I.Структура управления охраной лесов от пожаров. Организация охраны лесов от пожаров Разработка проекта охраны лесов от пожаров

Защита лесов от пожаров является важным направлением деятельности федеральной и региональной власти, других структур, имеющих отношение к лесному хозяйству. Федеральный закон «О пожарной безопасности», который является базовым в сфере пожарной безопасности, довольно в малой степени регламентирует вопросы защиты лесов от пожаров.

Все сводится к тому, что в ст. 6 отмечено, что «государственный пожарный надзор в лесном фонде Российской Федерации и в лесах, не входящих в лесной фонд Российской Федерации, осуществляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства».

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установил, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Применительно к лесному хозяйству:

– Министерство природных ресурсов РФ;

– Федеральное агентство лесного хозяйства;

– Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Как отмечалось выше, базовый закон в области пожарной безопасности содержит упоминание только о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

О роли месте и значении Министерства природных ресурсов РФ, Федерального агентства лесного хозяйства закон умалчивает. Нет в нем и упоминания о других структурах, имеющих отношение к лесному фонду, в том числе в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности. Такую ситуацию с законодательной регламентацией деятельности в сфере пожарной безопасности лесного фонда, а также лесов не входящих в лесной фонд, вряд ли можно назвать достаточной и полной. К этому необходимо добавить, что законодатель четко не определил границы и сегмент деятельности МЧС России, а также других структур, имеющих отношение к лесному фонду, по их участию в обеспечении противопожарной защиты лесного хозяйства.

Сегодня сложно сказать, как недостаточное законодательное регулирование сказывается на ситуации с лесными пожарами, но можно предположить, что оно не способствовало качественному решению проблем, имеющихся в этой сфере.

В стране много лет подряд шел большой разговор о необходимости принятия нового Лесного кодекса РФ. С 1 января текущего года мы живем по новому Лесному кодексу РФ. Часть первая ст. 51 указанного кодекса предусматривает, что «леса подлежат охране от пожаров», а далее в ст. 52 делается уточнение о том, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с уже упоминавшимся выше Федеральным законом «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ. При этом в ст. 51 Лесного кодекса РФ отмечается, что охрана лесов осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. В число полномочий органов государственной власти РФ в области лесных отношений в соответствии со ст. 81 Лесного кодекса РФ применительно к вопросам пожарной безопасности относится:

– установление правил пожарной безопасности;

– осуществление государственного пожарного надзора.

У органов государственной власти субъектов РФ каких-либо полномочий в области лесных отношений (ст. 82) применительно к вопросам пожарной безопасности вообще нет.

Аналогичная ситуация в области лесных отношений сложилась и по отношению к полномочиям органов местного самоуправления. Статья 84 Лесного кодекса РФ не предусмотрела для органов местного самоуправления каких-либо асности.

Новый Лесной кодекс РФ предусмотрел возможность передачи отдельных полномочий РФ в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ. Если субъект принял делегированные ему полномочия, то тогда на него возлагается «организация использования лесов, их охраны (в том числе тушение лесных пожаров)». Для этих целей ему из федерального бюджета выделяются субвенции.

Статья 53 Лесного кодекса РФ устанавливает требования пожарной безопасности в лесах. Она предусматривает, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

3) мониторинг пожарной опасности в лесах;

4) разработка планов тушения лесных пожаров;

5) тушение лесных пожаров;

6) иные меры пожарной безопасности в лесах.

В этой связи возникает вопрос «Кто конкретно будет осуществлять приведенный выше комплекс мероприятий противопожарной защиты в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд?». Ответ на этот вопрос, опираясь на букву закона, дать четко довольно сложно.

Выше отмечалось, что одной из самых больших угроз для лесного фонда являются пожары. В этой связи возникает вопрос «Кто и как должен их ликвидировать?». Пункт 2 ст. 53 нового Лесного кодекса РФ предусматривает, что «привлечение граждан, юридических лиц для тушения пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1993 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Данная норма закона, по мнению автора, позволяет говорить о привлечении граждан и юридических лиц для ликвидации лесного пожара только после того, как он стал чрезвычайной ситуацией (ЧС). В то же время четкие критерии отнесения лесного пожара к ЧС ни в Лесном кодексе РФ, ни в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», ни в постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 307, изданном после вступления в силу Лесного кодекса РФ, отсутствуют. Нет ясности по порядку привлечения для тушения лесных пожаров авиации, и в первую очередь самолетов и вертолетов, подведомственных МЧС России.

В Лесном кодексе РФ отсутствует какое-либо упоминание о пожарных подразделениях, специально предназначенных для ликвидации лесных пожаров в виде пожарно-химических станций и добровольных пожарных дружинах.

Статья 97 Лесного кодекса РФ, имеющая название «Государственный пожарный надзор в лесу», является отсылочной и предусматривает, что он осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ. Но, к сожалению, ни тот, ни другой законодательный акт не устанавливают сам порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесу.

Более того, ст. 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» не относит должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к числу должностных лиц государственного пожарного надзора.

Примечательно и другое. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов РФ. Позже, в том числе и после принятия Лесного кодекса РФ, в него были внесены изменения и дополнения. Оно предусматривает, что МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-техническому регулированию в области лесных отношений. МПР России также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федерального агентства лесного хозяйства, которые имеют непосредственное отношение к решению вопросов пожарной безопасности в лесах. При этом в самом Положении о МПР России отсутствует какое-либо упоминание, связанное со словом «пожар». Прямо обозначенная функция по выработке государственной политики и нормативно-техническому регулированию пожарной безопасности в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, у МПР России отсутствует.

Все, что связано с лесными пожарами, их профилактикой и тушением практически, отдано на откуп субъектам РФ, которые сами определяют и политику, и нормативное регулирование в этой сфере деятельности. В результате доля лесных пожаров, ликвидированных в день обнаружения, снизилась с 74% в 2006 г. до 40% в 2007 г. Средняя площадь одного пожара увеличилась в 2,1 раза.

