Художник гюстав курбе (courbet) - вернисаж: мир красок классический - искусству быть - каталог статей - линии жизни. Гюстав Курбе (Jean Desire Gustave Courbet)- жизнь, творчество, картины, факты Французский художник гюстав курбе биография

Жан Дезире Гюстав Курбе

Французский художник и график, основоположник реализма.Обучался в Орнане и Безансоне, позже в Париже в студии Сюиса. В ранний период, отмеченный воздействием романтизма, Курбе писал пейзажи, автопортреты, композиции на литературные сюжеты. На парижском Салоне 1850-51 годов были представлены полотна «Похороны в Орнане», «Дробильщики камня» и «Послеобеденный отдых в Орнане», которые заявили о нем как о ярком мастере реалистической школы. Реализм живописца вызвал резкое неприятие со стороны официальных кругов, поскольку он противостоял принятому в обществе академизму и был социально опасен. В зрелые годы ведущим жанром творчества Курбе стала тематическая картина, героями которой предстают люди из народа и современники художника («Мастерская художника», «Здравствуйте, господин Курбе», 1854). Также он писал жанровые сценки, натюрморты, морские пейзажи. Последние годы живописец провел в Швейцарии и выполнял в основном пейзажи, создавая обобщенный величественный образ природы («Хижина в горах», 1873).

Курбе Гюстав (1819-1877)

Творчество и биография - Курбе Гюстав

Курбе Гюстав - выдающийся французский живописец, замечательный мастер реалистического портрета.

«. никогда не принадлежал ни к какой школе, ни к какой церкви. ни к какому режиму, как только к режиму свободы».

Родился в Орнане, на юго-западе Франции. Сын состоятельного фермера, ставшего позднее мэром города. Обучался рисованию в семинарии в Орнане. Брал уроки у живописца Флажуло. Решив стать живописцем, уехал в Париж (1840), где с увлечением изучал работы старых и современных ему мастеров, писал с натуры. Первые работы художника (середина 1840-х) - картины на религиозные сюжеты, несколько автопортретов и портретов, ряд романтических по характеру композиций.

В 1842 году он создал первую свою картину, имевшую настоящий успех,- «Автопортрет с черной собакой». Хотя и написанное в Париже, это полотно изображает Курбе сидящим на земле у входа в грот Плезир-Фонтен под Орнаном. Топография местности, исхоженной Курбе в мальчишеские годы, так глубоко запечатлелась в его сознании, что он мог без труда воспроизвести любую ее деталь по памяти. На черных, вьющихся, очень длинных волосах Курбе - широкополая шляпа, одет художник в свободную блузу из темной ткани с розовой подкладкой и серые брюки в зеленую полоску. Позади него слева лежат трость и альбом для этюдов; с другой стороны, на фоне виднеющегося вдали залитого солнцем пейзажа, темным силуэтом выделяется черный вислоухий спаниель. На небе и заднем плане - несколько пробных мазков, сделанных мастихином - инструментом, которым Курбе позднее пользовался с большим мастерством.

Собака была недавним приобретением, о чем Курбе и писал родителям в мае 1842 года: «Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем - ее подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне». Два года спустя этот автопортрет откроет Курбе двери Салона - честь, которой усиленно добиваются все начинающие.

Для творчества Курбе оказалась очень важной поездка в Голландию (1847), где его привлекла жанровая живопись. Первым по-настоящему значительным произведением художника явилась большая картина «Послеобеденное время в Орнане» (1849), купленная в музей. Важность этого события заключается в признании официальной критикой жанровой картины произведением искусства.

Картина изображает группу людей перед огромным камином в кухне орнанского дома Курбе. Со стола убраны остатки еды, стоят лишь блюдо с фруктами, три бутылки вина и четыре наполовину выпитых бокала. Слева на стуле дремлет отец Курбе; напротив за столом сидит сам художник; следующий, Адольф Марле, написанный со спины, разжигает трубку головней из пылающего камина; справа Альфонс Промайе играет на скрипке. Под стулом Марле мирно спит крупный бульдог. Комната полна вечерними тенями; позы слушателей, расслабившихся после обильной еды, свидетельствуют о безмятежном наслаждении музыкой.

