История одной сказки. Чем отличается "буратино" от "пиноккио"


Не секрет, что многие советские произведения имели оригиналы в зарубежной литературе. Но писатели настолько виртуозно адаптировали содержание, а порой и изменяли сюжетные линии, что новые версии были гораздо интереснее и успешнее исходников. В этой статье собраны персонажи советских сказок, которые стали намного популярнее оригинальных героев.

Доктор Айболит VS доктор Дулиттл


Все началось с Корнея Чуковского и цикла его произведений о докторе Айболите. Многие проводили параллели между этим сказочным героем и доктором Дулиттлом – персонажем книг английского писателя Хью Лофтинга. Как известно, оба этих героя понимали язык животных и лечили их.

Многие обвиняли Чуковского в плагиате, ведь произведение Лофтинга вышло раньше, чем история про доктора Айболита. Однако Корней Иванович в своих воспоминаниях утверждал, что на создание детской сказки его вдохновил доктор Цемах Шабад, с которым он познакомился в Вильнюсе в 1912 году. Тот врач был очень добрым, лечил и детей, и зверей. В Вильнюсе есть даже памятник, изображающий эпизод, когда девочка с больной кошкой просит помощи у доктора Шабада.

Буратино VS Пиноккио


«Золотой ключик, или Приключения Буратино» стал одной из самых популярных сказок в Советском Союзе. Впервые произведение было опубликовано в 1936 году в газете «Пионерская правда». «Золотой ключик» был настолько успешен, что его переиздавали 182 раза общим тиражом в 14,5 миллионов экземпляров.

Все началось с честной попытки Алексея Толстого адаптировать произведение итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». В 1935 году Толстой писал Максиму Горькому: «Я работаю над Пиноккио. Сначала я хотел просто перевести содержание сказки на русском языке, но потом отказался от этой идеи, т. к. это слишком скучно. Сейчас я описываю эту же тему, но по-своему» .


В своей сказке Алексей Толстой не упоминает о носе деревянного мальчика, который увеличивается всякий раз, когда тот говорит неправду. Да и в итальянском варианте Пиноккио попадает к хозяину кукольного театра Манджафоко, который вовсе не кровожадный. А в советском варианте Буратино предстоит столкнуться с ужасным Карабасом-Барабасом.

Читатели остались в восторге от «Золотого ключика». Советские дети на новогодних праздниках с удовольствием надевали костюмы Мальвины, Буратино, Артемона. Имя самого Буратино стало брендом. Так называлась популярная сладкая газированная вода. Также был снят прекрасный музыкальный фильм по мотивам сказки.

«Волшебник Изумрудного города» VS «Волшебник страны Оз»


Когда в руки учителю и переводчику Александру Волкову попала книга американского писателя Лаймена Фрэнка Баума, он пришел от нее в полный восторг. Сначала Волков стал пересказывать сказку своим ученикам, затем решил сделать ее русский перевод. Перевод превратился в пересказ. В конце концов Волков переслал свою версию произведения Самуилу Маршаку – главному редактору Детгиза. Когда в 1939 года голливудский фильм «Волшебник страны Оз» награждали Оскаром, в СССР вышло первое издание «Волшебника Изумрудного города» со скромной надписью на титульном листе «по мотивам произведения Л. Ф. Баума».

Эта книга в СССР имела огромный успех. Александр Волков мешками стал получать письма от читателей с просьбами продолжить серию. В последующие 25 лет он написал еще пять книг, которые стали самостоятельными произведениями, практически не перекликающимися с оригиналом.


Превратить древнего джинна в советского гражданина? Почему бы и нет. Именно эту задачу взял на себя Лазарь Лагин, бывший заместителем главного редактора сатирического журнала «Крокодил». По словам дочери писателя Натальи Лагиной, замысел повести-сказки о приключениях джинна у ее отца появился после прочтения сказки английского писателя Ф. Энсти «Медный кувшин».

Произведение получилось довольно занимательным и имело три варианта. В каждой последующей редакции имела место советская идеология, ведь пионер Волька перевоспитывает Хоттабыча в образцового советского гражданина. Если отбросить налет политической пропаганды, то хорошо написанное произведение имело большой успех среди юных читателей. Большей популярности «Хотаббычу» способствовала экранизация повести-сказки в 1955 году.

Ведь перед ними стояла задача: перегнать Голливуд.

Кто же они - дальние родственники или двойники?

В тени мощной популярной фигуры Буратино для нас совсем затерялся субтильный образ Пиноккио, будучи отодвинутым им на периферию русской культуры.

Видимо, итальянцам это оценка покажется неверной. Вот как оценивает образ Пиноккио директор Итальянского Института культуры в Москве Альберто Ди Мауро. Он убежден в универсальности Пиноккио: «Это символ эволюции человека, который через ошибки постигает мир и стремится стать лучше». //Новая газета № 138 от 11 декабря 2009 г.

Почему же это произошло, хотя первый русский перевод сказки Карло Коллоди, как мы уже отмечали, был сделан ещё в 1906 году, то есть почти за три десятка лет(!!!) до широкой публикации своего молодого собрата? А сейчас уже существуют десятки изданий сказки Коллоди, как столичных, так и провинциальных издательств! Были игровые и анимационные фильмы про Пиноккио.

И вот тем не менее…

Почему такие внешне похожие персонажи имеют такое разное отношение?

Давайте сравним основные характеристики Пиноккио и Буратино (к сожалению таблицу пришлось "разбить"):

Пиноккио
Объём текста - 36 глав;
Количество слов - 34,7 тыс.

Буратино
Количество знаков – 177,7 тыс. Объём текста - 29 глав;
Слов – 18,4 тыс. (или 53% от Пиноккио),
Знаков – 105,8 тыс. (или 59,5% от Пиноккио)

Пиноккио
ВременнОй интервал сюжета: с Рождества проходит около 2-х лет (до попадания в акулу) + 5 месяцев таскал воду, т.е. примерно 2,5 года

Буратино
Временной интервал сюжета: прошло всего 6 дней, и наступило начало 7 дня (вечный праздник воскресенья, которое никогда-никогда не кончается). Это очень важная деталь, кратная (7± 2). Об этом далее в тексте.

Пиноккио
Кукла, которая очень хочет стать человеком. Его деревянность - печать отверженности и его проклятие, которое он стремится всеми силами снять, вымолить, выстрадать, искупить. В конце текста он «освобождается» от старого тела, превращаясь в красивого мальчика, с отвращением глядя на своё прежнее обличие.

Буратино
Кукла, но которую вполне устраивает её нынешнее состояние, нет никакого комплекса ущербности. Он вполне самодостаточен.
Он свободная марионетка (М.Липовецкий). Главный итог его деятельности является НОВЫМ социальным завоеванием – новый тип театра, в котором куклы играют спектакль про самих себя (театр в театре).

Пиноккио
Пассивный, его ситуации «вовлекают», затягивают помимо его воли.
Он игрушка обстоятельств. Покорность судьбе, року.
Он жертва, объект.

Буратино
Активный, он сам создает ситуации или делает неожиданные для противника ходы. Он постепенно становится стратегом.
Мятежник, бунтовщик, революционер, Деятель.

Пиноккио
Пиноккио снедают сомнения и душераздирающие раскаяния, он печально-рефлексивен.
Часто плачет, слезлив.