Субъекты РФ, которым поручено осуществлять тушение лесных пожаров, не справляются с этой задачей и зачастую скрывают истинные масштабы лесных пожаров.

Такое положение в определенной степени является результатом недостатков правового регулирования и нечеткости функций и полномочий Министерства природных ресурсов РФ, ответственного за государственную политику в области лесных отношений.

Что делать?

Нужно еще раз проанализировать законодательство и четко определить, кто из федеральных органов исполнительной власти страны – МПР России или МЧС России – несет ответственность за обеспечение пожарной безопасности в лесном фонде страны и в лесах, не входящих в него.

Ситуация, когда одно федеральное ведомство в лице МЧС России, отвечающее за пожарную безопасность, не ведет учет лесных пожаров и имеет к ним косвенное отношение, а другое в лице МПР России имеет отношение к лесам, но не имеет отношение к пожарам в них, нелогично.

В нашей стране лесами покрыта четвертая часть территории. Они являются одним из важнейших национальных богатств государства, но в то же время вопросы их противопожарной защиты, ответственности за положение дел на федеральном уровне не конкретизированы. А причастность к этому вопросу значительного количества федеральных структур (МПР России, МЧС России, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, МО России по лесам обороны и т. д.) приводит к тому, что «у семи нянек дитя без глазу».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Согласно Лесному кодексу РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ и статье 51. Общие положения об охране и о защите лесов

1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Пожар легче предупредить, чем потушить. Однако число пожаров растет, и задуматься есть над чем. МЧС России утверждает, что если вовремя узнать о надвигающейся опасности и ее возможных последствиях, большую беду можно предотвратить.

В целях обеспечения пожарной безопасности все население в повседневной жизни должно выполнять определенные профилактические противопожарные правила.

У нас в стране прогнозом чрезвычайных ситуаций занимается Центр мониторинга и прогнозирования ЧС МЧС России, активно взаимодействующий с научными учреждениями Министерства науки, Росгидромета, а также службами спасения. Основные инструменты прогноза - географические информационные системы (ГИС), объединяющие накопленные и формализованные данные о катастрофах, информацию множества датчиков, имитационные модели опасных природных и техногенных процессов. Прогнозирование предполагает творческое участие различных экспертов, принимающих решение коллективно, при обсуждении варианта опорного прогноза. Адекватность результатов прогнозирования определяется качеством основных и вспомогательных узлов информационной системы. Основные требования к ней - высокая оперативность, достаточная надежность, защищенность от несанкционированного доступа. Следует помнить, что скорость изменения параметров, которые используются при прогнозировании динамики опасного события, достаточно велика, потоки обрабатываемых данных предельно насыщены (цифровые карты, снимки местности, телеметрия). Вполне понятно, что простых, а тем более идеальных решений столь сложной информационной задачи пока не предложено.

Противопожарные мероприятия

Все мероприятия по борьбе с лесными пожарами подразделяют на две группы: предупредительные и мероприятия непосредственной борьбы, или ликвидация пожаров. Наибольшее значение имеют предупредительные мероприятия, так как сохранить лес от пожара гораздо легче, чем потушить его. Цель предупредительных мероприятий создать такие условии, при которых лесные пожары совсем бы не возникали.

В предупредительные мероприятия входят: противопожарная техническая пропаганда; очистка лесосек и борьба с захламленностью леса; устройство противопожарных разрывов, защитных полос и канав; профилактические мероприятия по горельникам, лесным, автомобильным и железным дорогам, на лесокультурных работах, лесоразработках, расположенных в лесу предприятиях и сооружениях; дозорно-сторожевая противопожарная служба и метеослужба; авиапатрулирование и наземное патрулирование.

Противопожарные мероприятия проводят повсеместно и особенно среди населения, работающего и отдыхающего в лесу. Формами пропаганды являются: беседы, лекции, доклады; радио: и телепередачи, статьи в газетах и журналах;, лозунги, плакаты, аншлаги, листовки, брошюры; демонстрация специальных кинофильмов; организация уголков леса, лесных музеев, кружков друзей леса, проведение дней леса, дней птиц, экскурсий по лесу; предупреждения с помощью мегафонов и звукоусилительных аппаратов; организация добровольных пожарных бригад и команд, проведение учебных занятий по борьбе с пожарами и т. д.

Особое, внимание обращают на работу с охотниками, рыболовами,. пастухами, геологоразведчиками, путевыми обходчиками, лесными рабочими, пионерами и школьниками, а также населением, отдыхающим.в лесу.

Большое значение имеет устройство специальных мест для отдыха и курения в лесу и вдоль лесных дорог, где на площадках (3X3 м), очищенных от дернового слоя, устанавливают скамейки, столики, навесы.

Соблюдение пожарной безопасности в лесу

В пожароопасный сезон запрещается: разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, в ветровальном и буреломном лесу, на торфяниках и неочищенных вырубках, н местах с сухой травой, под кронами деревьев; а остальных местах допускается разведение костров на плошадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м; ненужный костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; бросать в лесу горящие спички, окурки; употреблять при охоте в лесу пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; заправлять горючим топливные баки при работающем двигателе, работать на машинах с неисправной системой питания, курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Организации, работающие в лесу, обязаны: очищать места работ от лесного хлама и оставшейся древесины; хранить топливо-смазочные материалы в закрытой таре на площадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м; уведомлять лесхозы о местах и времени проведения корчевки пней взрывным методом; иметь в местах работ противопожарное оборудование и средства для тушения лесных пожаров; создавать в пожароопасный сезон пожарные дружины, проводить инструктаж с работающими о соблюдении правил пожарной безопасности в лесах и способах тушения пожаров.

Профилактические противопожарные мероприятия в лесном фонде являются основой предупреждения возникновения лесных пожаров.

Выполнение противопожарных мероприятий обеспечивается всеми владельцами лесного фонда, а предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, а также лесопользователи, обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов.

