Категория e к d. Расшифровка категорий и подкатегорий. Подготовка к экзаменам

Категории прав вождения были придуманы, чтобы разделить все транспортные средства на полтора десятка различных видов, различающихся грузоподъемностью, мощностью двигателя, количеством колес и пассажирских мест.

Невозможно или крайне сложно научиться водить абсолютно все транспортные средства, да это и не нужно рядовому водителю. Зачем уметь водить тяжелый грузовик с прицепом, если хватит и стандартной категории B для управления семейным авто?

Категории упрощают жизнь водителя, разрешая ему сдавать экзамен в ГИБДД на управление только тем транспортом, которым он действительно будет пользоваться. Ранее в России было всего несколько категорий, но после принятия в 2014 году новой редакции Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ появилось множество новых категорий.

Общая информация

В 2019 году существует всего 16 категорий и подкатегорий прав, которые позволяют управлять любым транспортным средством – от мопеда и квадроцикла до грузовиков с прицепом и троллейбусов.

Чтобы получить одну или несколько из них, потребуется сдать соответствующий теоретический и практический экзамен в ГИБДД.

Но имеются и исключения. К примеру, категорию М (мопеды, скутеры и квадроциклы с объемом двигателя до 50 куб. см) получают все водители, открывшие любую другую категорию прав.

Таблица категорий и подкатегорий 2019 года

Категория, подкатегория транспортного средства Расшифровка категории С какого возраста можно открыть Эксплуатационные характеристики
A Мотоциклы С 18 лет Объем двигателя превышает 125 куб. см
A1 Легкие мотоциклы С 16 лет Объем двигателя менее 125 куб. см
B Легковые автомобили С 18 лет Автомобили с массой до 3.5 тонн и с количеством пассажирских мест до 8
Be Легковые автомобили с прицепом С 18 лет Автомобили с массой до 3.5 тонн, масса прицепа – более 750 кг
B1 Трициклы и квадрициклы С 18 лет Объем двигателя свыше 50 куб. см
C Грузовики С 18 лет Масса грузовиков – более 7.5 тонн
C1 «Легкие» грузовики С 18 лет Масса – от 3.5 до 7.5 тонн
Ce Грузовики с прицепом С 18 лет Масса прицепа – более 750 кг
C1e «Легкие» грузовики с прицепом С 18 лет Масса грузовиков – от 3.5 до 7.5 тонн, масса прицепа – более 750 кг
D Автобусы С 21 года Количество пассажирских мест – от 16
D1 Малые автобусы С 21 года Число пассажирских мест – от 8 до 16
De Автобус с прицепом С 21 года Масса прицепа – более 750 кг
D1e Малые автобусы с прицепом С 21 года Число пассажирских мест – от 8 до 16, масса прицепа – более 750 кг
M Мопеды и квадроциклы С 16 лет Объем двигателя – до 50 куб. см
Tm Трамвай С 21 года
Tb Троллейбус С 21 года

Категории M, A и A1

Новая категория M позволяет управлять мопедами и легкими квадроциклами с объемом двигателя до 50 куб. см. Квадроциклы – это транспортные средства, у которых 4 колеса, мотоциклетный (велосипедный руль) и посадка «верхом». В квадроциклах нет салона и педалей, все функции управления выполняются «по-мотоциклетному».

Категория M заняла пустующую нишу. Современные легкие мопеды и скутеры стали развивать приличную скорость (до 80 км/час), став полноправными участниками дорожного движения. Ранее же привлечь лиц, управляющих мопедами (в основном это были несовершеннолетние граждане) не было никакой возможности. Теперь же управлять мопедами можно только с действующими правами и соответствующей категорией, которую можно открыть с 16 лет.

Важно! Удостоверение тракториста-машиниста не дает права на управление мопедами и легкими квадроциклами с объемом двигателя до 50 куб. см.

  • A – категория, разрешающая управлять классическими мощными мотоциклами с объемом двигателя свыше 125 куб. см, которые могут быть при необходимости доукомплектованы боковой коляской. Категория A выдается только при достижении 18 лет;
  • A1 – подкатегория, разрешающая управление легкими мотоциклами с объемом двигателя от 50 до 125 куб. см. Открывается она с 16 лет, как и категория M.

Категория B1

Новая категория B1 дает право на управление квадрициклами и трициклами. Квадрициклы – это четырехколесные транспортные средства с автомобильной посадкой (кресло или диван) и круглым автомобильным рулем, которые обычно имеют подобие салона, то есть оснащены крышей. Трициклы отличаются от квадрициклов только количеством колес (в трицикле их 3).

Масса квадрициклов и трициклов должна превышать 400 кг (550 кг с грузом), а мощность двигателя быть более 15 кВт, именно тогда для их управления потребуются права с подкатегорией B1. В противном случае транспортное средство будет приравнено к мотоциклу, и для управления им потребуется стандартная мотоциклетная категория A.

Важно! Если квадрицикл или трицикл оснащен двигателем с объемом до 50 куб. см, то управлять им можно с категорией M (мопеды, легкие квадроциклы и квадрициклы, скутеры).

Категории B и Be

Категории B и Be дают право управления легковыми автомобилями с максимальной массой до 3.5 тонн и количеством сидячих мест не более 8. Это наиболее распространенные категории. Разница между B и Be в том, что категория B разрешает перевозить на легковых автомобилях прицепы с массой до 750 кг, а категория Be – прицепы с массой более 750 кг. В последнем случае максимальная масса прицепа не должна превышать массу самого автомобиля без нагрузки, а общий вес (автомобиль и прицеп) не должен быть более 3.5 тонн.

Категория С1

Категория C1 стала обозначать грузовые автомобили с массой более 3.5 тонн, но не более 7.5 тонн (так называемые «легкие» грузовики). Она позволяет подсоединять к грузовикам и прицепы с массой до 750 кг. Если же прицеп превышает указанную цифру, то потребуется получить особую категорию – C1e. В этом случае максимальная масса грузовика и прицепа не может превышать 12 тонн.

Если у водителя имеется старший класс C – грузовики с массой более 7.5 тонн, то он может водить и более легкие грузовики, подпадающие под категорию C1. Аналогично и категория Ce дает право управлять «легкими» грузовиками с прицепом более 750 кг (категория C1e).

Категории D, D1, De и D1e

Категория D дает право управления профессиональным пассажирским транспортом с количеством мест от 16 и более. Новая подкатегория прав D1 выделила в отдельный тип малые автобусы с количеством пассажирских мест от 8 до 16. Категории De и D1e позволяют управлять «большими» и малыми автобусами с прицепами, если масса последних свыше 750 кг.

Важно! Открыть любые категории, разрешающие вождение автобусов, разрешается только с 21 года.

Категории Tm и Tb

Новые категории Tm и Tb стали необходимы тем, кто по роду профессиональной деятельности управляет трамваем (Tm) или троллейбусом (Tb). До недавнего времени оба этих вида общественного транспорта не выделялись в отдельную категорию, а информация о том, что водитель имеет право ими управлять, вносилась в специальную графу водительских прав (в качестве особых отметок).

Особые отметки новых водительских прав

В водительском удостоверении современного образца на оборотной стороне есть пункт под номером «12» — особые отметки. Какими они могут быть? Речь идет прежде всего об отметках AS и MS.

Пометка AS разрешает водителю управлять соответствующим видом транспорта (категория B1) с автомобильной посадкой (кресло, диван) и автомобильным круглым рулем. Буквы MS означают, что водитель вправе управлять транспортом (B1) с посадкой мотоциклетного типа («верхом») и мотоциклетным (велосипедным) рулем.

Особая отметка AT разрешает управление транспортом только с автоматической трасмиссией. Обозначение ML говорит о том, что у водителя имеется ряд медицинских ограничений на управление транспортом соответствующей категории (к примеру, при вождении требуется использовать очки или контактные линзы).

В России принята новая классификация категории водительских прав, в которой к четырём начальным буквам латинского алфавита A,B,C,D прибавлена пятая категория – М, а категории получили подкатегории с цифрой 1 (А1, В1, С1, D1). Кроме этих 5 основных категорий и 4 подкатегорий существуют особые категории для управления автомобилем с прицепом: BE, CE, DE, C1E, D1E.

С 1 апреля 2014 года в России началась выдача водительских удостоверений нового образца, которые действуют и в 2018 году.

Таблица категорий и подкатегорий прав

Таким образом весь автотранспорт, на управление которым требуются водительские права, разделён на 5 основных категорий, 4 дополнительные подкатегории и специальные категории для управления ТС с прицепом.

Расшифровка таблицы с категориями в правах

  1. категория А – можно управлять мотоциклами с коляской и без коляски;
    подкатегоря А1 – лёгкие мотоциклы с объёмом мотора от 50 до 125 кубических сантиметров(см3);
  2. категория В – легковые машины и грузовики грузоподъёмностью до 3,5 т. или вместимостью до 8 пассажиров; BE — легковые автомобили с прицепом
    В1 – квадрициклы и трициклы;
  3. категория С – грузовые авто с грузоподъёмностью более 3,5 т;
    СE — грузовые автомобили с прицепом
    С1 – грузовики с разрешённой нагрузкой на ось 3,5 – 7,5 т;
    С1E — средние грузовики с прицепом;
  4. категория D – автобусы, перевозящие свыше 8 пассажиров;
    DE — автобусы с прицепом
    D1 – микроавтобусы, вместимостью от 8 до 16 пассажиров;
    D1E — небольшие автобусы с прицепом;
  5. категория M – мопеды и квадрициклы с объёмом двигателя не более 50 см3
  6. категория Tm — трамваи
  7. категория Tb — троллейбусы

Принятые подкатегории выделяют из машин одного типа автомобили в облегчённом варианте с меньшей грузоподъёмностью и мощностью двигателя, управление которыми требует меньшей подготовки и опыта. Кроме более детальной градации транспорта по массе, вместимости и мощности новый закон ввёл изменения к требованиям по стажу и возрасту водителей, получающих допуск к управлению этих категорий транспорта.

Открытая основная категория дает право на управление транспортом, который относится к младшей подкатегории. Поэтому, если вы выучились на категорию «В», то автоматически откроют подкатегорию «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, на что указывает отметка AS в водительском удостоверение). Если на «С» то автоматически откроют С и С1, категория А открывает подкатегорию А1 и B1 (с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа). Так же автоматически открываются категории и , нужно лишь следить, чтобы категории были указаны в .

Классификация категорий водительских прав в 2018 году в РФ

Право на управление транспортом категории «А»

В категорию «А», как сказано выше, относятся мотоциклы. Они могут быть с коляской или без коляски. К ним же приравнены мотоколяски, которые выпускались в прошлом веке, а сейчас практически не используются. В ПДД установлено, что к мотоциклам относится транспортное средство на двух колёсах с коляской или без неё, а также любой моторизованный транспорт весом, не превышающим 400 кг. Для управления таким транспортом их владельцам с отметкой о разрешении на право вождения по категории «А».

Что означает подкатегория «А1»

Разница в категории «А» и подкатегорией «А1» в том, что к «А1» отнесены права на вождение маломощных мотоциклов, оборудованных мотоциклетным двигателем, мощность которых не выходит за пределы 11 кВт, а объём камеры сгорания не более 125 кубических сантиметров. Это лёгкие мотоциклы с укороченными размерами и большой маневренностью. Если водители имеют отметку о допуске к управлению мотоциклами категории «А», то им разрешено управлять транспортными средствами и по подкатегории «А1». А вот с правами «А1» нельзя управлять тяжёлым и мощным мотоциклом.

Еще «А1» отличается от категории «А» тем, что на подкатегорию «А1» можно выучиться с 16 лет, а чтобы открыть категорию «А» нужно достичь 18 лет.

На каком транспорте можно ездить с категорией «В»

  • все автомобили и транспорт, кроме мотоциклов, которые весят не более 3,5 т и могут вмещать не больше 8 пассажиров;
  • автомобили с прицепом, вес которого не более 750 кг;
  • автомобили с прицепом, вес которого более 750 кг, но менее массы самого автомобиля. При этом суммарная масса автомобиля с гружёным прицепом не должна превышать 3,5 тонн.

С категорией водительских прав «В» можно водить все автомобили, соответствующими перечисленным выше требованиям, включая минивэны и джипы, а также автомашинами с прицепом. С открытой категорией «В» нельзя управлять мотоциклами категории «А».

Прицепы требуют особых навыков вождения и обеспечения безопасности. Поэтому Правилами предусмотрены дополнительные требования в случае использования тяжёлых прицепов с массой более 750 кг:

  1. предельная масса прицепа с грузом, установленная для него заводской документацией, должна быть не больше массы самого автомобиля, чтобы прицеп не мог перетянуть и опрокинуть автомашину на неровных дорогах;
  2. суммарная масса автомобиля с прицепом должна быть не больше 3,5 т.

Например, разрешенная масса (max) легкового автомобиля составляет 1685 кг, а масса без нагрузки 1300 кг. В этом случае с правами категории «В» к автомобилю можно прицепить прицеп массой до 1300 кг. Тогда общая максимальная масса автомобиля с прицепом будет меньше 3,5 тонн (максимум 1685+1300=2985 кг).

Вождение прицепов с категорией «ВЕ»

Бывшая ранее отдельная категория «Е» новыми Правилами устранена, вместо неё введены подкатегории с добавлением буквы «Е» в категориях «В», «С», «D», обозначающие транспортные средства с прицепами.
Владение свидетельством на право управления автомобилем категории «ВЕ» даёт допуск к управлению автомобилем с тяжелым прицепом:

  • легковых автомашин, относящихся к категории «В», которые имеют тяжёлый прицеп весом более 750 кг, превышающим массу порожнего автомобиля;
  • легковых автомашин, относящихся к категории «В», которые имеют тяжёлый прицеп весом более 750 кг, в случае, когда общая масса загруженного автомобиля с прицепом больше 3,5 тонн.

Каким транспортом можно управлять с подкатегорией «В1» водительских прав

Трициклами называют трёхколёсный мототранспорт, а квадрициклами – четырёхколёсные мотоциклы, наподобие советских мотоколясок. Таким образом, квадрИциклы не имеют отношения к распространённым в России квадрОциклам. Это разные виды транспорта и для их вождения требуются разные категории прав.

  • с предельной массой по технической документации большей 3,5 тонн, но меньшей 7,5 тонн;
  • такие же грузовые автомашины, сцепленные с прицепами весом до 750 кг.

Таким образом, подкатегория «С1» водительских прав разрешает управление лёгкими грузовичками с небольшими прицепами. При этом удостоверения, дающие право управления транспортом категории «С», разрешают вождение более лёгких грузовых автомобилей, относящихся к категории «С1».

Право на управление транспортом категории «С1Е»

К группе «С1Е» отнесены грузовые автомобили с разрешённой массой от 3,5 до 7,5 тонн, соединённые с прицепом весом свыше 750 кг, но меньше массы порожнего автомобиля. При этом общий предельный вес грузовика с прицепом не должен быть больше 12 тонн. Владение водительскими правами категории «СЕ» дают право и на управление более лёгким транспортом, относящимся к категории «С1Е».

Категории «D»

К группе «D» транспорта отнесены пассажирские автобусы, которые оборудованы сиденьями для транспортировки пассажиров свыше 8 человек, а также автомобили, соединённые с прицепом с предельной массой до 750 кг. Свидетельство на право вождения категории «D» разрешает управление всеми типами автобусов, рассчитанных на перевозку свыше 8 пассажиров, независимо от их размеров и веса, и прицеплять к автобусу прицеп весом не более 750 кг.

Право на вождение транспорта категории «DE»

К категории «DE» отнесены автобусы, имеющие тяжёлый прицеп весом свыше 750 кг и сочленённые автобусы, состоящие из двух салонов («гармошки»). Для вождения такого состава транспортных средств необходимо иметь водительские права по категории «DE».

Подкатегория «D1»

К подкатегории «D1» транспортных средств отнесены небольшие автобусы с количеством пассажирских мест от 9 до 16, а также эти же автобусы с лёгкими прицепами весом до 750 кг. Для управления таким транспортом требуется наличие водительских прав с категорией «D1».

Право на вождение транспорта категории «D1E»

К категории D1E отнесены небольшие автобусы, созданные для перевозки от 9 до 16 пассажиров, имеющие сзади непассажирский прицеп с предельным весом более 750 кг, когда общий предельный вес автобуса с прицепом не превышает величины в 12 тонн. Здесь акцентируется внимание на то, что прицеп не может использоваться для транспортировки пассажиров, и общий вес всего состава ограничен величиной в 12 тонн.

  • владельцы водительских прав по категории D имеют право на управление транспорта категории D1;
  • владельцы водительских прав по категории DE имеют право на вождение транспорта категории D1E.

Категория «М» водительских прав

Для управления скутером или мопедом теперь нужны права

Введённая с 2014 года категория «М» даёт разрешение на вождение транспорта, входящего в данную категорию. В категорию «М» транспорта внесены мопеды, лёгкие типы квадрициклов и скутеры. Если ранее мопедами и квадроциклами разрешалось управлять, не имея водительских удостоверений, то новые Правила запрещают такое вождение в связи с ростом числа ДТП с участием такого вида транспорта.

Видео: Погоня за скутером

Установлен минимальный возраст водителей такой техники – 16 лет. Также к управлению транспортного средства, отнесённого к категории «М», допускаются все водители, имеющие право на вождение любым другим типом транспорта. Поэтому во всех водительских удостоверениях категория «М» водительских прав 2017 года открывается автоматически, при условии, что эта категория была открыта в медицинской справке совместно, например, с категорией «В». К вождению мопеда допускается также и водитель, имеющий права старого типа.

Штраф за езду мопеде или скутере составляет от 5 до 15 тысяч рублей.

К категории транспорта «Tb» отнесены троллейбусы, а к категории «Tm» отнесены трамваи. По старым Правилам эти виды городского транспорта не выделялись в отдельную категорию, а в водительских удостоверениях делались записи о разрешении в разделе «Особые отметки». Особенности управления этими видами транспорта требуют получения разрешения по отдельным категориям допуска.

С какого возраста можно получить водительские права на разные категории

По новому законодательству правом получения водительского удостоверения по категориям обладают все люди, достигшие определённого возраста:

  • на «А» — управление мотоциклами – с 18 лет;
  • на «А1» по управлению мотоциклами с малым объёмом до 125 см3 и мощностью до 11 кВт – с 16 лет;
  • на «М» по вождению мопедов – с 16 лет;
  • на «В» и «С» по управлению легковыми и грузовыми автомобилями – с 18 лет;
  • на «D», «Tb» и «Tm» по управлению автобусами, троллейбусами и трамваями – с 21 года;
  • на «ВЕ», «СЕ» и «DE» по управлению автотранспортом с прицепами – люди, имеющие права и опыт вождения на категории «В», «С» или «D» со стажем вождения не менее 12 месяцев.

Для того, чтобы получить водительские права на право управления транспортом по любой категории, обязательно требуется прохождение обучения в автошколе со сдачей экзаменов на знание правил дорожного движения и наличие навыков практического вождения. Пойти учиться в автошколу, закончить её и сдать экзамены в ГИБДД можно и раньше определенного возраста. Например, на категорию «А» или «В» можно можно пойти учиться в автошколу и в 17 лет, и экзамены в ГИБДД можно сдать в 17 лет, правда, для этого потребуется согласие родителей. Но вот водительские права на руки можно будет забрать только тогда, когда исполнится 18 лет, не раньше.

Управлять транспортным средством можно при условии, что открыта соответствующая категория в водительском удостоверении. Штраф за управление транспортным средством без прав или нужной категорией — 5.000 — 15.000 рублей. Мопедами или скутером можно управлять с любой открытой категорией.

Существовавшая в водительских удостоверениях категория Е с переходом на новые стандарты, расщепилась на ряд подкатегорий: BE, CE, C1E, DE, D1E. Ранее, получив штамп Е, допускалось управлять любым транспортным средством с прицепом. Сейчас ситуация дифференцируется соответственно конкретному виду авто: легковое, грузовое или предназначенное для пассажирских перевозок. Что такое подкатегория водительских прав ВЕ? Какие типы транспортных средств относятся к данной категории? Как открыть и получить категорию ВЕ в водительском удостоверении: нужно ли проходить обучение и сдавать экзамены? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Управление автомобилем с большегрузным прицепом

Согласно нововведению, категория ВЕ включает транспортные средства из категории В с прицепом, разрешенный предел массы которого более 750 кг. При этом должны соблюдаться дополнительные условия - прицеп должен превышать вес авто без нагрузки, а суммарная масса состава должна быть не ниже 3,5 тонн. Весовые характеристики автомобиля указаны в паспорте к транспортному средству – пункты 14, 15. При переходе со старого водительского удостоверения на новый образец документа допускалось автоматическое получение подкатегории ВЕ на определенных условиях. Сейчас, подобная информация уже неактуальна. Водителю целесообразно сосредоточиться на современных условиях получения категории ВЕ.

Основные требования к получению категории «ВЕ»

Практически до конца 2013 года допускалась самостоятельная подготовка к экзаменам на категории А и В. Современное законодательство запретило самообучение, введя обязательные платные курсы в автошколе. Снизило ли новшество аварийность на дорогах, утверждать сложно. Однозначно подтвержден лишь факт повышения финансовой нагрузки на население. Условия допуска к квалификационным экзаменам на любую из подкатегорий Е включают:

  • Достижение 21 года;
  • Наличие минимального годичного опыта управления транспортным средством соответствующей категории, для ВЕ - это В;
  • Отсутствие медицинских противопоказаний;
  • Прохождение обязательных курсов - теории и практики в автошколе.

Рассмотрим каждый из пунктов конкретно. Достижение 21 летнего возраста подтверждается паспортом и открывает путь для сдачи квалификационных экзаменов на подкатегорию ВЕ. Но пройти платное обучение в автошколе можно заранее, не дожидаясь «автомобильного» совершеннолетия. Наличие опыта управление автомобилем категории В подтверждается персональными документами на автомобиль, выпиской из трудовой книжки (обязателен штамп предприятия, заверяющий бумагу), прохождением воинской службы на соответствующей категории автодорожного средства. Справка об отсутствии противопоказаний по здоровью для управления автомобилем категории ВЕ выдается специализированным медицинским заведением. Документ должен содержать подписи профильных специалистов, заверенные печатями учреждения.

Сдача квалификационных тестов «ВЕ»

Рассказывать об обучении в автошколе нет смысла. Будущий обладатель прав с подкатегорией ВЕ получит возможность познать процесс на личном опыте. Больший интерес представляет сам процесс квалификации, состоящий из трех экзаменов: теории, вождении на автодроме, вождении по городу. Теоретический экзамен проводится по экзаменационным билетам соответствующей категории, в данном случае - В. Ознакомиться с билетами и пройти оценочный тест можно в сети Интернет бесплатно. Каждое задание включает 20 тестовых вопросов с тремя вариантами ответов. Не стоит искать билеты для подкатегории Е - их не существует.

Вторая часть квалификационного экзамена - проверка специализированных навыков. Тест проводится на автодроме и содержит 4 упражнения: подсоединение и отцепление прицепа; парковка параллельно к платформе; въезд задним ходом внутрь ангара; остановка для безопасной высадки пассажиров. Завершает квалификационный тест практическое вождение в городе, которое осуществляется под контролем сотрудника ГИБДД. Он оценивает навыки и умения водителя и ставит итоговую оценку, по результатам которой выносится решение о выдаче водительского удостоверения.

Приветствую вас, друзья!

В жизни автовладельца много ситуаций, когда своего авто становится мало. Поэтому для экономии ресурсов (денег, времени) используют автоприцепы, которые, по сути, универсальны. Дача? Рыбалка? Мини-переезд? Ремонт? Вам нужен прицеп!

Но для его использования необходимы не только навыки управления автопоездом, но и понимание, какие разрешающие документы вам для этого требуются. Нужна ли категория на легковой прицеп? Есть ли наказание за его вождение без категории? На эти и другие вопросы я отвечу в этой статье. С вами Илья Кулик, поехали!

Легковой прицеп (ЛП) – это автотранспортное средство без двигателя, используемое для движения в сцеплении с автомобилем.

Прицепы классифицируют на одноосные и двухосные. Понимание особенностей этих видов поможет подобрать вам автоприцеп, оптимально подходящий в зависимости от ваших личных целей его использования:

  • Одноосные более просты в управлении за счет своей меньшей массы.
  • Двухосные позволяют перевозить грузы большего веса (например, мотоцикл, квадроцикл и т.п.).

От распределения нагрузки зависит устойчивость состава и траектория движения при повороте.

Пример правильного распределения нагрузки на ЛП показан в видео:


Для чего может потребоваться ЛП, становится понятно сразу, когда необходимо перевезти что-либо тяжелое или объемное. Обычно его используют в следующих ситуациях:
  • В путешествиях . Автотуризм предполагает возить с собой множество вещей: палатки, спальные мешки, запас продуктов и прочее.
  • В промысловых видах отдыха: поездки за грибами, на рыбалку, охоту.
  • Для активного отдыха: перевозка велосипедов, лодки, мотоцикла.
  • В дачном и фермерском хозяйствах : помимо сокращения количества поездок туда-обратно, автоприцеп позволит сохранить салон авто чистым и не обшарпанным.
  • В работе : для перевозки различного инструментария, оборудования, материалов.
  • В мини-переездах : для транспортировки тяжелых и крупногабаритных предметов лучше воспользоваться грузовой газелью, а вот для перевозки коробок с вещами и не очень объемных предметов ЛП будет оптимальным решением.

Использование автоприцепа во многих случаях очень удобно, но не следует забывать, что водить автопоезд значительно сложнее, чем автомобиль без нагрузки. На управляемость влияет:

  • Распределение груза.
  • Скорость.
  • Длина автомобильного подвижного состава.
  • Техника вождения.
  • Дорожное покрытие.
  • Ветер и иные погодные условия.

В целом, вождение автопоезда намного сложнее, чем легкового авто, отсюда и повышенный риск аварийной ситуации.

Подборку аварий, связанных с потерей управления автопоезда, смотрите в видео :

Существует ли специальная категория на прицеп к легковому автомобилю

Нужны ли права на легковой прицеп? Давайте разберемся. В водительских правах разряд на управление легковым автомобилем обозначается буквой В. В некоторых случаях, когда автоприцеп соответствует законодательно заданным параметрам, водить легковой автопоезд можно на основании прав группы В. Поэтому говорить о специальной категории прав на ЛП неправомерно.

Другими словами, специальной категории Е для автоприцепа не существует. Тем не менее, во многих источниках подкатегорию Е называют категорией, что является лишь просторечным оборотом и создает путаницу. На самом деле подкатегория Е прописывается в ВУ исключительно как приставка к основной категории. Для легкового авто – это ВЕ.

Категория ВЕ – что это такое

ВЕ – это пометка в автоудостоверении, означающая открытие специальной подкатегории, разрешающей вождение легковых автомобилей в сцепке с автоприцепами массой свыше 750 кг и суммарным весом автопоезда больше 3500 кг.

Для получения подкатегории ВЕ необходимо пройти обучение в автошколе, освоить теоретическую часть, приобрести практические навыки и по итогу сдать экзамены. При присвоении разряда ВЕ выдается новое водительское удостоверение, а значит, для его получения нужно сделать фото, медицинскую справку и собрать .

В связи с тем, что услуга по получению ВУ на управление автопоездом пользуется сравнительно небольшой популярностью, экзамен на подкатегорию ВЕ принимают 1-2 раза в месяц в зависимости от региона. Поэтому, если планируете «отпуск на колесах», позаботьтесь о получении разрешающего документа заранее.

Когда нужна категория Е к категории В

Автоприцепы подразделяются на 4 группы в зависимости от веса:

  • О1 – массой не больше 750 кг.
  • О2 – масса находится в интервале от 750 до 3500 кг.
  • О3 – до 10 тонн.
  • О4 – более 10 тонн.

Очевидно, что к легковым относятся прицепы только первой и второй групп. Причем для группы О1 достаточно разряда В независимо от общей массы автопоезда.

Для использования автоприцепа группы О2, то есть тяжелее 750 кг, чаще всего необходимо проходить теоретическое и практическое обучение, а также сдавать экзамен.

Исключение из правила: даже если масса автоприцепа больше 750 кг, но при этом не превышает массу автомобиля без нагрузки и общий вес автопоезда не более 3500 кг, для вождения авто с ЛП достаточно прав группы В.

На какой прицеп нужна категория Е

  • С максимально разрешенной массой более 750 кг.
  • При большей массе , чем вес автомобиля без нагрузки.
  • При суммарном весе автопоезда больше 3500 кг.

Какие прицепы можно возить с категорией В

В соответствии с п. б) ст. 25 Постановления Правительства (ПП) № 1097 от 24.10.2014 года и ст. 25 ФЗ № 196, водительский разряд В разрешает вождение автомобилей:

  • Максимальным весом до 3,5 тонн с числом сидячих мест не больше 8 (не считая места водителя) – это так называемый автомобиль категории В.
  • Категории В , сцепленными с автоприцепом весом не более 750 кг.
  • Категории В , сцепленными с автоприцепом массой более 750 кг, но не больше веса автомобиля без нагрузки. Общий вес такого состава не должен превышать 3,5 тонны.

Разрешенная масса прицепа для категории В

Для того, чтобы водить автопоезд на основании водительского разряда В, прицеп должен соответствовать трем условиям:

  1. Его максимально разрешенная масса не должна превышать 750 кг.
  2. Его масса не должна быть больше веса автомобиля без нагрузки.
  3. Суммарный вес ЛП и автомобиля не должен быть больше 3500 кг. То есть если сам автомобиль весит 3500 кг, сцепление даже с самым легким автоприцепом повлечет за собой необходимость получения прав на ЛП.

Легковой прицеп: новые правила для категории В

Для автопоезда действует несколько специфичных правил дорожного движения:

  1. Максимальная скорость его движения 70 км/ч на трассе и 90 км/ч по автомагистрали (абз. 3 п.10.3 ПДД).
  2. Отсутствие госномера на прицепе ведет к штрафу в размере 5000 рублей или лишению ВУ на срок 1-3 месяца (п. 2 ст.12.2 КоАП).
  3. Свидетельство о регистрации на автоприцеп необходимо возить с собой и предъявлять сотруднику ГИБДД на основании требований п. 2.1.1 ПДД. Штраф за отсутствие при себе документов на ТС составляет 500 рублей. На усмотрение сотрудника ГИБДД вы можете отделаться предупреждением (п. 1 ст.12.3 КоАП).
  4. Задние габаритные огни обязательно должны работать на прицепе (п. 19.1 ПДД).
  5. При ДТП автомобиль с автоприцепом учитываются как одно транспортное средство.
  6. Получение страхового полиса ОСАГО отдельно для автоприцепа не нужно.

Категория ВЕ в новых правах

Ранее в автомобильных правах категория Е выделялась в самостоятельную и предназначалась для грузовиков с прицепами. В начале 21 века она стала сопутствующей, означала право управления конкретного вида автотранспорта с автоприцепом и обозначалась так: Е к В, Е к С и т.п.

После принятия нового образца водительского удостоверения (после 1 марта 2011 года) условное обозначение стало таким, как мы знаем сегодня: ВЕ, СЕ и т.д.

5 ноября 2013 года в ст. 25 ФЗ № 196 были закреплены изменения в существующих водительских разрядах, а также введены новые подкатегории: А1, В1, С1, D1.

Если в старом ВУ у вас были разряды В и Е, при его замене на новые права помимо ВЕ, вам присвоят также дополнительные подкатегории. В новом удостоверении будут категории В, В1, ВЕ, М.

Какое наказание, если у водителя нет категории на прицеп

Выезжая на дорогу за рулем автопоезда, надо быть готовым к встрече с инспекторами ГИБДД. Если у вас права разряда В, внимательно проверяйте и рассчитывайте правомерность управления таким составом. Если вы ошибетесь в расчетах, последствия грозят не очень приятные: управление транспортным средством иного разряда, чем указано в ВУ, приравнивается к вождению без прав.

Какой штраф, если нет категории на прицеп, налагается на виновника, устанавливает п. 1 ст. 12.7 КоАП РФ – такое правонарушение влечет за собой взыскание в сумме от 5000 до 15000 рублей.

Для того чтобы понимать, необходима ли подкатегория ВЕ на автомобиль с автоприцепом, необходимо знать ограничения по весу подвижного состава и его элементов, и правила его расчета.

Параметры автосостава Максимально допустимая масса автомобиля Масса без нагрузки Масса прицепа
Пример 1 2000 кг 1500 кг 1300 кг
Решение

1. Масса автоприцепа меньше массы автомобиля без нагрузки.

2. Сумма составляющих подвижного состава, а именно: 2000 кг + 1300 кг = 3300 кг не превышает 3500 кг.

Необходимые условия принадлежности состава к разряду В соблюдены, следовательно, для вождения автомобиля с прицепом заданных параметров достаточно водительских прав разряда В.

Пример 2 3200 кг 2500 кг 700 кг
Решение Сумма составляющих подвижного состава 3500 кг (3200 + 700 = 3900 кг). Несмотря на это, при заданных условиях достаточно разряда В, поскольку масса автоприцепа не превышает 750 кг.
Пример 3 1000 кг 800 кг 850 кг
Решение Масса автоприцепа более 750 кг, а также превышает массу авто без нагрузки – поэтому необходимы права разряда ВЕ.

Важно! Разрешенная максимальная масса автомобиля написана в п. 14 ПТС, масса без нагрузки – в п. 15.

Какие документы нужны на легковой прицеп

ЛП относится к транспортным средствам, а значит, для его использования необходимы:

  • Свидетельство о регистрации ТС, которое необходимо получить в ГИБДД в течение 10 дней после покупки.
  • Номерной знак государственной регистрации.

Внимание! Для физических лиц, владеющих транспортом массой не более 3500 кг с 1 января 2012 года прохождение ТО на прицеп не требуется! Это положение утверждено в п. 4 ст. 32 ФЗ № 170 от 01.07.2011 года.

Внимание! Самодельный автоприцеп также необходимо регистрировать в ГИБДД, но процедура будет сложнее в связи с необходимостью оценки соответствия ТС аккредитованной испытательной лабораторией.

Какие проблемы могут возникнуть при управлении автоприцепом

Выше я описывал, при каких условиях для вождения автопоезда достаточно водительского разряда В. В ситуации, когда прицеп весит не больше 750 кг вопросов ни у кого не возникает: и автовладельцам, и ГИБДД понятно, что разряд В дает право на управление таким составом. Иная ситуация с другим условием применения категории В, а именно: при массе прицепа свыше 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки и суммарным весом состава не более 3500 кг.

Иногда сотрудники ГИБДД упорно делают вид, что не в курсе об этом условии и пугают штрафом. Знаю об этом не понаслышке, так как сам однажды столкнулся с таким произволом (а иначе это не назовешь).

Около получаса продолжался наш диалог с инспектором, но «премии» к зарплате он от меня так и не получил: я хорошо знаком с правилами и ограничениями к управлению авто с прицепами, вел себя уверенно и совершенно не испугался угрозы штрафа, поскольку закон был на моей стороне.

Расскажу вам еще об одной проблеме, о которой мне довелось узнать от моего товарища. Повез он на прицепе моторную лодку, чтобы покататься на реке с семьей. Останавливает его сотрудник мобильного поста ДПС. После демонстрации документов на авто и на прицеп, инспектор затребовал документы на лодку!

На основании чего? «Ну, лодка – это же транспортное средство» – на ходу выдал повод инспектор. Ситуация наглядно показывает, что сотрудники дорожной службы могут быть не полностью в курсе нормативов родного ведомства, регламентирующих работу инспектора.

На самом деле, инспектор ГИБДД действительно имеет право остановить вас для проверки документов на ТС и провозимый груз, но только на стационарных постах ДПС, КПП и контрольных постах полиции. Это положение зафиксировано в пп. ж) п. 13.7 Приказа МВД РФ № 297 от 20.04.1999 г. (далее – Приказ). В описанном же мной примере подобное требование было незаконным.

На этот раз все закончилась без потерь, если говорить о деньгах. Но не все автомобилисты знают про подобные тонкости. Поэтому друзья, будьте бдительны! Иногда сотрудники ГИБДД могут предъявлять неправомерные требования по незнанию или пытаться взять «на испуг» в надежде получить мзду.

Внимание! Документы не только на ТС, но и на провозимый груз вы обязаны предъявить по требованию сотрудника ГИБДД, если вас остановили у стационарного поста ДПС, на КПП или контрольном посту полиции.

Опишу еще случаи, когда ГИБДД вполне законно может предъявить вам претензии относительно перевозимого груза:

  1. Груз ограничивает водителю обзор, затрудняет управление ТС (п. 23.4 ПДД).
  2. Груз выступает за габариты ТС более, чем на 1 м спереди и сзади или более, чем на 0,4 м сбоку и при этом на автопоезде не висит специальный опознавательный знак «Крупногабаритный груз» (п. 23.5 ПДД).
  3. Наличие в розыске ТС или перевозимого груза (пп. в п. 13.7 Приказа). В этом случае вас могут остановить для проверки документов, в том числе и на перевозимый груз. Если их с собой не окажется, то вас задержат до установления права собственности на груз и могут даже доставить в местное ОВД до выяснения. Но помните – без наличия соответствующей ориентировки требование о предъявлении документов незаконно.

Остается добавить, что иногда доказывать свою правоту оказывается себе дороже – проще предъявить документы и следовать далее своим курсом. Поэтому смотрите сами, как вам удобнее действовать – необходимые знания у вас теперь есть.

Напоследок напомню, что техника вождения автопоезда специфична.

Несколько полезных советов об управлении автоприцепом смотрите в видео:

Подведем итоги

  1. Легковые прицепы бывают одноосные и двухосные. Выбор зависит от целей использования.
  2. Спектр применения автоприцепов широк, но важно понимать, что для их использования необходимы специальные знания и навыки.
  3. Специальной категории на ЛП не существует: в зависимости от конкретных параметров автосостава могут подойти права разряда В или ВЕ.
  4. Для получения подкатегории ВЕ необходимо проходить обучение и сдавать экзамен.
  5. Водительское удостоверение при получении новой категории придется менять.
  6. Максимальная скорость движения при управлении автопоездом на 20 км/ч меньше, чем при движении без прицепа.
  7. Для управления легковым прицепом во многих случаях достаточно разряда В.
  8. При превышении законодательно установленной массы автоприцепа или всего автомобильного подвижного состава, необходимо получение подкатегории ВЕ.
  9. При приобретении ЛП в течение 10 дней его необходимо зарегистрировать в ГИБДД и получить госномер.
  10. Страховать отдельно прицеп не нужно.

Заключение

Автоприцеп помогает во многих жизненных ситуациях: в работе и отдыхе. Однако он может стать и источником неприятностей при незаконном использовании. Если вы приобрели легковой прицеп массой до 750 кг, беспокоиться не о чем – вам вполне достаточно категории В.

Если же он весит больше – не спешите бежать в автошколу, воспользуйтесь примерами расчета массы подвижного состава: вполне возможно, что получать дополнительную категорию не потребуется.

Расскажите в комментариях, используете ли вы легковой прицеп и как вы определяли, нужно ли вам получать дополнительную подкатегорию. Делитесь информацией с друзьями и подписывайтесь на обновления. С вами был Илья Кулик. Удачи на дорогах!