Буратино
Раскаяния нет и в помине, а только обещания (часто мнимые) исправиться когда-нибудь, полная уверенность в себе – никакой печали. Слёз нет и в помине.

Пиноккио
Испытания как наказания, как цепь жестоких назидательно-воспитательных уроков для исправления.

Буратино
Испытания - это самые захватывающие приключения, как возможность вести такой интересный, просто замечательный образ жизни удачливого сорванца.

Пиноккио
Стилистический микст - мотивы итальянских народных сказок, реалии итальянской жизни, фантазии автора, христианские мотивы – например, быть проглоченным огромной акулой, как пророк Иона китом (Иона, гл.2. ст.1-11) и т.д.

Буратино
Лаконизм текста, зато каждая фраза "играет", они наборы алгоритмов, афоризмов, ничего лишнего. Адекватен детскому восприятию.
Небольшое количество главных героев, которые действуют на протяжении всего текста:
7 положительных и 7 отрицательных.

Пиноккио
Много различных чудес, превращений в животных и обратно, есть Фея и т.д.

Буратино
Кроме мордобития - никаких чудес (кроме самого факта появления деревянного человечка, речи животных и кукол).

Пиноккио
Взрослый мир холоден, равнодушен, даже враждебен. Борьба с ним невозможна – можно только приспособиться к нему или погибнуть.

Буратино
Взрослый мир суров, но его можно (и нужно!) победить. Он не прячется в пещере с Мальвиной, а идёт на разведку - «Сам Карабас идет в мои руки!» (фильм Л.Нечаева 1975 г.)

Пиноккио
Нет образцов гендерного поведения

Буратино
Различные уровни пубертатного гендерного поведения мальчика:
щенячье «служение» девочке - Артемон,
слезливое поклонение - Пьеро,
иронично-критичное – Буратино
Он девчонок по пацански «презирает», как будущий мачо, доминантный самец. Ведь поэтому именно все эротические анекдоты связываю Мальвину с Буратино, а не Пьеро, а тем более с каким-то там Артемоном

Пиноккио
Экзистенциальное тотальное одиночество в холодном мире.

Буратино
Всегда в центре общения, коммуникабелен.
Создание энергичной молодежной команды (группировки, бригады, банды) с четкой специализацией и занятие в ней высокого ранга. Папа Карло выступает как «крыша».

Пиноккио
Назойливая назидательность со всех сторон – весь мир даёт непрерывные жестокие уроки поведения, все постоянно учат и воспитывают.

Буратино
Очень мало назиданий, да и то этих так называемых «воспитателей» (сверчка, Джузеппе, Мальвину) можно легко игнорировать. А в назойливого ментора-сверчка можно вообще запустить молотком. Он так и оценивает своё воспитание: «Когда папа Карло, а когда никто». То есть он осознаёт себя субъектом самовоспитания: «Поучайте своих паучат!»

Пиноккио
Он слабое дитя, осознающее свою слабость, требующее постоянной заботы, опеки, наставлений.

Буратино
Самостоятельный субъект, личность (он готов к сопротивлению, критике, отпору, драке). Он бьет Джузеппе, провоцирует его драку с Карло – то есть, драка его нормальная среда.

Пиноккио
Отсутствие какой-либо хитрости, смекалки.

Буратино
Неизбывная хитрость, даже тотальная жуликоватость, хотя и ещё пока очень «детская».

Пиноккио
Простодушие, наивность, непрактичность.

Буратино
Здравый смысл, практичность, умение постоять за себя ("...хоть он и дерись!")

Пиноккио
Учился старательно в школе, умеет читать и писать.

Буратино
Сложные отношения к учению, особенно к пародийной схоластике Мальвины, хотя и признаёт необходимость идти в школу и учиться. Правда на словах. В школе не был ни дня.

Пиноккио
Полностью книжное создание, выморочный гомонкулус, персонаж детской назидательной (и, надо заметить, довольно скучноватой!) литературы.

Буратино
Он живое явление культуры, в т.ч. "взрослой" (как торговый бренд, как герой анекдотов, карикатур, фильмов и проч.)
Он весь в развитии. Поэтому каждой эпохе соответствует свой образ и своя трактовка Буратино.

Пиноккио
Персонаж прошедшего времени детства, "уходящая" натура. Книгу не хочется перечитывать, будучи уже взрослым.

Буратино
Он современник, он актуален - здесь и сейчас.
Мы снова и снова возвращаемся к нему, сперва с детьми, а потом, с удовольствием, с внуками. А кому повезёт - и с правнуками!

Пиноккио
Книга, написанная взрослым для детей, чтобы они были послушными. Цель - сохранение, консервация социальных норм XVIII-XIX века.

Буратино
Книга, написанная сравнительно недавно с реалиями ХХ века большим ребенком Алексеем Толстым для таких же отчаянных сорванцов.
Цель – преобразование норм, их нарушение или осмеяние "трикстером", с помощью его антиповедения (М.Липовецкий).

Пиноккио
Он, в конце концов, исправляется. Он принимает нормы взрослых, приспосабливается к миру, становится таким как все. Он - законченный конформист.

Буратино
Буратино неисправим, ну или почти неисправим. Во всяком случае, не очень скоро!
Он сам меняет мир под себя. Он последовательный ТОТАЛЬНЫЙ нонконформист.

Пиноккио
Путь его исправления - это путь сплошных несчастий, горчайших страданий, это его тернистая маленькая Голгофа. Поэтому книга напоминает либо жития мучеников или назидательный сентиментальный слезливый роман.

Буратино
Дерзкий и азартный авантюрист, искатель приключений, поиска приключения ради самих приключений, как Индиана Джонс. Подзаголовок книги так и гласит: «… или приключения Буратино»: ("Далеко бежит дорога/впереди веселья много/это очень хорошо//даже очень хорошо").

Пиноккио
Боязлив, робок, несмел.

Буратино
Смел до отчаянности, дерзок. Даже немного нахалёнок. Его девиз «Погибать – так весело!»

Пиноккио
Много жестоких сцен, избиений, гибели, смертей (сверчок, дрозд, ослик и т.д.) Умирает даже Фея.

Буратино
Очень добрая книга, никто не гибнет, плохие персонажи только изображают злых, просто пугают. А нам и не страшно!

Рассматривая эти различия, мы сразу обращаем на плотность сюжета сказочной повести Толстого – там просто нет «воды», никаких «пустот». Каждая строчка ведёт к развитию сюжета.

Кроме того, временнОй континуум действия совершенно различен – в первом случае он длится около 2,5 года или примерно 1000 дней, то в "Золотом ключике..." всего навсего 7 дней, то есть время «уплотнено» в 146 раз(!!!). Такое сгущение потока времени держит в напряжении молодого читателя и от текста просто трудно оторваться. А это очень важно для маленького читателя - он легко отвлекается, начитает скучать над нотациями взрослых, любит динамичные события.

Тем более, что темп действия сюжета непрерывно нарастает – если первый день (Тo) занимает целых три главы («день тянулся и тянулся»), то потом оно пошло (t > 0), а после домика Мальвины уже понеслось вскачь (t >>0). А потом вдруг совершенно остановилось – (tconstant)…

Кроме того, надо обратить внимание на библейский временной отрезок – на седьмой день действие заканчивается, когда время останавливается (tconst.), наступает «финиш» - вечный праздник, долгожданный вечный «рай» летних бесконечных каникул.

