Краткая биография бертрана рассела. Рассел Бертран - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Философская составляющая мировоззрения

Бертран Артур Уильям Рассел - английский математик, логик, философ; прославился активной общественной деятельностью, сочинениями, публичными выступлениями на самые разнообразные социальные, политические, этические темы. Член Лондонского королевского общества, член совета Тринити-колледжа (Кембридж), лауреат Нобелевской премии по литературе, убежденный пацифист. Родился 18 мая 1872 г. в Рейвенскрофте (графство Монмаутшир), был потомком одного из старинных известных родов. В частности, его дед по отцу был премьер-министром. Мальчик остался круглым сиротой в 4-летнем возрасте, поэтому воспитывала его графиня Рассел, бабушка, растившая мальчика в строгости.

С 1890 по 1894 г. Рассел - студент Тринити-колледжа Кембриджского университета, по окончании которого стал бакалавром искусств. Еще будучи 18-летним юношей, Рассел проявил страстный интерес к математике, в изучении науки он искал ответ на вопрос о возможности познания хоть чего-либо в этом мире. Увлечению было суждено превратиться в дело всей жизни и принести Бертрану известность сначала в узких научных кругах, а затем прославить его во всем мире. В 1903 г. им была опубликована книга «Принципы математики», в которой вся математика была сведена к ряду логических постулатов.

Воодушевленный огромным успехом книги, ученый стал развивать это направление. В 1910-1913 гг. выходит их совместный с А. Уайтхедом трехтомник «Основание математики». Рассел придерживался пацифистских убеждений, в 1914 г. он был участником, а позднее и лидером «Антимобилизационного комитета». Его работы, написанные в годы Первой мировой войны и после нее («Война и справедливость» (1916), «Принципы социального переустройства» (1916) «Политические идеалы» (1917), «Дороги к свободе» (1918) и др.), обращенные к другим призывы проигнорировать службу в армии обернулись для него 6-месячным тюремным заключением.

Проявив интерес к «коммунистическому эксперименту», питая определенные надежды, Бертран Рассел в 1920 г. нанес визит в советскую Россию, где у него состоялась встреча с Лениным и Троцким. В том же году увидела свет книга «Практика и теория большевизма», в которой писатель поделился впечатлениями от путешествия и испытанного разочарования. В 1921 г. Рассел побывал в Китае и Японии. В Поднебесной он выступал с лекциями по философии , параллельно работал над книгой «Проблемы Китая», опубликованной в 1922 г. На протяжении 1924-1931 гг. в качестве преподавателя философии читал лекции в США, переезжая из города в город. В 1927 г. Рассел и его супруга в качестве эксперимента открыли собственную школу, в которой воспитывался и их собственный ребенок. К каким результатам привел педагогический эксперимент, общественность узнала из книги «Воспитание и общественный порядок», вышедшей в 1932 г.

В 30-х гг. в круг главных интересов Рассела вошли педагогика и вопросы международных отношений, и он посвятил им шесть книг. В 1931 г. Бертран получил по наследству графский титул, продолжал активно вести общественную жизнь. Рассел был ярым противником любых теорий, подразумевающих подавление государством личности, одинаково страстно критиковал фашизм и большевизм, в частности, в книге «Сцилла и Харибда, или Коммунизм и фашизм» (1939).

Внимание к актуальным политическим проблемам не отменяло занятий на философском поприще: так, в 40-х гг. выходит целый ряд фундаментальных работ, в частности, «К вопросу о значении и истине» (1940), «Философия и политика» (1947), «Знание человека», «Пределы и границы» (1948). Начиная с 1944 г. Рассел вел активную деятельность в парламенте, будучи членом палаты лордов. В 1950 г. он, к тому времени очень известный общественный деятель, автор многочисленных сочинений, становится лауреатом Нобелевской премии по литературе: тем самым общественность признает его заслуги как выдающегося гуманиста и рационалиста.

