Консультант плюс закон о банкротстве. Закон о банкротстве физических лиц — банкрот всё равно будет платить по долгам

Закон о банкротстве физических лиц — относительно новое положение, которое касается финансовых прав и обязанностей каждого гражданина. Для того чтобы грамотно пользоваться своими правами и знать о последствиях своих действий, необходимо досконально разобраться в статьях закона. Давайте читать закон и разбираться вместе.

Закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц предполагает списание оставшихся долгов после завершения процедуры, поэтому четко сосчитать, что и кому вы должны, в ваших же интересах.

Узнать, как добиться 100% успешного списания долгов в суде

Что собой представляет федеральный закон о банкротстве физических лиц 2015 года в 2019 г.

В рамках принятого федерального закона любое физическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом. Для того чтобы получить официальное подтверждение о своей финансовой несостоятельности и «узаконить» ее, необходимо обратиться в судебную инстанцию.

Кто может обратиться в суд для «запуска» процедуры признания физического лица банкротом? Этим правом наделены следующие лица:

  1. Само физическое лицо, которое решило объявить себя банкротом.
  2. Налоговые органы (по итогам отчетного периода).
  3. Кредиторы, перед которыми у физического лица имеется задолженность.

В качестве обоснований для признания физического лица несостоятельным могут выступать:

  • предоставленные данные о личных задолженностях физического лица (например, неуплата компенсаций, отсутствие возврата долга, невыплата алиментов и т.д.);
  • наличие долгов перед кредитными организациями.


Получить консультацию

Консультация — бесплатно!

Как работает закон о банкротстве граждан?

Вот уже почти год, как закон вступил в силу. Его положения актуальны и в 2016, и в 2018 году. В чем выгоды данного закона для должников?

Во-первых, должник получает возможность законным образом списать любые долги.

Во-вторых, должник имеет возможность осуществить процедуру реструктуризации задолженности .

Ну и в-третьих, у физического лица появляется возможность не брать на себя новые кредитные обязательства для того чтобы погасить прежние долги.

Каковы условия вступления в силу закона относительно физического лица?

Для признания гражданина банкротом , необходимо чтобы:
  • его совокупная задолженность перед всеми кредиторами составляла не менее 500 тысяч рублей;
  • период просрочки выплаты по долгам составлял не менее 90 суток (с момента первого дня просрочки);
  • кроме того, закон предусматривает, что если гражданин предвидит свою неплатежеспособность, то он может подать заявление заблаговременно, не дожидаясь 90 суток, а также при задолженности менее 500 тысяч рублей.

Мы решим вашу проблему с долгами.
Бесплатная консультация юриста.

Получить консультацию

Консультация — бесплатно!

Как выглядит процедура по признанию физ. лица банкротом в законе о несостоятельности?

Первое, что нужно сделать — подать соответствующее заявление в арбитражный суд по месту жительства, где заявление рассматривается в течение 2-х месяцев. За это время изучается обоснованность заявления, а также принимается решение — отклонить его или принять в дальнейшую работу.

Информация, которую необходимо предоставить в заявлении:

  • личные данные должника (ФИО, контакты);
  • суммарный долг (перед всеми кредиторами);
  • количество кредиторов, перед которыми имеются долги;
  • положительным моментом при подаче заявления является наличие плана действий, то есть — как должник видит разрешение сложившейся ситуации, при наличии такого плана заявление будет принято в работу с большей вероятностью.

Помимо заявления, необходимо подготовить и предоставить пакет документов , предусмотренный законом о банкротстве (несостоятельности).

Брачный договор

Выписка по счету

Из центра занятости

Задолженность перед МФО

Свидетельство о регистрации права

Согласие супруга

Долг перед банком

Кредитный договор

Свидетельство о заключении брака

Справка от отсутствии ИП

Об уплате алименотов

Сведения о состоянии счета

Свидетельство о рождении

Свидетельство о разводе

СНИЛС
(Страховое свидетельство)

Справка о доходах

Справка о задолженности по налогам и сборам

Трудовая книжка

В случае необходимости суд может запросить дополнительные материалы и информацию. При этом физлицо оплачивает услуги арбитражного управляющего , а также все другие расходы, связанные с ведением судебного процесса.

