Можно ли глухим водить машину. Еще раз о правах глухих водителей Можно ли водить машину с плохим слухом

После новогодних каникул главной темой глухих водителей, счастливых обладателей автотранспортных средств, стало обсуждение не сумасшедшего курса евро с долларом и стремительной девальвации рубля, не рост цен, а Постановление Правительства РФ N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», подписанное Дмитрием Медведевым 29 декабря 2014 года. В первоначальном варианте Постановление, о котором было написано на сайте ВОГинфо.ру, предлагало глухим водителям носить слуховые аппараты.

Документ, кроме глухих водителей, затрагивал интересы почти всех автомобилистов страны, и его скоротечное принятие, без обсуждения в средствах массовой информации и консультаций с общественными организациями инвалидов, вызвало кучу вопросов, и открытое возмущение среди владельцев автотранспортных средств.

Список противопоказаний к вождению был значительно изменен, туда вошли новые категории заболеваний и, оказалось, что многие люди, до сих пор успешно водившие машину, теперь лишились права ее водить.

Нас, глухих и слабослышащих, конечно, больше всего интересует пятый раздел этого Постановления «Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха», в котором в пункте 17 идет речь о водителях, имеющих потерю слуха: «Болезни уха и сосцевидного отростка, снижающие слух ниже разрешенного уровня, при условии улучшения слуха с использованием технических средств реабилитации (слуховой аппарат, речевой процессор) до разрешенного уровня».

Здесь, соответственно, возникло множество вопросов в отношении глухих и слабослышащих автомобилистов:
- можно ли глухим, которые не носят слуховой аппарат в виду своей глухоты, водить автомобиль?
- можно ли водить автомобиль слабослышащему, если он не носит слуховой аппарат или забыл его надеть?
- что включает в себя понятие «разрешенный уровень»?

Минздрав на основании постановления Правительства РФ №1604 от 29.12.2014 начал готовить ряд нормативно-правовых документов, предусматривающих порядок и условия оформления допуска граждан к вождению автотранспортных средств.

Слабослышащие водители, которые в основном и носят слуховые аппараты (СА), могут подтвердить, что наличие или отсутствие слухового аппарата не имеет никакого влияния на сам процесс вождения, по причине сплошной герметизации транспортного средства. Проще говоря, в салоне современных авто глухо как в танке.

И вот недавно на сайте ВОГинфо.ру вышла вторая статья на эту тему «Глухие могут водить машину без слуховых аппаратов» . Из названия статьи можно понять, что проблема решена.

Содержание новой статьи в том, что с января этого года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1604 от 29.12.2014 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Постановление было подготовлено во исполнение пункта 4 статьи 1 федерального закона от 28 декабря 2013 года № 437-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О безопасности движения» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».

Сейчас при прохождении медкомиссии человек должен получить заключения семи специалистов. По новой процедуре из списка необходимых обследований будет исключен осмотр хирурга. Кроме того, граждане, получающие права категорий А и В, будут освобождены от посещения невролога и лор-врача. Также предложено отменить электроэнцефалографию и электрокардиографию.

В перечне заболеваний, которые являются противопоказанием к управлению транспортным средством, оказались восемь заболеваний нервной системы, а также ахроматопсия (недостаток зрения, вследствие которого различение цветов делается невозможным) и слепота обоих глаз. Ограничения по слуху для вождения в категории А и В теперь отсутствуют.

Проблема получения водительских прав инвалидами по слуху постоянно находится в поле зрения Всероссийского общества глухих. Зная, с какими трудностями сталкиваются водители из числа глухих при получении водительских прав и медицинских справок на допуск к вождению транспортными средствами, руководство ВОГ поручило Отделу реабилитации Управления социальной политики и реабилитации взять эту проблему на особый контроль.

По новым правилам за глухими сохранено право на вождение.

