Начальники отрядов исправительных учреждений. Рабочий режим. Один день с начальником отряда в исправительной колонии. И) досрочное снятие ранее наложенного взыскания

Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций Ольшевская Наталья

Организационно-структурное построение исправительных учреждений

Исправительные учреждения (ИУ) уголовно-исполнительной системы располагают широкими возможностями применения средств исправительного воздействия. Их организационно-структурное построение позволяет осуществлять комплексное воздействие на осужденных при достаточно высокой эффективности его результатов, поэтому внутренняя структура исправительного учреждения строится с учетом необходимости решения задач, стоящих перед ним.

Возглавляет исправительное учреждение начальник (исправительная колония, тюрьма, воспитательная колония, колония-поселение), который руководит работой учреждения, всех его служб, частей и отделов. В его ведении находятся: подбор, расстановка и воспитание подчиненных сотрудников и персонала; общая организация охраны и надзора; воспитательная работа с осужденными, производственно-хозяйственная деятельность учреждения и тыловое обеспечение. Начальник ИУ несет персональную ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации.

У начальника ИУ имеются: заместитель по оперативной работе и безопасности, заместитель по охране и надзору (в тюрьмах и СИЗО), заместитель по воспитательной работе, заместитель по производству (он же директор предприятия), заместитель по тылу.

В ИУ создаются отделы: оперативный, безопасности (в СИЗО и тюрьмах – отделы охраны и надзора), воспитательной работы со спецконтингентом, кадровой работы, финансовой деятельности, маркетинга, специального учета, хозяйственного и интендантского обеспечения, коммунально-бытового обеспечения, организационно-аналитические отделы (или группы).

В ИИУ организованы следующие службы: дежурная, медицинская части и военизированной пожарной охраны.

Почти все перечисленные структурные отделы, части и службы курируются соответствующими заместителями начальника исправительного учреждения, а некоторые из них напрямую подчинены начальнику учреждения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги О банках и банковской деятельности автора Украины Верховная Рада

Статья 6. Организационно-правовая форма банка Банки в Украине создаются в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или кооперативного банка.Законодательство о хозяйственных обществах распространяется на банки в части, не противоречащей

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

2.9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» от 12 ноября 2001 г. № 14 В целях правильного и единообразного применения законодательства о назначении осужденным к лишению свободы вида исправительного

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

ПОСТРОЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НА СУБСТАНЦИИ 1. Название субстанции на русском языке, международное непатентованное название (МНН) и химическое название в соответствии с правилами Международного союза по

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

ПОСТРОЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА НА ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТИТЕЛЬНОЕ СЫРЬЕ 1. В заглавии стандарта дается название лекарственного растительного сырья на русском и латинском языках.2. Русские и латинские названия лекарственного растительного сырья

Из книги Шпаргалка по криминалистике автора Аленников Андрей Геннадьевич

Статья 392. Действия, дезорганизующие работу исправительных учреждений Терроризирование в исправительных учреждениях осужденных или нападение на администрацию, а также организация с этой целью организованной группы или активное участие в такой группе, совершенные

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

42. ПОСТРОЕНИЕ И ПРОВЕРКА ВЕРСИЙ. ВЫВЕДЕНИЕ СЛЕДСТВИЙ ИЗ ВЕРСИЙ В основе версий должны лежать определенные фактические данные, которые можно подразделить на две группы:1) полученные из различных источников данные, относящиеся к расследуемому преступлению. Они могут

Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Виды и назначение исправительных учреждений Отбывание наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого и особого режима назначается по приговору суда в соответствии со ст. 58 УК РФ.В исправительных колониях (ИК) общего режима содержатся лица,

Из книги Экзамен на адвоката автора

Организационно-структурное построение исправительных учреждений Исправительные учреждения (ИУ) уголовно-исполнительной системы располагают широкими возможностями применения средств исправительного воздействия. Их организационно-структурное построение позволяет

Из книги Юридический Маркетинг автора Засухин Дмитрий

Задачи исправительных учреждений Перед исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы ставятся конкретные задачи (ст. 2 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»): исполнение уголовных наказаний в виде

Из книги Избранные труды по гражданскому праву автора Басин Юрий Григорьевич

38. Виды и назначение исправительных учреждений: колонии общего, строгого и особого режима Отбывание наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого и особого режима назначается по приговору суда в соответствии со ст. 58 УК РФ.В исправительных

Из книги автора

39. Виды и назначение исправительных учреждений: тюрьмы, колонии-поселения, воспитательные колонии Тюрьмы не подразделяются по видам режима отдельно, но подразумевается, что в каждой тюрьме имеется 2 вида режима: общий и строгий. При строгом режиме не содержатся

Из книги автора

41. Задачи исправительных учреждений Перед исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы ставятся конкретные задачи (ст. 2 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»): исполнение уголовных наказаний в виде

Из книги автора

Вопрос 318. Ограничение свободы. Арест. Лишение свободы на определенный срок (понятие, содержание, сроки; виды исправительных учреждений). Пожизненное лишение свободы. Ограничение свободы(ст. 53 УК).Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих

Из книги автора

ПОСТРОЕНИЕ ЛИЧНОГО – ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ Очень часто я сталкиваюсь на практике с высказываниями типа «Ну, этому-то можно пиариться! Ему повезло». Почему-то многие искренне считают, что человек становится брендом только благодаря везению. Подобный подход попахивает некоторым