1850-е - наиболее благоприятный период для творчества Курбе, когда созданы самые выдающиеся его произведения, например, «Дробильщики камня» - метр шестьдесят пять на два пятьдесят девять. В письме к Вею Курбе описывает полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших ее замысел: «Я ехал на нашей повозке в замок Сен-Дени, около Сеэн - Варе, неподалеку от Мезьера, и остановился посмотреть на двух человек - они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной. на одной «стороне полотна изображен семидесятилетний старик; он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне - молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи, кожаные подтяжки поддерживают то, что некогда было штанами, на грязных кожаных башмаках со всех сторон зияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину со щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь». В романе «Биез из Серина», написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги.

Курбе писал каждую из своих моделей отдельно. Старик по имени Гажи провел всю жизнь, работая на дорогах вблизи Орнана. Картина очень понравилась орнанцам, и, по словам Прудона, кое-кто предлагал даже купить ее и повесить над алтарем приходской церкви, потому что она содержит мораль. Именно Прудон в 1864 году назвал Курбе первым подлинно социальным художником, а «Дробильщиков камня» - первой социальной картиной: «Дробильщики камня» - насмешка над нашей индустриализацией, которая ежедневно придумывает замечательные машины. для выполнения. самых разных работ. и не способна освободить человека от самого срубого физического труда. ». Но Прудон всегда видел в любой картине только социологический трактат, и нет оснований предполагать, что Курбе, задумывая и создавая «Дробильщиков камня», интересовался лишь социальным звучанием сюжета. Письмо к Вею ^указывает, что, хотя художник жалел несчастных тружеников и сознавал всю трагичность их безысходно тяжкого и нищего существования, его в той же мере привлекала чисто живописная сторона сцены. Позже, когда влияние Прудона на художника упрочилось, Журбе усвоил морализаторскую интерпретацию своего друга и временами умудрялся даже убеждать себя, что эта концепция с самого начала была его собственной. В 1866 году, когда Идвиль, друг и будущий биограф Курбе, спросил у него: «Разве вы намеревались выразить социальный протест фигурами двух этих людей, согнувшихся под бременем непосильного труда? Я, напротив, усматриваю в них кроткую покорность судьбе, и они вызывают во мне чувство жалости», художник ответил: «Эта жалость. проистекает от возмущения несправедливостью, и тем самым, даже не задаваясь такой целью, а просто изображая увиденное, я поднял вопрос, который они [реакционеры] именуют социальным вопросом».

А также «Похороны в Орнане» (1849), «Деревенские барышни» (1851). Принятые в Салон, картины вызвали скандал. Академическая критика объявила художника «апостолом безобразия» и вульгарности. Шумные протесты вызвали и «Купальщицы», появившиеся двумя годами позже. Курбе отказался в них от идеализации женского тела, изобразив вместо салонной красавицы - крестьянку.

Разочарование побудило его построить на собственные средства «Павильон реализма» на территории Всемирной выставки и организовать в нем показ своих работ. Выставка, не имевшая большого успеха у публики, сыграла, тем не менее, значительную роль в утверждении реалистического направления в искусстве. Курбе был замечательным мастером реалистического портрета, создателем разнообразных и оригинальных по характеру работ: «Раненый», автопортрет (1844), «Любовники на лоне природы» (1844-45), романтический автопортрет с женой (1845), «Портрет Бодлера», «Портрет Прудона» (1853-55) и др. В 1855 он написал большой групповой портрет «Ателье», где изобразил себя за работой в окружении персонажей своих картин и друзей-единомышленников. Это был первый во французской живописи групповой портрет людей искусства, объединенных близкими эстетическими взглядами.

