Интересы общества и государства. Охраняемые законом интересы общества и государства

Интересы общества и государства – это конкретный позитивный результат, достижение которого – задача общественного формирования, государственной структуры, закрепленная в положении о них. Этот конкретный позитивный результат, выступающий в качестве задачи, достигается реализацией прав и обязанностей, которыми наделяются соответствующие общественные формирования и государственные структуры. Таким образом, при нарушении соответствующих прав и обязанностей общественных формирований, государственных структур осуществляется посягательство на охраняемые законом интересы общества и государства.

Этот раздел не только демонстрирует, что аргумент в пользу иностранных инвестиций является неподтвержденным и недоказанным, но также предполагает, что ответственность за помощь и участие может быть использована для стимулирования значительных инвестиций и роста. Поэтому можно сказать, что судья Шейндлин был прав, отвергая аргумент о том, что ответственность за помощь и участие будет препятствовать иностранным инвестициям.

Правительства Соединенных Штатов и Южной Африки утверждают, что спор не учитывает суверенитет Южной Африки. Этот аргумент является частью доктрины «невмешательства в международную сферу», изложенной выше. Другими словами, вес, придаваемый позициям иностранных правительств в «доктрине невмешательства в международную сферу», не столь значителен, как вес, придаваемый позициям исполнительной власти Соединенных Штатов в доктрине «политического вопроса». С другой стороны, аргумент о том, что судьи должны быть осторожны, чтобы не подорвать законный правовой и политический процесс, проявляется более решительно в таких случаях, как Хулумани, в котором демократически избранное правительство решает не допускать подобных внутренних обязанностей.

Нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства должно носить существенный характер. Категория «существенный» носит оценочный характер. Однако она в принципе позволяет сориентировать правоприменителя на характер нарушения, являющегося существенным. Существенный – «составляющий сущность или касающийся сущности, существа чего-либо; важный, значительный».

Фатальный момент в аргументе суверенитета соответствует тому факту, что поведение, которое будет оцениваться, будет иметь дело с корпоративным ответчиком, а не с представителем суверенитета. В своих аргументах оба правительства не адекватно оценили это различие и, таким образом, путали аргумент экстерриториальности с доктриной невмешательства в международную сферу. Наконец, хотя агент иностранного правительства может быть защищен иммунитетом, предусмотренным этим законом, суды не могут быть лишены своей юрисдикции в отношении корпоративных ответчиков на основе этой доктрины, поскольку у них нет мандата представлять свои страны происхождения иностранному правительству, на территории которого они сами себя зарекомендовали.

С учетом представленного толкования нарушение прав или законных интересов следует признавать существенным, если вследствие совершенного посягательства принадлежащие гражданину, организации, обществу или государству право или законный интерес нарушены в главном, по существу. То есть лицо, организация, общество или государство, юридически обладая соответствующим правом, законным интересом, фактически в результате содеянного утратили его. Что выразилось в причинении ущерба интересу, который был регламентирован нарушенной нормой права. Отсюда вывод: следствием существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства выступают преступные последствия в виде причиненного ущерба свободе, чести и достоинству личности, её правам и свободам, собственности и т.д. При этом причиненный ущерб как следствие существенного нарушения прав и законных интересов приобретает общественно опасный характер как в тех случаях, когда он сам по себе выступает признаком состава иных, не должностных преступлений (например, причинение вреда здоровью – преступление против здоровья, причинение ущерба собственнику или иному владельцу имущества – преступления против собственности, вред, характерный для преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности и др.), так и в ситуациях, когда причиненный ущерб характеризует только материальные составы преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В последнем случае решать вопрос о существенном нарушении прав и законных интересов общества или государства следует исходя из вышепредставленной рекомендации Пленума Верховного Суда СССР.

В предыдущем разделе демонстрируется, что аргумент суверенитета, закрепленный в доктрине «невмешательства в международную сферу», концептуально запутан. Поэтому судья Шейндлин был прав, отвергая аргумент о том, что ответственность за помощь и участие нарушает суверенитет Южной Африки.

