Федеральные округа имеют. Федеральные округа России. Что это - федеральные округа простыми словами

Численность населения федеральных округов России 2017 Представлена таблица населения федеральных округов России на 1 января 2017 года и на 1 января 2016 года год согласно данным Росстата от 31.07.2017 о численности населения Российской Федерации по муниципальным образованиям.
Центральный федеральный округ - крупнейший федеральный округ России. Численность населения Центрального федерального округа на 2017 год составляет 39 209 582 чел. Далее Приволжский федеральный округ с населением 29 636 574 человек. Численность населения Сибирского федерального округа составляет 19 326 196 человек.
Список федеральных округов России упорядоченный по убыванию численности населения.

Население по федеральным округам на 01.01.2017 и на 01.01.2016 с данными общего, естественного и миграционного приростов.

Субъект России На 1 января 2017 На 1 января 2016 общий прирост естественный миграционный
Российская Федерация 146 804 372 146 544 710 259 662 - 2 286 261 948
1 Центральный ФО 39 209 582 39 104 319 105 263 - 71 020 176 283
2 Приволжский ФО 29 636 574 29 673 644 - 37 070 - 22 713 - 14 357
3 Сибирский ФО 19 326 196 19 324 031 2 165 14 755 - 12 590
4 Южный ФО 16 428 458 16 367 949 60 509 - 18 767 79 276
5 Северо-Западный ФО 13 899 310 13 853 694 45 616 - 10 606 56 222
6 Уральский ФО 12 345 803 12 308 103 37 700 22 428 15 272
7 Северо-Кавказский ФО 9 775 770 9 718 001 57 769 78 560 - 20 791
8 Дальневосточный ФО 6 182 679 6 194 969 - 12 290 5 077 - 17 367

Всего в России 8 федеральных округов: Центральный, Приволжский, Сибирский, Южный, Северо-Западный, Уральский, Северо-Кавказский и Дальневосточный. С 2014 по 2016 существовал Крымский Федеральный Округ, затем он был включен в состав Южного Федерального Округа.

По федеральным округам наибольший прирост населения за 2016 год (на 1 января 2017 года) наблюдается в Центральном федеральным округе – на 105 263 человек. Далее Южный федеральный округ с ростом на 60 509 человек и Северо-Кавказский федеральный округ с ростом на 57 769 человек.

Наибольшая убыль зафиксирована в Приволжском федеральном округе на 37 070 человек. Также убыль по итогам 2016 года зафиксирована в Дальневосточном федеральном округе на 12 290 человек.

Самый большой естественный прирост населения зафиксирован в Северо-Кавказском федеральном округе на 78 560 человек.
Самая большая естественная убыль населения зафиксирована в Центральном федеральным округе на 71 020 человек.
При этом в Центральном ФО самая большая абсолютная убыль и самый большой миграционный прирост.

Население по федеральным округам на 01.01.2016 (предварительная оценка) и в среднем за 2015 год

Федеральный округ

Население на 1 января 2016 года Население в среднем за 2015 год
Все Городское Сельское Все Городское Сельское
Российская Федеpация 146 519 759 108 633 610 37 886 149 146 393 524 108 457 915 37 935 609
Центральный ФО 39 091 231 32 042 623 7 048 608 39 021 356 31 961 536 7 059 820
Приволжский ФО 29 668 736 21 237 193 8 431 543 29 692 093 21 234 483 8 457 610
Сибирский ФО 19 320 640 14 073 712 5 246 928 19 316 404 14 055 034 5 261 370
Южный ФО 14 042 858 8 838 590 5 204 268 14 023 344 8 820 291 5 203 053
Северо-Западный ФО 13 850 809 11 653 505 2 197 304 13 847 183 11 646 460 2 200 723
Уральский ФО 12 306 147 9 977 268 2 328 879 12 291 001 9 955 561 2 335 440
Северо-Кавказский ФО 9 717 500 4 771 541 4 945 959 9 688 272 4 757 018 4 931 254
Дальневосточный ФО 6 194 529 4 681 418 1 513 111 6 202 775 4 683 272 1 519 503
Крымский ФО 2 327 309 1 357 760 969 549 2 311 098 1 344 261 966 837