В портреты он вводил элементы пейзажа или интерьера. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам (таковы Бодлер, композитор Берлиоз, 1850). Жанровой, по сути, сценой является картина «Здравствуйте, господин Курбе» (момент встречи художника с меценатом Брюйа на прогулке, оригинальный вариант портрета Брюйа, 1854).

Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, объединенного с пейзажем: «Убежище ланей» (1866), «Водопад в Конше» (1864), «Волна» (1870), «Хижина в горах» (1870), «Море у берегов Нормандии» (1867).

Курбе, как и О. Домье, отверг присужденный ему орден Почетного Легиона. К числу лучших произведений Курбе последнего периода относится картина «Возвращение кюре с приходской конференции» (1863), где он сатирически показывает пьяных церковников. Появление этой картины вызвало бурную реакцию со стороны Церкви. Судьба картины оказалась трагичной: купленная кем-то из фанатиков (с целью уничтожения), она бесследно исчезла и сегодня известна только по репродукциям. В период Парижской коммуны Курбе активно участвовал в событях: и как художник, и как общественный деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». После ее поражения Курбе был брошен в тюрьму, приговорен к колоссальному штрафу за разрушение Вандомской колонны, в которой восставшие видели символ реакции. Художнику с помощью друзей удалось бежать в Швейцарию, где он, больной, разбитый духовно, продолжал работать вплоть до самой смерти (к этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах», 1870-е, другие горные пейзажи, несколько значительных картин).

Прогрессивные реалистические тенденции, получившие убедительное развитие в творчестве Курбе тех лет, определяли роль живописца как главы реалистического направления во французской живописи середины XIX века. С его именем связывали создание новой эстетики, провозглашающей ценность будничного и повседневного в искусстве.

Его прах был перевезен на родину только в 1919.

Для художников и ценителей галерея картин Artvedia размещает бесплатно информацию о художниках и их работы, как на продажу, так и просто для просмотра.

Курбе Гюстав (1819-1877) - художник, наделенный немалым дарованием, почти самоучка. Он сознательно отказался от академического стиля в живописи и стал родоначальником реализма, перешедшим в позднем творчестве в прямой натурализм.

Умудренный невзгодами Гюстав Курбе, фото которого (выше) было сделано в последние годы жизни, выглядит задумчивым человеком, который не старается казаться лучше, чем он есть.

Детство

Курбе Гюстав родился в маленьком городке (по нашим меркам в деревне) с населением в три тысячи человек, в Орнане, недалеко от Швейцарии. Отец мечтал, что сын будет юристом, поэтому отправил в 1837 г. его учиться в Королевский колледж в г. Безансоне, расположенном неподалеку от родного дома. По собственному усмотрению Курбе Гюстав начинает занятия живописью под руководством ученика Давида.

Париж

В двадцать лет молодой человек отправляется в столицу якобы для углубления знаний в юриспруденции. Но реально он посещает Лувр и художественные мастерские, в которых, как он для себя решил, ему делать нечего. Но в одной из мастерских он задержался: там обучали рисовать обнаженную натуру.

Выставка

На первую выставку в Салоне Курбе Гюстав представил свой автопортрет с собакой. В нем уже виден самостоятельный почерк пока еще романтичного художника, который ищет свой путь. Свободный, гордый, независимый юноша изображен в гроте из диких скал.

Со спокойным высокомерием он смотрит прямо на зрителя. Глаз расположен примерно на линии золотого сечения, так, чтобы зритель не мог от него оторваться. Этот прием многократно и безуспешно был заимствован художниками у Леонардо. Здесь тоже не вполне удалось задуманное. Но хороши и печальный спокойный спаниель, и золотисто-коричневый праздничный колорит, и еле видимый пейзаж в глубине картины. Остальные работы художника в Салон не приняли.