В 1950-1960 гг. растет активность Бертрана Рассела в вопросах международной жизни, внешней политики. Его сочинения стали идейным фундаментом для Пагуошского движения ученых. После участия в одной из демонстраций за запрет на ядерное оружие 89-летний Рассел неделю просидел в лондонской тюрьме. Когда разгорелся Карибский кризис, в 1962 г. он активно переписывался с Н. Хрущевым и Дж. Ф. Кеннеди, инициируя конференцию мировых лидеров, которая избавила бы от угрозы ядерного конфликта. Рассел был страстным обличителем американской интервенции во Вьетнаме, резко отрицательно отнесся к вторжению в Чехословакию советских войск в 1968 г. Параллельно на протяжении 1967-1969 гг. Рассел работал над автобиографией, подводя итоги своей длинной и насыщенной различными событиями жизни. Скончался общественный деятель от гриппа 2 февраля 1970 г. в Пенриндайдрайте.

, Религия

Бе́ртран А́ртур Уи́льям Ра́ссел (англ. Bertrand Arthur William Russell, 3rd Earl Russell ; 18 мая - 2 февраля ) - английский математик , философ , и общественный деятель. Рассел проделал сложную философскую эволюцию, которую он сам определял как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму . Создал концепцию «логического атомизма » и разработал теорию дескрипций. Рассел считал, что математика может быть выведена из логики .

Рассел - один из инициаторов Пагуошского движения , соавтор Манифеста Рассела-Эйнштейна . В создал «Фонд мира». Совместно с Жан-Полем Сартром организовал международный трибунал по расследованию военных преступлений США во Вьетнаме .

Биография

Бертран Артур Уильям Рассел родился в Треллеке (Уэльс) 18 мая 1872. Внук премьер-министра Джона Рассела , Бертран Рассел унаследовал титул лорда в 1931, избирался в парламент, и с 1944 принимал активное участие в палате лордов. Вместе с Б. Шоу и Г. Уэллсом был одним из первых членов социалистического Фабианского общества . Поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета в 1890. Впоследствии состоял членом Лондонского королевского общества , был избран членом совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, читал лекции по философии в целом ряде университетов и колледжей. Существенно важные результаты были получены Расселом в области символической логики и ее применения к философским и математическим проблемам.

Философия и математика

Профессор Рассел является автором множества работ в области математической логики . Важнейшая из них - «Принципы математики» ( -) (в соавторстве с А. Уайтхедом) - доказывает соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики. Отмечалось, что вклад Рассела в математическую логику является наиболее значительным и фундаментальным со времен Аристотеля .

Рассел считал, что философию можно сделать наукой, выразив её основные построения в терминах логики. Этому был посвящен ряд его работ. Такому же детальному анализу была подвергнута и психология .

Книга Рассела «Проблемы философии» (1912) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Он также автор широко известной «Истории западной философии» (1945) - изложение основных философских концепций с античности и до времени написания работы.

Известен он и как популяризатор теории относительности Эйнштейна : «Азбука относительности» (1925). Вопросам языка и познания посвящена его обобщающая работа «Человеческое познание: его сфера и границы» (1948).

Взгляды

Рассел широко известен своими сочинениями и публичными лекциями на социальные и этические темы, а также своей общественной деятельностью. Он был убежден, что предложения, в которых утверждается желательность чего-либо как этической цели или внутренне значимого или конечного блага, суть выражения эмоций и поэтому не могут быть истинными либо ложными. Однако это не означает, что следует стремиться к преодолению этических чувств. Мотивом собственной деятельности Рассел считал стремление по возможности объединить и гармонизировать желания человеческих существ. Преследуя эту цель, он много писал на такие темы, как международные отношения, экономика, образование: «Перспективы индустриальной цивилизации» (1923), «Образование и благосостояние» (1926), «Брак и мораль» (1929); «Завоевание счастья» (1930), «Власть» (1938), «Власть и личность» (1949), «Пружины человеческой деятельности» (1952), «Воздействие науки на общество» (1952).

Рассел написал множество работ, посвященных религии и церкви, очертив те многовековые претензии к церковным институциям и религиозным догматам, которые не давали покоя многим мыслителям. Известна его лекция, позднее изданная отдельной брошюрой «Почему я не христианин».