Валерий Подорога в своей работе «Мимесис» отмечает, что показатель (7 ± 2) – это своеобразное «окно захвата» , характеризующий оптимальный размер оперативной памяти человека или число Миллера. То есть, книга построена в режиме реального времени восприятия ребёнка.

Кстати, такова и божественная длительность создания мира – 6 дней плюс воскресный отдых (Библия, Бытие, глава 2, стих 1), небо Рая – седьмое небо и т.д.

Само имя «Буратино» многослойно и многозначно, оно само по себе является неким нормирующим кодом.

Даже его звуковое оформление прямо «врезается» в восприятие, прямо по слогам:
Бу – ра – ти – но.

С раскатистым рокочущим, торжествующим детским звуком «Р – Р - Р - Р». Ведь дети только-только недавно научились выговаривать этот звук и с большим удовольствием его всем демонстрируют, что они уже почти совсем-совсем взрослые. Это как маленький щенок или котёнок может не жалко попискивать, а, наконец, изобразить Р Ы К огромного сильного существа. Например, такого, как его папа.

Это хорошо демонстрирует финальная песня (слова Ю.Энтина) из мюзикла (режиссёр Л.Нечаев, 1975 г.), где главные герои поют, а припевом служит как раз многократное скандирование имени Буратино как в начале фильма, а в финальной сцене всем залом, тем более оно задаёт зрителям определенный весёлый задорный ритм:

Б У – слышится вызов, сопротивление, даже какая-то дразнилка;

Р А – раскатистое «у-ра», по Михаилу Задорнову - «радость бытия»;

Т И – долгое, протяжное, летящее, певучее, мягкое, напевное «и-и-и-и»;

Н О – чёткое артикулированное резкое окончание, с сильным выдохом, своеобразный фонетический эквивалент восклицательного знака. Это определённый энергетический выброс, как завершение удара в восточных единоборствах.

Это почти чёткая нотная гамма «до–ре–ми–фа», которую задорно выкрикивают молодые здоровые детские глотки.

То есть эти «кричалки», «вопилки», «сопелки» детям нужны для собственного самоутверждения, демонстрации себе и миру своей мощи, взрослости. Что легче продемонстрировать мощью своих пока детских легких. Показать, как «их много» в этом мире, какие они уже все большие!

И попробуйте точно так же прокричать имя Пиноккио. И что у нас получится?

Начало какое-то цыплячье, жалкое, приниженное, пищащее - «П И». Так ребёнок стеснённо просится в туалет, «мне надо пи-пи». С переходом на робкие скулящие извинения - «Н О».

На середине имени происходит своеобразное «застревание», вместо звонкости мы слышим глуховатый звук двойного «К - К» и как бы его сдавленно выкашливаем, получается какой-то "ПИНОК". Который "выпинывает"-помогает продолжение «И - О».

Последнее скорее похоже на крик ослика, в который он и самом деле, чуть не превратился в сказке. Тем более, протяжное окончание «О – О - О» складывает наши губы трубочкой, с отвисанием челюсти.

А это соответствует мимике удивления, растерянности. Даже какой-то жалкой глуповатости.

Как видим, фонетическая энергетика имён совершенно различна, что отражается и на отношении к ним. А имя во многом влияет на наше восприятие самого его носителя.

В шутливой альтернативной зоологии ныне очень популярный писатель Дмитрий Быков придумал вещую птицу "каркун". Она имела словарный запас всех возможных несчастий со звуком «Р»:

Мордобой, драка, сражение, разбой, ограбление, смерть, стрельба, кошмар, безобразие, горе, авария, взрыв, катастрофа, крушение, тревога, революция, трагедия, расстрел, арест, банкротство, компромат, коррупция, рост курса доллара, разрыв сердца, аорто-коронарное шунтирование, инфаркт миокарда, холера, распродажа Родины – ну и так далее» .

Добавим мы, что особенно легко кричать про коррупцию (2 эр), но распродажа Родины (3 эр) – круче. Меньше тройного р-асст-р-р-ела не обойдёшься!

Как отмечает Клотар Рапай (Clotaire Rapaille, 2006) «… в каждой культуре существует своя интерпретация и свой код для этих слов. В совокупности все эти различные коды к всевозможным образам формируют систему координат, которой, сами того не сознавая, пользуются представители той или иной культуры. Такие системы координат определяют пути, по которым идет каждая культура» .

В «Золотом ключике», как заметил М.Липовецкий, существует некая парность, двоичность всех персонажей, но, на наш взгляд, это естественная нарождающаяся двоичность детского мира: папа-мама, небо-земля, дети - взрослые, черное - белое, хорошо - плохо.

Простое антиномичное строение мира как янь-инь, манихейская противоположность добра и зла. Они вырастут и у них сохранится это противопоставление: Я - Ты, Мы - Они, друзья – враги, Наши - не наши, Другие, Иные. То есть закладываетрся бинарность мира как его основа.

А с другой стороны, антиномичный советский менталитет – это есть сплошная бинарная оппозиция. Можно предположить, что такие типы (схемы) развития характерны только на нижних уровнях развития общества, а со временем должны смениться на более сложные.

Так, Юрий Михайлович Лотман в своей посмертной работе «Культура и взрыв» (1993) предлагал следующие типы развития:

Бинарный, для сравнительно простого (альтернативно-дихотомического) уровня социокулькультурной среды;

Тернарный - для сложных многомерных системных социокультурных сред.

В бинарных типах развития идет от минимального выражения качества к максимальному через ряд промежуточных состояний. Но и то, и другое лежит полностью в порядке простого увеличения, простого арифметического возрастания качества.

С присущим ему юмором, Ю.М.Лотман предложил называть такой тип развития как «дурак» - «умный». То есть «дурак» отличается от «умного» менее успешной ориентацией в различных меняющихся социальных ситуациях, менее адекватен динамичной среде.

Тернарный тип развития включает возможность появления неопределённости, «развилки» в процессе развития или как сейчас говорят, точки бифуркации.

У Лотмана этот тип назван как триада «дурак» – «умный» - «сумасшедший» . Но, на наш взгляд, более корректно назвать этот третий элемент скорее как «СТРАННЫЙ», когда он «скачком» превращается «умного-2».

Надо отметить, что уровень социогенеза и появления тернарного типа развития является ПОРОГОВЫМ для развития, так как именно после него может наступить процесс САМО-развития, и становится весьма существенным роль рефлексии.

А в бинарных типах преобладает внешний источник развития, как говорят студенты -"пинкОвая тяга", который носит характер медленных эволюционных изменений. Естественно, что переход от одного типа к другому происходит не сразу, а через этап, когда и тот и другой присутствуют одновременно - то есть смешанный тип развития.

Сейчас же в нашу эпоху, когда начинает проявляться смешанный тип развития, то это переживается бывшими советскими людьми очень тяжело. Для прежних поколений такая резкая смена парадигмы развития влечёт огромный культурошок.

Помните, в кинофильме «Белорусский вокзал» (1971, режиссер А.С.Смирнов) бывший разведчик, а ныне бухгалтер Дубинский, или, как его ласково зовут, «Дубинушка» (актер А.Папанов) говорит: «Раньше всё было ясно – впереди враг, рядом друзья, победа будет за нами!» Невольная перекличка с нашим деревянным героем и с деревянными «дуболомами» Урфина Джюса А.Волкова.