Из книги автора

НЕТВОРКИНГ, ИЛИ ПОСТРОЕНИЕ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ В ЮРИДИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ В этом разделе мы с вами поговорим о таком явлении, как нетворкинг, или, говоря проще, построение деловых связей. В западной литературе есть отличное понятие, относящееся к человеку, профессионально

Из книги автора

Виды и организационно-правовые формы юридических лиц Статья 34 ГК различает два вида юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации.Для коммерческого юридического лица основной целью является получение дохода. Такой доход может быть частично использован и

Исправительная колония № 18 находится в промышленном районе Казани возле железнодорожных путей. Она относится к числу колоний строгого режима. За колючей проволокой отбывают наказание около 800 впервые осуждённых к лишению свободы. Колония — строгого режима, статьи у сидельцев в основном серьёзные, а потому и сроки немаленькие. На первый взгляд, живут здесь обычные мужчины, только на всех одинаковая верхняя одежда и специальные бирки с номерами статей уголовного кодекса, которые расшифровываются как «убийство», «изнасилование», «наркотики», «разбой».

«Живут, как все, но за проволокой»

Порядок и дисциплина в ИК, как в армии. В 5:45 — подъём, зарядка и стройное шествие на завтрак. Рабочий день Ильдара Хузагарипова — начальника отряда № 6 в колонии — начинается в 8:00 с обхода территории общежития, в котором живут его подопечные. В среднем в отряде 100 человек, проживающих, как правило, на одном этаже.

Ильдар Хузагарипов проработал начальником отряда в колонии несколько лет. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

С утра узники ИК № 18 отправляются на обучение в школу или профессиональное училище, либо на производство: в швейную мастерскую, автосервис, литейный или столярный цех.

«Они трудятся так же, как любой человек на свободе, — рассказывает Ильдар Хузагарипов. — Деньги им перечисляют на карту. Заработная плата не меньше минимальной оплаты труда в России (в настоящее время МРОТ составляет 5205 рублей)».

Заключённых нельзя фотографировать без их согласия, таковы правила. Но многие с удовольствием позируют и рассказывают о себе. Порой не верится, что эти люди с симпатичными лицами, улыбками и ясными глазами на самом деле — убийцы, насильники и грабители.

В коридоре общежития осуждённый показывает клетку с упитанным кроликом. Другой заключённый обращается к товарищу «пухнарь», что на тюремном жаргоне означает «наивный человек, впервые оказавшийся за решёткой». В секции (комната, где живут 6, 8 или 12 осуждённых) сидит молодой человек в вязаных носках и смотрит телевизор. Кстати, кроме собственного телевидения, заключённые могут смотреть любой канал.

«Секцией» называют комнату, где живёт несколько заключённых. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Кирягин, почему сегодня дома? Болеешь?» — обращается начальник колонии при обходе общежития к мужчине среднего возраста с номером статьи 228 («Незаконное приобретение, хранение, изготовление наркотиков») на груди.

«Простыл, — кивает тот в ответ. — Записался в санчасть». Пропустить рабочий день осуждённый может только по веской причине. Всех, кто жалуется на самочувствие, начальник отряда обязан направить к медику.

Жизнь по расписанию

В девять утра в колонии первое построение. Предназначено оно в первую очередь для проверки наличия заключённых. За неряшливый внешний вид, например, могут объявить выговор. Имея действующее взыскание, мало шансов освободиться условно-досрочно. Поэтому проступков тут стараются не совершать. Загреметь в ШИЗО (штрафной изолятор) можно не только за драку, но и за опоздание или невыполнение команд.

В штрафном изоляторе заключённых могут содержать до 15 суток. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Каждый день для заключённых проводятся социальные занятия: по праву, психологии, бухгалтерии. Те, кто по уважительной причине остаётся в общежитии, вместе с начальником отряда отправляются на воспитательные уроки.

На территории колонии чисто, убран снег. К каждому отряду здесь прикреплена территория, которую ежедневно он обязан приводить в порядок.

Во дворе по воскресеньям, согласно распорядку выходного дня, заключённые играют в мини-футбол. На небольшой территории расположены баня, мастерская по ремонту одежды, прачечная, парикмахерская и магазин, в котором покупают продукты, называя номер своего личного дела.

О том, что здешние обитатели всё-таки не обычные обыватели, напоминают лишь несколько высоких заборов с колючей проволокой: вряд ли кому-то придёт в голову перебраться через эту ограду.

Три высоких забора с колючей проволокой отделяют заключённых от внешнего мира. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Начальник отряда — за папку и мамку»

Тишину в колонии лишь иногда сотрясает звук громкоговорителя. Мужской бас монотонно повторяет объявление о построении на обед.

Местную еду сами узники называют «баландой» или «хавчиком». Из столовой доносится запах капусты: сегодня в меню щи, каша с котлетой и компот.

В 14:00 снова даётся команда на общую проверку заключённых. Ильдар Хузагарипов обходит и осматривает каждого осуждённого. После — узники отправляются на свои рабочие места, начальник отряда — в свой кабинет.

