Главные герои произведения деньги для марии. Валентин распутин деньги для марии

Повесть Валентина Распутина «Деньги для Марии» первый раз напечатали в 1967 году на страницах журнала «Ангара». До выхода переломного в творческой биографии Распутина произведения писатель трудился корреспондентом различных газет, писал рассказы и очерки, издал три книги и даже стал членом Союза писателей СССР. Но, все это было предисловием к большой зрелой и талантливой работе в виде повести «Деньги для Марии». Именно после выхода этого произведения литературные критики заметили появление нового одаренного и глубокого писателя. Сам Распутин также считает, что именно с «Денег для Марии» его творчество вышло на другой уровень.

Именно в этой повести стал заметен неповторимый «распутинский» стиль, который он будет развивать в своих последующих произведениях. С этого момента основными темами в творчестве писателя стали поиск причин добра и зла, милосердия и жестокости, противостояние духовного начала в человеке растущему материализму. Распутину хотелось глубоко заглянуть в душу человека и отыскать в ней свет. Нравственное начало всего последующего творчества писателя уже стало неоспоримо.

Главной героиней повести является Мария, которая работает в единственном в деревне магазине. К ней приезжает ревизор и выявляет недостачу на крупную сумму денег – тысячу рублей. Если Мария вернет эти деньги в кассу в течение пяти дней, то сможет избежать суда. В семье главной героини таких денег никогда не водилось. Ее супруг, тракторист Кузьма, принимает решение взять взаймы необходимую сумму у односельчан, родственников, друзей и знакомых. Он обходит всю деревню, но необходимой для Марии суммы Кузьме собрать не удается. Хотя по намекам писателя такие деньги у местных жителей есть. Но взять их силой или украсть муж Марии не может, потому как является честным и порядочным человеком.

Читая повесть «Деньги для Марии», краткое содержание которой умещается в пять дней, выясняется, что такой короткий временной промежуток может длиться целую жизнь.

Вины главной героини книги в произошедшей недостаче нет. Эта женщина по своей неопытности и необразованности просто просчиталась, а назвать ее воровкой язык ни у кого из односельчан не повернется. По сути, в случившемся виновны все жители деревни. За самим магазином давно ходила дурная слава. Его даже называли «проклятым». После окончания войны продавщицу Марусю посадили на пять лет, а ее детей распределили по детским домам. Федор однорукий с трудом выкрутился после того, как у него обнаружили в кассе излишки. Потом была молоденькая девушка Роза, севшая в итоге в тюрьму на три года. Все в деревне об этом знали, но дружно просили Марию пойти работать в магазин, так как в ином случае даже за спичками и солью приходилось ездить в ближайшее село, расположенное в двадцати верстах от их поселка.

Распутин задает читателям вопрос: что же стало с этими сильными, здоровыми, далеко не бедными людьми, которые отвернулись от чужого горя? Марии горько и обидно не только из-за самого факта недостачи, но и от того, что в ее душе поселилось недоверие к людям и неверие в добро.

Вся повесть написана таким образом, что ее героев мы видим глазами мужа Марии Кузьмы, которых он просит о помощи. Распутин очень точно выписал всю плеяду людских характеров, которые часто встречаются в человеческом обществе. Причем сделано это талантливо и во всех тончайших деталях.

Совестливые люди отдали Кузьме все, что у них было до последней копейки. Семидесятилетний дед Гордей, у которого за душой никогда не было ни гроша, попросил у своего сына 15 рублей, хотя Кузьма и не хотел их брать. Тяжелобольная, лежачая тетя Наталья, у которой была собрана определенная сумма на свои похороны, отдала ее мужу Марии, у которого было ощущение, что он берет эти деньги «с того света». Большую сумму удалось собрать председателю колхоза, который отдал свою месячную зарплату и обратился с предложением последовать его примеру к местным начальникам.

С другой стороны в деревне нашлись и такие, у которых деньги были, но они решили с ними не расставаться. Степанида, которая всегда называла Марию «родной» не дала ни копейки, хотя у самой дома на «черный день» лежало несколько сотен. Директор школы дал 100 рублей, но Кузьме пришлось от него выслушать продолжительную лекцию с нравоучениями. У мужа Марии было ощущение, что этот человек не людям помогает, а хочет, чтобы все вокруг узнали о его «добродетели».

Сам Кузьма никогда никому в жизни не отказывал в любой помощи и верил, что рядом с ним живут такие же добрые и отзывчивые люди. Отношение к деньгам в семье Марии было простым: если они есть – хорошо, а нет, так и черт с ними. Жили они не богато, но и не бедно. Их ребятишки ни в чем не нуждались, еда в доме была всегда, а о запасах на «черный день» Кузьма и не думал, потому, что не ожидал его возможного прихода.

