Государство является участником гражданских правоотношений. Государство как участник гражданско-правовых отношений: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Гражданскому праву. Реферат: Государство и гражданские правоотношения

Структура российского государства (государства) - это РФ, в состав которой входят субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа и муниципальные образования - городские, сельские поселения и т. д.

Государство как субъект гражданских правоотношений имеет следующие признаки: организационное единство, обособленное имущество, ответственность по своим обязательствам, возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде. На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмотря на то, что государство обладает властными полномочиями.

Государство осуществляет свои права и обязанности на федеральном уровне с помощью Федерального собрания, Президента, Правительства, министерств и ведомств и т. д. От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства и др. От имени муниципальных образований право выступать предоставлено представительным органам местного самоуправления. От имени государства могут выступать юридические лица и граждане по специальному поручению государства. Сфера участия РФ, ее субъектов, муниципальных образований определяется правоспособностью последних, которая отражена в законе и является специальной.

Особенности ответственности государства по своим обязательствам:

  • а) РФ, ее субъекты, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность, т. е. не отвечают по обязательствам друг друга, а также юридических лиц, созданных ими. Однако на них может быть возложена ответственность за несостоятельность предприятий, учредителем которых они являются, возникшую в результате исполнения некомпетентных указаний учредителя;
  • б) государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданных им учреждений при недостаче у последних собственных средств в случае, если государство является собственником имущества, закрепленного за ними;
  • в) РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества;
  • г) РФ, ее субъекты и муниципальные образования несут ответственность по внедоговорным обязательствам в случаях причинения убытков незаконными действиями своих органов;
  • д) объекты, которыми государство может отвечать по своим обязательствам, ограничены (нельзя отвечать имуществом, закрепленным за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления).

Государство обладает судебным иммунитетом: ответственность в отношениях с иностранными партнерами ограничена: последние не могут предъявить к нему судебный иск за ненадлежащее исполнение обязательств без предварительного согласия компетентных органов государства, отраженного в международном договоре. К государству применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или его особенностей.

Субъектом гражданско-правовых отношений может выступать и иностранное государство как собственник определенного имущества и участник иностранных инвестиций на российской территории, однако его правосубъектность будет определяться по правилам национальной принадлежности, с учетом российского гражданского законодательства.

Правовое положение государства как участника гражданско-правовых отношений

Следует отметить, что термином "государство" обозначаются и Российская Федерация и субъекты Федерации. В юридической литературе для обозначения Российской Федерации и ее субъектов как участников гражданских правоотношений применяется также термин "государственное образование". В законодательстве, однако, не встречается такого словосочетания. Законодатель, очевидно, исходит из того, что в целом участие в гражданских правоотношениях Российской Федерации и ее субъектов должно подчиняться единым правилам и только в необходимых случаях указывается, что соответствующее правило имеет в виду участие именно Российской Федерации. Однако, поскольку специфика Российской Федерации как участника гражданских правоотношений, несомненно, имеется, то в дальнейшем под термином "государство" будем иметь в виду только Российскую Федерацию".

имеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмо­тря на то что оно обладает властными полномочиями.

Государство как участник гражданских правоотношений

Внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);

Государство как участник гражданских правоотношений

Государство участвует как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Особенности ответственности гос-ва по своим обязательствам: а) РФ, ее субъекты, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность, т. е. не отвечают по обязательствам друг друга, а также юридических лиц, созданных ими. Однако на них может быть возложена ответственность за несостоятельность предприятий, учредителем которых они являются, возникшую в результате исполнения некомпетентных указаний учредителя; б) гос-во несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданных им учреждений при недостаче у последних собственных средств в случае, если гос-во является собственником имущества, закрепленного за ними; в) РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества; г) РФ, ее субъекты и муниципальные образования несут ответственность по внедоговорным обязательствам в случаях причинения убытков незаконными действиями своих органов; д) объекты, которыми гос-во может отвечать по своим обязательствам, ограничены (нельзя отвечать имуществом, закрепленным за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления).

Государство как участник гражданских правоотношений

Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. По своей сути АО очень похоже на общество с ограниченной ответственностью. Однако цель АО — аккумулировать как можно большее количество средств, для осуществления, как правило, крупномасштабных проектов.

Государство как участник гражданских правоотношений

В качестве имущественной базы публичных субъектов за ними закреплены определенные объекты собственности. Имущество госу­дарственных и муниципальных образований предназначено для обес­печения интересов населения соответствующих территорий. И этим определяется содержание гражданской правоспособности каждого из субъектов.

Государство как участник гражданско-правовых отношений

Следует отметить, что в некоторых правовых актах законодательно закреплено право учреждений на использование имущества не по назначению. Так, согласно ст. 47 Закона об образовании образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

Государство как субъект гражданских правоотношений

В последнее время к субсидиарной ответственности все чаще привлекаются государственные органы, являющиеся учредителями соответствующих учреждений. Определенную роль в этом сыграл новый БК РФ, в п.10 ст.158 которого указано, что выплаты по исполнительным листам при удовлетворении подобного рода исковых требований производятся за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств бюджета, которые и должны выступать в суде от имени казны.

Реферат: Государство и гражданские правоотношения

Если при рассмотрение спора будет установлено, что изменение существенных условий труда работника произведено собственником или уполномоченным им органом не в связи с изменениями в организации производства и труда на предприятии, в учреждении, организации, то такое изменение с учетом конкретных обстоятельств может быть признано судом неправомерным с возложением на собственника или уполномоченного им органа обязанности восстановить его прежние условия труда.

