Локальные нормативные акты организации действуют. Локальные нормативные акты

Компания, не утвердившая обязательные локальные нормативные акты или не ознакомившая с ними сотрудников, рискует попасть под штрафные санкции. Рекомендации по составлению ЛНА и готовые примеры оформления вы найдете в статье.

Из этой статьи вы узнаете

Отношения «работник-работодатель» регулируются федеральным законодательством, региональными и муниципальными нормами, и межотраслевыми соглашениями, а также локальными нормативными актами (ЛНА). Но законодательные требования должны выполнять все, а локальные нормативные акты действуют только в рамках разработавшей их компании.

Что такое локальные нормативные акты организации?

Локальные нормативные акты - это документы, содержащие нормы трудового права. ЛНА разрабатываются индивидуальными предпринимателями и организациями. Освобождены от обязанности утверждать локальные акты только работодатели-физические лица, не имеющие статуса ИП, и , использующие с подробной информацией о режиме работы, системе оплаты труда, премиях (ст.8, 48.1 ТК РФ). От остальной организационно-распорядительной документации ЛНА отличаются тремя характерными признаками:

Отличительные признаки ЛНА

Нормативность

Действие ЛНА распространяется на весь рабочий коллектив или его часть, а не на одного конкретного адресата

Неоднократность применения

Нормы применяются многократно - всякий раз, когда возникают указанные в локальном акте условия или происходят определенные события

Особый порядок утверждения

В отличие от и иных видов распорядительных документов, многие ЛНА утверждаются с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа работников

К локальным нормативным актам относятся правила внутреннего трудового распорядка, положение об охране труда и многие другие , которые при проверке обязательно запросит инспектор. Локальными нормативными актами являются, несмотря на несколько спорный статус, график отпусков и (см.письмо Роструда №ПГ/4653-6-1 от 15.05.2014г.). А вот и отраслевые соглашения, часто по ошибке причисляемые к группе ЛНА, в действительности представляют собой правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения (ст.7 ТК РФ). Особенности применения некоторых видов ЛНА в той или иной мере регламентированы федеральным законодательством:

  • положения об , инструкции по пожарной и электробезопасности - глава Х ТК РФ;
  • положения об оплате труда, премировании и материальном стимулировании работников - глава VI ТК РФ;
  • (ПВТР) - ст.189 ТК РФ;
  • положение о коммерческой тайне - закон №98-ФЗ от 29.07.2004г.;
  • положение об - ст.86 ТК РФ.

Эксперты «Системы Кадры» подготовили . Следуйте рекомендациям и не отказывайтесь от обязательных документов, за отсутствие которых инспектор может оштрафовать - например, положения об обработке персональных данных или графика отпусков. Но и лишние документы работодателю ни к чему: не стоит дублировать информацию, посвящая несколько разных положений одному и тому же аспекту деятельности компании, или составлять отдельные правила и положения для каждого филиала. Почему такой практики следует избегать, разъяснит эксперт:

Отвечает Нина Ковязина,
заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Миздрава России.

Прямого запрета законодательство не содержит, однако применять такой подход не рекомендуется. Из буквального толкования статей 8 и 189 ТК РФ право принимать локальные акты принадлежит исключительно работодателю. Аналогичная возможность за филиалами или обособленными подразделениями не закреплена. Отсюда можно сделать вывод, что при необходимости закрепить особенности работы филиала…

Из ответа «»

Задайте свой вопрос экспертам

Разработка локальных нормативных актов: ключевые моменты

Законодательство не устанавливает четких требований к оформлению ЛНА. Как правило, работа над проектом каждого конкретного документа поручается профильным специалистам. Например, разрабатывается сотрудниками бухгалтерии, кадровой службы и экономического отдела кадров, к разработке инструкций по производственной безопасности привлекается специалист по охране труда, и так далее. Ориентируйтесь на стандарт 7.0.97-2016, содержащий общие требования к оформлению организационно-распорядительных документов. В шапке укажите:

  • наименование акта («положение», «правила», «инструкция» и т.д.);
  • место составления;
  • регистрационный номер согласно и дату утверждения;
  • место составления;
  • дату вступления в силу, если она отличается от даты утверждения;
  • название и другие реквизиты работодателя.



