Федеральная государственная власть в рф. Органы власти в Российской Федерации: понятие, структура. Судебная власть и его роль в государстве

«Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Конституция РФ ст.10

Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация -- одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека -- обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.

Президент

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введен ряд запретов.

Прежде всего Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.

Так, если государственная дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход -- отставка Правительства.

Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент -- арбитр в споре между властями -- может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

Полномочия Президента. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Надо сказать, что нынешнему президенту пытались выдвинуть импичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно.

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

Законодательная власть

Парламент Российской Федерации -- Федеральное собрание -- состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.

В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

Исполнительная власть

демократический судебный законодательный власть

«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», -- гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности -- обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

Судебная власть

К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставлении судье в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов -- одна из важных задач России.

По общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-первых, усложнение и ускорение общественной жизни требует быстрых и оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена для их принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям. Именно так произошло, например, с Четвертой Республикой во Франции (1946-1958 гг.).

Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Надо иметь ввиду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.

Система органов государственной власти - это совокупность органов, осуществляющих властные полномочия объединенная на принципах подчиненности и иерархичности.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент Российской Федерации;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство Российской Федерации;

4) суды Российской Федерации.

Конституцией РФ закреплен принцип разделения

государственной власти на:

1) законодательную;

2) исполнительную;

3) судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Принципами организации и деятельности органов государственной власти в РФ являются: д емократизм, законность, единство, гуманизм, научность,

выборность, гласность, суверенитет государственной власти, участие граждан в осуществлении государственной власти.

Виды органов государственной власти в РФ.

1. В соответствие с принципом разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.

2. В соответствие со сроком исполнения полномочий: постоянные и временные.

3. В соответствие с характером компетенции: общей компетенции и специальной компетенции.

4. В соответствие с действующей иерархией государственных органов: федеральные, республиканские, местные.

5. В соответствии со способом осуществления полномочий: единоличные и коллегиальные.

Глава 4. Президент Российской Федерации

Статья 80. Президент РФ является главой государства.

Статья 81. 1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2.Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Функции Президента РФ - это основные направление его деятельности в установленной сфере.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Представительская функция в международных отношениях.

Определение основных направлений внутренней и внешней политики.

Охрана суверенитета РФ и ее независимости.

Обеспечение согласованного функционирования органов государственной власти.

Полномочия Президента рф:

Связанные с деятельностью Федерального Собрания:(ст.84)

Назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;

Имеет право роспуска Государственной Думы.

Подписывает и обнародует федеральные законы;

Вносит законопроекты в Государственную Думу;

Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Назначает референдум.

Связанные с деятельностью исполнительной власти: (ст.83)

Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства.

Принимает решение об отставке Правительства РФ.

Утверждает структуру федеральных органов власти.

Назначает и освобождает от должности федеральных министров.

Связанные с деятельностью органов государственной власти:

Формирует Администрацию Президента РФ.

Статья 91. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Статья 92. Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Статья 93. 1. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

2. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Комментарий к Статье 11 Конституции РФ

1. Государственная власть в Российской Федерации реализуется перечисленными в данной статье федеральными органами государственной власти. Это: Президент - глава государства (гл. 4); Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган власти, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (гл. 5); Правительство - исполнительный орган власти (гл. 6); а также суды РФ (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) - органы судебной власти (гл. 7).

Комментируемая статья конкретизирует положения Конституции (ст. 10, 12) о разделении властей в России. В ч. 1 перечисляются федеральные органы государственной власти, ч. 2 и 3 формулируют идею разделения властей и разграничения предметов ведения и полномочий между двумя их уровнями - федеральным и уровнем субъектов Федерации. Устанавливая перечень федеральных органов государственной власти в гл. 1 "Основы конституционного строя", изменение которой возможно только в усложненном порядке, предусмотренном ст. 135, законодатель тем самым обеспечил конституционные гарантии стабильности организации государственной власти в Российской Федерации. Положения гл. 4-7 Конституции конкретизируют статус, состав и полномочия федеральных органов государственной власти и не могут противоречить положениям комментируемой статьи, а также основам конституционного строя Российской Федерации в целом. Часть 1 комментируемой статьи отразила принципиально иную, чем это было до принятия Конституции 1993 г., конституционную систему государственной власти.

Президент Российской Федерации - глава государства, не входит прямо ни в одну из ветвей государственной власти согласно принципу разделения властей (см. комментарий к ст. 80). Особенности положения Президента в системе разделения властей связаны прежде всего с его статусом главы государства и гаранта Конституции, призванного обеспечивать согласованное взаимодействие органов государственной власти, а также с его деятельностью, определяемой ст. 80 Конституции.

Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган РФ, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Названия палат российского парламента отражают их определенную самостоятельность и различия в функциях. Это находит отражение как в отличиях процедур формирования Совета Федерации и Государственной Думы, так и в конституционном разграничении их компетенции (см. комментарии к ст. 102 и 103).

Правительство - федеральный орган исполнительной власти. Основы его статуса, порядок формирования, состав и важнейшие полномочия определяются ст. 110-117 Конституции.