По мнению судьи Шейндлина, это понимание не только отрицало проблемы государства, но и позволяло судебному разбирательству действовать без просьбы о дальнейшем проявлении исполнительной власти, как того требуют истцы. Авторы, вероятно, потребовали повторного направления дела исполнительной власти в надежде, что новые администрации, Зума и Обама будут более сочувствовать их делу. Однако судья Шейндлин решил, что позиция каждого из этих правительств не имеет отношения к делу.

Во всех случаях при существенном нарушении прав или законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства необходимо устанавливать наличие причинной связи между деянием и наступившим существенным нарушением прав и законных интересов гражданина, организации, общества и государства. Лицо не может понести уголовную ответственность, если между содеянным и существенным нарушением прав и законных интересов причинная связь, носящая необходимый характер, отсутствует. При этом требования, предъявляемые к причинной связи, те же, что и для материальных составов других групп преступлений.

Апелляция была рассмотрена 11 января. Письмо не согласилось с возражением против судебного процесса правительства Южноафриканской Республики Табо Мбеки. Наконец, в письме также говорилось, что правительство «готово предложить консультации со сторонами в целях содействия заключению соглашения».

Пресс-секретарь Министерства юстиции Тали Тали сказал, что поворот правительства основывается на идее о том, что в Южной Африке нет «надлежащего форума» для таких судебных процессов и что «Суд Соединенных Штатов является подходящим форумом для оценки таких вопросов»; однако правительство может облегчить поселения с согласия сторон. Обе недавние петиции четко указывают на резкий поворот. Другая неопределенность связана с решением судьи Шейндлин эффективно исключить проявление исполнительной власти в этом вопросе.

Составы преступлений рассматриваемой группы, в которых преступный результат не выступает в качестве обязательного признака, формально не требуют установления существенного нарушения прав или законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Вместе с тем и в этих случаях необходимо устанавливать, создавало ли совершенное деяние условия для опосредованного существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства. Однако речь при этом не идет об установлении каких-то последствий, формально они нормой не предусмотрены, речь идет об установлении (не только количественном, но и качественном) признаков, составляющих диспозицию нормы. Совокупность такого рода признаков и образует общественно опасное и противоправное деяние, объективно создающее условия для существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций, законных интересов общества и государства. Так, если осуществлен служебный подлог документа, не являющегося документом официальным, то такой подлог общественно не опасен и не противоправен. Он не порождает условий для существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства, а потому это деяние не образует основания для привлечения лица к уголовной ответственности за служебный подлог.

На самом деле есть сомнения относительно позиции, которую примет Верховный суд в случае, если он будет призван вынести решение по этому вопросу. Если этого не произойдет, новые позиции администраций Обамы и Зума должны помешать судебному разбирательству по делу, учитывая, что внесудебное урегулирование происходит до того, как дело будет оценено. Для некоторых этот результат был бы разочаровывающим и нежелательным. 50.

Судебное разбирательство в судах США особенно полезно, поскольку многие многонациональные корпорации имеют достаточные связи с Соединенными Штатами. Корпорации также более склонны иметь активы для компенсации жертвам и с меньшей вероятностью отказаться от своей деятельности в Соединенных Штатах, чтобы избежать уплаты этих убытков. Рессиональные корпорации должны нести ответственность, если они намеренно участвовали в нарушении международного стандарта. Основываясь на формулировке судьи Шейндлин, за подотчетность, предусмотренную в настоящей статье, истцы должны нести бремя доказывания того, что корпорация намеренно оказывала существенную помощь режиму, совершающему нарушения прав человека, которые нарушали нормы права международных стандартов.

Субъект преступления. Все составы преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в качестве субъектов называют должностных лиц, кроме ст. 291 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за дачу взятки. Этот состав не содержит признаков, указывающих на субъекта. Исходя же из содержания диспозиции данной нормы, нетрудно предположить, что ее субъектом выступает любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Исходя из этого критерия, очень маловероятно - действительно, никогда не было, что компания несет ответственность за простое ведение бизнеса в стране с проблематичным статусом прав человека. Вместо этого споры по международным стандартам в судах США должны основываться на устоявшейся доктрине. Это может также установить руководящие принципы для компаний, чтобы они приняли превентивные меры для сокращения своих судебных процессов. Однако, несмотря на нынешнюю неопределенность, корпорации не беззащитны, например, непригодные для форума, истощение местных средств правовой защиты и аргументы, обоснованные в доктринах «политического вопроса» и «невмешательства в международную сферу».