Живопись и политика

Париж всегда был политизированным городом. Он весь бурлил в тридцатые-сороковые годы, а революция 1848 г. увлекла и Курбе. Он с друзьями основывает социалистический клуб и создает эмблему народа. Но на баррикады Гюстав не пошел. К этому времени художник уже побывал в Голландии и привез отчетливое желание полностью разорвать с романтизмом. Создав на основе новой концепции ряд полотен, Гюстав Курбе, произведения которого раньше просто отвергались, в 1849 году выставил в Салоне 7 картин. Тогда и прозвучало впервые слово «реализм», а одна из работ, «Послеобеденное время в Орнане», получила вторую золотую медаль.

«Похороны в Орнане» (1849 г.)

Это масштабное полотно размером в длину более трех метров и высотой более полуметра художник Гюстав Курбе посвятил одному из своих дедов. Фигуры на полотне выполнены почти в натуральных размерах. Все горожане старались попасть на картину-эпопею. На ней изображены и певчие, и кюре, и мэр города, и жители в черных траурных одеждах.

Цветовые акценты делаются на белых и красных одеяниях служителей церкви. Впечатляет также высоко вознесшееся над стоящими людьми распятие на заднем плане. Сюжет весьма прозаичен, но в этом полотне интересны образы людей, которые создал Курбе, поднявшись до обобщений. Сосредоточив все внимание на процессе похорон, а не на деяниях покойного или на посмертном существовании души, живописец проявил себя полным реалистом.

В Париже не поняли, зачем из обычных похорон создавать столь монументальную картину, да еще и с плоскостной композицией. На Всемирную выставку 1855 года ее не принимают, хотя жюри отобрало для нее одиннадцать работ Курбе. Но не берут на выставку картину «Ателье», в которой Курбе выражает свои художественные принципы. Тогда полный возмущения художник устраивает свою собственную выставку, которая состоит из 40 полотен. Он печатает «Манифест реализма», и к нему как к мэтру примыкают все, кто проповедует Это вызывает в обществе скандал.

«Веяльщицы» (1854 г.)

Известно, что позировали для этой картины Курбе, отображающей тяжелый крестьянский труд, две его сестры и знакомый ребенок.

Картина получила жизнерадостное звучание за счет золотистого колорита и ярко-красного платья девушки, стоящей в центре композиции и сразу привлекающей внимание. Симпатичная рыженькая кошечка спит рядом с дремлющей девушкой в сером, оживляя атмосферу и без того мажорную. Непонятно только, зачем нарисован закрывающий дверь ларь-сундук, возле которого расположился мальчик.

«Пергола» (1862 г.)

Эта картина показывает другого Курбе, способного любоваться женской красотой, сопоставляя ее с пышным цветением вьющихся по перголе роз.

Четко по проходит линия раздела композиции, основную часть которой занимают белые, оранжевые, красные цветы. Изящен силуэт стоящей в профиль девушки с поднятыми руками к самой верхушке решетки. Белые полупрозрачные рукава и белый воротник гармонируют с расположенными рядом цветами, а платье по тону совпадает с тенями под левой рукой и затененной листвой в левой части картины. Здесь Курбе проявил себя как тонкий колорист.

«Происхождение мира» (1866 г.)

Не хочется долго останавливаться на этой работе. Она слишком неприятна для человека со здоровой психикой, не склонного к подглядыванию за человеком в самых интимных моментах его жизни. На картине изображен торс женщины без лица. Перед зрителем крупным планом изображена открытая вульва неизвестной. Вот одна из предполагаемых исследователями моделей для полотна «Происхождение мира» (Гюстав Курбе), фото которой здесь представлено.

Эта картина доставит удовольствие только вуайеристу, который получает удовлетворение, когда ему показывают половые органы человека другого пола и ничего более. Здоровому человеку это не требуется, и рассматривать не хочется. Хочется просто быстро забыть подобную гадость.

В этот период Курбе создает много эротических полотен, среди которых выделяются особой откровенностью «Спящие». Этот натурализм вызывает осуждение круга как обывателей, так и людей с именами. Но его ярым приверженцем остается Прудон, чей портрет он написал.