Часть 1 ст. 11 не конкретизирует понятие суды Российской Федерации. Наиболее важные принципы устройства судебной системы указаны в гл. 7 Конституции, где устанавливается, что судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 18), закрепляются гарантии независимости (ст. 120), несменяемости (ст. 121) и неприкосновенности судей (ст. 122), а также определяются статус, порядок формирования, состав и полномочия Конституционного Суда (ст. 125), Верховного Суда (ст. 126), Высшего Арбитражного Суда (ст. 127). Для более детального определения принципов устройства и функционирования судебной системы Конституцией предусмотрено принятие федерального конституционного закона (ч. 3 ст. 118). В ч. 2 и 3 ст. 4 Закона о судебной системе РФ закреплена общая структура судебной системы в России.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет самостоятельность субъектов Федерации в образовании системы их органов государственной власти, структуры, правомочий, порядка их формирования и наименования. Установление собственной системы органов государственной власти и самостоятельное осуществление государственной власти соответствуют конституционному принципу федеративного устройства России, требованию единства системы государственной власти (см. комментарии к ст. 5 и 77).

Государственное строительство в субъектах Федерации демонстрирует многообразие систем государственной власти. Единство данной системы зиждется на соответствии основам конституционного строя: республиканской форме правления, социальному и светскому характеру Российского государства. Субъекты Федерации, самостоятельно устанавливая систему органов государственной власти, обязаны действовать в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77). Данное правомочие не может осуществляться субъектами Федерации в ущерб единству системы государственной власти в Российской Федерации (ч. 3 ст. 5; ч. 2 ст. 77; ч. 2 ст. 78) и должно реализовываться в тех правовых границах, которые определены Конституцией и принятыми на ее основе федеральными законами.

3. Разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации является ключевой и самой сложной проблемой федерализма. Правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами заложены Конституцией. Уже в гл. 1 "Основы конституционного строя" устанавливается, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов является одной из основ федеративного устройства страны (ч. 3 ст. 5). В ч. 3 ст. 11 закреплены различные правовые механизмы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов: установлено, что такое разграничение осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами.

Конституционное разграничение компетенции федерального центра и субъектов Федерации играет определяющую роль: в ст. 71 и 72 установлены соответственно перечни предметов исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, а ст. 73 определяет, что по всем остальным предметам ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Упоминаемый в ч. 3 комментируемой статьи Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г. и с некоторыми изменениями включен в Конституцию 1993 г. - в те ее разделы, которые касаются разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. В результате большая часть положений Федеративного договора утратила свое самостоятельное значение. Не вошедшие в Конституцию положения Федеративного договора продолжают действовать, но лишь постольку, поскольку это не противоречит Конституции (ч. 1 раздела второго "Заключительные и переходные положения").

Единообразие конституционного подхода к распределению предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами требует установления федеральным законодателем единых правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти со всеми субъектами РФ. Однако правовое равенство субъектов не означает равенства их потенциалов и уровня социально-экономического развития, во многом зависящих от территории, географического положения, численности населения, исторически сложившейся структуры народного хозяйства. Учет региональных особенностей является необходимым условием соблюдения баланса интересов Федерации и ее субъектов, и здесь важную роль сыграли договоры о разграничении предметов ведения и полномочий и соглашения о взаимном делегировании осуществления части полномочий. Поскольку в Конституции приводится лишь перечень предметов совместного ведения, органы государственной власти - федеральные и региональные - ведут процесс разграничения своих полномочий по конкретным предметам совместного ведения (закрепляют юридически значимым документом конкретный объем полномочий и ответственность органов власти различных уровней по различным вопросам предметов совместного ведения).

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами является динамичным процессом, который основывается также на ч. 4 и 5 ст. 66, ст. 76, ч. 2 и 3 ст. 78, ч. 1 ст. 85, ч. 3 ст. 125 Конституции. Эти конституционные нормы, в частности, определяют: порядок правового регулирования конституционно установленных предметов ведения; особенности отношений между "сложносоставными" субъектами Федерации; принципы взаимного делегирования осуществления части полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти; порядок разрешения споров о компетенции, а также разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

Положение о возможности разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов Конституцией, Федеративным и иными договорами не изменяет существующей природы Федерации. Современная Россия имеет конституционную природу, и только в рамках федеральной Конституции могут обсуждаться вопросы объема полномочий субъектов.

Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что приоритет положений Конституции имеет место как при определении статуса субъектов Федерации, так и при определении предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и ее субъектов (см., например, Постановление от 07.06.2000 N 10-П). Из этого следует, что договоры о разграничении предметов ведения и полномочий носят по отношению к Конституции подчиненный характер, должны ей соответствовать и не могут толковаться как какое-либо изменение установленного Конституцией правового статуса РФ и ее субъектов. В договорах исключается любое ограничение либо разделение суверенитета РФ (см., например, Определение КС РФ от 27.06.2000 N 92-О).

Заключение договора всегда предполагает согласование действий и их координацию. Путем заключения договоров решается целый комплекс вопросов, направленных на гармонизацию взаимоотношений Федерации и ее субъектов. Взаимная передача осуществления части своих полномочий органами исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляется соглашениями, которые заключаются органами исполнительной власти, поэтому предметами этих соглашений не могут быть сферы, отнесенные в соответствии с принципом разделения властей к ведению законодательной власти.

Практика заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий активно развивалась в России в 1992-1999 гг. В настоящее время большинство договоров прекратили свое действие в связи с различными основаниями (принятие федеральных законов, регулирующих отношения между федеральными и региональными органами государственной власти по тем вопросам, которые ранее были урегулированы в рамках договоров; выполнение задач, для реализации которых заключались договоры; истечение срока действия договоров и др.).