Распутин описывает мужа Марии, как основательного, честного и настойчивого человека и дает надежду читателям, что Кузьма должен справиться с этой бедой и сделать все, чтобы его жена была на свободе.

Герои повести выписаны писателем с любовью и некоторой душевной поэтичностью. И особо ярко это заметно в образе Кузьмы.

В произведении Распутина есть персонаж Алексей – родной брат главного героя, который живет в городе, но по сюжету книги в ней не появляется. Описываются лишь впечатления людей, знавших Алексея, о нем самом. В основном они негативные. Выясняется, что после смерти отца брат Кузьмы не смог приехать на поминки и вообще не появлялся на своей малой родине более семи лет. Когда муж Марии понимает, что в деревне он собрал все, что смог, а денег все одно не хватает, Кузьма решает ехать за помощью в город к брату. Писатель вселяет в читателя надежду, что Алексей может помочь своим попавшим в беду родственникам, но точного ответа на этот вопрос нет, так как повесть заканчивается на моменте, когда Кузьма подходит к двери квартиры своего брата и стучится к нему. У каждого читателя может быть своя версия финала.

Главная идея книги

Что же будет, если оптимистические прогнозы не оправдаются и брат Кузьмы не выручит своего родственника? Посадят ли Марию, как будет жить дальше ее муж, что станет с их детьми? В семье поселится страх и неверие в людей надолго. Кузьма может полностью разочароваться в человеческой доброте и взаимопонимании, а это хуже всего.

Нелегкие испытания главного героя
Если вдуматься, что пришлось пережить главному герою за эти злосчастные пять дней? Он прошел через унижение и много других испытаний, которые ранее ему не приходилось переживать. Душа человека истомилась, ему начало казаться, что он один на целом свете.

В доме Кузьмы поселился страх и зловещая тишина. Весь окружающий мир будто бы задает вопрос не о том, что дальше произойдет с героями повести, а о том, что же случилось с людьми, которые живут рядом с ними?

Последующие произведения Валентина Распутина написаны в продолжении основной темы повести «Деньги для Марии», которой является вопрос «Что же происходит в современном мире с людьми? Куда делись их любовь, дружба, доброта, взаимовыручка?». Все эти вопросы Распутин ставил и в своих более поздних повестях и романах, но ответа он так и не нашел.

4.7 (93.33%) 3 votes


«Деньги для Марии»

Для многих из нас понятия «человечность» и «милосердие» неразрывно связаны. Многие и вовсе отождествляют их (что, впрочем, не совсем верно). Писатель-гуманист не мог обойти тему милосердия стороной, и она наша свое отражение в повести «Деньги для Марии».

Сюжет произведения весьма прост. В небольшой сибирской деревушке произошло ЧП: ревизор обнаружил у продавца магазина Марии большую недостачу. И ревизору и односельчанам ясно, что Мария не взяла себе ни копейки, став, скорее всего, жертвой запущенного ее предшественницами учета. Но, к счастью продавщицы, ревизор оказался человеком душевным и дал пять дней для погашения недостачи. Учел, видимо, и малограмотность женщины, и ее бескорыстие, а главное - пожалел детей.

Такая, казалось бы, вполне житейская ситуация неплохо проявляет людские характеры. Односельчане Марии держат своеобразный экзамен на милосердие. Они перед сложным выбором: или выручить свою совестливую и всегда работящую землячку, одолжив ей деньги, или отвернуться, не заметить человеческой беды, сохранив собственные сбережения. Деньги здесь становятся своего рода мерилом человеческой совести. Произведение отражает восприятие автором разного рода несчастий. Несчастье у Распутина не просто бедствие. Это еще и проверка человека, испытание, обнажающее сердцевину души. Тут все высвечивается до дна: и хорошее, и дурное - все выявляется без утайки. Такие кризисные психологические ситуации организацию драматургию конфликта и в этой повести, и в других произведениях писателя.

В семье Марии к деньгам всегда относились просто. Муж Кузьма считал: «есть - хорошо - нет - ну и ладно». Для Кузьмы «деньги были заплатками, которые ставятся на дырки, необходимые для житья». Он мог думать о запасах хлеба и мяса - без этого нельзя обойтись, но мысли о запасах денег казались ему забавными, шутовскими, и он отмахивался от них. Он был доволен тем, что имел. Вот почему когда в его дом постучалась беда, не о накопленных богатствах Кузьма жалеет. Он думает о том, как спасти жену, мать его детей. Кузьма обещает сыновьям: «Мы всю землю перевернем вверх тормашками, а мать не отдадим. Нас пятеро мужиков, у нас получиться». Мать здесь - символ светлого и возвышенного, не способного на какую - либо подлость. Мать - это жизнь. Защитить ее честь ее достоинство - вот что важно для Кузьмы, а не деньги.

Но совсем иначе относится к деньгам Степанида. Ей невмоготу расстаться на какое-то время с копейкой. С трудом отдает деньги для помощи Марии и директор школы Евгений Николаевич. Не чувство сострадания к односельчанке руководит его поступком. Ему хочется этим жестом укрепить свою репутацию. Каждый свой шаг он афиширует на всю деревню. Но милосердие не может соседствовать с грубым расчетом.

Таким образом, в лице главы семейства мы видим идеал, на который нужно равняться, решая вопросы о достатке и его влиянии на сознание людей, о семейных взаимоотношениях, достоинстве и чести семьи. Автор вновь демонстрирует неразрывную связь нескольких нравственных проблем. Мелкая недостача позволяет увидеть моральный облик представителей общества, обнажает разные грани одного и того же качества человека.

Валентин Распутин


Деньги для Марии

Кузьма проснулся оттого, что машина на повороте ослепила окна фарами и в комнате стало совсем светло.

Свет, покачиваясь, ощупал потолок, спустился но стене вниз, свернул вправо и исчез. Через минуту умолкла и машина, стало опять темно и тихо, и теперь, в полной темноте и тишине, казалось, что это был какой-то тайный знак.

Кузьма поднялся и закурил. Он сидел на табуретке у окна, смотрел сквозь стекло на улицу и попыхивал папиросой, словно и сам кому-то подавал сигналы. Затягиваясь, он видел в окне свое усталое, осунувшееся за последние дни лицо, которое затем сразу же исчезало, и уже не было ничего, кроме бесконечно глубокой темноты, – ни одного огонька или звука. Кузьма подумал о снеге: наверное, к утру соберется и пойдет, пойдет, пойдет – как благодать.

Потом он лег опять рядом с Марией и уснул. Ему приснилось, что он едет на той самой машине, которая его разбудила. Фары не светят, и машина идет в полном мраке. Но затем они вдруг вспыхивают и освещают дом, возле которого машина останавливается. Кузьма выходит из кабины и стучит в окно.

– Что вам надо? – спрашивают его изнутри.

– Деньги для Марии, – отвечает он.

Ему выносят деньги, и машина идет дальше, опять в полной темноте. Но как только на ее пути попадается дом, в котором есть деньги, срабатывает какое-то неизвестное ему устройство, и фары загораются. Он снова стучит в окно, и его снова спрашивают:

– Что вам надо?

– Деньги для Марии.

Он просыпается во второй раз.

Темнота. Все еще ночь, по-прежнему кругом ни огонька и ни звука, и среди этого мрака и безмолвия с трудом верится, что ничего не случится, и в свой час придет рассвет, и наступит утро.

Кузьма лежит и думает, сна больше нет. Откуда-то сверху, как неожиданный дождь, падают свистящие звуки реактивного самолета и сразу же стихают, удаляясь вслед за самолетом. Опять тишина, но теперь она кажется обманчивой, словно вот-вот должно что-то произойти. И это ощущение тревоги проходит не сразу.

Кузьма думает: ехать или не ехать? Он думал об этом и вчера и позавчера, но тогда еще оставалось время для размышлений, и он мог не решать ничего окончательно, теперь времени больше нет. Если утром не поехать, будет поздно. Надо сейчас сказать себе: да или нет? Надо, конечно, ехать. Ехать. Хватит мучиться. Здесь ему больше просить не у кого. Утром он встанет и сразу пойдет на автобус. Он закрывает глаза – теперь можно спать. Спать, спать, спать… Кузьма пытается накрыться сном, как одеялом, уйти в него с головой, но ничего не получается. Ему кажется, он спит у костра: повернешься одним боком, холодно другому. Он спит и не спит, ему снова грезится машина, но он понимает, что ему ничего не стоит открыть сейчас глаза и окончательно очнуться. Он поворачивается на другой бок – все еще ночь, которую не приручить никакими ночными сменами.

Утро. Кузьма поднимается и заглядывает в окно: снега нет, но пасмурно, в любую минуту он может пойти. Мутный неласковый рассвет разливается неохотно, как бы через силу. Опустив голову, пробежала перед окнами собака и свернула в переулок. Людей не видно. С северной стороны вдруг бьет о стену порыв ветра и сразу же спадает. Через минуту снова удар, потом еще.

Кузьма идет на кухню и говорит Марии, которая возится у печки:

– Собери мне чего-нибудь с собой, поеду я.

– В город? – настораживается Мария.

– В город.

Мария вытирает о фартук руки и садится перед печкой, щурясь от жара, обдающего ее лицо.