Государство как субъект гражданско-правовых отношений

1. Государство обладает властными полномочиями по организации и регулированию на своей территории хозяйственно-экономической деятельности всех субъектов частного права. В то же время государство в ряде случаев вынуждено вступать в различные гражданско-правовые отношения с зарубежными юридическими и физическими лицами. В п. 3 ст. 1 ГК Республики Беларусь участниками регулируемых гражданским законодательством отношений определены граждане республики, юридические лица Республики Беларусь, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК УЧАСТНИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования мoгут выступать кaк участники гражданско-правовых отношений наряду с физическими и юридическими лицами, что предусмотрено в ст.2 и ст. 124 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Однако в настоящее время нет целостного механизма правового регулирования их участия в гражданских правоотношениях, что, в свою очередь, связано с отсутствием в современной цивилистике комплексных разработок по проблеме правого статуса Российской Федерации как многоуровневого публично-правового образования в имущественном обороте. Участие же государства в гражданских правоотношениях является необходимостью для решения публичных и иных общественных задач, стоящих перед ним.

Правосубъектность государства как участника гражданско-правовых отношений (Бабаков В

Актуальность проблематики, связанной с необходимостью изменения законодательных подходов правовой регламентации институтов правосубъектности и гражданско-правовой ответственности государства, в настоящее время бесспорна. Несмотря на определенный интерес к разработке данной тематики с самого начала развития гражданского законодательства в СССР, внимание практически всех ведущих цивилистов к данной проблеме (А.Г. Гойхбарг, К.М. Варшавский, М.М. Агарков, Х.И. Шварц, Е.А. Флейшиц, О.С. Иоффе, А.П. Кун, А.Н. Савицкая, А.Л. Маковский, Е.А. Суханов, В.П. Мозолин, Е.В. Вавилин, В.Г. Голубцов), законодательство в рассматриваемой сфере носит несистематизированный, противоречивый характер, имеет множество пробелов, затрудняющих практическое воплощение даже имеющихся норм. К числу основных проблем можно отнести отсутствие разработанного понятия гражданской правоспособности государства, четкого перечня конкретных органов (субъектов), выступающих от лица государства в гражданских правоотношениях и соответственно отвечающих от лица государства по его обязательствам, отсутствие единства взглядов о том, когда государство выполняет публичные функции, вступая в гражданские правоотношения. Подобная ситуация делает невозможным создание ни надлежащего правового регулирования института участия государства в гражданско-правовых отношениях, ни тем более механизма осуществления гражданско-правовой ответственности государства, с позиций которого представляется наиболее эффективной оценка практики реализации тех или иных правовых институтов <1>. Причем можно констатировать и отсутствие целостной концепции в области перспективных разработок в данном направлении.

Государство как участник гражданских правоотношений

Наряду с простыми существуютпривилегированные акции, которые не дают их владельцу права на участие в управлении обществом, однако пре­доставляют возможность преимущественного перед другими акционерами получения фиксированного дивиденда и части имущества, оставшегося после ликвидации общества.Облигация — ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на по­лучение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквива­лента, а также фиксированного в ней процента от номинальной стоимос­ти, либо иные имущественные права.Облигации могут быть.