Первоначально порядок работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации и по взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации был определен Указом Президента РФ от 12.03.1996 N 370*(45), который устанавливал четкие правовые рамки договорного процесса. В частности, не допускалось изъятие или перераспределение предметов ведения РФ, установленных в ст. 71 и 72 Конституции, запрещалось изменение статуса субъекта Федерации, содержались другие ограничения.

Процедуры подготовки и подписания соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации регулировались также Законом о Правительстве РФ, Регламентом Правительства РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 N 604*(46), и постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 129 "Об утверждении Положения об обеспечении контроля за соблюдением соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации". Затем единые условия и порядок подготовки проектов договоров и соглашений были закреплены Федеральным законом от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", действие которого было отменено Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ.

В настоящее время порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров и соглашений регулируются Законом об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии с процедурой, установленной этим Законом, был, в частности, утвержден новый Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Республики Татарстан*(47).

Конституционный Суд РФ в некоторых случаях рекомендовал использовать договорную практику также в качестве эффективного инструмента достижения согласия в конфликтных ситуациях, связанных с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти. Например, решая вопрос о принципах разграничения компетенции между органами власти субъектов Федерации, входящих в так называемые "сложносоставные" субъекты Федерации, Конституционный Суд РФ указал, что "на основе Конституции Российской Федерации и в рамках действующего законодательства автономный округ, край, область могут конкретизировать с помощью договора условия и порядок формирования органов государственной власти. Однако указанный договор не может содержать положений, ограничивающих избирательные права граждан автономного округа, края, области. При отсутствии такого договора должны применяться федеральное законодательство и соответствующие законы края, области" (Постановление КС РФ от 14.07.1997 N 12-П "По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области"*(48)).

Как показывает сложившаяся практика федеративного строительства, правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации наряду с Конституцией и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий может осуществляться также: федеральными законами, соглашениями о разграничении полномочий между органами исполнительной власти по конкретным предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (являлись составной частью договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в соответствии с нормативными актами Президента и сложившейся договорной практикой); соглашениями о взаимном делегировании осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (ч. 2 и 3 ст. 78), решениями Конституционного Суда РФ.

Федеральные законы непосредственно не указаны в ч. 3 ст. 11 Конституции в качестве правового инструмента разграничения предметов ведения и полномочий. Однако, по смыслу ст. 72 и ч. 2 ст. 76, рассматриваемых системно, "федеральный закон как нормативный правовой акт общего действия, регулирующий те или иные вопросы (предметы) совместного ведения, определяет права и обязанности участников правоотношений, в том числе полномочия органов государственной власти, и тем самым осуществляет разграничение этих полномочий" (см., например, Постановление КС РФ от 09.01.1998 N 1-П).

Начатая в начале 90-х годов ХХ в. практика заключения соглашений о взаимном делегировании осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (на основании ч. 2 и 3 ст. 78) стала эффективным инструментом государственного управления и продолжает активно развиваться в настоящее время. Например, только МЧС России за период с 2004 по 2007 г. было заключено около 100 соглашений с государственными органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Конституционный Суд РФ также является одним из важных участников практического разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, поскольку в процессе судопроизводства этот орган разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций (уставов), а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, решает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектов, дает толкование Основного Закона и тем самым юридически устанавливает права и обязанности органов государственной власти РФ и субъектов Федерации как участников правоотношений.

Кроме того, одним из инструментов разграничения предметов ведения и полномочий являются согласительные процедуры, которые Президент использует для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации (ч. 1 ст. 85). Как показывает практика, разногласия наиболее часто возникают именно в сфере разграничения предметов ведения и полномочий федеральных и региональных органов власти. В согласительных процедурах принимают участие представители федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. По итогам работы принимается согласованное решение, которое оформляется протоколом или договором (соглашением).

Поскольку процесс разграничения предметов ведения и полномочий объективно является конкурентным и потенциально конфликтным, неоднократно возникали идеи о необходимости решить его "раз и навсегда", полностью разделив предметы ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Такая точка зрения является не только ошибочной, но и опасной, так как исчезновение сферы конкурирующей компетенции ведет к ослаблению связей, скрепляющих Федерацию, поскольку тем самым уничтожается предмет для постоянного (пусть и небесконфликтного) диалога и взаимодействия Федерацией и ее субъектов. Полное разграничение предметов совместного ведения и полномочий провоцирует изоляцию регионов, особенно экономически сильных. Вдумчивое и деликатное использование разнообразных форм и методов разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов позволяет обеспечить высокую эффективность государственного управления с учетом различия в уровнях социально-экономического развития российских регионов, способствует согласованию интересов федерального центра и регионов, помогает создать равные стандарты защищенности прав граждан на всей территории страны.

Всем добре! Сегодня на очереди разбор темы «Органы власти в Российской Федерации». Тема сложная, требуется знать не только названия органов, но и как они в реальности функционируют. Без такого знания делать на любом экзамене просто нечего. Поэтому вперед.

Для начала напомню, что мы живем в государстве Россия, понятно, что оно возникло очень давно — около IX века н.э... Вот есть государство США. Оно возникло совсем недавно по меркам России-то. Однако есть общие признаки у любого государства.