Его аналитический ум позволял ему подчас очень точно характеризовать очевидные черты общественных, политических, религиозных течений. В сочетании с иронией и авторским талантом, это породило множество интервью, статей, эссе, выступлений. Работы «Происхождение фашизма», «О ценности скептицизма», «Свободомыслие и официальная пропаганда».

Либеральные и неортодоксальные взгляды Рассела привели к тому, что ему было запрещено преподавать в Сити-колледже в Нью-Йорке и - одно время - в Кембриджском университете в Англии .

Пацифизм, социализм, большевизм

В политическом отношении Рассел сочетал принципы либерализма , со своего рода доброжелательным, либертарианским социализмом, сходным с фабианским , но отличным от последнего. В этот период жизни Рассел был членом Либеральной партии и называл себя социалистом .

В работе «Пути к свободе» (Roads to Freedom) (1917) Рассел определял социализм как утверждение общественной собственности на землю и капитал. В книге «In Praise of Idleness» (1935) он указывал, что определение социализма должно состоять из двух частей, политической и экономической. Экономическая часть предполагает сосредоточение в руках государства исключительной экономической власти. Политическая часть заключается в требовании демократического характера высшей политической власти.

Первоначально Рассел с надеждой отзывался о «коммунистическом эксперименте». В 1920 году Рассел посетил Советскую Россию, встречался с Лениным и Троцким . Итогом поездки и разочарований явилась книга «Практика и теория большевизма» (1920).

В этой книге Рассел отмечал, что большевизм не просто политическая доктрина, но еще и религия со своими догмами и священными писаниями. По его мнению, Ленин походил на религиозного фанатика и не любил свободу. В «Практике и теории большевизма» Рассел пишет:

Я приехал в Россию коммунистом, но общение с теми, у кого нет сомнений, тысячекратно усилило мои собственные сомнения - не в самом коммунизме, но в разумности столь безрассудной приверженности символу веры, что ради него люди готовы множить без конца невзгоды, страдания, нищету.

Тот, кто, подобно мне, считает свободный интеллект главным двигателем человеческого прогресса, не может не противостоять большевизму столь же фундаментально, как и римско-католической церкви.

В 1927 Рассел вместе со своей женой открыл собственную школу. Итоги этого эксперимента подведены в книге «Воспитание и общественный порядок» (1932).

В этике и политике Рассел придерживался позиции либерализма, высказывал отвращение к войне и насильственным, агрессивным методам в международной политике - в 1925 году он подписал «Манифест против воинской повинности» .

В дальнейшем Рассел жёстко критиковал сталинский режим и методы государств провозглашающих марксизм и коммунизм. В 1934 он опубликовал статью «Почему я не коммунист» (Why I Am Not a Communist). Боролся против теорий, проповедующих поглощение личности государством, выступал против фашизма и большевизма («Происхождение фашизма» (1935), «Сцилла и Харибда, или Коммунизм и фашизм» (1939)).

Исходя из своих пацифистских убеждений приветствовал Мюнхенское соглашение 1938 года .

Частично пересмотрел свои взгляды с началом Второй мировой войны . Считая, что любая война является великим злом, он допустил возможность ситуации, когда она может быть меньшим из зол, имея при этом ввиду захват Гитлером Европы .

1950-60-е годы

В 1950-е и 1960-е годы Рассел стал все более активно участвовать в обсуждении вопросов международной жизни. Сразу после Второй мировой войны он настаивал на том, чтобы Запад использовал имевшуюся у него в то время монополию на ядерное оружие и принудил СССР к сотрудничеству в деле поддержания мира на планете. Однако развертывание холодной войны и распространение ядерного оружия убедили его в том, что человечество находится под угрозой уничтожения. «Лучше быть красным, чем мертвым», - так рассуждал теперь этот убежденный антикоммунист (см. «Надежды в изменяющемся мире» (1957), «Здравый смысл и ядерная война» (1960)).

Манифест Рассела-Эйнштейна привел к организации Пагуошского движения ученых . Рассел присоединяется к демонстрациям за запрещение ядерного оружия. После одной из таких демонстраций его заключили в тюрьму в Лондоне (в возрасте 89 лет), где он находился в течение недели.

Итоги жизни Рассел подводит в трехтомной «Автобиографии» (1967-1969).