  • Тема 7: «объекты гражданских прав»
  • Тема 8: «сделки»
  • Тема 9: «сроки. Исковая давность»
  • Тема 10: «представительство. Доверенность»
  • Тема 11: «осуществление и защита гражданских прав»
  • Тема 12: «общие положения о праве собственности и иных вещных правах»
  • Тема 13: «обязательственное право и обязательства»
  • Тема 14: «договор как основание возникновения обязательства»
  • 5. Инновационные технологии, материально-техническое обеспечение дисциплины
  • 6. Конспект лекций
  • Тема 1: «общая характеристика гражданского права»
  • 1. Предмет гражданского права
  • 2. Методы правового регулирования
  • 3. Принципы и функции гражданского права
  • 4. Система гражданского права
  • 2. Гражданские законы
  • 3. Подзаконные нормативные акты и иные акты, содержащие нормы гражданского права
  • 4. Действия и применение гражданского законодательства
  • Тема 3. Гражданское правоотношение
  • 1. Понятие гражданского правоотношения
  • 2. Субъекты, объекты, содержание, форма гражданских правоотношений
  • 3. Виды гражданских правоотношений
  • 4. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
  • Тема 4. Гражданские (физические лица) как субъекты гражданского права
  • Тема 5. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • 4. Возникновение и прекращение юридических лиц
  • 5. Банкротство юридического лица
  • 6. Виды юридических лиц
  • 7. Хозяйственные товарищества и общества
  • 8. Дочерние и зависимые общества
  • Тема 6. Государство как субъект гражданского права
  • 1. Российская Федерация, субъекты рф, муниципальные образования как субъекты гражданского права. Особенности правосубъектности
  • 2. Участие рф, субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях
  • 3. Ответственность рф, субъектов рф и муниципальных образований по обязательствам
  • Тема 7. «объекты гражданских прав»
  • 1. Понятие объектов гражданских прав
  • 2. Вещи как объекты гражданских правоотношений
  • 3. Отдельные виды ценных бумаг
  • 4. Работы, услуги, информация и результаты интеллектуальной деятельности
  • 5. Нематериальные блага и их защита
  • Тема 8. «сделки»
  • 5. Правовые последствия признания сделки недействительной
  • Тема 9. «сроки. Исковая давность»
  • Тема 10. «представительство. Доверенность»
  • 2. Доверенность. Передоверие
  • Тема 11. «осуществление и защита гражданских прав»
  • 2. Пределы осуществления гражданских прав
  • 3. Защита гражданских прав
  • 4. Классификация способов защиты гражданских прав
  • Тема 12. «общие положения о праве собственности и иных вещных прав»
  • 1. Общие положения о праве собственности и иных вещных правах
  • 2. Право общей долевой собственности граждан
  • Тема 13. «обязательственное право и обязательства»
  • 1. Стороны обязательств. Множественность лиц в обязательстве
  • 2. Основания возникновения обязательств
  • 3. Исполнение обязательств
  • 4. Обеспечение исполнения обязательств (ст. 329 гк)
  • 5. Ответственность за нарушение обязательства
  • 5.1. Понятия и виды гражданско-правовой ответственности
  • 6. Прекращение обязательств
  • Тема 14. «договор как основание возникновения обязательства»
  • 7. Темы практических и семинарских занятий
  • Тема 1. Общая характеристика гражданского права
  • Тема 2. Гражданское правоотношение
  • Тема 3. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
  • Тема 4. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • Тема 5. Объекты гражданских прав
  • Тема 6. Сделки
  • Тема 7. Общие положения о праве собственности и иных вещных прав
  • Тема 8. Обязательственное право и обязательства
  • Тема 9. Договор как основание возникновения обязательства
  • Тема 3. Гражданское правоотношение
  • Тема 4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
  • Тема 5. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • Тема 6. Государство как субъект гражданского права
  • Тема 7.
  • Тема 8. Сделки
  • Тема 9. Сроки. Исковая давность
  • Тема 10. Представительство. Доверенность
  • Тема 11. Осуществление и защита гражданских прав
  • Тема 12. Общие положения о праве собственности и иных вещных правах
  • Тема 13. Обязательственное право и обязательства
  • Тема 14. Договор как основание возникновения обязательства
  • 9. Вопросы для подготовки к зачету
  • 10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  • 10.1. Нормативные акты
  • 10.2. Литература
  • 11. Глоссарий
  • Перечень материалов для текущего контроля знаний и навыков обучаемых
  • Тираж 5 экз. Заказ №
  • Тема 6. Государство как субъект гражданского права

    1. Российская Федерация, субъекты рф, муниципальные образования как субъекты гражданского права. Особенности правосубъектности

    Ст. 2. 124 ГК выделяет особую категорию субъектов гражданского права:

    * государство - РФ;

    * субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;

    * муниципальные образования - городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть населения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление (ст. 1 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ).

    РФ, субъекты, муниципальные образования, будучи публичными образованиями, обладают следующими признаками:

    1. организационное единство, характеризующее публичное образование как единое целое, имеющее четко определенную структуру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений, определяется в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и др. нормативных актах;

    2. обособленное имущество проявляется в наличии права государственной собственности у РФ (федеральная собственность) и субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а также муниципальной собственности у городских, сельских и др. муниципальных образований (ст. 214, 215 ГК);

    3. ответственность по своим обязательствам (ст. 126 ГК);

    4. возможность выступления РФ, субъектов РФ и муниципальных образований от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступлении в суде (ст. 126 ГК).

    РФ, субъекты, муниципальные образования составляют особую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений .

    Большинство норм, определяющих правосубъектность юридических лиц (ст. 4 ГК), не применимы к РФ, субъектам муниципальных образований.

    Внутренние, присущие гражданско-правовому регулированию свойства равенства участников гражданских правоотношений делает невозможным использование государством, субъектами и муниципальными образованиями властных полномочий при осуществлении своей гражданской правосубъектности. Они не могут реализовать свои властные полномочия в отношениях с другими участниками гражданских правоотношений.

    Они выступают в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам.

    2. Участие рф, субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях

    В соответствии со ст. 125 ГК участие субъектов РФ, муниципальных образований, в гражданских правоотношениях осуществляются через их органы власти. При этом не требуется специального уполномочия.

    Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    На федеральном уровне от имени государства могут выступать в суде органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство, министерства и ведомства.

    Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.

    Согласно п. 3 ст. 125 ГК от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

    Случай и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, нормативными актами РФ и муниципальных образований, т.е. должны опираться на нормативный акт, допускающий такую возможность и доверенность соответствующего субъекта.

    Сфера участия государства, субъектов, муниципального образования определяется специальной правоспособностью (т.е. имеет гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом).

    Среди гражданско-правовых отношений - выделяются отношения собственности.

    РФ принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной собственностью. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности муниципальной осуществляется в порядке, установленном законом (ст. 214 ГК). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованием, является муниципальной собственностью.

    РФ, субъекты, муниципальные образования являются участниками обязательственных отношений.

    От имени РФ действует Федеральное казначейство совместно с Центральным банком при размещении на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства, а также Минфина, когда выпускает государственные займы.

    Государство гарантирует сохранность денежных средств, внесенных гражданами в виде вкладов в Сбербанк РФ.

    Выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты вправе органы местного самоуправления (ст. 42 Закона "Об общих началах местного самоуправления в РФ).

    Федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ могут выступать государственными заказчиками в договорных связях по поставкам сырья, продукции и товаров для государственных нужд.

    Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территорий, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг для населения.