Не забудьте согласовать готовый документ с юристом компании. Локальные нормативные акты, принимаемые работодателем, не должны противоречить действующему законодательству и ухудшать положение персонала по сравнению с федеральными или отраслевыми нормами. Если условия, закрепленные ЛНА, , эти положения не применяются (ст.8 ТК РФ). Также не будет применяться нормы локального акта, если документ не прошел согласование с профсоюзом в случае, когда это необходимо.

Совет от редакции. Если в организации есть профсоюз или иной выборный орган, представляющий интересы работников, некоторые виды локальных актов - в частности, ПВТР, графики сменности, положения о премировании и оплате труда - сначала нужно , и только потом утвердить в общем порядке. Как это сделать и где проставить гриф согласования, читайте в статье «».

Финальный этап - визирование локального акта руководителем. Существует два способа : проставить визу непосредственно на первой странице либо издать отдельный приказ. Если выбрали второй способ, составьте приказ в свободной форме, а ЛНА сделайте приложением к нему:

Как довести локальный акт до ведома сотрудников?

Каждый сотрудник должен изучить локальные нормативные акты организации, непосредственно связанные с его трудовой деятельностью, еще , причем до заключения трудового договора, а не после. Оформляя трудоустройство, убедитесь, что с должностной инструкцией, ПВТР, документами по охране труда, положениями об отпусках, премировании и коммерческой тайне. Если работодатель утверждает новый локальный акт или


  • Чем поможет: выбрать подходящий алгоритм ознакомления, без нарушений уведомить работника о предстоящем отпуске.
  • Отсутствие ключевых ЛНА не только подводит работодателя под штраф, но и мешает слаженной работе предприятия. Проведите аудит кадровой документации, выясните, каких нормативных актов не хватает. ПВТР, положения об оплате труда и защите персональных данных, инструкции по охране труда - необходимый минимум. Учредите группу разработки, установите сроки подготовки документов и с каждым новым локальным актом ознакомьте персонал под роспись.

    Чтобы учесть специфику деятельности и адаптировать существующие нормы законодательства в отношении компании, ответственные лица на предприятии могут оформлять локальные нормативные акты. Эти документы конкретизирует положения законов и устанавливают правила, которые не были рассмотрены в них, но необходимы для урегулирования трудовых отношений. Существует обязательный локальные нормативные акты организации перечень.

    Локальные нормативные документы это правила, которые создаются и утверждаются внутри строго определенного субъекта бизнеса для регулирования взаимоотношений между администрацией фирмы и ее наемного персонала.

    Чтобы улучшить условия труда работников, обезопасить их деятельность, максимально качественно задействовать трудовые ресурсы оформляются локальные нормативные акты содержащие нормы трудового права.

    При необходимости эти документы помогают разрешать возникающие споры с сотрудниками и избегать ситуаций, когда организацию могут привлечь к соответствующим мерам ответственности.

    Локальные нормативные акты разрабатываются на основании положений законов и не могут им противоречит. Если они ухудшают положение работающих на предприятии лиц, то тогда они признаются недействительными либо в указанных рамках, либо полностью в целом.

    Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов определяются законодательно в связи с важностью данных нормативов. Создают их, как правило, специалисты разных сфер деятельности - экономисты, правоведы, кадровики и т. д.

    Многие часто путают внутренние нормативы организации с кадровой документацией. Однако, между ними существует значительное различие.

    Внимание! Документы кадровой службы лишь фиксируют и учитывают происходящие на предприятии моменты, а локальные нормы осуществляют регулирование взаимоотношений администрации компании с наемным персоналом.

    Как утверждаются ЛНА

    Для каждого локального нормативного акта необходимо соблюдать необходимую процедуру его ввода в действие, даже если он не относится к числу обязательных.

