Методы регулирования деятельности естественных монополий. Регулирование естественных монополий

Естественными монополиями являются организации (ком­мерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые эффективно при отсутствии конкуренции ввиду технологических особенно­стей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены из-за невозможности полной замены их другими товарами. Создание конкурентной среды на рынке в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития науки и техники. В естественных монополиях объем спроса и предложения в решающей степени задается технологией, а обо­рудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать. Таковыми являются энерге­тика, ряд видов транспорта, связь, водоснабжение и др.

Предприятия естественной монополии при отсутствии регу­лирования превращаются в олигополии, сокращают объемы производства, устанавливают монопольные цены, что вызывает рост цен и в смежных отраслях. Поэтому в естественных моно­полиях методы регулирования выходят за пределы традицион­ного антимонопольного законодательства.

Естественные монополии обязаны обслуживать всех клиен­тов без дискриминации, представлять в органы исполнительной власти сведения, которые для других предприятий являются коммерческой тайной. Тарифы на продукцию (услуги) регули­руются государством и допускается субсидирование из бюджета. Предприятия естественных монополий не могут ликвидировать­ся без разрешения государственных органов. Исполнительная власть отвечает за функционирование отраслей естественных монополий перед представительной властью.

Наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий является передача предприятий в государственную собственность, создание для управления естественными моно­полиями специальных государственных органов, осуществляю­щих прямой контроль для обеспечения баланса интересов про­изводителей и потребителей.

В России регулирование естественных монополий осущест­вляют прежде всего МАП России и Федеральная энергетиче­ская комиссия Российской Федерации (ФЭК России). МАП России подконтрольны организации транспорта, связи, в том числе 63 аэропорта федерального значения, 27 крупных и 15 особо крупных морских портов, 39 крупных речных портов, 17 управлений железных дорог, 800 транспортных терминалов, 2700 операторов связи. Нормативной базой регулирования служат законы «О конкуренции и ограничении монополисти­ческой деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О федеральном железнодорожном транспорте», указ Президента РФ «О некоторых мерах по регулированию естественных монополий» (от 28 февраля 1995 г. № 220). Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования.



Основным объектом регулирования в естественных монопо­лиях являются цены и тарифы на их продукцию (услуги). В ми­ровой практике государство либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы, либо перераспределяет сверхприбыль в свою поль­зу, либо фиксирует договорной уровень цен и тарифов в интере­сах и производителей и потребителей.

В прежней системе цены на продукцию естественных моно­полий рассчитывались на основе калькуляции издержек, т.е. затратным методом, и. сознательно занижались. После либерали­зации экономики они быстро стали повышаться, вызвав резкое удорожание в обрабатывающих отраслях. Это привело к раскру­чиванию спирали неплатежей в промышленности, падению конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке и экс­пансии зарубежных поставщиков. В настоящее время регулиро­вание цен и тарифов на продукцию естественных монополий приобрело общенациональное значение.

Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию феде­ральными органами исполнительной власти и органами исполни­тельной власти субъектов РФ. Регулируемые цены применяются всеми предприятиями независимо от их организационно-право­вых форм и форм собственности.

Для нейтрализации затратного механизма ценообразова­ния контролируются издержки предприятий, вводится пре­дельный уровень цен (тарифов) с параллельным ограничени­ем отдельных статей затрат и пересмотром исходных норми­руемых показателей.

МАЛ России и ФЭК России устанавливают цены (тарифы на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий исходя из обоснованных затрат на их производство с учетом:

Налогов и других платежей;

Стоимости основных производственных фондов;

Потребности в инвестициях для воспроизводства;

Амортизационных отчислений;

Прогнозируемой прибыли;

Удаленности потребителейот места производства продукции (услуг);

Соответствия качества продукции (услуг) спросу потреби­телей;

Государственных дотаций и другихмер господдержки субъектов естественных монополий;

Социальной значимости услуг;

Темпов инфляции.

С участием заинтересованных федеральных органов испол­нительной власти антимонопольные органы анализируют эко­номические результаты деятельности субъектов естественных монополий и представляют в Правительство РФ предложения о мерах по ограничению роста цен (тарифов) на их продукцию (услуги). Он не должен превышать индекс цен на промышлен­ную продукцию.

Организации, нарушающие правовые нормы государствен­ного регулирования цен (тарифов), несут ответственность: с них взыскивается вся сумма излишне полученной выручки и штраф в том же размере, а при повторном нарушении - штраф в двой­ном размере.

Другим направлением государственного.регулирования естественных монополий является проведение их структурной перестройки. Она предусматривает, в частности, разделение регули­руемых и нерегулируемых видов деятельности. В каждой моно­полии имеются сопутствующие производства, которые по суще­ству монополиями не являются. Например, транспортировка газа является монопольным видом деятельности, а его добычу можно организовать на конкурентных началах.

Межведомственная комиссия по подготовке планов струк­турной реформы естественных монополий изучает функциони­рование федерального и региональных рынков продукции (ус­луг) предприятий (взаимодействие субъектов рынка, формиро­вание тарифов и цен для различных потребителей, особенности контрактных отношений). Комиссия получает необходимые данные от федеральных органов исполнительной власти и орга­низаций независимо от формы собственности и подчиненности. Предложения Комиссии по реформированию, требующие реше­ний Правительства РФ, вносятся в установленном порядке.

МВФ и другие финансовые организации, кредитующие Рос­сию, настаивают на своих рекомендациях, предусматривающих расчленения ведущих естественных монополий РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром». В электроэнергетике государству пред­ложено регулировать только передающие сети, а генерирующие электростанции и распределяющие подразделения приватизиро­вать. Это не отвечает государственным интересам России.

В комплекс мер регулирования входят определение состава потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию тем или иным субъектом естественной монополии, контроль за выполнением инвестиционных программ, использованием стабилизационных фондов, заключением некоторых видов сделок, стимулирование с помощью цен (тарифов) качества производимой продукции и оказываемых услуг, а также удов­летворения спроса на них, учет затрат раздельно по моно­польной и конкурентной деятельности. Субъекты естествен­ных монополий осуществляют закупки продукции (услуг) для собственного потребления в соответствии с порядком, преду­смотренным для размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд.

Орган регулирования имеет полномочия направлять субъекту естественной монополии обязательные для исполнения предпи­сания о заключении договоров с потребителями, внесении в них изменений. Эффективное регулирование естественных монопо­лий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регулирующих органов, отсутствии лоббирования интересов монополистов в органах власти.

ФЭК России ведет Реестр субъектов естественных монопо­лий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении кото­рых осуществляются государственное регулирование и контроль (занятые оказанием услуг по передаче электрической и тепловой энергии, транспортировкой газа по трубопроводам, нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам). Включение субъекта естественной монополии в Реестр не зависит от его доли на рынке. Данный Реестр ведется отдельно от реестра, предусмотренного Законом «О конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности на товарных рынках», а также от реестра энергоснабжающих организаций.

сферах деятельности, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.

2. Общее руководство федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии осуществляется руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководитель органа регулирования естественной монополии является одновременно членом правления данного органа.

3. Для определения основных направлений деятельности федерального органа исполнительной власти по регулированию естественной монополии и принятия решений образуется правление в количестве не более семи членов, включая руководителя, из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в соответствующей области. Члены правления назначаются Правительством Российской Федерации сроком не менее чем на четыре года. Для обеспечения преемственности в работе правления начиная с пятого года работы данного органа ежегодно осуществляется замена до одной трети общего количества членов правления.

4. На работников органов регулирования естественных монополий распространяется правовой статус государственного служащего.

5. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественной монополии ликвидируется в случае появления возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке и (или) в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий.


Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:

формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль;

определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;

контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований настоящего Федерального закона;

вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях.


Органы регулирования естественных монополий вправе:

принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);

принимать в соответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушения настоящего Федерального закона;

направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Федерального закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон;

принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;

направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;

принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии;

привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона;

осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами.


1. Орган регулирования естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

налоги и другие платежи;

стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;

прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);

удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;

государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

2. При принятии решения о применении методов регулирования деятельности конкретного субъекта естественной монополии орган регулирования естественной монополии обязан рассматривать информацию, предоставленную заинтересованными лицами, о деятельности данного субъекта естественной монополии.


1. В целях исполнения функций, возложенных на органы регулирования естественных монополий, их работники имеют право беспрепятственного доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий, имеющейся у органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также у субъектов естественных монополий.

2. Субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны по требованию органов регулирования естественных монополий предоставлять достоверные документы, объяснения в письменной и устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления органами регулирования естественных монополий функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Сведения, которые составляют коммерческую тайну и получены органом регулирования естественной монополии на основании настоящей статьи, разглашению не подлежат.


1. Органы регулирования естественных монополий обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий.

Органы регулирования естественных монополий ежегодно публикуют доклад о своей деятельности.

2. Органы регулирования естественных монополий обязаны сообщать через средства массовой информации обо всех случаях применения ответственности за нарушения настоящего Федерального закона.

3. Сообщения о ликвидации органов регулирования естественных монополий и об основаниях для принятия такого решения публикуются в средствах массовой информации.

Статья 5 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О естественных монополиях" устанавливает основы правового статуса органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий.

Отметим, что государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий и контроля за применением указанных цен (тарифов). Контроль состоит в обеспечении соблюдения естественными монополиями в своей деятельности действующего законодательства.

Система федеральных органов исполнительной власти формируется Президентом РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" существует три вида федеральных органов исполнительной власти: министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Некоторые из них напрямую подчиняются Президенту РФ, а другие находятся в подчинении Правительства РФ.

В ч. 1 указанной статьи установлено, что для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, особо подчеркивается, что органы регулирования естественных монополий являются федеральными органами исполнительной власти, которые, в свою очередь, могут иметь территориальные подразделения в субъектах РФ.

Федеральные органы исполнительной власти действуют на основании положений, утвержденных Правительством РФ. Именно в них прописаны в том числе и полномочия по регулированию и контролю за деятельностью субъектов естественных монополий.

Одним из основных органов, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью естественных монополий, в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба РФ. Положение о Федеральной антимонопольной службе РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331.

Федеральной антимонопольной службе даны широкие полномочия по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе и в сфере естественных монополий. Так, прежде всего, органы Федеральной антимонопольной службы осуществляют контроль за соблюдением организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления законодательства о естественных монополиях.

Кроме контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях органы федеральной антимонопольной службы осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Субъекты естественных монополий обязаны оказывать услуги потребителям на равных, недискриминационных условиях. Контроль за соблюдением данных требований по обеспечению доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанию услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях, а также требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий также осуществляют антимонопольные органы.

В рамках осуществления полномочий по контролю за деятельностью естественных монополий антимонопольные органы вправе выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством о естественных монополиях, а также издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции Службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных законодательством о естественных монополиях.

Ценовое регулирование услуг, оказываемых субъектами естественных монополий, осуществляется также Федеральной антимонопольной службой РФ (ранее – Федеральной службой по тарифам России). Кроме регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий, отнесенных к ее ведению, Федеральная антимонопольная служба РФ ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов). Кроме того, Федеральная антимонопольная служба РФ вправе применять меры ответственности за нарушение законодательства РФ о естественных монополиях и об электроэнергетике, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О естественных монополиях" органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Так, Федеральная антимонопольная служба имеет свои территориальные органы в каждом субъекте РФ, созданные на основании распоряжения руководителя Федеральной антимонопольной службы. В настоящее время функционируют 85 территориальных управления Федеральной антимонопольной службы в регионах. Положения о территориальных органах утверждаются приказами ФАС России. Территориальные управления осуществляют функции антимонопольных органов на местах на территории субъекта РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов также принимают участие в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.

Органы регулирования субъектов РФ участвуют в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в следующих сферах:

Железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении;

Услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

Услуги по передаче электрической энергии;

Услуги по передаче тепловой энергии;

Транспортировка газа по газораспределительным сетям.

В порядке осуществления функций по государственному регулированию деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования субъектов РФ представляют в федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий предложения для введения или прекращения государственного регулирования в отношении конкретного субъекта естественной монополии.

На основе анализа представленных предложений федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий принимает решение о введении или прекращении государственного регулирования и о включении организации в реестр субъектов естественных монополий или об исключении ее из реестра.

Органы регулирования субъектов РФ в недельный срок со дня принятия решения об установлении тарифов для субъекта естественной монополии представляют заверенную копию этого решения в федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий. В случае необходимости федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий вправе запросить материалы, на основании которых принято решение органа регулирования.
В случае если при проведении анализа представленных органом регулирования субъекта РФ материалов выявлено нарушение законодательства РФ о естественных монополиях, федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий вправе направить органам регулирования субъектов РФ обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих законодательству РФ о естественных монополиях, и (или) о прекращении нарушений указанного законодательства.

В пункте первом статьи 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О естественных монополиях" перечислены методы государственного регулирования деятельности естественных монополий. Как видим, государство подходит к регулированию деятельности субъектов естественных монополий разносторонне, используя несколько методов воздействия на общественные отношения.