    Возможно участие и в иных договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки правоспособности и соблюдается принцип равенства с другими участниками гражданского оборота.

    Среди случаев участия в гражданских правоотношениях РФ, субъектов, муниципальных образований следует назвать:

      возмещение ими вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц (ст. 53 Конституция РФ, 16 ГК);

      возмещение государственного вреда, причиненного гражданами незаконным осуждением и другими действиями, предусмотренными ст. 1070 ГК;

      взыскание в доход государства имущества по некоторым недействительным сделкам (ст. 169, 179 ГК).

    РФ, субъекты, муниципальные образования могут быть наследниками по завещанию, а РФ при определенных условиях и наследником по закону (ст. 534, 552 ГК 1964 г.).

    РФ, субъекты, муниципальные образования становятся участниками внешнеэкономических гражданских отношений лишь в случаях заключения сделок от их имени в порядке, предусмотренном ст. 125, т.е. заключения их органами государственной власти, органами местного самоуправления, действующими в рамках их компетенции, либо государственными и муниципальными органами, юридическими лицами и гражданами на основании специального поручения РФ, ее субъектов или муниципальных образований.

    При этом в соответствии с Законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 г. РФ, субъекты, муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ (ст. 11 Закона).

    От имени государства совершают и исполняют внешнеэкономические сделки торговые представительства РФ за границей, также другие органы исполнительной власти. Так, получение иностранных кредитов РФ осуществляется Правительством РФ на основе международных договоров, гражданско-правовых договоров и гарантий от имени РФ или правительства РФ.

    "

    Государство является гарантом законности при осуществлении общественных отношений в сфере гражданского права, кроме того, оно, в лице федеральных органов государственной власти, должностных лиц и органов местного самоуправления является активным участником гражданских правоотношений. Государство - это особый субъект гражданского права. Как носитель политической власти, государство не является юридическим лицом, оно само определяет порядок и пределы осуществления принадлежащих ему гражданских прав и обязанностей.

    Государство реализует свою правосубъектность через систему государственных органов. От имени государства в гражданских правоотношениях участвуют органы управления государственным имуществом, финансовые и другие специальные, уполномоченные государством органы.

    Государство является субъектом государственной собственности. Большую часть своего имущества оно закрепляет за государственными предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, а также за государственными учреждениями, организациями на праве оперативного управления.

    Государственные предприятия и учреждения действуют в гражданском обороте как самостоятельные субъекты от своего имени, а нет от имени государства.

    Государство, являющееся непосредственным субъектом государственного имущества, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

    Государство как субъект имущественных правоотношений, выступает через Министерство финансов (при выпуске государственных займов, переходе к государству бесхозного, конфискованного имущества и др.). Оно является субъектом патентного права при выдаче патентов и других охранных документов.

    Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ).

    К вышеуказанным субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

    Выступление в гражданских правоотношениях на равных началах с иными их участниками – гражданами и юридическими лицами означает, что:

    правоотношение возникает на основе договора, а не властного предписания органа государственной или муниципальной власти;

    вопросы изменения, расторжения договора решаются по соглашению сторон, а не на основе одностороннего волеизъявления органа власти;



    возможные споры в связи с заключением, исполнением договора рассматриваются в судебном, а не в административном порядке;

    государство, муниципальное образование несет предусмотренную гражданским законодательством ответственность за нарушения обязательств, субъективных прав кредиторов, потерпевших;

    государство, муниципальные образования не имеют каких-либо преимуществ, привилегий по сравнению с другими субъектами гражданского права (по срокам исковой давности, возможности виндикации имущества и др.).

    Имущественной основой деятельности публично-правовых образований является государственная (федеральная и субъектов федерации) и муниципальная собственность (ст. ст. 214, 215 ГК).

    От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ).

    От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 ст. 125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

    Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

    Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 126 ГК РФ).

    Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

    Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

    Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

    Российская Федерация вправе принять на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица, а также указанные субъекты вправе принять на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

    Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ).

    54. Собственность и право собственности: соотношение понятий. Содержание и границы осуществления права собственности. Правоотношение собственности. Формы и виды собственности по российскому законодательству.

    Следует различать собственность и право собственности. Собственность - это отношение между различными субъектами гражданского права по поводу материальных предметов, имущества, вещей.

    Собственник имеет в отношении своего имущества следующие три права (правомочия):

    владения;

    пользования;

    распоряжения.

    Собственник пользуется вещью (владеет, пользуется и распоряжается ею) по своему усмотрению. При этом он может оставаться собственником вещи. Вообще собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, разумеется, если эти действия не нарушают права других лиц.

    Наряду с правами, предоставляемыми собственнику, закон возлагает на него определенные обязанности. К ним относится бремя содержания имущества (уплата налогов, ремонт некоторых видов имущества). Кроме того, собственник несет риск случайной гибели или случайного повреждения принадлежащего ему имущества.

    Право владения

    Право владения означает возможность физического обладания вещью, хозяйственного воздействия на вещь. При этом следует иметь ввиду, что кроме собственников законными владельцами вещей могут быть лица владеющие недвижимым имуществом по договору, например, в силу соглашения об аренде.

    Право пользования

    Право пользования есть право извлекать полезные свойства вещи путем ее эксплуатации, применения. В процессе использования имущество либо полностью потребляется, либо изнашивается (амортизируется). Право пользования тесно связано с правомочиями владения, поскольку по общему правилу, пользоваться имуществом, можно только владея им.