– Не даст он, – говорит она.

– Ты не знаешь, где конверт с адресом? – спрашивает Кузьма.

– Где-нибудь в горнице, если живой. Ребята спят. Кузьма находит конверт и возвращается на кухню.

– Не даст он, – повторяет Мария.

Кузьма садится за стол и молча ест. Он и сам не знает, никто не знает, даст или не даст. В кухне становится жарко. О ноги Кузьмы трется кошка, и он отталкивает ее.

– Сам-то назад приедешь? – спрашивает Мария.

Он отставляет от себя тарелку и задумывается. Кошка, выгнув спину, точит в углу когти, потом опять подходит к Кузьме и жмется к его ногам. Он встает и, помолчав, не найдя, что сказать на прощанье, идет к дверям.

Он одевается и слышит, что Мария плачет. Ему пора уходить – автобус отправляется рано. А Мария пусть поплачет, если она по-другому не может.

На улице ветер – все качается, стонет, гремит.

Ветер дует автобусу в лоб, сквозь щели в окнах проникает внутрь. Автобус поворачивается к ветру боком, и стекла сразу начинают позванивать, в них бьет поднятыми с земли листьями и мелкими, как песок, невидимыми камешками. Холодно. Видно, этот ветер и принесет с собой морозы, снег, а там и до зимы недалеко, уже конец октября.

Кузьма сидит на последнем сиденье у окна. Народу в автобусе немного, свободные места есть и впереди, но ему не хочется подниматься и переходить. Он втянул голову в плечи и, нахохлившись, смотрит в окно. Там, за окном, километров двадцать подряд одно и то же: ветер, ветер, ветер – ветер в лесу, ветер в поле, ветер в деревне.

Люди в автобусе молчат – непогода сделала их угрюмыми и неразговорчивыми. Если кто и перебросится словом, то вполголоса, не понять. Даже думать не хочется. Все сидят и только хватаются за спинки передних сидений, когда подбрасывает, устраиваются поудобней – все заняты лишь тем, что едут.

На подъеме Кузьма пытается различить вой ветра и вой мотора, но они слились в одно – только вой, и все. Сразу за подъемом начинается деревня. Автобус останавливается возле колхозной конторы, но пассажиров тут нет, никто не входит. В окно Кузьме видна длинная пустая улица, по которой, как по трубе, носится ветер.

Автобус снова трогается. Шофер, молодой еще парень, оглядывается через плечо на пассажиров и лезет в карман за папиросой. Кузьма обрадованно спохватывается: он совсем забыл про папиросы. Через минуту по автобусу плывет синий клочковатый дым.

Опять деревня. Шофер останавливает автобус возле столовой и поднимается. – Перерыв, – говорит он. – Кто будет завтракать, пойдемте, а то еще ехать да ехать.

Кузьме есть не хочется, и он выходит, чтобы размяться. Рядом со столовой магазин, точно такой же, как и у них в деревне. Кузьма поднимается на высокое крыльцо, открывает дверь. Все так же, как и у них: в одной стороне – продовольственные, в другой – промтовары. У прилавка о чем-то болтают три женщины, продавщица, скрестив руки на груди, лениво их слушает. Она моложе Марии, и у нее, видно, все хорошо: она спокойна.

Кузьма подходит к горячей печке и вытягивает над ней руки. Отсюда в окно видно будет, когда шофер выйдет из столовой, и Кузьма успеет добежать. Ветер хлопает ставнем, продавщица и женщины оборачиваются и смотрят на Кузьму. Ему хочется подойти к продавщице и сказать ей, что у них в деревне магазин точно такой же и что его Мария полтора года тоже стояла за прилавком. Но он не двигается. Ветер снова хлопает ставнем, и женщины опять оборачиваются и смотрят на Кузьму.

Кузьма хорошо знает, что ветер поднялся только сегодня и что еще ночью, когда он вставал, было спокойно, и все-таки не может отделаться от чувства, что ветер дует давно, все эти дни.

Пять дней назад пришел мужик лет сорока или чуть побольше, с виду не городской и не деревенский, в светлом плаще, в кирзовых сапогах и в кепке. Марии дома не было. Мужик наказал, чтобы завтра она не открывала магазин, он приехал делать учет.

На следующий день началась ревизия. В обед, когда Кузьма заглянул в магазин, там стоял полный тарарам. Все банки, коробки и пачки Мария и ревизор вытаскивали на прилавок, по десять раз считали их и пересчитывали, сюда же принесли из склада большие весы и наваливали на них мешки с сахаром, с солью и крупой, собирали ножом с оберточной бумаги масло, гремели пустыми бутылками, перетаскивая их из одного угла в другой, выковыривали из ящика остатки слипшихся леденцов. Ревизор с карандашом за ухом бойко бегал между горами банок и ящиков, вслух их считал, почти не глядя, перебирал чуть ли не всеми пятью пальцами на счетах костяшки, называл какие-то цифры и, чтобы записать их, встряхивая головой, ловко ронял себе в руку карандаш. Видно было, что дело свое он знает хорошо.