Другими словами:
1. Полностью глухие могут управлять транспортными средствами категорий «A», «M», «B», «BE», подкатегории «A1», «B1». То есть для управления легковым автомобилем или мотоциклом ношение слухового аппарата не требуется.
2. При снижении слуха ниже разрешенного уровня, можно управлять транспортными средствами категорий «C», «CE», «D», «DE», «Tm» или «Tb», подкатегории «C1», «D1», «C1E» или «DIE», при условии компенсации слуха до разрешенного уровня с помощью индивидуальных средств реабилитации. То есть люди с нарушениями слуха могут водить грузовик, автобус, троллейбус и трамвай – при условии ношения слухового аппарата или КИ.

В январе 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1604 от 29.12.2014 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Этот документ сократил количество медицинских исследований, которые необходимо пройти для получения прав, а также снял ограничение, установленное органами власти в 2012 году, согласно которому люди, страдающие глухотой, не могли водить автомобиль. Данный норматив многие общественные деятели рассматривали как форму дискриминации, ущемляющую права инвалидов по слуху.

Ранее для получения водительского удостоверения человеку необходимо было пройти семь медицинских специалистов. В нынешнем году из этого списка будет исключен хирург. Кроме того, граждане, оформляющие права категории А и В, теперь могут не посещать кабинет лор-врача и невролога. Для них полностью сняты ограничения по слуху. В перечне противопоказаний к вождению транспортного средства остались лишь восемь заболеваний нервной системы и ахроматопсия (дефект зрения, при котором человек не способен различать цвета).

Нельзя отрицать, что многие инвалиды по слуху при получении водительских прав сталкиваются с серьезными трудностями. Именно поэтому данный вопрос взят под особый контроль Всероссийским обществом глухих . В частности, общественная организация приложила огромные усилия, чтобы вступивший в силу запрет на вождение для слабослышащих людей был снят. Представители ВОГ активно участвовали в процессе законотворчества, связанного с определением требований для допуска к управлению транспортными средствами. Они обращались с многочисленными письмами в Минтруд РФ и Минздрав РФ, а Валерий Рухледев, президент ВОГ, неоднократно озвучивал существующие проблемы в своих выступлениях на различных площадках и перед СМИ.

По мнению представителей Всероссийского общества глухих, запреты на вождение автомобиля для слабослышащих граждан не имеют ни научного, ни экспериментального обоснования. Они ущемляют конституционные права людей с ограниченными возможностями здоровья и являются грубой формой их дискриминации, что противоречит нормам Конвенции о правах инвалидов, которую Россия ратифицировала в 2012 году.

В СССР был проведен пятилетний эксперимент, по результатам которого установлено, что глухота не может стать препятствием для управления транспортным средством. На основании данного исследования в 1975 году Министерство здравоохранения приняло приказ, допускающий инвалидов по слуху к вождению автомобиля. До недавнего времени действовал Приказ Минздрава СССР от 1989 года, который устанавливал, что тугоухость не является ограничением для управления авто. Единственное, что требовалось от слабослышащих людей – не реже, чем раз в два года, проходить медицинское освидетельствование.

Всероссийское общество глухих обратилось к властям с просьбой исключить глухоту, в том числе и полную, из списка противопоказаний и во время подготовки проекта Постановления «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». В поддержку представителей ВОГ выступил и главный врач-оториноларинголог ФМБА Минздрава РФ Яков Накатис. Он дал письменное заключение, что инвалиды по слуху способны управлять транспортными средствами и осваивать рабочие профессии.

Министерство здравоохранения РФ прислушалось к этим разумным доводам и как результат, все существовавшие ранее ограничения по получению прав категорий А и В для слабослышащих граждан были сняты.

Таким образом, полностью глухие люди могут водить легковой автомобиль или мотоцикл и при этом не использовать даже слуховой аппарат. Также они могут быть допущены к управлению автобусом, троллейбусом, трамваем или грузовиком при условии ношения ими индивидуальных средств реабилитации.

Многочисленные автопробеги глухих, реализуемые в рамках госпрограммы «Доступная среда», доказывают: российские дороги вполне приспособлены для того, чтобы по ним ездили слабослышащие граждане. Всероссийское общество глухих продолжает держать вопрос получения водительских прав инвалидами на особом контроле и готово предпринять все необходимое, чтобы пресечь все возможные формы дискриминации граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Ирина Гончарова
Фото: udm.ru, e-a.d-cd.net

Читайте также

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы.

Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе

Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук

Кузнецов Юрий Александрович

Новый перечень заболеваний, запрещающих вождение

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» с 01 января 2012 года признаются утратившими силу подпункты 11, 12 (за исключением 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения № 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств». (http://www.xn--80aaaaaq6azamaccckfprc6hzfvc.xn--p1ai/blog/faktory_provociruyuschie_dtp/perechen_zabolevaniy_zapreschayuschih_vozhdenie/11-176 ).

Согласно пункту 28 приложения №2 к этому приказу (с полным текстом Приказа Вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе «Законодательство») установлены следующие требования к водителям наземных транспортных средств.

28. Управление наземными транспортными средствами:

Периодичность

1 раз в 2 года

Лабораторные и функциональные исследования

Рост, вес, определение группы крови и резус-фактора (при прохождении предварительного медицинского осмотра) Аудиометрия Исследование вестибулярного анализатора Острота зрения ЦветоощущениеОпределение полей зрения Биомикроскопия сред глаза Офтальмоскопия глазного дна

Острота зрения с коррекцией ниже 0,6 на лучшем глазу, ниже 0,2 - на худшем. Допустимая коррекция при близорукости идальнозоркости 8,0 D D D D .

Центральная скотома абсолютная или относительная (при скотоме и наличии изменений зрительной функции не ниже значений, указанных в п.1 настоящей графы подпункта - допуск без ограничений).

Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке (кератотомия, кератомилез, кератокоагуляция, рефракционная кератопластика). Допускаются к вождению лица через 3 месяца после операции при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 - на худшем.

Допустимая коррекция при близорукости идальнозоркости 8,0 D , в том числе контактными линзами, астигматизме - 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D ). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D , при отсутствии осложненийи исходной (до операции) рефракции - от +8,0 до -8,0 D . При невозможности установить дооперационную рефракцию вопросы профессиональной пригодности решаются положительно при длине оси глаза от 21,5до 27,0 мм.

Искусственный хрусталик, хотя бы на одном глазу.Допускаются стажированные водители при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 - на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D , в том числе контактными линзами, астигматизме -
3,0
D (сумма сферы ицилиндра не должна превышать 8,0 D ). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D , нормальное поле зрения и отсутствие осложнений в течениеполугода после операции.

Хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением функции зрения, стойкие изменения век, в том числе и их слизистых оболочек, парезы мышц век, препятствующие зрению или ограничивающие движение глазного яблока (после оперативного лечения с положительным результатомдопуск осуществляется индивидуально).

Хроническое, не поддающееся консервативному лечению воспаление слезного мешка, а также упорное, не поддающееся лечению слезотечение.

Паралитическое косоглазие и другие нарушения содружественного движения глаз.

Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.

Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70° от среднего положения.

Ограничение поля зрения более чем на 20 0 в любом из меридианов.

Нарушение цветоощущения.

Заболевания сетчатки и зрительного нерва (пигментный ретинит, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки и др.).

Глаукома компенсированная (нормальное глазное дно; изменение остроты зрения не ниже 0,6 на лучшем глазу,не ниже - 0,2 на худшем)(допускаются с переосвидетельствованием через один год).

Отсутствие одной верхней или нижней конечности, кисти или стопы, а также деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая их движение. В порядке исключения могут допускаться лица с одной ампутированной голенью, если ампутационная культя не менее 1/3 голени и подвижность в коленном суставе ампутированной конечности полностью сохранена.

Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:

отсутствие двух фаланг большого пальца на правой или левой руке;

отсутствие или неподвижность двух или более пальцев на правой руке или полное сведение хотя бы одного пальца;

отсутствие или неподвижность трех или более пальцев на левой руке или полное сведение хотя бы одного пальца (при сохранении хватательной функции и силы кисти вопрос о допуске к управлению решается индивидуально).