Нужно отметить, что далеко не каждое заявление будет передано в дальнейшую работу. Суд имеет право (после внимательного ознакомления с делом) оставить заявление без движения. Причинами оставления заявления без движения могут быть:

Закон о банкротстве граждан: пути выхода из сложной финансовой ситуации

В случае возникновения ситуации банкротства физического лица, федеральное законодательство предусматривает три варианта развития событий:

  1. Задолженность может быть реструктуризирована.

    Это означает, что строится новый график выплаты долга, который учитывает текущее финансовое состояние должника. Данный график включает в себя сведения о сроках, в течение которых будут осуществляться платежи, объем ежемесячного платежа, а также тот прожиточный минимум, который необходим должнику и его семье. Часть долга, которая не входит в согласованный должником план реструктуризации долгов по завершении выплат просто списывается. Таким образом, появляется возможность перестроить систему выплат. Однако данный вариант возможен лишь в том случае, если у должника имеется подтвержденный источник дохода.имущества должника . Вырученные средства идут на погашение задолженностей. Однако существует ряд объектов имущества, которые не подпадают под критерии, установленные законом о банкротстве, и не могут быть реализованы. К ним относятся:

    • личные вещи — одежда, обувь и другие предметы, которые входят в число индивидуальных принадлежностей;
    • жилье или жилая площадь, являющиеся единственным местом проживания должника, причем в качестве жилья могут выступать коттедж, частный дом, квартира, комната и т.д.
    • вещи и предметы мебели бытового назначения;
    • награды, медали, призы и другие категории нематериальных вознаграждений;
    • домашние животные;
    • транспортные средства, которыми пользуются лица с ограниченными возможностями;
    • и др.

    Мы решим вашу проблему с долгами.
    Бесплатная консультация юриста.

Банкротство физических лиц в России явление новое и пока ещё не имеющее широкого распространения.

Многие граждане сочли, что законодательство теперь позволит каждому человеку, который в силу каких-то обстоятельств оказался в трудной экономической ситуации, с лёгкостью снизить общее финансовое бремя.

Это так, но только при соблюдении ряда условий. Сам же конкретный случай для этого должен содержать ряд необходимых признаков .

То, что получило общее обозначение «Закон о банкротстве физических лиц» на деле является поправками к «Закону о несостоятельности», которые направлены в первую очередь на регулирование отношений между гражданами и банками, официальными кредитными организациями, коллекторами. С 1 октября 2015 года Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ касается не только предприятий и бизнесменов, которые осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, но и обычных людей.

Правда, стать банкротом не так уж и просто, а признание гражданина таковым целиком и полностью зависит от решения арбитражного суда.

Как и почему физическое лицо становится банкротом?

Для этого необходимо, чтобы суд установил, что человек не имеет возможности выполнить свои денежные обязательства. К ним относится вся совокупность обязательных для гражданина платежей, включая налоги, штрафы, оплату услуг ЖКХ и, конечно же, возврат имеющихся долгов по кредитам.

Обратиться с этой целью в суд может сам гражданин, его кредиторы, налоговые органы и все те лица и структуры, которые наделены такими возможностями в силу законодательства России в общем случае.

Следует отметить, что гражданин имеет право подать соответствующий иск в суд, но не обязан это делать, если сумма его долга не превышает 500 тыс рублей и он совершил хотя бы одну оплату по графику в течение трёх месяцев. Если же долг переваливает рубеж в полмиллиона и просрочка более трёх месяцев, то должник обязан обратиться в суд с целью признания его банкротом.

Основанием для банкротства является неплатежеспособность, а не наличие какого-то долга.

Общими признаками неплатежеспособности являются:

Всё перечисленное выше является основанием для обращения в суд. Должник может быть признан банкротом в силу его финансовой несостоятельности. Для этого не обязательно, чтобы долг превышал сумму в 500 тыс рублей.

Стадии процесса и документы

Необходимо сделать два существенных замечания. Речь идёт о стадиях правового регулирования отношений кредиторов, всех лиц перед которыми гражданин имеет долг и им самим.

Какие-то этапы имеют отношение к сроку до объявления должника банкротом, какие-то начинают работать после. Это не стадии именно банкротства как такового. Банкротство - это просто признание судом экономической несостоятельности и назначение финансового управляющего .