Должностные лица, государственные служащие, а также служащие органов местного самоуправления так или иначе являют собой государственную власть. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную, каждая из которых носит самостоятельный характер, она (государственная власть) реализует себя посредством государственных органов.

Высокое бремя доказывания, которое истцы несут в этих случаях, также действует в пользу корпоративных ответчиков. С тех пор несколько федеральных судов решили иначе. Одним из наиболее символичных является решение суда второй цирка в пресвитерианском Чирхе Судана против.

Это молчание конгресса могло быть вызвано отсутствием интереса или консенсуса или даже намерением представить спор в Верховный суд. В этом случае внесудебное урегулирование будет препятствовать установлению прецедента и сорвало бы процесс кристаллизации, предложенный судьей Шейндлином в очень важный период. Будет ли судебный процесс допущен к действию и будет ли он достигнут Верховного суда с достаточным кворумом для обсуждения этого вопроса, является проблемой, которая все еще остается открытой.

Это государственные органы федеральные, субъектов федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, органы, действующие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К федеральным государственным органам относится, например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный и другие суды РФ, МВД РФ и т.д. К государственным органам субъектов федерации: законодательные структуры, исполнительные. Органы местного самоуправления согласно ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (советы, собрания, комитеты, главы муниципальных образований, администрации).

Поощрение Закона о национальном единстве и примирении 34 о защите власти судебных органов: почему использование государственного департамента «Заявления о заинтересованности» в судебном разбирательстве по иностранным делам о принудительном урегулировании споров о полномочиях. Глобализация порядочности: ответственное участие в эпоху экономической интеграции. Развязывание Хулуманского узла: помощь и подстрекательство к ответственности в соответствии с Законом о претензиях к иностранцам после Соса. Судебный подход и необоснованные взгляды администрации Буша.

Государственные и муниципальные учреждения согласно ст. 120 ГК РФ – организации, созданные собственником (государством или органами местного самоуправления) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично (учреждения системы здравоохранения, образования и др.).

Последний доступ: 30 июня лауреат Нобелевской премии одобряет репарации апартеида. Независимый онлайн, 10 августа. Последний доступ: 27 сентября, Экономическое участие способствует свободе. Федеральное общее право и судебное разбирательство по иностранным делам: почему федеральный общий закон может обеспечивать помощь и поднять ответственность. Федеральный суд второй цирка. Окружной суд Центрального региона штата Калифорния. Окружной суд Южного региона штата Нью-Йорк. Окружной суд Северного региона штата Калифорния.

Окружной суд Колумбии. Федеральный суд девятой окружности. Восточный районный суд штата Нью-Йорк. Окружной суд округа Колумбия. Федеральный суд второй окружности. Федеральный суд одиннадцатой окружности. Национальный банк Барклая; Пресвитерианская церковь против. Талисман Энерджи, Инк.; Бонвото против. Только два решения отклонили ответственность за помощь и участие. Случай состоит из двух типов действий. Во втором случае заявители включали Хулумани против. И другие лица. Суд отклонил действия, в которых содержится призыв к прямой ответственности за преступления, связанные с апартеидом негосударственных субъектов, утверждая, что хотя апартеид, пропагандируемый государством, и практика бесчеловечных актов, связанных с поддержанием этой системы, несомненно, являются нарушением права обычного международного права, международно-правовая система еще не обеспечивает ответственность негосударственных субъектов, которые сотрудничают с расовым угнетением, пропагандируемым государством.

Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ (п. 1 ст. 10 Закона РФ «Об обороне»). Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 11 Закона «Об обороне»).

Истцами была семья Джоэлито Филартиги, семнадцатилетнего гражданина Парагвая, которого пытали и убили инспектор полиции Парагвая. Второй окружной суд отменил решение районного суда, отклонив просьбу на основании аргумента, согласно которому современное международное право запрещает государству спонсировать пытки. На основании представленных доказательств Суд постановил, что Юнокал знал, что армия имеет историю участия в нарушениях прав человека и принудительного труда, и тем не менее она поручила армии обеспечить безопасность своего проекта.