Рукописный архив Рассела находится в Университете Мак-Мастера (г. Гамильтон, Онтарио , Канада), где выпускается периодическое издание «Russel. The Journal of the Bertrand Russell Archives».

Цитаты

  • «Материя является не частью конечного материала мира, но просто удобным способом связывания событий воедино»
  • «Если бы бог и существовал, вряд ли он был бы столь тщеславен, чтобы обижаться на тех, кто сомневается в его существовании»
  • «Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться»
  • «В каждой стране пропаганда контролируется государством и представляет собой то, что нравится государству. А что нравится государству, так это ваша готовность совершить убийство, когда вам прикажут»
  • "Невозможно понять, что означает слово "сыр", если не обладать нелингвистическим знакомством с сыром"

Смотри также

Русская библиография

Тексты Бертрана Рассела

  • Рассел Б. Воздействие науки на общество / Пер. с англ. В.Онышко. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1952.
  • Рассел Б. Здравый смысл и ядерная война = Common sense and nuclear warfare / Пер. с англ. В. М. Карзинкина. - М.: Изд-во иностранной литературы (ИЛ), 1959.
  • Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения / [Пер. с англ.; сост., авт. предисл. и примеч. А. А. Яковлев]. - М.: Политиздат, 1987.
  • Рассел Б. Практика и теория большевизма / [Авт. послесл. В. С. Марков; АН СССР, Науч. совет «История революций и социал. движений»]. - М.: Наука, 1991.
  • Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней = History of western philosophy and its connection with political and social circumstances from the earliest times to the Present Day . В 3 кн. / Науч. ред. В. В. Целищев. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.
  • Рассел Б. Практика и теория большевизма: Избр. страницы / [Предисл., послесл. и примеч. Б. Гиленсона]. - М.: Панорама, 1998.
  • Рассел Б. Мудрость Запада: Ист. исслед. зап. философии в связи с обществ. и полит. обстоятельствами / Ред. П. Фулкес; [Вступ. ст. В. А. Малинина]. - М.: Республика, 1998.
  • Рассел Б. Философия логического атомизма. - Томск: Водолей, 1999.
  • Рассел Б. Искусство мыслить / Общ. ред., сост. и предисл. О. А. Назаровой; [пер. с англ. Козловой Е. Н. и др.] - М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 1999.
  • Рассел Б. Исследование значения и истины / Общ. науч. ред. и примеч. Е. Е. Ледникова. - М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 1999.
  • Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы: Статьи / [Пер. с англ. Н. В. Воробьева]. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб: Республика, 2000.
  • Рассел Б. Автобиография (в сокращении) // "Иностранная литература", 2000, № 12.
  • Рассел Б. Проблемы философии. - Новосибирск: Наука, 2001.
  • Рассел Б. Брак и мораль = Marriage and morals / [Пер. Ю. В. Дубровина]. - М.: Крафт +, 2004.

О Бертране Расселе

  • Колесников А. С. Философия Бертрана Рассела / Науч. ред. Я. А. Слинин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  • Розанова М. С. Современная философия и литература. Творчество Бертрана Рассела / Под ред. Б. Г. Соколова. - СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004.
  • Велембовская Ю. А. Ученый в борьбе против ядерной угрозы / Новая и новейшая история, № 6, 1999.

Примечания

Ссылки

  • Сайт «Общества Бертрана Рассела» (англ.)
  • Ссылки на имеющиеся в Интернете произведения Бертрана Рассела (англ.)
  • Сайт Центра Исследований Бертрана Рассела (англ.)
  • Сайт Архива Бертрана Рассела в университете Мак-Мастера (Канада) (англ.)
  • Рассел, Бертран Артур Уильям в библиотеке Максима Мошкова
  • Страница Бертрана Рассела в библиотеке свящ. Якова Кротова
  • Страница Бертрана Рассела в библиотеке «Философия и атеизм»
  • Альберт Эйнштейн «Замечания о теории познания Бертрана Рассела»
  • История западной философии. Книга 3. Часть 1. От возрождения до Юма (аудиокнига)

РАССЕЛ (Russell ) Бертран (1872-1970), английский философ, логик, математик, общественный деятель. Основоположник английского неореализма и неопозитивизма. Развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики. Автор (совместно с А. Уайтхедом) основополагающего труда по математической логике - "Основания математики" (т. 1-3, 1910-13). Один из инициаторов Пагуошского движения. Нобелевская премия по литературе (1950).