И первый самый важный признак — аппарат власти — это и есть органы власти. Без них не возможно представить себе ни одно государство. Как они формировались? Ну, есть множество теорий. Так, есть теория теологическая (авторы Августин Блаженный и Фома Аквинский), говорящая, что любая власть есть от Бога, чтобы обуздывать пороки людей через законы. Есть и другие теории. Лично мне близка классовая теория. О ней я рассказывал .

Вот сегодня мы с вами и разберемся с аппаратом власти. Какая же структура органов государственной власти есть в Российской Федерации? Вот схема:

Давайте разберемся что здесь к чему. Во-первых, все органы власти РФ разделены по ветвям власти: на законодательную (которая законы принимает), исполнительную (законы, не поверите, исполняет, чтоб они действовали) и судебную (судит).

Законодательная власть представлены парламентом — который у нас в России называется Федеральной собрание. Именно он принимает законы. Кто может предлагать законопроекты? Ответ:

Народ может только избирать Госдуму и Президента. Предлагать законопроекты он не может. Сначала законопроект поступает в нижнюю палату Парламента — Госдуму. Там проходит три чтения, если проходит — дальше поступает в Совет Федерации, и если подходит — то на подпись Президенту. Президент РФ может закон отправить на доработку. Если он так сделает больше 3-х раз — Госдума может ему объявить вотум недоверия и будет в общем плохо всё... Так функционируют федеральные законодательные органы власти в РФ.

Президент же назначает Председателя Правительства. Правительство законы НЕ принимает, оно их ИСПОЛНЯЕТ. Например, вот Парламент принял закон «О повышении минимального размера оплаты труда до 20 000 рублей» (к примеру, сегодня она составляет 4600, а минимальный прожиточный минимум — 7 500). Правительство должно его исполнить то есть Министр Финансов должен что хочет делать, но найти эти деньги! И обеспечить, чтобы закон исполнялся! Так функционирует исполнительные органы власти в России.

Понятно, что судебная власть нужна для того, чтобы судить. Также судебная власть в лице Конституционного суда сверяет содержание принимаемых и действующих законов с Конституцией — основным законом страны — , чтобы они ей не противоречили. Верховный суд РФ — высшая судебная инстанция для большинства судебных дел. Высший арбитражный суд — решает дела, связанные с экономической и финансовой сферой.

Какое же место занимает Президент в структуре органов государственной власти РФ? Президент РФ НЕ относится ни к одной ветви власти, а стоит над ними, координируя их функционирование! Это, дорогие абитуриенты, крайне важно понят и запомнить! В тестах ЕГЭ по обществознанию крайне много заданий на этот принцип! Как-то так! 🙂

Далее, Россия — имеет республиканскую форму власти. Это означает, что высшие органы власти в РФ выбирает российский многонациональный суверенный (независимый) народ — то есть мы с вами, дорогие друзья (смотрите иллюстрацию).

Народ избирает Президента и Государственную Думу (голубые стрелочки). По теории он ещё должен избирать губернаторов, местные парламенты и мэров городов! У нас в Перми, к сожалению, народ отстранен от избрания мэра и губернатора. А ведь если бы избирали — они наверное бы были более старательными — пришлось бы выполнять свои обещания, а иначе больше их не изберут! 🙂

Белыми стрелочкам показаны те органы власти, которые назначает Президент РФ. Всё до жути просто!

Далее Россия — федеративное государство (федерация). Что это означает. Есть две формы государственного устройства — унитарное и федеративное. При унитарном — все территории подчиняются центральной власти и не имеют никакой независимости от центра, послушно выполняя его распоряжения. При федеративном типе государственно-территориального устройства есть центральная (федеральная) власть и местная. Полномочия этих властей определяет договор. В РФ — это Федеративный договор 1992 года — федеральный конституционный закон.

Местная власть обязана исполнять федеральные законы, но может и свои законы принимать, не противоречащие федеральным! Таким образом, по структуре органов государственной власти РФ, местные органы власти дублируют федеральные: губернатор — играет роль президента, в каждом субъекте Российской Федерации есть свой парламент (у нас в Перми — это Законодательное Собрание Пермского Края), и свои министерства.

Важно понять, что в Федерации могут состоять и целые государства, имеющие своего Президента. Так есть республика Башкортостан, республика Татарстан и пр. Однако эти государства в государстве (России) не имеют внешней независимости. Однако имеют большую автономию внутри государства. Есть и другие виды субъектов РФ: автономные округа, области, края и пр. Всё это — субъекты Российской Федерации! Такова структура органов государственной власти РФ.

О политических режимах поговорим в следующем посте — не пропустите и оформите подписку на новые статьи сайта!

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

Среди всех высших органов государственной власти федерального уровня в России первое место, если принять во внимание структуру текста Конституции РФ, принадлежит Президенту РФ. Сразу за главой о федеративном государственном устройстве России (гл. 3) следует глава, посвященная Президенту РФ (гл. 4).