Исправительная колония № 18 находится в промышленном районе Казани. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Я посредник между администрацией колонии и отбывающим наказание», — объясняет сотрудник УФСИН, сидя в своём небольшом офисе. В течение дня он принимает осуждённых по личным вопросам. К «отряднику» (так сами осуждённые называют начальника отряда) могут обращаться с любой проблемой.

«Например, шапка износилась и нужно получить со склада другую. Осуждённый хочет подать жалобу или ходатайство — тоже идёт ко мне», — говорит надзиратель, перелистывая толстую папку с фамилией одного их узников. Ильдар Хузагарипов изучает личные дела заключённых отряда № 6. Если у человека есть нарушения, готовит документы на дисциплинарную комиссию. Два раза в неделю комиссия рассматривает тяжесть проступков, совершённых осуждёнными в стенах колонии, и назначает меру дисциплинарного воздействия.

«Хочу жениться. Можно написать заявление?» — обращается 20-летний Тимур Гареев к начальнику отряда. Парень сидит уже три года, но осталось ему ещё два.

Тимур Гареев работает в исправительной колонии звукорежиссёром. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Свою будущую жену Тимур не любит и женится вопреки воле родителей из-за того, что «нужен человек, который был бы рядом». «Я знаю, что такое любовь, и пишу об этом песни, записываю их на диски, — улыбается он, показывая место своей работы — звукозаписывающую студию. — С 12 лет увлекался музыкой, а здесь у меня появился сольный альбом «Система машет». Один из треков просочился на свободу, и его играли в казанских клубах. Затем я уже сочинял композиции на заказ», — гордится он своим творчеством. По его словам, за пределами колонии молодой музыкант известен как Тимур Лайт. Когда-то он заканчивал театрально-вокальную школу, а позже — просто не повезло. За что попал в колонию, он умалчивает.

Осуждённые сочиняют песни и записывают их на диск. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Счастливчики» и свидания

Начальник отряда готовит личные дела осуждённых на поощрение. Таковым, например, может быть дополнительное длительное свидание, которого узники ждут с нетерпением и считают за особое везение. «Осуждённые имеют право брать трёхдневные свидания. На этот период заключённого вместе с родственником селят на три дня в отдельное помещение. В колонии таких осуждённых называют счастливчиками. При строгих условиях отбывания наказания такие свидания бывают раз в год, при общих условиях — три раза, при облегчённых — четыре встречи. В качестве поощрения администрация может разрешить дополнительное свидание, — перечисляет Хузагарипов. — Я составляю графики, кто и когда сможет увидеться с родными».

Ходатайство на условно-досрочное освобождение осуждённый может подать после того, как отсидит 2/3 своего срока. Вопрос об УДО рассматривается судом по месту отбывания наказания. Во многом итоговое решение зависит именно от характеристики осуждённого начальником отряда.

Заключённый Асхад Хайранасов выйдет на свободу через 10 месяцев. В колонии он находится уже седьмой год. «Случайная драка, случайное преступление, — смущённо говорит он о причине своего пребывания здесь. — Но каждое преступление должно быть наказано».

Асхад Хайранасов через 10 месяцев выйдет на свободу. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

На свободе Асхад Хайранасов был техником-механиком, а за колючей проволокой открыл в себе новый талант: стал мастером по резьбе по дереву. Теперь мечтает, что на воле займётся изготовлением качественной мебели и, возможно, откроет свой бизнес.

Человек с чутьём психолога

«Работа начальника отряда — это творческая работа, — считает Ильдар Хузагарипов. — С кем-то приходится общаться строго, с кем-то — мягче». Раньше на эту должность назначали людей не моложе 30 лет. К этому времени человек уже морально-психологически сложился и принимает ответственные решения, имеет жизненный опыт. Сейчас должность начальника отряда может занять бывший военный (поскольку методика управления отрядом схожа с командованием войсковым подразделением) с педагогическим образованием (желательно) и без судимостей.

Считается, что начальник отряда выполняет важную функцию по воспитанию осуждённых, поэтому должен обладать чутьём психолога.

«Иногда человека нужно на позитив настроить, спросить, как у него дела. Этим у него никто за целый день может и не поинтересоваться, кроме меня. В ИК № 18 попадают преступники, которые впервые получили наказание в виде лишения свободы. Они не матерые уголовники, и многие из них после этого «урока» не вернутся в преступный мир», — надеется Ильдар Хузагарипов.

Спасают вера и книги

В библиотеке колонии ровно 2713 книг. Марат Юсупов, отбывающий наказание за незаконное приобретение и хранение наркотиков, знает каждую из них. «Здесь фантастика, тут классика, зарубежная поэзия, а на той полке стихи на татарском языке», — показывает он. Подобно известному персонажу голливудского фильма («Побег из Шоушенка»), он добивается пополнения каталогов литературы: упрашивает городские библиотеки пожертвовать лишние книги в колонию, а также просит друзей привезти книги из дома. «В моей картотеке записаны 334 человека. Это значит, что почти треть колонии читает книги», — резюмирует он.

Марат Юсупов — библиотекарь в колонии. Он знает здесь все книги. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Священник в маленькую церковь в колонии приходит по определённым дням. Присматривает за приходом 41-летний Евгений Сабанов, осуждённый за убийство. «Я не верил в Бога. Он мне раньше не был нужен, — говорит задумчиво заключённый. — Пришёл к вере от безысходности, от пустоты в душе. Сидел, сидел, а потом начал молиться. Сейчас лишь об одном Его прошу: чтобы принял он наше покаяние и молитвы подобных мне».