РАССЕЛ (Russell ) Бертран (18 мая 1872, Треллек, Уэльс - 2 февраля 1970, Пенриндайдрайт, Уэльс), английский философ, ученый и общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1950).

Жизнь и труды

Учился и в дальнейшем преподавал в Кембриджском университете, неоднократно приглашался для преподавания в университеты других стран, прежде всего США. Его первой книгой была "Германская социал-демократия" (1896; русский перевод 1906). Во время обучения в университете находился под влиянием "абсолютного идеализма" (британской версии неогегельянства), но впоследствии вместе со своим коллегой Д. Э. Муром стал противником идеалистической метафизики, положив начало традиции аналитической философии.

После защиты диссертации по основаниям геометрии Рассел написал книгу о философии Лейбница (1900), где впервые показал современное значение его логических идей. Первое изложение собственных логицистских взглядов на математику он представил в книге "Принципы математики" (1903), но подлинную славу ему принесла трехтомная Principia Mathematica (1910-13), созданная совместно с кембриджским математиком А. Н. Уайтхедом. Работа "Введение в математическую философию" (1919) была написана им в тюрьме, куда он был заключен в 1918 на шесть месяцев за свою пацифистскую деятельность. Его книга "Проблемы философии" (1912; русский перевод 1914) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Вопросам языка и познания посвящены его книги "Наше познание внешнего мира" (1914), "Исследование значения и истины" (1940) и обобщающая работа "Человеческое познание: его сфера и границы" (1948). В 1920-21 посетил Советскую Россию (итогом этой поездки явилась книга "Практика и теория большевизма", 1920) и Китай. Рассел - автор широко известной "Истории западной философии" (1945; русский перевод 1959) и трехтомной "Автобиографии" (1967-69).

Рассел живо интересовался проблемами брака и семьи, образования, принимал участие в педагогических экспериментах. Он вел активную общественно-политическую деятельность, в 1955 совместно с А. Эйнштейном выступил инициатором Пагоушского движения, а также кампании за ядерное разоружение (1958). Сохранился огромный рукописный архив Рассела.

Предмет философии

В произведениях Рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка ("логика есть сущность философии"). Важнейшее качество философии, по Расселу, - способность устранять всевозможные парадоксы. В "Истории западной философии" он характеризует философию как "ничейную землю между наукой и теологией"; вообще она имеет дело с проблемами, еще не освоенными наукой.

Основные понятия онтологии и теории познания

Рассел говорил о присущем ему "инстинкте реальности", который допускает наличие в мире "чувственных данных", объектов здравого смысла (отдельных предметов), а также универсалий (то есть свойств и отношений), но исключает "единорогов", "крылатых коней" и "круглые квадраты". Философ-аналитик должен найти логические способы отрицания сомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике. Принципиально важным для Рассела было различение двух видов знания - "знания-знакомства" и "знания по описанию". Первое есть изначальное и непосредственное знание о чувственных данных и универсалиях. Элементы языка, подтверждаемые "знанием-знакомством", Рассел называл "именами". "Знание по описанию" вторично. Это выводное знание о физических объектах и психических состояниях других людей, получаемое с помощью "обозначающих фраз". Главные логические проблемы и недоразумения порождаются именно "обозначающими фразами", например, фраза "автор "Уэверли" в предложении "Скотт есть автор "Уэверли" сама по себе не имеет своего объекта, то есть лишена значения. Рассел разработал механизм анализа и устранения двусмысленных "обозначающих фраз". Он обнаружил проблемы и с собственными именами: например, мифологическое имя Пегас порождает "парадокс существования" (тезис о существовании несуществующего объекта). Позднее он признал все собственные имена двусмысленными и пришел к выводу, что язык "соединяется" с миром только с помощью указательных местоимений ("это" и "то"), которые "логически суть собственные имена".

