Мировой опыт использования авиации в мчс. Спасательная авиация мчс россии. Структура МЧС России

На сегодняшний день в нашей стране одной из важнейших проблем является охрана окружающей среды; с каждым годом происходит увеличение числа природных и техногенных катастроф.

Однако, учитывая огромную площадь территории России и недоступность многих районов, нужно признать, что без привлечения авиации проведение широкомасштабного экологического мониторинга и спасательных операций практически невозможно. Попробуем разобраться.

Первым делом самолёты...

Охрана окружающей среды, борьба с лесными пожарами являются актуальными проблемами в нашей стране. И при ближайшем их рассмотрении становится ясно, что авиация Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее МЧС) должна быть готова к выполнению любых задач.

Специальная авиация в нашей стране играет особую роль, поскольку многие населённые пункты, как правило, не связаны между собой развитой сетью автодорог. До отдалённых таёжных массивов зачастую невозможно добраться даже с помощью крупногабаритной наземной техники. А если ещё учесть периодически возникающие природные стихии и экологические бедствия, понятно, что без специальной авиации никак не обойтись.

В СССР и России на протяжении многих десятилетий прекрасно себя зарекомендовали самолёты Ан-2/Ан-3, Ан-72/Ан-74, Ил-76, амфибии Бе-12 и Бе-200, а также вертолёты Ми-8/Ми-17, Ка-32 и Ми-26. Их роль поистине велика в лесоохране, ликвидации нефтяных пятен в морских и океанских акваториях, экологическом мониторинге, грузо-пассажирских перевозках. Кроме того, жители отдалённых деревень, островов, районов Крайнего Севера могут получить всё необходимое с Большой Земли только по воздуху!

По официальной статистике, в России создана крупная авиационная группировка, способная вести борьбу с воздуха с пожарами, как локального характера, так и охватывающие значительные территории, однако на деле авиация МЧС нуждается в глубокой модернизации как в количественном, так и в качественном аспектах.

В настоящее время авиационная группировка МЧС России имеет в своём составе три лёгких биплана Ан-3Т, шесть многоцелевых транспортных самолётов Ил-76ТД, четыре пассажирских борта (один Як-42Д, два Ан-148-100Е, один «Суперджет»-100), два многоцелевых Ан-74 аэродромного базирования, пять многоцелевых гидросамолётов Бе-200ЧС, 31 вертолёт Ми-8/Ми-17, девять Ка-32, пять тяжёлых транспортных Ми-26.

На первый взгляд, всё это выглядит внушительно. Однако нельзя сбрасывать со счетов тот немаловажный момент, что Россия имеет огромную площадь территории, поэтому для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в разных регионах у МЧС просто не хватит бортов.

Кроме того, необходимо учесть, что модернизация парка специальной авиации идёт крайне медленными темпами (так, поставки Бе-200 в МЧС сейчас застопорились, а в пожароопасных ситуациях и в проведении экологического мониторинга как раз необходимо задействование самолётов-амфибий данного типа). В этих условиях МЧС может попросту лишиться части своей авиагруппировки вследствие устаревания машин. Удастся ли ускорить переоснащение специальной авиации новой техникой, покажет время.

Авиация и экология: упущенные возможности

Мало кто знает, что ещё в 1980-х годах советские специалисты совершили прорыв не только в авиастроении, но и в перспективном решении многих экологических проблем. Речь идёт об использовании стратосферного самолёта М-55 «Геофизика», который является лучшим высотным разведчиком по многим показателям. Самолёт может летать многократно в тех районах, где необходимо ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, и нести достаточно тяжёлый полезный груз, состоящий из многих приборов. М-55 способен достигать высоты 22 км с полезным грузом и обеспечивать электропитание, поэтому является наиболее подходящей платформой для уникальных научных экспериментов. Ещё в январе 1997 года М-55 завершил первый этап исследований по программе «Международного авиационного полярного эксперимента». Базируясь на аэродроме «Рованиеми» (Финляндия), самолёт обследовал состояние атмосферы на высотах от 10 до 20 км в высоких широтах. В 1998 году были проведены аналогичные полёты с аэродромов, расположенных на южной оконечности Латинской Америки. Эти полёты были предназначены для исследования встревожившей весь мир «озоновой дыры» в Антарктиде. По мнению российских экологов, потепление климата является результатом аномальных изменений озоновой оболочки, в первую очередь в районе Антарктиды. И если средние температуры на планете станут выше лишь на 2-3 градуса по Цельсию, то мир ждёт уход многих островных и прибрежных государств под воду, произойдёт глобальная экологическая катастрофа.

Кроме того, М-55 может применяться для астрономических и астрофизических исследований (что экономически более выгодно, чем использование спутников), для исследования природных ресурсов, оценки урожая и использования земель; для наблюдения за районами стихийных бедствий, аварий, катастроф и пожаров, для поиска пропавших и терпящих бедствие самолётов и кораблей, картографирования местности, проведения различного вида мониторингов. Специалистами ОКБ им. В.М. Мясищева под руководством Л. Соколова и Б. Лепухова был создан уникальный метод исследования земной поверхности. Основная особенность разработанной технологии мониторинга - высочайший уровень её автономности, обеспечивающий возможность проведения исследовательских и наблюдательных работ в любом отдельном регионе без привязки к какой-либо крупной мониторинговой схеме и даже без наземных экологических датчиков. Причём из бортовых средств, установленных на М-55 (двух радиолокационных станций бокового обзора сантиметрового и метрового диапазонов, многочастотного СВЧ-радиометра, ИК-сканера, оптического многоспектрального сканера и панорамного аэрофотоаппарата) можно использовать лишь те, которые необходимы для решения конкретно поставленной задачи. За один час работы М-55 способен обеспечить контроль 100 тыс. кв. км земной площади . Однако вследствие гибели СССР и экономического коллапса в России было выпущено всего лишь пять таких самолётов.

Кроме того, ещё далеко не полностью раскрыты возможности Ил-38. Созданный ещё в 1969 году для борьбы с подводными лодками противника, он может успешно проводить мониторинг морских и океанских акваторий, патрулировать экономическую зону в поисках пиратов, браконьеров и контрабандистов (так, практическая дальность полёта Ил-38 составляет 7100 км, перегоночная дальность - 9500 км, радиус действия машины достигает 2500 км).

На побережьях рек очень пригодятся малые гидросамолёты Бе-103. Эта небольшая, но уникальная амфибия способна брать на борт пять человек, или 370 кг. груза. Обустройство небольших гидропортов около посёлков городского типа позволит решить многие проблемы в спасении людей и при перевозке грузов. И это при том, что речная навигация проходит только в летнее время.

Рано списали со счетов и вертолёт-амфибию Ми-14. Ведь при стихийных бедствиях Ми-14 может намного быстрее прийти на помощь (кстати, легендарный вертолёт-амфибия до сих пор успешно эксплуатируется ВМС Польши, и поляки очень довольны «Милем»). Правда, в последнее время холдинг «Вертолёты России» представил проект возобновления производства Ми-14, но от громких заявлений чиновников, до реальных дел - огромная дистанция.

Чтобы переломить столь неблагоприятную ситуацию в российской авиации и экологии, необходимо провести следующие меры:

Возродить Министерство авиационной промышленности;

-· Ввести государственное планирование экономикой, в корне поменять всю экономическую систему страны;

-· Начать серийный выпуск модернизированных транспортных самолётов Ил-76МД-90А и Ил-76МФ, боевых Ил-38Н, многоцелевых гидросамолётов Бе-200ЧС, высотных разведчиков М-55, вертолётов Ми-17/Ми-171, Ка-32ПМ, Ми-26Т2; тем самым авиационная группировка МЧС будет значительно усилена;

-· Улучшить взаимодействие авиации с космическими станциями и морскими судами для улучшения качества экологического мониторинга;

-· Существенно ужесточить наказания за экологические преступления.

Пока в России уничтожаются леса, загрязняются акватории рек, морей и океанов, пока не происходит кардинального обновления авиапарка МЧС, можно смело утверждать, что проблемы в экологии будут только нарастать...

Р.S. Как говорится, беда не приходит одна. Так, ещё 1 июня сего года госструктуры сократили расходы на работу Федерального государственного унитарного авиационного предприятия (ФГУАП) МЧС России на 44,4%. Как рассказал источник в ФГУАП, с начала лета этого года было уволено уже около 40% инженерно-технического состава. Даже с мнением лётчика-испытателя, Героя России Магомеда Толбоева, что расходы на авиацию уменьшать нельзя, не посчитались . Такие вот дела...

Источники информации:

2. МЧС сокращает расходы на авиацию почти на 50%. http://izvestia.ru/news/587450.