Как и в любых сказках про Пиноккио и Буратино- там есть место чудесам.

Но как различаются эти два текста. Надо отметить, что в книге о Пиноккио есть много различных чудесных превращений: плохих мальчиков в ослов, самого Пиноккио в живого ребенка, даже сама Фея принимает несколько обликов и т. д.

А в тексте Толстого – всё сравнительно реалистично, за маленьким исключением появлением из полена самого героя и возможности говорить животным и куклам.

Видимо, итальянцам это оценка покажется неверной.
Вот как они характеризуют их. В Международном фестивале для детей в 2009 г. участвовал театр Бричиоле (teatro delle briciole). А открывал его главным спектаклем - «Пиноккио». Руководитель театра Флавия Арменциони аргументирует этот выбор представлением российской аудитории о том, кто же такой Пиноккио и чем он принципиально отличается от русского брата Буратино. А ведь сказка Коллоди и ее вольный пересказ Алексея Толстого разнятся, как море и река, даже самая живописная – масштаб несравним.

«Пиноккио» - говорит Ф.Арменциони в интервью "Новой газете" - вовсе не о том, как найти дверцу в волшебную страну, а о том, как из бесчувственной деревяшки стать человеком, как преодолеть свои слабости, перестать предаваться ложным радостям и искушениям. Пиноккио – вовсе не Буратино, несмотря на внешнее сходство: длинный нос. Другая страна, другое время, другой темперамент… Герой Толстого не попадет в брюхо акулы, не убегает из Страны Развлечений, едва не превращенный в осла, не крутит тяжелый ворот у огородника ради стакана молока для отца. И, наконец, не превращается за свои добрые поступки в «умного, красивого мальчика с каштановыми волосами, с веселым, радостным лицом». Этого не найти в «Приключениях Буратино».//Новая газета № 138 от 11 декабря 2009 г.

Ну что же, каждый по своему прав.
Но мне, конечно, ближе НАШ безобразник - Буратино. Что бы там не говорили итальянцы о своём деревянном земляке...

Смотри страницу.

Буратино и Пиноккио – сказочные литературные персонажи, которых можно назвать братьями-близнецами, несмотря на то что они появились на свет в разное время и в разных странах. Их сходство проявляется не только во внешности, но и в способности попадать в невероятные истории, при любом стечении обстоятельств выходить сухими из воды и не терять при этом веселого нрава, щедро приправленного мальчишеским озорством. Отличить этих шалунов друг от друга, конечно же, можно, если внимательно прочитать книги с описанием их приключений.

Сравнение

Буратино – ожившая деревянная кукла, герой сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Прототипом для него послужил другой сказочный герой – Пиноккио, о котором читатели узнали со страниц детской книги К. Коллоди о похождениях деревянного человечка.

Пиноккио – персонаж сказки «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы», которому итальянцы в знак всеобщей любви установили памятник с надписью: «Бессмертному Пиноккио – благодарные читатели в возрасте от четырех до семидесяти лет».

О персонажах

К. Коллоди создал своего героя в образе куклы, вырезанной из вишневого полена, но наделил его живыми чертами непоседливого ребенка с полным набором свойственных детскому возрасту склонностей к проказам и отсутствием чувства опасности. Пиноккио получился настолько обаятельным, что читатель легко прощает ему глупость и даже эгоизм, потому что более важными оказываются непосредственность и находчивость, благодаря которым он справляется с любыми сложностями и непредвиденными ситуациями.

Ко времени публикации на русском языке сказка выдержала 480 изданий. В 1906 году начинающий писатель А. Толстой настолько увлекся этим замечательным произведением, что позже, приобретя творческий опыт и литературную славу, создал свою авторскую версию приключений деревянного человечка, получившего имя Буратино.

Сюжет сказки о золотом ключике во многом повторяет замысел К. Коллоди. Буратино, как и Пиноккио, сбегает из дому и вместо школы попадает в кукольный театр. Пиноккио пользуется покровительством юной феи – Девочки с лазурными волосами. Подругой Буратино становится Мальвина, которая старательно воспитывает упрямца и пытается научить его жизненным премудростям. И Пиноккио, и Буратино становятся жертвами хитрых кота и лисицы, наивно ожидая, когда из монет, зарытых в землю, вырастет чудо-дерево.

Но все же в приключениях Пиноккио возникает гораздо больше сложностей. Он попадает на остров трудолюбивых пчел; оказывается на службе у крестьянина и, как сторожевая собака, охраняет его курятник; превращается в осла, из шкуры которого собираются сделать барабан. Буратино не проходит таких испытаний, зато знакомится с черепахой Тортилой и узнает тайну золотого ключика. Ему приходится справляться с жадностью Дуремара, спасаться от преследования Карабаса, защищать Мальвину и Пьеро, выручать из беды кукол.

В конце сказки Пиноккио превращается в мальчика. С Буратино подобного превращения не происходит, хотя подразумевается, что, вернувшись к папе Карло, он тоже стал обыкновенным ребенком.

Буратино не поставили памятник в Италии, но интерес и трогательные чувства наших читателей к этому сказочному герою ничуть не меньше, чем те, которые выражают итальянские читатели своему литературному любимцу.

Выводы сайт

  1. Пиноккио – персонаж сказки итальянского писателя К. Коллоди. Буратино – сказочный герой, созданный русским писателем А. Толстым.
  2. Похождения Пиноккио стали известны читателям в конце XIX века. Сказка о Буратино была впервые опубликована в 1936 году.
  3. В тосканском диалекте «Пиноккио» обозначает «кедровый орешек». Буратино переводится с итальянского на русский как «деревянная кукла».
  4. Некоторые приключения Пиноккио не вошли в авторскую версию сказки А. Толстого. С Буратино случились истории, отличные от тех, в которые попал персонаж К. Коллоди.

Развлекая детей в образе Буратино, я задумался о самой значимой его части тела...
Правильно. Это нос.))
Всем наверняка известно, что есть легендарное заблуждение утверждение, что размеры мужского репродуктивного органа прямопропорционально соответствуют размерам носа данного индивидуума.
Тут я улыбнулся Алексею Толстому, и подмигнул Карло Коллоди...)

Многим известен тот факт, что изначально все сказки, написанные для детей содержат в себе довольно жесткую основу. Детьми они воспринимаются без всяких яких, но мы - взрослые можем углядеть в сказках сцены насилия, убийства, изнасилования, садизм, всяческие унижения и издевательства, а все потому, что сказки пишут не дети взрослые. А взрослые имеют такую особенность - вкладывать в сказку подсмыслы (случайно или специально - не имеет значения). В пример могу поставить яркого Даниила Хармса (если читали, то меня поймете).
olesya3906 в своем разоблачительном посте про известные сказки Шарля Перро еще раз доказала это)

Но не пугайтесь - сказка Толстого "Буратино" по мотивам сказки Коллоди "Пиннокио" не слишком жестока (а что поделать времена не те были, не шарльперровские).
Меня заинтересовали другие факты и истории любопытного и шкодливого длинноносого мальчишки по имени Буратино...

Начнем с истоков, то есть с Карло Коллоди:

Ка́рло Колло́ди (итал.Carlo Collodi, настоящее имя Carlo Lorenzini ; 1826-1890) — итальянский писатель и журналист, известный прежде всего своей детской сказкой «Приключения Пиноккио: история деревянной куклы» (итал. «Le avventure di Pinocchio: storia di un burattino» ). Писатель взял себе псевдоним Коллоди в 1856 г. по названию деревушки, Коллоди, в Тоскане, где родилась его мать, Анджела Ордзали.

Сказка Коллоди называется — «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» (итал. "Le avventure di Pinocchio. Storia d"un burattino" )
Вот откуда Толстой взял имя для своего героя.
Кстати, Буратино в переводе с итал. значит марионетка, паяц, тряпичную куклу на пальцах с деревянной головой.
И даже больше: Бураттино - второстепенный персонаж-маска итальянской комедии дель арте , один из дзанни; отвергнутый любовник, добрый, сентиментальный, но глуповатый и безвольный слуга; шут. Бураттино не имел большой популярности на сцене и перекочевал в кукольный театр, где стал настолько известен, что к концу XVI в. так стали называть всех кукол на нитках.

Вопрос на засыпку: почему папа Карло назвал деревянного мальчика Буратино? Ладно не мучайтесь)
"Как бы мне её назвать? — раздумывал Карло. — Назову-ка я её Буратино. Это имя принесёт мне счастье. Я знал одно семейство — всех их звали Буратино: отец — Буратино, мать — Буратино, дети — тоже Буратино… Все они жили весело и беспечно…"

Между носом Пиноккио и носом Буратино есть два принципиальных отличия: нос Пиноккио рос, когда он врал, а нос Буратино это естесственный сучок, который Буратино при своей выточке из полена не дал папе Карло срезать:)

На самом деле Буратино сильно отличается и по сюжету и по характеру от Пиноккио:
- В отличие от Пиноккио, Буратино при нападении разбойников не производит травматическую ампутацию лапы коту и уж тем более не ударяет Говорящего Сверчка молотком и не лишается ног, которые потом сгорели на жаровне;
- Буратино не изменяет своему характеру и внешности до конца сюжета книги. Он безжалостно останавливает все попытки его перевоспитать со стороны папы Карло и Мальвины. Остаётся куклой. Пиноккио внемлет постоянному перевоспитыванию и в конце книги становится воспитанным мальчиком, оставив личину куклы;
- Основной сюжет довольно близко совпадает до момента когда кот с лисой выкапывают монеты, закопанные Буратино (то есть, на 2/3), с той разницей, что Буратино существенно добрее чем Пиннокио. Далее сюжетные совпадения с Пиноккио не встречаются;

Но вернемся к истокам написания "Пиноккио". Есть один очень интересный факт о Пиноккио:
Несколько лет назад американские археологи проводили расколки в районе, кладбища, где похоронен Карло Коллоди. Неподалеку от его могилы под небольщой каменной плитой покоился прах человека по имени Пиноккио Санчес. Когда шутки по поводу забавного совпадения иссякли, археологи призадумались: а что это было? Тем более, что некто Санчес оказался почти современником Лоренцини-Коллоди. И... решились таки на эксгумацию.
Экспертиза дала ошеломляющие результаты: Пиноккио имел мастерски сделанные деревянные протезы конечностей и деревянную вставку носа. А на одном из протезов стояло клеймо мастера — «Карло Бестульджи».
Потрясенные археологи бросились ворошить архивы и церковные записи. И выяснили: в семье Санчесов в 1760 году родился мальчик. Годы шли, он взрослел, однако совсем не рос. Так и остался карликом. В 18 лет пошел барабанщиком на войну, а через 15 лет возвратился полным калекой. Однако мастер - золотые руки Карло изготовил ему искусные протезы, и Пиноккио начал карьеру на ярмарке, показывая трюки и демонстрируя словно диковинку свое деревянное тело. Именно здесь, на ярмарке, он и нашел свою смерть, разбившись во время демонстрации трюка.
Через четверть века про эту грустную историю узнал другой житель городка Коллоди - мальчик Карло Лоренцини. Несомненно, она произвела на него сильное впечатление, и он ее запомнил и записал.

Но более всего меня заинтересовала религиозная трактовка "Буратино" и "Пиноккио":
«Каж-дый образ человека и животного, каждый предмет и ситуация в истории Пиноккио имеют свою аналогию в Евангелии, и наоборот». Пиноккио — сказочное отображение евангельского образа Христа. Владелец кукольного театра Манд-жофоко (пожиратель огня) — сказочное отображение евангельского Ирода. Предавшие Пи-нок-кио его «добрые друзья» Кот и Алиса соответствуют предавшему Христа Иуде Искариоту. Отец Пиноккио Джеппето и Девочка с лазурными волосами символизируют Бога-Отца и Богородицу.
Есть и другие — ситуационные — аналогии. Сцене Крещения Христа в Евангелии соответствует сцена, когда на голову Пиноккио выливают таз воды. Ужин в таверне может вычитываться как метафора Тайной Вечери. Иску-шение (удавшееся!) главного героя сном о золотом дереве — реплика на гефсиманское бодрствование Христа. Сцена повешения Пи-ноккио на дереве соответствует евангельской сцене Распятия.»

Трактовку "Буратино" выкладывать не буду, но кому интересно вот

Манукян Малена Робертовна

В работе сравниваются две сказочные истории Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и Карло Лоренцини Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», прослеживаются изменения. На основании сравнения сюжетов, образов и идейного смысла сказок выясняется, что привнесли эти изменения, в чём притягательность сказок, почему их любят и дети, и взрослые, причем не только в нашей стране, но и за рубежом.

Скачать:

Предварительный просмотр:

VII региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников “Я – исследователь“

Секция: Гуманитарная

Буратино и Пиноккио дальние родственники или близнецы-братья?

Руководитель: Шуруба Ирина Григорьевна,

учитель начальных классов МОУ гимназии №76, г. Сочи

г. Сочи, 2013

  1. Введение
  1. Основная часть

3 – 14

2.1.Сравнение сюжетов сказок

4 – 7

2.2. Образы главных героев

7 – 13

2.3. Идейный смысл сказок

  1. – 14
  1. Заключение

14 – 15

  1. Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Кто не слышал сказку про Буратино? За неполный век книга об этом деревянном человечке много раз переиздавалась, экранизировалась.

Это моя самая любимая сказка, а так же мальчиков и девочек в нашей стране, по ней созданы замечательные художественные и мультипликационные фильмы. Буратино стал героем разных программ. В детском журнале «Весёлые картинки» он является одним из весёлых человечков, любимцем малышей всей страны.

Я считаю, что Буратино в России – символ счастливого детства, символ настоящей детской дружбы. И таким его придумал и изобразил Алексей Николаевич Толстой. А в предисловии к своей сказке Толстой рассказал о прототипе своего героя – деревянной кукле Пиноккио итальянского писателя Карло Коллоди. Мне кажется, что сделал он это, во-первых, из благодарности итальянскому автору, а во-вторых, чтобы читатели «Буратино» обязательно нашли сказку о Пиноккио и прочитали её. Кстати, итальянского писателя звали Карло Коллоди, а в книге Толстого тоже есть Карло, сделавший Буратино. Я уверена, что это имя отцу Буратино писатель дал специально, чтобы ещё раз оказать уважение итальянскому автору, придумавшему историю о деревянной кукле.

Я прочитала сказку о Пиноккио с удовольствием и выбрала тему исследования «Буратино и Пиноккио дальние родственники или близнецы?»

Гипотеза

Я предположила, что Буратино и Пиноккио могут быть дальними родственниками или близнецами.

Цель моей работы – выяснить путём сравнения героев сказок Буратино и Пиноккио дальние родственники или близнецы.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующее задачи :

  1. Внимательно прочитать сказочные повести Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» и Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
  2. Найти в литературной энциклопедии и Интернет-ресурсах материалы по истории создания этих книг.
  3. Проанализировать сюжет сказок в поисках совпадений и расхождений.
  4. Сравнить образы главных героев – Пиноккио и Буратино.
  5. Провести опрос среди одноклассников и узнать их мнение о героях.
  6. Сравнить две сказки и попытаться выяснить, что привнесли эти изменения, в чём притягательность этой сказки, почему её любят и дети, и взрослые, причем не только в нашей стране, но и за рубежом.
  7. Обобщить полученные результаты и раскрыть «тайну золотого ключика» – секрет любви детей и взрослых к герою Толстого.

Основная часть

Итак, мною были прочитаны две сказочные повести - «Приключения Пиноккио» и «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Затем, я узнала о писателях. Кроме того, мы всем классом, поучаствовали в игре-викторине по сказке, рассмотрели выставку книг – изданий «Золотого ключика», увидели новогодний спектакль в постановке 4 «Г» класса. Вся полученная информация и все впечатления стали основой для данной работы.

Начиная свою исследовательскую работу, я обратилась к своим одноклассникам с просьбой ответить на вопросы анкеты: 1) Кто их любимые сказочные герои из детских книг? 2) Кого из героев они считают самым весёлым и неунывающим? (Приложение 1) В ответе на первый вопрос все 33 ученика нашего класса без исключения назвали среди прочих героев Буратино. Отвечая на второй вопрос, больше половины класса назвали Буратино.

Алексей Толстой признался, что придумал эту сказку не сам: когда-то в детстве прочитал историю о Пиноккио, а потом та книжка потерялась. Он её запомнил и часто пересказывал друзьям. Но со временем сюжет стал забываться, некоторые детали пришлось придумать самому, и однажды он решил написать свой вариант сказки.

Позже я узнала, что Алексей Толстой (род. 1883 г.), автор «Приключений Буратино», ну никак не мог в детстве прочитать «Пиноккио» Карла Коллоди: итальянский он тогда не знал, а на русский язык книжку перевели (1906 г.), когда писателю было под тридцать. И милая история была придумана только потому, что сказка про Пиноккио для советских детей не годилась.

Книга Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино появилась» в 1936 г.

«Приключения Буратино» и «Приключения Пиноккио» оказались во многом непохожими и по содержанию, и по действующим в них персонажам, и по образам самих главных героев – деревянных человечков. В паре – Пиноккио и Буратино – старший Пиноккио. Ведь сказка о нём под названием "История одной марионетки" появилась в Италии в первом номере еженедельника "Детская газета" в 1881 году.

Пиноккио и Буратино: сравнительный анализ

2.1. Сравнение сюжетов сказок (Таблица 1)

«Приключения Пиноккио» Временной интервал сюжета: с Рождества проходит около 2-х лет (до попадания в акулу) + 5 месяцев таскал воду, т.е. примерно 2,5 года. Примерно 1000 дней.

«Приключения Буратино» Временной интервал сюжета: прошло всего 6 дней, и наступило начало 7 дня (вечный праздник воскресенья, которое никогда-никогда не кончается). Это очень важная деталь, кратная (7± 2) , то есть время «уплотнено» в 146 раз.

Такое сгущение потока времени держит в напряжении читателя и от текста просто трудно оторваться. А это очень важно для маленького читателя - он легко отвлекается, начитает скучать над нотациями взрослых, любит динамичные события.

Прежде всего, надо отметить, что сюжет сказок совпадает частично, то есть отдельными эпизодами. Мастер Вишня, названный так по цвету носа, также как столяр Джузеппе по прозванию Сизый Нос находит полено, которое пищит человеческим голосом. Это странное полено он отдаёт дядюшке Джеппетто, который является прототипом папы Карло. Деревянный человечек Пиноккио начинает хулиганить, его отца ждёт много неприятностей. И у Коллоди, и у Толстого герои встречают Говорящего Сверчка и не слушают его советов. И Джеппетто и Карло продают куртки, чтобы деревянные человечки пошли в школу набираться уму – разуму.

Но и в той и в другой книге легкомысленные герои меняют свою азбуку на билет в кукольный театр. Во время представления куклы узнают их, а хозяин театра хватает и хочет отправить в печь. Только у Манджафоно, в отличие от Карабаса Барабаса, нет ни золотого ключика, ни тайны. Толстой делает директора кукольного театра главным отрицательным героем, даёт ему в помощники мерзкого продавца пиявок Дуремара. У Коллоди хозяин кукол - просто один из персонажей, который, кстати, в конце концов жалеет Пиноккио и даёт ему пять золотых, чтобы тот отнёс их отцу. В дальнейшем повествовании появляются кот и лиса, которые хотят заполучить его деньги, берут его в страну Болванию на Поле чудес. Доверчивый Пиноккио зарывает денежки и остаётся ни с чем. Дальнейшие события сказки совершенно не напоминают приключения Буратино: за то, что у Пиноккио украли деньги, его же сажают в тюрьму. Затем он попадает к крестьянину и служит у него сторожевой собакой при курятнике. В сказке нет Мальвины, зато есть фея, оберегающая и воспитывающая деревянного человечка, как мать. В очередной раз, пообещав быть хорошим, он опять совершает глупый и необдуманный поступок - едет в страну Развлечений, где бездельники и лодыри очень быстро превращаются в ослов.

В конце концов, пройдя много приключений, Пиноккио перестает быть деревянным человечком и становится настоящим мальчиком. Это поучительная история о том, что злу учиться легко, а добру трудно. Но только в преодолении лени, легкомыслия, упрямства и эгоистичности человечек может стать настоящим Человеком. Об этом, как мне кажется, и написал свою сказку Карло Коллоди.

А что же Буратино? Поначалу Толстой довольно точно передавал сюжет итальянской сказки, но потом увлекся и создал историю очага, нарисованного на старом холсте, и историю золотого ключика. Алексей Николаевич Толстой очень многое изменил, добавил новых героев, новые приключения, и сказка приобрела новый смысл.

Таблица 1

Сравнение сюжетов сказок

«Золотой Ключик, или Приключения Буратино»

«Приключения Пиноккио»

Сюжет добрый и вполне детский. Хотя по сюжету случается несколько смертей (крыса Шушара, старые ужи, губернатор Лис), акцента на этом не делается. При этом все смерти происходят не по вине Буратино (Шушара задушена Артемоном, ужи погибли геройской смертью в бою с полицейскими собаками, с Лисом расправились барсуки).

В книге есть сцены, связанные с жестокостью и насилием. Пиноккио ударил Говорящего Сверчка молотком, потом лишился ног, которые сгорели на жаровне. А затем откусил лапу коту. Кот убил дрозда, пытавшегося предупредить Пиноккио.

Временной интервал сюжета: прошло всего 6 дней, и наступило начало 7 дня (вечный праздник воскресенья, которое никогда-никогда не кончается). Это очень важная деталь, кратная (7± 2) , то есть время «уплотнено» в 146 раз.