Мария пришла домой поздно, вид у нее был измученный.

– Как там у тебя? – осторожно спросил Кузьма.

– Да как – пока никак. На завтра еще промтовары остались. Завтра как-нибудь будет.

Она накричала на ребят, которые что-то натворили, и сразу легла. Кузьма вышел на улицу. Где-то палили свиную тушу, и сильный, приятный запах разошелся по всей деревне. Страда кончилась, картошку выкопали, и теперь люди готовятся к празднику, ждут зиму. Хлопотливое, горячее время осталось позади, наступило межсезонье, когда можно погулять, осмотреться по сторонам, подумать. Пока тихо, но через неделю деревня взыграет, люди вспомнят о всех праздниках, старых и новых, пойдут, обнявшись, от дома к дому, закричат, запоют, будут опять вспоминать войну и за столом простят друг другу все свои обиды.

Кузьма проснулся оттого, что машина на повороте ослепила окна фарами и в комнате стало совсем светло.

Свет, покачиваясь, ощупал потолок, спустился по стене вниз, свернул вправо и исчез. Через минуту умолкла и машина, стало опять темно и тихо, и теперь, в полной темноте и тишине, казалось, что это был какой-то тайный знак.

Кузьма поднялся и закурил. Он сидел на табуретке у окна, смотрел сквозь стекло на улицу и попыхивал папиросой, словно и сам кому-то подавал сигналы. Затягиваясь, он видел в окне свое усталое, осунувшееся за последние дни лицо, которое затем сразу же исчезало, и уже не было ничего, кроме бесконечно глубокой темноты, – ни одного огонька или звука. Кузьма подумал о снеге: наверное, к утру соберется и пойдет, пойдет, пойдет – как благодать.

Потом он лег опять рядом с Марией и уснул. Ему приснилось, что он едет на той самой машине, которая его разбудила. Фары не светят, и машина идет в полном мраке. Но затем они вдруг вспыхивают и освещают дом, возле которого машина останавливается. Кузьма выходит из кабины и стучит в окно.

– Что вам надо? – спрашивают его изнутри.

– Деньги для Марии, – отвечает он.

Ему выносят деньги, и машина идет дальше, опять в полной темноте. Но как только на ее пути попадается дом, в котором есть деньги, срабатывает какое-то неизвестное ему устройство, и фары загораются. Он снова стучит в окно, и его снова спрашивают:

– Что вам надо?

– Деньги для Марии.

Он просыпается во второй раз.

Темнота. Все еще ночь, по-прежнему кругом ни огонька и ни звука, и среди этого мрака и безмолвия с трудом верится, что ничего не случится, и в свой час придет рассвет, и наступит утро.

Кузьма лежит и думает, сна больше нет. Откуда-то сверху, как неожиданный дождь, падают свистящие звуки реактивного самолета и сразу же стихают, удаляясь вслед за самолетом. Опять тишина, но теперь она кажется обманчивой, словно вот-вот должно что-то произойти. И это ощущение тревоги проходит не сразу.

Кузьма думает: ехать или не ехать? Он думал об этом и вчера и позавчера, но тогда еще оставалось время для размышлений, и он мог не решать ничего окончательно, теперь времени больше нет. Если утром не поехать, будет поздно. Надо сейчас сказать себе: да или нет? Надо, конечно, ехать. Ехать. Хватит мучиться. Здесь ему больше просить не у кого. Утром он встанет и сразу пойдет на автобус. Он закрывает глаза – теперь можно спать. Спать, спать, спать… Кузьма пытается накрыться сном, как одеялом, уйти в него с головой, но ничего не получается. Ему кажется, он спит у костра; повернешься одним боком, холодно другому. Он спит и не спит, ему снова грезится машина, но он понимает, что ему ничего не стоит открыть сейчас глаза и окончательно очнуться. Он поворачивается на другой бок – все еще ночь, которую не приручить никакими ночными сменами.

Утро. Кузьма поднимается и заглядывает в окно: снега нет, но пасмурно, в любую минуту он может пойти. Мутный неласковый рассвет разливается неохотно, как бы через силу. Опустив голову, пробежала перед окнами собака и свернула в переулок. Людей не видно. С северной стороны вдруг бьет о стену порыв ветра и сразу же спадает. Через минуту снова удар, потом еще.

Кузьма идет на кухню и говорит Марии, которая возится у печки:

– Собери мне чего-нибудь с собой, поеду я.

– В город? – настораживается Мария.

– В город.

Мария вытирает о фартук руки и садится перед печкой, щурясь от жара, обдающего ее лицо.

– Не даст он, – говорит она.

– Ты не знаешь, где конверт с адресом? – спрашивает Кузьма.

– Где-нибудь в горнице, если живой.

Ребята спят. Кузьма находит конверт и возвращается на кухню.

– Не даст он, – повторяет Мария.

Кузьма садится за стол и молча ест. Он и сам не знает, никто не знает, даст или не даст. В кухне становится жарко. О ноги Кузьмы трется кошка, и он отталкивает ее.

– Сам-то назад приедешь? – спрашивает Мария.

Он отставляет от себя тарелку и задумывается. Кошка, выгнув спину, точит в углу когти, потом опять подходит к Кузьме и жмется к его ногам. Он встает и, помолчав, не найдя, что сказать на прощанье, идет к дверям.

Он одевается и слышит, что Мария плачет. Ему пора уходить – автобус отправляется рано. А Мария пусть поплачет, если она по-другому не может.

На улице ветер – все качается, стонет, гремит.

Ветер дует автобусу в лоб, сквозь щели в окнах проникает внутрь. Автобус поворачивается к ветру боком, и стекла сразу начинают позванивать, в них бьет поднятыми с земли листьями и мелкими, как песок, невидимыми камешками. Холодно. Видно, этот ветер и принесет с собой морозы, снег, а там и до зимы недалеко, уже конец октября.

Кузьма сидит на последнем сиденье у окна. Народу в автобусе немного, свободные места есть и впереди, но ему не хочется подниматься и переходить. Он втянул голову в плечи и, нахохлившись, смотрит в окно. Там, за окном, километров двадцать подряд одно и то же: ветер, ветер, ветер – ветер в лесу, ветер в поле, ветер в деревне.

Люди в автобусе молчат – непогода сделала их угрюмыми и неразговорчивыми. Если кто и перебросится словом, то вполголоса, не понять. Даже думать не хочется. Все сидят и только хватаются за спинки передних сидений, когда подбрасывает, устраиваются поудобней – все заняты лишь тем, что едут.

На подъеме Кузьма пытается различить вой ветра и вой мотора, но они слились в одно – только вой, и все. Сразу за подъемом начинается деревня. Автобус останавливается возле колхозной конторы, но пассажиров тут нет, никто не входит. В окно Кузьме видна длинная пустая улица, по которой, как по трубе, носится ветер.

Автобус снова трогается. Шофер, молодой еще парень, оглядывается через плечо на пассажиров и лезет в карман за папиросой. Кузьма обрадованно спохватывается: он совсем забыл про папиросы. Через минуту по автобусу плывет синий клочковатый дым.

Опять деревня. Шофер останавливает автобус возле столовой и поднимается.

– Перерыв, – говорит он. – Кто будет завтракать, пойдемте, а то еще ехать да ехать.

Кузьме есть не хочется, и он выходит, чтобы размяться. Рядом со столовой магазин, точно такой же, как и у них в деревне. Кузьма поднимается на высокое крыльцо, открывает дверь. Все так же, как и у них: в одной стороне – продовольственные, в другой – промтовары. У прилавка о чем-то болтают три женщины, продавщица, скрестив руки на груди, лениво их слушает. Она моложе Марии, и у нее, видно, все хорошо: она спокойна.

Кузьма подходит к горячей печке и вытягивает над ней руки. Отсюда в окно видно будет, когда шофер выйдет из столовой, и Кузьма успеет добежать. Ветер хлопает ставнем, продавщица и женщины оборачиваются и смотрят на Кузьму. Ему хочется подойти к продавщице и сказать ей, что у них в деревне магазин точно такой же и что его Мария полтора года тоже стояла за прилавком. Но он не двигается. Ветер снова хлопает ставнем, и женщины опять оборачиваются и смотрят на Кузьму.

Кузьма хорошо знает, что ветер поднялся только сегодня и что еще ночью, когда он вставал, было спокойно, и все-таки не может отделаться от чувства, что ветер дует давно, все эти дни.

Пять дней назад пришел мужик лет сорока или чуть побольше, с виду не городской и не деревенский, в светлом плаще, в кирзовых сапогах и в кепке. Марии дома не было. Мужик наказал, чтобы завтра она не открывала магазин, он приехал делать учет.

На следующий день началась ревизия. В обед, когда Кузьма заглянул в магазин, там стоял полный тарарам. Все банки, коробки и пачки Мария и ревизор вытаскивали на прилавок, по десять раз считали их и пересчитывали, сюда же принесли из склада большие весы и наваливали на них мешки с сахаром, с солью и крупой, собирали ножом с оберточной бумаги масло, гремели пустыми бутылками, перетаскивая их из одного угла в другой, выковыривали из ящика остатки слипшихся леденцов. Ревизор с карандашом за ухом бойко бегал между горами банок и ящиков, вслух их считал, почти не глядя, перебирал чуть ли не всеми пятью пальцами на счетах костяшки, называл какие-то цифры и, чтобы записать их, встряхивая головой, ловко ронял себе в руку карандаш. Видно было, что дело свое он знает хорошо.

  1. Почему Мария согласилась работать продав-щицей, хотя у нее не было опыта, необходимых зна-ний?
  2. Мария согласилась работать продавцом по нескольким причинам, главной из ко-торых была ее природная доброта и пони-мание необходимости выручить односель-чан и открыть магазин после долгого его простоя. Сначала думали, что Мария по-работает продавцом временно, пока в дек-рете побудет Надя Воронцова, а когда та раздумала возвращаться, то пришлось ос-таться на постоянную работу. Были у Ма-рии и некоторые практические соображе-ния: здоровье не позволяло выполнять в колхозе тяжелую работу, нужен был при-смотр за ребятишками и домом — мага-зин находился рядом, да и семья нужда-лась в дополнительном заработке, так как получила ссуду на строительство нового дома. Тем не менее Мария, понимая опас-ность торговой деятельности для несведу-щего человека, долго не соглашалась при-нять магазин. А потом и ревизию потребо-вала сама.

  3. Как складываются отношения Кузьмы и Марии с односельчанами после прихода в их дом беды?
  4. В целом отношения со стороны одно-сельчан сохраняются доброжелательные и сочувственные. Мария и Кузьма испыты-вают перед ними чувство стыда, неловкос-ти. Тяжело переживает горе Мария, даже мечтает о смерти. И оба они надеются на помощь.

  5. В чем причины крупной недостачи у Марии?
  6. Причины в том, что у нее не было необ-ходимых бухгалтерских знаний для веде-ния учета в магазине, а также в доверчи-вости к людям. Мария отпускала товары в долг и не всегда этот долг ей возвращали. Не всегда товары в райцентре она получа-ла сама. Не исключено, что опытные лю-ди в райпотребсоюзе, пользуясь безгра-мотностью Марии, могли обмануть в фак-туре. Кроме того, и учета в магазине не было целый год. Сочувствуя Марии, реви-зор не стал сразу возбуждать судебного де-ла, а дал пятидневный срок, чтобы по-крыть недостачу.

  7. Зачем Распутин проводит Кузьму в поисках денег от дома к дому односельчан? Покажите, как меняется психологическое состояние Кузьмы.
  8. В основе повести лежит мотив древне-русских хождений за правдой. При таком построении сюжета нравственной провер-ке подвергаются не только односельчане, но все наше общество. Читатель встреча-ется с разнообразными характерами, раз-личными нравственными принципами. Тем самым Распутин высказывает важ-ные мысли о необходимости сохранения традиций, которые сформированы разме-ренным сельским укладом жизни: «Все люди родом оттуда, из деревни, только од-ни раньше, другие позже, и одни это понимают, а другие нет <….> к доброта че-ловеческая, уважение к старшим, и тру-долюбие тоже родом из деревни».

    Психологическое состояние героя пери-одически меняется в зависимости от того, с кем он встречается — от надежды до бе-зысходности. И не только оттого, даст или не даст этот человек взаймы, выручит или не выручит, но Кузьмой владеет и чувство собственного неудобства, стыда обреме-нять их своими просьбами, которые по-рой ставят их в неловкое положение. Так, не смог он попросить денег у своего дру-га и бывшего напарника по работе Ва-силия. С большим смущением берет на-копленные теткой Натальей деньги на по-хороны.

    Для Кузьмы хождение за деньгами — путь, полный нравственных мучений. И еще одна проблема проявляет себя в по-вести — это материальная необеспечен-ность тружеников. Хотя по тем временам тысяча рублей считалась очень крупной суммой, тем не менее трудности сбора ее свидетельствуют о серьезном неблагопо-лучии в обществе. С трудом накопила по-хоронные Наталья, на книжке в районе держит сбережения небедный человек ди-ректор школы, даже за ста рублями ему нужно ехать в сберкассу, и, понимая, что помогать в этой ситуации нужно, он дела-ет это с трудом. Положение сельской ин-теллигенции (специалистов) явно неза-видное, и вряд ли можно осудить меха-ника, которому не хватает денег, чтобы принять друга, или жену ветеринара, у которой пятьдесят рублей долгу. И Кузь-ма при всей тяжести его положения с пониманием относится к ним и не осуж-дает.

