Магистратура Nikon. Концертная съемка

Друзья, мы рады запустить новую Магистратуру Nikon! На этот раз обратимся к музыкальной теме. Весь февраль мы будем учиться снимать концерты и музыкантов! Каждому фотографу, хоть раз побывавшему на выступлении любимой рок-группы, наверняка хотелось запечатлеть весь драйв, который люди ловят на подобных мероприятиях. И наши эксперты Анна Ульянова, Юлия Раскова и Маргарита Фазылянова помогут вам разобраться в концертной фотографии от и до!

И традиционный конкурс: ждем ваши фото с концертов любимых исполнителей в комментариях! Напоминаем, что фото должны быть сделаны на Nikon - подписывайте, на что сделаны кадры:) И всем удачи!

Анна Ульянова :

Важнейшая задача концертной фотографии - передача эмоций и “эффект присутствия” на концерте. Для этого совершенно не достаточно просто снять крупный план артиста и общий план зала.


Lumen
Камера: Nikon D700
Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/160
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 20 мм

1. Используйте все, что видите

Покажите динамику, ловите экспрессию и момент. Вот гитарист исполняет проникновенное соло, а барабанщик подбросил палочку, вокалист направил микрофон в зал. Из этих кадров и сложится настоящий концертный репортаж.


Lumen
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/125
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 20 мм

Как и в любом другом репортаже, не забывайте про общий, средний и крупный планы, снятые со всех доступных точек в клубе.


“Курара”
Камера: Nikon D700
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/160
ISO: 800
Фокусное расстояние: 180 мм

2. Подготовка

Не поленитесь потратить время и изучить, как ведет себя артист во время концерта (фото на официальном сайте, в социальных сетях, ролики на YouTube), чтобы быть готовым к прыжкам вокалиста в толпу, обливанию первых рядов бутафорской кровью или залпам конфетти.


Metallica
Камера: Nikon D700
Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/250
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 85 мм

3. “3 песни без вспышки”
Часто на больших концертах действует ограничение по съемке для аккредитованных фотографов по времени съемки. То есть, за три песни вам надо сделать полноценный репортаж, удачно зафиксировать всех участников группы, зрителей в первых рядах и ловить моменты. Вспышка запрещена, чтобы не ослеплять артиста и сохранить световой рисунок шоу, ведь никому не нужны плоские картинки со вспышкой “в лоб”.


IOWA
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/800
ISO: 640
Фокусное расстояние: 20 мм

4. Старайтесь быть незаметным

Для кого-то это покажется новостью, но концерт сделан в первую очередь для зрителей и поклонников артиста, а не для фотографа. Не стоит (даже при большой дружбе с группой) находиться половину концерта на сцене, вставать перед вокалистом и делать селфи с участниками группы. Будьте незаметны, будьте быстры. Подумайте о внешнем виде: не стоит стоять на сцене (и в пресс-зоне) за музыкантами в футболках ярких кислотных цветов - вы лишь испортите коллегам кадры.

Не забывайте про поклонников музыкантов и зрительный зал, они как никто могут помочь в передаче настроения от шоу в кадрах.


“Пилот”
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 1/400
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 20 мм

5. Используйте все возможности камеры

Если вы (так же как и я) используете фиксы в репортаже, пользуйтесь возможностью максимально открыть диафрагму и получить больше глубины и “воздуха” в кадре.

Забудьте об автоматических режимах съемки, вы должны контролировать абсолютно все. Ваша задача - научиться использовать все возможности своей камеры для получения наиболее интересных снимков.


“Нервы”
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/400
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85 мм

Помните, что чем длиннофокуснее объектив, тем короче выдержка, иначе “шевеленки” не избежать.

Не бойтесь экспериментировать: мультиэкспозиция, сверхширокие объективы, lensbaby - все это может разнообразить репортаж.

Перевод кадра в ч/б - не панацея. Ни одна изначально скучная фотография не станет лучше, если лишить ее цвета.


“ПсиХея”
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
Диафрагма: f/2
Выдержка: 1/400
ISO: 800
Фокусное расстояние: 50 мм

6. Выборка

Не перегружайте свой отчет с концерта: оптимальное количество снимков - 20-30, дальше глаз зрителя устанет и пролистает все остальное, особо не задерживаясь. К примеру, отобрав 50 технически удачных снимков, выберите из них 25 эмоциональных, удалив повторы, сомнительные по моменту кадры, кадры, где эмоция артиста больше похожа на кривляние, оставьте уникальные по ракурсу и моменту снимки.


Papa Roach
Камера: Nikon D700
Объектив: AF Zoom-NIKKOR 80-200mm f/2.8D ED
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/200
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 135 мм

7. Помните про актуальность

Не забывайте про актуальность фотографий. В нашем мире социальных медиа даже очень неплохие фотографии шоу не нужны никому спустя полгода.

Ищите свой стиль, изучайте и рассматривайте работы известных музыкальных фотографов, чаще ходите на концерты и слушайте хорошую музыку!”