Временной интервал сюжета: с Рождества проходит около 2-х лет (до попадания в акулу) + 5 месяцев таскал воду, т.е. примерно 2,5 года.

Примерно 1000 дней.

Всё сравнительно реалистично, за маленьким исключением появлением из полена самого героя и возможности говорить животным и куклам

Есть много различных чудесных превращений: плохих мальчиков в ослов, самого Пиноккио в живого ребенка, даже сама Фея принимает несколько обликов и т. д.
А в тексте Толстого – всё сравнительно реалистично, за маленьким исключением появлением из полена самого героя и возможности говорить животным и куклам.

Герои комедии дель-арте - Бураттино , Арлекино, Пьеро.

Герои комедии дель-арте - Арлекино, Пульчинелла.

Лиса Алиса (женского пола); имеется также эпизодический персонаж - губернатор Лис.

Лис (мужского пола).

Мальвина с пуделем Артемоном, являющимся её другом.

Фея с такой же внешностью, которая затем несколько раз меняет свой возраст. Пудель - очень старый слуга в ливрее.

Присутствует Золотой Ключик, за сведения о котором Карабас даёт Буратино деньги.

Золотой Ключик отсутствует (при этом Маджафоко тоже даёт деньги).

Карабас-Барабас - однозначно отрицательный персонаж, антагонист Буратино и его друзей.

Маджафоко - положительный персонаж, несмотря на свирепый вид, и искренне хочет помочь Пиноккио.

Куклы ведут себя, как самостоятельные одушевлённые существа.

Подчёркивается, что куклы всего только марионетки в руках кукловода.

2.2. Образы главных героев (Таблица 2,3)

Чтобы понять смысл сказки Толстого, сравним Буратино и Пиноккио. Имя Пиноккио переводится с итальянского как «крепкий орешек». Имя Буратино тоже было выбрано Толстым не случайно. Так, по словам писателя, называют в Италии деревянную куклу.

Во внешности героев особое значение имеет нос. У Пиноккио он не очень длинный, но когда Пиноккио начинает врать, его нос стремительно растёт, и все видят, что он обманывает. Нос Буратино всегда длинный. Это как отличительная черта его внешности. В этой черте и отражение его характера. Дело в том, что в русских крылатых выражениях часто употребляется слово «нос». Вспомнив об этом, я обратилась к фразеологическому словарю и провела небольшое исследование. Вот в чем оно заключалось. Прежде всего я выписала все крылатые выражения со словом «нос» и уточнила из значение.

Таблица 2

Значение фразеологических оборотов

Фразеологический оборот

Значение

Задирать нос

Говорят про того, кто слишком важничает, зазнается.

Нос не дорос

Говорят про того, кто еще молод и недостаточно опытен.

Говорят про того, кто мало знает.

Сует нос не в свое дело

Говорят про того, кто вмешивается не в свое дело.

Зарубить на носу

Означает запомнить крепко-накрепко.

Не вешает нос

Говорят про того, кто не унывает.

Водит за нос

Говорят про того, кто обманывает.

Остаться с носом

Говорят про того, кто остается ни с чем, все теряет.

Держит нос по ветру

Говорят про того, кто быстро ориентируется в изменившихся обстоятельствах.

Затем я посмотрела, можно ли эти фразеологизмы применить непосредственно к образу главного героя Буратино. У меня получилось следующее.

Сделанный из куска полена маленький деревянный человечек тут же начинает баловаться. Он задирает нос , не слушает добрых наставлений папы Карло и добрых советов Говорящего Сверчка. Он ведёт себя легкомысленно, не видит дальше собственного носа , поэтому его легко водят за нос кот и лиса. Он совсем не знает жизни, не может отличить добро от зла и принимать ответственные решения. У него еще нос не дорос . Глупенький Буратино закапывает на поле Чудес в Стране Дураков свои деньги и остается с носом , обманутый лисой Алисой и котом Базилио. Но, пообщавшись с мудрой черепахой Тортиллой, Буратино постепенно учится держать нос по ветру и ни при каких обстоятельствах не вешает нос . В конце концов уже не его, а он водит за нос мошенников и плутов: Карабаса Барабаса, Дуремара, лису Алису и кота Базилио.

Для Толстого очень важны такие человеческие качества, как доброта, смелость, взаимовыручка. Он уверен, что только самоотверженные и великодушные люди смогут найти ключик счастья. Мне кажется, именно этот смысл заключен в том волшебном золотом ключике, который открывает волшебную дверь в каморке за нарисованным очагом. Злым и жадным героям никогда не добыть ключика счастья. Он достается тем, кто умеет дружить, кто не вешает нос и спешит прийти на помощь. В отличие от Пиноккио, который после перенесенных испытаний отказался от шалостей и стал настоящим мальчиком, наш Буратино остается деревянной куклой, которая не прочь пошалить. Но, несмотря на это, он настоящий: он настоящий друг Мальвины, Артемона, Пьеро и других кукол, настоящий сын и помощник папы Карло. Он стал настоящим героем. В отличие от Коллоди, Толстой не захотел превращать озорного веселого хвастунишку в благовоспитанного мальчика. Писатель хорошо помнил свое детство и понимал, что без шалостей и проказ детей не бывает. Писатель показал, как можно развить и улучшить качества, данные от природы, и превратить недостатки в достоинства: любопытство в любознательность, безрассудство в смелость.

Таблица 3

Сравнение образов главных героев

Буратино

Пиноккио

Б У – слышится вызов, сопротивление, даже какая-то дразнилка;
Р А – раскатистое «у-ра», по Михаилу Задорнову - «радость бытия»;
Т И – долгое, протяжное, летящее, певучее, мягкое, напевное «и-и-и-и»;
Н О – чёткое артикулированное резкое окончание, с сильным выдохом, своеобразный фонетический эквивалент восклицательного знака. Это определённый энергетический выброс, как завершение удара в восточных единоборствах.

То есть эти «кричалки», «вопилки», «сопелки» детям нужны для собственного самоутверждения, демонстрации себе и миру своей мощи, взрослости. Что легче продемонстрировать мощью своих пока детских легких. Показать, как «их много» в этом мире, какие они уже все большие!

Пиноккио переводится с итальянского как «крепкий орешек».

П И – начало какое-то цыплячье, жалкое, приниженное, пищащее.

С переходом на робкие скулящие извинения - «Н О».
На середине имени происходит своеобразное «застревание», вместо звонкости мы слышим глуховатый звук двойного «К - К» и как бы его сдавленно выкашливаем, получается какой-то "ПИНОК". Который "выпинывает"-помогает продолжение «И - О».
Последнее скорее похоже на крик ослика, в который он и самом деле, чуть не превратился в сказке. Тем более, протяжное окончание «О – О - О» складывает наши губы трубочкой, с отвисанием челюсти. А это соответствует мимике удивления, растерянности. Даже какой-то жалкой глуповатости.

Когда врёт Буратино, нос его не меняется в длине.

Нос Пиноккио удлиняется, когда он врёт.

Кукла, но которую вполне устраивает её нынешнее состояние, нет никакого комплекса ущербности. Он вполне самодостаточен.

Кукла, которая очень хочет стать человеком. Его деревянность - печать отверженности и его проклятие, которое он стремится всеми силами снять, вымолить, выстрадать, искупить. В конце текста он «освобождается» от старого тела, превращаясь в красивого мальчика, с отвращением глядя на своё прежнее обличие.