Укорочение нижней конечности более чем на 6 см - освидетельствуемые могут быть признаны годными, если конечность не имеет дефектов со стороны костей, мягких тканей и суставов, объем движений сохранен, длина конечности более 75 см (от пяточной кости до середины большого вертела бедра).

Отсутствие верхней конечности или кисти, отсутствие нижней конечности на любом уровне бедра или голени при нарушении подвижностив коленном суставе.

Травматические деформации и дефекты костей черепа с наличием выраженной неврологической симптоматики, препятствующей управлению транспортными средствами. При наличии незначительной неврологической симптоматики допуск осуществляется индивидуально с переосвидетельствованием через один год.

Полная глухота на одно ухо при восприятии разговорной речи на другое на расстоянии менее 3 м, шепотной речи - нарасстояние 1 м, или восприятии разговорной речи на каждое ухо менее 2 м (при полной глухоте, глухонемоте допуск осуществляется индивидуально с переосвидетельствованием не реже чем через 2 года).

Хроническое одностороннее или двустороннее гнойное воспаление среднего уха, осложненное холестеатомой, грануляциями или полипом (эпитимпанит). Наличие фистульного симптома (после оперативного лечения с хорошим результатом вопрос решается индивидуально).

Хронический гнойный мастоидит, осложнения вследствие мастоидэктомии (киста, свищ).

Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения со стойкими выраженными нарушениями функций других органов и систем (допуск к вождению решается индивидуально при условии ежегодного переосвидетельствования после обследования и лечения у эндокринолога).

III ст., нарушения сердечного ритма высокой градации либо сочетание указанных состояний (допуск к вождению решается индивидуально при условии ежегодного переосвидетельствования после обследования и лечения у кардиолога).

Гипертоническая болезнь II I стадии, 3 степени, риск 1 V (допуск к вождению решается индивидуально при условии ежегодного переосвидетельствования по результатам лечения и рекомендаций кардиолога)

Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточностиили легочно-сердечной недостаточностью 2-3 ст. (допуск к вождению решается индивидуально после обследования и лечения у пульмонолога).

Дополнительные медицинские противопоказания

Дополнительные медицинские противопоказания

Острота зрения ниже 0,5 на лучшем глазу и ниже 0,2 - на худшем глазу (с коррекцией); отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.

Полная глухота (при глухоте, глухонемоте допускосуществляется индивидуально с переосвидетельствованием через один год).

Отсутствие верхней конечности или кисти, отсутствие нижней конечности на любом уровне бедра или голени при нарушении подвижности в коленном суставе.

Заболевания любой этиологии, вызывающие нарушения функции вестибулярного анализатора, синдромы головокружения, нистагм (болезнь Меньера, лабиринтиты, вестибулярные кризы любой этиологии и др.).

Выпадение матки и влагалища, ретровагинальные и пузырно-влагалищные свищи, разрывы промежности с нарушением целостности сфинктеров прямой кишки, водянка яичка или семенного канатика, грыжи и другие заболевания, вызывающие ограничения и болезненность движений, препятствующих управлению транспортными средствами.

Дополнительные медицинские противопоказания

Медицинские противопоказания, изложенные в п. 3-25 настоящей графы подпункта 28.1.

Понижение остроты зренияниже 0,5 на лучшем глазу и ниже 0,2 - на худшем глазу (с коррекцией).

Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.

Для водителей такси и водителей транспортных средств оперативных служб (скорая медицинская помощь, противопожарная служба, милиция, аварийно-спасательная служба, военная автомобильная инспекция), - острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 - на другом. Допустимая коррекция при близорукости идальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме - 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.

Дополнительные медицинские противопоказания

Медицинские противопоказания, изложенные в подпункте 28.1 настоящей графы.

Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке) - допускаются к вождению лица через 3 месяца после операции при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 - на худшем.

Дополнительные медицинские противопоказания

Медицинские противопоказания, изложенные в подпункте 28.4.

Дополнительные медицинские противопоказания

Медицинские противопоказания, изложенные в п.3-25 настоящей графы подпункта 28.1.

Острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 - на другом. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D , в том числе контактными линзами, астигматизме -3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D ). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D .

Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом. Искусственный хрусталик, хотя бы на одном глазу.

Восприятие разговорной речи на одно или оба уха на расстоянии менее 3 м, шепотной речи -на расстоянии 1 м (при полной глухоте на одно ухо и восприятии разговорной речи на расстоянии менее 3 м на другое ухо или восприятии разговорной речи не менее 2 м на каждое ухо, вопрос о допуске стажированных водителей решается индивидуально при ежегодном переосвидетельствовании).

Отсутствие одной верхней или нижней конечности, кисти или стопы, а также деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая их движение,- не допускаются во всех случаях.

Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах рук - не допускаются даже при сохранной хватательной функции.

Травматические деформации и дефекты костей черепа с наличием выраженной неврологической симптоматики.

Ишемическая болезнь сердца: стенокардия нестабильная, стенокардия напряжения, ФК III , нарушения сердечного ритма высокой градации, либо сочетание указанных состояний.

Гипертоническая болезнь II - III ст. Пригипертонической болезни 1 ст. допуск осуществляется индивидуально при условии ежегодного освидетельствования.

Диабет (все виды и формы).

Рост ниже 150 см (вопрос решается индивидуально), резкое отставание физического развития.

Дополнительные медицинские противопоказания

Дополнительные медицинские противопоказания

Медицинские противопоказания, изложенные в п.3-25 настоящей графы подпункта 28.6.

Дополнительные медицинские противопоказания

Дополнительные медицинские противопоказания

При дефектах речи и логоневрозе (заикание) в тяжелых формах - для водителей пассажирского транспорта допуск осуществляется индивидуально.

Дополнительные медицинские противопоказания

Медицинские противопоказания, изложенные в подпункте 28.6.настоящей графы.

28.12.Трамвай, троллейбус

Дополнительные медицинские противопоказания

Медицинские противопоказания, изложенные в подпункте 28.6 настоящей графы.

Водители трамвая и троллейбуса с имплантированными искусственными водителями ритма к работе не допускаются.

28.13. Трактора и самоходные машины

Дополнительные медицинские противопоказания

28.14. Минитрактора, мотоблоки, автопогрузчики, электрокары, регулировщики и т.п.

Дополнительные медицинские противопоказания

Медицинские противопоказания, изложенные в подпункте 28.4 настоящей графы.

Указанные в Приказе подкатегории транспортных средств в силу еще не вступили.

Все чаще при вызове такси через популярные приложения пассажирам приходит уведомление о том, что заказ взял слабослышащий водитель. А сотрудника телеканала «360» однажды домой подвозил таксист без руки. Редакция решила разобраться, много ли в России таксистов с инвалидностью, при каких условиях люди с ограничениями по здоровью могут работать в такси и как вести себя пассажиру, если водитель неожиданно оказался не таким, как все.

Уже третий год Евгений Ясиновский работает в такси. Евгению 33, слух он потерял в детстве, после тяжелой болезни. Отучился в спецшколе и колледже для глухих, затем пошел работать на завод обрубщиком металла. Через несколько лет встретил жену Оксану, а четыре года назад у пары родился сын. В квартире, где семья жила с мамой, стало тесно, и супруги купили «двушку» в ипотеку. Тогда-то Евгений и начал подрабатывать в такси. Заказы он получает с помощью одного из популярных агрегаторов.

«В се довольно просто, - цитирует слова Ясиновского портал Глухих.нет. - П риложение заранее предупреждает клиента, что едущий к нему водитель имеет проблемы со слухом. Так как клиенты предупреждены, недоразумений не возникает . Конечно, поддержать разговор я не смогу, но до места доставлю. Если же в пути клиент решит изменить маршрут, то и тут есть выход. Он просто указывает в приложении , куда нам надо заехать ».