Аварийно-спасательные работы при авиакатастрофах

Аварийно-спасательные работы при авиакатастрофах направлены на своевременное оказание экстренной помощи пострадавшим и предотвращение возможных последствий бедствия, вторичных поражающих факторов, которые могут нанести ущерб природной среде или крупный материальный урон.

В аварийных ситуациях число спасенных людей часто зависит от оперативности действий спасательной службы. В случае необходимости мы в кратчайшие сроки обеспечим боевую готовность спасателей-профессионалов и современного спасательного оборудования.

Аварийно-спасательные работы на земле и воде

Бывает так, что авиакатастрофы происходят в отдаленных от аэропорта местах; в таких случаях необходима срочная организация и проведение поиска воздушного судна. В случаях аварийной посадки самолета на водную поверхность, к спасению людей привлекаются профессиональные спасатели-водолазы и соответствующая техника.

После обнаружения потерпевшего крушение самолета от спасателей требуется не только обеспечить спасение людей, но и оказать им первую помощь, а также предотвратить панику. Если район бедствия находится в труднодоступном месте, служба спасения разворачивает временный лагерь, содержащий все необходимое для жизнеобеспечения пострадавших.

Порядок действий при аварийно-спасательных работах

    Поисковые мероприятия

    Поиск потерпевшего бедствие воздушного судна с привлечением спасательных транспортных средств (воздушных, наземных, водных), оборудованных необходимым снаряжением и аппаратурой.

    Подготовка плана спасательных работ

    По результатам поиска происходит уточнение координат места катастрофы, оценка текущей обстановки, прогнозирование последствий чрезвычайной ситуации.

    Ликвидация аварийной ситуации

    Оперативное принятие всех необходимых мер для устранения аварии и предотвращения ее вероятных последствий.

Общие принципы работы

    Заблаговременная подготовка сил и средств к оперативным действиям для ликвидации аварий;

    Экстренное реагирование на возникновение или угрозу чрезвычайной ситуации;

    Непрерывное и последовательное осуществление выработанного плана спасательных работ до полного их завершения;

    Применение современных технологий, обеспечивающих наиболее эффективный результат спасательных действий;

    Соблюдение всех необходимых мер безопасности.

Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф)
на воздушном транспорте

Если авария на авиатранспорте произошла в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасания экипажа и пассажиров воздушного судна возлагается на начальника аэропорта с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.

Аварийно-спасательные работы в таких случаях осуществляют аварийно-спасательные команды, в которые входят расчеты от различных служб (диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции и др.).

Первоочередные мероприятия по спасению людей при такой аварии, как правило, связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), все пассажиры должны покинуть воздушное судно через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд.

В этом случае для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные и запасные двери. Эвакуацию людей можно проводить через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных выходов обеспечивает возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.

При организации аварийно-спасательных работ в случае пожара на борту воздушного судна необходимо помнить, что: через 2–3 мин. после возникновения пламенного горения двуокись углерода в салоне достигает смертельной концентрации; температура внутри пассажирских салонов резко нарастает по их высоте (на уровне пола – 50 °С, а на высоте 1,5 м от пола – 250 °С); работы по тушению пожара следует проводить в изолирующих средствах защиты.

Эвакуацию пассажиров следует проводить одновременно с тушением пожара с наветренной стороны. Вскрытие фюзеляжа необходимо начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем у различных проделанных отверстий.

В случае авиакатастрофы вне зоны аэропорта руководство организацией работ по поиску и спасению экипажей и пассажиров воздушных судов, потерпевших бедствие, организуется руководителями управлений Федеральной авиационной службы или командирами соответствующих авиационных объединений видов Вооруженных Сил, в зонах ответственности (зонах поисково-спасательных работ) которых произошло авиационное происшествие.

При этом поисково-спасательные работы организуются в следующих случаях:

при получении сигнала бедствия с борта воздушного судна, а также при приеме сигналов аварийных радиостанций (радиобуев);

при получении доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие, а также сообщений других очевидцев бедствия;

если в течение 10 мин. после расчетного времени прилета воздушное судно не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует более 5 мин.;

если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел её в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;

при потере радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременном пропадании отметки радиолокационной проводки или потере радиосвязи более чем на 5 мин., если радиолокационная проводка не велась;

во всех других случаях, когда экипажу воздушного судна требуется помощь.

Поисково-спасательные работы начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолета (вертолета) и на выход наземных поисково-спасательных команд. В первую очередь, с их помощью обнаруживается место падения самолета (вертолета).

После приземления или высадки поисково-спасательной команды немедленно начинается эвакуация пассажиров из терпящего бедствие воздушного судна в безопасное место. От спасателей требуется не только спасение людей, но и создание им необходимых условий выживания, защищающих от непогоды, оказание им первой медицинской помощи.

После вывода из зоны бедствия пострадавших, спасатели приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Если в результате авиакатастрофы все люди, находящиеся на борту воздушного судна, погибли, то спасатели обязаны осуществить поиск и сбор останков погибших, "черных ящиков" и обеспечить сохранность ценностей.

До прибытия на место катастрофы руководителя комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением внешнего осмотра, фиксации следов движения воздушного судна по грунту, эвакуации раненых и погибших. Перемещение воздушного судна до прибытия указанной комиссии допускается только в случаях, если аварийное воздушное судно упало на железную дорогу, шоссейную, водную магистраль или на аэродром и препятствует безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов.

воздушно-транспортные средства МЧС России, предназначенные для: оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран, поисковой и мониторинговой работы, проведения аварийных и специальных работ (пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолётов, автомобильной техники и других технических средств, доставка аэромобильного госпиталя Министерства и полевого госпиталя ВЦМК «Защита», экстренная перевозка вертолётами тяжелобольных в госпитали) и др. задач.

В составе авиации МЧС России имеются специальные транспортно-десантные и пожарные самолёты Ил-76ТД, универсальные транспортные самолёты короткого взлета и посадки Ан-74П, воздушные командные пункты управления Як-42Д и Ил-62М, оснащённые специальной связью и предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов, используются беспилотные летательные аппараты. Самолёты Ил-76ТД оснащаются при необходимости двумя выливными авиационными приборами (ВАП-2), которые вмещают 42 000 л воды или огнегасящей жидкости. Авиация МЧС России использует также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 ёмкостью 5 и 15 м3 на вертолётах Ми-8 и Ми-26, позволяющие наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии. Оборудованный в варианте командного пункта Ил-62М способен: управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, экспертов других министерств и ведомств (до 114 человек). Кроме того, в трёх отдельных смешанных авиационных эскадрильях имеются вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т и Ми-2, которые могут обслуживать самые труднодоступные территории. Они осуществляют перевозку пассажиров, доставку в города и поселки севера страны всего необходимого для нормальной жизнедеятельности людей в условиях полярной и приполярной зимы, выполняют поисково-спасательные задачи, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, патрулирование лесных массивов и торфяников, борьбу с крупными лесными по-жарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в чрезвычайных ситуациях и т.д.

В декабре 2015 года в МЧС России была создана Авиационно-спасательная компания. Парк воздушных судов АСК насчитывает девять самолетов: пять Ил-76 и два Ан-148, а также новые приобретения - два лайнера «Сухой Супеджет-100».

В вертолётной эскадрилье АСК МЧС России имеются вертолёты Бо-105 и Бк-117, которые с помощью самолёта Ил-76ТД перевозятся на большие расстояния в места производства аварийно-поисковых работ. С 1998 санитарные вертолёты Бо-105 и Бк-117 используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе Бо-105 войдут всостав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасанию воздушных судов. Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России связано с разработкой аварийно-спасательного вертолёта лёгкого класса Ка-226А для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды. Авиапарк МЧС России пополняется многоцелевыми самолётами-амфибиями Бе-200 ЧС, способными забирать 12 т воды в режиме глиссирования, что существенно повысит эффективность пожаротушения.

Авиационное обеспечение аэромобильных группировок МЧС России осуществляется авиационными органами управления, авиационно-спасательными формированиями МЧС России, а также силами и средствами других федеральных органов исполнительной власти и организаций, привлекаемых в установленном порядке.

Авиационное обеспечение включает

авиационно-спасательные работы:

  • поиск и обнаружение потерпевших бедствие при ЧС;
  • наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска;
  • десантирование спасательных групп и грузов парашютным, беспарашютным и посадочным способами;
  • эвакуация пострадавших из районов (объектов) бедствия на суше (в равнинной, горной местности, городах) и с водной поверхности;
  • эвакуация пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автомобильных дорогах и чрезвычайных ситуациях на железнодорожных транспортных магистралях в лечебные учреждения;

специальные авиационные работы:

  • тушение пожаров;
  • ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности;
  • обработка заданных объектов химическими и биологическими препаратами;
  • авиационно-монтажные и демонтажные работы;

обеспечение управления и связи:

  • управление силами и средствами с воздушных командных пунктов;
  • ретрансляция связи между поисково-спасательными группами и пунктами управления;

воздушные перевозки:

  • выполнение полетов по отдельным распоряжениям (поручениям) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ, оперативных групп МЧС России, специалистов федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов, а также оказания медицинской помощи;
  • эвакуация пострадавшего населения из районов ЧС;
  • эвакуация российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • вывоз уникального оборудования и ценностей из районов ЧС;
  • доставка грузов гуманитарной помощи населению иностранных государств, пострадавшим от ЧС;
  • выполнение специальных полетов по обязательствам Российской Федерации перед ООН и другими международными организациями;
  • оперативные перевозки грузов и пассажиров, а также выполнение других специальных заданий и услуг.

Характеристика существующих вертолетных площадок, размещение аэродромов, аэропортов вблизи пунктов дислокации подразделений, включённых в состав аэромобильной группировки.

Вертолетная площадка. Порядок подбора и подготовки площадки для посадки и взлета вертолетов.

Вертолетные площадки оборудуются на удалении 300-400 метров от мест развертывания полевых лагерей. Под посадочные площадки для вертолѐтов могут использоваться ровные участки местности (луг, поле, лесная поляна) имеющие твѐрдый грунт.

При подборе площадок учитываются: – наличие препятствий на границах площадки;

– состояние грунта поверхности площадки (снег, песок, грязь и т.д.);

– наличие предметов, затрудняющих выполнение посадки и взлѐта (камни, пни, кустарники, предметы поднимаемые воздушной струѐй несущего винта и затрудняющие пилотирование и работу двигателей).

Размеры площадок для взлѐта и посадки для МИ-8, МИ-26:

Для одиночной групп: МИ-8 днем и ночью 50х50; МИ-26 днем и ночью 70х100.

Для парной группы: МИ-8 днем и ночью 120х140; МИ-26 днем и ночью 170х200. Для обеспечения безопасности посадки и взлѐта вертолѐтов пыльные площадки летом по возможности поливаются водой, а зимой очищаются от снега.

Толщина снежного покрова до 50 см. и при наличии на поверхности плотного наста, исключающего возможность образования снежного вихря, в котором отсутствует горизонтальная и вертикальная видимость.

После оценки вышеуказанных элементов и выполнения необходимых работ по подготовке площадки к приѐму вертолѐтов необходимо провести оборудование площадки, которое заключается:

– в обозначении границ площадки;

– в обозначении места приземления вертолѐтов;

– в оборудовании конуса для определения направления ветра.

Границы площадки определяются (обозначаются) через 50 метров флажками: летом – белого, а зимой чѐрного цвета; ночью – фонарями красного цвета.

Место приземления вертолѐтов обозначаются флажками, установленными на расстоянии 15 метров один от другого.

Расстояние между посадочными воротами при посадке нескольких вертолѐтов: 75 метров.

Ночью вместо флажков устанавливаются фонари белого цвета или зажигаются плошки. Для определения ветра при посадке и взлѐте, на площадке оборудуется конус. Конус изготовляется из материала черного и белого цветов и прикрепляется к металлическому круглому кольцу диаметром 40-45 см.

Первая и последняя полосы имеют черный цвет. Кольцо с конусом крепится к шесту, с таким расчѐтом, чтобы в зависимости от направления ветра могло свободно 60 вращаться. Конус устанавливается на открытом месте на расстоянии 50-100 метров от площадки и не должен мешать заходящим на посадку или взлетающим вертолѐтам.

Для определения направления ветра можно использовать дымовые шашки, дымный костѐр и т.п., при этом необходимо, чтобы дым не мешал подходу и посадке вертолѐтов. Все постоянно действующие площадки должны быть по углам маркированы каркасными призмами. Окраска Призмы - оранжево-красной дневной флюоресцентной эмалью и черной краской. Цвет остается неизменным для любого периода эксплуатации.

Чтобы призмы не сносило струей воздуха от несущего винта вертолета, они должны быть надежно закреплены с помощью металлических штырей.

В центре площадки для посадки вертолета разбивается квадрат со стороной 20 м и обозначается по углам флажками высотой 1 м (летом - белыми, зимой - черными). В центре квадрата обозначается окружность диаметром 10 м линией белого цвета шириной 20 см.