Евгений Сабанов в колонии уверовал в Бога. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Такого большого количества икон и картин на церковную тематику нет ни в одном храме Казани. Стены церкви пестрят библейскими сюжетами, есть даже копия «Тайной вечери», срисованная с картины Леонардо.

Стены маленькой церкви в колонии увешаны картинами и иконами. Их рисуют сами заключённые. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

К 16:00 начальник отряда идёт беседовать с преподавателями школы и профессионального училища об успеваемости осуждённых.

На обратной дороге заходит на производство. В швейном цеху звучат «Белые розы» Шатунова, около десятка мужчин шьют рабочую одежду.

Осуждённые в швейном цеху. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

После ужина в 19:00 отряд № 6 снова строится во дворе. После очередной проверки осуждённых Ильдар Хузагарипов отправляется домой. А жизнь в колонии продолжается и утихает только к отбою в 21:45.

32 Полянский Н.Н. Правда и ложь в уголовной защите. М., 1927. С. 69 - 71.

33 См.: Киселев Я.С. Этика адвоката. Л., 1974. С. 80 - 93.

34 Стецовский Ю.И. Советская адвокатура. С. 252.

35 См.: Кан Н.П. Некоторые вопросы адвокатской этики // Вопросы защиты по уголовным делам / Под ред. П. С. Элькинд. Л., 1967. С. 196 - 197.

36 См.: Уголовное право. Особенная часть: Учеб. / Под ред. проф. А.И. Рарога. М., 1996. С. 399.

37 См.: Уголовный процесс: Учеб. для студентов юрид. вузов и факультетов. С. 111.

38 См.: Осипкин В.Н., Рохлин В.И. Доказательства. СПб., 1998. С. 27.

39 См.: Уголовный процесс: Учеб. для вузов / Под ред. проф. П. А. Лупинской. М., 1995. С. 138.

40 См.: Горский Г.Ф., Кокорев Л. Д., Элькинд П.С. Указ. соч. С. 205 - 206.

41 См.: Мосесян Г.С. Оценка доказательств в советском уголовном процессе: Дис.... канд. юрид. наук. Харьков, 1965. С. 21; Каз Ц.М. Субъекты доказывания в советском уголовном процессе. Саратов, 1968. С. 32 - 33; Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. С. 295, 299.

Ю.В. Андреев

СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» установлено, что на его основе федеральными законами определяются особенности службы в отдельных государственных органах 1. К их числу относится государственная служба в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы. Профессиональная деятельность сотрудников этих органов является одним из видов государственной службы и поэтому регулируется не только Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», а также Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Особая значимость задач, стоящих перед органами, которые находятся на переднем крае борьбы с преступностью, их многоотраслевая структура, специфика форм и методов деятельности обуславливают особенности государственной службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы. Это порождает особые требования к возрасту, состоянию здоровья и морально-психологическим качествам лиц, зачисляемых на столь специфическую государственную службу. Подобные требования в основном проявляются в наличии элементов военизации (принятие присяги, присвоение аттестованному составу специальных званий, ношение ими единой форменной одежды и знаков различия для каждого вида службы, право на постоянное ношение и хранение табельного оружия, строгая дисциплина и субординация, которые регламентируются специальными уставами и положениями 2); в особом порядке приёма на службу и характере прохождения службы; в специфике правового положения сотрудников исправительных учреждений, многие из которых являются должностными лицами. Как сказано в документах Министерства внутренних дел Российской Федерации 3, до принятия закона «О службе в уголовно-

исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации» действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста «Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» распространяется на сотрудников уголовно-исполнительной системы в полном объёме.

Характеризуя общие методологические основы, присущие в целом всей уголовно-исполнительной системе, необходимо в то же время отметить особенности государственной службы в исправительных учреждениях. Эти особенности заключаются в следующем: во-первых, служба в исправительных учреждениях направлена на выполнение специальных задач, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством; во-вторых, функции, составляющие основание служебной деятельности исправительных учреждений, носят многоплановый характер, что предопределено самой системой средств исправления осуждённых. Это установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка 4

В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» 5 к работникам исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы относятся:

а) сотрудники, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, порядок и условия прохождения службы которых регламентируются уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации 6 и нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел России 7;

б) рабочие и служащие, состоящие в штатах исправительного учреждения, деятельность которых регламентируется законодательством Российской Федерации о

труде и правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения.

Таким образом персонал исправительного учреждения представляет собой штат сотрудников рядового и начальствующего состава, осуществляющего исполнение уголовных наказаний, а также рабочих и служащих, занятых обслуживанием и обеспечением производственно-хозяйственной деятельности исправительного учреждения.

Особенностью исследуемой проблемы в уголовно-правовом и уголовноисполнительном аспектах для нас является вопрос о признании сотрудников исправительного учреждения должностными лицами.

В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации употребляются такие термины, как «администрация» (ч. 3 ст. 11, ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 15, ч.