Наиболее общая характеристика правового статуса Президента РФ дана в ч. I ст. 80 Конституции РФ: он является главой государства. Сама по себе она не определяет правовое положение этого должностного лица, но в совокупности со всем кругом его функций, полномочий и порядком замещения должности показывает роль Президента в механизме государственной власти. Президент как бы находится "над" всей системой государственных органов, построенной по принципу разделения властей, осуществляя высший государственный "арбитраж" и являясь главным "хранителем" правопорядка в стране . На это особое предназначение института Президента РФ указывают его функции (т.е. основные направления деятельности), определенные в Конституции РФ. Президент РФ:

  • 1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;
  • 3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
  • 4) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • 5) как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Нормы Конституции РФ об условиях и порядке замещения должности Президента РФ, а также о его полномочиях обеспечивают правовую основу для осуществления указанных функций.

Условия и порядок замещения должности Президента РФ. Президент избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов Президента определяется Конституцией РФ и Федеральным законом от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".

Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это значит, что после перерыва снова можно претендовать на избрание Президентом.

Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" предусматривает, что Президент РФ вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления полномочий (п. 4 ст. 10). Таким образом, само по себе членство в партии для Президента РФ допустимо.

Не может быть избран Президентом российский гражданин, имеющий гражданство другого государства либо вид на постоянное проживание в другом государстве . Гражданин России, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории РФ, обладает равными с иными гражданами России правами на выборах Президента. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента и досрочно прекративший исполнение данных полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или в результате отрешения от должности, не может выдвигаться кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий.

Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации. Решение о назначении принимается не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ. Если же указанный орган не назначит выборы, то они проводятся Центральной избирательной комиссией РФ (далее – ЦИК России) во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ.

Кандидаты на пост Президента РФ выдвигаются политическими партиями, а также самовыдвижением, но при поддержке группы численностью 500 избирателей, обладающих активным избирательным правом. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатом гражданина, являющегося членом иной партии.

Для регистрации выдвинутый кандидат или политическая партия, выдвинувшая кандидата, должны собрать не менее 2 млн подписей, при этом в одном субъекте РФ – не более 50 тыс. В случае, когда подписи собираются среди живущих за рубежом, общее число таких подписей тоже не может быть более 50 тыс.

Если кандидат на пост Президента РФ выдвигается политической партией, то по новеллам 2009 г. регистрация происходит без сбора подписей, когда выдвигают кандидата следующие партии, победившие на выборах, которые проводились до назначения президентских выборов:

  • преодолевшие 7-процентный барьер на выборах в Государственную Думу;
  • не преодолевшие этот барьер на выборах в Думу, но набравшие более 5% голосов избирателей и получившие 1-2 депутатских мандата;
  • партии, чьи списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательных органах власти не менее чем в одной трети субъектов РФ.

Остальные партии, выдвинувшие кандидата в Президенты РФ, обязаны собирать подписи.

При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Действующий Президент РФ исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента.

Конституцией РФ предусмотрено и досрочное прекращение президентских полномочий. Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае: 1) его отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешения его от должности; 4) его смерти; 5) утраты им российского гражданства. При этом выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Отставка Президента РФ представляет собой его добровольное решение о сложении своих полномочий до их истечения. Это решение обнародуется, мотивы отставки Президент РФ определяет самостоятельно. Законодательно процедура отставки не закреплена, но практика показала, что Президент РФ оформляет свой уход в отставку и назначение "преемника" указами (имеется в виду отставка Б. Н. Ельцина).

Стойкая неспособность Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять полномочия заключается в фактической невозможности для него в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий. Волеизъявление Президента не является обязательным условием прекращения его полномочий. Порядок ухода с поста по данному основанию также не урегулирован законодательно.

Отрешение Президента РФ от должности является формой конституционной ответственности Президента. Порядок отрешения установлен Конституцией РФ (ст. 93). Он может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

Представляется, что для лучшего понимания места Президента РФ в системе государственных органов стоит их распределить на группы в зависимости от двух критериев: сферы государственного управления и связи с деятельностью разных ветвей и уровней власти, а также непосредственным народовластием.

  • 1. Полномочия, связанные со сферой законодательной власти :
    • назначение выборов в Государственную Думу в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;
    • роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
    • обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
    • внесение законопроектов в Государственную Думу (реализация права законодательной инициативы);
    • подписание и обнародование федеральных конституционных и федеральных законов и в связи с этим право отлагательного вето в отношении федеральных законов.

Президент РФ обладает рядом полномочий, которые позволяют многим исследователям в сфере конституционного права приходить к выводу, что он является фактическим главой исполнительной власти.

  • 2. Полномочия, связанные со сферой исполнительной власти. Президент РФ:
    • назначает председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы;
    • назначает и освобождает от должности членов Правительства РФ по предложению Председателя Правительства РФ ;
    • после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры, выдвинутой Президентом РФ, он назначает Председателя Правительства РФ самостоятельно, распускает Думу и назначает ее новые выборы;
    • обладает правом председательствовать на заседаниях Правительства РФ, направлять и контролировать его деятельность;
    • вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случаях их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ;
    • вправе принять решение об отставке Правительства РФ;
    • вправе непосредственно руководить деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с положениями Федерального конституционного закона "О Правительстве

Российской Федерации" (ст. 32) Президент РФ как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий ;

  • формирует Администрацию Президента РФ;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
  • представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, а также ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности.
  • 3. Полномочия в сфере взаимоотношений с судебной властью, правоохранительными и контрольными органами :
    • представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
    • представление Совету Федерации кандидатуры Генерального прокурора РФ, а также предложения об освобождении его от должности;
    • представление Совету Федерации для утверждения состава Президиума Верховного Суда РФ и состава Кассационной коллегии Верховного Суда РФ;
    • назначение судей других федеральных судов ;
    • представление Государственной Думе для назначения кандидатуры Председателя (а также предложения об освобождении его от должности) и половины аудиторов Счетной палаты;
    • представление Совету Федерации для назначения кандидатуры заместителя Председателя (а также предложения об освобождении его от должности) и половины аудиторов Счетной палаты.