В подавляющем большинстве случаев загорания в лесу происходят от нарушения правил пожарной безопасности и неосторожного обращения с огнем. Увеличение загораемости в лесах вызвано усиленным освоением лесных территорий, ростом притока людей в лес в связи с резким увеличением у населения средств передвижения, введением двух выходных дней в неделю и общим повышением благосостояния трудящихся. Наиболее правильным направлением для снижения загораемости следует признавать повышение пожарной дисциплины в лесу. Лесохозяйственные органы должны тщательно анализировать причины возникновения пожаров на находящейся в их ведении территории лесного фонда и своевременно принимать меры к устранению этих причин. Наряду и одновременно с этим на лесной территории должны проводиться работы по ограничению распространения возникших пожаров на большие площади, по облегчению возможностей ликвидации огня.

Наибольший эффект от профилактических мероприятий может быть достигнут, если они проводятся по определённой системе, комплексно, целенаправленно и последовательно во времени.

Основные задачи охраны лесов

Охрана лесов от пожаров включает комплекс организационных, технических, правовых и других мер, направленных на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров. Мероприятия по охране лесов от пожаров осуществляются с учётом биологических, лесоводственных, экологических, региональных и других особенностей.

Ограничение распространения лесных пожаров (создание системы противопожарных барьеров; повышение пожароустойчивости насаждений регулированием состава древостоев; своевременная очистка от захламлённости лесных участков; проведение санитарных рубок; создание сети лесных дорог, противопожарных водоёмов).

Организационно-технические мероприятия (разработка и утверждение оперативных противопожарных планов; подготовка территорий к авиационному обслуживанию; подготовка кадров лесхозов, лесопользователей и местного населения методам и формам предупреждения возникновения лесных пожаров, а также способам борьбы с ними; организация семинаров и смотров готовности к пожароопасному сезону лесопожарных служб и лесной охраны)

Ответственность за нарушение требований Правил пожарной

безопасности в лесах

В соответствие с вводимым в действие с 1 июля 2002 г. Кодексом РФ об административных правонарушениях, нарушение требования Правил пожарной безопасности в лесах влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати, на юридических лиц - от двухсот до трёхсот минимальных размеров оплаты труда.

Наложение штрафа или применение других мер административного воздействия за нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах не освобождает должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, установленный государственным органом управления лесным хозяйством, и возмещения ущерба, причинённого в результате нарушения. лес пожар охрана

Государственные органы управления лесным хозяйством республик в составе РФ, краёв, областей и автономных образований вправе вносить представления руководителям министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений об устранении нарушениё Правил пожарной безопасности в лесах, а в необходимых случаях направлять материалы в прокуратуру или в органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных к установленной законом ответственности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Природные условия и экономико-хозяйственная деятельность лесхоза. Распределение лесных запасов по породам и классам возраста. Оценка лесных участков по степени опасности возникновения пожаров. Анализ горимости лесов. Комплекс противопожарных мероприятий.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2014

    Исследование современного состояния лесного хозяйства Российской Федерации. Лесозаготовительная промышленность, экспорт лесоматериалов, размещение лесозаготовок. Охрана лесов от пожаров, вредителей и болезней. Контроль за использованием лесных ресурсов.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Пирологическая характеристика территории, лесохозяйственная деятельность лесхоза, ее влияние на пожарную опасность в лесу. Исследования огневого воздействия низовых пожаров на состояние древостоев. Проект мероприятий по снижению горимости лесов.

    дипломная работа , добавлен 04.09.2015

    Характеристика функциональной структуры мониторинга лесов: охрана от пожаров, контроль за санитарным состоянием, порядком использования территорий. Ознакомление с оперативным спутниковым мониторингом с целью информационного обеспечения кадастровых работ.

    эссе , добавлен 04.05.2010

    Краткая характеристика территории и противопожарного состояния исследуемого Унгутского лесничества. Анализ общего пожарного состояния лесничества. Профилактика, предупреждение возникновения лесных пожаров, их обнаружение и ограничение распространения.

    реферат , добавлен 25.12.2009

    Оценка степени пожарной опасности, мониторинг ее изменения и прогноз возможных последствий от лесных пожаров как предмет пристального внимания служб чрезвычайного реагирования. Анализ основных видов лесных горючих материалов по условиям загорания.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Биология и экология ценных лесообразующих хвойных пород Ангоянского лесхоза, роль и значение лесного хозяйства в экономике района. Горимость лесов, характеристика причин возникновения низовых пожаров. Показатели эффективности возобновления леса.

    дипломная работа , добавлен 23.03.2013

    Характеристика природных условий Байкальского лесничества. Лесорастительная зона, климат, рельеф, почвы, пути транспорта. Характеристика лесного фонда лесохозяйственного предприятия. Основные типы леса. Предупреждение лесных пожаров от отдыхающих в лесу.

    дипломная работа , добавлен 06.03.2013

    Геологическое строение почвы, рельеф, гидрографическая сеть. Растительный и животный мир Сергеевского филиала КГУ "Приморское лесничество". Классификация и анализ причин возникновения лесных пожаров. Шкала пожарной опасности по условиям погоды.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2015

    Климат района расположения лесничества. Выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений. Объемы рубок ухода. Восстановление вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов.

5.6. Лесные пожары.

К числу важных абиотических факторов, влияющих на характер образующихся в экосистеме сообществ, следует отнести пожары. Дело в том, что некоторые территории регулярно и периодически подвергаются пожарам. В хвойных лесах, произрастающих на юго-востоке США, и безлесых саванах, а так же в степной зоне пожары – весьма распространённое явление. В лесах, где пожары случаются регулярно, деревья обычно имеют толстую кору, которая делает их более устойчивыми к огню. Шишки некоторых сосен, например сосны Банкса лучше всего высвобождают семена, когда нагреваются до определённой температуры. Таким образом, семена высеваются в то время, когда другие растения кон курирующие с ними за жизненное пространство, гибнут в пожарах. В некоторых случаях почва после пожаров обогащается биогенными элементами, такими, как фосфор, калий, кальций, магний. В результате животные, пасущееся на подвергающихся периодическим пожарам участках, получают более полноценное питание. Человек, предотвращая естественные пожары, тем самым вызывает изменения в экосистемах, для поддержания которых требуется периодические выгорания растительности.