Математические и семантические парадоксы

Занимаясь теорией множеств, Рассел обнаружил парадокс, который впоследствии получил его имя. Этот парадокс касается особого "класса всех классов, не являющихся членами самих себя". Спрашивается, является ли такой класс членом самого себя или нет? При ответе на данный вопрос возникает противоречие. Этот парадокс привлек широкое внимание ученых, ибо в начале 20 в. теория множеств считалась образцовой математической дисциплиной, непротиворечивой и полностью формализованной. Решение, предложенное Расселом, получило название "теории типов": множество (класс) и его элементы относятся к различным логическим типам, тип множества выше типа его элементов, что устраняет "парадокс Рассела" (теория типов был использована Расселом и для решения знаменитого семантического парадокса "Лжец"). Многие математики, однако, не приняли расселовское решение, считая что оно накладывает слишком жесткие ограничения на математические утверждения.

Логический атомизм

Рассел стремился установить соответствие элементов языка и мира. Элементам реальности в его концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. В атомарных предложениях ("это белое", "это слева от того") фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие отношения. Таким предложениям в мире соответствуют атомарные факты. В молекулярных предложениях входящие в них атомарные предложения соединяются с помощью слов-связок "или", "и", "если". Истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или ложности входящих в них атомарных предложений. По признанию Рассела, теория логического атомизма возникла под влиянием идей его ученика - австрийского философа Людвига Витгенштейна - и была призвана дать максимально полное, экономное и точное описание реальности. Рассел предполагал, что в логически совершенном языке науки каждый знак будет соответствовать компонентам определенного факта, что позволит избежать двусмысленностей и парадоксов. Эта точка зрения в 1930-е гг. была подвергнута критике "поздним" Витгенштейном и представителями лингвистической философии.

Философия сознания

В книге "Анализ сознания" (1920) Рассел, вслед за У. Джеймсом и представителями американского неореализма выдвинул теорию "нейтрального монизма", характеризуя ее как попытку совместить материалистическую позицию в современной ему психологии (бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, "дематериализующей материю". Рассел отвергает философское разделение на материю и дух, критикует субстанциалистские концепции сознания, а также идею интенциональности сознания. Материю он трактует как логическую фикцию, удобное обозначение сферы действия каузальных законов. В психологии и в физике действуют разные каузальные закономерности, однако, поскольку данными психологии являются ощущения, то данные физических наук тоже являются психическими данными. В целом исходное объяснение того, что происходит в мире, ближе у Рассела к психологическому объяснению, нежели к физическому. В более поздних его работах эта тенденция психологизации философского и научного знания усилилась, в чем сказалось влияние на него феноменализма Д. Юма.

Жизнь английского ученого и общественного деятеля Бертрана Рассела это почти вековая история Европы. Родившись в период расцвета Британской империи, в XX в. он стал свидетелем двух страшных мировых войн, революций, распада колониальной системы и дожил до ядерной эпохи.

"Брак и мораль" - книга, за которую в 1950 году Бертран Рассел получил Нобелевскую премию. В ней изложена не только краткая история возникновения институтов брака и семьи, но и затрагиваются вопросы, волнующие каждого мужчину и каждую женщину, - о сексуальном чувстве и любви, о браке и разводе, о семье и воспитании детей, о проституции, евгенике и многие другие, играющие в нашей жизни не последнюю роль.

В предисловии к первому изданию книги Рассел писал: "Я попытался сказать, что я думаю о месте человека во вселенной и о том, насколько он способен достичь благосостояния... В делах человеческих, как мы можем видеть, есть силы, способствующие счастью, и силы, способствующие несчастью. Мы не знаем, какие из них одержат верх, но чтобы поступать мудро, мы должны знать о них".

"История западной философии" - самый известный, фундаментальный труд Б. Рассела.
Впервые опубликованная в 1945 году, эта книга представляет собой всеобъемлющее исследование развития западноевропейской философской мысли - от возникновения греческой цивилизации до 20-х годов двадцатого столетия. Альберт Эйнштейн назвал ее "работой высшей педагогической ценности, стоящей над конфликтами групп и мнений".

