчика и членами руководства участника не должно быть родственных отношений. Необходима декларация данного факта. Судебная практика в этом вопросе говорит о том, что в родственных связях не должны состоять даже люди, не упомянутые в 31 статье 44-ФЗ, если они могут оказывать влияние на должностных лиц. Например, руководитель администрации города может повлиять на результаты тендера. Значит комиссия вправе отклонить заявку организации, принадлежащей его сыну.
  8. Поставщик – не офшор. Для подтверждения достаточно выписки из ЕГРЮЛ.
  9. Участник обладает исключительными интеллектуальными правами на результаты деятельности, которые являются объектом закупки (кроме произведений литературы, прокатных фильмов и предметов искусства). Например, заказчику нужно специализированное программное обеспечение. Тогда исполнитель передает заказчику не только само разработанное ПО, но и права на его использование и дальнейшую доработку, а сам уже не сможет его повторно продать другому клиенту.

Также закон позволяет заказчику указать в требованиях отсутствие организации в списке РНП.


Значительную часть этой информации относительно любого юридического лица можно найти на сайте Синапс в разделе Проверка контрагентов , в том числе: арбитражные дела, исполнительное производство, лицензии, связи организации, добросовестность и т.д.

Дополнительные требования к участникам госзакупок

  1. При организации конкурсов или аукционов (с ограниченным участием, закрытых, двухэтапных, в том числе электронных), заказчик может потребовать наличие:
    - достаточных финансовых средств;
    - оборудования или специализированной техники;
    - опыта выполнения аналогичных задач;
    - положительной репутации;
    - квалифицированного персонала.
  2. Особые требования также предусмотрены для аудиторов, консультантов, строительных и проектировочных компаний.

Предъявлять какие-либо иные требования, не упомянутые в статье 31 Федерального закона 44-ФЗ, заказчик не имеет права.

Как подтвердить соответствие требованиям

Участник закупки обязан приложить ко второй части заявки:

  • Документы по пункту 1 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ и декларацию по пунктам 3, 5, 7, 9. С июля 2018 она формируется на ЭТП автоматически, участнику нужно только поставить “галочку” при подаче заявки и подтвердить отправку своей электронной подписью.
  • Выписку из ЕГРЮЛ не старше 6 месяцев.
  • Уставные документы.
  • Подтверждение исполнения дополнительных требований, если они установлены.

Если участник не предоставил все необходимые документы во второй части, заявка будет отклонена. Если тендер выигран, но комиссия выявила недостоверную информацию, заказчик обязан отказать победителю в заключении контракта. Оба решения можно обжаловать. Незаконное отклонение участника влечет наложение штрафа на членов закупочной комиссии: от 5 до 30 тысяч рублей.