Так же следует иметь в виду, что одного заявления в суд недостаточно. К нему необходимо приложить определённые документы. Их перечень зависит от конкретной ситуации. К тому же процесс внедрения поправок к закону 127-ФЗ идёт всего год, поэтому нельзя исключить, что он может быть изменён.

Потребуются документы , которые подтверждают наличие задолженности, причину её возникновения и неспособности физического лица возвращать долги. Нужны ещё и те, что подтверждают или отрицают наличие ИП. Получить их нужно в срок не превышающий отметку в пять дней до подачи искового заявления. Так же потребуется опись имущества и документы, подтверждающие право владения им. Это не говоря уже о тех, что раскрывают доходы гражданина, природу их получения, уплаты налогов.

При формировании этого пакета документов нужно учитывать индивидуальные особенности. Так, если гражданин является инвалидом, то копии подтверждающих это документов, а если не имеет работы, то копия решения о признании гражданина безработным.

Если банкротом пытается себя признать сам гражданин, то все копии нужно заверить нотариально.

После сбора документов и подачи их в суд начинается процесс, который может быть выражен в трёх стадиях. Они все оговорены законом, но какие-то могут быть исключены. К примеру, если вопрос будет решен в ходе мирового соглашения, то про две последующих можно забыть.

Мировое соглашение

В судебной практике оно чаще всего заключается, если должник не хочет, чтобы его признавали банкротом. Тогда заключаются какие-то новые договорённости. Они превращаются в соглашение, которое утверждается судом.

Не нужно путать мировое соглашение и реструктуризацию долга. Чаще всего соглашение просто подтверждает отсрочку или частичную уступку. При этом развернутый график не составляется. К примеру, если банк согласен подождать 2-3 месяца и не назначать штрафы, а по истечение срока должник надеется найти источник дохода и покрыть долг в полном объёме, то это отражается в соглашении.

Реструктуризация долга

Это чёткий график того, как должник будет выплачивать долг. Часто суды оставляют только «тело» долга, отменяют практически все штрафы и даже выплаты по процентным ставкам. Полученная сумма разбивается на части, а их должник обязан выплатить по графику. Срок при этом не может превышать 3-и года.

Обе эти стадии имеют отношение только к периоду до объявления человеком банкротом и практиковались российскими судами задолго до появления поправок 2015 года. Так же на основании законодательства, только основания для принятия решений судам давали другие статьи.

Нужно отметить лишь, что реструктуризацией всё может и кончиться, а может быть она станет преддверием продажи имущества. К примеру, долг составляет 1 млн рублей, а подлежащее отчуждению имущество нельзя оценить более, чем в 800 тыс. Тогда сумма долга пересматривается, приставы имущество забирают, а конкурсный управляющий начинает организацию торгов. В результате, к моменту их завершения, у банкрота долга не остаётся, но не остаётся и ничего, что не является необходимым для жизни или выполнения своих профессиональных обязанностей.

Объявление банкротства или признание судом финансовой несостоятельности происходит в случае, если упомянутые выше меры применить невозможно. После этого начинается третья статья. Она относится к периоду, когда гражданин уже признан банкротом официально.

Реализация имущества

С момента вступления в силу судебного решения банкрот теряет ряд своих возможностей. Его финансовые операции переходят под контроль управляющего. Это не значит, что он не может ничего продавать или покупать. Но финансовый управляющий имеет право остановить любые сделки, которые могут нанести вред хоть одному из кредиторов банкрота.

В этот же момент начинается процесс отчуждения и продажи имущества должника на торгах. Осуществляется это так же, как и ранее. Суд выписывает исполнительный лист, и с ним к должнику приходят приставы. Они могут отчуждать то, что не оговорено законодательством в качестве не подлежащего отчуждению. У банкрота не могут отнять квартиру или её часть, если это единственное место проживания, но могут автомобиль, если он не нужен для выполнения профессиональных обязанностей, другую недвижимость и подобные «лишние» вещи.

Сколько стоит банкротство?

Природа возникновения суммы в 500 тыс рублей, которую многие приняли за условие для объявления физического лица банкротом, станет понятной, если узнать о том, сколько денег придётся заплатить тому, кто решил сам объявить себя банкротом. Вряд ли нужно это делать, если долг её не превышает.

