Федеральный закон no 101 фз. Законодательная база российской федерации. Особенности предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или м

1. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

2. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.

Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

3. В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.

4. Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.


Судебная практика по статье 8 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ

    Постановление № 4А-237/2019 А-237/2019 от 24 сентября 2019 г. по делу № 4А-237/2019

    Апелляционный суд города Севастополя (Город Севастополь) - Административные правонарушения

    Ю. на решение судьи Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Петровской А. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8 . 7. КоАП РФ, установил: постановлением начальника управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ш.И.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ №/№ Петровская...

    Решение от 20 сентября 2019 г. по делу № А02-742/2019

    Арбитражный суд Республики Алтай (АС Республики Алтай)

    Строителей, д. 8 , г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) об оспаривании постановления от 19 апреля 2019 года о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8 . 8 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях, при участии представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай– Филиппова А.Л., доверенность №11 от...

    Постановление № 4А-678/2019 от 18 сентября 2019 г. по делу № 4А-678/2019

    Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) - Административные правонарушения

    Объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Согласно статье 8 Закон N 101-ФЗ собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также...

    Решение № 7-1215/2019 от 18 сентября 2019 г. по делу № 7-1215/2019

    Нижегородский областной суд (Нижегородская область) - Административные правонарушения

    Эл Пешкина В.Л. на решение Воскресенского районного суда Нижегородской области от 17 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8 . 7 КоАП РФ, в отношении Солоницыной ФИО7 У С Т А Н О В И Л: постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области...

    Решение № 7-925/2019 от 11 сентября 2019 г. по делу № 7-925/2019

    Челябинский областной суд (Челябинская область) - Административные правонарушения

    Е.Н., при секретаре Селезневой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8 . 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Анисимова Владимира Ивановича по жалобе Анисимова Владимира Ивановича на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора...

    Постановление от 9 сентября 2019 г. по делу № А07-3313/2019

    Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (18 ААС) - Гражданское

    Суть спора: Об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения

    В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что встречный иск представлен не для зачета первоначальных требований; основанием встречного иска является не только п. 4 ст. 8 Федерального закона № 101-ФЗ, но и общие нормы недействительности сделок и п. 3 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГКРФ); привлечение в процессе иных лиц в...

    Решение от 4 сентября 2019 г. по делу № А56-71157/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Типа, проходящие в центральной и западной части участка заросли многолетней сорной травянистой. 2) На земельном участке с КН 47:20:0511001:66 на площади 0, 8 га зафиксировано проведение вспашки, на остальной площади установлено зарастание поверхности участка многолетней сорной травянистой растительностью прошлого вегетационного периода с видовым составом трав: полынь, пижма, осот, пырей ползучий, ...

Закон об обороте земель сельхозназначения регламентирует аспекты, связанные с использованием, распоряжением и владением земельными участками.

26 июня 2002 года Государственная Дума приняла закон о обороте сельхоз земель, одобрен законопроект был 10 июля того же года. Краткое содержание и название закона целиком вступили в законную силу 24 июля 2002 года. После вступления в силу рассматриваемого законодательного акта, уполномоченными лицами неоднократно вносились изменения, дополнения и поправки. Последние изменения ФЗ 101 претерпел 3 июля 2016 года. Последние поправки вступили в силу с 1 января 2017 года.

ФЗ о землях сельхозназначения устанавливает нормы проведения сделок, при заключении которых устанавливается возникновение или прекращение прав пользования земельным участком или долей земли сельскохозяйственного назначения. Также содержит условия, при наступлении которых, часть земли может перейти на правах собственности к государственной или муниципальной власти.

По данному законодательному акту, в состав земель сельскохозяйственного назначения входят:

  • сельскохозяйственные угодья;
  • территории, занятые внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями;
  • территории, засаженные кустарниками (высаженные кустарники должны быть предназначены для защиты земли от влияния негативных природных явлений;
  • территории, на которых расположены замкнутые водоемы;
  • территории, занятые зданиями (строениями), которые используются для производства сельскохозяйственной продукции.

Скачать

Правовое регламентирование сделок в сфере оборота земельных участков и долей осуществляется:

  • Конституцией России;
  • Земельным Кодексом РФ;
  • ФЗ 101.

Для совершения каких-либо действий с сельскохозяйственными землями необходимо изучить положения Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Последняя редакция законопроекта доступна по

Так же можете ознакомиться с об исполнительном производстве.