    Права владения и пользования могут принадлежать не только собственнику, но и другим лицам, получившим эти правомочия от собственника.

    Право распоряжения

    Право распоряжения понимается как право определять юридическую судьбу вещи (продать, подарить, передать в аренду).

    Право распоряжения реализуется только собственником или другими лицами, но только по его прямому указанию.

    Правом собственности обладают различные категории собственников: граждане и частные юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные организации, общественные организации, иностранные граждане и государства, международные организации.

    В зависимости от принадлежности имущества собственнику той или иной категории права собственника определяются законом шире или уже.

    Под пределами осуществления права собственности необходимо понимать те границы, которые нормативно установил законодатель на объем свободных действий по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника. Предусматриваются некоторые норматив­ные ограничения действий собственника, которые вводятся в интере­сах соблюдения прав, охраны здоровья и законных интересов других лиц, охраны окружающей среды, защиты нравственности, конституци­онного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1,п.2,Зст.209ГК).

    Законодатель не допускает экономической деятельности, направ­ленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ, п. 1 ст. 10 ГК).

    Объем имущества, который может принадлежать гражданину на праве собственности, количественно и по стоимости гражданским зако­нодательством прямо не ограничен (п. 2 ст. 213 ГК). Однако на этапе присвоения государственное регулирование количества имущества, которое может поступать в собственность гражданина, осуществляется средствами налогообложения. Действующим законодательством пред­усмотрено более 20 видов налогов, взимаемых с граждан.

    Правоотношение собственности сводится к тому, что собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом, а на всех остальных лицах (несобственниках) лежит обязанность воздерживаться от вмешательства в дела собственника.

    Главное значение в правоотношениях собственности придается правомочиям собственника, т. е. его субъективному праву.

    Гражданский кодекс РФ выделяет следующие формы собственности, разрешенные законом:

    частную собственность;

    собственность юридических лиц;

    собственность общественных объединений и религиозных организаций;

    государственную и муниципальную собственность;

    собственность совместных предприятий, иностранных граждан, организаций и государств.

    Некоторые виды имущества не могут принадлежать отдельным категориям собственников.

    В собственности граждан и частных коммерческих юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных категорий имущества, которое по закону им не может принадлежать. При этом количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и частных коммерческих юридических лиц, не ограничиваются (за некоторыми редкими исключениями).

    Государственной собственностью в России считается имущество, принадлежащее Российской Федерации или субъектам Российской Федерации. Оно может находиться во владении и пользовании самих этих субъектов (и тогда оно составит государственную казну соответствующего субъекта) или быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями.

    Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, считается муниципальной собственностью. Оно также закрепляется во владение и пользование за муниципальными предприятиями и учреждениями или находится во владении и пользовании самого муниципального образования.

    Общественные и религиозные организации имеют право собственности на свое имущество. Они могут использовать его лишь для достижения целей, которые предусмотрены учредительными документами этих организаций.

    Государственное и муниципальное имущество может быть передано в собственность граждан и негосударственных юридических лиц (приватизировано) в порядке, предусмотренном законами о приватизации. При этом дополнительно применяются содержащиеся в ГК РФ правила о приобретении и прекращении права собственности.

    Формы собственности, существующие в РФ, подразделяются на следующие виды:

    • государственную федеральную – природные богатства, включенные в хозяйственный оборот, средства производства, информация – все то, что находится в ведении и распоряжении государства и под его ответственностью;
    • государственную региональную – все то же самое, переданное субъектам Федерации;
    • муниципальную собственность, находящуюся в ведении местных органов самоуправления;
    • частную;
    • общественных организаций.

    По численному признаку собственность делится на следующие виды:

    • индивидуальную (личная или частная);
    • групповую;
    • общественную.

    В настоящее время понятие содержание договора имеет два толкования: традиционное и нетрадиционное.

    К условиям относят: предмет, объект, цену договора, срок и место, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

    Условия могут быть определены сторонами, законом либо обычаями делового оборота.

    Виды условий договора:

    существенные – условия, по которым сторонам необходимо достичь соглашения (в противном случае договор будет считаться недействительным);

    обычные, не требующие согласования сторон;

    случайные – условия, не характерные для договора данного вида.

    Существенные условия:

    условия о предмете договора (предметом договора является то, на что направлен договор. Например, в договоре купли-продажи предметом договора будет продаваемая вещь);

    условия, названные в законе;

    условия, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон по заявлению одной из них.

    Для каждого вида договора установлено свое сочетание существенных условий. Например, в договоре подряда к таким условиям относят: предмет, цену договора и срок сдачи предмета договора.

    Нетрадиционно толкуется понятие «содержание договора» в учебнике «Гражданское право», частях первой и второй под редакцией Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. Этим понятием обозначают совокупность взаимных прав и обязанностей сторон в договоре. Тем самым приводится в соответствие терминология, применяемая относительно договора, с терминологией, применяемой относительно обязательств.

    Форма договора:

    договор может быть заключен в любой форме, установленной для сделок, если закон не установил определенной формы для данного вида договора;

    если стороны договорились заключить договор в определенной форме, соблюдение такой формы обязательно;

    договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, а также путем обмена документами;

    письменная форма договора считается соблюденной, если на письменное предложение заключить договор оферента акцептант совершил действия, предусмотренные договором;

    передача имущества, предусмотренного договором, должна оформляться с соблюдением той формы, что и договор;

    договоры могут быть зафиксированы на типовых бланках в целях сокращения времени их оформления;

    часть договоров, совершаемых в письменной или нотариальной форме, подлежит обязательной государственной регистрации (например, сделки по продаже недвижимости).