«Волна» (1870 г.)

Этот пейзаж считается шедевром Курбе. Полотно почти пополам отдано небу и морю. Тучи плотно закрыли небеса. Их оттенки переливаются от серовато-зеленых до сиренево-розовых и потрясают своей красотой.

Цвет волн также играет всеми тонами зеленого, создавая разнообразные глубокие цветовые эффекты. Это прекрасно передает мощь природных сил. Художник был захвачен этой темой и написал цикл работ, где изображены различные виды Этрета и его бурного беспокойного моря.

В 1871 году сильно политизированный художник принимает активное участие в действиях После подавления восстания ему инкриминировали низвержение После этого Курбе сидел в тюрьме, и его приговорили к выплате колоссального штрафа. Он бежал в Швейцарию, где и умер в полной нищете.

Вызывает очень неоднозначные реакции как человек и художник Гюстав Курбе, творчество которого и сегодня не оставляет людей безразличными. Это говорит о несомненном таланте и сильной личности этого живописца.

Гюстав Курбе (10 июня 1819, Орнан - 31 декабря 1877, Ла Тур-де-Пей, Во, Швейцария) - французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи.

Биография Гюстава Курбе

Родился в семье зажиточного фермера. Учился в Художественной школе в Безансоне, с 1839 года — в Париже. Посещал студию Сюиса, делал этюды с натуры, по многу часов копировал в Лувре произведения старых мастеров, выделяя среди других Веронезе, Веласкеса, Сурбарана.

Именно в Париже проходило обучение живописи в биографии Курбе. В основном, он учился путем копирования шедевров В Лувре.

В 1847 его произведение «Wounded Man» (Лувр) раскритиковали, не приняв в салон. Тем не менее, две более ранних картины Курбе были приняты.

Творчество Курбе

Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте:

«Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись - предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык».

Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» (в музее Орсе), собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все четыре - в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лилльском музее), «Разбиватели шоссейного камня» («Дробильщики камня») (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи («Порыв ветра» и др.), в которых талант художника выражался ярче и полнее всего.


Сын состоятельного землевладельца, которому принадлежали необозримые поля и виноградники, питал вполне естественную для сельского жителя любовь к здоровому, ядреному телу. Он до конца жизни не научился грамоте, его неразборчивые каракули содержали массу ошибок даже в простейших словах. И чтение не доставляло ему удовольствия. Но что касается полных женщин с чувственными формами — в этом он отлично разбирался.

До Курбе никто подобного себе не позволял.

У Гюстава было много подруг, связи с ними сводились лишь к простому, не осложненному сердечными привязанностями, физическому удовлетворению: днем натурщица выступала в одной роли, ночью — в другой. А потом они расставались. Однако вакансию тотчас занимали новые избранницы.

Биографы Гюстава Курбе пытались установить фамилии женщин, населивших его картины и, по намекам хороших знакомых, одаривших его более чем благосклонностью. Это оказалось делом непосильным.

За три месяца, проведенных, например, на морском курорте, он принял в мастерской свыше двух тысяч (!) дам, настойчиво желавших заказать ему свой портрет и готовых оплатить его по высшей ставке.

Он и в зрелом возрасте мог по пять часов сидеть в пивной и поглощать в несметных количествах хмельные напитки. Однажды, наведавшись в Мюнхен, где его очень почитали, он включился в четырехдневный марафон поклонников пива. На старте их было шестьдесят, до финиша добрались трое, но лавры победителя достались, конечно же, Курбе.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Женщина в гамаке с ребенком (Femme au hamac, tenant son enfant)

Художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) – всемирно знаменитый французский живописец, портретист, пейзажист и жанрист, один из основателей реализма в живописи – буквально ключевая фигура французского реализма.