Одним из первых методов регулирования назван метод ценового регулирования, который осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня. При отсутствии конкуренции на рынке деятельности естественных монополий этот метод является обязательным, призванным гарантировать защиту интересов потребителей от монопольного повышения цен. Цены и тарифы на услуги всех субъектов естественных монополий подлежат государственному регулированию.

Соотношение понятий "тариф" и "цена" на первый взгляд может показаться идентичным, однако это не так. Цена - это итоговая величина, выраженная в рублях, которую оплачивает потребитель за услуги. Тариф же устанавливается за единицу поставляемого ресурса и помноженный на количество потребленного образует цену услуги или товара.
Формирование тарифа производится исходя из расходов, которые несут субъекты естественных монополий, а также исходя из необходимости финансирования развития этих организаций. При этом орган регулирования естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности.
Органы регулирования должны устанавливать экономически обоснованные тарифы на товары (услуги) субъектов естественных монополий.

Так, например, дело по заявлению о признании недействующим решения представительного органа в части установления для заявителя тарифов было направлено на новое рассмотрение, поскольку, делая вывод об экономической обоснованности оспариваемых тарифов, суд не исследовал довод заявителя о том, что оспариваемые тарифы не обеспечивают возмещение понесенных затрат и влекут возникновение убытков. Подробнее см. Постановление ФАС Уральского округа от 16 августа 2007 г. N Ф09-6584/07-С5 по делу N А60-4567/2007.

Установленные федеральным органом исполнительной власти тарифы являются обязательными для пользователей услугами субъектов естественных монополий независимо от их организационно-правовой формы.

Необходимо обратить внимание также на то, что как при заключении договора с организацией, осуществляющей монопольный вид деятельности, так и при расчетах за оказанные услуги может быть применен только тариф, установленный нормативным правовым актом компетентного органа регулирования, и никакой иной. Это касается всех видов деятельности субъектов естественной монополии, но мы остановимся на примерах в сфере энергетики. Данная величина (имеется в виду установленный государством тариф) не может быть изменена ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения. Несоблюдение данного правила может привести к печальным последствиям. Ответственность за нарушение установленного порядка ценообразования наступает в соответствии со ст. 14.6 КоАП РФ.

Также отметим, что государство осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на все услуги субъектов естественных монополий, указанных в ст. 4 Закона. Для каждого вида услуг установлен свой порядок ценообразования.

Метод, предусмотренный абзацем третьим вышеуказанной статьи, применяется реже, чем предыдущий. Суть указанного метода заключается в том, чтобы определить потребителей (физических или юридических лиц, приобретающих товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии), подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установить минимальный уровень их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

В качестве примера действующего нормативного правового акта, устанавливающего необходимость устойчивого снабжения товарами (работами, услугами) естественных монополистов, можно привести Постановление Правительства РФ от 29 мая 2002 г. N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства". В отношении данных предприятий установлено правило о недопущении прекращения или ограничения подачи газа ниже доведенных заказчиком до своих подведомственных организаций лимитов бюджетных обязательств. Также обязательным условием, включаемым в договор газоснабжения для данной категории потребителей, является обязанность поставщика не производить ограничение поставок газа потребителю в пределах установленных ему лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.

Во втором пункте статьи закреплена норма о праве доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории РФ определенных организаций. Это:

Организации, осуществляющие добычу нефти и зарегистрированные в установленном порядке;

Организации, являющиеся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных газопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из технических возможностей).

Поясним, что под таможенной территорией РФ в соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса РФ понимается территория РФ, а также находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ. Пределы таможенной территории РФ являются таможенной границей. Таможенная граница в целом совпадает с Государственной границей РФ, за исключением находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ, но за пределами государственной границы искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и особых экономических зон, являющиеся частью таможенной территории РФ. Товары, находящиеся на территории особых экономических зон, считаются находящимися вне таможенной территории РФ для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера.

Последняя часть ст. 6 посвящена вопросу об определении перечня товаров (работ и услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством. Такие перечни, а также основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля утверждает Правительство РФ. Таким образом, государственному регулированию подлежат цены (тарифы) только на те услуги, оказываемые субъектами естественных монополий, которые входят в утвержденный Правительством РФ перечень.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В данный Перечень включены погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены также:

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти;

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ;

Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Кроме того, по каждому виду деятельности субъектов естественных монополий существует свой нормативный правовой акт. Например, Перечни регулируемых услуг в транспортных терминалах, аэропортах и портах определены Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию внутренних водных путей". Перечень регулируемых государством услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов определен Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов". В этих же документах определен порядок государственного регулирования цен и тарифов на данные виды услуг естественных монополий. Перечень услуг естественных монополий в области связи определен Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016);

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016),

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 02.03.2016)

4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016),

5. Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

6. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О естественных монополиях"

7. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 25.12.2015) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)

9. Постановление Правительства РФ от 29.05.2002 N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства"

10. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 04.09.2015) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"

11. Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 (ред. от 04.09.2015) "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей"

12. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 980 (ред. от 04.09.2015) "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов" (вместе с "Правилами государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

13. Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 (ред. от 04.09.2015) "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи"

Основная литература

1. Башлаков-Николаев И.В. Ответственность органов власти и их должностных лиц в сфере защиты конкуренции [Электронный ресурс]: монография/ Башлаков-Николаев И.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Статут, 2014

2. Комментарий к Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комментарий к Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (2-е издание переработанное и дополненное) [Электронный ресурс]/ А.Н. Кайль [и др.].- Электрон. текстовые данные.- Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2014..


Похожая информация.


  • Научные основы системы государственного управления
    • Понятие и предмет системы государственного управления
      • Предмет системы государственного управления
    • Система государственного управления и формы государственного устройства
      • Формы государственно-политического устройства
      • Формы государственно-территориального устройства
      • Формы взаимодействия государства с гражданским обществом
      • Форма государственного устройства России
    • Функции государства и государственного управления
    • Виды и методы государственного управления
    • Государственное управление за рубежом
    • Государственное управление в России
  • Органы государственной власти
    • Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти
    • Органы законодательной власти (Федеральное Собрание)
    • Органы исполнительной власти
    • Органы судебной власти
    • Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ
    • Органы государственной власти субъектов РФ
    • Формирование и реализация государственной политики
    • Факторы и направления государственной политики
    • Принятие нормативных правовых актов
    • Планирование как инструмент государственной политики
    • Разработка политических решений
    • Реализация государственной политики
    • Государственная служба
    • Государственный контроль
  • Государственное регулирование экономики
    • Принципы и объекты государственного регулирования
    • Методы государственного регулирования экономики
    • Регулирование материального производства
    • Регулирование фондового рынка
    • Регулирование денежного обращения
      • Структура денежно-кредитной системы
      • Регулирование денежной массы
      • Кредитование социально-экономического развития
    • Валютное регулирование
  • Региональное управление
  • Власть и бизнес
    • Власть и бизнес
    • Основы взаимодействия власти и бизнеса
    • Влияние власти на бизнес
    • Влияние бизнеса на власть
    • Взаимодействие власти с бизнес-структурами
    • Лоббирование
    • Партнерство власти и бизнеса
  • Управление социальной сферой
  • Управление жилищно-коммунальным комплексом
    • Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе
    • Жилищно-коммунальное строительство
    • Жилищно-коммунальное обслуживание
    • Тарифное регулирование
    • Субсидирование жилищно-коммунальных платежей
    • Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом
  • Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями

Государственное регулирование естественных монополий

Естественными монополиями являются организации (коммерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые эффективно в отсутствие конкуренции ввиду технологических особенностей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены из-за невозможности полной замены их другими товарами. Создание конкурентной среды на рынке в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития науки и техники. В естественных монополиях объем спроса и предложения в решающей степени задается технологией, а оборудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать. Таковыми являются энергетика, некоторые виды транспорта, связь, водоснабжение и др.

В естественных монополиях различают монопольные и конкурентные сферы. Монопольными являются например: в РАО «ЕЭС России» - электросети, в ОАО «РЖД» - рельсы с проводами, в «Газпроме» - газопроводы. Конкурентные сферы - электростанции, поезда с локомотивами, добыча газа.

Выделяют локальные монополии, к которым относят инфраструктурные компании в городах, например коммунальное хозяйство. Они монополизируют рынок, так как другого источника водо-, теплоснабжения в городе нет. Деятельность локальных монополий регулируют местные органы власти.

Предприятия естественной монополии при отсутствии регулирования превращаются в олигополии, сокращают объемы производства, устанавливают монопольные цены, что вызывает рост цен и в смежных отраслях. Поэтому относительно естественных монополий методы регулирования выходят за пределы традиционного антимонопольного законодательства.

Нормативной базой регулирования служат Законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О федеральном железнодорожном транспорте». Указ Президента РФ «О некоторых мерах по регулированию естественных монополий». Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования.

Наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий является передача предприятий в государственную собственность, создание для управления естественными монополиями специальных государственных органов, осуществляющих прямой контроль для обеспечения баланса интересов производителей и потребителей.

Однако независимо от формы собственности естественные монополии обязаны обслуживать всех клиентов, представлять в органы исполнительной власти сведения, которые для других предприятий являются коммерческой тайной. Тарифы на продукцию (услуги) регулируются государством, допускается субсидирование из бюджета. Предприятия естественных монополий не могут быть ликвидированы без решения государственных органов. Исполнительная власть отвечает за функционирование отраслей естественных монополий перед представительной властью.

Субъекты естественных монополий осуществляют закупки продукции (услуг) для собственного потребления в соответствии с порядком, предусмотренным для размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд.

Основным объектом регулирования в естественных монополиях являются цены и тарифы на их продукцию (услуги). В мировой практике государство либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы, либо перераспределяет сверхприбыль в свою пользу, либо фиксирует договорный уровень цен и тарифов.

Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Регулируемые цены применяются всеми предприятиями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам устанавливают цены (тарифы) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий исходя из затрат на их производство с учетом:

  • налогов и других платежей;
  • состояния основных производственных фондов;
  • потребности в инвестициях для воспроизводства;
  • амортизационных отчислений;
  • прогнозируемой прибыли;
  • удаленности потребителей от места производства продукции (услуг);
  • соответствия качества продукции (услуг) спросу потребителей;
  • государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
  • социальной значимости услуг;
  • инфляции.

Цены на продукцию естественных монополий после либерализации экономики стали быстро повышаться, вызвав резкое удорожание в обрабатывающих отраслях. Это привело к нарастанию неплатежей в промышленности, падению конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке и экспансии зарубежных поставщиков. В настоящее время цены и тарифы на продукцию (услуги) естественных монополий растут быстрее цен свободного рынка, поэтому совершенствование регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий приобрело общенациональное значение.

С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти антимонопольные органы анализируют экономические результаты деятельности субъектов естественных монополий и представляют в Правительство РФ предложения о мерах по ограничению роста цен (тарифов) на их продукцию (услуги). Он не должен превышать индекса цен на промышленную продукцию. Законом устанавливаются нормативы предельного повышения цен и тарифов в течение года.

Организации, нарушающие правовые нормы государственного регулирования цен (тарифов), несут ответственность: с них взыскивается вся сумма излишне полученной выручки и штраф в том же размере, а при повторном нарушении - штраф в двойном размере.

В комплекс мер регулирования входят также: определение состава потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию тем или иным субъектом естественной монополии; контроль за выполнением инвестиционных программ, использованием стабилизационных фондов, заключением некоторых видов сделок; стимулирование с помощью цен (тарифов) качества производимой продукции и оказываемых услуг, а также удовлетворения спроса на них; учет затрат раздельно по монопольной и конкурентной деятельности.

Орган регулирования имеет полномочия направлять субъекту естественной монополии обязательные для исполнения предписания о заключении договоров с потребителями и внесении в них изменений.

Ведется реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль (занятые оказанием услуг по передаче электрической и тепловой энергии, транспортировкой газа по трубопроводам, нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам). Включение субъекта естественной монополии в реестр не зависит от его доли на рынке. Данный реестр ведется отдельно от реестра, предусмотренного Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также от реестра энергоснабжающих организаций. Подконтрольны также организации транспорта, связи, в том числе аэропорты федерального значения, крупные и особо крупные морские порты, речные порты, управления железных дорог, транспортные терминалы.

Эффективное регулирование естественных монополий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регулирующих органов, отсутствии лоббирования интересов монополистов в органах власти.

В последнее время активизировалась работа по реструктуризации естественных монополий. Для подготовки необходимых материалов и документов образована Межведомственная комиссия. Она изучает функционирование федерального и регионального рынков продукции (услуг) предприятий (взаимодействие субъектов рынка, формирование тарифов и цен для различных потребителей, особенности контрактных отношений). Комиссия получает необходимые данные от федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от формы собственности и подчиненности. Предложения Комиссии по реформированию, требующие решений Правительства РФ, вносятся в установленном порядке.

Либеральные реформы предусматривают расчленение ведущих естественных монополий. В электроэнергетике, например РАО «ЕЭС России», предложено оставить государству только передающие сели, а генерирующие электростанции и распределяющие подразделения - приватизировать. Вряд ли это отвечает стратегическим интересам России.