5 ст. 15, ст. 22, ст. 24, ст. 28, ч. 4 ст. 33, ст. 34, ст. 43, ч. 3 ст. 48, ч. 4 ст. 52, ст. 54-55, ч. 2 ст. 58, ст. 70, ст. 75, ст. 79, ст. 82-83, ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 111, ч. 1 ст. 112, п. «г» ст. 118, ч. 1 ст. 129, ст. 180-181, ч. 3 ст. 184, ч. 4 ст. 86 УИК России); «воспитатели отделений» (ч. 5 ст. 139 УИК России); «должностное лицо» (ч. 2 ст. 13, ч. 6 ст. 15, ст. 21, ст. 24, ст. 61,ст. 119 УИК России); «лица, замещающие начальника учреждения» (ст. 117, ч. 1 ст. 119, ч. 3 ст. 137, ч. 1 ст. 138 УИК России); «начальник учреждения» (ч. 3 ст. 13, ч. 4 ст. 85, ч. 3 ст. 96, ч. 6 ст. 97, ч. 4 ст. 116, ч. 2 ст. 117, ч. 1 ст. 119, ч. 1 ст. 127, ч. 1 п. «б» ст. 129, ч. 9 ст. 132, ч. 3 ст. 136, ч. 3 ст. 137, ч. 1 ст. 138 УИК России); «начальник отряда»(ч. 3 ст. 59, ч. 2 ст. 119, ч. 4 ст. 138 УИК России); «персонал» (ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ст. 82, ч. 4 ст. 85, ч. 5 ст. 92 УИК России); «сотрудники» (п. а» ст. 134 УИК России). Все эти термины имеют в виду работников исправительного учреждения, которые являются специальными субъектами, но не все они относятся к категории должностных лиц.

Учитывая это важное замечание, необходимо точно и правильно определить характер служебных полномочий и обязанностей, характерных для должностных лиц исправительных учреждений. Нельзя, например, правильно решить вопрос о привлечении лица, работающего в исправительном учреждении, к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК России), если мы не знаем, относится он к категории должностных лиц или нет. Самоуста-новление понятия «специальный субъект» имеет существенное значение для оснований уголовной ответственности, но не обязательно за совершение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, так как признаки, характеризующие специального субъекта, характерны и для субъектов других преступлений, предусмотренных уголовно-правовыми нормами действующего уголовного законодательства. Например, преступления, предусмотренные гл. 31 Уголовного кодекса Российской Федерации, в большинстве случаев совершаются должностными лицами органов правосудия 10

Следовательно, правильное определение должностных лиц среди других работников исправительного учреждения имеет важное значение при проведении борьбы с преступлениями, совершаемыми должностными лицами в процессе их служебной деятельности.

Определяя понятие должностного лица в уголовно-исполнительной сфере, следует заметить, что в качестве представителей власти здесь выступают главным образом сотрудники исправительного учреждения, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава, которых условно можно разделить на следующие группы:

а) руководящий состав;

б) состав сотрудников, обеспечивающих безопасность учреждения;

в) сотрудники воспитательного аппарата;

г) сотрудники производственно-хозяйственной деятельности.

Персонал исправительных учреждений к тому же можно дифференцировать на аттестованных и неаттестованных сотрудников, на должностных и недолжностных лиц, которых на практике относят к «администрации исправительных учреждений».

Мы считаем, что под администрацией исправительного учреждения следует понимать совокупность линейных и функциональных руководителей и их заместителей на всех уровнях управления уголовно-исполнительной деятельностью исправительного учреждения, которые имеют право принимать решения, обязательные для широкого круга лиц, и наделённые законодателем правом издавать приказы и распоряжения в соответствии с их компетенцией. К сожалению, в уголовноисполнительном законодательстве не раскрывается понятие «администрация», хотя этот термин довольно часто употребляется в его нормах 11.

Термин «администрация» (от лат. аdmіnіstrаtіо - управление) имеет два значения: 1) совокупность государственных органов, осуществляющих функцию управления; 2) должностные лица управления, руководящий персонал учреждения, предприятия 12.

Руководящий состав - это руководители исправительных учреждений и их заместители, которые реализуют свои полномочия в целях осуществления компетенции возглавляемого ими государственного органа, которым и является исправительное учреждение. Содержанием деятельности руководителей и их заместителей являются:

а) подготовка и принятие важных управленческих решений по всем направлениям функционирования исправительного учреждения;

б) осуществление управленческой деятельности с использованием различных неправовых форм управления (проведение совещаний, общих и специальных рапортов, собраний, дача указаний, проведение консультаций);

в) контроль за выполнением принятых решений;

г) применение дисциплинарных, административно-юрисдикционных и уголовно-правовых мер принуждения как в отношении осуждённых или сотрудников исправительного учреждения, так и других лиц, посещающих исправительное учреждение.

Должностными лицами этой группы в сфере исполнения уголовных наказаний являются:

а) начальник исправительного учреждения;

б) его заместители: по безопасности и оперативной работе, по воспитательной работе, по лечебно-профилактической работе, по организации труда (он же начальник планово-производственного отдела), по тылу, заместитель начальника учреждения (он же командир батальона/отдельной роты);

в) начальники подразделний, частей, служб или отделов (начальник оперативного отдела, начальник отдела безопасности, начальник специального отдела, начальник отдела по воспитательной работе с осуждёнными, начальник отдела кадров, начальник отдела интендантского и хозяйственного обслуживания, начальник коммунально-бытового отдела, главный бухгалтер учреждения).