Для обеспечения безопасности взлета и посадки вертолетов минимальное расстояние между Центрами квадратов двух соседних площадок должно быть не менее 70 м. Площадка должна быть ровной и не иметь препятствий.

Авиация МЧС России

воздушно-транспортные средства МЧС России, предназначенные для: оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран, поисковой и мониторинговой работы, проведения аварийных и специальных работ (пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолетов, автомобильной техники и других технических средств, доставка аэромобильного госпиталя Министерства и полевого госпиталя ВЦМК "Защита", экстренная перевозка вертолетами тяжелобольных в госпитали) и др. задач. Авиация МЧС России состоит из Федерального государственного унитарного авиационного предприятия (ФГУАП), трех отдельных смешанных эскадрилий и базы аэродромного и материально-технического обеспечения (БАТМО). В составе авиации МЧС России имеются специальные транспортно-десантные и пожарные самолеты Ил-76ТД, универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки Ан-74П, воздушные командные пункты управления Як-42Д и Ил-62М, оснащенные специальной связью, и предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов. Самолеты Ил-76ТД, оснащенные двумя выливными авиационными приборами (ВАП-2), которые вмещают 42000 л воды или огнегасящую жидкость. Авиация МЧС России использует также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 емкостью 5 и 15 м3 на вертолетах Ми-8 и Ми-26, позволяющие наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии. Оборудованный в варианте командного пункта Ил-62М, способен управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, экспертов других министерств и ведомств (до 114 человек). Кроме того, в трёх отдельных смешанных авиационных эскадрильях имеются вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т и Ми-2, которые могут обслуживать самые труднодоступные территории. Они осуществляют перевозку пассажиров, доставку в города и поселки севера страны всего необходимого для нормальной жизнедеятельности людей в условиях полярной и приполярной зимы, выполняют поисково-спасательные задачи, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, патрулирование лесных массивов и торфяников, борьбу с крупными лесными пожарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в чрезвычайных ситуациях и т.д. В вертолетной эскадрилье ФГУАП имеются вертолеты Бо-105 и Бк-117, которые с помощью самолета Ил-76ТД перевозятся на большие расстояния в места производства аварийно-поисковых работ. С 1998 санитарные вертолеты Бо-105 и Бк-117 используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе Бо-105 войдут в состав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасанию воздушных судов. Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России связано с разработкой аварийно-спасательного вертолета легкого класса Ка-226А для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды. Авиапарк МЧС Россиипополняется многоцелевыми самолетами-амфибиями Бе-200 ЧС, способными забирать 12 тонн воды в режиме глиссирования, что существенно повысит эффективность пожаротушения.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Авиация МЧС России" в других словарях:

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. МЧС … Википедия

    - (фр. aviation, от лат. avis птица) теория и практика полёта в атмосфере, а также совокупное наименование связанных с ними видов деятельности. Для обеспечения полётов создаётся Авиационная инфраструктура. Содержание 1 История … Википедия

    Министр МЧС Сергей Шойгу Нарукавный шеврон МЧС России Спасатели с боевым знаменем … Википедия

    Министр МЧС Сергей Шойгу Нарукавный шеврон МЧС России Спасатели с боевым знаменем … Википедия

    История создания и заслуги МЧС - 27 декабря МЧС России отмечает 17 ю годовщину создания. Российский корпус спасателей (предшественник МЧС) был образован постановлением Совета министров СССР 27 декабря 1990 года. С апреля 1991 года ведомство бессменно возглавляет Сергей Шойгу.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Данные МЧС по природным пожарам в России на 30 июля 2010 г - По данным МЧС на 30 июля, ситуация выглядит следующим образом: 9.00 мск 30.07.10 Нижегородская область Приостановлено распространение огня в пригороде города Выкса. Сохраняется угроза пожара поселку Шиморское, селу Сноведь, деревне Норковка,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Данные МЧС по природным пожарам в России на 29 июля 2010 г - На сайте МЧС публикуются оперативные данные по числу возгораний и природных пожаров в России, в часности в Нижегородской и Воронежской областях. 23.40 мск 29.07.10 Воронежская область При тушении пожара в поселке Каменная Верховка Воронежской… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Ве … Википедия

    День спасателя России - 27 декабря в России отмечается профессиональный праздник День спасателя, установленный указом президента Российской Федерации от 26 ноября 1995 года. Именно в этот день в 1990 году было принято постановление Совета Министров РСФСР Об образовании… … Энциклопедия ньюсмейкеров