    Проект локального акта обязательно нужно отправить в профсоюзный орган и произвести его согласование в установленном порядке. Профсоюз либо соглашается с проектом, либо оформляется протокол разногласий. В последнем случае между администрацией компании и представителями профсоюза должны проводиться переговоры.

    Должностное лицо может утвердить локальный акт и в таком виде, однако в случае возникновения споров, профсоюз может оспорить его действие через суд. Если такого органа на предприятии нет, то данный шаг опускается.

    Кроме этого необходимо учитывать, что должностное лицо, которое будет осуществлять ввод документа в действие, должно обладать на это необходимыми полномочиями. Последние определяются уставными документами.

    Только после этого можно производить его ввод в действие, это выполняется один из способов:

    • На самом документе проставляется специальная резолюцию «Утверждаю», после чего руководящее лицо ставит свою подпись. Если проект документа согласовывался с профсоюзом либо другими ответственными лицами, их подписи также должны стоять рядом.
    • Издается отдельный приказ о введении в действие нормативного акта. В нем необходимо точно указать, на каких условиях и с какой даты начинает действовать документ. На обложке самого акта ставится резолюция «Утверждено», и указываются реквизиты приказа.
  • 8.Социальные нормы первобытного общества. Концепция «мононорм».
  • 9.Происхождение права.
  • 10.Понятие, основные признаки и сущность государства.
  • 12.Типология государства: формационный подход.
  • 13.Типология государства: цивилизационный подход.
  • 12.Типология государства: формационный подход.
  • 14.Понятие и классификация функций государства.
  • 16.Формы осуществления государственных функций.
  • 17.Понятие аппарата государства, его структура. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  • 18.Механизм и аппарат государства, их соотношение.
  • 19.Понятие и основные признаки органа государственной власти.
  • 20.Понятие формы государства.
  • 21.Форма правления: понятие и виды.
  • 22.Формы государственного устройства: понятие и виды.
  • 23.Государственный (политический) режим: понятие и виды.
  • 24.Место и роль государства в политической системе общества.
  • 25.Общественные объединения в политической системе общества, формы их воздействия на государственную власть.
  • 31.Основные принципы права: понятие и виды.
  • 32.Сущность права. Общесоциальное и классовое в сущности права.
  • 33. Право в системе социальных норм.
  • 34.Соотношение права и морали.
  • 35.Объективное и субъективное право.
  • 36.Правовая норма: понятие, признаки, виды.
  • 37.Структура нормы права, ее соотношение со статьей нормативно-правового акта.
  • 39.Понятие закона и подзаконного нормативно-правового акта, их соотношение.
  • 40.Верховенство закона в условиях федеративного государства.
  • 41.Локальные нормативно-правовые акты.
  • 44.Правообразование и правотворчество. Понятие и виды правотворчества.
  • 45.Принципы правотворчества и стадии правотворческого процесса.
  • 46.Нормативно-правовой акт как результат правотворчества, его отличие от других правовых актов.
  • 48.Нормативное значение правовых актов Конституционного суда рф.
  • 49.Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативно-правовых актов.
  • 50.Система права и ее структурные элементы.
  • 51.Соотношение системы права и системы законодательства.
  • 53.Соотношение публичного и частного права.
  • 54.Соотношение внутригосударственного и международного права.
  • 55.Система федеральных нормативно-правовых актов в Российской Федерации.
  • 56.Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.
  • 57.Понятие, структура и виды правоотношений.
  • 58.Субъекты правоотношений. Правосубъектность.
  • 59.Субъективное право и юридическая обязанность как элементы правоотношений.
  • 60.Объекты правоотношения: понятие и виды.
  • 61.Понятие и классификация юридических фактов
  • 62.Правосознание: понятие, структура и функции
  • 63.Правовой нигилизм и правовой идеализм: понятие, формы и проявления, пути преодоления.
  • 65. Профессиональное сознание и профессиональная культура юриста.
  • 66.Понятие и формы реализации права.
  • 67. Применение права как особая форма его реализации.
  • 68.Основные стадии правоприменительного процесса.
  • 69.Акты применения права: понятие, структура и виды.
  • 70.Аналогия закона и аналогия права как способы восполнения пробелов в праве.
  • 71.Толкование права: понятие, виды, способы.
  • 72.Акты толкования права: понятие и виды.
  • 73.Понятие и структура механизма правового регулирования.
  • 74.Правомерное поведение: понятие и виды.
  • 75.Понятие и основные принципы законности.
  • 76.Правопорядок и его соотношение с законностью
  • 77.Роль законности и правопорядка в жизни общества.
  • 78.Понятие, состав и виды правонарушений.
  • 61.Понятие, принципы и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
  • 62. Виды юридической ответственности. Освобождение от юридической ответственности.
  • 63.Понятие и структура правовой системы. Соотношение с системой права. Семьи правовых систем.
  • 64.Правовой статус и реальное положение личности в обществе. Виды правового статуса.
  • 65.Понятие и виды прав и свобод человека и гражданина.
  • 66.Правовое государство и гражданское общество.
  • 67.Верховенство правового закона и взаимная ответственность государства и личности как признаки правового государства.
  • 69.Государство, право и экономика.
  • 70. Государство, право и политика.
  • 41.Локальные нормативно-правовые акты.