До последнего времени в Конституционном Суде РФ его Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь избирались тайным голосованием самими судьями из своего состава. 2 июня 2009 г. в Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" были внесены изменения. Вместо должности судьи-секретаря введена еще одна должность заместителя Председателя. Кроме того, установлено, что Председатель Конституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Председатель Конституционного Суда РФ имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

  • 4. Полномочия в сфере взаимоотношений с индивидами :
    • решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища;
    • награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ, высших воинских и специальных званий;
    • осуществление помилования осужденных.
  • 5. Полномочия в сфере взаимоотношений с народом. Президент РФ назначает общероссийский референдум.
  • 6. Полномочия в сфере международных отношений, обороны и безопасности. Президент РФ:
    • ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;
    • назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
    • подписывает ратификационные грамоты;
    • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;
    • формирует Совет Безопасности РФ;
    • утверждает военную доктрину РФ;
    • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
    • вводит военное положение, чрезвычайное положение (как на всей территории России, так и в отдельных ее местностях).

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

  • 7. Полномочия в сфере взаимоотношений с органами государственной власти субъектов РФ. Президент РФ вправе:
    • приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
    • представлять кандидатуры на должности глав исполнительной власти субъектов РФ для наделения их полномочиями законодательными органами власти субъектов РФ;
    • использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;
    • выносить предупреждения высшему должностному лицу субъекта РФ и Законодательному собранию субъекта РФ в случае допущения ими нарушений Конституции РФ;
    • досрочно прекращать полномочия высшего должностного лица субъекта РФ;
    • распустить законодательное собрание субъекта РФ в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Осуществляя свои полномочия, Президент РФ вправе издавать указы и распоряжении, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы Президента могут носить как характер индивидуального правового акта (например, о приеме в гражданство Российской Федерации), так и нормативного правового акта (например, утверждающего положение об Администрации Президента РФ).

Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ). Он не может быть подвергнут каким-либо мерам процессуального характера и не несет ответственности за свои действия, совершенные в период исполнения полномочий Президента.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации принято называть верхней палатой парламента. Этот термин в Конституции РФ не закреплен и является доктринальной характеристикой палаты.

Порядок формирования Совета Федерации прошел несколько этапов становления. В период с 1993 по 1995 гг. он избирался на основе прямых выборов гражданами, проживающими на территории соответствующего субъекта Федерации. Это был первый состав верхней палаты, он был избран сроком на два года на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам. Для второго этапа было характерно замещение постов членов Совета Федерации по должности – главами законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ. Такой способ формирования верхней палаты подвергался критике со стороны ученых и практиков. С одной стороны, этот способ не был оправдан, так как не соответствовал принципу разделения властей, исключающему вмешательство органов государственной власти в деятельность друг друга. С другой – создавал объективные сложности для одновременного осуществления руководителями субъектов своих полномочий и на федеральном уровне, и на уровне субъектов РФ. Третий этап развития Совета Федерации связан с введением иного порядка замещения постов членов этого органа, основанного на принципе делегирования: один представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, избираемый этим органом из своего состава, второй представитель – от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, назначаемый высшим должностным лицом субъекта РФ. Соответственно сроки полномочий этих двух представителей региона обусловлены сроками полномочий органов их избравших (назначивших).

Последняя реформа порядка формирования Совета Федерации связана с принятием Федерального закона от 14.02.2009 №21-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Этим законом установлено, что с 1 января 2011 г. и законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, и высшее должностное лицо должны выбирать своего представителя в Совет Федерации из числа тех, кто уже имеет мандат депутата регионального парламента или представительного органа муниципального образования.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы также претерпел существенные изменения. До вступления в силу ныне действующего Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" половина состава Государственной Думы избиралась по одномандатным округам на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства, другая половина – но единому федеральному округу" и по федеральным спискам на основе пропорциональной системы. Теперь выборы следует проводить исключительно по пропорциональной системе. Все 450 депутатов должны быть избраны по федеральным спискам. Выдвижение федерального списка осуществляется исключительно политическими партиями на съезде, причем партия вправе включать в список лиц, не являющихся ее членами, но не более половины от числа кандидатов, включенных в список. Федеральный список должен быть разбит на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту РФ, группе субъектов РФ или части территории субъекта. Также как и на выборах Президента РФ преимуществом обладают те партии, которые уже имеют представительство в Государственной Думе. Им не нужно собирать подписи граждан для регистрации своих федеральных списков кандидатов.

Как уже было отмечено, срок полномочий депутатов был изменен законом о поправке к Конституции РФ в конце 2008 г., и теперь он составляет пять лет. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ. Решение это должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Если Президент не назначит выборы в установленный срок, то они проводятся ЦИК России в первое воскресенье месяца, следующего затем, в котором истекают полномочия Государственной Думы. При роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы.