Федеральные округа, представляющие собой в РФ по сути разновидность так называемых специальных округов, довольно хорошо известны в мировой практике федеративных государств. 5 Целью создания специальных округов является обеспечение эффективного управления в той или иной отрасли и решения задач, которые либо совсем не входят в компетенцию органов государственной власти субъектов Федерации, либо должны решаться на межрегиональном уровне. При этом органы и отдельные должностные лица в специальных округах обычно реализуют технико-исполнительные функции.

Цель и нормативно-правовые основы создания федеральных округов в современной России.

Полномочие Президента РФ по назначению и освобождению от должности его полномочных представителей закреплено в Конституции РФ 1993 г. (п. "к" ст. 83). Указанное конституционное положение закладывает фундамент для назначения Президентом вообще любых своих представителей, причем глава государства активно пользуется данным полномочием. На практике Президент назначает представителей в иные органы государственной власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Конституционный Суд и пр.), специальных представителей по какой-либо проблеме (например, для переговоров с Европейским союзом по Калининградской области) и полномочных представителей в федеральные округа.

Федеральные округа образованы в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе". В данном Указе не названы причины, побудившие реорганизовать всю систему представителей Президента на местах (раньше полномочные представители Президента назначались в субъекты РФ) и создать федеральные округа, а содержится стандартная фраза: "В целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений..." Вместе с тем многие из этих причин, вытекающих из указанной цели, вполне очевидны:

1. В частности, за пределами столицы, в ряде случаев на весьма отдаленном от нее расстоянии, имеются объекты, находящиеся в федеральной собственности. Нельзя сказать, чтобы они были бесхозными, но в лучшем случае ими управляли отдельные ведомства. Однако известно, что ведомственный интерес далеко не всегда совпадает с общегосударственным.

2. Помимо этого на рубеже XX-XXI столетий обострилась проблема приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством по вопросам совместного ведения России и субъектов РФ. Однако во многих случаях противоречия коренятся не столько в принципиальной позиции органов государственной власти субъектов РФ, сколько в недостаточной экспертной проработке проектов законодательных актов, в отсутствии возможности провести консультации с соответствующими федеральными органами власти еще на стадии подготовки законопроектов.

Понятие федерального округа. В России федеральный округ представляет собой территорию, охватывающую площадь нескольких субъектов РФ, в рамках которой действует полномочный представитель Президента РФ. Всего на территории РФ образовано семь федеральных округов.

При этом федеральные округа не представляют собой административных единиц, но только дают территориальную "привязку" для деятельности полномочных представителей. Фактически Указ от 13 мая 2000 г. лишь расширил территориальные границы функционирования каждого из полномочных представителей Президента РФ: до принятия Указа полномочный представитель действовал в пределах одного субъекта РФ, в результате же принятия Указа пределы расширились до нескольких субъектов Федерации.

Полномочные представители являются должностными лицами, обеспечивающими исполнение Президентом РФ своих конституционных полномочий, а помимо такой обеспечивающей деятельности каких-либо самостоятельных полномочий представители не имеют. Функции полномочных представителей в федеральных округах. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. (раздел II) следующим образом определяет основные задачи полномочного представителя: организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

В целом функции, которыми наделен, согласно Указу, полномочный представитель, соответствуют поставленным в том же указе перед таким представителем главным задачам его деятельности. Вместе с тем некоторые функции выходят за рамки наблюдения и контроля. Так, полномочный представитель вправе и даже обязан организовывать взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями; разрабатывать совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа.

Следует отметить, что все полномочные представители приняли участие в мероприятиях по анализу законодательства субъектов РФ на предмет обнаружения противоречий с федеральным законодательством, с тем, чтобы в дальнейшем законодательство субъектов РФ было приведено в соответствие с федеральным законодательством.

В то же время некоторые полномочные представители в своих действиях иногда выходили за рамки, установленные Указом от 13 мая 2000 г. Так, в отдельных случаях полномочные представители открыто высказывались в поддержку того или иного кандидата на выборах в органы государственной власти в субъектах РФ. При этом в настоящее время должности полномочных представителей Президента РФ рассматриваются как важные политические посты.

Название округа

Площадь (км²)

Население (на 01.01.2009)

Субъектов РФ

Административный центр

Центральный федеральный округ

Южный федеральный округ

Ростов-на-Дону

Северо-Западный федеральный округ

Санкт-Петербург

Дальневосточный федеральный округ

Хабаровск

Сибирский федеральный округ

Новосибирск

Уральский федеральный округ

Екатеринбург

Приволжский федеральный округ

Нижний Новгород

Северо-Кавказский федеральный округ

Пятигорск


За последние двадцать пять лет наша страна пережила массу потрясений, непосредственно сказавшихся на ее дальнейшем будущем. Первое из них - это крушение СССР, которое означало слом всей системы государственного управления, затем формирование новой страны - Российской Федерации.

Административная проблема

Россия всегда была огромным территориальным образованием, эффективное управление которым представляет определенные трудности. Российская империя держалась за счет самодержавной власти императора, который с аппаратом бюрократии контролировал даже мельчайшие процессы, именно с огромным масштабом страны связаны довольно частые реформы управления регионами. Первый раз это произошло в правление Петра Великого, который разделил всю территорию страны на губернии во главе с губернаторами, при этом главы регионов также были подотчетны особым коллегиям, таким образом царь пытался ввести трехстепенную систему управления государством. Однако некоторые области были по территории равны некоторым европейским странам, поэтому было дополнительно произведено разделение на большее количество губерний. В целом реформа в некой степени упорядочила управление, и центр получил возможность более оперативного контроля над отдаленными регионами. Однако все еще не было четкого соподчинения.

Исторический опыт

Исправляя ситуацию, императрица проводит новую реформу. В 1775 году последовал указ о разделении России на 51 губернию, которые, в свою очередь, делились на уезды. Во главе, как и раньше, находился губернатор, а вот далее были произведены значительные изменения. Для контроля вводится пост генерал-губернатора, который под своим началом объединял несколько областей, всего с 1775-го по 1917-й было создано 20 генерал-губернаторств и особая административно-территориальная единица - Кавказское наместничество. Как видим, такая система очень напоминает федеральные округа Росси, состав которых также неоднократно изменялся. Правительство Екатерины II сделало это с целью усилить надзор над местными властями, поставить под контроль действия губернаторов и снизить вероятность народных выступлений и недовольства. Действительно, это позволило в значительной мере повысить эффективность административно-бюрократического аппарата.

Революция 1917 года внесла свои коррективы в управление страной. Большевики первоначально дали окраинам и отдаленным территориям значительную власть. Что впоследствии привело даже к свержению советской власти в некоторых регионах. Осознав свою ошибку, СНК быстро стал менять тактику и стратегию управленческого устройства. При формировании СССР были заявлены федералистские принципы организации государства, но на самом деле всю власть контролировали партийные чиновники, и если провести аналогию с Российской империей, то станет ясно, что суть не поменялась. А изменилось только название. Так, вместо губернаторов и прочих областных администраторов вводились разного уровня партийные секретари, которые поддерживали железную дисциплину во вверенных им «вотчинах». Степень централизации в советский период достигла своего апогея и по своему уровню была гораздо выше имперской.

Сколько в России федеральных округов?