Возглавляет исправительное учреждение начальник колонии, который руководит работой учреждения, всех его служб, частей и отделов, занимается подбором, расстановкой и воспитанием подчинённых, общей организацией воспитательного процесса с осуждёнными. При этом он несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на учреждение задач, соблюдение законодательства Российской Федерации, государственной штатной и финансовой дисциплины 13.

Начальник исправительного учреждения является должностным лицом, так как ему свойственны все функции, перечисленные в примечании 1 к ст. 285 Уголовного кодекса России.

В пределах своей компетенции начальник исправительного учреждения наделён правом предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и должностными лицами, посещающими исправительное учреждение. Его действия имеют юридическое значение и связаны с установлением, изменением или прекращением прав и обязанностей физических и юридических лиц.

Являясь руководителем исправительного учреждения, его многочисленных служб, подразделений, частей и отделов, он осуществляет управление через своих заместителей, организует, направляет, руководит и контролирует деятельность не только персонала, но и осуждённых. Его организационно-распорядительные полномочия не отделимы от административно-хозяйственных функций, которыми он наделён в силу занимаемой должности. Это полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом (его хранением, приумножением и использованием).

Заместители начальника исправительного учреждения, курирующие определённые участки работы (например, по безопасности и охране, по воспитательной работе, по производству, по общим вопросам и тылу), относятся к категории должностных, так как им свойственны функции организационно-распорядительного и административно-хозяйственного характера. Поскольку они вправе совершать юридически значимые действия, обязательные не только для персонала исправительного

учреждения и осуждённых, но и для других лиц, посещающих учреждение, они относятся к представителям власти.

Мы полагаем, что к должностным лицам, помимо начальника исправительного учреждения и его заместителей, относятся начальники структурных подразделений (частей, служб, отделов, отделений).

Их можно отнести к должностным лицам по следующим признакам:

Во-первых, для всех начальников структурных подразделений характерно выполнение организационно-распорядительных функций, так как эти функции неизменно связаны с руководством деятельностью других людей, которые находятся в их непосредственном подчинении, будь то рабочие, служащие или аттестованные сотрудники данного структурного подразделения.

Во-вторых, начальники структурных подразделений в большинстве случаев выполняют одновременно организационно-распорядительные и административнохозяйственные функции, которые позволяют им самостоятельно решать вопросы по поводу владения и распоряжения государственным имуществом, находящимся на балансе структурного подразделения.

Начальники структурных подразделений (за исключением начальника отдела кадров исправительного учреждения, планово-производственного отдела, начальника коммунально-бытового отдела, главного бухгалтера учреждения) наделены функциями представителя власти, но не в том объёме, как это характерно для начальника колонии и его заместителей 14.

По нашему мнению, не только начальник учреждения, его заместители и начальники структурных подразделений относятся к должностным лицам. К данной категории следует относить сотрудников, обеспечивающих безопасность исправительного учреждения, а также сотрудников воспитательного аппарата и сотрудников производственно-технических служб.

Сотрудники, обеспечивающие безопасность исправительного учреждения, относятся к должностным лицам в силу выполнения ими функций представителя власти. К данным должностным лицам относятся оперуполномоченные оперативного отдела, сотрудники отдела безопасности (инспектора всех категорий, сотрудники дежурной части учреждения, младший начальствующий состав групп надзора и охраны), которые, осуществляя свои функции, имеют право в установленном законом порядке проводить регистрацию осуждённых, их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъёмку, а также дактилоскопирование, проводить обыски и досмотры осуждённых, жилых и производственных помещений. Они вправе проводить досмотр лиц, посещающих исправительное учреждение или находящихся на прилегающих к нему территориях. Осуществляя свои функции, они вправе требовать от осуждённых и иных лиц (например, рабочих и служащих, работающих с осуждёнными, а также гражданских лиц, посещающих учреждение) исполнения ими обязанностей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством и ведомственными нормативными актами.

Следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Младшие инспектора отдела безопасности, групп надзора и охраны не имеют подчинённых им по службе лиц, но наделены властными полномочиями по отношению к широкому неопределённому кругу граждан. Для признания их представителями власти следует учитывать обстоятельства, при которых они выполняют свои функции. Например, младшие оперуполномоченные оперативного отдела, отдела безопасности, а также группы надзора и охраны в отношении осуждённых, гражданских или должностных лиц, посещающих исправительное учреждение, могут совершать действия, имею-

щие юридическое значение, и поэтому признаются должностными лицами. В отношениях с сотрудниками учреждения, которые равны им по званию и должности, или с сотрудниками среднего или старшего начальствующего состава, или лицами, являющимися их прямыми начальниками, они не являются должностными лицами, так как не могут совершать действия, имеющие юридическое значение в отношении этих сотрудников.

Мы считаем, что сотрудников воспитательного аппарата исправительного учреждения следует относить к должностным лицам по следующим признакам: а) по функциям представителя власти и б) организационно-распорядительным функциям. Не являются должностными лицами рабочие, служащие и неаттестованные сотрудники воспитательного аппарата (психологи, методисты, библиотекари, руководители кружков, киномеханики-радисты).