Бертран Рассел - Наука и религия (Главы из книги)

Религия и наука - два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает все более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека.

В наследии английского философа, лауреата Нобелевской премии, активного борца за мир Бертрана Рассела (1872-1970) немалое место занимают проблемы атеизма. Рассел - страстный пропагандист свободомыслия, его статьи атеистического характера имеют такой разоблачительный накал, какой трудно встретить у других современных немарксистских авторов.
Многие из этих статей, впервые переведенные на русский язык, включены в сборник, рассчитанный на широкий круг читателей.

Жемчужины тонкого юмора вперемешку с остроумными фразами, каждая из которых тянет на афоризм, щедро рассыпаны буквально на каждой странице этого уникального сборника, который критики называли собранием "очень серьезных шуток".
Итак. Сатана открывает врачебный кабинет и обещает своим клиентам всяческие встряски и волнения.

В данном сборнике представлены работы Б.Рассела, которые характеризуют доктрину, названную им логическим атомизмом. Интересующая нас доктрина, как можно видеть из постоянных ссылок, создавалась под несомненным влиянием взглядов его ученика, а затем соратника Л.Витгенштейна и в значительной мере может быть понята только в перспективе идей последнего. Эта зависимость неоднозначна и степень её существенности меняется от работы к работе.

Бертран Рассел - Философский словарь разума, материи, морали

Отрывки из сочинений лорда Бертрана Рассела. Как правило, каждый абзац - из другой статьи. Бертран
Рассел - современный (1872-1970) философ, историк философии и математик - один из основоположников современной матлогики. Кроме того, он в 1952 году получил Нобелевскую премию по... литературе.

Бертран Артур Уильям Рассел (англ. Bertrand Arthur William Russell, 3rd Earl Russell ) - английский математик, философ и общественный деятель.

Родился Рассел 18 мая 1872 года в Треллеке(Уэльс). Учился и в дальнейшем преподавал в Кембриджском университете, неоднократно приглашался для преподавания в университеты других стран, прежде всего США. Его первой книгой была "Германская социал-демократия" (1896 ; русский перевод 1906). Во время обучения в университете находился под влиянием "абсолютного идеализма" (британской версии неогегельянства), но впоследствии вместе со своим коллегой Д. Э. Муром стал противником идеалистической метафизики, положив начало традиции аналитической философии. После защиты диссертации по основаниям геометрии Рассел написал книгу о философии Лейбница (1900 ), где впервые показал современное значение его логических идей. Первое изложение собственных логицистских взглядов на математику он представил в книге "Принципы математики" (1903 ), но подлинную славу ему принесла трехтомная "Principia Mathematica" (1910-1913 ), созданная совместно с кембриджским математиком А. Н. Уайтхедом. Работа "Введение в математическую философию" (1919 ) была написана им в тюрьме, куда он был заключен в 1918 году на шесть месяцев за свою пацифистскую деятельность. Его книга "Проблемы философии" (1912 ; русский перевод 1914) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Вопросам языка и познания посвящены его книги "Наше познание внешнего мира" (1914 ), "Исследование значения и истины" (1940 ) и обобщающая работа "Человеческое познание: его сфера и границы" (1948 ). В 1920-1921 годах посетил Советскую Россию (итогом этой поездки явилась книга "Практика и теория большевизма", 1920) и Китай. Рассел - автор широко известной "Истории западной философии" (1945 ; русский перевод 1959) и трехтомной "Автобиографии" (1967-1969 ). Рассел живо интересовался проблемами брака и семьи, образования, принимал участие в педагогических экспериментах. Он вел активную общественно-политическую деятельность, в 1955 году совместно с Эйнштейном выступил инициатором Пагоушского движения, а также кампании за ядерное разоружение (1958 ). Сохранился огромный рукописный архив Рассела. Умер Бертран Рассел 2 февраля 1970 года.

Философия Рассела


Предмет философии

В произведениях Рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка ("логика есть сущность философии"). Важнейшее качество философии, по Расселу, - способность устранять всевозможные парадоксы. В "Истории западной философии" он характеризует философию как "ничейную землю между наукой и теологией"; вообще она имеет дело с проблемами, еще не освоенными наукой.