Полномочия палат различны. Практически все они определены Конституцией РФ, а порядок деятельности Совета Федерации и Государственной Думы регулируется особого рода нормативными правовыми актами – регламентами палат. Палаты действуют практически самостоятельно. Их заседания проводятся главным образом раздельно. Палаты могут собираться на совместные заседания в следующих случаях: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Равно как и полномочия Президента РФ, полномочия палат российского парламента можно систематизировать, руководствуясь двумя критериями: сферой государственного управления и связью с деятельностью разных ветвей и уровней власти.

Полномочия Совета Федерации закреплены в Конституции РФ, большая часть из них – в ст. 102.

  • 1. Полномочия Совета Федерации, связанные с деятельностью Президента РФ, включают:
    • назначение выборов Президента РФ;
    • отрешение Президента РФ от должности;
    • утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
    • утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
    • принятие решения о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • 2. Полномочия Совета Федерации, связанные с деятельностью судов, иных правоохранительных, а также контрольных органов , включают:
    • назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
    • утверждение Президиума Верховного Суда РФ по представлению Президента РФ;
    • утверждение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ по представлению Президента РФ;
    • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ по представлению Президента РФ;
    • назначение на должность и освобождение от должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ (по представлению последнего);
    • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов по представлению Президента РФ.
  • 3. Полномочия Совета Федерации, связанные с законодательной деятельностью, включают:
    • принятие федеральных конституционных законов и законов о поправке к Конституции РФ;
    • рассмотрение и одобрение (неодобрение) законов, принятых Государственной Думой ;
    • право законодательной инициативы, а также инициативы пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок и другие полномочия в сфере законодательной деятельности.
  • 4. Полномочия Совета Федерации в сфере федеративных отношений: утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • 5. Полномочия Совета Федерации в сфере обороны и безопасности, помимо утверждения уже упоминавшихся указов Президента РФ в данной сфере, включают решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.

По вопросам своего ведения Совет Федерации принимает постановления.

Полномочия Государственной Думы по большей части отражены в ст. 103 Конституции РФ и направлены на создание законов.

  • 1. Полномочия Государственной Думы, связанные с законодательной деятельностью, включают:
    • принятие федеральных законов, федеральных конституционных законов и законов о поправке к Конституции РФ;
    • право инициативы внесения поправок в Конституцию РФ и ее пересмотра, а также другие полномочия в сфере законодательной деятельности.
  • 2. Полномочия Государственной Думы, связанные с деятельностью Президента РФ :
    • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;
    • дача согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, по представлению Генерального прокурора РФ.
  • 3. Полномочия Государственной Думы, связанные с деятельностью Правительства РФ. Помимо уже названного полномочия (связанного с назначением Председателя Правительства РФ) в данную группу можно включить:
    • заслушивание ежегодного отчета Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
    • выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ ;
    • отказ Государственной Думы в доверии Правительству РФ, если вопрос о доверии был поставлен Председателем Правительства РФ.
  • 4. Полномочия Государственной Думы, связанные с правоохранительной деятельностью, защитой прав человека и государственным контролем :
    • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
    • объявление амнистии;
    • назначение на должность по представлению Президента РФ и освобождение от должности половины состава аудиторов и Председателя Счетной палаты.

Еще одним важным полномочием Государственной Думы, оставшимся за рамками предложенной классификационной схемы, является полномочие по назначению на должность и освобождению от должности Председателя Центрального банка РФ.

Отдельного упоминания заслуживает контрольная деятельность Государственной Думы, которая получила с недавнего времени (после внесения соответствующих изменений в Конституцию РФ в конце 2008 г.) новый стимул к развитию. Палаты могут осуществлять эту деятельность путем заслушивания должностных лиц Правительства РФ, министерств, ведомств, государственных организаций путем проведения парламентских слушаний, парламентских расследований, выдвижения парламентских запросов. Палаты могут направить такие запросы Председателю или членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ и другим государственным чиновникам высшего уровня. Запросы соответствующим должностным лицам вправе также самостоятельно направлять члены Совета Федерации и депутаты Думы.

Проявлениями контрольной деятельности можно признать деятельность палат по рассмотрению и принятию представляемых Правительством РФ проектов законов о федеральном бюджете, его исполнении, максимальном объеме использования внешних кредитов (займов), расходов федерального бюджета, направляемых на предоставление государственных кредитов РФ иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям.

Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены досрочно вследствие ее роспуска Президентом РФ. Основания роспуска установлены Конституцией РФ (ст. 109). К ним относятся:

  • 1) трехкратное отклонение Государственной Думой представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства;
  • 2) повторное в течение трех месяцев выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ, если Президент РФ не согласился с первым решением о недоверии;
  • 3) отказ Государственной Думы в доверии Правительству РФ в связи с поставленным Председателем Правительства РФ перед Государственной Думой вопросом о доверии.

По второму и третьему основаниям роспуск Государственной Думы производится, если Президент РФ не примет решения об отставке Правительства РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает новые выборы ее депутатов.

Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания по основаниям, связанным с выражением недоверия или отказом в доверии Правительству РФ; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Важное место среди органов государственной власти федерального уровня, безусловно, занимает Правительство РФ . Оно является органом, осуществляющим исполнительную власть в России и возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Главными документами, определяющими правовую основу деятельности Правительства РФ, являются Конституция РФ, где его статус устанавливается специальными положениями гл. 6, целиком посвященной Правительству РФ, и ряда других глав, а также Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации".