Работники исправительного учреждения, выполняющие чисто технические или производственные обязанности, не относятся к должностным лицам, как нельзя признать должностными лицами осуждённых, выполняющих организационнораспорядительные или административно-хозяйственные функции в исправительных учреждениях, в силу специфики их работы 15.

Таким образом, к должностным лицам исправительных учреждений следует относить сотрудников рядового и начальствующего состава ИУ, а также служащих, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в исправительных учреждениях по специальному полномочию.

Это объясняется многофункциональностью деятельности сотрудников исправительного учреждения 16, которые, с одной стороны, реализуют государственное принуждение (наказание), с другой - оказывают социально педагогическое воздействие на осуждённых, с третьей - обеспечивают необходимый жизненный уровень осуждённых в местах лишения свободы, с четвёртой - выполняют различные производственные функции, с пятой - обеспечивают прохождение службы аттестованным составом исправительного учреждения.

В исправительных учреждениях как бы сфокусированы все существенные признаки уголовно-исполнительной системы, что находит отражение в их целях, задачах, функциях и структуре 17. Вследствие этого различные отделы, части и службы исправительного учреждения в рамках отведённой им компетенции решают блок задач социального, экономического и правового характера. Следовательно, исправительное учреждение представляет собой и правоохранительный орган, и социальнопедагогическое учреждение, и жилой микрорайон с разветвлённой инфраструктурой, и предприятие, и военизированное подразделение. Исходя из этого функции сотрудников исправительного учреждения тоже различны. Но одни из них являются должностными лицами и несут ответственность по статьям гл. 30 УК России, а другие не относятся к должностным лицам и могут нести ответственность за преступления против личности, собственности, общественной безопасности или общественного порядка.

Приложения

1 См., напр.: Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269; Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г.(в редакции Федерального закона от 17 декабря 1995 г.) // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 29. Ст. 1114; Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

от 17 ноября 1993 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.; Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе”» от 9 мая 1996 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 1996. № 20. Ст. 2322; «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 24 сентября 1992 г. // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 42. Ст. 2334.

2 См., напр.: Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2. Ст. 70; Приказ МВД Российской Федерации № 300 от 25 июля 1993 г. «Об утверждении инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел»; Инструкция «О порядке отбора граждан на службу (работу) в ОВД Российской Федерации (Приложение к приказу МВД РФ № 160 от 17.05.94 г.)» // Преступление и наказание. 1995. № 2. С. 48-52.

3 См.: Материал для информирования личного состава УИС о ходе выполнения указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Преступление и наказание. 1998. № 7. С. 54.

4 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Зубкова. М., 1997. Ст. 9. С. 18-22.

5 См.: Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В. Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России: История и современность / Под ред. и с предисл. Министра внутренних дел Российской Федерации С.В. Степашина и Министра юстиции Российской Федерации П.В. Крашенинникова М., 1998. С. 123.

6 См., напр.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316; Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997.

7 Там же. 1993. № 2. Ст. 70.

8 См., напр.: Трудовое законодательство: Сб. норматив. актов / Сост. К.Н. Гусов. М., 1997; Кодекс законов о труде Российской Федерации. М., 1998.

9 См.: Приказ Министерства юстиции РФ от 30 июля 2001 г. № 224 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». М., 1997.

10 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / Сост. С.В. Бородин, С.В. Замятина; Под ред. В.М. Лебедева. М., 1998. С. 816-835.

11 См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997. Ст. 11-12, 15, 22, 24, 28, 33, 34, 43, 48, 52, 54-55, 58, 70, 75, 79, 82-83, 103-104, 111112, 118, 129, 180-181, 184.

12 См.: Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М., 1989. С.21.

13 См.: Попов В.И., Попов Г. Л. Организация работы начальника исправительнотрудовой колонии. М., 1982; Соколов Н.И., Севрюгин А. С., Павлухин А.Н. Организация деятельности начальника исправительно-трудовой колонии. Рязань, 1980; Уголовный кодекс Российской Федерации. СПб., 1996. Ст. 285. С. 141.

14 См., напр.: Панкин А.И. Организация деятельности должностных лиц ИТУ // Проблемы совершенствования исполнения уголовных наказаний. Рязань, 1983. С. 220-223; Петров С.М. Управленческая деятельность должностных лиц исправительно-трудовых колоний и пути её совершенствования: Автореф. дис. ... канд.

юрид. наук. М., 1988; Соколов Н.И. Организация деятельности заместителя ИТК по политико-воспитательной работе // Актуальные проблемы научной организации исправления и перевоспитания осуждённых. Рязань, 1973. С. 133-134; Петров С.М. Организационные и правовые основы управления исполнением наказания в исправительно-трудовых колониях: Учеб. пособие // Под. ред. Г.А. Туманова / Всесоюз. ин-т повышения квалификации работников ОВД. Домодедово, 1991.

15 См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1978. № 1. С. 4; Бюллетень Верховного Суда СССР. 1987. № 2. С. 12-14.

16 См., напр.: Панкин А.И. Указ. соч. С. 220-223; Петров С.М. Указ. соч.; Соко-

лов Н.И. Указ. соч. С. 133-134.