  9. Почему Кузьма идет даже в те дома, хозяева которых явно ему не помогут (Степанида)? Толь-ко ли тяжелое положение героя ведет его к этим людям? Почему Кузьма обращается к тем, от ко-го нелегко получать помощь (Евгений Николаевич)?
  10. Писатель действительно ведет Кузьму почти во все дома односельчан, даже в те, где заранее известно, что денег не дадут (Степанида) или дадут с массой оговорок (Евгений Николаевич). Это необходимо для показа разнообразия человеческих характеров. И конечно, Кузьма чрезвы-чайно доверчив и надеется, что в столь экстремальной ситуации откроется луч-шее, что есть в людях. Но надежды оправ-дываются не всегда.

  11. Проанализируйте сцену собрания специалис-тов. Какова основная идея этого эпизода повести? Попытайтесь определить позицию автора.
  12. В этой сцене раскрываются психологи-ческие особенности каждого из участни-ков — председателя, Кузьмы, специалис-тов. Чувствуется, что каждый испытыва-ет внутренние сложности. Нервничает председатель, что не все собрались сразу, приходится ждать. Напряженно чувству-ют себя другие. Они согласились с прось-бой председателя, но их согласие какое- то вымученное, молчаливое. Самым со-знательным оказался агроном и даже обо-дрил Кузьму: «Ты не думай, что он нас заставил. Он правильно сделал. Бери эти деньги, не стесняйся. Считай, что они твои». Это еще один подход к сложившей-ся ситуации. Другие согласились молча.

    Распутин, создавая эту сцену, дает краткие характеристики специалистам; их можно даже назвать зарисовками. Это очень положительные люди, любящие свою работу, уважаемые в колхозе. Каза-лось бы, именно они должны определять уровень нравственности. Попутно дана ис-тория жизни председателя, из которой по-нимаешь, что этот призыв к специалистам помочь Кузьме вытекает из логики его ха-рактера, его нравственных представле-ний о порядочности, чести, самопожерт-вовании, взаимной выручке. Именно председатель предстает перед нами как настоящий лидер коллектива, каким он был и всегда. Распутин как бы сравнива-ет, рассказывая историю ареста и осужде-ния председателя, тот рискованный по-ступок, совершенный ради односельчан (покупка бензина у шкипера), с попыткой найти деньги для Марии.

    Идейный смысл сцены собрания специ-алистов — призыв к традиционной рус-ской соборности, утверждению гуманис-тических нравственных законов, призыв к осуществлению исконной миссии интел-лигенции. Материал с сайта

  13. Как вы думаете, почему события первых трех дней представлены в повести как воспоминания Кузьмы во время его поездки к брату в город? В чем смысл такого композиционного приема?
  14. Распутин использует очень интересный композиционный прием передачи пред-шествующих событий через воспомина-ния. Мы уже знаем, что нужную сумму он не смог собрать на селе или не реализовал все имеющиеся возможности, что про-скальзывает в его мыслях. Через его вос-поминания и размышления в поезде мы знакомимся с разными людьми, и знако-мимся более подробно, чем это могло слу-читься при прямолинейно выстроенном сюжете. У Кузьмы есть время на совместное с автором осмысление случившегося. Настроения и характеры односельчан в целом оказываются проанализированны-ми в сознании Кузьмы. Осталось прове-рить и чувства родного брата, как он проявит себя в ситуации семейной беды, проверить крепость семейных связей, ко-торые также являются исконно русской традицией.

  15. Почему финал повести остается открытым?
  16. Финал остается открытым, кажется, потому, что автор решил завершить свое повествование на самом напряженном мо-менте, от которого зависит дальнейшая судьба семьи Кузьмы. Достигнута куль-минация повести — Кузьма стоит у две-рей квартиры брата, стоит с надеждой, хо-тя за минуту до этого сомневался, стоит ли обращаться к нему, ведь брат — отре-занный ломоть. Какой бы ни была развяз-ка, главное, что Кузьма все-таки пришел к брату воззвать к родственным чувствам. Его стук в дверь — это стук в сердце род-ного человека. Вместе с читателем автор не хочет разочаровываться, он не хочет ве-рить в разрушение традиционных родст-венных связей, он верит в голос крови, хо-тя бы в экстремальных ситуациях. Ведь проблема семьи, ее крепости — одна из главных в творчестве Валентина Распу-тина.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • деньги для марии радищев краткое содержание
  • деньги для марии есть ли продолжение
  • вопросы к рассказу в распутина деньги для марии
  • проанализируйте сцену собрания специалистов. какова основная идея этого эпизода повести? Попытайтесь определить позицию автора
  • повесть распутина деньги для марии краткое содержание