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. На этот пост может быть назначен только гражданин Российской Федерации, не имеющий иностранного гражданства. После своего назначения Председатель Правительства в соответствии с утвержденной указом Президента РФ структурой федеральных органов исполнительной власти предлагает главе государства кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Затем происходит формирование иных федеральных органов исполнительной власти.

Для всех членов Правительства РФ и работников государственного аппарата установлен общий запрет: они не должны иметь гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Члены Правительства РФ не вправе совмещать свою профессиональную деятельность с иными занятиями, в частности, являться членами каких-либо представительных органов (государственных или муниципальных), занимать другие должности в органах государственной власти или местного самоуправления, заниматься предпринимательской деятельностью ни лично, ни через доверенных лиц, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств.

Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Эти полномочия могут быть прекращены досрочно Президентом РФ в случаях:

  • ухода Правительства РФ в отставку по собственной инициативе (она принимается или отклоняется Президентом РФ);
  • принятия решения об отставке Правительства Президентом РФ;
  • выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ;
  • отказа Государственной Думы в доверии Правительству, если вопрос о доверии был поставлен Председателем Правительства РФ.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до тех пор, пока не будет сформировано новое Правительство.

Правительство РФ обладает весьма обширными полномочиями в самых разных сферах управления:

  • в сфере экономики и финансов (разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета, а также обеспечение его исполнения и представление соответствующего отчета Государственной Думе);
  • в социальной сфере (проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения);
  • в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (осуществление мер по охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью);
  • в сфере обороны и безопасности Российской Федерации (оснащение вооружением и военной техникой Вооруженных Сил РФ, меры по охране государственной границы РФ);
  • в сфере внешней политики и международных отношений (реализация внешней политики России, заключение международных договоров РФ, представительство России в международных организациях).

В процессе осуществления своих функций и полномочий Правительство РФ издает правовые акты (постановления и распоряжения) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, которые обязательны к исполнению в России (ст. 115 Конституции РФ). Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, – в форме распоряжений Правительства. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства.

Порядок деятельности Правительства РФ регулируется его Регламентом. Оно является коллегиальным органом, и поэтому решения принимаются на заседаниях (проводятся они не реже одного раза в месяц). Члены Правительства участвуют в заседаниях лично.

Правительство РФ возглавляет систему исполнительной власти , которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральные органы исполнительной власти образуются и действуют в порядке, установленном указами Президента РФ, посвященными вопросам их системы и структуры. В настоящее время актами Президента РФ предусмотрено образование федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Для осуществления своих полномочий Правительство РФ может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно также устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Федеральное министерство – орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства РФ сфере деятельности (например, Министерство иностранных дел РФ). Возглавляется оно входящим в состав Правительства РФ министром.

Федеральная служба – орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной и общественной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью (например, Федеральная служба безопасности). Возглавляется этот орган руководителем (директором) федеральной службы.

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору (например, Федеральное агентство лесного хозяйства). Возглавляется оно руководителем (директором) федерального агентства.

Большинство федеральных служб и агентств подведомственны конкретным министерствам. В структуре центральных исполнительных органов могут создаваться территориальные органы в субъектах РФ, отдельных административно-территориальных единицах.

  • Это особое положение – "над ветвями власти" – не является оригинальным "изобретением" авторов Конституции РФ. Сходное положение "арбитра и главного действующего лица" политического процесса закреплено в Конституции Франции 1958 г. Но сама идея о возможности создания четвертой "ветви" власти – президентской – возникла гораздо раньше. Она принадлежала французскому политику и мыслителю начала XIX в. Бенджамину Констану. Стремясь зарезервировать важную государственную должность для монарха, он предлагал ему "перевоплотиться" в президента с широкими полномочиями и таким образом в новой форме сохранить свою верховную власть.
  • В отношении кандидата в Президенты РФ действуют общие ограничения, установленные избирательным законодательством. Так, согласно Конституции РФ нс имеют права избирать и избираться граждане, признанные судом недееспособными, атакже содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32). Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Закон об основных гарантиях избирательных прав) установлены следующие ограничения (помимо уже названных). Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: – осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений или преступлений экстремистской направленности и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; – подвергнутые административному наказанию за пропаганду нацистской символики или нарушение правил предвыборной агитации (в течение срока действия административного наказания); – в отношении которых судом установлен факт нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности или совершения действий, направленных на разжигание национальной, расовой, иной вражды и розни, если эти нарушения или действия имели место в течение последнего срока полномочий органа или должностного лица, выборы которых назначены.
  • Отказ Президенту РФ в согласии на назначение Председателем Правительства РФ той кандидатуры, которую предпочел Президент, не означает, что главе государства обязательно надо найти нового претендента на должность главы правительства. Президент вправе вносить предложение об одном и том же кандидате трижды. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в постановлении от 11.12.1998 № 28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации".
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Таким образом, здесь возможности Президента РФ расширены – если министерство, федеральная служба или федеральное агентство работает под его руководством, он назначает и смещает как руководителя органа, так и его заместителей.
  • Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры.
  • В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров РФ: д) статуса и защиты государственной границы РФ; е) войны и мира.
  • Вопрос об отставке Правительства РФ в этом случае решает непосредственно Президент РФ, который вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу.