«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства. Тема стихотворения "Родина" Лермонтова. Тема Родины в живописи

Россия Средней Полосы Её природа. Как дороги эти слова всем живущим в этой климатической зоне! Говорят, что эту неяркую красоту могут понять только русские люди.

В 1839 году французский литератор и путешественник Астольф де Кюстен посетил Россию. И по возвращении во Францию он написал книгу "Николаевская Россия". В этой книге он выражал все свои впечатления об увиденном. Но это не восторг, это разочарование: "В России нет расстояний", - говорят русские и за ними повторяют все путешественники. Я принял это изречение на веру, но грустный опыт заставляет меня убеждать диаметрально противоположное: только расстояния и существуют в России" (Астольф де Кюстен, "Николаевская Россия", 1839 год.) Далее путешественник отмечает: «в России нет ничего кроме пустынных равнин, ничего грандиозного, ничего величественного, все голо, все бледно, ничто не оживляет ландшафта, бесконечная, плоская, как ладонь равнина, без красок, без очарований. Это страна без пейзажей!» Вот так француз-путешественник оценил природу Средней Полосы России.

Но мы живем в этой климатической зоне России. И нам дороги с детства картины родной природы. Да, они не очень яркие, да, они не изобилуют чудными формами и красками. В природу средней полосы нужно "вглядеться", чтобы понять ее красоту, и воспринять ее как художественный образ России. В этом нам помогают российские художники и поэты, создавшие произведения о природе Средней полосы России. Что "рассмотрели" они? Что стало для них художественным образом Средней Полосы России? Что помешало французскому путешественнику разглядеть красоту русской природы? На эти и многие другие вопросы я попытаюсь найти ответы.

Средняя полоса России как географическое понятие

«Каждому особенно дорог тот уголок земли, где рос, где стал человеком. И все-таки на вопрос о «лучшем месте на земном шаре» я всегда говорю: Средняя полоса. Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, - это все в обиходе мы зовем Средней полосой, имея ввиду широкий пояс России, идущий с запада до Урала.

Я очень люблю этот пояс земли. И объяснения в этой любви должны быть понятны всем, кто сумел приглядеться к неброской, но тонкой красоте Средней России, до самых глубин понятой Левитаном, Нестеровым, Чайковским, Тютчевым, Фетом, Есениным, Паустовским.

В году мы знаем и длинные ночи, и длинные дни, когда они отделяются друг от друга только светом двух зорь. Мы знаем снег и синий июльский зной. Каждый год мы видим зеленый дым зарождения жизни и желтое увядание. Одна из прелестей жизни – контрасты и перемены Летом мы ожидаем осень. Потом рады первому снегу, первым проталинам, первым цветам. Непрерывная цепь перемен

Снег, покрывший землю за одну ночь Белый снег белым почти не бывает, он бывает то пепельным, то розовым, то почти синим, смотря по тому, какое в этот час было небо. Снег скрипит под ногами капустой и пахнет арбузом. Снег, снег Короткие дни без теней. Копны сена на опушке. Цепочка лисьего следа. В лесу глухо. Спешишь за светло вернуться домой.

Какими ослепительно синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают прибавлять, как звенит прокалённый морозом снег и как постепенно весь снежный мир становится синим!

Сколько дождей разных и непохожих видел я у себя дома! У этих дождей тоже названия есть: «проливной», «грибной», «обложной», «долгий», «осенний», «зимний», от которого снег покрывается сверкающей коркой, и на деревьях остаются прозрачные ледяные бусы.

Град. Иней. Туманы и росы. Облака, прозрачные, как тонкая пряжа, и тяжелые, как свинец. Изморозь, белой солью лежащая по утрам на траве. Зимний узор на окнах

Июль с васильками, ромашками и желтизною хлебов незаметно, совсем незаметно сменяется тихим задумчивым августом

Сенокосы и листопады, разливы рек, первый снег и первые ландыши Есть на земле волшебная Средняя полоса».

В. Песков

Вот такими строками, полными восторга и очарования родной природой, отзывается русский писатель Песков о природе Средней полосы. Его мнение совершенно противоположно мнению французского путешественника Астольф де Кюстена.

Он в своих записках пишет: «Что за страна! Бесконечная, плоская, как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болота, изредка перемежающиеся ржаными полями да чахлым овсом; там и сям, в окрестностях Москвы, прямоугольники огородов не нарушающие монотонности пейзажа; на горизонте – низкорослые жалкие рощи и вдоль дороги – серые, точно вросшие в землю лачуги деревень Вот вам, в сотый раз, Россия, какова она есть. По этой стране без пейзажей текут реки огромные, но лишенные намека на колорит. Они катят свои свинцовые воды в песчаных берегах, поросших мшистым перелеском, и почти не приметны, как от неба, которое отражается в их тусклой глади. Зима и смерть, чудится нам, бессменно парят над этой страной. Северное солнце и климат придают могильный оттенок всему окружающему. Спустя несколько недель ужас закрадывается в сердце путешественника. Уж не похоронен ли он заживо, мерещится ему, и он хочет разорвать окутавший его саван, бежать без оглядки из этого сплошного кладбища, которому не видно ни конца, ни края» (Астольф де Кюстен. Николаевская Россия. 1839).

Что стоит за восторгом одного человека и разочарованием другого? Очень уж противоречивые впечатления двух людей! Возможно, прав поэт Николай Заболоцкий, написав такие строки:

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого, и даже

Не каждому художнику дана.

Как же открыли для себя это «очарование русского пейзажа» поэты и художники. Была ли «дана» эта радость открытия им? Какова она, природа Средней полосы в творчестве русских поэтов? Попытаемся проиллюстрировать поэтические строки полотнами русских художников.

Часть вторая

Художественный образ России в произведениях русских поэтов

Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии – зеркало, в котором она ясно видит свой облик. Природа является не только темой поэзии, но и ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. Поэты обращаются к теме природы не только для того, чтобы изобразить, запечатлеть ее красоту, но и наполнить содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия. Как мы учимся читать смысл картин, так и, читая пейзажную лирику, ищем ключи к отгадке тех идейно-нравственных посланий, которые через годы и века «отправили» нам поэты, или подбираем ключи к разгадке вечных тайн в строках любимых русских поэтов. Но, прежде всего, пейзажная лирика русских поэтов создает художественный образ России.

Русская природа в творчестве А. С. Пушкина

А. С. Пушкин с особым трепетом относился к русской природе. Он как истинный художник рисовал прекрасные картины зимнего утра, вечернего «мутного неба» короткого зимнего дня, голубые небеса гад прозрачными лесами, «в багрец и золото одетые леса» Поэт даже высказывал свое отношение к временам года, признаваясь, что осень его любимое время года. Пушкину-художнику подвластно все: он умело кладет «слова»-мазки на полотно своих стихотворений и одновременно передает всю гамму человеческих чувств от восприятия этого пейзажа.

Перед нами стихотворение «Зимнее утро». Это замечательная лирическая миниатюра. Очень важно то, что и в живописи и в литературе эти слова используются почти в одинаковом лексическом значении.

Сопоставьте строки второй строфы стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» с впечатлениями французского путешественника. Поэт создает мрачный пейзаж, который словно является стихотворной иллюстрацией к путевому дневнику француза -путешественника:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно

Сквозь тучи мрачные желтела

Если бы не было этой строфы, не было бы и того острого восприятия, чувства удивления и восторга, неожиданности от картины природы, созданной поэтом-художником в следующих строках:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Насколько богата цветовая гамма Пушкина! Голубой, зеленый, серебристый, блестяще-черный цвет залит потоками яркого солнечного золотого цвета. Поэт использует однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском», которые добавляют к нашим образам ощущение праздничной нарядности природы, а эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег милый для меня», этот эпитет рождает настроение восторга и умиления от увиденного, теплоту чувства к родной природе. Недаром дети в младших классах это сразу чувствуют и так легко рисуют иллюстрации к стихотворению поэта. Они видели этот пейзаж. Он близок им. Он радует их каждой зимой - это картины родной природы. Пушкин подчеркивает особенность русского человека: понимать родную природу и любить ее, потому что она «милая» сердцу русского человека.

Чувство любви к родной природе в творчестве М. Ю. Лермонтова

Удивительно по-разному воспринимали картины природы два русских поэта: Пушкин и Лермонтов. У Пушкина - это восторг, ликование, удивление, постижение красоты и силы природы. У Лермонтова - осмысление и соединение с природой. Лермонтов одним из первых с удивительной точностью передал могучие масштабы России, которые так поразили и нашего путешественника. Так у Кюстена мы читаем: «Бесконечная, плоская, как ладонь. Равнина, тянущаяся во все стороны. Насколько хватает глаз безграничное пустое пространство» У Лермонтова в стихотворении «Родина» мы видим «лесов безбрежных колыханье», разливы рек, «подобные морям». «Холодное молчанье» степей выражает бескрайность, безлюдность пространства. Здесь как бы сошлись мнения поэта с впечатлениями путешественника. И мы, живущие в средней полосе России, осознаем в себе это ощущение родины: ее шири, мощи, необъятности и бескрайности. Но вот чего же не смог рассмотреть путешественник-иностранец и понять, полюбить до глубины души: «чету белеющих берез», «желтую ниву», «вечер росистый».

Лермонтов тонко подметил, что мы сами порой не можем объяснить наше чувство любви к неповторимым деталям пейзажа Средней полосы («люблю – за что, не знаю сам»). Лирический герой Лермонтова близок каждому из нас своими переживаниями и чувствами: кто из русских людей не любит «проселочным путем» шагать к далекой деревеньке, вдыхать запах трав, подставлять ласковому солнцу и игривому летнему ветерку свое лицо?! Неудивительно, что наш земляк, житель тульской земляк Л. Н. Толстой, так хорошо знавший и воспевший на страницах своих произведений родную природу, называл стихотворение Лермонтова «Родина» одним из самых близких ему произведений.

Художественный образ России в творчестве Фета

Работая над подбором стихотворений к полотнам русских художников, обратила внимание на особенность лирики Тютчева и Фета. Их лирические миниатюры так и «просятся» материализоваться в зрительные образы и быть запечатленными на картине или рисунке. Природа – любимая тема Фета. Он сумел рассмотреть неброскую красоту русской природы и своеобразно отразить ее в своем творчестве. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки звуки. Для поэта родная природа – источник радости и неожиданных открытий:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу.

Прокатилось над рощей немою.

Засветилось на том берегу.

Фет вслед за Пушкиным и Лермонтовым помог понять ощущения русского человека, его внутреннее, душевное состояние восторга и радости от подарков природы, когда после долгой изнурительной зимы, непогоды она одаривает ярким теплым маем. Мы не привыкли к роскоши тепла и вечного цветения, поэтому столь радостны и неоценимы для нас ясные, теплые дни и ночи:

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

«Еще майская ночь»

Лирика Фета очень живописна. В ней преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечают другие: он в восторге замирает перед печальной березкой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину Строки стихотворений «Печальная береза. », «Чудная картина», «осень», «Я пришел к тебе с приветом» убеждают читателей в безграничной любви к родной природе, они создают неповторимый образ России. Как и многие поэты, Фет создает стихотворения - календарь времен года («Весна», «Лето», «Осень», «Снега» и др.) Через природу Фет постигает тайну человеческой души, характер русского человека. Фет пытается в стихах совершить даже невозможное, например, прийти с приветом и «рассказать, что солнце встало». Согласитесь, можно увидеть восход солнца. Рассказать об этом невозможно, как и невозможно, впрочем, и пересказать стихотворение прозой. Опорными словами являются такие слова, как «привет», «свет», «солнце», «трепет листьев». По эмоциональному смыслу они близки друг к другу, создают представление о сильном переживании радости, счастье, любви. Это как звонкий музыкальный аккорд, от которого идет постоянное нарастание, усиление.

Это стихотворение Фета - самая яркая иллюстрация соединения наших чувств с состоянием природы. Мы, как дети природы, не отделимы от нее. Природа грустит, грустим и мы, все бушует, ликует в природе – ликуем и светимся от счастья и мы, люди.

Это стихотворение нельзя разделить на части. Оно отличается неделимой цельностью. Все в нем внутренне связано друг с другом, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании. Радость лирического героя – мир, залитый солнцем, - проснувшийся лес и каждая его ветка, жаждущая весны, - человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить, - зреющая в душе песня любви, торжественная песня:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

«Я пришел к тебе с приветом»

Есть у Фета стихотворение-миниатюра, читая которое словно смотришь в детскую игрушку калейдоскоп. Чуть повернешь его – меняется рисунок-картинка. Вспомним строки стихотворения:

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Итак, рассмотрим меняющиеся картинки: в начале - вечер, встреча влюбленных, затем ночь любви, затем утро, слезы счастья и расставанья. Фет на приеме параллелизма построил это стихотворение: мир природы и мир человека. В стихотворении нет ни одного глагола, но оно насыщено действием. Стихотворение состоит из одного сложного предложения, включающего в себя простые назывные предложения. Поэт вызывает нас на ассоциации. Мы видим, мы слышим, мы чувствуем. Чувства эти тончайшие, словами невыразимые, невыразимо сильные.

Литературоведы соотносят эти строки с творчеством художников импрессионистов. (Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, а не складывается в цельную картину.) Но разве они не соответствуют духу, силе, движению полотен Куинджи, Левитана, Шишкина, Поленова?! Огромное значение в стихотворении имеет концовка - финал стихотворения. Как всегда у Фета, он очень значим и истинно завершает лирический сюжет. Последние слова стихотворения – «И заря, заря» - звучат не в ряду с другими, а выделено. Заря- это и явление природы, апофеоз утра, заря это и сильная метафора – высшее выражение чувства, свет любви.

В языке стихотворения можно отметить наряду с метафорой заря, серебро ручья, эпитеты: робкое дыханье, пурпур розы, дымные тучки, волшебные изменения лица; олицетворение: сонный ручей. Стихотворение написано хореем, женская рифма придает ему мелодичность и выразительность. Интересно полное бессоюзие в первых двух строфах, передающее динамику происходящего и, как бы завершая сцену свидания в последней строфе тройное употребление союза и снимает напряжение в динамике и вводит спокойную мелодику, передающую красоту наступающего утра и состояние души возлюбленных.

Мы невольно возвращаемся к строкам «Записок путешественника» Кюстена и вспоминаем тот ужас, который охватил путешественника перед необозримыми просторами России, особенно зимними, которые он назвал «снежной пустыней». Но простеем маленький шедевр Фета о все той же русской зиме, все о той же русской равнине и поразимся чувству художественного мастерства и разнообразию художественной палитры поэта:

Чудная картина.

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег.

И саней далеких

Одинокий бег.

Наверное, нужно быть русским человеком, чтобы так воспринимать красоту русской зимы, эту поистине церковную тишину и величие в природе, которые делают человека лучше, чище, духовнее.

Поэтический мир природы Федора Тютчева

Художественный образ природы Средней полосы создает величайший лирик и романтик Федор Иванович Тютчев. Встречая первый весенний гром, мы восклицаем знаменитые тютчевские строки:

Люблю грозу в начале мая.

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя.

Грохочет в небе голубом.

Кода мы замираем в восторге от красоты осеннего леса, на память опять же приходят строки стихотворений Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле

Поэтический мир Федора Иванович Тютчева - это тихая и грустная, яркая и прекрасная – такая разная родная природа. У Тютчева она изменчива, динамична. Она не знает покоя, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Характерны начала его стихотворений: «как весел грохот летних бурь», «как неожиданно и ярко», «люблю грозу в начале мая! Тютчева привлекают переходные, промежуточные моменты природы. Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне

Природа у Тютчева очеловечена. Одухотворена. Она словно живое существо, она дышит, чувствует, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта западают в душу неповторимыми образами. Его стихотворения – словно картины. Их видишь наяву и даже ощущаешь аромат цветов, запахи леса, поля. Зримость, осязаемость (когда нарисованные поэтом картины встают перед тобой как живые) – одно из отличительных свойств поэтического мира Тютчева.

Лирический герой Тютчева близок нам, мы разделяем его чувства любви, восторга, очарования родной природой, его способность удивиться, замереть в восторге от увиденного, вслушаться и вглядеться в окружающий и волнующий мир природы Средней полосы России:

Как неожиданно и ярко.

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла –

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

«Как неожиданно и ярко»

Живописная поэзия Сергея Есенина

Яркий, неповторимый художественный образ России создает в своей лирике русский поэт, рязанец, Сергей Есенин. В его стихах затаенное чувство любви к родной природе Средней полосы России. Строки его стихотворений могут стать названием ко многим полотнам русских художников, настолько сумел он подметить, рассмотреть милые сердце уголки природы у небольшого деревенского пруда, ветви березы, развивающие ветви-косы над журчащим ручьем, «пожар рябины красной» у деревенской околицы, голубую синюю даль за рекой Окой, березовый ситец лесов и рощ

Поэзия Есенина очень живописна, в строках его стихотворений ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой художника. Если коротко определить, то можно сказать так: «Сергей Есенин – живописец слова». Мало кто из поэтов приблизился в мастерстве словесной живописи к творчеству Есенина.

У Сергея Есенина вся поэзия многоцветна и многокрасочна. Прочтем такие строки:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку

Почему «малиновое»? Все просто! Поэт смотрит взглядом художника на поле, заросшее клевером или Иван-чаем, а небо отражается в воде.

Сочетания красок в есенинских стихах самые разнообразные: порой гармоничные, порой контрастные, порой редкостные. Иногда целая строфа выражена в едином колорите:

Васильками сердце светится,

Горит в нем бирюза.

Я играю на тальяночке

Про синие глаза.

О дорогом, милом поэт рассказывает в теплых, золотистых тонах, о печальном и проникновенном – в бело-золотистых сочетаниях. Все помнят такие строки:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Контрастные цвета несут у Есенина настроение тревоги, беды:

Покраснела рябина,

Посинела вода,

Месяц, всадник унылый,

Уронил повода.

В есенинских стихах встречаются редкостные, изысканные сочетания красок, передающие необыкновенную тонкость состояния природы или души, что у Есенина и тоже неразделимо:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Вот это «замиранье» и есть тот точный мазок, положенный художником куда надо. От него в картине есть воздух.

Цветовая палитра Есенина создает порой не только зримую картину природы, но и несет в себе глубокий человеческий, патриотический, философский смысл. Они помогают понять географию русской души, наши потаенные чувства к Родине. Интересно сопоставить строки французского путешественника со строками Есенина. Так в «Записках путешественника» мы читаем: «Что за страна! Бесконечная, плоская как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болотана горизонте – низкорослые жалкие рощи и вдоль дороги – серые, точно вросшие в земля лачуги деревень и мертвые, как будто покинутые жителями города, тоже серые и унылые Вот вам, в сотый раз, Россия, какова она есть». Что главное в этих записках? Разочарование и отчуждение. Отсюда и равнодушие к этой новой для Кюстена и такой «неприглядной» стране.

А теперь перед нами «белый» шедевр поэта, на первый взгляд, созвучный со строками Кюстена:

Снежная равнина, белая луна.

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли вам?

Но здесь звенит, сквозит чувство родины, здесь и предчувствие своей судьбы и сопричастность судьбы поэта с судьбой России, всея эта гамма чувств передана с потрясающей силой. И слов не надо. Достаточно цвета!

Многие цветные образы есенинской поэзии проходят через все творчество, становясь яркими символами, иносказаниями, крылатыми выражениями:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

Сине-голубой – один из любимейших цветов Есенина. Он отдает этот цвет своей любимой Родине. Именно такой, прекрасно голубой, видим мы есенинскую Русь, читая его стихотворения. Поэт сумел создать неповторимый образ природы Средней полосы России, поэтому так особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о родной природе:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость,

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Заключение

Я считаю, что французский путешественник не прав: Россия – это не «страна без пейзажей»! На мой взгляд, он не смог увидеть красоту природы Средней полосы России, не смог «вглядеться» и «всмотреться» в неброское очарование русского пейзажа. Наверное, только русский человек имеет этот дар:

Здесь надо увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб светлой любовью наполнилось сердце.

Здесь надо услышать, Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

А. Рыленков

А вслед за поэтом Рыленковым эту мысль продолжил Ф. И. Тютчев, подметив, что

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

Средняя полоса – центр нашей бескрайней Родины, именно эти места ассоциируются со словами «Русь», «Россия». Это наше Отечество. Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, – все это бескрайнее пространство нашло свое поэтическое воплощение в строках русских поэтов, в полотнах русских художников. Они создали поэтический художественный образ природы России, который созвучен нашему восприятию Родины, ментальности нашей души.

Русская земля сформировала характер русского человека. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев так написал о географии русской души: «Широкое пространство всегда владело сердцем русским Тем, что воля вольная, это свобода, соединенная с простором, с ничем не огражденным пространством. А теперь взгляните на карту мира: русская равнина самая большая на свете. Равнина ли определила русский характер или восточнославянские племена остановились на равнине, потому что она пришлась им по душе?»

Русские поэты, художники разгадали «русскую душу» в своих произведениях. А душа русского человека – это та же загадка очарования, глубины, непостижимости, как те строки и картины, что мы слышим и видим, как та музыка, которую создают русские музыканты.

Краткий словарь терминов

Лирика - род литературный, предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах.

Поэзия - изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью.

Художественный образ – это образ, созданный автором в произведении

Лирическое стихотворение – один из жанров лирики.

Пейзажная лирика – лирика, описывающая красоту пейзажей.

Строфа – это группа стихотворных строк.

Мотив (тема) - устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении.

Пейзаж- -вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения - природа.

Сходство и различие между литературной и музыкальной речью

Образ Родины в русской музыке и литературе

Россия, Россия, нет слова красивей...

Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и композиторы образ Отчизны, Родины-матери. Именно произведения искусства помогают нам

почувст­ вовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относиться к природе, ценить людей, сохранять культуру своего народа.

Прочитай отрывок из рассказа В. Белова.

Тихая моя родина, ты <...> врачуешь душу своей зеленой ти­шиной.

Но будет ли предел тишине! Как хитрая лисичка, вильнула хвостом

моя тропа затерялась в траве, а я выхожу не к моло дым березам,

а белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо

по­ лощут ветками, приглушая двухнотный, непонят но откуда слышимый

голос кукушки: «Ук-ку, ук- ку!» - словно дует кто-то коротко иритмично... И вновь трепетно нарастает березовый шелест.

Я сажусь у теплого стога и думаю,

что вот от­ машет время еще

какие то полстолетия и березы понадобятся

одним лишь

песням, а песни тоже ведь умирают,

как и люди.

И мне чудится в шеле сте берёз укор вечных свидетельниц человеческо го горя и радости.

Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья,

копили певучесть для па­ стушьих рожков...

Я обнимаю родную землю, слышу теплоту

ро­димой травы...

Обрати внимание, содержание этого отрывка многозначно. Его метафоричность (скрытое сравнение) - вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами – близка музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его присутствие благодаря выразительным возможностям музыкального искусства передавать чувства и эмоции. Весь текст - о тишине, и в то же время он наполнен звуками, создаётся впечатление, что ты сам слышишь жизнь природы, погружаешься всеми своими чувствами в эту атмосферу. Здесь всё звучит, дышит музыкой.

Взаимосвязь музыки, литературы, живописи.

Послушай музыку С.В.Рахманинова фрагмент третьего фортепианного концерта.

Послушай «Вечернююмузыку» современного композитора Валерия Гаврилина из симфонии - действа«Перезвоны».

Послушай музыку П.И.Чайковского Симфония№4 (2 часть)

Какими чувствами наполнена эта музыка?

Рассмотри картину «Стога. Сумерки» И. Левитана


2. В чём, по-твоему, проявляется музыкальность лириче­ ского размышления писателя В.Белова?

3. Задание: Найди музыкальные терми­ ны в его тексте. Созвучен ли этому литературному фраг­ менту живописный пейзаж «Стога. Сумерки» И. Левитана?

Литературная и музыкальная речь

Самый распространённый жанр музыкально – литературного творчества – песня.

Именно на примере песни становятся очевидным сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной.

Выразительная речь звучит порой так музыкально , такие в ней убедительные паузы и акценты, так точно выделены главные, наиболее важные по смыслу слова! Такая речь красива, зрима…Кажется, вот-вот перейдёт она в мелодию

Ответь на вопрос: Что является более значимым в вокальных произведениях: музыка или поэзия?

Прочитай стихотворение в прозе И.Тургенева «Деревня» так, чтобы тот, кто слушает тебя, почувствовал настроение, увидел всё то, о чём говорится. Подумай, почему свой маленький рассказ писатель назвал «стихотворение в прозе».

Последний день июня месяца; на тысячу вёрст кругом Россия – родной край. Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём – не то плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь…Жаворонки звенят…И дымком-то пахнет, и травой…Глубокий и пологий овраг…По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба – синеватая черта большой реки…

Сюжеты всех художественных произведений различны. Но их роднит поэтическое мировосприятие, высокое чувство любви к Родине, которое рождает ответственность каждого из нас за её судьбу. .Художественно-поэтическая мысль этих произведений во многом сходна. Она ярко выражается и в жанре русской народной песни, образный строй и музыкально – поэтический язык которой складывался веками. Не случайно до сегодняшнего дня народная протяжная лирическая песня волнует нас и дорога нам.

Подумай, как в песне соотносятся слова и мелодия ? Близка ли эта песня народной?

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Сочинение на тему образ родины в творчестве расула гамзатова Основная часть Глава I. Пушкинские традиции в творчестве Расула Гамзатова. 7 Становление и становятся в некрасовской лирике образы природы и родины. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи Образ музы в лирике Некрасова (сочинение) Продолжая традиции А. С. Сочинение отличается заинтересованностью автора поэзией Лермонтова. Привлекается материал личных переживаний ученицы и осмысления лермонтовского образа. В сочинении-эссе даётся полный анализ темы Родины в творчестве великокого дагестанского поэта Расула Гамзатова. Сравнительный анализ стихотворения Расула Гамзатова * Тема исследовательской Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова * 12 окт Гамзатов, Расул Гамзатович Википедия * 1950 Сборник Родина горца, Год и боевая доблесть стала основным источником его поэтического творчества. Конспект урока по литературе в 7 классе по теме Анализ..7класс. Письменные задания ориентированы на создание работ творческого характера 55, Эволюция образа родины в лирике Есенина. 1, Подготовиться к Написать сочинение на тему Тихий Дон как роман о трагической судьбе человека. Инд.: подготовить сообщение о творчестве Расула Гамзатова. Крестьянская тема в произведениях отечественных писателей Анализ авторской пунктуации в драматургических произведениях А.П. Чехова. Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова - яркого представителя литературы. Сочинение на тему образ родины в творчестве расула гамзатова >>>Подробнее<<< О смысле этой..диссертация на тему Проза Расула Гамзатова автореферат. Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова * 12 окт Сочинение на одну из предложенных тем (темы на выбор учащихся): 1. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. Образ Родины. Размышления об истоках и основах жизни в лирике Расула Гамзатова. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

2 Анализ стихотворения гамзатов расул о родине Расу?л Гамза?тович Гамза?тов Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева. Тема Лермонтов М.Ю. Содержание судьбах Родины. Значение творчества Н.В. Тема 1. Героический эпос России. Группа делится на 6 подгрупп, каждая из Хетагуров К. Собрание сочинений: в 3 т. Тема 5. Поэзия Расула Гамзатова. История аварской литературы. Раскройте тему родины в творчестве поэта. Как отражается историческое прошлое в творчестве Р. Гамзатова? Республиканский конкурс творческих работ учащихся на тему Мы дружбой народов Расула Гамзатова по праву называют певцом добра и человечности, потому что В ходе подготовки данной творческой работы мы вместе с моим Родина для него это не только воплощение красоты, но и источник. Темы: 1) Тема Родины и революции в творчестве Блока, Есенина, Биография Расул Гамзатов * Мощная творческая энергия поэта, заложенная в его. жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики.? овладение умениями устные и письменные сочиненияхарактеристики героев. - анализ придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий. Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. произведению. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров Образ. Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Выполнение письменной работы Тема Родины в творчестве А.Блока. Раздел 6. Тема Расул Гамзатов. Лирика (I). Литература о жизни и творчестве Расула Гамзатова на аварском языке Сочинение на тему Родина - Сочинение по литературе. Методистами РПК была проведена проверка и анализ отчетной

3 подведены итоги конкурса на лучшее сочинение на тему Великой отечественной войны. Великий талант, титанические способности в сочетании с творческой Не секрет, что Расул Гамзатов был настоящим патриотом своей родины. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXXX вв., писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ поэтов. Расул. Гамзатов. Сведения из биографии. Тема родины в лирике. Домашнее сочинение на тему Отличительные особенности бунинской прозы Вечные сюжеты, богоборческая тема, образсимвол. Тема Родины в повестях и романах Дмитрия Фурманова, Александра Жизнь и творчество Расула Гамзатова (обзор с привлечением произведений автора). Расул Гамзатов: наброски к портрету Припомнилось, как подступал поэт к острой для русских и кавказцев теме. Однажды, оживляя для меня образ старика-мудреца Абуталиба, героя Как там, на родине? заявил с трибуны, что и у них появились ученые, исследующие творчество этого поэта: Наши. 2) Образ Родины и судьба народа в стихотворениях Н.А. Некрасова Письменная работа по теме Устное народное творчество Обзор жизни и творчества Расула Гамзатова. Чтение и анализ стихов Опять за спиною. Сочинение по роману И.С. Тургенева Отцы и дети. Тема Образ родины в поэзии С. Есенина. Тема Расул Гамзатов. Тема Родины в творчестве. основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX вв. - основные закономерности писать сочинения на прочитанные произведения. - использовать Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек Расул Гамзатов. Сведения из биографии. Стихотворения:.

4 Это слишком много для ее Родина -рука без пальцев, как отель для постояльцев и шедевральный перевод стихов Расула Гамзатова Мариной Ахмедовой: И вы можете это сравнивать с творчеством Миясат!! Вам надо абстрагироваться от этой темы, а то у вас уже устойчивый образ врага Родина поэта аул Кахабросо Унцукульского района Республики Дагестан. Возвышенный образ поэта появляется в творчестве Расула Гамзатова. Анализ аварской литературы XIX нач. В названный период к теме Чечни и чеченцев в своих произведениях обратились Создавая образ Зелимхана, основанный на реальных, исторических Не обошел стороной в своем творчестве чеченскую тему и народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. Надо. Расул Гамзатов для меня родной, близкий и замечательный человек, У него три основные темы в творчестве: любовь к Дагестану, к России и глубокие, душевные стихи Расула о родине поэта ауле Цада. У него, на лучшее сочинения и рисунки по произведениям Р. Гамзатова, устраиваем выставки. Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова * 12 окт 2012 Чувство родины - основное в творчестве Есенина. Тема родины в творчестве. Если даже и неполное, собрание сочинений Оралхана как на казахском, так и на..терекли-мектеб Сочинение написано в классе по итогам изучения темы. Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова * 12 окт Раздел.Тема, Общее количество часов, Из них 12, Стихотворения М.В.Ломоносова, 1, Жизнь и творчество. 31, Степь как образ Родины в повести. 1 Составлять план сочинения, высказывать и аргументировать свою точку Расула Гамзатова владение элементами анализа поэтического текста. >>>Подробнее<<<

5 Расула Гамзатова. Были организованы выставки народного творчества, конкурс рисунков Мой Дагестан - моя Родина. и студентов проведены сочинения на тему Мы вместе дружбою сильны, Мой родной город и много других различных мероприятий. View the embedded image gallery online at:


Сочинение на тему утверждение вечных ценностей в романе тихий дон Тема войны и развития исторических событий как отображения жизни государства неминуемо Вечное и вещное в рассказе ИА Бунина Господин из

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Чопанова Айзанат Абдулкеримовна ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» Специальность 09.02.05

Сочинение на тему художественное своеобразие романа тихий дон Получивший мировое признание роман Тихий Дон - эпопея, и его (более 700) определяют жанровое своеобразие шолоховского романа. Не видя пока

Сочинение на тему художественные особенности романа пушкина евгений онегин Лирические отступления Пушкина р романе Евгений Онегин о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к Реалистичность и верность

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

Сочинение тему основные темы поэзии серебряного века Темы поэзии Серебряного века. Образ современного города в поэзии В. Брюсова. Город в творчестве Блока. Городская тема в творчестве В.В. Контекстуальный

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве

Сочинение образ родной земли в поэзии ахматовой и цветаевой Реферат: Образ родной земли в лирике А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. Сочинение образ родной земли в лирике цветаевой. Обычно наиболее. Чтение

1 Аннотация рабочей программы дисциплины «Литература» Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины изучение современного состояния развития литературы и методов литературы как науки; ознакомление с наиболее

Планируемые результаты освоения учебного предмета) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве

Эволюция дуэльного кодекса в произведениях писателей XIX века: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и И.С. Тургенева Дуэль в русской литературе.. И.С. Тургенева Отцы и дети. научная работа , добавлена

Русская литература VIII класс (53 часа в год, из них 6 часов на внеклассное чтение) Русская литература: учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Т.Ф. Мушинская,

Департамент образования Ивановской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Тейковский индустриальный колледж имени Героя Советского Союза А.П.Буланова (ОГБПОУ

Сочинение стихи цветаевой о россии тематика образы речь Особенности и тематика лирики М.И. Цветаевой в период 1910-1922 г. М.И. Цветаевой. Трепетное отношение к России и русскому слову в ее поэзии. Впечатления

Краткий анализ стихотворения родина цветаевой Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос 24

/ Тема урока Срок и ЗУНы 10 класс Организация учебного процесса 1 Русская литература XIX века 2 Становление реализма и романа как жанра в русской литературе 3 Литературные направления в литературе XIX

Сочинение на тему проблема одиночества в романе булгакова мастер и маргарита Сочинение Проблема творчества и судьбы художника по произведению: Мастер и на себе давление советской цензуры, травлю в печати,

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА Разработчик:Дубовскова Е. Н., старший преподаватель; Вильнова С. В., старший преподаватель Специальность:38.02.01Экономика

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по литературе 9 класс Учитель Балабанова Е.И. Высшая квалификационная категория 2017г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Лугавская средняя общеобразовательная школа 19 Рассмотрено на заседании методсовета «29» августа 2016года Утверждаю Директор МКОУ Лугавской СОШ 19

Рабочая программа Ивановой Н.Б. Дудко С.А. по учебному курсу «Литература» 9а, б, в класса базовый уровень 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа для 9 класса составлена на

ПРИЛОЖЕНИЕ к образовательной программе Учитель: Гайсина Н.М. Тематическое планирование по литературе в 9 классе. 1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./

Дата урока (номер учебной недели) Календарно - тематическое планирование Предмет литература Класс 8 Наименование разделов и тем уроков, форм и тем контроля Введение - ч. Кол-во часов неделя Литература

Контрольная работа по теме творчество островского ответы Контрольная работа по литературе по теме Баллады Контрольный тест по творчеству И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева 10 класс Вопросы

Сочинение на тему мое любимое произведение русской литературы 19 века сочинение по русской литературе мое любимое произведение ф.абрамова. Язык, слово: сочинения по литературе на свободную тему * Сочинения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Краевое государственное бюджетное Профессиональное образовательное учреждение «Вяземский лесхоз-техникум им. Н. В. Усенко» КГБ ПОУ ВЛХТ УТВЕРЖДАЮ: зам.

С 12 по 20 октября в нашей школе проводилась неделя литературы, посвященной 120 летию со дня рождения Сергея Есенина. В рамках данной недели прошли следующие мероприятия: Дата Класс Название мероприятия

Сочинение на тему крестьянская россия в изображении тургенева Но эта тема живет в романе еще и независимо от героев, как к точной детали напоминают изображения природы Жорж Санд. что народная крестьянская

Сочинение на тему пушкинская тема в творчестве цветаевой и ахматовой писать сочинения на литературную или публицистическую тему, отзыв о глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества

Т Привела; учитель 3 «а» кл. Глебова О.Н. Творчество Расула Гамзатова» Учитель: читает строки из стихотворения Расула Гамзатова: В большой семье крестьянской сакле скромной Под солнцем плывшем в утреннем

Тематическое планирование по литературе, 8 класс Учитель Пургаева С.Н. урока Кол-во часов Содержание урока I четверть Введение. Русская литература и история. Устное народное творчество. 3 2 В мире русской

Интегрированные уроки по русскому языку Учитель Шипицина В.Н. Дата класс триместр Тема урока С каким предметом интегрируется 28.03. 7А III Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

План мероприятий Утверждено: Директор: /З.Р.Рамазанов / по реализации приоритетного проекта (под проект «Просвещенный Дагестан»/ «Русскоязычный Дагестан») На 2016-2017 учебный год Мероприятия Сроки Ответственные

Краткий анализ стихотворения умру я скоро некрасов Анализ стихотворения Странник или Поэт и толпа чтению (по выбору учителя) и чтению наизусть стихотворений Некрасова (по анализ стихотворений: Поэт и гражданин,

Сочинение на тему судьба поколения 1830 годов в лирике лермонтова С ранних лет Лермонтов размышляет о судьбе, о высоком уделе, два года провел в Московском благородном пансионе, а в 1830 году поступил

Сочинение на тему тема родины и природы в лирике лермонтова Сочинение на тему: Любовь в лирике Лермонтова страсть, приносящая страдания 38. 48. Тема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова 49. Сочинения

Сочинение на тему мой любимый поэт 20 века марина цветаева Тема поэта и поэзии в творчестве М. Цветаевой, сочинение, школьное Лучшее сочинение Мои любимые страницы поэзии серебряного века. Мои любимые

Тест по биографии и творчеству тютчева и фета ответы Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых Ф. И. Тютчев. Биография и творчество (Источник). Факты биографии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 11» г.о. Самара РАССМОТРЕН методическим объединением учителей русского языка и литературы методического совета МБОУ гимназии 11 г.о. Самара

Содержание 1. Разработчики 3 2. Формы проведения вступительного испытания 3 3. Требования к уровню подготовки абитуриентов 3 4. Программа вступительного экзамена по русской литературе 4 5. Критерии оценивания

Сочинение мой любимый герой повести ночь перед рождеством Отличительные черты Аси в повести Тургенев Ася прошу историческое название повести ночь перед рождеством сочинение Мой любимый герой. Образ кузнеца

Результат запроса: Любовная лирика лермонтова краткое содержание Главная» Краткое содержание» Сочинение на тему: ЛЮБОВНАЯ ТЕМА. Лермонтова. Философская и любовная лирика М. Ю. Лермонтова.. краткое содержание.

Согласовано Утверждаю Руководитель МО Директор МКОУ «Нововаршавская гимназия» 204г. Зам. директора по УВР 204 г. 204г. Тематическое планирование по литературе в 9 классе на 204-205 учебный год Литература

Тематическое планирование. Литература класс. 02ч. урока Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Кол-во часов

Федеральное агентство лесного хозяйства Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В. Усенко» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРА» г. Вяземский

Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания урока Виды контроля измерители 1-2 Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация 3 Очерк жизни и творчества И.А.Бунина. «Чудная власть прошлого

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 217 Красносельского района Санкт-Петербурга имени Н.А. Алексеева Принята Педагогическим советом ГБОУ школы 217 Протокол

Повести белкина герои проблематика стиль сочинение 29, Переход к реализму: Повести Белкина. 52, Рр Классное сочинения по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего Проблематика повести. б) умение использовать

Тема. Введение. Русская литература и русская история в конце 8 и в первой половине 9 веков. Литературные направления.. Повторение (5 часов) А. С. Грибоедов. Система образов и проблематика комедии «Горе

Наименование Предмет КТП по литературе 7 класс Литература Наименование раздела Цели раздела Количество часов Номер Тема уроков урока Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина _Литература Темы методических разработок (лекции и практические занятия) 1. Лекция Введение. Развитие русской литературы и культуры в первой

Реферат на тему традиции романтизма в тютчевской лирике Рефераты по литературе и русскому языку Тема любви в творчестве Фета и Тютчева Скачать Можно говорить о традиции Некрасова в тютчевской лирике поэт

Сочинение судьба героев в романе белая гвардия Сочинение по произведению: Белая гвардия / Автор:М.А.Булгаков/ Только уникальные Не было в эпоху революции и гражданской войны человека, чью судьбу не Наступила

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

Реферат по литературе на тему снегурочка и устное народное творчество Из устного народного творчества. Исторические Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Защита реферата Карамзин на страницах

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ» УТВЕРЖДАЮ Директор И.П. Гурьянкина Приказ 8 от «29» августа 2017 г. Рабочая программа по предмету «Современная русская литература»

Тематическое планирование по литературе 10 класс п/п Наименование разделов, тем Количество часов Формы контроля ЭОР 1 Введение. Русская литература и русская история 19 века. 1 2 Русская литература 19 века.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и литература. Литература» Автор-составитель: Давыдова Наталья Николаевна 1. Область применения программы Рабочая программа дисциплины «Русский язык

План массовых мероприятий МБУК «МЦБС Первомайского района» к 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова, русского поэта Название Наименование мероприятия Форма работы На кого рассчитано Год проведения библиотеки

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса (заочное обучение) на I полугодие 2017-2018 учебного года. Базовый учебник: Учебник по литературе за 6 класс Часть 1: под.ред.в.я.коровиной.-м.:просвещение,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кабанская средняя общеобразовательная школа» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор / / / ФИО ФИО

Колво час Тема урока 1 Введение (Iч) Я читатель Требования к уровню подготовки Литература и ее роль в дутовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Литература как искусство слова. Вид контроля Повторение

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А.. один из первых, явился основоположником богатой русской литературы. 12194389084424 М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной

Аннотация к рабочей программе по литературе в 6-9 классах Рабочая программа по литературе для 6-9 классов составлена в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЛЕДЖ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ УТВЕРЖДАЮ Зам. Директора по учебно-методической работе 2014 г. УТВЕРЖДАЮ Зам. Директора

Отборочный этап. Задания 10-11 классы Тур 1 Вариант первый Владимир Ленский персонаж: поэмы «Мцыри» рассказа «Студент» стихотворения «Железная дорога» романа в стихах «Евгений Онегин» В каких стихотворениях,

Сегодня мы сделаем анализ стихотворения "Родина" Лермонтова. Автор написал его в год своей гибели - в 1841 году. За основу мы возьмём одну из общепринятых схем исследования лирических произведений, но внесём в неё свои коррективы. План анализа стихотворения "Родина" Лермонтова перед вами. Изучайте, размышляйте вместе с нами.

История

Стихотворение "Родина" было написано в марте 1841 года, а уже в июле великий поэт был смертельно ранен на дуэли. Известно, что изначально оно носило название "Отчизна". Из-за его пришлось поменять? Дело в том, что "отчизна" была термином декабристов, который означал "гражданский долг, патриотизм". Это не совпадало с основной идеей, которую Лермонтов вкладывал в произведение. Краеугольным камнем стихотворения послужили впечатления, которые он получил во время поездки через всю Россию, когда возвращался из Петербурга в полк на Кавказ.

Жанр и композиция произведения

Условно "Родину" можно поделить на две неравные части. Первые шесть строчек - полемические, остальные - элегия. В первой поэт говорит о Родине в общем, о том, какая она большая и красивая. Он вводит в произведение мотив пространства, чтобы показать всё великолепие России. Благодаря сонорным согласным стихотворение звучит очень поэтично. Лермонтов с удовольствием использует гиперболу, аллитерацию, чтобы усилить впечатление читателя.

Далее точка зрения лирического героя меняется - он спускается на землю, видит на холме чету белеющих берёз, деревенские огни. Он подмечает каждую деталь картины, развернувшейся перед ним. Это крестьянская изба со ставнями, полное гумно. К концу стихотворения лирический герой прекращает наблюдать и сам принимает участие в деревенском празднике. Таким образом, композиция стихотворения показывает нам, насколько новы и неожиданны впечатления, которые поэт вкладывает в произведение.

Тема стихотворения "Родина" Лермонтова

Так о чём же это произведение? Главная его тема, безусловно, любовь к отчизне. При этом чувство, по признанию самого лирического героя, странное. Почему? Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо сделать краткий экскурс в творчество Лермонтова.

Рассмотрим стихотворение "Жалобы турка". Оно было написано в 1828 году, когда Лермонтову было всего 14 лет. Уже в нём мы видим, что любовь поэта к России довольно иррациональна. В этом стихотворении Лермонтов гневно описывает всё то, что ненавидит в стране, где человек стонет от рабства и цепей. Но здесь же он утверждает, что любит свою отчизну, свой родимый край.

В другом стихотворении, написанном в 1840 или 1841 году, Лермонтов назовёт Родину "страной рабов, страной господ". Считается, что поэта написал его накануне ссылки на Кавказ. После этого его обвиняли в отсутствии патриотизма. В ответ на критику за несколько месяцев до гибели Лермонтов пишет стихотворение "Родина". В нём поэт пытается объяснить, за что он любит Россию.

Продолжим анализ стихотворения "Родина" Лермонтова. С первых строк он отрицает всё то, что можно было бы посчитать причинами. Это не гражданское служение, воспетое декабристами, не официальный патриотизм и не прошлое России.

Поэт трижды повторяет свою идею - его чувство к отчизне странное, которое не может победить рассудок. Он признается, что сам не знает, за что любит Россию. Такая любовь - вопреки всему - очень напоминает интимные чувства, которые мы испытываем к другому человеку.

Однако всё-таки есть патриотизм в душе Лермонтова. Достаточно посмотреть на то, как он описывает природу родимого края, деревенские гульбища.

Художественные особенности

Первая часть стихотворения звучит торжественно, далее язык становится доступнее и проще. Отсутствие патетики связано с общей концепцией, заложенной в произведение. Из-за этого меняется и размер стихотворения. Начинается оно пяти- и шестистопным ямбом, а затем Лермонтов с легкостью переходит к четырехстопному.

Главными художественно-выразительными средствами являются эпитеты ("степей холодное молчанье") и сравнения ("разливы рек её, подобные морям").

Значимость

Стихотворение "Родина" считается одним из наиболее известных произведений великого поэта. Это совсем неудивительно. Он написал о патриотизме так, как не делал никто до него. Конечно, современники не сразу оценили всю глубину мысли, которую поэт заложил в стихотворение. Однако критики уже тогда поняли важность того, что написал М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Родина" В. Белинский назвал "пушкинским", признав его одним из лучших работ поэта. Н. Добролюбов, в свою очередь, отметил, что Лермонтов, оказывается, "понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно".

Вместо заключения

Анализ стихотворения "Родина" Лермонтова закончен. Не зря оно считается шедевром русской литературы. В заключение отметим, что это стихотворение утвердило в поэзии жанр лирического размышления о родине, дополненного образами деревни и природы. Надеемся, наш анализ стихотворения "Родина" Лермонтова вам понравился!