Какие знания дает дисциплина правоохранительные органы. Правоохранительные органы. Краткий курсТекст. Вопросы к зачету по дисциплине

  • |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов
  • 1.3. Система правоохранительных органов
  • 1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов
  • Тема 2. Судебная власть в российской федерации
  • 2.1. Понятие и признаки судебной власти
  • 2.2. Суд как орган судебной власти
  • 2.3. Судебная система
  • Тема 3. Принципы правосудия
  • 3.1. Понятие правосудия
  • 3.2. Принципы правосудия
  • 3.3. Система принципов правосудия
  • Тема 4. Правовой статус судьи
  • 4.1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей
  • 4.2. Порядок наделения судей полномочиями
  • 4.3. Приостановление и прекращение полномочий судьи
  • 4.4. Гарантии независимости судей
  • 4.5. Органы судейского сообщества
  • Тема 5. Система судов общей юрисдикции
  • 5.1. Мировые судьи
  • 5.2. Районный суд
  • 5.3. Суды субъектов рф
  • 5.4. Верховный Суд рф
  • 5.5. Военные суды
  • Тема 6. Система арбитражных судов российской федерации
  • 6.1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов
  • 6.2. Арбитражные суды субъектов рф
  • 6.3. Арбитражные апелляционные суды
  • 6.4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов
  • 6.5. Высший Арбитражный Суд рф
  • Тема 7. Конституционный суд российской федерации
  • 7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда рф
  • 7.2. Компетенция Конституционного Суда рф
  • 7.3. Состав и структура Конституционного Суда рф
  • Тема 8. Прокуратура российской федерации
  • 8.1. Понятие, система и структура органов прокуратуры
  • 8.2. Следственный комитет при прокуратуре рф
  • 8.3. Кадры органов прокуратуры
  • 8.4. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
  • 8.5. Задачи и функции органов прокуратуры
  • Тема 9. Органы внутренних дел российской федерации
  • 9.1. Система органов внутренних дел
  • 9.2. Милиция, ее задачи, структура и функции
  • 9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции
  • 9.4. Кадры милиции
  • Тема 10. Органы предварительного расследования
  • 10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование
  • 10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел рф
  • 10.3. Следственное управление при гувд (увд) субъекта рф
  • 10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел
  • Тема 11. Правоохранительные органы, обеспечивающие общую и экономическую безопасность российской федерации
  • 11.1. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации
  • 11.2. Органы внешней разведки Российской Федерации
  • 11.3. Таможенные органы Российской Федерации
  • 11.4. Федеральная служба государственной охраны
  • 11.5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • Тема 12. Адвокатура в российской федерации. Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам
  • 12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности
  • 12.2. Правовой статус адвоката
  • 12.3. Система адвокатуры
  • 12.4. Организация юридической помощи по уголовным делам
  • Литература
  • М. П. Поляков, а. В. Федулов Правоохранительные органы Российской Федерации: краткий курс лекций

    Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

    Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Правоохранительные органы».

    Структура и содержание пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

    Издание предназначено студентам юридических вузов.

    Принятые сокращения

    Тема 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ

    1.1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

    |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов

    1.3. Система правоохранительных органов

    1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов

    Тема 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    2.1. Понятие и признаки судебной власти

    2.2. Суд как орган судебной власти

    2.3. Судебная система

    Тема 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

    3.1. Понятие правосудия

    3.2. Принципы правосудия

    3.3. Система принципов правосудия

    Тема 4. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ

    4.1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей

    4.2. Порядок наделения судей полномочиями

    4.3. Приостановление и прекращение полномочий судьи

    4.4. Гарантии независимости судей

    4.5. Органы судейского сообщества

    Тема 5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

    5.1. Мировые судьи

    5.2. Районный суд

    5.3. Суды субъектов РФ

    5.4. Верховный Суд РФ

    5.5. Военные суды

    Тема 6. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    6.1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов

    6.2. Арбитражные суды субъектов РФ

    6.3. Арбитражные апелляционные суды

    6.4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов

    6.5. Высший Арбитражный Суд РФ

    Тема 7. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ

    7.2. Компетенция Конституционного Суда РФ

    7.3. Состав и структура Конституционного Суда РФ

    Тема 8. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    8.1. Понятие, система и структура органов прокуратуры

    8.2. Следственный комитет при прокуратуре РФ

    8.3. Кадры органов прокуратуры

    8.4. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

    8.5. Задачи и функции органов прокуратуры

    Тема 9. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    9.1. Система органов внутренних дел

    9.2. Милиция, ее задачи, структура и функции

    9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции

    9.4. Кадры милиции

    Тема 10. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

    10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование

    10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ

    10.3. Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ

    10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел

    Тема 11. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОБЩУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    11.1. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации

    11.2. Органы внешней разведки Российской Федерации

    11.3. Таможенные органы Российской Федерации

    11.4. Федеральная служба государственной охраны

    11.5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

    Тема 12. АДВОКАТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОКАЗАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЗАЩИТА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

    12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности

    12.2. Правовой статус адвоката

    12.3. Система адвокатуры

    12.4. Организация юридической помощи по уголовным делам

    Литература

    Принятые сокращения

    Конституция – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993

    АПК – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ

    ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ

    ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ

    КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

    СК – Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ

    ТК – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

    УИК – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ

    УК – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

    УПК – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ

    Закон о прокуратуре – Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

    Закон об ОРД – Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

    ОРД – оперативно-розыскная деятельность

    РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

    СССР – Союз Советских Социалистических Республик

    СНГ – Содружество Независимых Государств

    РФ – Российская Федерация

    В отличие от многих других курсов юридических дисциплин, в основе которых лежит изучение отрасли , например гражданского, админи-стративного, уголовного, курс «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. В определенном смысле этот курс - синтети-ческая юридическая дисциплина .

    Предмет дисциплины - юридические ин-ституты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости, составляющие 2 группы:

    1. общие, частично посвященные правоохранительным органам (Конституция Рос-сийской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.);
    2. посвященные конкретным (отдельным) правоохранительным органам (Федеральный конститу-ционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», Феде-ральные конституционные законы «О судебной системе Российской Феде-рации» и «Об арбитражных судах Российской Федерации», Закон «О судо-устройстве РСФСР», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Фе-дерации», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, а также Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и др.).

    Круг вопросов, которые изучаются в рассматриваемом курсе (детализация предмета) :

    • устройство органов в их совокуп-ности и каждого из них в отдельности;
    • организация правоохранительных органов, но только в той степени, в какой это связано с вы-полнением задач и целей, поставленных перед правоохранительными орга-нами, без детализации текущих организационных вопросов, которые носят не правовой, а технический характер;
    • вопросы деятельности правоохранительных органов, но лишь в той степени, в какой это относится к выполнению возложенных на них функ-ций и реализации основных направлений деятельности.

    Рассмотрение в данном курсе всех правоохранительных органов, расширяет предмет изучения, наполняет его конкретным содержани-ем, позволяет давать более полные знания и готовить специалистов широко-го профиля, не исключая в то же время возможности их специализации.

    Предмет курса определяет его содержание, которое должно быть изло-жено по определенной системе, обеспечивающей последовательное и по-нятное изложение изучаемой юридической дисциплины:

    1. «Общие положения» (основные понятия, предмет и система курса; источники права, относящиеся к судеб-ной власти и правоохранительным органам; судебная власть; конституционные принципы осуществления правосудия).
    2. «Судебная система Российской Федерации» (федеральные ; федеральные арбит-ражные суды; Конституционный Суд Российской Федерации; суды субъек-тов Российской Федерации; правовой статус судей в Российской Федера-ции; органы судейского сообщества).
    3. «Государственные органы обеспечения охраны поряд-ка и безопасности» (органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; налоговые органы и органы налоговой полиции; таможенные органы; органы юстиции).
    4. «Органы предварительного расследования» и «Органы предварительного следствия и дознания» .
    5. «Прокуратура в Российской Федерации» и «Организация и задачи прокуратуры» .
    6. «Органы по правовому обеспечению и правовой по-мощи» (нотариат;

    Правоохранительные органы. Семинары. 2014-2015 гг.

    Семинарское занятие 1.

    (2 часа, темы 1,2,3)

    Сущность учебного курса «Правоохранительные органы в РФ». Основный понятия.

    1. Назначение и задачи учебного курса «по в рф».

    Учебная дисциплина «ПО» дает общую, исходную информацию о ПД и б основах организации тех гос. и негос. Учреждений, главная задача которых состоит в реализации такой Д.

    Цель изучения данной дисциплины – дать будущим юристам четкое представление о том, как строятся и какие функции выполняют эти учреждения, как они взаимодействуют друг с другом, иными гос. и негос. организациями, каково их социальное предназначение.

    1. Предмет и система учебного курса.

      Предмет – круг вопросов и проблем.

    Каждый учебный курс имеет свой предмет, определяющий его содержание. Предметом изучения курса “Правоохранительные органы Российской Федерации” является устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ни­ми, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления. При этом на первый план выдвигается именно организация правоохранительных орга­нов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следст­венные органы и т. д., очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимоотно­шения между ними. Данный учебный курс рассматривает такие вопросы, как структура правоохранительного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др. В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохранительных органов, но в более общей форме. Одной из задач, стоящих перед данным курсом, является и овладение юридической терминологией, необходимой при изучении других юридиче­ских дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия, как “судебная власть”, “судебная инстанция”, “прокурорский надзор” и т. д.

    Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их се­кретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохрани­тельные органы - налоговая полиция, Конституционный Суд - которых в советское время не было.

      Система курса – последовательность изложения материала.

    Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

    В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранитель­ной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия.

    В Особенной части рассматривается организация конкретных правоо­хранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее со­ставляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных ор­ганов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось, адвокатура, нотариат, частные детективные и охран­ные службы не являются правоохранительными органами, но в связи с их большой значимостью в защите прав и законных интересов граждан и орга­низаций, тесной связи со многими правоохранительными органами они так­же являются предметом изучения данного курса.

    Перечень вопросов, изучаемых в курсе, достаточно широк и требует изложения в определенной системе. Формирование системы учебного курса осуществляется по-разному (главы, главы и разделы, части – общая, особенная).

      Ясельская Вероника Владимировна: части. Общая – предмет в целом и всех ПО. В особенной части освещаются вопросы организации конкретных органов, осуществляющих ПД.

      Лонь Сергей Леонтьевич: разделы. Общие положения курса; Судоустройство; Гос. Органы, осуществляющие ПД; Профессиональные юридические объединения; Система органов уголовной юстиции ЗГ (ЗС)

      Место учебного курса в системе смежных юридических дисциплин. Соотношение с учебными курсами ТГП, Конституционное право, Административное право, Уголовный процесс, Гражданский процесс, Прокурорский надзор и др. юридическими дисциплинами.

    Учебный курс «ПО РФ» является основной вводной обзорной юридической дисциплиной при подготовке юристов. Входящая в предмет курса информация об организации и построении системы ПО России, отдельных видов органов по осуществлению ПД составляет основу в изучении данного курса. НП информация об организации и Д ПО делает его общеобязательным юридическим курсом в обучении студентов.

    Большой объем учебного и нормативного материала предполагает системность его изложения и небольшую глубину изучения вопросов.

    Курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” занимает особое место среди других юридических дисциплин, поскольку является своего рода вводным курсом для их изучения и находится в неразрывной связи с ними. В нем даются начальные представления о деятельности ПО, их полномочиях и взаимоотношениях.

    Подробно Д органов предварительного расследования, прокурора, суда, связанная с обнаружением и раскрытием преступлений, наказанием виновных, раскрыта в курсе “Уголовный процесс”.

    В курсе “Гражданский процесс” изучаются нормы, определяющие Д суда по рассмотрению гражданских дел.

    В курсе “Арбитражный процесс” освещаются вопросы рассмотрения арбитражными судами дел, отнесенных законом к их компетенции.

    Курс “Прокурорский надзор” подробно излагает формы и методы Д прокурора при осуществлении надзора, в том числе за другими ПО.

    В курсе “Административное право” изучается Д органов государственного управления, к которым относятся и многие ПО. Такие направления Д органов ВД, как охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, заключаются в применении, в основном, норм административного права.

    Курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” имеет взаимосвязь и с такими основополагающими дисциплинами, как ТГП, конституционное право. ТГП определяет многие понятия, применяемые в ПД, такие как законность, правосознание, излагает основные методологические подходы к изучению функций Г, сущности П. Конституционное право определяет основные положения, характеризующие место и роль ПО, их взаимоотношения с органами государственной власти и управления.

    Прослеживается связь курса и с уголовным и гражданским правом . Суд, прокурор, органы предварительного расследования в своей Д широко применяют нормы этих отраслей П. От того, насколько правильно будут определены признаки преступления, зависит законность Д этих органов.

    Предметом любой учебной дисциплины выступает изучение определенного круга явлений объективной действительности, закономерностей их развития и функционирования. Любые юридические дисциплины призваны изучать по сути единый объект - совокупность государственно-правовых явлений общественной жизни или иначе – государственно-правовую действительность.

    Тем не менее каждая из этих дисциплин имеет свой собственный предмет изучения, которым выступает определенная часть, элемент общего объекта правоведения. Предметом учебной дисциплины «Правоохранительные органы» является изучение структуры, функций, основ организации и деятельности системы государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, их взаимодействия друг с другом и с иными государственными и негосударственными органами и организациями.

    Целью изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы»

    является получение исходных, основополагающих сведений о системе органов, осуществляющих правоохранительную функцию государства, что обеспечивает успешное освоение в дальнейшем других юридических дисциплин.

    Система курса «Правоохранительные органы» состоит из 12 тем, логически взаимосвязанных между собой в такой последовательности, которая

    позволяет описать всю систему правоохранительных органов от общих вопросов, понятий и принципов их организации и деятельности до изучения конкретных групп органов в соответствии с основными направлениями правоохранительной деятельности. В начале изучения курса рассматриваются некоторые общие

    вопросы, связанные с уяснением признаков и понятия правоохранительной деятельности, основных ее направлений, дается общая характеристика системы правоохранительных органов в РФ, изучается нормативно-правовая база

    организации и функционирования правоохранительных органов, дается характеристика наиболее важным законодательным актам, которые студентам необходимо изучить в рамках курса. Далее, в соответствии с центральной ролью

    судебных органов в правоохранительной деятельности, следует изучение понятий судебной власти и судебной системы, раскрываются основные черты и структура судебной системы РФ, даются понятия звена судебной системы и судебных

    инстанций. Следующая тема посвящена изучению правосудия и системы его демократических основ (принципов). Далее следуют темы, посвященные отдельным группам судов, составляющих российскую судебную систему – судам

    общей юрисдикции, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ. В рамках следующей темы -

    «Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей» изучаются права и обязанности судей и представителей народа, участвующих в отправлении

    правосудия, порядок формирования судейского корпуса, компетенция и основы организации органов судейского сообщества. В следующей теме изучается становление российской судебной системы, исторические этапы ее развития и

    реформирования. Изучение судебной системы РФ завершается темой, посвященной организационному обеспечению деятельности судов, Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, а также вопросам о компетенции и

    системе органов юстиции. Следующие темы соответствуют остальным направлениям правоохранительной деятельности – прокурорскому надзору и органам прокуратуры, оперативно-розыскной деятельности, предварительному

    расследованию уголовных дел и системе органов, их осуществляющих.

    Изучение курса «Правоохранительные органы» завершается темой, посвященной вопросам организации и деятельности адвокатуры в России.

    С тем, чтобы лучше понять, какое место занимает курс

    «Правоохранительные органы» в системе юридических учебных дисциплин, вначале необходимо дать основные сведения об их классификации.

    К правоведению относится широкий круг учебных дисциплин, которые

    условно можно подразделить на следующие группы:

    историко-теоретические, призванные изучать исторические и теоретические вопросы развития и функционирования государства и права

    (теория государства и права, криминология, история государства и права России,

    зарубежных стран, история политических и правовых учений и др.);

    отраслевые, направленные на изучение конкретных отраслей права

    (уголовное право, гражданское право, административное право, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное право и др.);

    прикладные дисциплины, посвященные вопросам применения

    специальных знаний в практической деятельности юриста (криминалистика,

    судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др.).

    дисциплины, изучающие структуру и принципы деятельности различных государственных органов, а также отдельных негосударственных

    организаций. Очевидно, что дисциплина «Правоохранительные органы» относится к данной группе, куда также входят такие дисциплины как прокурорский надзор, адвокатура и нотариат.

    Дисциплина «Правоохранительные органы» - одна из вводных в правоведение дисциплин и поэтому она тесно взаимосвязана практически со всеми другими юридическими дисциплинами. Рассмотрим ее взаимосвязь с

    конкретными учебными дисциплинами в соответствии с вышеуказанной их классификацией.

    Основополагающей, фундаментальной теоретической дисциплиной в

    системе правоведения является теория государства и права (далее – «ТГП»), которая изучает наиболее общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как социальных явлений, вырабатывает определения важнейших государственно-правовых категорий для всех без исключения юридических дисциплин. Не является исключением и

    «Правоохранительные органы». ТГП определяет понятия таких явлений как

    «право», «государство», «государственная власть», «государственный орган»,

    «механизм государства», «функции государства», «правовое государство» и т.д. Таким образом, ТГП выполняет своего рода служебную миссию по отношению к другим юридическим наукам, обеспечивая их ключевыми категориями, определениями основных понятий в правоведении.

    Государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение в рамках дисциплины «Правоохранительные органы» исторических этапов

    развития судебной системы в России, кроме того при изучении курса студенты получают краткие сведения об истории прокурорского надзора, органов, осуществляющих предварительное расследование и адвокатуры. Эти знания

    призвана обобщать и анализировать история государства и права России. Они используются в дисциплине «Правоохранительные органы», для того, чтобы в наиболее общем виде представить историческую картину становления и развития правоохранительной системы в нашей стране.

    Изучение системы правоохранительных органов РФ, принципов их организации и деятельности в рамках курса «Правоохранительные органы» создает основу для изучения отраслевых юридических дисциплин – прежде всего,

    изучающих отрасли процессуального права – уголовно-процессуального, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права. Изучив курс «Правоохранительные органы», студенты получают представление о

    судебной системе РФ, ее звеньях, судебных инстанциях, полномочиях

    государственных органов, участвующих в судопроизводстве. В рамках курса

    «Правоохранительные органы» изучаются демократические основы (принципы)

    правосудия, что позволяет заложить фундамент для изучения отраслевых дисциплин, сформировать правовое мировоззрение студентов в духе идей правового государства. В свою очередь, многие вопросы, изучаемые указанными дисциплинами, в наиболее краткой и доступной форме обобщаются и освещаются в рамках курса «Правоохранительные органы», что обеспечивает преемственность изучения дисциплины «Правоохранительные органы» и этих отраслевых дисциплин. К примеру, при рассмотрении понятия и видов судебных инстанций, раскрываются их особенности применительно к уголовному, гражданскому и арбитражному судопроизводству.

    Из всех направлений юридической деятельности наиболее остро затрагивает права и свободы человека деятельность уголовной юстиции. Именно

    здесь личность подвергается наиболее жестким мерам государственно-правового воздействия, поэтому значение соблюдения правовых норм, принципов,

    защищающих человека от произвола государственных органов и их должностных лиц, здесь наиболее важно. Именно поэтому столь большое внимание в рамках изучения курса «Правоохранительные органы» уделяется вопросам уголовного

    судопроизводства, т.е. деятельности суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел и органов, осуществляющих предварительное расследование. В связи с этим, дисциплина «Правоохранительные органы» наиболее тесным

    образом взаимосвязана с уголовно-процессуальным правом.

    Тесно взаимосвязана рассматриваемая нами дисциплина с конституционным правом в рамках которого, в частности, дается общая характеристика государственных органов РФ, затрагиваются вопросы о месте

    правоохранительных органов в государственном механизме, на основе изучения норм главы II «Права и свободы человека и гражданина» и VII «Судебная власть» Конституции РФ раскрывается содержание основных принципов деятельности

    органов государственной власти.

    Вопросы, связанные с функционированием таких правоохранительных органов, как например, органы юстиции и органы внутренних дел, изучаются в

    рамках административного права, в предмет которого входит изучение организации и деятельности органов исполнительной власти. Система этой дисциплины включает также темы, посвященные органам, компетентным

    налагать административные взыскания и процедуре их наложения.

    Теснейшим образом связаны «Правоохранительные органы» с изучением таких дисциплин как прокурорский надзор, адвокатура и нотариат, которые изучаются на старших курсах обучения. Эти дисциплины по сути конкретизируют

    ряд важных тем курса «Правоохранительные органы», расширяют те познания, которые получили студенты в процессе его изучения.

    ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРЕАНЫ»

    ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

    Все новые проблемы ставит век.

    И, посчитав, компьютеры решили, что может их решить лишь человек.

    А. Жуков, поэт

    Основные понятия: предмет, метод, система правоохранительных органов

    Любую дисциплину отличает свой предмет, объект изучения и метод воздействия, при этом метод может быть заимствован из другой правовой отрасли. Для дисциплины и отрасли права предмет и объект по содержанию - это однородные общественные отношения, они отличаются между собой только по объему. Однако предмет конкретной отрасли права через объект взаимосвязан с другими предметами отраслей права.

    Существуют понятия: «дисциплина»; «отрасль права»; «научная отрасль знаний». Объективная действительность существования самостоятельного предмета и потребность в правовом его регулировании порождает отрасль права, т.е. создается собственная правовая база, регламентирующая и регулирующая однородные общественные отношения, составляющие предмет дисциплины. Практически одновременно развивается и научная отрасль правовых знаний для изучения законов и закономерностей развития отношений с целью совершенствования их регулирования, а также выработки научных терминов, категорий и институтов в этой правовой отрасли научных знаний. В последнее время отмечена тенденция выделения самостоятельных предметов и соответственно дисциплин и отраслей права, регулирующих однородные общественные отношения (предмет).

    В дисциплине изучается отрасль права и научная отрасль знаний, с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, способных в дальнейшем развивать научную отрасль права и применять эти достижения на практике. Дисциплина, отрасль права и отрасль научного знания «Правоохранительные органы» имеют свои специфические предметы, объекты, методы познания и воздействия на поведение участников специфических управленческих отношений, возникающих в процессе обеспечения безопасности личности, государства и общества и осуществления правоохранительной деятельности.

    Предметом дисциплины и отрасли права являются однородные специфические общественные отношения, возникающие в процессе порядка образования специальных государственных и негосударственных субъектов права, их организации как социальной системы управления в сфере правоохранительной деятельности на основании законодательства, гарантирующие и обеспечивающие защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства. Эти общественные отношения в сфере правоохранительной деятельности в той или иной мере осуществляют все органы государственной власти. Однако предметом дисциплины и отрасли является осуществление правоохранительной деятельности органами судебной власти и специально уполномоченными ОН В.

    Предмет исследования любой научной отрасли - это законы, закономерности и особенности, которые следует использовать в целях улучшения практической деятельности, а объект научной отрасли - это то, на что направлено исследование (т.е. однородные общественные отношения). В дисциплине изучаются основные понятия, категории, положения и институты права, наработанные как научной отраслью, так и в процессе правоприменительной практики.

    Следовательно, дисциплина и отрасль «Правоохранительные органы» имеют предмет и объект, идентичные по содержанию (природе), но разные по объему однородных отношений, возникающих в процессе образования правоохранительных органов и организации управления в сфере правоохранительной деятельности.

    Требует пояснения и сам термин «правоохранительный орган». В науке и практике существуют различные точки зрения. Наиболее распространенная точка зрения заключается в том, что правоохранительный орган - это такой орган, который вступает в действие, когда имеется информация (сообщение) о преступлении или заявление физического лица о нарушении его прав, свобод и законных интересов или это лицо незаконно привлечено к юридической ответственности, т.е., по существу, правоохранительный орган работает как бы в режиме «оказания правоохранительных услуг». Наиболее приемлемое определение правоохранительного органа в соответствии со смыслом социального правового государства состоит в осуществлении им на основании и в порядке, определенном законодательством, правоохранительных функций методами убеждения, а также применения в исключительных случаях на основании и порядке, определенном законом, мер принуждения для обеспечения безопасности личности, государства и общества.

    Правоохранительный орган - это специальный уполномоченный государственный орган, осуществляющий от имени государства, на основании и в порядке, определенном законодательством, правозащитные, контрольные, надзорные, правоприменительные, оперативнорозыскные, предварительного расследования (в форме дознания и предварительного следствия), административные, профилактические и иные государственные функции в интересах защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, обеспеченные методами убеждения и принуждения, а также иное специальное негосударственное учреждение, образованное в соответствии с законодательством для осуществления правоохранительных функций, на основе устава, зарегистрированного в определенном законом порядке.

    Представление - это совокупность компонентов (элементов) какого-то предмета, характеризующая в общих чертах, но не раскрывающая его сущности (например, «Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации»), где перечислены организационно-правовые формы ФОИВ, их количество, а также указано, какие из них непосредственно подчинены Президенту РФ или Правительству РФ. В ст. 112 Конституции РФ утверждение структуры ФОИВ осуществляется Президентом РФ в недельный срок после вступления в должность Председателя Правительства РФ (один раз в шесть лет), исключением является отставка Правительства РФ (ст. 117 Конституции РФ), других случаев утверждения структуры ФОИВ Конституцией РФ не предусмотрены, так как это очень дорогостоящая реформа и, главное, она надолго снижает качество функционирования структуры ФОИВ и должна пройти период восстановления прежнего уровня своего функционирования. В дальнейшем, если такое изменение структуры научно обоснованно, это позволит повысить уровень качества государственного управления. На практике структура ФОИВ с 2008 по 2012 г. изменялась до 15 раз.

    Организационно-правовая форма - это совокупность отделений, отделов, департаментов, управлений и иных организационно-соподчиненных подразделений, закрепленных нормативным правовым актом в целях реализации определенных функций и задач в организации государственного управления.

    Изучая сущность системы управления конкретного правоохранительного органа, мы рассматриваем не только его внутреннюю структуру, но и порядок его образования, организацию деятельности системы управления по предметам ведения и объему компетенции, порядок назначения на должность и снятия с должности руководителя и его заместителей, т.е. рассматриваем систему организации и деятельности конкретного правоохранительного органа.

    Сущность - это внутреннее содержание изучаемого предмета, выражающееся в целостном единстве его многообразных интегрированных свойств и отношений, включающее специфические отличительные признаки (черты) исследуемого предмета или объекта.

    Чрезвычайно важно различать понятия системы и структуры в организации деятельности правоохранительных органов. Сложность разграничения этих понятий состоит в том, что структура - это система двух и более элементов (подсистем), находящихся между собой в неподвижной организационной связи, т.е. в состоянии статики, а система - это структура в динамике, т.е. структура приобретает качество системы в процессе ее функционирования (работы). Поэтому на стадии разработки и закрепления структуры применяются статутные (образующие) нормы права, а для совершенствования деятельности функциональной структуры (системы) используются нормы правового регулирования.

    Эти понятия часто смешиваются не только в теории, но и на практике, что затрудняет правовое закрепление и регулирование управленческих отношений и, как следствие, недостаточно работает на повышение уровня эффективности деятельности ОН В, в том числе в процессе осуществления ими правоохранительной деятельности.

    Поэтому чрезвычайно важно отличать в теории, нормотворчестве и практике такие понятия, как «система и структура правоохранительных органов»; «признаки системы»; «системные признаки»; «системный подход»; «системный анализ», так как они тесно связаны с разрешением актуальной проблемы качества государственного управления, в том числе и повышения уровня эффективности правоохранительной деятельности в целом.

    Надо усвоить такие основные понятия, как «компетенция», «полномочия» и «правомочия».

    Компетенция - это совокупность нормативно закрепленных полномочий правоохранительного органа, наделение его правами, обязанностями и ответственностью по осуществлению функций и задач, в определенных законом формах и методах.

    Полномочия - это делегированные государством (закрепленные законодательством) конкретные виды деятельности - функции, для осуществления которых субъекты права наделяются правами, обязанностями и ответственностью за их реализацию. Решения этих уполномоченных субъектов права имеют государственно-властный характер.

    Правомочия - это предусмотренная законом возможность участника управленческих отношений (подвластного субъекта права) осуществлять определенные действия и требовать от полномочного органа или должностного лица (властного субъекта права) выполнения обязанностей по защите его прав, свобод и законных интересов.

    Например, невыполнение государственным служащим действий по защите прав и законных интересов гражданина является административным правонарушением служащего.

    Центральное место в изучении дисциплины «Правоохранительные органы» занимают термины: «система», «признаки системы», «системный признак», «системный анализ» и «системный подход», «структура системы», «проблема», «принципы», «цели», «задачи», «функции», так как от их усвоения завит решение вопросов организации деятельности правоохранительных органов.

    Под системой понимается совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых между собой и образующих целостное единство.

    Признаками (чертами) системы являются:

    • 1) наличие двух и более элементов (подсистем), т.е. управляющего элемента и управляемого. Как правило, система управления правоохранительным органом состоит из трех подсистем:
      • федерального уровня управления;
      • уровня управления субъекта РФ;
      • уровня управления городов и районов.

    Такое деление связано с федеративным устройством и административно-территориальным делением нашего государства, что регламентировано Конституцией РФ (ст. 1, 5, гл. 3).

    Каждый элемент системы выступает одновременно в роли властного субъекта управления по отношению к подвластному субъекту управления и в роли подвластного субъекта управления по отношению к властному субъекту управления, т.е. все системы управления построены по принципу иерархии (организационной соподчиненности);

    2) взаимосвязь и взаимозависимость , которые регламентированы нормативными правовыми и организационно-правовыми актами, эти отношения связи имеют властный характер. При рассмотрении этого признака некоторые авторы упрощенно подходят к его характеристике, считая, что взаимосвязи здесь достаточно, но только взаимозависимость результатов деятельности подсистем (элементов) повышает эффективность функционирования системы. Каждая подсистема является управляемой по отношению к вышестоящей, или управляющей, по отношению к нижестоящей подсистеме и между ними существует не только взаимосвязь, но и взаимозависимость по результатам функционирования.

    Взаимосвязь между субъектом управления осуществляется в форме «прямых связей» (команд, приказов, указаний, осуществления контроля и т.п.) и «обратных связей», т.е. наличия поступающей информации о результатах работы организационно соподчиненных субъектов управления. Взаимозависимость - это когда результаты эффективности работы всей системы функционирования зависят от результатов работы ее подсистем, и эта взаимозависимость функционирования определяет уровень целостного единства работы всей системы;

    3) целостное единство системы, которое понимается как интегрированное качество, а не арифметическая сумма качеств элементов, входящих в систему функционирования. Интеграция - это состояние качественной связи отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к этому состоянию. Целостное единство можно определить и как наиболее тесную связь элементов внутри системы, нежели ее элементов с элементами других внешних систем, т.е. с внешней средой.

    Следует разделять понятия «признаки системы» и «системный признак».

    Системный признак означает качественное различие правоохранительных систем, имеющих свои цели, задачи, принципы, функции, формы и методы их осуществления.

    Также различны понятия «системный подход» и «системный анализ» в организации и деятельности правоохранительных органов. Изучение правоохранительных органов имеет краткую историю, а системный подход открыт и применяется веками. Владеющие этим эффективным методом познания люди всегда успешно его применяли и применяют в теоретической и практической деятельности.

    Системный подход - это один из основных методов познания сложных объектов и процессов общества и природы, выявление в них основных типов связей и сведение их в единую теоретическую модель или схему, позволяющую адекватно характеризовать и сравнивать эти объекты и процессы.

    Системный анализ - это совокупность методологических способов, средств, приемов и операций, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным и комплексным проблемам исследуемых процессов или объектов общества и природы.

    Главный смысл использования системного анализа в управлении социальными системами заключатся в том, что прогнозирование поведения объекта воздействия и планирование деятельности субъекта управления всегда имеют вероятностный характер, а мера или степень воздействия зависят от уровня изменения и развития внешней среды (общества). Поэтому управление социальными системами - это гармоничное сочетание достижений науки и искусства. Неслучайно древнегреческий философ и мыслитель Платон называл науку кибернетику искусством управления государством.

    Особое значение в осуществлении правоохранительной деятельности как и в организации управления любого вида деятельности имеет процесс выявления и осмысления актуальной проблемы.

    Проблема - это различие (мера, степень) между действительным состоянием осуществления правоохранительной деятельности и желаемым или требуемым состоянием.

    Проблема может измеряться количественными и качественными отношениями в виде конечного результата. Проблемы по результату расхождения между действительным и желаемым имеют сходство с результатами целей и задач. Однако по иерархии и приоритету результат проблемы является первым, вторым является цель, так как она формулируется при выявлении и осмыслении проблемы, третьим являются задачи, так как правоохранительные органы, решая поставленные руководством или закрепленные нормативными правовыми актами задачи, достигают цели или приближаются к ним, а достигая цели, разрешают (снимают) в некоторой мере (степени) остроту актуальности проблемы в сфере своей правоохранительной деятельности.

    Поэтому очень важно для субъекта управления уметь выявить и осмыслить одну наиболее актуальную проблему, так как ни один правоохранительный орган не в состоянии разрешить одновременно все или несколько проблем ввиду ограниченности времени, финансовых, экономических, материально-технических ресурсов, квалифицированных кадров, а также возможного неблагоприятного влияния внешней среды.

    Актуальность проблемы - это не только ее высокий приоритет (значимость), но и практическая возможность или допустимая степень вероятности разрешения этой проблемы за определенное время при наличии имеющихся ресурсов (кадровых, финансовых, экономических, материально-технических, временных, информационных и др.). Актуальность проблемы выявляется при возникновении двух требований:

    • 1) если по приоритету она превосходит остальные;
    • 2) если имеется допустимый уровень вероятности ее разрешения (при наличии кадровых, финансовых, экономических, материально- технических и временных ресурсов для ее частичного или полного разрешения).

    Актуальность проблемы (ее выявление и осмысление) обуславливает характер сформулированной цели и постановку задач для ее достижения, а также наделение исполнителей соответствующими полномочиями (видами деятельности государственно-властного характера) для осуществления функций и решения поставленных задач, что способствует достижению или хотя бы приближению к сформулированной цели (желаемому результату).

    Решая поставленные задачи, не всегда возможно достичь сформулированных целей и впоследствии разрешить актуальную проблему полностью. Однако позитивность этого непрерывного, циклического процесса решения задач с помощью осуществления определенных функций и полномочий заключается в достижении определенных результатов (целей), частичном или окончательном разрешении проблемы. Результаты решения задач зависят также от полномочий (видов деятельности государственно-властного характера) правоохранительного органа, должностного лица, его квалификации и опыта в плане организации осуществления правоохранительных функций. Например, полиция наделена полномочиями по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и других правонарушений с помощью таких правоохранительных функций, как оперативно-розыскная, административная деятельность, дознание, предварительное следствие. Меры государственного принуждения, используемые полицией для осуществления правоохранительных функций, регламентированы ФЗ от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции», так как меры принуждения, и в первую очередь, касающиеся ограничения прав и свобод личности, могут применяться только на основании федерального закона в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.