Ясиновский живет и работает в Нижнем Новгороде, однако в Москве и области также начали появляться таксисты с инвалидностью. Как рассказал сайту «360» координатор сообщества «Синие Ведерки» Петр Шкуматов, е сли по состоянию здоровья человек способен управлять транспортным средством и этот факт закреплен в его Индивидуальной программе реабилитации, то теоретически закон не запрещает ему работать в такси.

Противопоказания по управлению автомобилем перечислены в Постановлении Правительства РФ «О перечне медицинских противопоказаний к ограничению управления транспортным средством». Согласно документу, управлять автомобилем любой категории запрещено лицам, которые имеют диагноз слепота или эпилепсия, а также психические отклонения, связанные с приемом психотропных веществ. А вот человеку без ступни разрешено водить машину, но при условии, если она оборудована ручным управлением и автоматической коробкой передач.

«Очень много моментов отдается на откуп врачам. - рассказывает Шкуматов. - Условно говоря, если у человека, например, нет пальцев на руке, вопрос решается врачом индивидуально. Если у человека нет руки, тоже в индивидуальном порядке могут допустить к управлению автомобилем, но при условии переделки автомобиля под управление конкретным человеком. Вы точно не будете допущены, если у вас хронический алкоголизм или наркомания. Но в то же время, даже полностью глухие водители могут быть допущены к управлению автомобилем».

Автоюрист Дмитрий Славнов также полагает, что при наличии лицензии и других необходимых по закону документов водитель с ограничениями по здоровью может заниматься перевозкой пассажиров. « Если у таксиста с инвалидностью есть лицензия на таксомоторную деятельность и он имеет право управлять транспортным средством, то почему нет?! Другое дело, что пассажир также имеет право отказаться от поездки, ничего не оплатив, если его не устраивает внешний вид таксиста или машины. Он просто отказывается и вызывает другую машину», - пояснил эксперт.

Тем не менее, Шкуматов и Славнов сходятся во мнении, что в Москве слабослышащий таксист - это по-прежнему большая редкость. По словам координатора сообщества «Синие Ведерки», на столичном рынке пассажирских перевозок - переизбыток водителей, и таксомоторным компаниям нет смысла брать на работу инвалидов даже ради налоговых льгот.

«Профессия не располагает, - рассуждает Шкуматов. - Очень большая моральная и физическая нагрузка, которая, будучи помноженная на его (инвалида) возможности здоровья, может дать очень плохой результат. Поэтому я сам лично не встречал таких водителей, хотя активно пользуюсь такси в Москве и других городах».

По информации правозащитницы Елены Гращенковой, некоторые агрегаторы сейчас активно разрабатывают специальный чат, который помог бы водителям-инвалидам более эффективно общаться с пассажирами. «До того, как я наткнулась на сообщение об этом чате, я и понятия не имела, что инвалиды могут коммерческой перевозкой заниматься. Я до сих пор не знаю, нарушение это закона или нет. Но то, что они (люди с ограниченными возможностями здоровья) действительно работают в такси, и агрегаторы об этом пишут - и Gett , и Яндекс, - это точно», - рассказывает женщина.

Елена Гращенкова занимается защитой прав пассажиров, попавших в ДТП во время поездки в такси. Девушка сама побывала в аварии. Такси, в котором она ехала в аэропорт, на большой скорости врезалось в фонарный столб. Как выяснилось впоследствии, водитель находился в состоянии наркотического опьянения. Машину Елена вызвала через «Яндекс. Такси» и сейчас судится с агрегатором. По словам правозащитницы, проблема не в том, что люди с ограниченными физическими возможностями управляют такси, а в том, что состояние водителей перед поездкой никто не проверяет.

«Агрегаторы утверждают, что они являются программным продуктом, который позволяет пассажирам осуществить связь с водителем. Никаких медосмотров водители не проходят. Сервис контролирует только наличие у водителя прав и разрешения на автомобиль. Кто за рулем, они в глаза не видят! И мой судебный процесс как раз об этом! В моем случае разрешение на машину было, права у водителя проверили, а за рулем был наркоман! Агрегаторы полностью уничтожили блок транспортной безопасности. Больше таксисты не дышат в трубку, не проходят медосмотры, и никто не спрашивает, где водитель работал до этого. Это чудовищная ситуация, которую мы как гражданское общество должны сломать».