Последние изменения ФЗ о землях сельхозназначения

Все законодательные акты России подлежат периодическому рассмотрению и вносимые в них поправки нужны для уточнения некоторых аспектов, также для усовершенствования законов. В ФЗ 101 об обороте земель часто вносились изменения. Последняя редакция рассматриваемого закона проводилась 3 июля 2016 года.

Данная статья содержит положения об образовании земельного участка, находящегося в долевом владении. Пункт 3 ст. 13 претерпел ряд изменений. Нововведения гласят, что установленные требования к проекту межевания сельскохозяйственных земельных участков регламентируются органами исполнительной власти. Органы уполномочены осуществлять правовое регулирование в области ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно 6-ой статье ФЗ, государство вправе изъять сельхоз землю у собственника. Основанием для таких действий является нарушение правил пользования землей. Не подлежит изъятию территория, которая является:

  • предметом ипотеки;
  • земельным участком, когда в отношении ее собственников заведено дело о банкротстве.

В 6-ую ст. не вносились изменения с 2002 года.

Ст 14 ФЗ 101

Эта статья раскрывает особенности владения и распоряжения сельскохозяйственными земельными участками, находящимися во владении у более 5 лиц. По закону, проводить какие-либо действия с собственностью разрешается только после проведения общего собрания владельцев. На общем собрании обсуждаются основные вопросы:

  • касающиеся проекта межевания участков;
  • касающиеся перечня собственников, т.к. в свзи с межеванием участков количество владельцев меняется;
  • устанавливаются размеры доли в праве общей собственности;
  • утверждается список владельцев, чьи территории не востребованы;
  • обсуждаются нюансы договора аренды территории, находящейся в долевой собственности.

В последней редакции изменения не были внесены в 14 ст.

Ст 8 ФЗ №101

В 8-ую статью были внесены изменения в 2005 году, в 2016 она осталась без изменений. Гласит она о правилах купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. По закону, продавец обязан предоставить письменную форму в высший исполнительный орган государственной власти. В извещении указываются:

  • намерения о продаже:
  • цена;
  • размер земли;
  • срок, в который должна быть совершена сделка. По ФЗ № 101, срок не должен превышать 90 дней.

Ст 10 ФЗ 101

Она указывает на условия предоставления гражданам сельскохозяйственных земельных участков в аренду или в собственность. Если арендатор не нарушает правила пользования муниципальной собственностью, то после окончания срока аренды он праве:

  • продлить срок аренды;
  • выкупить арендуемый сельскохозяйственный земельный участок.

10-ая статья ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения не позволяет покупать землю, при условии, что государство предоставило в пользование территорию:

  • религиозным организациям;
  • научным и исследовательским учреждениям;
  • казачьим обществам;
  • общинам малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В 1 п. ст. 12.1 ФЗ № 101

Были внесены поправки об обороте сельскохозяйственных земельных участков:

  • Ранее права для регистрации сельскохозяйственных земельных участков осуществлялись в соответствии с ФЗ № 122 от 21 июля 1997;
  • После июля 2016 регистрация прав должна соответствовать ФЗ Российской Федерации № 218 от 13 июля 2015 года. Такие же поправки были внесены в 2 п. ст. 12.1.

Ст 15 ФЗ №101

В документе п. 3 ст. 15 был изменен в последней редакции:

  • Ранее площадь сельскохозяйственного земельного участка определялась, как площадь, указанная в кадастровой стоимости;
  • После июля 2016 она определяется как площадь, указанная в выписке Единого государственного реестра недвижимости.

Чтобы более детально следовать законодательным принципам, необходимо помимо законодательного акта изучать и комментарии.

Сельское хозяйство возникло на Земле в тот момент, когда первобытные люди перестали просто подбирать с земли зёрна и семена и начали бросать их в землю, чтобы вырастить новые. Постепенно человечество заметило, что для земледелия подходит далеко не каждый участок земли. Развитие этой мысли привело к возникновению понятия сельхозназначения, аренда, продажа и другие виды владения которой сегодня составляют большой массив правовых знаний.

Какие земли имеют сельскохозяйственное назначение

Этот ключевой момент объясняется в Земельном кодексе. Сельхозплощадям посвящается четырнадцатая глава, статьи 77 – 80.

Если на некоем участке:

  • выращен сад, виноградник, бахча;
  • расположены различные поля под всё, что растёт и потом идёт пищу/в ;
  • устроены садоводства;
  • находятся пастбища, сенокосные луга,
  • растут леса,

То это и есть пример земель сельхозназначения. В эту категорию также входят все земли, которые потенциально могут быть отведены под сельскохозяйственную деятельность.

Важные нюансы ФЗ об обороте таких территорий

Если ваша жизнь как-то уже или предположительно в будущем связана с вопросами выдела земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, то ЗК РФ – это ещё не вся законодательная база. Существует также ФЗ об обороте земель с/х назначения, который касается действий с сельхозугодьями. Он поясняет, как можно и как нельзя ими распоряжаться, пользоваться, владеть.

В июле 2015 года в ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения внесены изменения. Чтобы в них разобраться, придётся отступить без малого четверть века назад.

В начале девяностых произошло что-то вроде реализации древнего лозунга насчёт «земли – крестьянам». Были взяты сельскохозяйственные площади на сельхозпредприятиях и условно поделены между всеми гражданами, кто работал на тот момент в сфере сельского хозяйства или ушёл из этой области на пенсию, а также между соцработниками конкретного населённого пункта.

В итоге каждый гражданин из названных категорий теоретически стал дольщиком в некоем землевладении. Одни воспользовались таким правом и стали полноценными собственниками. Другие этого не сделали. Итог: некоторое количество бесхозной земли.

Теперь местное самоуправление по всей стране будет некоторое время занято ревизией таких участков. Они называются невостребованными земельными долями.

До 1 марта 2016 года власти должны организовать публичный доступ к списку таких долей. Четыре месяца даётся на урегулирование: например, какой-либо полноценный собственник доли по чьей-то ошибке или путанице в документах может невзначай обнаружить себя в «бесхозном» перечне. Затем невостребованные доли согласно определённому порядку будут выставлены на продажу.

Также достаточно важные сведения в отношении Федерального закона 101-ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения содержит следующий видеосюжет:

Виды земель с/х назначения (по видам использования)

Говоря о такого рода участках нельзя не упомянуть про виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. Этот вопрос регулируется ЗК РФ и законом от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и некоммерческих объединениях граждан».

Все земли делятся на две большие группы. Первая – это сельхозугодья, в которых земля = средство производства. В неё входят подгруппы:

  • залежи;
  • земли под многолетними насаждениями (например, сады);
  • пастбища и сенокосы;
  • пашни.

Существуют так называемые особо ценные угодья. Часто на них размещаются опытные поля всевозможных НИИ и учебных учреждений.

Вторую группу составляет так называемый территориальный базис, то есть места для устройства дорог, коммуникаций и таких зданий/сооружений, которые необходимы в сельском хозяйстве.

О том, как можно использовать земли сельхозназначения, расскажет следующий видеосюжет:

Перевод участка в другую категорию

Достаточно остро стоит вопрос о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Здесь нужно обращаться к ЗК РФ, а также к Федеральному закону №172-ФЗ, принятому 21.12.2004 г. Первая глава в общих чертах освещает порядок смены земельной категории. При обращении в местные администрации общий порядок практически всегда требует уточнения.

Вторая глава посвящена особенностям смены земельных категорий. Есть всего семь причин, по которым такая смена допускается, причём случай должен быть исключительным. Итак, перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию возможно, если:

  1. Земельный участок подлежит консервации.
  2. Предполагается создать особо охраняемую природную территорию.
  3. Как-либо изменяется черта поселения.
  4. Выясняется, что земля стала непригодной для сельского хозяйства, и там предполагается какое-либо строительство.
  5. Непригодная земля должна войти в лесной, водный либо запасной фонды.
  6. Строительство линейных сооружений (трубопроводы, линии связи, ЛЭП и что-либо подобное). Земля при этом должна иметь низкую кадастровую стоимость, а сооружения – располагаться вдоль дорог.
  7. Речь идёт о выполнении международных обязательств РФ, обороне, добыче редких полезных ископаемых, охране историко-культурных памятников. Здесь же – строительство, которое невозможно произвести в другом месте.

Собственники и арендаторы сельскохозяйственных участков должны постоянно следить за изменениями в законодательстве, которые касаются оборота и использования земли. Одним из важнейших документов в этой сфере является 101-й ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Закон был принят в нашей стране еще в 2002 году, и с тех пор он практически ежегодно корректировался и дополнялся новыми положениями. Последние изменения были внесены в 2016 году. Ключевые моменты закона в его последней редакции рассмотрим в этой статье.

Действие указанного правового акта распространяется на все участки сельскохозяйственного назначения, кроме земель, предназначенных для постройки гаражей, ведения дачного хозяйства, обустройства садов и огородов.

Иначе говоря, на землях, попадающих под действие закона, должны проводиться работы сельскохозяйственного характера, а сами участки должны находиться за границами жилых поселений.

Все земли, относящиеся к данной категории, делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. К первым относятся участки, которые используются для земледелия и животноводства, ко вторым – участки, занятые объектами вспомогательного характера (коммуникациями, строениями, водоемами, дорогами и т. д.).

Закон регулирует действия, связанные с владением, использованием и распоряжением участками земли с/х назначения, закрепляет правила и ограничения, касающиеся оборота участков земли.

Ограничения площади земельных участков

Документом определяется порядок установления минимальной и максимальной площади земельных участков из числа с/х земель, которые могут принадлежать одному человеку или одной организации. Согласно документу, размеры наименьших и наибольших участков определяются региональной властью, при этом максимальный размер участка должен начинаться от 10% территории угодий, которые расположены на землях определенного муниципалитета.

При расчете площади земельных участков региональной властью должны учитываться конституционные нормы, требования Земельного кодекса РФ и других нормативно-правовых актов.

Возможности использования земельной доли

Законом определяются возможности для использования доли в праве общей собственности, то есть части земли на большом с/х участке. Владелец земельной доли может распоряжаться ей по своему усмотрению: продавать, обменивать, совершать другие юридически операции.

Без выделения доли можно совершать следующие действия:

  • выполнять отказ от нее;
  • передавать по наследству;
  • заключать сделки между собственниками участка.

Если же планируется выполнение других действий, к примеру, продажа доли постороннему покупателю, участок нужно будет выделять в натуре. Для этого необходимо будет обращаться к кадастровому инженеру для проведения измерений и составления проекта межевания. После согласования участок следует ставить на кадастровый учет и регистрировать на него соответствующее право.

Отчуждение земель при нарушении закона

За соблюдением положений закона ведется тщательный контроль. Если выявляются какие-либо нарушения, они должны сразу устраняться (к примеру, часть земли должна быть продана или сдана в аренду). Если земли были приобретены до вступления закона в силу, то есть до 24 июля 2002 года, на устранение нарушений дается один год, если после указанного срока – один год после доказательства права. Если нарушения не будут устранены в установленный период, рассмотрение вопроса может быть передано в суд.

Кроме того, если земля используется не по прямому назначению на протяжении трех лет, согласно закону, допускается принудительное изъятие земельного участка. Поэтому если земля оформлялась для высаживания пшеницы, выращивание любых других культур будет считаться нарушением, которого лучше не допускать.

Другие важные аспекты использования земель

Важно знать о ключевых аспектах использования земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных в законе:

  • муниципалитет региона, на землях которого расположен участок, обладает преимущественным правом выкупа, поэтому его следует уведомлять о планируемой продаже земли. Если через месяц после отправки уведомления ответ не будет получен, в течение года можно заниматься продажей участка, после чего эту процедуру придется повторять снова, иначе сделка может быть оспорена;
  • в аренду передаются с/х участки, прошедшие кадастровый учет, в том числе земля, находящаяся в долевой собственности;

  • наибольший срок аренды земель с/х назначения составляет 49 лет. В некоторых случаях в договорах аренды устанавливается, что после завершения этого срока земля переходит во владение арендатора либо арендатор наделяется преимущественным правом повторной аренды участка;
  • количество арендованных участков, используемых одним человеком или одной организацией, не ограничено;
  • участки, образованные за счет неистребованных долей, ставшие собственностью субъектов РФ до второго полугодия 2011 года, могут быть переданы с/х организациям или фермерским хозяйствам на льготных условиях без проведения торгов;
  • граждане других стран и лица без гражданства могут использовать с/х участки исключительно на правах аренды;
  • использование с/х земель не должно приводить к порче, загрязнению, отравлению и уничтожению почвы.

В качестве ключевой особенности сельскохозяйственных земель выступает то, что они являются основным средством производства. Деятельность на таких территориях связана с получением продуктов, кормов для животных, промышленного сырья. В этой связи ", а также ЗК устанавливают специальный правовой режим. Он включает в себя мероприятия, обеспечивающие охрану почв, повышение их плодородия. В нормативных положениях также закрепляются меры по недопущению выведения этих территорий из сельскохозяйственного оборота. В качестве субъектов прав на участки выступают организации и физ. лица, отвечающие установленным законодательством требованиям.

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Рассматриваемые территории разделяют на:

  1. Угодья.
  2. Участки, занятые коммуникациями, внутрихозяйственными дорогами, древесно-кустарниковыми насаждениями, предназначенными для защиты наделов от негативного воздействия техногенных, антропогенных, природных явлений, замкнутыми водоемами, строениями, сооружениями, зданиями, эксплуатируемыми для выпуска, хранения, первичной переработки с/х продукции.

По 79 статье ЗК (п.1) угодья разделяются в зависимости от экономической целесообразности их эксплуатации и естественных свойств на:

  1. Сенокосы.
  2. Пашни.
  3. Пастбища.
  4. Территории, занятые многолетними культурами.
  5. Залежи.

Дополнительно

Фонда включает в себя также особо охраняемые, продуктивные территории. К ним, в числе прочего, относят участки (поля) научно-исследовательских, учебных учреждений. Перечень таких наделов устанавливается в региональном законодательстве. Рассматриваемая категория земель - земли сельскохозяйственного назначения - включает в себя также участки, предоставляемые гражданам для ведения ЛПХ, коллективного и индивидуального садоводства, огородничества, животноводства.

Прочие территории

Земельный фонд включает в себя площади, на которых располагаются с/х объекты. К ним относят:

  1. Коммуникации.
  2. Дороги.
  3. Древесно-кустарниковые насаждения, предназначенные для защиты территорий от негативного влияния внешних факторов, замкнутые водные объекты.
  4. Сооружения, строения, эксплуатируемые для производства, первичной переработки, хранения с/х продукции.

Эти земли называют несельскохозяйственными угодьями. К ним также относят неудобья - болота, овраги и пр.

Виды сельскохозяйственного использования земель

Особое положение среди всех территорий занимают угодья, на которых располагаются древесно-кустарниковые насаждения, обеспечивающие защиту от негативных воздействий среды. С одной стороны, разрешенное использование сельскохозяйственных земель позволяет эксплуатировать эти площади для выращивания растений. С другой стороны, они являются территориальным базисом для размещения насаждений. Структура земельного фонда позволяет эксплуатировать участки в самых разных целях. Например, субъекты могут вести с/х производство, создавать защитные насаждения. Земли используются в научно-исследовательских, учебных и иных целях. Между тем, при выделении участков конкретным субъектам могут устанавливаться ограничения. К примеру, некоторые территории допускается использовать только для ведения ЛПХ, огородничества или садоводства. Такие ограничения влияют на объем прав субъектов. Так, фермер может на своем наделе возвести дом, а огородник или владелец ЛПХ - нет.

Юридические действия

Рассматривая необходимо сказать и о возможностях, которые предоставляются субъектам, в зависимости от типа территории и правового режима. Общие положения закрепляют ГК и ЗК. ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения " определяет условия заключения договоров аренды территорий, находящихся в долевой собственности (9 статья), и иных соглашений. В соответствии с действующими положениями, участки можно продавать, отдавать в залог, дарить, сдавать в эксплуатацию, распоряжаться иными способами. При этом наделы не должны быть изъяты или ограничены в обороте. При совершении каждого юридического действия с объектами заключается договор.

Купля-продажа

Эта сделка считается самой распространенной. Согласно 3 статье ЗК, купля-продажа участков регламентируется ГК, если иное не устанавливается Лесным, Земельным, Водным Кодексами, Законами "О недрах", "Об окружающей среде" и прочими актами. Заключение договора на приобретение/продажу надела осуществляется в соответствии с правилами статей 549-557 и 454-491 ГК. Кроме этого, во внимание принимаются особенности ст. 37, а также ст. 10,8, 3 101-ФЗ .