Автопортрет (Отчаявшийся мужчина) (Self-portrait (the Desperate man))

Жан Дезире Гюстав Курбе (Gustave Courbet) родился в июне 1819 года в небольшом городке, около трёх тысяч жителей, Орнане, недалеко от Швейцарской границы. Отец будущего знаменитого художника, Режис Курбе, был зажиточным крестьянином и владел виноградниками в окрестностях Орнане.

В возрасте двенадцати лет Гюстав Курбе начал посещать местную семинарию, но отличался из общего числа семинаристов чрезвычайно живым характером, т.е. был, как бы сейчас сказали, хулиганом. Впрочем, учился он достаточно хорошо. Настолько хорошо, что в 1837 сумел поступить в Королевский колледж в Безансоне, что должно было благотворно повлиять на его будущую карьеру юриста, о которой мечтал отец будущего художника.

Но случилось так, что Gustave Courbet серьёзно увлёкся живописью и в свободное от колледжа время начал посещать Академию, где учителем начинающего художника стал один из лучших учеников известного художника классициста Жака-Луи Давида, Шарль-Антуан Флажуло.

В 1839 году Гюстав Курбе отправился в Париж, предварительно пообещав своему отцу, что едет для дальнейшего углублённого изучения юриспруденции.

В Париже Гюстав начал изучать художественные коллекции Лувра, особенно молодого художника увлекли испанские художники и малые голландцы. Огромное впечатление на Курбе произвел Веласкес – в последующем Курбе «позаимствует» у великого художника тёмные тона для полотен.

Изучив коллекции Лувра, Gustave Courbet решил посвятить вою жизнь живописи и начал посещать занятия в разнообразных художественных мастерских, и прежде всего уроки Шарля де Штейбена. Очень скоро молодой человек решил отказаться от получения классического художественного образования и поступил на работу в мастерские Суисса и Ляпена – в этих мастерских не было обязательных уроков, а ученики не должны были придерживаться каких-либо канонов. Все занятия строились на индивидуальном художественном поиске ученика, что Гюстава совершенно устраивало.

Вскоре молодой художник представил на суд публики свою первую картину «Автопортрет с чёрной собакой », и эта картина имела огромный успех.


Автопортрет с черной собакой (Self-Portrait With Black Dog)

Художник на картине «Автопортрет с чёрной собакой» изобразил себя сидящим у входа в грот Плезир-Фонтен (недалеко от Орнана). Слева от него лежат трость и альбом для этюдов, справа на фоне залитого солнцем пейзажа тёмным силуэтом выделяется чёрный вислоухий спаниель. На небе и заднем плане — несколько пробных мазков, сделанных мастихином — инструментом, которым Курбе позднее пользовался с большим мастерством. В мае 1842 года Курбе писал родителям:

Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем – её подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне.

А всего через два года «Автопортрет с чёрной собакой » открыл для Курбе двери парижского Салона. Впрочем, все остальные картины молодого художника были отвергнуты представительным жюри.

Всё дело в том, что художник с самого начала своей творческой деятельности писал, как реалист. И чем дальше он работал, тем больше увлекался реализмом и становился противником всякого украшательства – он считал, что художник обязан показывать буквально голую действительность и суровую прозу жизни, даже пренебрегая изяществом техники живописи.

Художник начала писать портреты, путешествовал в Нидерланды и Бельгию, где установил контакты с продавцами живописи. И одним из первых почитателей и покупателей картин художника стал голландский коллекционер и художник, основатель Гаагской школы живописи, Хенрик Виллем Месдах.

Именно личные связи с продавцами живописи в Голландии и Бельгии в последующем способствовали тому, что о художнике узнали далеко за пределами Франции.

Впрочем, Курье не ограничился связями в Бельгии и Голландии, сумел войти в артистические круги Парижа. Он частенько посещал богемное кафе «Brasserie Andler», где буквально обитали известные парижские художники и литераторы.