Крах СССР и последующий «парад суверенитетов» поставил РФ практически на грань распада. Многие части государства вводили свое законодательство, которое шло вразрез с федеральным, управляемость регионов из столицы была практически нулевой. В этой ситуации президент РФ В. В. Путин решил возродить межрегиональное управление с четкой и жесткой схемой соподчинения. В мае 2000 года последовал указ президента «О федеральных округах». Всего было создано 7 единиц. Вот сколько в России федеральных округов было первоначально. Границы были взяты по аналогии с делением управлений Генеральной прокуратуры РФ. Начинает выстраиваться четкая трехуровневая система административного контроля. Количество федеральных округов в России изменялось не единожды, это было связано и с политическими событиями, и с географическим удобством. этих изменений представлена широким спектром федеральных законов. Назначение на должность в федеральном округе производит глава государства.

Политические причины изменений и нормативная база

А сколько в России федеральных округов на данный момент, учитывая последние трансформации (в частности из состава был выделен Северо-Кавказский ФО)? В марте 2014 года в связи с политическим событиями в Украине и референдумом в Крыму был образован еще один ФО. Таким образом, можно сказать, что всего насчитывается 9 федеральных округов, отвечая на вопрос о том, сколько в России федеральных округов. Создание такой системы власти позволило укрепить контроль федерального центра над регионами, не нарушая основных принципов асимметричной федерации, коей РФ является по Конституции. Законодательная база субъектов России была приведена в полное соответствие с федеральным правом. Федеральные округа России на карте страны выделены разным цветом, что позволяет быстро разобраться, где какой округ, и какие регионы входят в данную административно-территориальную единицу.

Окончательная картина административно-территориального устройства РФ

Мы уже разобрались с количеством ФО, а теперь разберемся, какие федеральные округа в России существуют. И вот как это выглядит:

  • Центральный ФО (г. Москва).
  • Северо-Западный ФО (г. Санкт-Петербург).
  • Южный ФО (г. Ростов-на-Дону).
  • Северо-Кавказский ФО (г. Пятигорск).
  • Дальневосточный ФО (г. Хабаровск).
  • Сибирский ФО (г. Новосибирск).
  • Уральский ФО (г. Екатеринбург).
  • Приволжский ФО (г. Нижний Новгород).
  • Крымский ФО (г. Симферополь).

Все эти подразделения подчиняются полномочному представителю который, в свою очередь, напрямую подчинен президенту РФ. В сферу его компетенции входят надзорно-контрольные функции, для чего был создан аппарат, состоящий в разных округах из варьируемых по численности управлений. На сегодня можно сказать, что федеральные округа России (состав этих единиц) соответствуют заявленным властью потребностям.

В современных условиях участие в мировом хозяйстве и международном географическом разделении груда возможно не только на государственном уровне. Субъекты Российской Федерации могут самостоятельно заключать соглашения с другими странами и регионами мира. Такой опыт уже есть у Дальневосточного федерального округа, который активно интегрируется в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона.

Особое место во внешнеторговых связях Белоруссии занимают российские регионы. Подписаны и действуют соглашения и договоры с 60 субъектами Российской Федерации! Основными торговыми партнерами являются Москва (34 % товарооборота между Россией и Белоруссией), Тюменская область, Санкт-Петербург, Московская область.

В этой связи необходимо знать не только специализацию России в мировом хозяйстве, но и специализацию ее отдельных регионов. Рассмотрим географическую специфику регионов России в пределах федеральных округов, которые были организованы Указом Президента России от 13 мая 2000 г. в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти. В результате все субъекты РФ были сгруппированы в семь федеральных округов (рис. 32). В каждый из них назначены полномочные представители Президента России.

Рис. 32. Административно-территориальное деление РФ. Федеральные округа

Список субъектов Российской Федерации по федеральным округам и их центры

1. Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область. Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область. Тульская область, Ярославская область, г. Москва. Центр федерального округа — г. Москва.

2. Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

Центр федерального округа — г. Санкт-Петербург.

3. Южный федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.

Центр федерального округа — г. Ростов-на-Дону.

4. Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Пермский край.

Центр федерального округа — г. Нижний Новгород.

5. Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Центр федерального округа — г. Екатеринбург.

6. Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область. Омская область. Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ.

Центр федерального округа — г. Новосибирск.

7. Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

Центр федерального округа — г. Хабаровск.