“Мегаполис”
Камера: Nikon D700
Объектив: AF NIKKOR 180mm f/2.8D ED-IF
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/200
ISO: 200
Фокусное расстояние: 180 мм

Юлия Раскова :

“Концертная фотография должна рассказывать о концерте нечто большее, чем видно невооруженным глазом. Отличная концертная фотография может передать всё: атмосферу концерта, настроение зрителей, характер и черты личности самого музыканта. Задача фотографа - суметь поймать и соединить все это в одном кадре.

1. Подготовка к съемке

Лучше всего предварительно подготовиться к съемке, ознакомиться с составом группы, выделить постоянных участников и сессионных, посмотреть видеозаписи с концертных выступлений музыкантов в других городах, отметить, на какую часть зала преимущественно работает фронтмен, в какой руке держит микрофон, особенности поведения других участников на сцене. Конечно, немаловажно знать и чувствовать свою фототехнику на интуитивном уровне, знать примерные значения экспозиции, ведь условия освещения могут меняться каждые 10 секунд, и в этом случае важно быстро и точно выставить нужные значения диафрагмы, выдержки и ISO, чтобы не потерять момент и успеть сделать качественный кадр. Также можно заранее обдумать технические приемы, которые вы считаете подходящими для данного концерта: стар-фильтры, мультиэкспозиция, съемка с масштабированием и другие.


Korpiklaani
Камера: Nikon D610

Диафрагма: f/ 2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 24 мм


“Порнофильмы”
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 62 мм


Миша Родионов
Камера: Nikon D600

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
Фокусное расстояние: 200 мм

Освещение очень многое решает в концертной фотографии. Умение работать с исходными условиями освещения, ориентироваться в цветах, направлении света и использовать все это для создания образа музыканта очень важно в профессии концертного фотографа. Дополнительный свет на концертах, как правило, не используется по нескольким причинам: во-первых, на концертах обычно бывает красивый и разнообразный свет, который создает неповторимую атмосферу музыкального события, подчеркивает фактуру и колорит артистов. Во-вторых, вспышка может отвлекать музыкантов от работы на сцене, мешать зрителям. При этом все же замечу, что умение работать с дополнительными источниками света (там, где делать это разрешается организаторами) очень важно, потому что при грамотной работе с ними можно создавать замечательные кадры и решать вопросы недостаточного освещения. К примеру, на концертах небольших местных групп.


“ДДТ”
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
Фокусное расстояние: 200 мм


Дима Билан
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/500
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 122 мм

3. Поиск ракурса

Важно не нервничать и не совершать лишних телодвижений, которые помешают как вашим коллегам, работающим с вами в фотопите, так и вам самим. Порой лучшие кадры выходят тогда, когда вы стоите на одном месте, даже если вы стоите на нем полконцерта. Музыканты, как правило, эмоциональны и активны на сцене, свет часто меняется, поэтому даже если ваше передвижение ограничено, не стоит беспокоиться - всегда есть возможность сделать много разных кадров с одной точки съемки. К примеру, три кадра ниже сняты с одного места и ракурса.


Lumen
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
Фокусное расстояние: 50 мм


Lumen
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/800
Фокусное расстояние: 70 мм


Lumen
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/160
Фокусное расстояние: 24 мм

4. Локация

Условия освещения, стиль работы и выбор фототехники, конечно же, зависят от площадки, на которой проходит концерт. Это могут быть средние камерные залы, большие концертные площадки или маленький местный клуб. И если порой в огромном концертном зале, где много света, вполне можно обойтись стандартным телеобъективом, то для всех остальных площадок наличие широкоугольного светосильного объектива сильно облегчает жизнь и съемку. Но даже если в помещении, где проходит концерт, совсем мало света, не стоит расстраиваться - даже при таком освещении можно сделать атмосферные кадры с настроением, которые наверняка понравятся артистам.


“Мумий Тролль”
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 120 мм


“Крематорий”
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Фокусное расстояние: 200 мм


Lumen
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 120 мм

5. Взаимодействие со зрителями

Успех концерта на 50% и больше состоит из энергетики пришедших на него людей. Стоит приложить максимум усилий, чтобы не мешать людям наслаждаться концертом. Кроме того, во взаимодействии артистов со зрителями есть особенные моменты, благодаря которым можно сделать яркие запоминающиеся кадры.


30 Seconds to Mars, Джаред Лето
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/800
Фокусное расстояние: 200 мм


Eskimo Callboy
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
Фокусное расстояние: 58 мм


Eskimo Callboy
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
Фокусное расстояние: 24 мм

6. Постобработка

Как правило, после съемки кадры проходят коррекцию по яркости и контрастности, насыщенности, балансу белого, работе со светом и тенями, иногда - перевод в черно-белое или тонирование изображения там, где это уместно. При этом каждый раз первостепенное значение имеет исходный кадр, ведь никакая обработка не придаст истинной красоты кадру, если исходник не был композиционно цельным, или же в нем отсутствует момент, ради которого, собственно, фотограф и нажимал на кнопку. В этом случае при отборе снимков всегда важно отвечать себе на вопрос: чем примечателен тот или иной кадр, почему мы пропускаем его в итоговый отчет, который затем предоставляется на обозрение миллионам зрителей? Фоторедакторы же позволяют подчеркнуть преимущества фотографии. При этом существуют разные степени допустимого вмешательства в кадр. Если съемка производится по заказу, то степень такого вмешательства следует обсудить с заказчиком, у СМИ, как правило, свои требования к возможной корректировке изображения. Если же вы снимаете для собственного портфолио или вмешательство в кадр не ограничивается, то можно дать волю фантазии. Но не стоит забывать, что хорошая обработка - та, которая не бросается в глаза.


Диана Арбенина
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/400
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 145 мм


“Морэ&Рэльсы”
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
Фокусное расстояние: 36 мм

7. Определитесь с целью съемки

Конечно, ваша основная цель - передать атмосферу концерта, настроение и заряженность публики, талант артиста. Все это действительно можно сделать в одном кадре.
Концертная фотография - это все же вид репортажной фотосъемки и подчиняется всем законам этого жанра. Но вид совершенно исключительный, особенный, который обусловлен спецификой снимаемого события. Не стоит ждать, что вы придете с концерта с целой кипой отличных фотографий - большая удача, если с одного концерта вы можете отобрать себе в портфолио 1-5 фотографий”.


Sunsay
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 200 мм


“Крематорий”
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Фокусное расстояние: 24 мм


Natalia Oreiro
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Фокусное расстояние: 200 мм

Маргарита Фазылянова :

“Меня достаточно часто спрашивают, что мне дает концертная фотография. Это возможность поймать и передать эмоции, средство пережить и почувствовать ощущения заново, способ подарить окружающим «атмосферу» прошедшего концерта. Также я бы отметила, что данная разновидность съемки является одной из самых сложных в репортажной фотографии: свет, время, предоставленное пространство, да и сам объект съемки не контролируются вами. Не во власти концертного фотографа оспорить с организатором мероприятия или артистом количество времени, отведенного на съёмку, или размеры фотопита. Навряд ли вы договоритесь со светорежиссером о том, какой свет будет использован во время концерта. Ну и, в конце концов, вы никак не продиктуете музыканту, как ему следует двигаться на сцене, когда ему замереть и так далее.


Terror
Камера: Nikon D750

Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 85 мм

1. Аккредитация

С чего же начинается концертная фотография? Конечно, с получения аккредитации. Здесь есть несколько вариантов:
1) Найти интернет-портал, посвященный музыкальным событиям либо такого рода мероприятиям. Самое главное - установить контакт с редактором. Для этого у вас должно быть портфолио/наработки (необязательно в концертной сфере), по которым можно будет определить ваш уровень и принять решение касаемо сотрудничества. В этом варианте за вас всё сделает редактор;
2) Связи. Да, в концертной фотографии неформальные контакты тоже нужны, главное в этом случае - быть коммуникабельным и не бояться первым написать письмо. Этот вариант также предполагает наличие примеров работ. Вы можете выйти на участника группы/исполнителя, PR-менеджера группы/концертной площадки либо организатора мероприятия. Конечно же, всё зависит от популярности коллектива, а также места, где будет происходить концерт. В данной области нет какого-то определенного шаблона действий - с аккредитациями всё решается индивидуально.

Но что же делать, если портфолио отсутствует, и вы только начинаете свой путь? В самом начале я покупала билеты на небольшие концерты и училась ловить кадры, тренировалась обрабатывать фотографии с мероприятий и выкладывала на свою страницу в LiveJournal. Главное - не забыть уточнить у площадки касаемо возможности фотографирования без аккредитации, чтобы не произошло неприятной ситуации в виде изъятия техники на входе. Только после того как я получила определенный навык в концертной съемке и опыт работы в небольших клубах, я осмелилась выйти на контакт с редактором своего первого интернет-портала. Сменив пару музыкальных сайтов, с 2013 года я прочно обосновалась на Metalkings.


Андрей “Слесарь” Оплетаев, “ПсиХея”
Камера: Nikon D7000

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм

Вообще, подход к выбору концертного фотографа на каждом портале разный: где-то важно «забить» концерт раньше других, на некоторых ценится качество предоставляемого материала. Чтобы не рассчитывать на случай, лучше, конечно, стараться выходить непосредственно на музыкальные коллективы. Главное - озадачьтесь тем, где вы будете публиковать отснятый материал и на каких условиях группа предоставит вам аккредитацию (чаще всего взамен фотопаса вы должны будете предоставить материал группе и разрешить им опубликовать его в своих официальных сообществах и на сайте). Для публикации снимков существует большое многообразие ресурсов в Интернете, вплоть до написания собственного сайта: всё зависит от вашего желания и планов развития в этой сфере.
Важно. Если вы пришли на концерт по аккредитации, вам следует уточнить, сколько песен можно снимать группу/исполнителя. Как правило, многие зарубежные группы ограничивают съемку тремя песнями из фотопита либо из зала (опять-таки, всё зависит от площадки). После этого лучше убрать камеру, не нарушать выставленных условий, так как это может привести к тому, что впоследствии вам просто-напросто откажут в аккредитации.

В случае, если вы получали фотопас через группу, есть вероятность, что вам разрешат снимать весь концерт без ограничения пространства и времени.


“КняZZ”
Камера: Nikon D750

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/80
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 16 мм

2. Техника

Я снимала на разные камеры: Nikon D90, Nikon D7000, в данный момент это Nikon D750 (как видно, я заядлая «никонистка», очень уж легли камеры в руку с первого прикосновения). По поводу объективов - с самого начала я отдавала предпочтение светосильным объективам с фиксированным расстоянием. Решение касаемо того, какой выбрать объектив - с фиксированным расстоянием или зум, - зависит от вашего личного предпочтения: это дело удобства и привычки. Наиболее важной характеристикой остаётся светосила, ведь при концертной съемке зачастую недостаточно освещения.

Я использую AF NIKKOR 50mm f/1.4D, AF NIKKOR 24mm f/2.8D, AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G, AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D. В последнее время я отдаю свое предпочтение «рыбьему глазу», особенно в маленьких клубах: уж очень мне полюбились картинки, полученные при помощи него.


Али Табатабаи, Zebrahead
Камера: Nikon D750
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 16 мм

За три песни я успеваю несколько раз поменять объективы. Правило у меня одно - по 1-2 минуты на каждый объектив плюс как минимум успеть пройтись справа налево (слева направо) вдоль сцены хотя бы один раз. Если количество песен, разрешенных для фотографирования, ограничено, перед входом в фотопит вам необходимо подготовить всю имеющуюся технику: проверить настройки на «тушке» (я стандартно настраиваю ISO 1250, «накручиваю» 50 мм, выдержку и диафрагму выставляю соответственно на 1/160 и f/2.5), распаковать объективы (то есть раскрутить все крышечки) и поместить их в чехол для фотоаппарата (также я подкладываю мягкую ткань в чехол, чтобы минимизировать вероятность того, что объективы могут удариться друг о друга).

AF NIKKOR 50mm f/1.4D – один из наиболее ходовых объективов среди концертных фотографов. Он подходит для фотографирования средних планов; фишай и AF NIKKOR 24mm f/2.8D я использую для общих планов, а при помощи AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G можно умудриться снять крупный кадр (в том числе, этот объектив спасает при съемке из толпы, если можно снимать после трёх песен или на площадке не предусмотрено наличие фотопита).


Илья Черт, “Пилот”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF NIKKOR 50mm f/1.4D
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 50 мм


Никита Муравьев, “СЛОТ”
Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/160
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 85 мм

Касаемо зумов, наиболее часто используемые объективы - это 24-70/f2.8 и 70-200/f2.8.
Кстати, немного про карты памяти - у вас их должно быть как минимум несколько штук в кармане, особенно в том случае, если вы снимаете фестиваль.
Неплохо иметь в рюкзаке такие мелочи, как чистящий карандаш, который будет вашей палочкой-выручалочкой, если на объектив попадет вода или алкогольные напитки (особенно это касается рок-концертов, на которых музыканты не прочь покидаться бутылками с водой или спиртными напитками).

3. Подготовка к съёмке

Данный пункт я скорей бы отнесла к опционному совету. Некоторые концертные фотографы перед посещением мероприятия смотрят записи живых выступлений той группы, на которую планируют пойти. Это позволяет примерно оценить, какое освещение будет на концерте, а также ознакомиться с тем, как коллектив ведет себя на сцене, будут ли у музыкантов интересные костюмы и элементы шоу.
Ну и буквально одно предложение об одежде: главное в ней - удобство. Отдавайте предпочтение темным цветам, так как в ходе съемки вы можете испачкаться (такое бывает достаточно часто; на моей практике было и такое, что я пару раз рвала джинсы и футболки). Плюс неяркая одежда не будет отвлекать исполнителей и поклонников группы.


Дмитрий Процко, “Эпидемия”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/200
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85 мм

4. JPEG или NEF?

Очень часто фотографы также задаются вопросом, в каком же формате лучше снимать концерты. Кто-то предпочитает JPEG, а кто-то NEF. Лично я руками и ногами за NEF, так он «тянется» намного лучше, чем JPEG, и позволяет осуществлять достаточно много действий по постобработке кадра (практически с самого начала я начала снимать в формате NEF). Стоит отметить, что у JPEG перед NEF есть очень большое преимущество - максимально насыщенные и сочные цвета. Как вариант, для сравнения вы можете выбрать в настройках NEF+JPEF (высокого разрешения), после чего определиться, в каком формате вам комфортнее осуществлять съемку.


Энди Марш, Try Art is Murder
Камера: Nikon D750
Объектив: AF NIKKOR 50mm f/1.4D
Диафрагма: f/2
Выдержка: 1/200
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 50mm

5. ISO, диафрагма и выдержка

Три составляющие, которые определят ваш снимок. Ни в коем случае не используйте автоматические настройки или режимы с приоритетом выдержки/диафрагмы. На концертах, да и не только, применимы только полностью ручные настройки (с приобретением опыта при взгляде на свет вы сможете настраивать подходящие параметры всё быстрее и быстрее).
Чаще всего я использую значения ISO от 800 до 1600. Чем больше значение ISO, тем больше шума будет у вашего изображения, и наоборот. Полноформатные камеры позволяют делать нешумные кадры на более высоких значениях ISO, чем «кропанутые» камеры, так что примите это к сведению, когда будете выбирать между приобретением светосильного объектива или новой камеры.