До середины девятнадцатого века во Франции буквально господствовал академизм и работы художников-реалистов, очень часто, устроители престижных выставок отвергали. Французские художники, чьи имена впоследствии составили славу живописи страны, стали изгоями и даже решили устроить собственную выставку. Но тут началась революция…

В 1848 году семь работ Курбе были выставлены в Салоне, но покупателя на эти картины не нашлось – публика ещё не была готова принять французский реализм. Художник был безусловно талантлив и умён, однако его крайний реализм в живописи, местами, в жанровых картинах, «приправленный» социалистическими идеями, вызывал в аристократических и литературных кругах парижан гарантированный скандал. И очень скоро у художника появились влиятельные враги, например, известный критик и писатель, теоретик анархизма Прудон.

Тем не менее, через несколько лет Gustave Courbet возглавил возникшую во Францию реалистическую школу живописи. Тем более, что работы французских реалистов нашли своих почитателей в других странах Европы. А Париж реалистов бойкотировал и много лет ни одна картина Курбе не была выставлена в Салоне.

В 1871 году художник примкнул к Парижской коммуне, получил при коммуне должность управляющего общественными музеями и стал руководителем сноса Вандомской колонны.

После падения коммуны, Гюстав Курбе был приговорён к полугора годам тюрьмы, а после выхода из тюрьмы был обязан французским судом возместить расходы по восстановлению колонны, сносом которой он руководил.

Художник покинул Францию и поселился в Швейцарии. На чужбине он и умер в декабре 1877 года. Нищим и забытым.

Картины художника Гюстава Курбе (Gustave Courbet)


Лежащая обнаженная (Reclining Nude)
Устье Сены (The mouth of the Seine) Портрет девочки (Portrait d’une fillette) На краю обрыва (Sur le bord de la falaise)
Вакханка (La Bacchante)
Автопортрет (Раненый мужчина) (Self-portrait (The wounded man))
Гамак (Hamac) Портрет Поля Ансу (Portrait of Paul Ansout)
Послеобеденный отдых в Орнане (After dinner at Ornans) Спящая (Sleeping Blonde)
Крестьянская девушка с шарфом (Peasant Girl with a Scarf)
Пожарные, спешащие на пожар (Firemen Running to a Fire)
Орнан в полдень (View of Ornans) Мадам Огюст Кук (Матильда Деспорте (Madame Auguste Cuoq (Mathilde Desportes, 1827-1910)
Молодые сельские дамы (Young Ladies of the Village)
Спящая пряха (La fileuse endormie) Луи Гюймар в роли Роберта-Дьявола (Louis Gueymard as Robert le Diable)
Большие дубы у края воды, Порт-Берто (Grands Chenes, bords de l’eau, Port-Berteau) Источник (The Source)
Парк Рошемон (Le Parc de Rochemont)
Женщина с попугаем (Woman with a Parrot)
Джо, прекрасная ирландка (Джоанна Хиффернан) (Jo, La Belle Irlandaise)

И в заключении я хочу показать вам картину Гюстава Курбе, которая сделала имя художника не просто широко известным… Это был скандал. Скандал, который пережил художника и который продолжается до сегодняшнего дня.

Эту картину не показывали публике до 1988 года. Сейчас эта работа Gustave Courbet экспонируется в бруклинском музее (Нью-Йорк) за бронированным стеклом и под постоянной охраной – у картины буквально стоит пост.

Эта картина была написана на заказ одним турецким дипломатом для личной коллекции. Однако, дипломат очень скоро обанкротился, коллекцию продают с молотка и… В общем, публика очень скоро узнала и про наличие картины, и про её автора.

Любители живописи уже поняли, что я рассказываю про полотно Гюстав Курбе

Происхождение мира

Картина не зря признана скандальной. Прежде, чем перелистнуть слайд, прошу Вас прочитать: Мне уже исполнилось 18 лет и я не впадаю в истерику от реалистической живописи в стиле НЮ .

Жан Дезире Гюстав Курбе французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена.

В 1844 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов.

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо.

При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон. В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях.