Конспект лекций по философии. Диалектика и законы диалектики

1. Общее понятие диалектики и развития.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

законы диалектики;

принципы.

Главная проблема диалектика – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Общее понятие законов диалектики.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

охватывают все сферы окружающей действительности;

раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

переход количества в качество;

отрицания отрицания;

3. Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

резко, одномоментно;

незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

«эстафета поколений»;

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

6. Основные принципы диалектики.

Основными принципами диалектики являются:

принцип всеобщей связи;

принцип системности;

принцип причинности;

принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

внешние и внутренние;

непосредственные и опосредованные;

генетические и функциональные;

пространственные и временные;

случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

вечность неуничтожимость истории, мира;

его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

сущность и явление;

причина и следствие;

единичное, особенное, всеобщее;

возможность и действительность;

необходимость и случайность.

Введение.

На предыдущих лекциях мы рассмотрели проблемы диалектики. Выяснили, что диалектика, как наука представляет собой систему принципов, законов, категорий. Принципы всеобщей связи и развития, законы ЕБП, ОО, ВКК нами изучены и включены в наш философский оборот. Всякое иное рассмотрение возможно. Но методическом и методологическом плане сегодня перед нами встает необходимость изучения системы категорий диалектики, которая как бы оформляет эту систему в науку, и завершает лекционный материал по проблемам диалектики.

Как учение о закономерностях развития представляет собой стройную систему логически непротиворечивых знаний, основу которых составляет ряд принципов, законов, категорий, характеризующих развитие и взаимосвязи объектов, процессов, явлений.

Диалектические представления о мире формировались на протяжении тысячелетий. В европейской философии первым диалектиком обычно называют Гераклита. В период развития классической философии наиболее завершенный вид диалектическая система получила в творчестве , а затем приобрела материалистический характер в марксизме. Однако знания о закономерностях и принципах развития разного рода объектов и систем продолжают множиться и углубляться по сей день.

Ядро диалектики составляют ряд основополагающих принципов, три так называемых основных закона диалектики и система важных диалектических категорий.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они: во-первых, охватывают все сферы окружающей действительности и, во-вторых, раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей

Он заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Каждое явление внутренне раздвоено , содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции: например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и разложения в химии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого процесса, т. е. не только взаимоисключать , но и взаимопредполагать , взаимодополнять друг друга. Источником всякого движения и развития является взаимодействие «укоренённых» в саму суть бытия противоположностей: например, взаимодействие ядра с противоположно заряженными электронами явяяется причиной движения, вращения электронов вокруг ядра, а без движения электронов сам атом не может быть устойчивой системой. Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики. Методологическая роль закона единства и взаимодействия противоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделение и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный анализ его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.

Можно также выделить различные виды борьбы противоположностей внутри цельного явления:

  • борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
  • борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой , но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
  • антагонистическая борьба , где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

  • содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
  • солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
  • нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
  • мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга);

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т. е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. Содержание закона взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывается в системе взаимосвязанных категорий «качество », «количество », «мера », «скачок ». При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество . При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов », а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок ». Категория «скачок » отражает сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за границы меры. Скачки разнообразны по форме и по характеру протекания, по скорости и масштабу качественных изменений. Если, например, нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар, то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: резко, одномоментно или же незаметно, эволюционно. Примеры первого случая были рассмотрены выше. Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?» То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой;

Закон отрицания отрицания

Он заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Категория «отрицание» отражает определенный этап развития, отличающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некоторых «положительных» элементов отрицаемого качества в переработанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три взаимосвязанных аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высокую ступень. Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития — дискуссионный в философии.

Выделяются следующие основные точки зрения:

  • развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, — то есть восходящее развитие;
  • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
  • развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая . Например, организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие). Исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, Новое время и т. д.). Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все что было раньше, но на новом, более высоком уровне.

Принципы диалектики

Основными принципами диалектики являются:

  • принцип всеобщей связи , который означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
  • принцип развития , который является фундаментальной основой диалектики. Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса;
  • принцип системности , который означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность;
  • принцип причинности , т.е. наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными;
  • принцип историзма , который подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Лишь в системе своих взаимосвязей категории, принципы и законы диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.

Основные категории диалектики

В систему принципов и законов диалектики входят также категории.

Считается также, что категории диалектики обладают статусом законов. Нередко их именуют парными категориями, так как существование одной из них (из пары) предполагает существование и другой. Точнее, они обозначают в реальности нечто «взаимополагающее».

В качестве примера обычно приводят такие категории, как сущность и явление: содержание и форма; причина и следствие: возможность и действительность; необходимость и случайность и некоторые другие.

  • сущность - категория, отражающая всеобщие формы объективного мира, его познание и практическую деятельность людей; внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Постижение сущности предмета — задача науки;
  • явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние непосредственно-данные формы его существования;
  • содержание - определяющая сторона целого, единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденции;
  • форма - способ существования и выражения содержания;
  • причина — (от лат. causa) явление, действие которого вызывает другое явление;
  • следствие - явление, наступившее в результате действия другого явления, причины;
  • возможность - объективная тенденция становления предмета (процесса, явления), выражающаяся в наличии условий для его возникновения;
  • действительность — объективно существующий предмет (процесс, явление) как результат реализации некоторой возможности, в широком смысле — совокупность всех реализованных возможностей;
  • необходимость — категория, отражающая преимущественно внутренние, устойчивые, повторяющиеся всеобщие отношения действительности;
  • случайность - категория, отражающая внешние, несущественные. единичные, неустойчивые связи.

Впрочем, далеко не все философские школы и направления придают высокий статус не только категориям, но и самой диалектике. Немало споров и по поводу того, что есть развитие. Так, может встретиться мнение о том, что развитие — это процесс, характеризующий только совершенствование системы (объекта), только изменения «по восходящей». Другими словами, развитие в данном случае сводится к прогрессу. Иногда развитие представляется как хаотичный процесс, не имеющий четкой направленности. В данном случае развитие оказывается тождественным движению.

Поэтому была приведена точка зрения, с одной стороны, наиболее распространенная, с другой — традиционная. Наконец, она представляется более взвешенной и точнее учитывающей реальность процессов развития.

О современных взглядах на развитие как на самоорганизацию необходимо остановится отдельно.

Основные принципы диалектики

Принцип (от лат. principium — начало, основа) в данном случае означает основное исходное положение учения, философского мировоззренческого подхода.

В разных вариантах изложения диалектики как теории называют различное количество принципов диалектики (например, принцип системности, принцип историзма и некоторые другие). Два из них считаются основными практически всеми учеными, мыслителями, признающими диалектику, использующими диалектический подход в осмыслении и описании мира; это принципы всеобщей связи и всеобщего развития.

Принцип всеобщей связи указывает на то, что бытие — это целостность так или иначе взаимосвязанных между собой объектов различной сложности, качества, уровня и т.д.

При этом каждый из данных объектов представляет собой совокупность взаимосвязанных частей. Совокупность и характер связей (отношений) в целостности определяют некую конфигурацию — структуру. Элементы, объединенные в структуру и образующие тем самым целостность, в свою очередь, имеют свои внутренние связи и т.д.

Таким образом, связи (или отношения) могут быть как внешними (между объектами, между целостностями), так и внутренними (между составными частями целостности). Они также могут быть непосредственными , в этом случае объекты (системы) или элементы систем непосредственно связаны между собой. Но отношения могут быть и опосредованными, когда объекты между собой не имеют непосредственных отношений, а связаны с помощью третьего объекта, который соотносится с каждым из них непосредственно.

Отношения бывают механическими (когда материальные объекты находятся в непосредственном контакте), физическими (например, между материальными телами, связанными гравитационными силами), химическими (внутри молекулы вещества), биологическими (обмен веществ), социальными (отношения между большими и малыми социальными группами, отдельными людьми).

Согласно принципу всеобщей связи все составные части окружающего мира могут в определенной мере воздействовать друг на друга. Это следует иметь в виду при осуществлении самых различных видов деятельности: грубо говоря, от игры в мяч до судопроизводства. Например, изучение того или иного предмета (процесса, явления) в зависимости от конкретных целей исследователя, от характера связей исследуемого предмета требует учитывать и возможные взаимовлияния на этот предмет связанных с ним объектов, процессов.

Принцип всеобщего развития утверждает невозможность абсолютного покоя в природе. Все в мире когда-то возникает, совершенствуется, усложняется, достигает своего наиболее зрелого состояния. В самых общих чертах в этот период (момент) данный объект наиболее эффективно функционирует как в собственных интересах, так и с точки зрения окружающей действительности. Затем начинается период угасания, снижения функциональности объекта, его деградации, завершающийся, как правило, исчезновением данного объекта, его гибелью, распадом. На «месте» распавшихся объектов могут возникнуть новые объекты, нередко существенно и качественно, и количественно отличающиеся от прежнего.

Развивается (возникает, исчезает) все: звезды и планетные системы, горные и водные системы, живые организмы и целые популяции, отдельные люди и сложные социальные сообщества. Погибающие или разрушенные объекты служат своеобразным «строительным материалом» или источником энергии для вновь возникших и продолжающих функционировать.

Таким образом, все находится в постоянном движении, в развитии.

Основные законы диалектики

Принципы, сами отражающие определенные важные закономерности, тесным образом связаны с основными законами диалектики.

Данные законы многие философы считают наиболее общими, носящими универсальный характер. Это означает, что основные законы диалектики отражают в самых общих чертах любой из имеющихся в природе типов развития и одновременно описывают то общее, что свойственно любому процессу развития. Они отражают источник, механизм и направление любого развития.

Является первым и самым важным среди них. Он указывает на источник развития.

Все сущее состоит из двух противоположных компонентов, которые находятся в единстве и одновременно в борьбе друг с другом. В результате противодействия, связанного с проявлением определенной активности (выделение энергии, осуществление действий, совершенствование «приемов» и «инструментов»борьбы), и происходит развитие конкретного предмета (объекта).

Каждый предмет (система, процесс) тождествен самому себе, но внутри него возникает нечто, являющееся, с одной стороны, органичной частью этого предмета, а с другой — чем-то иным, новым. В результате возникает противоречие, которое приводит к развитию. Так происходит с плодом растения и семенами внутри плода или с обществом, в котором возникает новый социальный класс. То же характерно и для идеальных систем. Так, в рамках научной теории может возникнуть новая идея, которая позже окрепнет, получит твердое логическое и эмпирическое обоснование, станет новой теорией и отвергнет прежнюю. В результате многократного повторения подобных противоречий и актов борьбы постепенно эволюционируют растения, животные, социум. В обществе могут произойти и революционные преобразования, сопровождающиеся политической, идеологической борьбой и вооруженными столкновениями.

В разных случаях противоречия разрешаются различным образом. Могут сохраниться обе противоречащие стороны, одна из них может исчезнуть. Но каждый раз источником развития оказывается противоречие.

Отвечает на вопрос о том, каков механизм развития. С появлением внутри развивающейся системы противоречащего начала в ней возникают количественные изменения. Во-первых, как правило, происходит рост, усиление вновь возникшей сущности. Растет зерно внутри плода, становится более многочисленным новый социальный класс, растут его потребности, изменяются соотношения между уже существующими и вновь возникшими социальными группами; новая научная гипотеза получает все больше подтверждений. Во-вторых, растет напряженность, вызванная возникшим противоречием.

Затем на определенном этапе более новая составляющая «побеждает» прежнюю систему, становится доминирующей, что приводит к скачкообразным качественным изменениям: система — созревшие и зажившие собственной жизнью семена, измененное новыми классами и новыми социальными отношениями и нормами общество, окончательно принятая научным сообществом новая теория, перевернувшая представление о мире, — становится качественно иной.

Большое значение в применении закона перехода количественных изменений в качественные имеют категории «количество», «качество», а также «мера».

Качество — категория, выражающая сущность объекта, его необходимую внутреннюю определенность; совокупность внутренних характеристик, делающих данный объект именно им, отличающая его от объектов с иными сущностными характеристиками и делающая похожим на объекты с подобной сущностью.

Мера - единство количества и качества; норма, в пределах которой количественные изменения не приводят к качественным трансформациям объекта. Когда мера превышена, количественных изменений становится больше допустимого предела, обусловленного нормой, происходит качественное изменение. При этом изменяется и мера: возникает новая норма, в пределах которой новые качественные изменения не приведут к качественным преобразованиям объекта.

Указывает на направленность развития. Возникшее новое отрицает старое. Семена отрицают перезревший и прекративший свое существование плод. Новый социальный класс отрицает старые общественные отношение и старую социальную систему, прежнюю систему социальных норм. Новая теория отрицает старые научные воззрения, устаревшую, не отражающую реальной действительности систему знаний.

Однако это новое в результате процесса развития само становится старым на фоне появления более нового и отрицается этим более новым.

Таким образом, развитие направлено от старого к новому и от нового к более новому.

Поиск Лекций

Диалектика – метод мышления и основанное на нем учение о всеобщем развитии природы, общества и человека.

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.

Как философская наука, диалектика имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика — это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.

Субъективная диалектика — это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.

Диалектические принципы

ü Конкретность истины

Конкретность истины или же отрицание существования абстрактности И. означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.

ü Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного

Диалектика абстрактного и конкретного — это типичный случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее общей связи и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины. Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.

Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде, в котором они протекали в действительности. Любой предмет, любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Из этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения исторических процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.

Законы диалектики.

1) : источником и движущей силой развития является разрешение внутренних противоречий в вещах и явлениях. Все существующее состоит из противоположностей (добро и зло, свет и тьма, наследственность и изменчивость в живой природе, порядок и хаос и т.д.). Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:

а) неразрывно связаны (нет добра без зла, света без тьмы);

б) взаимоисключают друг друга;

в) их борьба – противоречивое взаимодействие дает импульс развитию (порядок рождается их хаоса, добро крепнет в преодолении зла и т.д.).

Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба, превращение борьбы в неразрешимый (антагонистический) конфликт – противоречие, победа одной их противоположностей (которая, в свою очередь, тоже представляет собой новое единство противоположностей).

2) Закон отрицания отрицания : в развитии выделяются три последовательные стадии, которые и отрицают, и продолжают друг друга.

Его суть : новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается все более новым и т.д. Например, смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу), эволюция рода (дети «отрицают» родителей, но сами становятся родителями и их уже «отрицают» их собственные дети, которые в свою очередь становятся родителями и т.д.).

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственный характер развития и имеет форму спирали, повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому», но уже на более высокой ступени развития.

3) Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений : изменение одного из параметров, нарушающее меру, неизбежно приводит к изменениям другого параметра.

Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предметов, числа его элементов, пространственных размеров, температура и др.) в определенный момент времени приводит к достижению меры (границы, в рамках которых данное качество остается самим собой, например, для воды – 0-100), происходит качественный скачок (переход от одного качественного состояния к другому, например, вода, достигая температуры 0 гр., превращается в лед), в результате возникает новое качество.

Законы диалектики имеют универсальный характер, описывают любые процессы развития.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Законы диалектики впервые сформулировал

Аристотель

Р. Декарт

Ж.-Ж. Руссо

Г. В.Ф.

Законы диалектики как всеобщие принципы развития

Один из основных принципов диалектики

Принцип изоляции

Принцип развития

Принцип дополнительности

Принцип неопределенности

Не является законом диалектики

Закон отрицания отрицания

Закон о взаимопереплетении причин и следствий

Закон перехода количества в качество

Закон единства и борьбы противоположностей

Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания

Противоречие

Необходимость

Ключевым моментом диалектической концепции является принцип

Противоречия

Системности

Дополнительности

Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон перехода количественных изменений в качественные

Закон о взаимопереплетении причин и следствий

Ни один из законов диалектики не может ответить на этот вопрос

Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания,

Отрицания отрицания

Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития

Переход количественных изменений в качественные

Единство и борьба противоположностей

Отрицания отрицания

Закон сохранения и превращения энергии

Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития

Отрицания отрицания

Переход количественных изменений в качественные

Единство и борьба противоположностей

Закон сохранения и превращения энергии

Направленное, качественное изменение

Развитие

Движение

Дивергенция

Конвергенция

Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её:

Количество

Качество

Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория

Сущности

Существования

Количества

Теория самоорганизации сложных систем

Синергетика

Бифуркация

Монадология

Материализм

ПРИРОДА НАУКИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Теория научного познания именуется

Онтологией

Аксиологией

Эпистемологией

Эволюционной эпистемологией

Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?

Обоснованность

Доказательность

Неопровержимость

Системность

По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на

Фундаментальные и прикладные

Точные и приближенные

Достоверные и вероятностные

Естественнонаучные и технические

Один из основоположников философии техники

К. Циолковский

П. Энгельмейер

М. Фарадей

Греческое слово «технэ» первоначально имело значение

знание, наука

Искусство, мастерство

метод, язык, речь

машина, устройство

Чувственное познание отличается от рационального тем, что

Первое оперирует фактами, второе – рациональными аргументами

Первое эмоционально, второе – нейтрально

Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума

Первое более адекватно, чем второе

Исходная, простейшая форма чувственного познания

Восприятие

Измерение

Ощущение

Представление

Форма рационального познания:

Ощущение

Представление

Понятие

Восприятие

Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства

Умозаключение

Суждение

Понятие

Силлогизм

Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается

Умозаключение

Суждение

Опровержение

Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета

Суждение

Восприятие

Ощущение

Форма эмпирического познания

Суждение

Гипотеза

Факт

Проблема

Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов

Гипотетический мультиплет

Теоретический закон

Эмпирическое обобщение

Рациональный синтез

Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании

Умозаключение

Гипотеза

Верификация

Интерпретация

Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности

Эмпирический базис

Парадигма

Теория

К важнейшим функциям научной теории можно отнести

Коммуникативную

Эмоциональную

Побудительную

Систематизирующую

Научная гипотеза относится к

Концептуальным средствам познания

Техническим средствам познания

Трансцендентным средствам познания

Физиологическим средствам познания

Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях» относится к:

наблюдению

измерению

Эксперименту

идеализации

Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения

Ощущение

Моделирование

Эксперимент

Наблюдение

Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях

Наблюдение

Измерение

Эксперимент

Идеализация

Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок

Индукция

Абстрагирование

Дедукция

Логический вывод частных следствий из общего положения

Индукция

Дедукция

Формализация

Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях

Дедукция

Индукция

Абстрагирование

Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы

Анализ

Абстрагирование

Индукция

Процедура мысленного расчленения целого на части

Дедукция

Индукция

Анализ

Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое

Синтез

Абстрагирование

Аналогия

Индукция

Метод, не применяющийся в научно-техническом познании

Комбинационно-синтезирующий

Герменевтический

Эксперимент

Метод приближенных вычислений наиболее широко используется в

Гуманитарных науках

Естественных науках

Технических науках

Математических науках

Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон характерно для

Понимания

Объяснения

Верификации

Описания

Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения»

Исследовательская программа

Научная революция

Парадигма

Ж.-П. Сартр

Э. Фромм

К. Ясперс

Впервые определил человека как «общественное животное» (zoon politikon)

Аристотель

Августин

Мысль: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит

Протагору

« Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»

Индивидуальность

Личность

Личность — это

Личность – врождённое качество каждого индивида

Личностью является не каждый человек, а только выдающийся

Диалектика

1. Общее понятие диалектики и развития .

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

законы диалектики;

принципы.

Главная проблема диалектика – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем).

Основные диалектические законы развития

Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Общее понятие законов диалектики .

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

охватывают все сферы окружающей действительности;

раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики :

единства и борьбы противоположностей;

переход количества в качество;

отрицания отрицания;

3. Закон единства и борьбы противоположностей .

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, — оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

резко, одномоментно;

незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

«эстафета поколений»;

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

6. Основные принципы диалектики.

Основными принципами диалектики являются:

принцип всеобщей связи;

принцип системности;

принцип причинности;

принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

внешние и внутренние;

непосредственные и опосредованные;

генетические и функциональные;

пространственные и временные;

случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Три основных закона диалектики:

1 — единства борьбы и противоположностей;

2 — взаимного перехода количественных изменений в качественные;

3 — закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики. Во-первых, он характеризует источник и внутреннее содержание всякого движения и развития в природе, обществе и сознании. Во-вторых, этот закон обладает особой формой всеобщности, т.к. его действие пронизывает собой не только все явления материального и духовного мира, но и другие законы диалектики. Основными категориями данного закона являются тождество, различие, противоположности, противоречия . Тождество отражает относительную устойчивость, неизменяемость объекта. Различие фиксирует момент изменчивости явлений. Предельным случаем существенного различия является противоположность.

Противоположности – это внутренние взаимосвязанные , присущие самим предметам и явлениям стороны и тенденции, которые предполагают друг друга и, в то же время, исключают друг друга, т.к. резко различаются между собой по своим свойствам, направлениям действия и выполняемым функциям. Противоречие есть форма взаимодействия противоположностей . Специфику противоречия определяет своеобразие процесса их возникновения, степень их организации, особенности их разрешения. Внутреннее противоречие – это взаимодействие противоположных сторон внутри данной системы. Внешнее противоречие – это взаимодействие между различными системами.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие, т.е. вскрывает механизм развития. Основными категориями данного закона являются: качество, свойство, количество, мера и скачок. Качество есть «тождественная с бытием непосредственная определённость», т.е. то, что отличает данную вещь от всех других, без чего ее не существует. Качество — это определённость вещей , которая обусловливает их целостность, устойчивость и специфический характер. Качество проявляется через свойства. Свойства, в свою очередь, проявляются через взаимодействия объектов и представляют собой способ проявления определённой стороны объекта по отношению к другим объектам. Количество – «снятое» качество. Количество отражает внешнее, формальное отношение предметов, их частей, свойств и связей, выражает число, величину, объём, степень проявления того или иного свойства.

Гесиод: «Меру во всём соблюдай и дела свои вовремя делай». Фалес: «Мера – это наилучшее». Демокрит: «Если перейдёшь меру, то самое приятное станет самым неприятным».

Основные принципы и законы диалектики.

Августин: «Мера – это количественная граница данного качества». Мера – это интервал, в границах которого количественные изменения не приводят к изменениям качественным. Скачок – это переход от одного качества к другому.

Существует классификация «скачков»:

по времени протекания : медленные и мгновенные.

по механизму осуществления : путём «взрыва» (качество меняется целиком) и постепенно.

по глубине качественных преобразований : единичные (в границах основного качества) и общие (связаны с преобразованием самой основы вещей).

Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: в каком направлении происходит развитие (по спирали). Гегель понимал отрицание как «снятие», как момент связи старого и нового , т.е. отрицание, как философское понятие, отражает сложный характер взаимосвязей, возникающих и существующих в процессе изменения и развития предмета. Можно выделить два момента отрицания:

уничтожение старого, отжившего , не отвечающего изменившимся условиям;

сохранение нового положительного , соответствующее новым условиям.

Нужно отличать диалектическое понимание отрицания как момента связи старого и нового от метафизического понимания отрицания как полного уничтожения старого . Сущность закона отрицания отрицания выражает триада Гегеля :

1) тезис, или исходное утверждение;

2) отрицание тезиса (антитезис);

3) синтез (отрицание предыдущей ступени, т.е. отрицание отрицания).

Прогресс есть форма развития, характеризующая направление развития. Однако не всякое развитие есть прогресс. Прогресс – это развитие, при котором совершается переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Обратный процесс называется регрессом. Общественный прогресс – это такая форма развития общества и отдельных его сторон, при котором осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному его состоянию.

Причина – это явление, вызывающее к жизни другое явление. Следствие – результат действия причины. Детерминизм – учение о всеобщей причинной обусловленности явлений. Индетерминизм – учение, отрицающие всеобщую причинную обусловленность явлений. Необходимо отличать причину от повода.

Повод – это явление, которое предшествует явлению, но не вызывает его. Механистический детерминизм отрицал причинность в микромире, т.к. там не проявляется детерминизм, характерный для макромира: зная импульс и координаты тела в данный момент времени всегда можно определить импульс и координаты тела в любой другой момент времени. Но в микромире действуют другие закономерности, которые описывает уравнение Шрёдингера. Причина и следствие не могут меняться местами, тем не менее следствие может быть причиной другого явления.

Необходимость и случайность – это философские категории, отражающие два вида связей материального мира: необходимость вытекает из внутренней сущности явлений и обозначает их закон, порядок и структуру. Необходимость есть то, что должно произойти в данных условиях. Напротив, случайность – это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Случайность есть то, что может быть, а может и не быть, может произойти так, а может произойти иначе. Тем не мнение случайность есть форма проявления и дополнения необходимости. Жесткий детерминизм Демокрита проявлялся в том, что он утверждал, что раз все явления имеют причину, то они совершаются с необходимостью. Такое понимание данных категорий привело к сведению необходимости к случайности («Черепаха»). Согласно фатализму , все явления происходят по воле фатума, судьбы, рока, т.е. неизбежно . Волюнтаризм является другой крайностью. Волюнтаризм отрицает объективную необходимость и опирается на субъективную волю людей.

Сущность – это нечто сокровенное, глубинное, прибывающее в вещах, их внутренних связях и являющееся основанием всех форм их внешнего проявления. Сущность – совокупность фундаментальных законов и свойств предметов, определяющих тенденцию их развития. Она выражает внутреннюю, устойчивую сторону явлений. Явление – это конкретное свойство объектов, в которых обнаруживается сущность. Сущность – это общее, а явление – единичное . Сущность является, и явление существенно.

Синергетика

Создателем синергетического направления и изобретателем термина "синергетика" является профессор Штутгартского университета и директор Института теоретической физики и синергетики Герман Хакен (р. 1927 г.). Сам термин «синергетика» происходит от греческого «синергена» содействие, сотрудничество, «вместедействие».

Синергетика по определению ее создателя, немецкого физика Г.Хакена занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы, таких как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейтроны, механические элементы, фотоны, органы животных и даже люди… Это наука о самоорганизации сложных систем, о превращении хаоса в порядок.

Г. Хакен говорил, что называние предложенного им научного направления «синергетикой» случайно и непринципиально. Начинание Г. Хакена оказалось плодотворным именно благодаря естественно понимаемой ассоциации синергетики с самоорганизацией.

Самоорганизация , по Г.Хакену, – это «спонтанное образование высокоупорядоченных структур из зародышей или даже из хаоса» . Переход от неупорядоченного состояния к упорядоченному происходит за счет совместного и синхронного действия многих подсистем (или элементов), образующих систему.

Как синергетика, так и теория самоорганизации исследуют процессы самоорганизации и самодезорганизации в открытых неравновесных системах физической, химической, биологической, экологической, социальной и другой природы. Сегодня наука считает все известные системы от самых малых (элементарные частицы), до самых больших (Вселенная) – открытыми, обменивающимися энергией, (или) веществом и (либо) информацией с окружающей средой и находящимися, как правило, в состоянии, далеком от термодинамического равновесия. А развитие таких систем, как стало известно, протекает путем образования нарастающей упорядоченности. На такой основе возникло представление о самоорганизации вещественных систем.

Идея самоорганизации систем порождена увеличением числа исследований в различных областях естествознания, посвященных кооперативным эффектам в открытых неравновесных системах. Первоначально в 60-х годах ХХ столетия такие исследования проводились независимо в разных дисциплинах, позже (в 70-х годах) они стали предметом сравнения, и в них обнаружилось много общего.

Выяснилось, что все разномасштабные самоорганизующиеся системы, независимо от того, каким разделом науки они изучаются , будь то физика, химия, биология или социальные науки, имеют единый алгоритм перехода от менее сложных и менее упорядоченных к более сложным и более упорядоченным состояниям . Тем самым открывается возможность единого теоретического описания подобных процессов во времени и пространстве. Разработка теории самоорганизации началась в середине ХХ столетия и продолжается в настоящий момент, причем по нескольким, сходящимся направлениям .

В36 3. Понятие природы.

Основные законы диалектики - это то, что когда-то давно изменило взгляды людей на проблему развития. Их три, но они могут объяснить многое.

Основные обосновал Иммануил Кант - великий мыслитель, который внес значительный вклад в философию. Давайте обо всем по порядку.

Основные законы и категории диалектики

Что такое теория, в которой говорится о том, как происходит развитие всего сущего. Также данный термин используется для обозначения созданного на основании данной теории метода.

Данное направление философии отражает развитие духа, материи, познания, сознания и прочего через:

  • категории;
  • принципы;
  • основные законы диалектики.

Главной проблемой в данном случае является вопрос о сущности развития. Вообще же под ним принято понимать изменение идеальных, а также материальных объектов. Имеется в виду не обыкновенное механическое изменение, а не что иное, как саморазвитие, позволяющее перейти объекту на новый уровень, на наиболее высокую степень организации. Развитие является высшей формой движения, в то время как движение является его основой.

Основные законы следующие:

1. Борьбы, а также единства противоположностей. Суть его заключается в том, что в основе всего лежат два противоположных начала. Эти начала находятся между собой в постоянном конфликте. При этом, их природа остается единой. В качестве примера можно назвать день и ночь, тепло и холод.

Их борьба становится внутренним источником энергии, движения и развития.

Важно отметить, что борьба может происходить по-разному. Речь о том, что она может быть выгодна сразу обеим сторонам, одна из сторон всегда побеждает, а вторая выступает только лишь раздражителем, борьба может идти до полного уничтожения какой-либо стороны. Также возможен нейтралитет, солидарность, содействие, мутуализм.

2. Перехода количественных качественные. Здесь вся суть в том, что качество - это определенная стабильная система каких-то характеристик, тождественных бытию. Под количеством же понимаются исчерпываемые параметры явлений или предметов. Также вводится такое понятие, как мера, то есть единство качества и количества. Данный закон основан на том, что при изменении количества непременно изменится и качество. Изменения эти не вечны - рано или поздно можно будет наблюдать изменение меры. Иначе говоря, изменения произойдут в самой системе координат. Точка изменения - узел.

Привести пример таких изменений можно следующий: постепенный нагрев воды приводит к увеличению ее температуры. Сто градусов по Цельсию - это узел. После достижения данной отметки вода начнет испаряться. Установлено, что изменения по данному закону происходят резко либо совершенно незаметно. В качестве примера последнего можно назвать эволюционное развитие.

3. Отрицание отрицания. Суть в том, что новое существует лишь до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое. В качестве примера можно назвать смену исторических формаций, смену вкусов и направлений в культуре, эволюцию рода.

Данный закон основан на том, что развитие идет по спирали, а не по линии, то есть повторяется одно и то же, но на разных уровнях. Важно понимать, что развитие может быть как нисходящим, так и восходящим.

Это все основные законы диалектики. Категории же ее следующие:

  • содержание и форма;
  • всеобщее, единичное, особенное;
  • действительность и возможность;
  • явление и сущность;
  • случайность и необходимость;
  • следствие и причина.

На протяжении столетий люди пытались дать объяснение жизненным процессам и свести понимание жизни к определенным закономерностям. В философии эти попытки вылились в формирование законов диалектики, отличающихся универсальностью, постоянством и всеобщностью.

Что такое законы диалектики?

В понимании философов закон – это устойчивая связь и характеристика взаимоотношений между явлениями и процессами. Законы диалектики имеют такие главные особенности:

  1. Объективность. Диалектические законы не зависят от желаний и действий человека.
  2. Существенность. Законы отмечают самую суть предмета или явления.
  3. Повторяемость. Закон указывает лишь на те явления и связи, которые повторяются систематически.
  4. Всеобщность. Законы диалектики в философии указывают на закономерные связи, характерные для всех случаев конкретного типа.
  5. Универсальность. Законы описывают разные сферы окружающей действительности: общество, природу, мышление.

Кто открыл законы диалектики?

Первые наработки в сфере диалектики относятся ко времени существования древних государств: Китая, Индии и Греции. Античная диалектика не была структурированной и точной, но имела в себе зачатки современного понимания законов существования вселенной. Зенону Элейскому, Платону, Гераклиту и Аристотелю принадлежат первые попытки формирования законов диалектики.

Основной вклад в формирование диалектической мысли внесли немецкие философы. Важной составляющей работ немецких авторов, включая три закона диалектики Гегеля и теорию познания Канта, являются христианские доктрины. Философия того времени опиралась на средневековое понимание мира и рассматривала окружающую действительность в качестве предмета познания и деятельности.


3 закона диалектики

Развитие каждого человека и всего общества подчиняется определенным закономерностям, которые отражены в диалектических законах, универсальных и не имеющих ограничений. Их можно использовать по отношению к любому обществу, явлению, историческому моменту, роду деятельности. Три закона диалектики отражают параметры развития и показывают, как будет проходить дальнейшее движение в выбранном направлении.

Существуют такие диалектические законы:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей. В основе развития могут лежать противоположные начала, борьба которых приводит к выработке энергии и является стимулом для движения.
  2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Изменения в количестве могут привести к появлению новых качественных характеристик.
  3. Закон отрицания отрицания. В законе разъясняется, почему развитие идет по спирали, а не горизонтально.

Закон единства и борьбы противоположностей

Первый диалектический закон утверждает, что все в мире движется благодаря двум противоположным началам, находящимся в антагонистических отношениях друг с другом. Эти начала, хотя и являются противоборствующими, имеют одинаковую природу. К примеру: день и ночь, холод и тепло, тьма и свет. Единство и борьба противоположностей - важная составляющая движения вперед. Благодаря ей окружающий мир получает энергию для существования и деятельности.

Борьба антагонистических сил может быть разной. Иногда она выгодна обеим сторонам и тогда приобретает вид сотрудничества. При этом одна сторона может постоянно находиться в проигрыше. В другом случае противоборствующие силы могут сражаться до полного уничтожения одной из них. Существуют и другие виды взаимодействия противоположностей, но при этом результат всегда один: выработка энергии для развития окружающего мира.

Закон диалектики - количество переходит в качество

Второй закон диалектики ставит во главу угла качественно-количественные характеристики. Он говорит о том, что все изменения происходят на определенной стадии накопления количественных характеристик. Незаметные количественные накопления выливаются в резкие качественные изменения, которые приводят к новому уровню развития. Качественно-количественные изменения могут повторяться несколько раз, но в определенный момент они выходят за границы существующих явлений или процессов и приводят к изменениям в самой системе координат.

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания в философии опирается на временные рамки. Все в мире существует лишь до той поры, пока оно является новым. Устаревшие вещи, предметы и явления заменяются новыми, что ведет к развитию и движению вперед. Со временем новые веяния также устаревают и заменяются более современными. Таким образом обеспечивается непрерывное движение вперед и усовершенствование. В данном случае развитие обеспечивается преемственностью и носит спиралевидный характер.


4 закон диалектики

Основные законы диалектики универсальны и призваны объяснить пути развития природы и общественно-экономической формации. Три диалектических закона были сформулированы философами еще в средние века и помогли понять природу движения и развития. Некоторые философы и социологи нашего времени считают, что существующие принципы и законы диалектики не отражают в полной мере картину развития. Хотя выдвигаются новые законы, большинство философов считает, что четвертое правило не является законом диалектики, так как пересекается с существующими тремя законами.

К 4 закону диалектики относят такие законы:

  1. Закон взаимосвязи количественных, доброкачественных и злокачественных изменений.
  2. Закон превращения качества в свою противоположность.
  3. Закон Божественного подобия.

Законы диалектики - примеры

Диалектические законы универсальны и могут применяться к различным сферам. Приведем примеры к трем диалектическим законам из разных сфер жизни и природы:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей. Ярким примером могут служить спортивные соревнования, в которых команды стараются достичь высоких результатов, но при этом являются конкурентами.
  2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Большое количество примеров, подтверждающих этот закон, можно найти в экономической и политической сфере. Небольшие изменения в политическом устройстве страны могут со временем привести к смене социального строя.
  3. Закон отрицания отрицания. Смена поколений является точным и понятным примером этого закона. Каждое последующее поколение стремится быть более прогрессивным, и этот процесс никогда не останавливается.