В настоящие время пожары стали весьма распространённым средством контроля за развитием лесных массивов, хотя общественное сознание с трудом свыкается с этой мыслью.

Число лесных пожаров в оном из районов Сибири за два столетия.



6. Защита лесов.

6.1. Защита лесов от пожаров

Леса Земли жестоко страдают от пожаров. Лесные пожары уничтожают ежегодно 2 млн. тонн органического вещества. Они наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы, ухудшаются почвенные условия и ветроломы, ухудшаются почвенные условия. Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов.

Мировая статистика утверждает, что 97% лесных пожаров происходит по вине человека и лишь 3% - за счёт молний, главным образом шаровых. Пламя лесных пожаров уничтожает на своём пути и флору, и фауну.

В России уделяется огромное внимание защите лесов от пожаров. В результате принятых за последние годы мер по усилению профилактических противопожарных мероприятий и осуществлению комплекса работ по своевременному обнаружению и тушению

лесных пожаров силами авиационных и наземных лесопожарных подразделений площади лесов, пройденные огнём, особенно в европейской части России, значительно сократились.

Однако количество лесных пожаров всё ещё велико. Пожары возникают из-за неосторожного обращения с огнём, из-за глубокого нарушения правил пожарной безопасности при проведении сельскохозяйственных работ. Повышенную опасность пожаров создаёт захламлённость лесных территорий.

В настоящие время значительно расширены права лесной государственной охраны по борьбе с нарушителями противопожарного режима в лесах, привлечению к ответственности должностных лиц и граждан, нарушающих требования пожарной безопасности. В обжитых районах с интенсивным лесным хозяйством, охрану лесов от пожаров обеспечивают лесохозяйственные предприятия и имеющиеся в их составе специализированные подразделения – пожарно-химические станции. Всего таких станций в стране около 2700.

Для повышения пожароустойчивости лесов в крупных масштабах проводят работы по противопожарному устройству лесного фонда, создают системы противопожарных разрывов и барьеров, сеть дорог и водоёмов, леса очищают от захламлённости. Возникающие в лесу загорания обнаруживают в основном при помощи пожарно-наблюдательных стационарных пунктов, а так же работников лесной охраны при наземном патрулировании.

На вооружении лесопожарных подразделений - автоцистерны, вездеходы, грунтомеры и пеногенераторы. Широко используются шнуровые заряды взрывчатых веществ, а так же искусственно вызываемые осадки. Внедряется телевизионная аппаратура, облегчающая труд наблюдателей. Предусматривается использование инфракрасных авиадетекторов для обнаружения с воздуха очагов горения в условиях сильной задымлённости. Используется информация, получаемая с искусственных спутников Земли. Повышению оперативности в обнаружении и тушении лесных пожаров будет способствовать внедрение рассчитываемых с помощью компьютеров оптимальных режимов работы подразделений авиалесоохраны. В малонаселённых районах Севера, Сибири и Дальнего Востока для охраны лесов используется вертолёты и самолёты с командами парашютистов и десантников-пожарных.

Барьером на пути лесного пожара может быть раствор, своевременно внесённый в почву на границе горящего участка. Например, раствор бишофита, дешёвого и безвредного.

Важным разделом противопожарной профилактики является хорошо организованная противопожарная пропаганда с помощью радио, печати, телевидения и других средств массовой информации.

Работники лесного хозяйства знакомят население, рабочих лесных промыслов и экспедиций, отдыхающих туристов с основными требованиями правил пожарной безопасности в лесу, а так же с мерами, которые должны применяться в соответствии с действующим законодательством к лицам, нарушающим эти правила.

6.2. Защита леса от вредных насекомых и болезней.

Для защиты лесных насаждений от повреждений применяются профилактические мероприятия, направленные на предупреждение появления и массового размножения лесных вредителей и выявление болезней. Для уничтожения вредителей и болезней используется истребительные меры борьбы. Профилактика и истребительная борьба обеспечивают эффективную защиту насаждений при условии своевременного и правильного их применения.

Защитным мероприятиям предшествует лесоэнтомологическое обследование, установление мест распространения вредных насекомых и болезней. На основе полученных данных решается вопрос о целесообразности применения тех или иных защитных мероприятий.

Мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями леса делят по принципу их действия и технического применения на группы: лесохозяйственные, биологические, химические, физико-механические и карантинные. В практике эти способы лесозащиты используются комплексно, в виде системы мероприятий. Рациональное сочетание способов борьбы обеспечивает наиболее эффективное подавление жизнедеятельности вредных организмов в лесу.

Лесохозяйственные мероприятия в лесозащите имеют преимущественно профилактическое назначение: они предупреждают распространение вредных насекомых и болезней, повышают биологическую устойчивость растений. В период закладки питомников и создания лесокультур сортируется и отбирается высококачественный посевной и посадочный материал во избежании заноса вредителей и возбудителей болезней. Уделяется внимание агротехническим приёмам посева и посадки, так как при нарушении агротехники ухудшается приживаемость растений и создаются условия для их заболевания и повреждения насекомыми.

Большое значение приобретает микробиометод, основанный на использовании патогенных микроорганизмов. Предложен ряд бактериальных препаратов: дендробацилин, инсектин, таксобактерин, экзотоксин, битотоксибациллин, гомелин и др.

Защита леса от вредителей и болезней должна осуществляться способами методами, не наносящими вреда человеку и окружающей среде.

Химический метод борьбы с вредными насекомыми и болезнями основан на применении ядовитых веществ против насекомых – инсектицидов, против грибных заболеваний – фунгецидов. Действие инсектицидов и фунгецидов основано на химических реакциях их с веществами, входящими в состав клеток организма. Характер реакции и сила воздействия ядовитых веществ проявляется по-разному в зависимости от их химической структуры и физико-химических свойств, а так же от особенностей организма. Химические методы борьбы осуществляются с помощью наземных машин, самолётов и вертолётов.

Наряду с химическими и биологическими способами используются и физико-механические: соскабливание кладок яиц непарного шелкопряда, срезание паутинных гнёзд златогузки и побегов сосны, поражённых вертуном и пеговьюнами, сбор личинок пильщика и жуков майского, хруща и др. Эти приёмы трудоёмки, поэтому применяются редко и только на небольших участках.

7. Меры по охране леса

Основными задачами охраны леса являются его рациональное использование и восстановление. Всё большее значение приобретают мероприятия по охране леса малолесистых районов в связи с их водоохранной, почвозащитной, санитарно-оздоровительной ролью. Особое внимание должно уделяться охране горных лесов, так как они выполняют важные водорегулирующие, почвозащитные функции. При правильном ведении лесного хозяйства повторные рубки на том или ином участке должны проводиться не ранее чем через 80 – 100 лет, при достижении полной спелости. В 60 – 80-х годах ХХ столетия в ряде областей европейской части России к повторным рубкам возвращались значительно раньше. Это привело к потери их климатообразующего и водорегулирующего значения, возросло количество мелколиственных лесов. Важная мера по рациональному использованию лесов – это борьба с потерями древесины. Нередко при заготовке древесины происходят значительные потери. В местах рубок остаются ветви, хвоя, которые являются ценным материалом для приготовления хвойной муки – витаминного корма для скота. Отходы от рубки леса перспективны для получения эфирных масел.

Лес очень трудно поддаётся восстановлению. Но всё же лес восстанавливают на вырубленных территориях, сеют на непокрытых лесом площадях, реконструируют малоценные насаждения. Объёмы лесовосстановительных работ в России постоянно увеличиваются. Высокая агротехника обеспечивает хорошее качество лесных культур, основное место в составе которых в лесах государственного значения занимают хозяйственно-ценные породы: сосна (48-51%), ель (27-29%), кедр (2,5-3,2%), дуб (3-3,5%), орехоплодные и другие культуры. В пустынных и полупустынных районах Средней Азии и Казахстана ежегодно создаётся более 100 тыс. га культур пескоукрепительных пород – саксаула, черкеза, кандыма. Они закрепляют пески, преобразуют микроклимат и улучшают кормовые ресурсы этих крупных животноводческих районов. Значительное внимание уделяется культивированию плантационным методом ценных орехоплодных пород, дающих ценные пищевые продукты – орехи и древесину красивой текстуры.

Наряду с искусственным лесовыращиванием широко распространены работы по естественному возобновлению леса (оставление обсеменителей, уход за самосевом хозяйственно-ценных пород и др.). Большое внимание уделяется сохранению подроста в процессе рубки леса. Разработаны и внедрены в производство новые технологические схемы лесосечных работ, которые обеспечивают сохранение подроста и молодняка при лесоэксплуатации. Существенным фактором повышения продуктивности лесов и обогащение их состава является выведение новых ценных форм, гибридов, сортов и интродуцентов. Изучение формового разнообразия и отбор хозяйственно-ценных форм осуществляется на новой теоретической основе, на базе анализа фено- и генотипической структур естественных популяций и выделения на основе сравнительного анализа биотипов с определёнными ценными признаками.

При отборе ценных форм в природе и оценки гибридов обращается внимание на растения, имеющие не только высокую продуктивность к возрасту количественной или технологической спелости, но и растения, отличающиеся высокой интенсивностью роста в начальный период онтогенеза. Они необходимы для высокоинтенсивных плантаций с коротким оборотом рубки. Плантации – особая самостоятельная форма растениеводства в лесном хозяйстве для получения определённого вида продукции (древесины, прута, химических веществ, лекарственного сырья и т. д.). На плантациях применяются интенсивные агротехнические мероприятия. Они служат мощным рычагом интенсификации и специализации лесохозяйственного производства.

На долгие годы рассчитана программа выращивания лесов будущего. Лесов необычных, сортовых, высокопродуктивных, быстрорастущих. Перед лесными службами страны стоит задача по созданию постоянной лесосеменной базы на селекционной основе.

Первый этап этих работ – селекционно-генетическая ревизия лесов. Специалисты выявляют и отбирают элиту – самые лучшие представители древесных пород, так называемые плюсовые деревья. Взятые от них семена и черенки станут основой будущих массивов. В реестры внесено более 9 тыс. элитных деревьев и 3,3 тыс. плюсовых насаждений. На площади 1,4 тыс. га заложены первые семенные плантации, на 84 тыс. га – семенные участки.

При правильном ведении хозяйства леса не только не истощаются, а постоянно улучшаются, повышают свою продуктивность.

Щадящим должно быть отношение к северному лесу. В предтундровой полосе прирост древесины в два раза ниже, чем южнее, и переруб здесь особенно опасен. Это защитные леса, влияющие на климат края.

Сейчас в нашей стране предъявляются высокие требования к лесопользователям. Они обязаны более полно и рационально использовать переданные в рубку лесосеки, не оставлять на них недорубы и заготовленную древесину, вести работу способами, не допускающими эрозии почвы и обеспечивающими хорошие условия для восстановления лесов.

В России закреплено правовое требование о рациональном, бережном использовании лесосырьевых ресурсов. Регламентируется порядок установления и соблюдения научно обоснованных оптимальных норм ежегодной рубки леса. С учётом экологической роли лесов и экономических факторов для каждой группы лесов предусматривается определённый режим лесопользования.

Удовлетворить растущий спрос не за счёт резкого увеличения вырубки, а путём более полного использования древесины. Основное направление – внедрение малоотходной и полностью безотходной технологии. Это, разумеется, даёт и дополнительный экологический выигрыш.

В нашей стране повысились темпы реконструкции предприятий лесной индустрии. Возросли мощности по производству древесных плит, мебели, обновлен и расширен ассортимент продукции из вторичного древесного сырья – так называемых отходов древесины.

Рубить лес меньше, а использовать его полнее – основная тенденция в мировой индустрии.

Заключение.

Лес – один из основных типов растительного покрова земли, источник самого древнего на земле материала – древесины, источник получения полезных растительных продуктов, среда обитания животных. Мы должны его беречь, потому что без леса и растений на Земле не будет жизни, так как в-первую очередь лес источник, необходимого нам, кислорода. Но почему-то, об этом мало кто вспоминает, рубя лес на продажу и пытаясь нажиться на этом. Всё, что было изложено выше, это просто высокие слова о том, что мы заботимся о лесе, бережём его и так далее. Любой человек, который хотя бы несколько раз выезжал за город, просто посмеётся над этими словами, потому что мы видим как вырубаются наши леса. Например, под Выборгом лес рубят на продажу в Финляндию, это надо видеть в каком состоянии остаётся вырубка: везде валяется кора, ветки, гнилые стволы, всё заезжено машинами; на этой вырубке наврядли что-то вырастит в будущем.

Я считаю, что в нашей стране много говарят об этой проблеме, но реально ничего не делается, так как правительство занято «более важными» вопросами, а лес может и подаждать. А пока другие страны, которые более внимательно относятся к своим лесным ресурсам, скупают наш лес по бросовым ценам.

Когда у нашего правительства появится время на решение этого вопроса, будет уже поздно.

Список литературы.

    Винокуров Н. Ф., Камерилова Г. С., Методическое пособие по курсу природопользование, Москва: «Просвещение», - 1996, - с. 205.

    Новиков Ю. В., Природа и человек, Москва: «Просвещение», - 1988, - с. 223.

    Новиков Ю. В., Никитин Д. П., Окружающая среда и человек, Москва: «Высшая школа», - 1986, - с. 415.

    Ревель П., Ревель Ч., Среда нашего обитания, Москва: «Мир».- 1994, - с.340.

    Степановских А. С., Охрана окружающей среды, Москва: «Юнити», - 2000, - с.560.

    Голуб А., Струкова Е. . Природоохранная деятельность в переходной экономике/Вопросы экономики,1995.№1

    Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1995 году"/Зеленый мир,1996.№24

    Данилов-Данильян В. И. (под ред.) Экология, охрана природы и экологическая безопасность./МНЭПУ, 1997

    Реферат >> Экология

    Опустынивание и многое, многое другое . Основные проблемы в возможностях планеты справиться... компонент естественной экологической системы и одновременно ценнейший биологический ресурс . Очень... транспортных путей. Сырьевые ресурсы лесов этой группы недостаточны, ...

  1. Экологические проблемы почвенных ресурсов района им. М. Жумабаева

    Реферат >> Экология

    Наиболее значимые экологические проблемы почвенных ресурсов района М. ... лесами с богатым травянистым покровом. В таких лесах ... района. Экологическая проблема заключается в нарушении биологического круговорота веществ... . Дополняя друг друга , такие расчеты...

  2. Экологические проблемы РФ в области использования природных ресурсов

    Курсовая работа >> География

    Земельных ресурсов ………………… Земельные ресурсы мира……………………………………… Земельные ресурсы России……………………………………. Изучение состояния и использования земель в РФ Экологические проблемы ...

  3. Биологические ресурсы и перспективы их использования

    Курсовая работа >> География

    Он постулировал существование экологиче­ских закономерностей в... окружающей сре­де и друг к другу . Современная биосфера... зоны (соответствующие лесам и пахотным землям... продовольственной проблемы определяется со­стоянием имеющихся биологических ресурсов и...

статья 51. Общие положения об охране и о защите лесов

1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Пожар легче предупредить, чем потушить. Однако число пожаров растет, и задуматься есть над чем. МЧС России утверждает, что если вовремя узнать о надвигающейся опасности и ее возможных последствиях, большую беду можно предотвратить.

В целях обеспечения пожарной безопасности все население в повседневной жизни должно выполнять определенные профилактические противопожарные правила.

У нас в стране прогнозом чрезвычайных ситуаций занимается Центр мониторинга и прогнозирования ЧС МЧС России, активно взаимодействующий с научными учреждениями Министерства науки, Росгидромета, а также службами спасения. Основные инструменты прогноза - географические информационные системы (ГИС), объединяющие накопленные и формализованные данные о катастрофах, информацию множества датчиков, имитационные модели опасных природных и техногенных процессов. Прогнозирование предполагает творческое участие различных экспертов, принимающих решение коллективно, при обсуждении варианта опорного прогноза. Адекватность результатов прогнозирования определяется качеством основных и вспомогательных узлов информационной системы. Основные требования к ней - высокая оперативность, достаточная надежность, защищенность от несанкционированного доступа. Следует помнить, что скорость изменения параметров, которые используются при прогнозировании динамики опасного события, достаточно велика, потоки обрабатываемых данных предельно насыщены (цифровые карты, снимки местности, телеметрия). Вполне понятно, что простых, а тем более идеальных решений столь сложной информационной задачи пока не предложено.

Противопожарные мероприятия

Все мероприятия по борьбе с лесными пожарами подразделяют на две группы: предупредительные и мероприятия непосредственной борьбы, или ликвидация пожаров. Наибольшее значение имеют предупредительные мероприятия, так как сохранить лес от пожара гораздо легче, чем потушить его. Цель предупредительных мероприятий создать такие условии, при которых лесные пожары совсем бы не возникали.

В предупредительные мероприятия входят: противопожарная техническая пропаганда; очистка лесосек и борьба с захламленностью леса; устройство противопожарных разрывов, защитных полос и канав; профилактические мероприятия по горельникам, лесным, автомобильным и железным дорогам, на лесокультурных работах, лесоразработках, расположенных в лесу предприятиях и сооружениях; дозорно-сторожевая противопожарная служба и метеослужба; авиапатрулирование и наземное патрулирование.

Противопожарные мероприятия проводят повсеместно и особенно среди населения, работающего и отдыхающего в лесу. Формами пропаганды являются: беседы, лекции, доклады; радио: и телепередачи, статьи в газетах и журналах;, лозунги, плакаты, аншлаги, листовки, брошюры; демонстрация специальных кинофильмов; организация уголков леса, лесных музеев, кружков друзей леса, проведение дней леса, дней птиц, экскурсий по лесу; предупреждения с помощью мегафонов и звукоусилительных аппаратов; организация добровольных пожарных бригад и команд, проведение учебных занятий по борьбе с пожарами и т. д.

Особое, внимание обращают на работу с охотниками, рыболовами,. пастухами, геологоразведчиками, путевыми обходчиками, лесными рабочими, пионерами и школьниками, а также населением, отдыхающим.в лесу.

Большое значение имеет устройство специальных мест для отдыха и курения в лесу и вдоль лесных дорог, где на площадках (3X3 м), очищенных от дернового слоя, устанавливают скамейки, столики, навесы.

Соблюдение пожарной безопасности в лесу

В пожароопасный сезон запрещается: разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, в ветровальном и буреломном лесу, на торфяниках и неочищенных вырубках, н местах с сухой травой, под кронами деревьев; а остальных местах допускается разведение костров на плошадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м; ненужный костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; бросать в лесу горящие спички, окурки; употреблять при охоте в лесу пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; заправлять горючим топливные баки при работающем двигателе, работать на машинах с неисправной системой питания, курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Организации, работающие в лесу, обязаны: очищать места работ от лесного хлама и оставшейся древесины; хранить топливо-смазочные материалы в закрытой таре на площадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м; уведомлять лесхозы о местах и времени проведения корчевки пней взрывным методом; иметь в местах работ противопожарное оборудование и средства для тушения лесных пожаров; создавать в пожароопасный сезон пожарные дружины, проводить инструктаж с работающими о соблюдении правил пожарной безопасности в лесах и способах тушения пожаров.

Профилактические противопожарные мероприятия в лесном фонде являются основой предупреждения возникновения лесных пожаров.

Выполнение противопожарных мероприятий обеспечивается всеми владельцами лесного фонда, а предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, а также лесопользователи, обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов.

В подавляющем большинстве случаев загорания в лесу происходят от нарушения правил пожарной безопасности и неосторожного обращения с огнем. Увеличение загораемости в лесах вызвано усиленным освоением лесных территорий, ростом притока людей в лес в связи с резким увеличением у населения средств передвижения, введением двух выходных дней в неделю и общим повышением благосостояния трудящихся. Наиболее правильным направлением для снижения загораемости следует признавать повышение пожарной дисциплины в лесу. Лесохозяйственные органы должны тщательно анализировать причины возникновения пожаров на находящейся в их ведении территории лесного фонда и своевременно принимать меры к устранению этих причин. Наряду и одновременно с этим на лесной территории должны проводиться работы по ограничению распространения возникших пожаров на большие площади, по облегчению возможностей ликвидации огня.

Наибольший эффект от профилактических мероприятий может быть достигнут, если они проводятся по определённой системе, комплексно, целенаправленно и последовательно во времени.

Основные задачи охраны лесов

Охрана лесов от пожаров включает комплекс организационных, технических, правовых и других мер, направленных на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров. Мероприятия по охране лесов от пожаров осуществляются с учётом биологических, лесоводственных, экологических, региональных и других особенностей.

Ограничение распространения лесных пожаров (создание системы противопожарных барьеров; повышение пожароустойчивости насаждений регулированием состава древостоев; своевременная очистка от захламлённости лесных участков; проведение санитарных рубок; создание сети лесных дорог, противопожарных водоёмов).

Организационно-технические мероприятия (разработка и утверждение оперативных противопожарных планов; подготовка территорий к авиационному обслуживанию; подготовка кадров лесхозов, лесопользователей и местного населения методам и формам предупреждения возникновения лесных пожаров, а также способам борьбы с ними; организация семинаров и смотров готовности к пожароопасному сезону лесопожарных служб и лесной охраны)

Ответственность за нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах

В соответствие с вводимым в действие с 1 июля 2002 г. Кодексом РФ об административных правонарушениях, нарушение требования Правил пожарной безопасности в лесах влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати, на юридических лиц - от двухсот до трёхсот минимальных размеров оплаты труда.

Наложение штрафа или применение других мер административного воздействия за нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах не освобождает должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, установленный государственным органом управления лесным хозяйством, и возмещения ущерба, причинённого в результате нарушения. лес пожар охрана

Государственные органы управления лесным хозяйством республик в составе РФ, краёв, областей и автономных образований вправе вносить представления руководителям министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений об устранении нарушениё Правил пожарной безопасности в лесах, а в необходимых случаях направлять материалы в прокуратуру или в органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных к установленной законом ответственности.

Среди многочисленных проблем у лесоводов одной из важных является охрана лесов от пожаров. Повреждения и уничтожение лесов пожарами приводит к глубоким физиологическим и морфологическим изменениям лесной растительности, сопровождается снижением продуктивности, ухудшением эстетических свойств и нередко их гибелью. Устойчивые низовые и верховые пожары приводят к смене пород, снижению плодородия почвы, способствуют развитию водной и ветровой эрозии, ухудшают режим стока в реках, изменяют структуру лесных биогеоценозов. При лесных пожарах повреждаются и уничтожаются не только древесные и травянистые растения, но и создаются благоприятные условия для размножения и распространения вредителей и болезней. В огне пожара гибнут полезные насекомые, гнездовья птиц, места поселения ценных зверей и другие.

В настоящее время в различных странах мира, в том числе в Беларуси, охрана лесов от пожаров и ликвидация их последствий являются важнейшими составными частями мероприятий по сохранению устойчивости лесных экосистем и биологического разнообразия растительного и животного мира.