Активный, он сам создает ситуации или делает неожиданные для противника ходы. Он постепенно становится стратегом.
Мятежник, бунтовщик, революционер, Деятель.

Пассивный, его ситуации «вовлекают», затягивают помимо его воли.
Он игрушка обстоятельств. Покорность судьбе, року.
Он жертва, объект.

Раскаяния нет и в помине, а только обещания (часто мнимые) исправиться когда-нибудь, полная уверенность в себе – никакой печали. Слёз нет и в помине.

Пиноккио снедают сомнения и душераздирающие раскаяния, он печально-рефлексивен.
Часто плачет, слезлив.

Испытания - это самые захватывающие приключения, как возможность вести такой интересный, просто замечательный образ жизни удачливого сорванца.

Испытания как наказания, как цепь жестоких назидательно-воспитательных уроков для исправления.

Взрослый мир суров, но его можно (и нужно!) победить. Он не прячется в пещере с Мальвиной, а идёт на разведку.

Взрослый мир холоден, равнодушен, даже враждебен. Борьба с ним невозможна – можно только приспособиться к нему или погибнуть.

Всегда в центре общения, коммуникабелен.
Создание энергичной молодежной команды (группировки, бригады, банды) с четкой специализацией и занятие в ней высокого ранга. Папа Карло выступает как «крыша».

Экзистенциальное тотальное одиночество в холодном мире.

Очень мало назиданий, да и то этих так называемых «воспитателей» (сверчка, Джузеппе, Мальвину) можно легко игнорировать. А в назойливого ментора-сверчка можно вообще запустить молотком. Он так и оценивает своё воспитание: «Когда папа Карло, а когда никто». То есть он осознаёт себя субъектом самовоспитания: «Поучайте своих паучат!»

Назойливая назидательность со всех сторон – весь мир даёт непрерывные жестокие уроки поведения, все постоянно учат и воспитывают.

Самостоятельный субъект, личность (он готов к сопротивлению, критике, отпору, драке). Он бьет Джузеппе, провоцирует его драку с Карло – то есть, драка его нормальная среда.

Он слабое дитя, осознающее свою слабость, требующее постоянной заботы, опеки, наставлений.

Неизбывная хитрость, даже тотальная жуликоватость, хотя и ещё пока очень «детская».

Отсутствие какой-либо хитрости, смекалки.

Смел до отчаянности, дерзок. Даже немного нахалёнок. Его девиз «Погибать – так весело!»

Боязлив, робок, несмел.

Здравый смысл, практичность, умение постоять за себя ("...хоть он и дерись!")

Простодушие, наивность, непрактичность.

Сложные отношения к учению, особенно к пародийной схоластике Мальвины, хотя и признаёт необходимость идти в школу и учиться. Правда на словах. В школе не был ни дня.

Буратино не изменяет своему характеру и внешности до конца сюжета. Он останавливает все попытки его перевоспитать. Остаётся куклой.

Пиноккио, которому всю книгу читают мораль и нотации, сначала превращается в настоящего осла, но затем перевоспитывается, и в конце из скверного и непослушного деревянного мальчишки превращается в живого добродетельного мальчика.

Буратино неисправим, ну или почти неисправим. Во всяком случае, не очень скоро! Он сам меняет мир под себя.

Он, в конце концов, исправляется. Он принимает нормы взрослых, приспосабливается к миру, становится таким как все.

Дерзкий и азартный авантюрист, искатель приключений, поиска приключения ради самих приключений.

Путь его исправления - это путь сплошных несчастий, горчайших страданий.

2.3. Идейный смысл сказок

В маленьком итальянском городке Коллоди стоит памятник литературному герою – деревянному человечку по имени Пиноккио. На памятнике высечена надпись: «Бессмертному Пиноккио от благодарных читателей в возрасте от 4 до 70 лет».

В России памятников Буратино не мало: в Москве, Гомеле, Ялте, Барнауле, Ростове, Ижевске, Салехарде, Воронеже, Киеве и др. городах. Это еще раз подтверждает степень той популярности, которую приобрел герой Толстого среди читателей. Можно уверенно утверждать, что своей известностью Буратино обогнал Пиноккио. Мне кажется, я могу объяснить, почему.

Сказка Коллоди учит быть воспитанным: за плохие поступки героя наказывают, за хорошие награждают. Сказка Толстого тоже учит, но делает это незаметно, как бы исподволь. Её герой тоже проходит школу «добра и зла», но главным в ней является настоящая дружба, которая помогает преодолевать трудности, которая делает непобедимыми даже маленьких кукол.

События сказки о Пиноккио сменяют одно другое, как шаги, которые делает главный герой на пути своего развития. Одни герои сменяют других, и редко кто из героев появляется вновь. В сказке о Буратино все события концентрируются вокруг тайны золотого ключика, эта тайна держит читателей в напряжении все повествование. Большинство героев сказки являются важными для сюжета героями, эпизодических персонажей гораздо меньше. Читатель воспринимает повествование как одно большое приключение Буратино и его друзей в поисках ключика счастья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, я сравнила два произведения – сказку Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» и сказку Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». На основании этого сравнения выяснила, что сказка Толстого написана «по мотивам», он многое изменил и в сюжете, и в образе главного героя, и в образах других персонажей, и смысл сказки в конечном итоге стал другой.

Делая выводы, можно уверенно сказать, что «Золотой ключик, или Приключения Буратино» – совершенно самостоятельное произведение. Его нельзя считать ни переводом, ни пересказом сказки о Пиноккио. В Буратино больше русского, чем итальянского, он в чем-то сродни Петрушке – народной русской кукле из ярмарочных театральных представлений.

Герои сказки, как и люди в реальной жизни ищут ключик к счастью. Все это сделало сказку «Приключения Буратино» притягательной для читателей всех возрастов, её любят и дети, и взрослые, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Буратино и Пиноккио все же дальние родственники – братья, такие разные по характеру и темпераменту. Пиноккио принципиально отличается от русского брата Буратино.

А самое главное – это то, что я прочитала две замечательные сказки, в которых много приключений и чудес!

Много удивительного происходит и в настоящей жизни. То, что когда-то было лишь в фантазии отдельных людей, начинает сбываться: Интернет пришел в наш дом и стал «ключиком» к любой информации. Космические спутниковые антенны показывают нам весь мир. Современная наука подбирает «ключи» ко всему. Но вот один «ключик» так и остается не найденным: нельзя взрослому вернуться в детство. Может быть, поэтому взрослые тоже так любят сказку о Буратино, пересматривают фильм и перечитывают книжку помногу раз – они пытаются вернуться в беззаботное, полное добрых приключений детство. Да здравствует Буратино – символ счастливого детства!

Список использованных источников и литературы

  1. Коллоди К. Приключения Пиноккио. – М.: «Эксмо», 2011.
  2. Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино. – М.: «Республика», 1992.
  3. Школьный фразеологический словарь русского языка / Жуков В.П., Жуков А.В. – М., 1989.
  4. А.Н. Толстой // Русская литература: Энциклопедия для детей. Т.9, ч.2. – М., 1999. – с.71-73.

Приложение 1

АНКЕТА

Назови любимых сказочных героев из детских книг?

Кого из героев ты считаешь самым весёлым и неунывающим?