Требования

Для продажи надела необходимо соблюсти ряд условий. В частности:

  1. Участок должен находиться на государственном учете, согласно ФЗ №28.
  2. Продавец не может ставить условия об ограничении приобретателя на совершение последующих действий, связанных с распоряжением объектом, возможности обратного выкупа, отстранении себя от всякой ответственности на случай предъявления претензий на надел со стороны третьих лиц.
  3. Покупатель при предоставлении собственником заведомо ложных сведений об участке может потребовать снижения цены или расторжения соглашения. Дополнительно он может предъявить иск на компенсацию понесенных убытков.

Обязательная процедура

В рамках совершения сделок по продаже и приобретению участков осуществляется оценка земель сельскохозяйственного назначения. Она необходима для получения достоверных сведений о рыночной стоимости объекта. Покупателю важно знать, что цена земли не завышена. Для собственника это также имеет значение, поскольку шансы продать объект значительно снижаются, если его стоимость не соответствует рыночной. Вместе с тем цена не должна быть заниженной. В противном случае продавец потеряет доход.

Аренда

101-ФЗ допускает предоставление участков, находящихся в долевой собственности, в эксплуатацию. Соответствующий договор может заключаться как со всеми совладельцами, так и с одним субъектом, действующим согласно доверенности. Земельный фонд - уникальный ресурс страны. Его охрана является приоритетной задачей государства. В этой связи, в действующем законодательстве закрепляются строгие правила, в соответствии с которыми допускается распоряжение наделами. Что касается аренды, то нормами установлено требование о нотариальном заверении доверенностей, наделяющих лиц полномочиями на оформление соответствующих соглашений, которые выдаются собственниками. Удостоверение документа может также осуществляться должностными лицами территориальных органов власти.

Права собственника

Владелец надела, сдавая его в аренду, может самостоятельно определить срок эксплуатации. Эта возможность включена в перечень основных прав собственника. В федеральном законе установлено, что в соответствии с разрешенным использованием угодий, предоставляемых в аренду, региональными нормами могут определяться минимальные сроки эксплуатации наделов. П.6 9 статьи Закона закреплено, что площадь предоставляемых участков не ограничена.

Важный момент

Как и для сделок по купле-продаже, законодательство устанавливает ряд требований, которым должны соответствовать арендуемые участки. Для предоставления доли надела она должна быть выделена в натуре. Для этого осуществляется межевание, присвоение кадастрового номера и регистрация прав. Только совершив эти процедуры, собственник может передать надел в аренду.

Наследование

Оно осуществляется по положениям ГК. Основные процедуры и понятия, связанные с наследованием, предусматриваются в статьях 1110-1175. В ст. 1176-1185 закреплены положения, регламентирующие переход прав на отдельное имущество. Так, согласно 1181 статье, участок, который находится в собственности или на праве пожизненного владения, включается в наследственную массу и переходит на общих основаниях, предусмотренных ГК. Для принятия преемниками этих объектов специальное разрешение не нужно. К наследникам переходят почвенный (поверхностный) слой, расположенный в границах участка, замкнутые водоемы, а также растения и лес, располагающиеся на нем.

Специальные условия

Законодательство закрепляет дополнительные особенности перехода участков по наследству. Если преемство связано с нарушением предписаний, зафиксированных статьями 3 либо 4 ФЗ, регламентирующего оборот земель, то принимающие имущество субъекты должны осуществить отчуждение такого надела, согласно правилам ст.5. В ст. 3 Закона определяется круг лиц, которые не могут являться собственниками сельскохозяйственных земель. В 4 статье нормативного акта закреплен порядок определения минимальной и максимальной площади надела, которым может владеть один субъект. Критерии, по которым устанавливаются эти размеры, зависят от требований землеустройства. В некоторых случаях раздел участка, который находится в долевой собственности, невозможен. В таких ситуациях надел переходит к преемнику, обладающему преимущественным правом на его получение в счет положенной ему части имущества. Остальным преемникам выплачивается компенсация.

Заключение

Оборот сельскохозяйственных территорий - система перераспределения участков, выделенных для с/х нужд, между соответствующими субъектами. К основным операциям в рамках складывающихся отношений относят аренду, куплю-продажу, наследование. Кроме этого, участки могут обмениваться, передаваться в залог и пр. Закон требует, чтобы при совершении любого юридического действия оформлялся договор. Правила заключения соглашения зависят от специфики сделки, наличия ограничений/обременений. В любом случае осуществляемые операции не должны ущемлять интересы сторонних лиц, а также наносить ущерб природным ресурсам.