    локальный нормативный правовой акт - нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций

    Локальные нормативные акты не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями. Если локальный нормативный акт ухудшает положение работников, то он является недействительным. Недействителен и локальный нормативный акт, принятый без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников

    Практика показывает, что понятие «локальные нормативные акты» зачастую отождествляют с приказами либо коллективными трудовыми договорами. На самом деле, локальные нормативные акты - это документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ), действующие в пределах организации.

    Теория права отличается многообразием определений понятия «нормативный акт». Но суть их можно свести к следующему: нормативный акт - это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом (единоличным или коллегиальным), устанавливающий или отменяющий нормы права, то есть обязательные правила, рассчитанные на многократное применение и адресованные неопределенному количеству лиц. При определении понятия «локальный нормативный акт» признаки нормативного акта подлежат уточнению:

    а) акт принимается работодателем (руководителем организации, иным уполномоченным лицом);

    б) акт рассчитан на многократное применение;

    в) акт распространяется на работников организации.

    Если акт не соответствует данным требованиям (например, адресован одному лицу), он признается ненормативным. Локальный нормативный акт необходимо отличать от принимаемых работодателем правоприменительных актов, которые всегда имеют конкретного адресата. К ним относятся, например, приказы о приеме о работе, переводе на другую работу, премировании работника, наложении на работника дисциплинарного взыскания или его увольнении.

    Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются в следующих целях:

    1. Исполнение требований федеральных законов, нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

    2. Детализация и конкретизация норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов с учетом особенностей организации труда конкретного юридического лица.

    3. Регулирование вопросов, не регламентированных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

    Работодатель принимает локальные нормативные акты единолично или с участием представителей работников. Согласно части второй статьи 8 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.

    Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, должны соответствовать трудовому законодательству, коллективному договору, соглашениям.

    42.Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц .

    ействие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.

    Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении:

    всех граждан;

    организаций;

    государственных органов;

    объединений.

    Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени.

    Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:

    по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;

    немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;

    по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.

    Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:

    нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;

    по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

    Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов:

    территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;

    экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.

    Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.

    На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).

    В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.

    Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

    Запоминаем Регламент (от франц. reglement, regle — правило) — правила, устанавливающие время проведения мероприятий, порядок осуществления деятельности, ограничивающие определенными пределами; регламентация — процесс установления правил и контроля за их соблюдением с целью упорядочения и рационализации деятельности. Документ — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, не смешивать с бланком — стандартным листом бумаги, на рабочем поле которого размещаются символические графические знаки и ограничительные линии, служащие ориентирами при оформлении.

    Локальный нормативный акт — это юридический документ, содержащий нормы трудового права, направлен-ный на регулирование трудовых и иных, связанных с ними, отношений и принятый в установленном порядке в пределах своей компетенции и полномочий работодате-лем в соответствии с действующим законодательством, коллективным договором, соглашениями. Унификация документов (от лат. uni — один, facere — делать) — установление единообразия в оформлении документации, приведение документации к единой форме. Преамбула — (от франц. preambule — предисловие) — вводная или вступительная часть правового акта, в которой излагаются принципиальные положения, мотивы и цели его издания.

    Записываем

    Изучаем

    1. Уровни нормативно-правового регулирования деятельности по управлению персоналом :

    - государственный:

    Федеральные законы, регламентирующие отдельные стороны трудовых отношений, в том числе охрану труда. Основные нормы трудового права содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации;

    Указы Президента Российской Федерации;

    Постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

    Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права.

    - организационный — локальные нормативные акты организации (ЛНА).

    Нормативно-правовое обеспечение управления обеспечивает следующие преимущества организации:

    1) позволяет руководителям, установившим четкие правила, не отвлекаться на текущие и незначительные проблемы управления;

    2) позволяет комплексно представлять систему управления организацией: где заканчивается и начинается очередная зона полномочий и ответственности, кто руководит тем или иным процессом и как оцениваются результаты этой деятельности;


    3) позволяет описать способы (технологии) достижения намеченных целей;

    4) точно отражая деятельность конкретного сотрудника, позволяют избегать конфликтов и споров;

    5) не требуя дополнительных капиталовложений, позволяет систематизировать работу персонала, сделать ее более эффективной, повысить ее значимость.

    2.Деятельность организации регулируется различными документами. Внешняя деятельность — взаимодействие с государственными органами, партнерами, общественными организациями — регулируется нормативными законодательными актами, действующими на той территории, на которой организация функционирует, а также ее учредительными документами. Внутренняя деятельность регулируется локальными нормативными актами, перечень которых определяет сама организация.

    Принципиальный подход к разработке и принятию ЛНА сформулирован в ст.ст. 8 и 9 ТК РФ. В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель может принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

    3. Систему локальных нормативных актов (ЛНА) организации, создающих нормативно-правовую основу управления персоналом, составляют документы:

    Основополагающие (устав и др.);

    Организационные (штатное расписание, должностные инструкции, положения и т.п.);

    Процедурные (положения, инструкции, порядок, расписания, графики и др.),

    Распорядительные документы (приказы, распоряжения и др.);

    Информационные документы (акты, докладные и служебные записки, протоколы и т.д.)

    4. С целью повышения управляемости организации необходимо регламентировать деятельность субъектов и процессы деятельности.

    Субъекты деятельности могут быть индивидуальными (работники) и коллективными (подразделения). Для регламентации деятельности субъектов используются организационные документы: должностные инструкции, положения о подразделениях или должностных лицах.

    Процессы деятельности — это различные направления, в рамках которых субъекты выполняют свою работу, используя выделенные для этого ресурсы. Для регламентации процессов применяются нормативные документы (положения о направлении деятельности, рабочие инструкции, методические рекомендации). При разработке и мониторинге нормативных документов работники кадровых служб играют ведущую роль как специалисты, умеющие проводить анализ деятельности и разрабатывать понятные тексты.

    5. Перечень и назначение локальных нормативных актов:

    Делаем выводы

    1. Для эффективного управления персоналом необходимо регламентировать внутреннюю деятельность организации. Необходимость урегулирования порядка управления персоналом возникает в организации в процессе ее роста и развития деятельности. Если не установлен четкий порядок распределения обязанностей и ответственности, управленческие воздействия остаются неформальными, полномочия и ответственность фиксируются на уровне устных поручений и у работников появляется возможность воспользоваться недоговоренностями.

    2. Нормативно-правовое обеспечение управления персоналом организации составляет многоуровневая система законодательных и нормативных документов, отражающих систему международных, российских правовых, корпоративных и этических норм, правил и регуляторов деятельности.

    3. Локальные нормативные документы, разрабатывающиеся в организации, представляют собой систему документов, являющихся основой управления персоналом. Значимость и статус локальных нормативных актов организации существенно повысились, так как в условиях рыночной экономики , децентрализации управления трудовыми отношениями только государственные законодательные и правовые акты не в со-стоянии обеспечить необходимую полноту правового регулирования многоплановой деятельности организаций различных организационно-правовых форм.

    4. Локальные нормативные акты, содер-жащие нормы трудового права, призваны:

    Конкретизировать положения трудового законодательства актов с учетом особенностей труда в организа-ции;

    Повышать гарантии, предоставленные работникам нормативными правовыми актами вышестоящего уровня;

    Устанавливать требования к условиям труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя.

    5. Специалисты кадровых служб руководят процессом разработки и мониторинга организационных документов.

    Выполняем

    Задание 1. Найдите в Трудовом кодексе РФ статьи, в которых упомянуты локальные актам работодателя. Какие именно и в связи с чем они упоминаются? Какие локальные акты работодатель может принимать?

    Единолично;

    С учетом мнения представительного органа работников;

    По согласованию с представительным органом работников;

    Совместно с представительным органом работников?

    Задание 2. Впишите в таблицу недостающие элементы

    Задание 3. Приведите примерылокальных нормативных актов соответствующих форм

    Задание 4. Составьте схемуклассификации нормативных актов по уровням и видам


    Задание 5. Узнайте, какие локальные нормативные акты есть в организации — месте Вашей работы (практики)? Что они регламентируют?

    Улыбнитесь!

    «Принцип Простых Правил: необходимо дать людям ясные правила, четкие границы и обеспечить их структурой, в рамках которой они могут сотрудничать друг с другом с достаточной свободой…»

    ПРИНЦИПЫ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

    Запоминаем Модель — условный образ объекта изучения или управления, отражающий его основные характеристики (свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные элементы и т.п.); моделирование — метод познания на основе создания модели. Структура (от лат. structura — строение) — внутреннее устройство чего-либо, скрытое внешней формой; совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность.

    Принцип гуманности (от лат. humanus — человеческий, человечный) — требование при разработке локальных нормативных актов руководствоваться признанием человека высшей ценностью, имеющего права и свободы. Принцип научности — требование соблюдать научно-методические подходы к созданию регламентирующих документов при разработке локальных нормативных актов. Принцип законности — требование строго соблюдать правовые нормы и положения при разработке локальных нормативных актов.

    Записываем

    Изучаем

    1. Технологиярегламентирования деятельности по управлению персоналом


    2. Принципы разработки, определения содержания и структуры локальных нормативных актов.

    Принципы Сущность
    Гуманности Документы должен повышать и закреплять социальный и профессиональный статус работника
    Системности В системе локальных нормативных актов, наряду с их определенной иерархией, можно выделить документы, имеющие равноправное значение и независимое действие
    Концептуальности Каждый документ должен соответствовать общим принципам, подходам к реализации кадров ой политики
    Преемственности Документы должны иметь свое логическое продолжение
    Обновляемости Документы должны своевременно пересматриваться в соответствии с изменениями социально-экономических условий и законодательства

    3. Требования к локальным нормативным актам органи-зации:

    Не противоречить Трудовому кодексу, иным феде-ральным законам, указам Президента и постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации;

    Не содержать норм, ухудшающих по-ложение работников по сравнению с трудовым законодательством, нормативными актами (указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти), законами субъектов Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, а также соглашениями и коллективными договорами.

    Если документы приня-ты с нарушением этих требований, они являются недействительными и не подле-жат применению с момента их принятия. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

    4. Этапы работы при создании локальных нормативных актов:

    1. Выявление потребности и изучение состояния правового регламентирования данного вида кадровых отношений;

    2. Принятие решения о необходимости локального акта и разработка его концепции;

    3. Определение вида документа, разработка структуры и основного содержания проекта локального нормативного акта;

    4. Финансово-экономическое обоснование документа;

    5. Юридическая экспертиза локального акта;

    6. Согласование проекта документа с заинтересованными лицами;

    8. Официальное рассмотрение проекта акта, его оформление, подписание, вступление в законную силу;

    9. Доведение содержания локального нормативного акта до работников;

    10. Контроль за реализацией документа.

    5. Структура локальных нормативных актов включает следующие элементы:

    Целевое предназначение документа;

    Четкое определение предмета регулирования;

    Место данного документа в системе локальных нормативных актов и его законодательная база;

    Задачи, условия и формы реализации регламентируемой деятельности;

    Критерии оценки эффективности деятельности.

    Делаем выводы

    1. Локальные нормативные акты служат средством уточнения и детализации общих норм права применительно к деятельности конкретной организации, призваны регламентировать осуществление мер управлению персоналом.

    2. Локальные нормативные акты являются формой выражения и придания легитимности кадровой политике организации.

    3. Локаль-ные нормативные акты, определяющие условия труда, по общему правилу должны приниматься с учетом мнения работников, так как в них проявляется двуединость регулирования трудовых отношений: сочетание договорных начал с локальным нормотворчеством представительного органа работников.

    4. Каждый локальный нормативный акт может иметь свою структуру и включать разделы, связанные со спецификой содержания.

    5. Совершенствованию процесса разработки локальных нормативных актов в организации способствуют корпоративные стандарты, устанавливающие требования к качеству документов.

    Выполняем

    Задание 1. На схеме технологии регламентирования управления персоналом (п. 1) найдите и подпишите цель, задачи, принципы, методы и результаты деятельности.

    Задание 2. Создайте схему этапов разработки локальных нормативных актов

    Задание 4. Создайте схему структуры ЛНА.


    Задание 5. Проанализируйте извлечение из документа с точки зрения соответствия содержания принципу законности.

    Улыбнитесь!

    Анекдоты про управление персоналом

    Директор фирмы приглашает к себе одного из служащих.

    Я слышал, - говорит он, - что вы постоянно молитесь о повышении зарплаты. Это правда?

    Правда, господин директор.

    В таком случае я должен вам сказать, что ваше желание никогда не сбудется.

    Почему же, господин директор?

    Потому что я не люблю, когда мои служащие обращаются в вышестоящую инстанцию через мою голову.

    Очень тактичный начальник не знает, как сообщить секретарше, что она уволена...

    Маша, Вы так великолепно справляетесь со своими обязанностями, что я даже не знаю, что бы мы делали без Вас. Но с понедельника мы все-таки попробуем...

    Локальный нормативный акт организации (ЛНА). Что это?

    ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ (ЛНА) — документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями ) и иными требованиями к будущим своим работникам.

    Принимаемые работодателями локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного предприятия независимо от места выполнения ими работы (). Важнейшими локальными нормативными актами являются коллективный договор и соглашение по охране труда , предусматривающие ознакомление работников с требованиями по охране труда, проведение обязательных медицинских осмотров и т. д.

    К числу наиболее важных ЛНА .относятся инструкции по охране труда , в которых содержится информация об условиях и охране труда на рабочем месте , о существующем риске повреждения здоровья, а также правила защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов.

    Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают ЛНА в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

    ЛНА необходимо отличать от принимаемых работодателем правоприменительных актов, которые всегда имеют конкретного адресата.

    К ним относятся, например, приказы о приеме на работу, переводе на др. работу, премировании работника, наложении на работника дисциплинарного взыскания или его увольнении.

    В случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель принимает ЛНА, содержащие нормы трудового права, с учетом мнения представительного органа работников, по согласованию с этим органом.

    В частности, в таком порядке принимаются графики сменности (), системы оплаты труда (), правила внутреннего трудового распорядка (), инструкции по охране труда ().