К другим войскам относятся Пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны.

Под воинскими формированиями понимаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти.

Компания выиграла от принудительного труда и была осведомлена или должна была иметь, что злоупотребления продолжатся. Однако Суд пришел к выводу, что «Юнокал» может быть привлечен к ответственности только в том случае, если он пожелал армии совершить злоупотребления, которые истцы не подтвердили. Эсмор Корр: Служба привела к приговору, благоприятному для авторов. В последнем случае районный суд утверждал, что авторы не представили достаточных доказательств того, что талисман оказывал суданскому правительству существенную помощь в совершении нарушений международного права.

Вышеперечисленные государственные органы создаются для решения строго определенных задач власти, непосредственное же обеспечение этих задач осуществляется должностными лицами этих органов, их служащими. Что предполагает наделение их соответствующими правами и юридическими обязанностями, то есть полномочиями. Характер и содержание этих полномочий и предоставляет возможность посягать и причинять ущерб отношениям, которые охраняются составами преступлений, предусматривающими ответственность за посягательства на государственную власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Остальные иски касались корпоративных подсудимых. Хулумани, судья Кацманн считал, что ответственность за помощь и участие требует подтверждения намерений на основании статьи 25 и Римского статута Международного уголовного суда. Судья, с другой стороны, считал, что ответственность должна основываться на общем федеральном законе, а не на международном праве. Он также утверждал, что подотчетность в таких случаях требует от корпораций полного осознания того, что правильная помощь, такая как предоставление инструментов и услуг, будет направлена ​​на нарушения прав человека.

Понятие «должностное лицо» дано законодателем в примечании к ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями): «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

Таким образом, исходя из законодательного определения можно выделить признаки должностного лица:

1) это лицо, наделенное соответствующими функциями (полномочиями) в определенной сфере: государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ;
2) осуществляющее определенные функции: представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные;
3) осуществляющее перечисленные функции постоянно, временно или по специальному полномочию.

Причем лицо может одновременно обладать как властными полномочиями, так и осуществлять организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, а может иметь лишь одну из них.

Представителем власти признается должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Это, например, судьи, работники МВД, прокуратуры, таможенных и налоговых органов, пожарных инспекций и т.д., наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями) независимо от их ведомственной принадлежности.

Должностные лица с организационно-распорядительными функциями руководят государственным органом, государственным или муниципальным учреждением, организацией; служебной деятельностью других работников. Организационно-распорядительные полномочия могут заключаться в подборе и расстановке кадров, планировании работы, организации труда подчиненных, организации и поддержании трудовой дисциплины и т.д. Обязательный признак выполнения организационно-распорядительных функций – наличие в подчинении других сотрудников. К лицам, обладающим данными функциям, относятся руководители министерств и ведомств, руководители государственных и муниципальных учреждений, их заместители, начальники отделов и т.п.

Сущность административно-хозяйственных функций состоит в управлении и распоряжении имуществом (определение порядка его хранения, переработки, учета, реализации и т.п.); контроле за перечислением средств, организации бытового обслуживания населения и т.д. Такими полномочиями обладают начальники АХЧ; начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, их заместители; заведующие складами и т.п.

Таким образом, решение вопроса о признании субъекта должностным лицом требует анализа прав и обязанностей, которыми гражданин наделен по службе соответствующими нормативными актами, регламентирующими функции данного должностного лица. И если по содержанию эти права и обязанности образуют полномочия представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные, то лицо, ими обладающее, является должностным.

По общему правилу, не являются должностными лицами работники государственных и муниципальных учреждений, выполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности. Однако, когда наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то их нарушение может породить ответственность за должностное преступление (например, врач – за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листков нетрудоспособности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель – за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии).

Для признания лица должностным недостаточно установления выполнения им функций представителя власти, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных. Во всех случаях требуется установить, что названные функции выполнялись лицом постоянно, временно или по специальному полномочию.

Словосочетание «постоянно выполнялись» акцентирует внимание не на физическом аспекте, скажем, выполнять каждую последующую секунду или не выполнять в определенные отрезки времени, а на аспекте юридическом. Это означает, что лицо наделяется соответствующими правомочиями в установленном законом порядке. Причем это касается как тех лиц, которые выполняют свои функции постоянно или временно, так и тех, кто выполняет их по специальному полномочию. В отличие от должностных лиц, выполняющих функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции постоянно или временно, для лиц, выполняющих указанные обязанности по специальному полномочию, не требуется замещения должности. Как правило, выполняемые ими указанные функции носят краткосрочный либо разовый характер, но при этом их осуществление возможно только на правовой основе (необходимо, чтобы данное полномочие было дано правомочным на то компетентным органом или должностным лицом и было надлежаще оформлено: законом, приказом, распоряжением, доверенностью). К числу лиц, осуществляющих функции должностного лица по специальному полномочию, относятся, например, народные и присяжные заседатели, общественные контролеры и ревизоры, различные общественные инспекторы и т.д.

Особую категорию субъектов в составах преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, образуют лица, занимающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации. Совершение названными категориями должностных лиц некоторых преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления законодателем рассматривается в качестве квалифицирующего обстоятельства, что служит основанием для усиления уголовной ответственности.

В соответствии с примечанием к ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями) под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, «понимаются лица, занимающие должности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов».

Государственная должность (согласно ст. 1 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации») – должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

К лицам, занимающим государственную должность, относятся: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.

Помимо специального субъекта составов преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, – должностных лиц, закон называет в качестве субъекта отдельных составов государственного служащего или служащего органа местного самоуправления.

Согласно ст. 3 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий – это гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Соответственно, муниципальный служащий – это лицо, выполняющее возложенные на него обязанности за вознаграждение из средств бюджета местного самоуправления.

Понятия государственного служащего, служащего органа местного самоуправления шире, нежели понятие должностного лица. Любое должностное лицо является государственным или муниципальным служащим, но не любой государственный или муниципальный служащий обладает полномочиями должностного лица.

Субъективная сторона анализируемой группы составов преступлений характеризуется умышленной виной. И только один состав – халатность – предполагает вину в форме неосторожности.

Ряд составов в качестве обязательного признака предусматривает мотив преступления. В частности, речь идет о корыстной или иной личной заинтересованности. Названный признак указан в ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 292 (служебный подлог) УК РФ.

В уголовно-правовой теории и судебной практике считается устоявшимся толкование мотива корысти как стремление удовлетворения материальной потребности (получения материальной выгоды) посредством использования своих должностных (служебных) полномочий вопреки интересам службы.

Личная заинтересованность. Данный мотив, как и корысть, непосредственно связан с личностью субъекта, совершающего соответствующий должностной состав преступления. Однако его нельзя толковать таким образом, что любой мотив, поскольку он исходит от виновного, следует рассматривать как личную заинтересованность. Если бы это было так, то не было никакой необходимости выделять в качестве обязательного признака корыстный мотив, он также отражает личную заинтересованность. И коль скоро законодатель наряду с корыстью называет и личную заинтересованность, то тем самым придает каждому из них самостоятельное значение. Представленное суждение позволяет сформулировать вывод: личная заинтересованность как мотив совершения соответствующего состава преступления включает в себя лишь объективно отрицательный спектр внутренних побуждений виновного лица. К этому ряду следует отнести: месть, зависть, карьеризм, пренебрежение к устоявшимся в обществе ценностям, чванливость, льстивость, наушничество и т.д.