С Еленой Гращенковой согласен и Петр Шкуматов. Он также убежден, что появление на рынке агрегаторов сильно ударило по безопасности пассажиров:«Е сть посредник - агрегатор заказов, который не несет ответственности ни за что. И вот человек без руки. В обычном таксопарке его попросили бы уйти. А агрегатор заказов не заинтересован в том, чтобы проверять водителя на физическое соответствие профессии. Он просто передает заказы тому, кто заплатит больший процент. И если вдруг что-то случается в ходе поездки с пассажиром, получается, что это проблема самого пассажира».

В то же время, на работу таксистов с нарушениями слуха или другими ограничениями по здоровью экспертам «Синих Ведерок» пассажиры до сих пор ни разу не жаловались.

«Никаких свидетельств, что такие водители совершали когда-либо правонарушения, у меня нет. - рассказывает Елена Гращенкова. - В обращениях ко мне жалоб на инвалидов не было! Наоборот, я читала, что они очень исполнительные и аккуратные водители. Слышала только позитивные отклики».

В отличие от правозащитницы Гращенковой, таксист Андрей Прокофьев, напротив, убежден: людям с ограниченными физическими возможностями в такси делать нечего! «Я видел автомобили такси со знаком „инвалид“, у меня это вызывало недоумение. Как так вообще?! Одно дело, когда человек возит свою семью и себя. А другое дело - коммерческие перевозки пассажиров», - говорит Прокофьев.

«Лично мое мнение - я категорически против, чтобы инвалиды работали в сфере перевозок. Здоровый человек не выдерживает, а что уж говорить про инвалидов?! Очень высокая смертность от инсультов и инфарктов. Неспроста во времена СССР водитель не имел права находиться за рулем свыше 40 часов в неделю. А сейчас водят по 18 часов в сутки и в неделю накатывают более 100 часов. Усталость накапливается, и водитель за рулем засыпает. Хорошо, если в этот момент он был один. К несчастью, очень часто таксисты засыпают, когда везут людей».

По закону о защите прав потребителя пассажир имеет право на получение достоверной и полной информации о приобретаемой услуге. Поэтому Прокофьев считает, что агрегатор обязан уведомлять пассажиров, что водитель имеет инвалидность. А пассажир должен иметь возможность отказаться от такого вызова без каких-либо доплат.

Игорь Семенов, учредитель фонда содействия социальной адаптации инвалидов «Возрождение», рассказал редакции «360», что среди его знакомых инвалидов много очень хороших водителей. Но заниматься пассажирскими перевозками он бы им все же не рекомендовал. «То, что они инвалиды, это не значит, что они хуже управляют машиной. Если по справедливости посмотреть, они за пояс могут заткнуть многих любителей! Я знаю многих инвалидов, которые работали бы, как водители-экспедиторы, но я не знаю таких случаев, чтобы инвалиды занимались частным извозом».

Семенов рассказал, что 10 лет назад возглавлял таксомоторный парк, который работал, в том числе, как социальное такси. Водителей с инвалидностью на работу брали охотно, но как правило они занимали должность экспедитора и обеспечивали развоз инвалидных колясок по домам. В паре с экспедитором всегда работал сотрудник без каких-либо ограничений по здоровью, который разносил коляски по квартирам.

«Таксист должен быть, как космонавт, как летчик - здоров, бодр, трезв и всегда готов прийти на помощь клиенту. А инвалид - если ограничения касаются сердца, зрения и всего остального - как же он поможет?!» - подытожил Семенов.

В ходе подготовки материала ни одного сообщения о ДТП с участием слабослышащих таксистов, а также таксистов с другими формами инвалидности редакции «360» найти не удалось. В социальных сетях пассажиры, которым случалось пользоваться услугами необычных водителей, отзываются о своем опыте в позитивном ключе:

« Заказывал однажды такси, и там было указано, что водитель глухой. Никаких проблем не было».