    Толкование договора - это уяснение его действительного смысла и содержания.

    Необходимость в толковании возникает из-за того, что нередко договорные положения (нормы) являются слишком общими, недостаточно определенными. Это затрудняет их реализацию в той или иной конкретной ситуации. К толкованию приходится прибегать и тогда, когда имеет место неопределенность, неясность или двусмысленность (или многозначность) слов, терминов и выражений либо несоответствие одних положений другим, их несогласованность. При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

    Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

    56. Стороны и участники обязательства. Третьи лица в обязательстве. Множественность лиц в обязательстве. Особенности долевых и солидарных обязательств.

    Сторонами обязательства являются кредитор и должник.

    Должник - лицо, которое обязано совершить в пользу другого лица или лиц (кредиторов) определённое действие или воздержаться от его выполнения.

    Кредитор - лицо, в пользу которого исполняется обязательство.

    Отношения между сторонами обязательства и третьими лицами регулируются гражданским законодательством.

    В качестве одной из сторон обязательства может выступать одно или несколько лиц. Обязательство не создаёт обязанностей для лиц, не участвующих в нём в качестве сторон, то есть для третьих лиц, однако в случаях, предусмотренных законом, соглашением сторон или какими-либо иными правовыми актами, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства. С основными субъектами обязательства (с кредитором или с должником либо с обоими одновременно) могут быть связаны правоотношениями третьи лица, обычно не являющиеся в этом обязательстве ни должниками, ни кредиторами. Обязательства с участием третьих лиц составляют особую разновидность обязательств с точки зрения их субъектного состава.

    К ним относятся:

    · регрессные обязательства (по переложению исполненного долга на третье лицо);

    · обязательства в пользу третьего лица (а не кредитора);

    · обязательства, исполняемые (за должников) третьими лицами.

    В обязательстве помимо должника и кредитора могут участвовать и иные субъекты - третьи лица. Так, по общему правилу должник может возложить исполнение обязательства на третье лицо, и кредитор обязан принять такое исполнение. Существуют обязательства в пользу третьих лиц (например, банковский вклад в пользу третьего лица).

    Обязательство не может создавать обязанности для третьих лиц.

    Указание на то, что в обязательстве участвуют, как правило, две стороны, не означает, что участниками обязательства во всех случаях являются непременно два лица. Существуют обязательства с множественностью лиц (три и более участников).

    Множественность может быть на стороне кредитора (активная множественность) и на стороне должника (пассивная множественность). Бывает и смешанная множественность (в обязательстве несколько кредиторов (множественность на стороне кредитора) и несколько должников (множественность на стороне должника).

    При множественности лиц обязательство может быть долевым или солидарным.

    В долевом обязательстве каждый кредитор вправе требовать исполнения обязательства в определенной доле, а каждый должник обязан исполнять обязательство в определенной доле. Доли предполагаются равными, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или условий обязательства.

    Обязательства с множественностью лиц по общему правилу являются долевыми.

    Суть солидарного обязательства состоит в том, что до тех пор, пока обязательство полностью не исполнено, любой из солидарных должников считается обязанным его исполнить; любой из солидарных кредиторов вправе требовать исполнения.

    Солидарные обязательства возникают, если это

    Предусмотрено договором;

    Установлено законом (при неделимости предмета обязательства, при совместном причинении вреда и т.д.).

    Если имеется в виду солидарное обязательство с пассивной множественностью, то в законе говорится о солидарной обязанности или ответственности (ст. 322-325). Когда речь идет о солидарном обязательстве с активной множественностью - о солидарном требовании.

    Кредитор вправе требовать исполнения солидарной обязанности как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Исполнение обязательства одним из должников в полном объеме прекращает обязательство перед кредитором. Одновременно возникает обязательство между этим должником и его содолжниками.

    Должник, исполнивший обязательство, становится кредитором. Такое обязательство, как уже говорилось, именуется регрессным. В силу регрессного обязательства одно лицо, выполнившее обязанность за другое, имеет право требовать от этого лица возмещения понесенных затрат. В данном случае существо регрессного обязательства состоит в следующем: должник, исполнивший обязательство, имеет право требовать исполненного от остальных должников (содолжников) в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого. Иное может вытекать из отношений между содолжниками. Неуплаченное одним из солидарных должников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равной доле на остальных содолжников, в том числе на того, который исполнил основное обязательство. Иное может следовать из отношений между содолжниками.

    При солидарности требования должник может исполнить обязательство любому из сокредиторов. Если это не происходит, то любой из солидарных кредиторов вправе предъявить к должнику требование в полном объеме. Исполнение обязательства одному из кредиторов влечет прекращение обязательства. Одновременно возникает обязательство между кредитором, получившим исполнение, и другими кредиторами. Кредитор, получивший исполнение, становится должником. Он должен возместить причитающееся другим кредиторам в равных долях, если иное не вытекает из отношений между ними.

    При пассивной множественности лиц существуют также субсидиарные обязательства. Такие обязательства могут возникнуть лишь в связи с привлечением должника к ответственности и существованием кроме основного должника, привлекаемого к ответственности, дополнительного (субсидиарного) должника. Существо субсидиарного обязательства в том, что прежде чем предъявлять требование субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. И только если основной должник не исполняет обязательство, требование может быть предъявлено к субсидиарному должнику. Так, участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

    57. Удержание и задаток как способы обеспечения обязательств.