Обобщая изложенное относительно признака мотива «личная заинтересованность», можно дать следующее его определение. Это стремление удовлетворения своих личных низменных побуждений посредством использования своих должностных служебных полномочий вопреки интересам службы.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ - это служебные полномочия должностных лиц, которые связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми эти лица наделены в силу занимаемой должности (см. постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" // БВС СССР. 1990. ¦ 3). Уголовно наказуемы следующие деяния: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ). Злоупотребление должностными полномочиям и заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Интересы службы, служебный долг, вопреки которым должностное лицо использует свои служебные полномочия, определяются объемом обязанностей лица, вытекающих из соответствующих нормативных актов и трудового договора с государственными или иными предприятиями и организациями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству. Злоупотребление должностными полномочиями преследуется уголовным законом лишь в случае наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинной связи между деянием и последствиями. Данные последствия могут выражаться в виде реального материального ущерба, в упущенной выгоде, а также в причинении иного вреда различным интересам (в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.). При решении вопроса о существенности нарушения прав и законных интересов следует руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.: необходимо учитывать число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда, степень отрицательного влияния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба и т. п. Преступление совершается с прямым или с косвенным умыслом. Мотивом выступает корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность может быть выражена в стремлении субъекта получить посредством злоупотребления должностными полномочиями какой-либо имущественной выгоды с незаконного безвозмездного изъятия государственных средств в свою собственность или собственность других лиц, например получить вне очереди квартиру для себя или своих родственников. Иная личная заинтересованность может быть выражена в желании субъекта извлечь из своих действий выгоду неимущественного характера: угодить начальству, а также карьеризм, кумовство и т. д. Субъект преступления специальный - должностное лицо. За деяние предусматривается более строгое наказание, если оно совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления, либо повлекло тяжкие последствия. Злоупотребление должностными полномочиями следует отличать от сходного преступления - злоупотребления полномочиями служащим коммерческой или иной организации, предусмотренного ст. 201 УК РФ. О служащем коммерческой или иной организации см. "Должностное лицо". Предусмотренное ст. 201 УК РФ злоупотребление полномочиями представляет собой использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации аудитора и задачи его деятельности определяются его правами и обязанностями в соответствии со ст. 779-783 ГК РФ, Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., постановлением Правительства РФ "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" от 6 мая 1994 г., которым введен Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности (см. САПП. 1993. ¦ 52. Ст. 5069; СЗ РФ. 1994. ¦ 4. Ст. 365). Превышение должностных полномочий заключается в совершении должностным, лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 286 УК РФ). Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выразиться в совершении должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица; которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте; которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (см. п. 11 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти и служебных полномочий, халатности и должностном подлоге"//БВС СССР. 1990. ¦ 3). Превышение должностных полномочий может проявляться в виде как активных действий, так и в бездействии (например, невыполнение распоряжения начальника). Деяние уголовно наказуемо лишь в случае наступления последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также при наличии причинной связи между деянием и последствием. При решении вопроса о размере и значимости причиненного вреда исходят из конкретных обстоятельств совершенного деяния, значимости нарушенных общественных отношений (характера и размера причиненного ущерба, числа потерпевших и т. д.). Преступление.совершается с прямым или косвенным умыслом. Субъект преступления специальный - должностное лицо. Более строгое наказание следует за деяние, если оно совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, главой местного самоуправления либо с применением насилия или угрозой его применения, оружия или специальных средств, либо повлекло тяжкие последствия. Применением насилия считается нанесение потерпевшему истязаний, побоев, тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью, физической боли, а также ограничение его свободы. Превышение должностных полномочий следует отличать от сходного преступления - превышения полномочий частными служащими. Например, ст. 203 УК РФ предусматривает ответственность за превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения. Субъект преступления - не должностное лицо, а частный детектив (гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность как основной вид занятости и осуществляющий ее без совмещения с занятием государственной службой или с выборной должностью в общественных организациях), а также охранник, получивший лицензию в порядке, установленном для частных детективов, для оказания услуг в сфере охраны. Определение частной детективной и охранной деятельности, порядок выдачи лицензий на занятие такой деятельностью определяется Законом РСФСР "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 г. (Ведомости РФ. 1992. ¦ 17. Ст. 888), а также подзаконными но неправомерно принимает на себя права и обязанности по осуществлению функций представителя власти или по выполнению организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в соответствующих органах или муниципальных учреждениях. Лицо, присвоившее такие полномочия, совершает определенные действия, повлекшие последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Необходимо установление причинной связи между деянием и последствиями. Существенность нарушения прав и законных интересов граждан или организаций определяют исходя из конкретных обстоятельств дела (характера и размера вреда, числа потерпевших и т. д.). Деяние совершается с прямым или косвенным умыслом. Субъект преступления - только государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами, достигшие 16-летнего возраста и вменяемые.