Госпошлина , которая берётся в момент подачи заявления в суд, - 6000 рублей. В этот же момент нужно перечислить на депозит суда вознаграждение управляющему , которое составляет 10000 рублей. Суд примет решение о том, сколько будет применено процедур. В классическом случае их две: реструктуризация долга и продажа имущества. Вознаграждение конкурсному управляющему за каждую ещё 10000 рублей. Так же необходимо дать объявления в средства массовой информации , которые тоже будут стоить примерно 10000 рублей.

Итак, минимум, если даже будет применена только одна процедура, 36000 рублей. Однако не плохо вспомнить и о том, что процессы по арбитражному законодательству достаточно сложные с точки зрения юриспруденции. А это значит, что не помешает и задуматься об услугах адвоката . Для среднего областного города в России по таким делам они могут вылиться в сумму в 30-40 тыс рублей.

Не нужно думать, что обанкротить себя самого в России сможет даже нищий. Сначала ему придётся собрать некоторую сумму.

Последствия

В общем-то никаких серьёзных последствий данной процедуры нет.

В течение пяти лет гражданин не сможет брать кредиты или займы без указания того, что он признан банкротом.

Сам он теряет право подавать заявление на повторное признание себя банкротом в течение такого же срока. Могут только другие заинтересованные лица.

Ещё нельзя стать руководителем юридического лица в течение срока в три года. Так же суд может запретить банкроту покидать пределы РФ так же на три года.

Преимущества процедуры

Основные из них относятся к области труднопрогнозируемых. Обычно граждане надеются на то, что признание банкротом спишет долг чуть ли не целиком . Практика показывает, что суды в РФ своей политики не изменили. Только теперь более тщательно анализируют реальную платежеспособность должника. Целиком долг списать очень трудно. Определённую сумму придётся выплатить или проститься с каким-то имуществом.

Основным преимуществом является то, что любые штрафы более не начисляются и погашать нужно только ту часть долга, которая зафиксирована в документах на момент признания физического лица банкротом.

Кроме этого, с момента признания гражданина банкротом коллекторы, которые с лета 2016 года действуют на законных основаниях, теряют все свои права и не могут выходить с банкротом на какие-то переговоры или присылать ему письма и другие сообщения.

Общие изменения в законодательстве

Принятие поправок 2015 года повлекло за собой изменения в других законах, которые относятся к административному и уголовному кодексам.

Теперь попытки искусственного ухудшения своего материального положения или подача ложных сведений о своём имущественном и финансовом положении могут повлечь уголовное преследование. Так, если ущерб от таких действий может быть оценен в сумму более 1,5 млн рублей, то виновному грозит срок до 6 лет. В случае, если ущерб оценят в меньшую сумму, то штраф.

Попавшим в трудную ситуацию гражданам следует иметь в виду, что налоговая служба уже начала практику при которой лица, не обратившиеся в суд с заявлением о признании себя банкротами при долге выше 500 тыс и при наличии просрочки более трёх месяцев, штрафуются на сумму от 1 до 6 тыс рублей.

Основные положения данного закона и порядок процедуры банкротства физлиц рассмотрены в следующем видеосюжете:

Дата публикации: 12.10.2016 17:48

Большинство изменений, внесенных Федеральным законом от 23.06.2016 № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон №222-ФЗ), вступили в силу с 1 сентября 2016 года за исключением ряда положений, вступающих в силу в более поздние сроки.

Так, к субсидиарной ответственности могут быть привлечены лица, являющиеся конечными бенефициарами, а не номинальными руководителями. Законом введено прямое указание на должностные или родственные связи как основание для определения статуса контролирующего лица. Кроме того, срок, в течение которого будет определяться статус контролирующего лица, увеличен с 2 до 3 лет. А для целей субсидиарной ответственности для директоров организаций за совершение налогового правонарушения введена презумпция вины.

Для налоговых платежей введена дополнительная степень защиты от их оспаривания в качестве приоритетной сделки в процедуре банкротства.

Новые положения, внесенные в статьи 110, 111, 139 Закона о банкротстве, позволят обеспечить привлечение к торгам наибольшее число потенциальных покупателей и реализацию имущества по наиболее высокой цене благодаря наделению кредиторов правом самостоятельно утверждать условия проведения торгов и изменять состав лотов в случае нерезультативности первых торгов.

В целях оптимизации сроков процедуры банкротства введен предельный срок на представление арбитражным управляющим положения о торгах на утверждение собранию кредиторов – в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника.

Кроме того, конкурсный управляющий теперь обязан принять в ведение имущество должника и провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты открытия конкурсного производства. Данные изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, т.е. с 21.12.2016.

До 6-ти месяцев увеличен срок включения в реестр требований кредиторов для задолженности по обязательным платежам, которая выявлена после закрытия реестра требований кредиторов (по результатам выездной налоговой проверки или представления должником уточненных деклараций).

Определен исчерпывающий перечень эксплуатационных платежей (коммунальные платежи, платежи по договорам энергоснабжения и иные аналогичные платежи).

Введена новая статья 142.1, согласно которой, погашение требований кредиторов путем предоставления отступного допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов.

Обращаем внимание на то, что кредитор, не направивший конкурсному управляющему заявления о согласии на погашение своего требования путем предоставления отступного в установленный срок и (или) не указавший сведений об имуществе должника, считается отказавшимся от погашения своего требования путем предоставления отступного.

При этом в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность удовлетворения требований кредитора или уполномоченного органа только в денежной форме, обязательным условием соглашения об отступном является внесение на специальный банковский счет должника суммы денежных средств в размере, достаточном для погашения соответствующих требований кредитора или уполномоченного органа, удовлетворение которых законодательством Российской Федерации предусмотрено только в денежной форме, пропорционально размеру погашаемых требований кредитора, заключающего соглашение об отступном. Данные нормы вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, т.е. с 21.12.2016.

Обращаем внимание, что новая редакция Закона о банкротстве применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Закона № 222-ФЗ, а также производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона № 222-ФЗ, если к этому дню в отношении должника не введена процедура, применяемая в деле о банкротстве.

Тогда как к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона № 222-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу Закона № 222-ФЗ, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений.

Введенные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела о банкротстве к производству.

Существующие государственные системы правового регулирования несостоятельности отличаются друг от друга теми конкретными целями, которые ставят перед собой законодатели тех или иных государств. Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:

Увеличение возврата средств, полученных в ходе реабилитационных мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;

Спасение бизнеса жизнеспособного предприятия (и (или) юридического лица);

Справедливое распределение средств между сторонами;

Осуществление мер по реструктуризации предприятия в период до банкротства и т.д.

В результате приоритетной задачей для одних является повышение возврата средств кредиторам (модель (концепция) Манфреда Бальца), для других - спасение бизнеса и сохранение рабочих мест, что вызывает повышение цены кредита в ущерб интересам кредиторов (английская концепция). Третья модель (американская, французская, российская системы) ставит в качестве основной задачи эффективное распределение имущества и выполнение макроэкономических функций 1 . С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

Нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

Нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) - ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

Нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой - предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (с изменениями и дополнениями), постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации" и др. Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. № 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и др.

Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие принципиальные положения:

1) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права 1 .

Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);

2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.

К числу общих законов прежде всего следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами , регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

Специальные законы - это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" 1 .

Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;

3) одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что "наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений" 2 .

Закон о банкротстве № 127-ФЗ был принят 26.10.2016 г. На его разработку и окончательное утверждение ушло почти 10 лет (первые попытки создать единый свод правил, регулирующих процедуру несостоятельности в России, пришлись на 1992 г.). После последних правок закон состоит из 233 статей и 12 глав.