Ежегодно на земном шаре возникает около 400 тыс. лесных пожаров, повреждающих более 0,5 % общей площади лесов. При этом в атмосферу выбрасываются миллионы тонн продуктов горения и в том числе радиоактивных веществ. Нередки случаи гибели людей и технических средств при тушении лесных пожаров. Последнее обстоятельство обязывает работников государственной лесной охраны осваивать и применять безопасные методы работы при выполнении всех операций по тушению. В последние годы прослеживаются две тенденции: увеличивается количество лесных пожаров и уменьшается площадь на один пожар.

Успешное решение проблемы охраны лесов от пожаров возможно только при постановке на научную основу всех мероприятий связанных с профилактикой, обнаружением, тушением и ликвидацией последствий лесных пожаров, при знании теории горения, использовании достижений физики, химии, метеорологии, лесоводства, охраны труда, механизации, авиации и космической техники.

Познание природы лесных пожаров в сочетании с возможностью использования моделирования и программирования позволяет разрабатывать научно обоснованную стратегию, тактику и технику борьбы с ними и формировать современную пожарную службу охраны леса.

Наиболее важными практическими задачами охраны являются: совершенствование диагностики и классификации лесных пожаров, профилактических противопожарных мероприятий, способов обнаружения и тушения, методов борьбы с ними, организации пожарной службы в лесах. Требует всестороннего анализа и обобщения опыта использования при обнаружении и тушении лесных пожаров авиации и космических средств.

Научные исследования по охране лесов от пожаров в ближайшей перспективе должны быть направлены на дальнейшее изучение природы лесных пожаров, физики и химии горения; прогнозирование возникновения и распространения лесных пожаров, определение пирологических свойств лесных горючих материалов; разработку дистанционных методов обнаружения и тушения лесных пожаров, определение классификации горельников; совершенствование методики прогнозирования пожарной опасности в лесах; разработку системы машин и механизмов для тушения лесных пожаров на небольших площадях; разработку методики более полного определения ущерба от лесных пожаров и экономического обоснования оптимального уровня расходов на охрану лесов от пожаров в различных регионах республики.

Общую координацию мероприятий по охране лесов от пожаров осуществляют Министерство лесного хозяйства РБ и областные советы народных депутатов через специальные пожарные комиссии.

В условиях чрезвычайной горимости лесов, когда пожары принимают характер стихийного бедствия, на помощь лесной охране привлекаются персонал и техника местных предприятий, формирования гражданской обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям, воинские части, местное население. Для централизованного руководства работой всех подразделений при пожарных комиссиях создаются оперативные штабы из работников исполнительных комитетов, органов лесной охраны и МЧС. Они осуществляют мобилизацию необходимого количества ресурсов для ликвидации лесных пожаров, организуют их доставку к местам непосредственного выполнения работ по борьбе с огнем, разрабатывают планы тушения крупных лесных пожаров и обеспечивают их выполнение.

Основным документом нашей страны – Конституцией Республики Беларусь – предусмотрена охрана природных ресурсов, составной частью которых является охрана лесов от пожаров. В Конституции отмечено, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства, которое осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов, охраной лесов от пожаров и улучшением окружающей среды.

Лесное законодательство Республики Беларусь по охране лесов от пожаров основывается на Конституции Республики Беларусь и включает Лесной Кодекс Республики Беларусь, Правила пожарной безопасности в лесах, Указания по противопожарной практике и регламентации работы лесопожарных служб, Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров, Положение о пожарно-химических станциях, Инструкцию по авиационной охране лесов, пакет нормативно-технических документов, декреты и указы Президента Республики Беларусь, Концепцию устойчивого развития лесного хозяйства РБ до 2015, Стратегический план развития лесного хозяйства и др.

В Концепции устойчивого развития лесного хозяйства РБ предусмотрено повышение устойчивости лесов, увеличение объемов противопожарных мероприятий, обнаружение лесных пожаров с использованием автоматизированных систем, синтезирование новых химических составов для тушения лесных пожаров, строгое выполнение санитарных правил, совершенствование средств обнаружения и тушения лесных пожаров.

Основные положения Концепции нашли отражение в Лесном Кодексе Республики Беларусь (2005) и пакете нормативно-технических документов, разработанных службами лесного хозяйства, Стратегическом плане развития лесного хозяйства на перспективу до 2015 года.

Стратегическим направлением по охране лесов от пожаров предусмотрено: «создание многоуровневой системы предупреждения, раннего обнаружения и оперативного тушения лесных пожаров на основе модернизированных наземной и авиационной охраны лесов, укомплектованных высококвалифицированными кадрами и оснащенных современными эффективными средствами обнаружения и борьбы с различными видами лесных пожаров, которая будет обеспечивать существенное снижение уровня горимости лесов, социальных, экологических и экономических потерь.

Лесные пожары на загрязненных радионуклидами территориях являются серьезной международной проблемой. Зола, недожог и дымовые аэрозоли, образующиеся при лесных пожарах на загрязненных радионуклидами лесных и не покрытых лесом землях, являются открытыми источниками ионизирующих излучений. Концентрация их в золе и недожоге достигает сотен тысяч и миллионов бекерелей на 1 кг их массы. Тушение пожаров в таких условиях усложняется тем, что на тушильщиков влияет психологический фактор и боязнь работать на загрязненных площадях. Предупреждение и тушение лесных пожаров в таких условиях – очень серьезная проблема, которая требует незамедлительного решения.

В соответствии с Правилами (2002) и рекомендациями ИЛНАНБ все леса, независимо от плотности загрязнения радионуклидами по режиму охраны относятся к I классу природной пожарной опасности. Регламент работы лесопожарных служб наземной и авиационной охраны независимо от фактической пожарной опасности по условиям погоды, устанавливается как для дней с IV–V классами пожарной опасности. Охрана лесов в таких условиях должна осуществляться путем дистанционного обнаружения и тушения лесных пожаров, разработки и использования эффективных способов тушения лесных пожаров с целью снижения экологических и материальных потерь и предупреждения тяжелых последствий для людей.