    Удержа́ние - один из видов обеспечения обязательств, состоящий в том, что кредитор должника правомерно удерживает у себя ту вещь, которая принадлежитдолжнику или подлежит передаче третьему лицу по указанию должника, пока и поскольку в срок не исполнено должником кредиторское требование кредитора по оплате такой вещи или издержек, связанных с этой вещью и других убытков. Согласно специальному правилу ГК РФ обращение взыскания на такую вещь производится так же, как если бы она находилось в залоге. Именно из-за последнего свойства удержание должно быть отнесено к обеспечениям обязательств.

    Как видно из самого определения удержания оно не требует никакого специального соглашения или документального оформления. Поведение кредитора, который удерживает у себя имущество, пассивно, а его право по отношению к должнику в данном случае состоит в том, что он вправе отказываться как передать имущество как должнику, так и третьему лицу по указанию должника.

    Кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.

    Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели.

    Кредитор может удерживать находящуюся у него вещь, несмотря на то, что после того, как эта вещь поступила во владение кредитора, права на нее приобретены третьим лицом.

    Требования кредитора, удерживающего вещь, удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом.

    Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

    Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.

    В случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, в частности вследствие несоблюдения правила, установленного пунктом 2 настоящей статьи, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное.

    Последствия прекращения и неисполнения обязательства, обеспеченного задатком

    При прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения задаток должен быть возвращен.

    Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.

    Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.

    58. Условия действительности сделок. Понятие и правовая природа недействительности сделки. Полная и частичная недействительность сделки. Последствия недействительности сделки. Условия действительности сделки вытекают из её определения как правомерного юридического действия субъектов гражданского права, порождающего тот правовой результат, к которому они стремились. То есть чтобы обладать качеством действительности сделка в целом не должна противоречить закону. Законность содержания сделки. Под содержанием сделки понимается совокупность всех составляющих сделку условий, порождающая определенный правовой результат. Законность содержания означает соответствие условий сделки требованиям законодательства. они не должны противоречить основам правопорядка и нравственности и в целом - общим началам и смыслу гражданского законодательства, требованиям добросовестности, разумности и справедливости.

    Способность сторон к совершению сделки. способность лица к совершению сделки нельзя сводить лишь к вопросу его правосубъектности - она шире и заключается также в легитимности действий участника сделки, то есть предполагает наличие у него права распоряжения имуществом, являющимся предметом сделки.

    Если сделку совершает от имени государства государственный орган, то его способность к участию в сделке означает наличие необходимой для этого компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа.

    Воля и волеизъявление участника сделки

    Действительность сделки предполагает совпадение воли и волеизъявления участника. Несоответствие между действительными желаниями, намерениями лица и их выражением вовне может служить основанием признания сделки недействительной. Воля должна быть сформирована свободно. Лицо должно иметь четкие представление о существе сделки или её отдельных элементах и отражать действительные желания и устремления. Таким образом, необходимым является отсутствие факторов, искажающих это представление (заблуждение, обман), либо создающих видимость внутренней воли при её отсутствии (угроза, насилие), в противном случае будет иметь место так называемая упречная (дефектная) воля, или сделка с пороком воли.

    Соблюдение формы сделки

    Сделка должна совершаться в предусмотренной законом и соглашением сторон форме. Несоблюдение простой письменной формы влечет недействительность сделки только в случаях, специально указанных в законе. Несоблюдение же требуемой законом нотариальной формы, а в ряде случаев - требований закона о государственной регистрации сделки влечет её недействительность.

    Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

    Недействительность сделки означает, что действие, совершённое в виде сделки, не обладает качествами юридического факта, способного породить те правовые последствия, к наступлению которых направлена воля сторон. Такая сделка является неправомерным юридическим действием и не влечет установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, кроме тех, которые связаны с её недействительностью.

    По общему правилу, недействительной признаётся любая сделка, не соответствующая требованиям законодательства. Данное правило применяется во всех случаях, когда сделка, совершённая с нарушением требований закона, не попадает под действие специальных норм, закрепляющих особые основания признания сделок недействительными.

    Признание сделок недействительными влечет за собой аннулирование прав и обязанностей, реализация которых привела бы к нарушению закона. Поэтому сделка, признанная недействительной, недействительна с момента её совершения. Однако, если из содержания сделки вытекает, что она может быть прекращена лишь на будущее время, то действие сделки, признанной недействительной, прекращается на будущее время.

    Закон предусматривает возможность признания недействительности лишь части сделки при сохранении действительными остальных её частей. Недействительной может быть признана лишь часть сделки, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной её части. Для многосторонней сделки (договора) такое предположение правомерно, если она отвечает следующим критериям:

    1. Объективный критерий - предполагает, что отсутствие части сделки не препятствует признанию сделки, совершенной в остальной её части. Иначе говоря, такая часть сделки не должна относиться к числу её существенных условий, так как для заключения договора необходимо достижение сторонами соглашения по всем существенным условиям. В противном случае, при отсутствии соглашения хотя бы по одному из них, договор признаётся незаключённым.

    2. Субъективный критерий - означает, что стороны в момент совершения сделки были бы согласны совершить её и без включения недействительной части. Для односторонней сделки достаточно субъективного критерия.

    Закон устанавливает различные правовые последствия частично или полностью исполненных недействительных сделок, при этом правовые последствия дифференцируются в зависимости от оснований недействительности сделки.