Основные понятия и краткое содержание

Основные понятия, которыми оперирует 127-ФЗ от 26.10.2002 г., описаны в ст. 2 :

  • Под банкротством (несостоятельностью) понимается неспособность частного лица, ИП или организации удовлетворить в срок денежные требования кредиторов, выплатить вознаграждения по трудовым договорам и сделкам, внести обязательные платежи в бюджет. Банкрот - это статус, который присваивается должнику по решению арбитражного суда;
  • Должник - гражданин, ИП или организация, подавший заявление в суд на признание себя банкротом. У него есть денежные обязательства, которые он объективно не в состоянии исполнить из-за неплатежеспособности и недостаточности имущества;
  • Конкурсный кредитор - общее понятие. К нему относятся все, кому задолжал подавший заявление по ссудам, выплате вознаграждений по трудовым договорам, налогам и сборам и т. д. Это могут быть банки, госорганы, фонды, работники и т. д. В деле о банкротстве их интересы представляет собрание (или комитет) - особый выборный орган;
  • Арбитражный управляющий - гражданин РФ, входящий в СРО, обладающий необходимыми квалификацией и навыками для проведения процедуры банкротства. В зависимости от стадии производства и типа должника он может быть временным, административным, конкурсным, финансовым, внешним.

Банкротство - многостадийный процесс, при котором собственно судебному акту о признании заявителя несостоятельным предшествуют различные мероприятия, призванные обеспечить выполнение финансовых обязательств должника в полной мере.

127-ФЗ («Закон о банкротстве») состоит из нескольких крупных разделов, посвященных разным нюансам процедуры.

Помимо «Основных положений», содержащих определение понятий, области и границ применения, он включает :

  • Главу 2. Она описывает меры, которые должны способствовать предупреждению несостоятельности. Их можно принять на любой стадии производства;
  • Главу 3. Она утверждает порядок инициирования, хода рассмотрения, приостановления и окончания дела о банкротстве, полномочия участников, принятие документов и т. д.;
  • Главы 4–8. Они описывают проведение различный стадий банкротства юрлиц (наблюдение, оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение);
  • Главу 9. Она определяет нюансы банкротства разных категорий должников-организаций. До октября 2015 г. каждой из них был посвящен отдельный федеральный закон;
  • Главу 10. Она регулирует банкротство частных лиц, ИП и К(Ф)Х. Раздел введен в Закон о несостоятельности ФЗ № 154 и вступил в силу с октября 2015 г.;
  • Главу 11. Она утверждает порядок проведения упрощенной процедуры несостоятельности отсутствующего или ликвидируемого должника.
  • Глава 12 включает итоговые положения ФЗ: дату его вступления в силу, перечень переставших действовать статей законов и нормативных актов.

Что регулирует и когда применяется

Закон регулирует отношения, возникающие при неспособности частных и юридических лиц, ИП отдать долги кредиторам.

Он устанавливает :

  • Порядок подачи заявления и инициирование дела о несостоятельности;
  • Применение мер, направленных на предотвращение банкротства;
  • Введение в действие и ход различных стадий производства и т. д.

Действие закона распространяется на граждан, ИП и юридических лиц за исключением :

  • Муниципальных предприятий и учреждений;
  • Госкорпораций «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», «Внешэкономбанк», госкомпании «Автодор», Фонд перспективных исследований, Фонд ЖКХ;
  • Публично-правовых компаний;
  • Политических партий;
  • Религиозных некоммерческих объединений.

Чтобы инициировать процедуру несостоятельности, должник, кредитор, управляющий или представитель ФНС подает заявление в арбитражный суд.

Арбитражный суд определяет наличие следующих признаков банкротства у граждан и ИП (ст. 213.3) :

  • Размер финансовых обязательств превышает полмиллиона рублей;
  • Просрочка по выплатам составляет более 3 месяцев;
  • Налицо неплатежеспособность и недостаточность имущества.

Для юрлица установлены следующие требования: (ст.ст. 3, 6, 8–9) :

  • Совокупный размер его денежных обязательств перед займодателями, работниками, госведомствами и фондами составляет более 300 тыс. руб.;
  • Оно не может платить по долгам в течение 3 или более месяцев;
  • Его активов (средств и имущества) недостаточно, чтобы полностью рассчитаться со всеми; или
  • Исполнение финансовых обязательств существенно осложнит или сделает невозможным дальнейшую хозяйственную деятельность.

Видео: Комментарии специалиста

Особенности закона «О банкротстве» №127 в отдельных случаях

Нормы, касающиеся граждан, были введены ФЗ № 153 от 29.06.2015 и начали действовать в октябре 2015 г.

Несостоятельность организаций

Банкротство организаций начинается с направления заявления в арбитражный суд от самого должника, его кредиторов, работников, налоговой службы. При этом если у последних обращение в АС - право, то у юрлица в некоторых случаях это обязанность. Она наступает, когда просрочка по выплатам задолженности превысит 3 месяца, и у компании нет ни денег, ни ресурсов, чтобы ее погасить.

