Какая буква а ударная или безударная. Гласные звуки в ударном и безударном положении

Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.

Ударные и безударные гласные

Гласные под ударением - ударные гласные - находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, - в слабой позиции . Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.

Орфография - (от греческого слова: «ортос» - правильный, и «графо» - «пишут») - правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».

Произношение безударных гласных

Понаблюдаем за словами:

грибы, цветы - слышу И, что писать? И или Е?

вода, трава - слышу А, что писать? А или О?

мячи, ряды - слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?

Вывод - в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.

В современном русском языке действует закон - в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море - моря , стол - столы, слон - слоны . Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.

В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.

Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку.

Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.

Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.

Проверка безударного гласного

Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.

Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.

У кошки - к? тята . Кошка - О, значит котята тоже О.

У тигра - т? грята . Тигр - И, значит тигрята тоже И.

Вот слон. У него сл? нята . Слон - О, значит слонята тоже О.

Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?

1 шаг: Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если есть - какие они?

2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.

Использование орфографического словаря

Стоит воспользоваться орфографическим словарём , с помощью которого можно проверить орфограммы.

Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное - не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.

Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове - опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье.

Или проверяем по орфографическому словарю.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

1. Прочитай.

      Всходит солнце над землёю
      С каждым днём всё выше.
      И весь день, кружась, воркуют
      Голуби на крыше.
      (И. Суриков)

  • Скажи, какую картину можно представить, читая эти строки. Как можно её назвать?
  • Спиши первое предложение. В словах обозначь ударение. Над какими словами знак ударения не ставится?

2. Познакомься с Памяткой 2 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки?». Пользуясь памяткой, объясни, какой гласный звук в каждом из данных слов ударный, а какой - безударный.

Вишня, слива, смородина.

3. Прочитай скороговорку.

      На дворе трава,
      на траве дрова.

  • Спиши. Произнеси безударный гласный звук в каждом двусложном слове. Какими буквами он обозначен на письме?

Обрати внимание! Безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

Поэтому написание слова с безударным гласным звуком надо проверять.

4. Спиши слово-название птицы. Что оно обозначает? Подчеркни в нём букву, обозначающую безударный гласный звук.

  • А теперь измени слово сова так, чтобы оно обозначало несколько предметов (сов). Запиши его. Подчеркни букву, которой обозначен ударный гласный звук.

Обрати внимание! При изменении слова (сова́ - со́вы) ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова обозначены одинаковой буквой о .

  • Какое же слово может быть проверочным для слова сова ?

5. Прочитай слова так, как они написаны. А теперь прочитай так, как мы их произносим.

  • В каких словах звучание выделенных букв не совпадает с написанием? Почему?
  • Одинаковой ли буквой обозначен безударный гласный звук и ударный гласный звук в каждой паре слов?
  • Какое слово будет проверочным для каждого из данных слов: земля, сосна, страна, зима? Объясни свой ответ.

6. Прочитай . Найди слова, в которых букву, обозначающую безударный гласный звук в первом слоге, надо проверять. Подбери к каждому слову проверочное.

  • Напиши сначала проверочное, потом проверяемое слово.

7. Прочитай слова . Почему их написание надо проверять?

Столы́, ... - листы́, ... - слоны́, ... - врачи́.

  • Подбери проверочные слова. Вспомни, как это делать: измени каждое слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
  • Запиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое слово.

8. Прочитай . Какое слово каждой пары является проверочным словом, а какое - проверяемым?

Го́ры - г..ра́, шкаф - шк..фы́, све́чи - св..ча́, чи́сла - ч..сло́.

  • Спиши три пары слов, вставляя пропущенные буквы.
  • Составь предложение с любым словом. Запиши его.

9. Прочитай .

П..сьмо́, ... - ш..ры́, ... - р..ка́, ... - ..гра́, ... - п..тно́, ... - р..са́, ... - м..ря́.

  • Подбери к каждому слову проверочное. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
  • Запиши проверочные и проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы.

10. Прочитай проверочные слова.

, гнёзда - ..., слёзы - ..., щёки - ..., о́сы - ..., ска́лы - ..., стре́лы - ... .

  • Подбери к каждому проверочному слову проверяемое. Для этого измени слово так, чтобы ударный гласный звук стал безударным.
  • Напиши сначала проверочное слово, затем проверяемое. Обозначь в словах ударение.

11. Прочитай . Какие слова-названия времен года в предложении пропущены?

      Хороша... снегами,
      ... цветами,
      ... грибами,
      ... плодами.

    Слова для справок: весна, осень, зима, лето.

  • Спиши предложение, вставляя пропущенные слова. Докажи, что выделенные в словах буквы написаны правильно.

12. Прочитай загадки . Объясни отгадки.

      Глаза на рогах, а домок на спине.
      Хвост серпом, голова с гребешком.

  • В каких словах ты легко можешь объяснить написание выделенных букв, а в каких затрудняешься? Спиши любую загадку.

13. Прочитай . Объясни значение каждого слова. Чем интересны эти слова?

  • В каких словах буквы в общей части слов надо проверять? Почему? Найди для каждого слова проверочное.
  • Спиши любую группу слов. Обозначь в них ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

14. Прочитай выразительно загадку.

      Что за зверь ле сной
      Встал, как столбик, под со сной
      И стоит среди тра вы -
      Уши больше го ло вы?
      (Е. Трутнева)

  • Кто стоит среди травы?
  • По каким особым приметам можно узнать этого зверька? Напиши отгадку.
  • Почему надо проверять написание выделенных в словах букв?

за ́яц

15. Прочитай . Какие буквы в словах пропущены?

о? а?

К..за, г..ра, гл..за, м..ря, к..льцо, ш..ры, сл..ва, ш..ги, гр..чи, х..лмы, стр..на, в..да, с..сна, с..ды, гр..за.

е? и?

Гн..здо, з..мля, ч..сло, п..тух, з..рно, гр..бы, п..сьмо, стр..ла, з..ма, ст..на, р..ка, п..ла, с..стра.

  • Почему написание пропущенных в словах букв надо проверять? Как это сделать?
  • Напиши любые пять слов, вставляя пропущенные буквы.

16. Прочитай .

Узнать, правильно ли написано слово, можно в специальной книге, которая называется « Орфографический словарь ».

Орфографический словарь точно указывает, как надо грамотно писать слово, которое вызвало у тебя затруднение.

  • Познакомься с орфографическим словарём учебника.
  • Узнай по словарю, какая буква пропущена в данных словах.

Дев..чка, мальч..к, р..бота, м..дведь.

В остальных безударных сло га х после мягких шипящих на месте а, по нор м ам русской орфоэпии, произносится безударный з ву к, напоминающий [и], но значительно ос лабленного (обозначается [ь]): часовщик - [чь]совщик, чаров ни ца - [чь]ровница, чановой - [чь]новой, частиков ы й - [чь]стиковый, Чарторийск - [чь]рторийск, Чакаларово - [чь] ка ларово, Чародинский район - [чь]ро ди нский район.

В редко встречающихся ино с транных словах на месте а после [ч] сохра ня ется [а]: чайрикер - [чай]рикер, чатуранга - [ча]туранга, ч ай хана - [чай]хана, Чангырташ - [ча]нгырташ, Чам п ерико- [ча]мперико, Чаттопадхайя - [ча]ттопадхайя.

Орфоэпия. Безударные - е, я, э, и

На месте звуков е и я после мяг ких согласных в первом предударном слоге произносится без ударный [иэ]: весна - [в"иэ]сна, нести - [н "иэ ]сти, кедровник - [к"иэ]дровник, Бештау- [б"и э ]штау, Венеция - [виэ]неция, Регина - [р"иэ]гина, рябина - [р "иэ ]бина, лягушка - [л"иэ]гушка, плясать - п[л"иэ] с ать, Вязовка - [в"иэ]зовка, Мясковский - [м"иэ]с ко вский. Произношение на месте е и я отчётливого гласного [и] - [в"и]сна, [р"и]бина, [б"и]штау, [м"и]сковский - не является литер атур ным.

В малораспространённых сл ов ах может быть произнош. нередуци рова нных гласных: алегретто - а[л"э]гретто, бестселлер - [б"э]стселлер, л ега то - [л"э]гато, ренклод - [р"э]нклод, Кейптаун - [к"э]йптаун, Медея - [м"э]дея, Нерон - [н"э]рон, Веспуччи - [в"э]спуччи; гяур - [г"а]ур, кяриз - [к"а]риз, Ня жло в - [н"а]жлов, Шяшупе - [ш"а]шупе, Ляшко - [л"а]шко.

В начале слова на месте е и я в пер вом предударном слоге произносится безударный [иэ] в сочетании с предшествующим [й]: езда - [йиэ]зда, Елабуга - [йиэ]лабуга, ярл ы к- [йиэ]рлык, Япония - [йиэ]пония, а также в середине слова после гласного: поезда - по[ йиэ ]зда, уязвить - у[йиэ]звить. Произношение [йа]рлык, [йа]пония - является неправильным.

В остальных предудар ны х слогах, а также в заударных слогах на месте е и я по сл е мягких согласных произносится безударный [ъ]: вел ик ан - [в"ь]ликан, генератор - [г"ь]нератор, ледох од ный - [л"ь]доходный, лейбористский - [л"ьй]борист ск ий, вынести - вы[н"ь]сти, поле - по[л"ь], Петр оп авловск - [п"ь]тропавловск, Геленджик - [г"ь]ленджик, Венесуэла - [в" ьнь] суэла, Месопотамия - [м"ь]сопотамия, В ер стовский - [в"ь]рстовский, Менделеев - [м"ь]нделеев, Нест ер ов - нес[т"ь]ров, Врубель - вру[б"ьл"]; пятачок [пь]тачок, лягушачий - [л"ь]гушачий, Вязовая - [в"ь]зовая, Пятигорск - [пь]т иг орск.

В нерусифицированных заи мс твованных словах на месте букв е и я после мягких согласных бы ва ет сохраняются произношения не ре дуцированных гласных: беккерель - [б" э] ккерель, берклианство - [б"э]рклианство, берса ль ер - [б"э]рсальер, вейсманизм - [в"эй]сман и зм, геноцид - [г"э]ноцид, кенотаф- [к"э]нотаф, Безансон- [б"э ]з а нсо н, Бенвенуто - [б"э]нвенуто, Лекув ре р - [л"э]ку вр ер; лямблиоз - [л"а]мблиоз, кяманча - [к"а]манча, рясофорный - [р"а офорный, сямисэн - [с"а]мисэн, Гяндж ач ай - [г"а]нджачай, Ляльмикар - [л"а]льмикар, Шяш ув ис - [ш"а]шувис, Лятошинский - [л"а]тош инс кий, Бялыницкий-Бируля - [б"а]лыницкий-бируля.

На месте гласной я , а также а после [ч] и [ш":] в безударных оконча н иях произносится [ъ]: моря, поля - мо[р"ъ], по[л"ъ], братья, сучья - бра[т "йъ ], су[чйъ]; бремя, пламя - бре[м"ъ], пла[м"ъ]; песнями, каплями- пес[н"ъми], кап[л"ъми]; сидя, играя - си[д"ъ], игра[йъ]; новая, красная - нова[йъ], кр асна[йъ]; дача, чаща - да[чъ], ча[ш":ъ].

После [ж], [ш], [ц] на месте е в первом пре д ударном слоге произносится звук, средний между [ы] и [э] - [ыэ]: шерстистый - [шыэ]рстистый, шептать - [шыэ]птать, Шексна - [шы э ]ксна, Шелонь - [шыэ]лонь, Шевченко - [шыэ]вченко; желток - [жыэ]лток, жел ези стый - [жыэ]лезистый, жевать - [жыэ]вать, Желча- [жыэ]лча, Жерновский район - [жыэ]рновский район, Желяб ов - [жыэ]лябов, Жеромский - [жыэ]ромский; цена - [цыэ]на, цементный - [цыэ]ментный, ценить - [ цыэ ]нить, Целинный - [цыэ]линный.

В некоторых заимствованных словах мо же т быть произнош. без редукции гласного: шедевр - [шэ]девр, шерхебель - [шэ]рхебель, Шербур - [шэ]рбур, Шетл ен дские острова - [шэ]тлендские острова, Шенье - [шэ]нье; женьшень - [жэ]ньшень, жеода - [жэ]ода, Ж емайте - [жэ]майте, Жерве - [жэ]рве, Жерар - [жэ]рар; цейтнот - [цэй]тнот, центурия - [цэ]нтурия, Цешанув - [цэ]ш ан ув, Церера - [цэ]рера.
В некоторых иностранных словах во змо жно произнош. [э] на месте е после гласного и в первом предударном слоге: миелит - ми[э]лит, пиетет - пи[э]тет, Пиер ия - пи[э]рия, Тиете - ти[э]те.

В остальных безударных слогах по
сл е [ш], [ж], на месте буквы е произносится - [ъ]: шелкопряд - [шъ]лкопряд, шерстяной - [шъ]рстяной, шелу ши ться - [шъ]лушиться, нашему - на[шъ]му, Шевардино - [шъ]вардино, Шепетовка - [шъ]петовка, Ше ба лин - [шъ]балин, Шелгунов - [шъ]лгунов, железняк - [жъ]лезняк, жестяной - [жъ]стяной, жестикулировать - ъ]стикулировать, также - так[жъ], Железноводск - [жъ]лезноводск, Желнино - [жъ]лнино, Жемч уг ова - [жъ]мчугова, целлофан - [цъ]ллофан, целиком - [цъ]ликом, цементировать- [цъ]ментировать, деревце - дерев[цъ], Цел ин оград - [цъ]линоград, Целебесское море - [цъ]лебесское море.

В некоторых иностранных сло вах в целях точной передачи звукового облика слова может сохраняться произношение гласного: "шевроле" - [шэ]вроле, ш ел ьтердек - [шэ]льтердек, шенапан - [шэ]напан, Шентала - [шэ]нтала, Шеридан - [шэ]ридан, " Шек пендех" - [шэ]кпендех; жерминаль - [жэ]рминаль, Жетыколь - [жэ]тыкдоль, Женисья - [жэ]нисья, Жерарден - [жэ]р ар ден, Жерико - [жэ]рико, цевадин - [цэ]вадин, целибат- [цэ]либат, церападус - [цэ]рападус, Це денб ал - [цэ]денбал.

В начале иностранных слов, а также в положе н ии после гласного на месте буквы э произносится [э]: экран -[э]кран, эфир - [э]фир, эвкалипт - [э]вкалипт, Эйф е ль - [э]йфёль, Эвридика - [э]вридика, Эчмиадзин - [э]чмиадзин, диэлектрик - ди[э]лект ри к, коэффициент - ко[э]ффициент, муэдзин - му[э]дзин, Буэнавентура - бу[э]навентура, Жуэнвиль - жу[э]нвиль, Лоэнгрин - ло[э ]н грин.

Неправильно произношение на месте буквы э звука [и] - оно пр идаёт сниженную стилистическую окраску речи. Более того, подобное звучание [э] может иск аз ить смысл высказывания диктора: произношение [и]кран вместо [э]кран вызывает ассоциацию со словосоч ет анием и кран, [и]мир вместо [э]мир - с и мир, [и]миссия вместо [э]миссия - с и миссия.

Произношение [и], [у], [ы] в безуда рн ых слогах происходит несколько ослабленно по сравнению с ударными, однако качественно они не меняются: лисица - [л"и]сиц а, бурундук - [буру]ндук, Кызыл- [кы]зыл.

На месте и , если в потоке речи она слива етс я с предшествующим словом на твёрдый согласный, по правилам орфоэпии, произносится [ы]: свет и тень - свёт-[ ы]- тень, кот и повар - кот-[ы]-повар, в Италии- [в-ы]талии, из Испании - [из-ы]спании.

Если же диктору нужно дать ясное предс тавл ение о звучании незнакомого иностранного слова, прибегают к люфт-паузе между ним и предшествующим словом, чаще предл о гом. Тогда во втором слове, начинающемся с гласной буквы и , будет произноситься [и]: со об щение опубликовано в "Ибараки симбун" (не [в-ы] бараки симбун), мы подъехали к Икве (не: [к-ы]кве), наше путешеств ие началось с Исаклы (не: [с-ы]саклы).

В сложных словах, первая часть кото ры х оканчивается на твёрдый согласный, а вторая начинается с гласного [и], на месте и по нормам орфоэпии пр ои зносится безударный [ы]: Госиздат - гос[ы]здат, горисполком - гор[ы]сполкбм, педин ст итут - пед[ы]нститут, Совинформбюро - сов[ы]нформбюро. Но отчетливый гласный [и] произносится в слове Ком ин терн - ком[и]нтерн.

После [ш], [ж], [ц] на месте гласной и в без уд арном положении произносится [ы]: шиповник- [шы]повник, гамаши - гама[шы], Грамши - грам[шы]; жираф - [ж ы]р аф, пляжи - пля[жы], Жигули- [жы]гули, Жилярди - [жы]лярди; циновка - [цы]новка, циклонич еск ий - [цы]клонический, Цивиль - [цы]виль, Цинциннати - [цынцы]ннати.

Чтобы научиться красиво и грамотно говорить, занимайтесь изу че нием орфоэпии русского языка, а также закреплением изученного материала на практике. После того, как с гласными звуками разобрались, посмотрите, как произносятся

Образование гласных звуков, их отличие от согласных, слабая и сильная позиции гласных звуков, ударные и безударные гласные звуки и их обозначание буквами, слогообразование, орфограммы-гласные.

В русском языке 10 гласных букв 10: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е и всего
6 гласных звуков : [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И ] .

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит через гортань и ротовую полость между голосовыми связками и не встречает преград. Гласные звуки состоят из голоса при полном отсутствии шума.

Согласные звуки отличаются от гласных тем, что при образовании согласных воздух встречает в полости рта преграду, создавая шум. Согласные состоят из голоса и шума (звонкие) или только из шума (глухие).

Если слово состоит из нескольких слогов, от один из них звучит с большей силой, более четко, чем остальные. Такой называется ударным, а произнесение слога с большей силой и длительностью — ударением .
Гласный звук ударного слога — ударный звук , гласные безударных слогов — безударные гласные.

Положение под ударением — сильная позиция для гласных. Здесь гласные произносятся отчётливо. Различают 6 основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И] .

Ударные гласные звуки и буквы, которыми они обозначаются.
Звук Буквы Пример
[а] а азарт[азарт]
я мял [м’ал]
[о] о нос [нос]
ё нёс [н’ос]
[у] у тур [тур]
ю тюк [т’ук],
парашют [парашут]
[и] и тип [т’ип]
[ы] ы мыло [мыло]
и после ж, ш, ц жила [жыла]
шило [шыло]
цирк [цырк]
[э] э мэр [мэр]
е лес [л’эс]

Позиция гласных в безударном положении — слабая позиция .
В безударных слогах гласные произносятся иначе, чем ударные, ослабленно, более кратко. Звук видоизменяется и может не соответствовать букве, которая используется при написании слова, поэтому безударные гласные — это .
Без ударения различают меньше гласных звуков, чем под ударением – всего 4 гласных безударных звука: [А], [У], [Ы], [И] .

Качество безударного гласного зависит от твёрдости или мягкости предшествующего согласного звука. Один и тот же безударный гласный звук может обозначаться разными буквами на письме.

В безударном положении не могут произносится звуки [о], [э] и обозначаемый буквой я звук [а] после мягких согласных. Буква о обозначает в безударном слоге звук [а], буквы е, э и я — в безударных слогах звук между [и] и [э].

Безударные гласные звуки [а], [у]. [и], [ы] и буквы, которыми они обозначаются
звук буквы Условие Пример
[а] а в начале фонетического слова,
после твердых согл.
артист[арт’ист];
корова [карОва];
шокирован [шак’ираван]
я после парных мягких,
после [й’]
азарт[азарт]
о после твердых,
в начале фонетического слова
тома [тама];
шокирован [шак’ираван];
окно [акно]
[у] у в начале слова,
после твердых и мягких ([ч’], [щ’])
урок [урок];
дуга [дуга];
шуметь [шум’эт’];
чудеса[ч’уд’эса]
ю после парных мягких,
непарных твердых,
после [й’]
любит [л’уб’ит],
жюри [жур’и] ([ж’ур’и]),
ютиться [й’ут’ица]
[ы] ы после твердых согл. (кроме ж,ш), после ц вымыть [вымыт’],
цыган [цыган]
е после твердых согл. те стировать [ты ст’ирават’],
же лтеть [жы лт’эт’],
шестой [шыстой’]
а после твердых шипящих и ц лоша дей [лашы д’эй’]
и жи вот [жы вот],
шишка [шышка],
циркач [цыркач’]
о после твердых шипящих и ц шоколад[шыкалат],
Цокотуха[цыкатуха]
[и] и в начале фон.слова,
после мягких согласных
игра [игра],
пирог[п’ирОк]
э в начале фон.слова этаж [иташ]
а после мягких согласных часы [ч’исы]
е лежать [л’ижат’]
я ряды [р’иды]
  • А, О, У, Ы, Э — буквы, которые обозначают один звук; согласные перед этими буквами (кроме всегда мягких [ч’], [щ’]) читаются твердо: лама [лама], кора [кара], бутон [б утон], быт [быт]; но, [ч’ ащ’ а], часы [ч’и с ы].
  • Я, Ё, Ю, И, Е — буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]): миля [м’ил’а ], тёрн [т’орн ], любя [луб‘а ], ленив [лэнэиф]; НО, шишка [шышка], жёлтый [жолтыйэ], цирк[ц ырк].
  • Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Могут обозначать один или два звука:
    • Если эти буквы стоят после согласных, то они обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: м яч[м‘а ч], тёрн [т‘о рн], тюль [т‘у л’], пена [пэ на].
    • Эти буквы согласный звук [й’] и соответствующий гласный звук (я — [й’а], ё — [й’о], ю — [й’у], е — [й’э] ), если они стоят
      • в начале слова: яд [й’ат ], ёж [й’о ш], юнга [й’унг], егерь [йэ ‘гер’];
      • после гласных: боевик [бай’эв’ик], паяц [пай’ац];
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: объем [абй’ом ], обезьяна [аб’из’й’ана], съезд [сй’э ст].
    • [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.
    • В транскрипции (в обозначении звуков) буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
  • Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и ], лисьи [лис’й’и ]

Орфограммы — гласные:

  • безударные гласные в корне:
    • проверяемые ударением;
    • чередующиеся;
    • непроверяемые (словарные);
    • гласные и и ы в начале корня после на согласные.
  • Гласные в приставках:
    • в приставках пре — и при — ;
    • в остальных приставках.
  • Гласные (не после шипящих) в суффиксах разных частей речи:
    • существительных;
    • прилагательных;
    • спрягаемых форм глагола;
    • причастий.
  • Гласные в окончаниях слов:
    • в существительных и числительных;
    • в прилагательных, числительных и причастиях;
    • в глаголах.
    • в корнях;
    • в суффиксах и окончаниях:
      • под ударением;
      • без ударения.
  • Гласные после шипящих, ы и и после ц в разных частях слова:
    • в корнях;
    • в суффиксах и окончаниях:
      • под ударением;
      • без ударения.

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
  4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011

Всего шесть - это «а», «о», «у», «и», «э», «ы». Они произносятся только при участии голоса, без участия шума. Могут образовывать слоги. Бывают ударными и безударными. Гласные звуки - ударные и безударные - имеют свои особенности и определенные роли в речевом процессе. Кроме того, от наличия или отсутствия ударения зависят многие нормы обозначения гласных на письме буквами.

Гласные буквы «е», «ю», «я», «ё» не являются отдельными звуками. Они представляют собой обозначение двух звуков. Например: я - йа, ю - йу и т. п. Также они наделены дополнительными функциями - обозначают мягкость в письме.

Ударные гласные звуки

Ударным называется выделяемый при произношении голосом. То есть тот, на который падает ударение. Такой звук всегда произносится более отчетливо. По сравнению с безударным он находится в более сильной позиции и играет смыслоразличительную роль. Как правило, написание букв, передающих ударные гласные, не вызывает трудностей.

Например, в словах маленький (ударение на первый слог), мирный (ударение на первый слог), далекий (ударение на второй слог) правописание ударных слогов ни у кого не вызовет сомнений. Здесь действует принцип «как слышится, так и пишется», а слышатся звуки отчетливо.

Ударные гласные звуки призваны выполнять функцию смыслоразличения. Для сравнения: мол, мал, мыл, мул - слова, которые мы различаем на слух благодаря тому, что в них пишутся разные гласные буквы.

Безударные гласные звуки - что это?

Безударными называются гласные, не выделяемые голосом. Они произносятся с гораздо меньшей силой и далеко не так энергично, как ударные. Находятся в слабой позиции, и написание передающих их букв зачастую вызывает трудности. Принцип «как слышим, так и пишем» в данном случае не подойдет, поскольку слышаться может совсем не то, что есть на самом деле.

Безударный гласный звукчастонаходится в измененном состоянии (состоянии редукции). И степень трансформации может зависеть от удаленности ударного гласного. Чем дальше - тем сильнее редукция. Например, в слове "колобок" ударным является последний звук «о» - в третьем слоге. Ближайший к нему «о» (во втором слоге) слышится еще более-менее отчетливо, а отдаленный (из первого слога) практически теряется при произношении. Его длительность в данном случае минимальна.

Относительно стойкими в этом отношении являются безударные гласные звуки «и», «ы», «у». На степень их трансформации удаленность от ударного почти не влияет (мумие, Буратино, мировая). Исключение может составлять только «и» в начале слова после твердого согласного, на который оканчивается предыдущее слово фразы. В таких случаях «и» превращается в «ы». Данная ситуация хорошо просматривается, например, в словосочетании «дым над избой».

Безударные гласные звуки в корнях. Правописание

Как уже отмечалось выше, передача на письме безударных гласных звуков нередко вызывает сложности. Особенно проблематично бывает понять, какой буквой следует обозначить безударный гласный звук в корне того или иного слова.

Правописание таких корней выделяется в особый раздел грамматики и детально изучается в филологии. Выбор верной буквы зависит от разных факторов: особенностей соседства с другими буквами, наличия или отсутствия рядом ударного слога, их происхождения и т. д.

Непроверяемые гласные в корнях

Самый сложный с точки зрения правописания случай - это безударные гласные звукив непроверяемых словах. Когда невозможно подобрать вариант с ударным корнем.

Правильные варианты в таких ситуациях остается только запомнить или всегда носить с собой словарь, в котором можно посмотреть правописание.

К словам, подпадающим под этот раздел, относятся, например: меридиан, винегрет, бетон, корвалол, ватрушка и другие. Многие из них имеют иностранное происхождение.

Проверяемые гласные в корнях слов

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корнях, в большинстве случаев можно определить, подобрав где на корень падает ударение.

Например, изменив слово «трава» на «травушка», легко понять, какую букву следует писать в безударном корне. Еще варианты: гора - горный, вода - водный, дожди - дождь и так далее и тому подобное. Примеров в русском языке - великое множество.

Правописание корней в словах разного происхождения

Безударные гласные звуки в главных морфемах слов могут иметь разное буквенное выражение в зависимости от того, какое происхождение имеет данное конкретное слово.

Так, например, исконно русские слова часто отличаются полногласным написанием сочетаний -оро-, -оло-: молодой, огородить, оболочка. А их старославянские варианты имеют сокращенный вариант буквосочетания и трансформацию «о» в «а»: младенец, ограда, облако.