Для диафрагмы я предпочитаю значения от f/2 до f/2.8, “раскручивать” до предела я не считаю актуальным, так как картинка теряет глубину резкости.

Что касается выдержки, в большинстве случаев я делаю кадры на 1/160 секунды. При настройке данного параметра принимайте во внимание фокусное расстояние объектива. В целом, выдержка должна быть короче обратного фокусного расстояния как минимум в два раза (то есть при использовании объектива 50 mm выдержка должна составить как минимум 1/100, если не короче). От выдержки чуть ли не напрямую зависит четкость получаемого изображения.


Андрей “AZ” Зырянов, “ПсиХея”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85 мм

6. Постобработка

Я пользуюсь двумя программами для постобработки - Lightroom и Photoshop. При помощи первой я осуществляю цветокоррекцию и основные моменты обработки. Вообще, лично для меня игра с цветом - моё всё! В данной программе я также подтягиваю яркость снимка, экспериментирую с тенями и светом или кривой, настраиваю контрастность изображения и насыщенность (обычно отдельно по цветам), то есть максимально стараюсь сделать кадр «вкусным».

Вторая помогает окончательно настроить резкость картинки, а также при использовании плагинов можно подчистить «шумные» фотографии.
Со временем вы можете отточить свой собственный стиль обработки, чтобы ваши отчеты выделялись на фоне других.


Ирина Сорокина, “КняZZ”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85mm

7. Подготовка фотоотчета

Какой фотоотчет покажется зрителю наиболее интересным? Во-первых, он должен быть максимально информативным. Постарайтесь по возможности снять всех участников группы. Проблемы обычно возникают с барабанщиками, так как они размещены в глубине сцены и спрятаны за многочисленными установками и примочками. Во-вторых, постарайтесь сделать разноплановые кадры: используйте разные объективы, точки съемки и ракурсы (если у вас «вездеход», то можно будет вдоволь разгуляться). В-третьих, немного об эстетической стороне кадра. У меня есть одно простое правило: перед тем как принять решение о том, будет ли фотография включена в отчет, я представляю себя на месте исполнителя и думаю, понравилось бы мне, если бы я где-то увидела такой свой снимок.


Дмитрий Кривенков, “Эпидемия”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/200
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85 мм


Слава “Славон” Галашин, “ПсиХея”
Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 85 мм


“Тараканы!”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/100
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 16 мм

8. Взаимное уважение

В самом конце хотелось бы дать небольшой совет по поводу взаимного уважения:

Уважайте коллег. При съемке в фотопите старайтесь не мешать своим «коллегам»: не стоит расставлять широко руки и ноги, толкаться, пытаться протиснуться ближе к желаемому объекту. Помните, что не только вы хотите сделать качественные фотографии;
- уважайте музыкантов. При фотографировании не стоит поднимать руки очень высоко - поверьте, многих музыкантов это очень нервирует и раздражает. Если у вас есть возможность снимать со сцены, будьте аккуратны, не забывайте о том, что там располагается большое количество проводов от техники, неудачно задев которые, можно отключить аппаратуру. Не бегайте перед музыкантами в попытках снять «крутой» кадр. И да, вспышка. Старайтесь не прибегать к ней на концертах. Я общалась с исполнителями по этому поводу: во-первых, немного повторюсь, она действительно нервирует, а во-вторых, из-за постоянных вспышек музыкант может начать «слепнуть», это может привести и к плохому самочувствию (вы ведь не хотите стать причиной срыва концерта?). Кроме того, в большинстве случаев данный аксессуар, в принципе, запрещен. К тому же, по моему мнению, она искажает атмосферу концерта;
- уважайте поклонников. Вы пришли на концерт по аккредитации, вы всего лишь гость, скорее даже тень. Поклонники же заплатили за возможность не только услышать свою любимую группу, но и увидеть её: для некоторых это очень важно, и люди за несколько часов (бывает, даже и за сутки) занимают очередь, чтобы попасть в первые ряды.

Напоследок пара заключительных слов: самое главное - не сдавайтесь и не опускайте руки; учитесь и развивайтесь, старайтесь идти только вперёд, ориентируйтесь на «топовых» фотографов. Если вы загорелись концертной съемкой, не бойтесь спрашивать совета коллег, а также читайте как можно больше статей по данной тематике”.

Надеемся, вам понравились советы наших экспертов и фото! Делитесь своими концертными снимками в комментариях и выигрывайте призы - и конечно, не забывайте добавлять наш блог себе

Разведайте место проведения концерта

Если есть возможность, разведайте место проведения концерта заранее, чтобы понять где лучше всего находиться и какую технику использовать. Если это небольшой концерт в баре или в небольшом зале, в котором он вероятно и будет если вы только начали. Спланируйте поездку за день или час до начала чтобы взглянуть на место съёмки. Это будет место, где все будут стоять? Если есть сидения, будет ли достаточно места для манёвра между ними? Также важно, есть ли место для хранения вашей техники? Проверьте, есть ли возможность фотографировать с нескольких ракурсов. Фотографируя только по центру, вы не сможете выразить все эмоции, так что будем делать снимки из толпы, за зрителями и т.д.

Возьмите самые светосильные объективы

Точечный экспозамер

Если вы заинтересованны сфотографировать певца или участников группы по отдельности, скорей всего вам придётся выставить точечный экспозамер. На большинстве концертов, очень много неосвещённого места, поэтому фотографируя с центрально-взвешенным или с многозональным замером экспозиции, автоматика камеры будет пытаться компенсировать неосвещённые участки, поэтому скорей всего, участник группы будет переэкспонированным. Так что использование точечного экспозамера, будет идеальным выходом из ситуации.

Хотя, как только вам удастся хорошо подбирать значения выдежки и диафрагмы, выставление точечного замера будет все менее и менее важным.

Переключите камеру в ручной режим

Переключение в ручной режим, может быть достаточно сложной задачей на первое время, но это работает. Почему не стоит фотографировать в автоматическом режиме - слишком большой контраст освещения. Например как на фотографии выше с концерта Backstret Boys. Когда большинство кадра чёрное, автоматика камер может переэкспонировать освещение или участника группы. Установка камеры на ручной режим позволит обеспечить более строгий контроль (парень справа на снимке хорошо проэкспонирован), особенно когда освещения меняется быстро.

Следите за ISO

ISO может быть вашим другом при съёмке концертов. Как вы знаете, игра вокруг ISO имеет прямое влияние на выдержку (большинство концертов снимается с небольшой глубиной резкости, чтобы получить как можно больше света) и это очень важно правильно выставить выдержку, чтобы она соответствовала происходящему на сцене. Если это стремительный рок концерт, выдержки короче 1/60 будут необходимы чтобы предотвратить чрезмерное размытие. И наоборот, если мало движения, можно использовать более длинные выдержки.

Хоть шумы могут быть проблемой если вы выставляете ISO выше 1600, их можно использовать как преимущество при последующей обработке. Например можно перевести снимок в ч/б - как тот что выше, он сделан при ISO 3200.

Настроение

Создание настроения фотографии полностью зависит от ваших чувств. Например, фотография выше отлично это демонстрирует, когда в кадре даже нет группы, но фотограф проникся цветовым рисунком и тональной перспективой. Ищите необычное освещение, эффекты на сцене. Если выступающая группа достаточно динамична, это будет достаточно легко. Также убедитесь, что перед концертом вы послушали их музыку, если вы до этого их никогда не делали.

Смотрите шире

Если у вас есть возможность взять с собой несколько объективов, не забудьте про ширик. Он хоть и не будет использован часто, но он важен для съёмки всей группы. Также он полезен при съёмке толпы, или к примеру позади сцены есть огромный экран с интересными эффектами. Так что такой объектив позволит разнообразить ваши снимки.

Не забывайте про толпу

Концертный фотограф Anirudh Koul делает прекрасные снимки, фотографируя толпу на концерте Bon Jovi, просто повернув камеру от сцены в сторону зала. Как мне кажется, такие снимки способны передать эмоции людей слушающих концерт. Хотя, конечно, слабо освещенная аудитория не даст такого эффекта как зал наполненный дымом и светом прожекторов.

Поймайте момент, когда толпа людей освещена как на фотографии выше. Попробуйте оказатьсянад толпой, это не так трудно если у вас есть доступ к сцене, но достаточно сложно если вы находитесь среди толпы. Аудитория является неотъемлемой частью шоу, поскольку без неё, это просто репетиция.

Ищите необычное

На больших концертах известных певцов, происходят невероятные вещи. Как, например, появление вдруг дирижабля (на фотографии выше, сделанной на концерте Van Halen. У большинства групп, во время турне, шоу повторяются, от города к городу. Так что посетите их сайт или сайт фан-клуба, посмотрите фотографии чтобы знать, когда и чего ждать. Снимок Anirudh хорошо демонстрирует идеально подобранное время, может это и удача, а может он ждал именно этого момента узнав что было на прошлых концертах.

Используйте зум/Подходите ближе

Пора сменить ширик на длиннофокусный объектив. Подойдите как можно ближе к сцене и не забудьте получить карточку "пресса" для больших концертов. С достойным зум-объективом (мой фаворит 70-200мм) вы сможете выделить каждого члена группы. И не забывайте про барабанщика, в большинстве случаев, вокруг них только оборудование и куча микрофонов, так что у вас будет только два варианта, использовать зум, либо пробраться за кулисы.


Прежде всего стоит отметить, что нет идеальных настроек камеры для концертной фотографии. Они просто не существует. Если кто-то говорит вам что выстави вот такие параметры и снимай - бегите! Бегите от него! Может быть для конкретного случая они подойдут, но факторов, влияющих на то, какие параметры выставить много, например, сколько света на сцене, какова динамичность кадра, какую глубину резкости вы хотите получить и т.п. Настройки постоянно меняются в зависимости от ситуации, по-этому нужно понимать на базовом уровне, какие настройки к чему ведут и далее просто корректировать параметры, под каждую конкретную ситуацию.

Концертная съемка - очень красивый и качественный контент, который можно снимать и получать двойное удовольствие, от музыки и от фото, но в тоже время и достаточно сложный процесс, по все тем же причинам - мало света, постоянно меняющиеся условия освещения и быстро движущиеся объекты.

Давайте начнем разбираться.

Какой объектив использовать? Тут ответ прост максимально светосильный, который у вас есть. Самый простой и доступный вариант это 50мм - F/1.8, на нем и остановимся.

Быстрый взгляд на основные настройки камеры:

Режим камеры: Ручной
Выдержка: 1/250 или быстрее
Диафрагма: F/1.4 - F/2.8 (по доступности)
ISO: как можно выше (3200 макс)
Баланс белого: Автоматический баланс белого
Качество изображения: RAW

Давайте пройдемся по каждому параметру.

Режим камеры: Ручной

Съемка в ручном режиме дает максимальный контроль над ситуацией. Хорошим вариантом будет съемка с приоритетом диафрагмы (AV), но полного понимания того, что какой параметр поменять при изменении ситуации у вас не выработается. А устанавливая все в ручную, вы сможете познать дзен в настройках фотокамеры и творить, творить хорошие кадры!

Выдержка: 1/250 или быстрее:

Чем медленней срабатывает затвор, тем больше света попадает на матрицу камеры и тем светлее изображение, но шанс размыть кадр увеличивается в разы. Ваша задача, снимая концерты, найти такое значение выдержки, при котором движущиеся объекты (солисты, гитаристы и т.п) не будут размываться, а света для матрицы будет все еще достаточно за счет других параметров.

Выдержка в 1/250с - хороший уровень от которого стоит отталкиваться, подбирая нужное значение. Данная выдержка не будет смазывать большинство среднединамических движений, а так же позволит пропускать достаточно света до матрицы, чтобы не выкручивать другие настройки слишком сильно (такие как ISO). Если концерт ярко освещен, то это позволяет уменьшить выдержку до значений 1/400 или 1/640 и это прекрасно, т.к., благодаря этому, можно будет опустить значение ISO, что уменьшит количество шума.

В условиях более низкой освещенности, вам придется увеличить выдержку, но делайте это очень осторожно, т.к. картинка начнет смазываться, даже если объект съемки будет двигаться медленно. И будьте внимательны при просмотре фотографии на ЖК-экране вашей камеры, потому что может показаться, что снимок резкий, а на самом деле, придя домой, вы обнаружите, что все ваши снимке смазаны. Это будет очень грустно и печально.


Фото: Canon EOS 6D, 16-35, 1/1000, диафрагма F / 2.8, ISO 1000

Диафрагма: F/1,4 - F/2,8

Как я уже говорил, для съемки такого вида сюжетов, как концерты, потребуется светосильный объектив, т.е. такой объектив у которого минимальное значение диафрагмы F/1.2 - F/1.8. Такие объективы пропускают больше света, что позволяет снимать при меньшей выдержке и меньшем ISO, но такие объективы достаточно дорогие и, в условиях наших реалий, не всем по карману, но у каждого должен быть фикс 50мм с диафрагмой F/1.8. Он относительно дешевый и как раз подойдет для съемки.

Также, благодаря широкой диафрагме, вы получаете малую глубину резкости, что красиво и качественно размывает фон и, тем самым, выделяет объект съемки. Вот пример, где задний и передний фон размываются, предавая снимку глубину, и выделяя объект.

Концерт фотографировать очень просто, хоть и немного сложнее любого другого мероприятия , так как это требует предварительной подготовки.

На концерт надо постараться попасть в танцевальный партер, если он там есть, конечно, чтобы быть ближе к сцене и иметь возможность перемещаться. Сидя на галёрке, вы ничего путного не сфотографируете.

Прийти на концерт надо заранее, хотя бы за час до начала, если концерт большой, чтобы можно было выбрать подходящую позицию, осмотреться, разобраться кто где будет стоять и на чём играть. В небольших клубах в этом нет необходимости.

Не надо фотографировать музыкантов, когда они рассказывают что-то смешное в перерывах между песнями, этого всё равно не будет видно на фотографии. Лучше сконцентрироваться на эмоциях в кульминационных моментах номеров.

Подумайте, с какого ракурса вы будете снимать музыкантов, потому что для каждого музыканта может понадобиться свой ракурс. Как то, снимая гитариста, важно, левша он или правша, от этого зависит, с какой стороны лучше стоять.

Вы можете снимать в любом режиме, какой вам нравится. Лично я предпочитаю выставить ИСО побольше, чтобы выдержка была покороче, насколько это возможно, чтобы не смазывались движения, обычно достаточно 1/250. Тип фокусировки при этом следящий по одной точке. Одна точка нужна, чтобы ваша камера не фокусировалась на руках из толпы, которые имеют свойство появляться в самый неподходящий момент.

Саму диафрагму и выдержку надо подбирать уже по ходу событий, сверяясь с результатом на экране. Когда неясно, какое освещение будет, либо оно очень сложное, выставляйте автоматический баланс белого . Если в освещении много жёлтого и красного, то имеет смысл установить баланс на лампу накаливания. В общем, придётся экспериментировать и искать, какие настройки работают лучше всего.

Помимо всего прочего, важно, чтобы вы знали репертуар и могли предсказать, что произойдёт в следующий момент.

Если вы с музыкой не знакомы, то скорей всего, самые интересные и неожиданные моменты вы просто пропустите.

Включите серийную съёмку и не жалейте кадры, потом лишнее всегда можно удалить. Тут важно, чтобы у вас была карточка побольше и побыстрее, а ещё лучше иметь запасную. 3000-4000 кадров за концерт – это обычное дело.

Иногда на концертах включают лазеры. Во-первых, избегайте прямого попадания лазера в глаза, это очень вредно для здоровья. Во-вторых, не увлекайтесь ловить объективом прямые лучи лазера, это может подпортить матрицу в вашей камере. Бояться не надо, надо знать. Если вы хотите красиво сфотографировать лазерные лучи, то вам придётся увеличить выдержку примерно до 1/30.

На некоторые концерты вас могут не пустить с камерой, либо попросят удалиться, если поймают во время представления. Заранее продумайте, что вы будете делать в таком случае.

Вот фотографии с некоторых концертов, чтобы вы могли вдохновиться:

Спасибо за внимание.

Съемка концертов, как и другие разновидности репортажного жанра фотографии , требует от фотографа отличного владения аппаратурой. Динамика события не позволяет тратить время на обдумывание технических параметров - решения по их изменению должны приниматься мгновенно. Все внимание фотографа приковано к постоянно меняющемуся изображению в видоискателе, а камера должна обеспечить возможность сделать кадр в нужный момент.

При съемке концертного мероприятия удобнее всего использовать зеркальную камеру.

Для того чтобы в закрытом помещении иметь возможность получить качественные снимки как с общим, так и с крупным планом, лучше всего использовать пару светосильных зум-объективов , которые покроют диапазон фокусных расстояний приблизительно от 18 до 200 мм. Например, нормальный зум 24–70 мм и телезум 70–200 мм. Для тех, кто не может позволить себе приобрести столь дорогую оптику, подойдет один универсальный, но менее светосильный объектив с диапазоном фокусных расстояний от 18 до 200 мм. Большая светосила позволит использовать более короткие выдержки, и в результате у вас будет меньше смазанных снимков.

Кроме того, на выдержку влияет установленная чувствительность матрицы фотокамеры. Перед съемкой в помещении значение ISO нужно поднять (обычно используют чувствительность 800, 1600 и выше, если есть необходимость и позволяет камера). При съемке концертных мероприятий днем на открытой площадке светосила объектива не имеет решающего значения, и чувствительность матрицы не приходится поднимать слишком сильно.

Фотографируем в темном помещении клуба

Несмотря на то что в закрытом помещении клубов, как правило, очень темно, а освещение от прожекторов постоянно меняет цвет и направление, старайтесь как можно реже пользоваться вспышкой. Она сводит на нет художественную ценность динамического освещения и делает снимки плоскими. Если же вы решите использовать вспышку, скорректируйте мощность светового импульса в меньшую сторону.

В качестве творческого приема попробуйте использовать режимы медленной синхронизации и синхронизации по задней шторке. В этом случае движущиеся объекты будут, наряду с «замороженным» вспышкой изображением, оставлять размазанный шлейф.

От технических аспектов создания концертного репортажа перейдем к художественным. Фотограф должен непрерывно анализировать изображение в видоискателе. Перед тем как нажать на кнопку спуска, важно успеть правильно выстроить кадр. Поэтому выбирайте такие ракурсы, которые позволят исключить из кадра заслоняющие артистов объекты - стойки микрофонов, провода, колонки, головы зрителей. При съемке в клубе постоянно меняющееся освещение создает потрясающую атмосферу. Очень важно на своих кадрах отобразить эмоции артистов. Следите за их перемещениями, подмечайте характерные позы и выражения лиц. Не забывайте и о зрителях, зачастую они даже более эмоциональны, чем те, кто находится на сцене.

Напоследок обратимся к общим вопросам подготовки и проведения репортажной съемки. Необходимо взять с собой запасные аккумуляторы, батареи и карты флэш-памяти. Будьте аккуратны при съемке. Съемка концертов сопряжена с определенной долей риска для вас и вашей аппаратуры. Особенно это касается выступлений рок-групп, на которых публика ведет себя очень активно. При съемке в зале нужно постоянно следить за тем, что происходит рядом с вами, чтобы ненароком чей-нибудь локоть, голова или нога не разбили вашу камеру. Но самое главное - непрерывно снимайте!