Основные понятия онтологии и теории познания

Рассел говорил о присущем ему "инстинкте реальности", который допускает наличие в мире "чувственных данных", объектов здравого смысла (отдельных предметов), а также универсалий (то есть свойств и отношений), но исключает "единорогов", "крылатых коней" и "круглые квадраты". Философ-аналитик должен найти логические способы отрицания сомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике. Принципиально важным для Рассела было различение двух видов знания - "знания-знакомства" и "знания по описанию". Первое есть изначальное и непосредственное знание о чувственных данных и универсалиях. Элементы языка, подтверждаемые "знанием-знакомством", Рассел называл "именами". "Знание по описанию" вторично. Это выводное знание о физических объектах и психических состояниях других людей, получаемое с помощью "обозначающих фраз". Главные логические проблемы и недоразумения порождаются именно "обозначающими фразами", например, фраза "автор "Уэверли" в предложении "Скотт есть автор "Уэверли" сама по себе не имеет своего объекта, то есть лишена значения. Рассел разработал механизм анализа и устранения двусмысленных "обозначающих фраз". Он обнаружил проблемы и с собственными именами: например, мифологическое имя Пегас порождает "парадокс существования" (тезис о существовании несуществующего объекта). Позднее он признал все собственные имена двусмысленными и пришел к выводу, что язык "соединяется" с миром только с помощью указательных местоимений ("это" и "то"), которые "логически суть собственные имена".

Математические и семантические парадоксы

Занимаясь теорией множеств, Рассел обнаружил парадокс, который впоследствии получил его имя. Этот парадокс касается особого "класса всех классов, не являющихся членами самих себя". Спрашивается, является ли такой класс членом самого себя или нет? При ответе на данный вопрос возникает противоречие. Этот парадокс привлек широкое внимание ученых, ибо в начале 20 века теория множеств считалась образцовой математической дисциплиной, непротиворечивой и полностью формализованной. Решение, предложенное Расселом, получило название "теории типов": множество (класс) и его элементы относятся к различным логическим типам, тип множества выше типа его элементов, что устраняет "парадокс Рассела" (теория типов был использована Расселом и для решения знаменитого семантического парадокса "Лжец" ). Многие математики, однако, не приняли расселовское решение, считая что оно накладывает слишком жесткие ограничения на математические утверждения.

Логический атомизм

Рассел стремился установить соответствие элементов языка и мира. Элементам реальности в его концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. В атомарных предложениях ("это белое", "это слева от того") фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие отношения. Таким предложениям в мире соответствуют атомарные факты. В молекулярных предложениях входящие в них атомарные предложения соединяются с помощью слов-связок "или", "и", "если". Истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или ложности входящих в них атомарных предложений. По признанию Рассела, теория логического атомизма возникла под влиянием идей его ученика - австрийского философа Людвига Витгенштейна - и была призвана дать максимально полное, экономное и точное описание реальности. Рассел предполагал, что в логически совершенном языке науки каждый знак будет соответствовать компонентам определенного факта, что позволит избежать двусмысленностей и парадоксов. Эта точка зрения в 1930-е годах была подвергнута критике "поздним" Витгенштейном и представителями лингвистической философии.

Философия сознания

В книге "Анализ сознания" (1920 ) Бертран Рассел, вслед за У. Джеймсом и представителями американского неореализма выдвинул теорию "нейтрального монизма", характеризуя ее как попытку совместить материалистическую позицию в современной ему психологии (бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, "дематериализующей материю". Рассел отвергает философское разделение на материю и дух, критикует субстанциалистские концепции сознания, а также идею интенциональности сознания. Материю он трактует как логическую фикцию, удобное обозначение сферы действия каузальных законов. В психологии и в физике действуют разные каузальные закономерности, однако, поскольку данными психологии являются ощущения, то данные физических наук тоже являются психическими данными. В целом исходное объяснение того, что происходит в мире, ближе у Рассела к психологическому объяснению, нежели к физическому. В более поздних его работах эта тенденция психологизации философского и научного знания усилилась, в чем сказалось влияние на него феноменализма Д. Юма.