Чередование безударных «а» и «о» в корнях

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки, могут чередоваться в корнях Один из вариантов чередования - «а» и «о». Разные корни имеют свои правила написания:

  • Например, независимо от того, какая буква будет писаться под ударением, в безударной позиции почти всегда имеем корни «гор», «клон», «твор», «зар» и «плав»: загорелся, поклониться, сотворить, озаренный, сплавлять. Но есть исключения: выгарки, пригарки, утварь, зоревать, пловчиха, пловец, плывун и т. д.
  • От согласного, замыкающего корень, зависят морфемы «раст», «ращ» и «рос». Буква «а» предшествует «ст» или «щ», тогда как перед «с» обычно бывает «о». Не вписываются в это правило: Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, выросток и варианты, производные от них (ростовский, ростовщичество и т. д.), а также слово отрасль.
  • В морфемах «скоч» и «скак» перед буквой «ч» обычно бывает «о», а перед «к» - «а». Например: скакун, скакалка, выскочка, вскочить. Исключения составляют лишь слова вскачь, скачу, скачи и скачок.
  • Безударные гласные звуки в словах с корнями «лаг» и «лож» передаются на письме буквами, согласно следующему правилу: перед «г» употребляется «а», а перед «ж» - «о». Например: слагать, полагать, разлагается, сложение, положение, отложить. Исключение - полог.
  • На наличие или отсутствие суффикса «а» «ориентируются» такие корни, как «кас» и «кос». Если суффикс присутствует сразу за корнем, то будет «кас», а если нет, то получится «кос». Например: касается, касательно, коснулся, прикосновение.
  • Правописание корней с безударными гласными иногда зависит от их значения. Так, в случае с «мок» («моч») и «мак» первый вариант «работает», если речь идет о пропитывании жидкостью (промокашка, намочить), а второй - в случае, когда имеется в виду погружение в жидкость (макать, обмакивать).
  • Морфемы «равн» и «ровн» тоже «равняются» на значение слова. Если имеется в виду одинаковость, то пишется «а» (равный, уравнение), а если прямота и гладкость, то «о» (подровнять, выровнять). Исключения: ровесник, равнина, уровень, поровну.

Как чередуются «и» и «е»

Буквы безударных гласных звуков «и» и «е» тоже могут чередоваться в корнях слов.

Морфемы «бир» и «бер», «жиг» и «жег», «стил» и «стел», «блист» и «блест», «мир» и «мер», «тир» и «тер», «дир» и «дер», «пир» и «пер», «чит» и «чет» находятся в прямой зависимости от наличия суффикса «а». Если он есть по соседству с корнем, пишется «и», а если отсутствует - «е». Примеры: побираться - заберет; прижигание - выжегшая; расстилается - стелить; блистательная - блестящий; замирать - замереть; оттирать - оттереть; отдирать - отдерет; отпирать - отпереть; почитать - вычет. Исключения: чета, сочетание, сочетать.

Примечание:

  • Корни «мир» и «мер» могут чередоваться, только если означают процесс умирания. Если речь идет о мире (антониме войны), то в корне всегда будет «и» (мировая, помириться). А если морфема означает меру, то всегда пишется «е» (отмерять, мерило).
  • Корни «пир» и «пер» чередуются, только если означают процессы открывания, закрывания и выпирания (запереть, отпереть, выпереться). А если речь идет о слове «пир», обозначающем «праздник живота», то в корне всегда будет «и» (пировать).

Чередование буквы "а" ("я") с буквосочетанием "им" ("ин") в корнях

Буква "а" ("я") чередуется в корнях с буквосочетанием "им" ("ин") в корнях слов по такому правилу: если за корнем есть суффикс «а», то употребляется «им» или «ин». А если таковой отсутствует, то пишется «а» или «я». Например: принимать - принято, начинать - начато.

Гласные звуки - ударные и безударные - есть в каждом языке мира. И если с ударными, как правило, проблем не возникает, то безударные создают массу трудностей. С ними связано обычно огромное количество орфограмм. И правописание корней - только малая часть большого айсберга.