    Если сделка, совершенная с нарушением требования закона, не исполнялась, она просто аннулируется. Если же признанная недействительной сделка полностью или частично исполнена, возникает вопрос об имущественных последствиях ее недействительности. Различают основные и дополнительные последствия.

    Дополнительные последствия недействительности сделки представляют собой форму гражданско-правовой ответственности, а именно - обязанность виновной стороны возместить реальный ущерб, понесенный другой стороной.

    Основные последствия недействительности сделки связаны с определением правовой судьбы полученного сторонами по сделке. Главным имущественным последствием недействительности сделки является реституция (от лат. restituere - восстанавливать, возмещать, возвращать) - возвращение всего полученного по исполненной сделке. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Если действие сделки прекращается на будущее время, то полученное по сделке остается у сторон, но дальнейшему исполнению она не подлежит.

    [править]Механизм реституции

    В нормативной конструкции реституции предусмотрено несколько механизмов реализации прав и обязанностей сторон недействительной сделки по возврату имущества, служившего предметом её исполнения.

    1. В зависимости от правового режима имущества:

    Механизм возврата индивидуально-определенных вещей (реституция владения).

    Механизм возврата вещей, определённых родовыми признаками, а также денег и ценных бумаг на предъявителя, и осуществления денежной компенсации при невозможности возврата полученного в натуре, в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге (компенсационная реституция).

    2. В зависимости от наличия умышленной вины:

    Механизм возврата в первоначальное имущественное положение обеих сторон (двусторонняя реституция).

    Механизм возврата в первоначальное имущественное положение одной стороны (односторонняя реституция).

    Недопущение реституцииа) Если обе стороны действовали умышленно и обе исполнили сделку, всё исполненное ими взыскивается в доход государства.

    б) Если обе стороны действовали умышленно, но сделку исполнила только одна из них, в доход государства взыскивается всё, что было получено по сделке, и то, что получившая исполнение сторона должна была передать другой стороне с целью исполнения.

    в) Если умышленно действовала только одна сторона, всё полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне (односторонняя реституция), полученное же другой стороной или причитающееся ей по сделке от виновной стороны взыскивается в доход государства.

    59. Форма и государственная регистрация сделок.

    Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

    Форма сделки - внешнее выражение волеизъявления её участников.

    Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

    Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.

    Молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.

    Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.

    Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении.

    Сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно.

    Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Сделки, совершаемые в простой письменной форме.

    1. Должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:

    1) сделки юридических лиц между собой и с гражданами;

    2) сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки.

    Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

    В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.

    Несоблюдение простой письменной формы влечет недействительность сделки.

    Нотариальное удостоверение сделки осуществляется путем совершения на документе, удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие.

    Государственная регистрация сделок

    Государственная регистрация сделки является средством обеспечения публичной достоверности сведений о существовании или отсутствии сделки, гражданско-правовые последствия которой наступают только после осуществления государственной регистрации. То есть если закон связывает действительность сделки с необходимостью ее государственной регистрации, то сама по себе сделка, даже будучи совершенной в надлежащей форме, никаких гражданско-правовых последствий не порождает.

    Сделки подлежат государственной регистрации:

    а) если объектом сделки выступает недвижимое имущество;

    б) если объектом сделки выступают отдельные виды движимого имущество (например, музейные предметы и музейные коллекции);

    в) в иных случаях, установленных законом (например, лицензионный договор). Последствием несоблюдения требования о государственной регистрации является ничтожность сделки

    Последствия несоблюдения нотариальной формы сделки и требования о ее регистрации - влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

    Структура российского государства (гос-ва) – это РФ, в состав которой входят субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа и муниципальные образования – городские, сельские поселения и т. д.

    Государство как субъект гражданских правоотношений (признаки): организационное единство, обособленное имущество, ответственность по своим обязательствам, возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде. На гос-во распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмотря на то, что гос-во обладает властными полномочиями.

    Гос-во осуществляет свои права и обязанности на федеральном уровне с помощью Федерального собрания, Президента, Правительства, министерств и ведомств и т. д. От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства и др. От имени муниципальных образований право выступать предоставлено представительным органам местного самоуправления. От имени гос-ва могут выступать юридические лица и граждане по специальному поручению гос-ва. Сфера участия РФ, ее субъектов, муниципальных образований определяется правоспособностью последних, которая отражена в законе и является специальной.

    Особенности ответственности гос-ва по своим обязательствам: а) РФ, ее субъекты, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность, т. е. не отвечают по обязательствам друг друга, а также юридических лиц, созданных ими. Однако на них может быть возложена ответственность за несостоятельность предприятий, учредителем которых они являются, возникшую в результате исполнения некомпетентных указаний учредителя; б) гос-во несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданных им учреждений при недостаче у последних собственных средств в случае, если гос-во является собственником имущества, закрепленного за ними; в) РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества; г) РФ, ее субъекты и муниципальные образования несут ответственность по внедоговорным обязательствам в случаях причинения убытков незаконными действиями своих органов; д) объекты, которыми гос-во может отвечать по своим обязательствам, ограничены (нельзя отвечать имуществом, закрепленным за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления).

    Гос-во обладает судебным иммунитетом: ответственность в отношениях с иностранными партнерами ограничена: последние не могут предъявить к нему судебный иск за ненадлежащее исполнение обязательств без предварительного согласия компетентных органов гос-ва, отраженного в международном договоре. К гос-ву применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или его особенностей.