Сам процесс делится на несколько этапов:

  • Подготовительный (наблюдение);
  • Два реабилитационных;
  • Один заключительный, предшествующий ликвидации - конкурсное производство (продажа имущества на торгах).

Цель арбитражного суда не только добиться от юрлица выполнения всех обязательств, но и сохранить ее активы и обеспечить дальнейшую хозяйственную деятельность.

На каждом этапе процедуры стороны вправе заключить мировое соглашение, то есть полюбовно договориться о графике погашения долга, рассрочке или отсрочке платежей, обеспечении.

Банкротство юрлиц длится от полугода (упрощенное производство) до 3,5 лет. Расходы на вознаграждение управляющему, публикацию сведений в госреестре, оплату услуг оценщиков, аудиторов и др. несет должник.

Граждан и ИП

Иск о признании гражданина несостоятельным в арбитражный суд может направить:

  • Сам должник;
  • Его кредиторы;

Суд, рассмотрев и посчитав заявление обоснованным, назначает финансового управляющего.

Банкротство граждан состоит из 2 процедур:

  1. Реструктуризации задолженности,
  2. Реализации имущества.

Реструктуризация - это реабилитационная процедура. Она вводится, если должник может благодаря наличию дохода самостоятельно исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для этого у него есть срок, не превышающий 3 лет.

Если план поэтапного погашения задолженности не выполнен, гражданина признают несостоятельным. Начинается стадия реализации (продажи) имущества и расчетов с кредиторами. По итогам процедуры должник освобождается от финансовых обязательств.

Несостоятельность физлиц может длиться от 6 месяцев до 3,5 лет. На должника ложатся расходы на вознаграждение:

  1. Управляющему;
  2. Оценщику;
  3. За публикацию;
  4. Проведение торгов.

Последняя редакция

Последняя редакция закона датируется 03.07.2016 г. Часть изменений, привнесенных с 2019 г., начали действовать с 2019 г.

Нововведения касались :

  • Продажи имущества в залоге. С 15.07.2016 кредитор-залогодержатель вправе взыскать долг в счет имущества в ходе реабилитационных процедур по причине опасений, что с ним может что-нибудь случиться (есть риск подтверждения, гибели или снижения стоимости);
  • Членства в СРО. Кандидат на статус арбитражного управляющего обязан пройти 2-летнюю стажировку в помощниках (ранее 3 месяца);
  • Вознаграждения управляющего в деле о несостоятельности частного лица. Оно выросло с 10 тыс. руб. до 25 тыс. руб. Кроме того, с 15.07.2016 г. управляющий получает 7 % от суммы реализованного имущества и выручки с отмененных сделок;
  • Определения контролирующих лиц. Теперь КУ должника считаются не только те, кто записан в документах, но и кто в силу родственных и иных связей способен влиять на его действия;
  • Очередности удовлетворения требований кредиторов. В 4-ю очередь добавили коммунальные службы;
  • Сроков инвентаризации. Управляющий обязан отыскать активы должника-организации и провести опись с оценкой в течение 3 месяцев с момента введения конкурсного управления;
  • Личного счета должника-гражданина. Частное лицо в рамках дела о банкротстве может открыть специальный счет, средствами с которого (до 50 тыс. руб. ежемесячно) распоряжаться по своему усмотрению и т. д.

В 2019 г. российских должников ждут изменения, введенные ФЗ № 448 (вступит в силу с 01.09.2017 г.). Нововведения расширят возможности привлечения руководящих лиц юрлица к субсидиарной ответственности.

За 15 лет существования Закона о банкротстве его положения и процедуры, касающиеся юридических лиц, уже отработаны и не вызывают затруднений. А вот нормы, регулирующие несостоятельность частных лиц, на практике получили большую критику со стороны должников, управляющих и кредиторов.К 2019 г. заявление подало всего 5 % от общего числа граждан, соответствующих этому статусу. Основными проблемами называют сложность и стоимость процедуры и судебные ошибки. Правительство обещает переделать закон под «жизненные реалии» в 2019–2018 гг.