17 См., напр.: Парфентьев А.М. Принципы определения функций отдельных частей и служб ИТК, полномочий и критериев ответственности должностных лиц // Актуальные проблемы перевоспитания осуждённых. Рязань, 1974. С.359-362; Перегудов А. Г. О значении понятий «цель», «задачи», «функции» в управлении исправительно-трудовой колонией // Проблемы функционирования органов, исполняющих наказание. М., 1987. С. 17-23; Пирожков Ф.А., Александрова И.Р. Социальнопсихологический аспект взаимодействия частей и служб ИТУ // Исправительнотрудовые учреждения. М., 1982. № 21. С. 40-43; Свиридов Г., Сафронов В. Координация усилия служб // Воспитание и правопорядок. 1988. № 1. С. 39-40; Ушаков А. А. Некоторые вопросы обеспечения адаптации к службе в отдельных подразделениях системы ИТУ // Проблемы совершенствования организации деятельности ИТУ. Рязань, 1986. С. 85-92; Фетисов В. Организация труда сотрудников ИТУ // К новой жизни. 1972. № 10. С. 26-28.

Ю.В. Романова

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В СУД И УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

Право каждого на доступ к отправлению правосудия - один из краеугольных камней, гарантирующих господство Права. Этому посвящены положения Всеобщей декларации прав человека (ст. 8), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 14) и других актов.

Относительно обеспечения каждому права на наилучшие условия отправления правосудия, о гарантиях судебной защиты и доступе к правосудию говорится в Конституции РФ, законах РФ, Основных законах субъектов РФ и их нормативноправовых актах.

Международные органы по защите прав человека неоднократно подчеркивали, что участие в отправлении правосудия должно быть реальным, а не формальным. Но доступ к правосудию имеет смысл лишь тогда, когда суд действительно способен восстановить нарушенное право. В связи с этим международное сообщество выработало гарантии надлежащей правовой процедуры, именуемые основополагающими гарантиями, удовлетворяющими представлениям о справедливом судебном разбирательстве. Хотя такие гарантии вырабатывались прежде всего применительно к рассмотрению возможности лишения или ограничения свободы, они были распространены на все вопросы, касающиеся нарушения гражданских прав 1.

Деятельность персонала ИУ включает ряд функций. Во-первых, это реше­ние социальной задачи, связанной с профилактикой преступности, ресоциализацией осужденных, выступающих в роли социального объекта. Во-вторых, выполнение названной функции невозможно без укрепления режима; раскры­тия и расследования правонарушений, совершенных во время отбывания на­казания; проведения целенаправленной воспитательной работы с осужденны­ми; организации их общеобразовательного и профессионально-технического обучения; психологической подготовки осужденных и сотрудников; оптималь­ной организации труда и их трудоиспользования (В. А. Фефелов, Г. И. Коро­лев, В. С. Генералов, 1980).

Каждый вид деятельности персонала кажется автономным. Однако непо­хожие по применяемым способам и средствам виды деятельности совпадают по своим внутренним параметрам, а именно: имеют общий социальный объект - осужденных. При этом личность осужденных претерпевает изменения в связи с теми или иными обстоятельствами. Например, с возникновени­ем организованной преступности структура личности значительно изменялась, становясь более негативной, в результате увеличивался удельный вес тяжких преступлений.

Гуманизация уголовно-исполнительной системы усложнила объект соци­альной деятельности сотрудника исправительного учреждения. Возросла зна­чимость процесса ресоциализации осужденного и умений диагностировать та­кие характеристики личности, как степень выраженности его криминальной направленности; сопротивляемость воспитательным воздействиям; опыт пре­ступной деятельности; цели и мотивы осужденных в условиях изоляции; осо­бенности связей осужденных с окружающей средой и внешним миром.

Таким образом, деятельность персонала многофункциональна. В ней выде­ляются следующие основные подструктуры:

а) социальная;

б) юридическая;

в) производственно-хозяйственная;

г) психолого-педагогическая (воспитательная);

д) организационно-управленческая (В. Ф. Пирожков, А. Д. Глоточкин, 1975).

Социальная подструктура деятельности сотрудников исправительного уч­реждения направлена на реализацию уголовно-исполнительного законодатель­ства в плане ресоциализации осужденных. Сотрудники ИУ общаются со спе­цифическим контингентом людей, имеющих значительную деформацию нрав­ственных качеств и потребительские взгляды на жизнь.

Юридическая подструктура деятельности сотрудников исправительного учреждения связана с обеспечением надлежащего исполнения уголовного на­казания в отношении осужденных к лишению свободы.

В процессе исполнения уголовного наказания сотрудникам исправительно­го учреждения приходится сталкиваться со многими отраслями права: трудо­вым, гражданским, административным, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, финансовым, наследственным, поскольку жизнь осужденного в местах лишения свободы строго регламентирована различными правовыми нормами. Для успешного осуществления юридической сферы дея­тельности у персонала пенитенциарного учреждения должно быть сформиро­вано правовое мышление и привита правовая культура. Только при этом усло­вии он может знать, как оказывать юридическую помощь осужденному, стать защитником его интересов и прав. Уважение к законам должно стать личным убеждением каждого сотрудника.

Производственно-хозяйственная подструктура определяет участие ИУ в организации трудовой занятости осужденных. Поэтому всем его сотрудникам необходимы элементарная экономическая подготовка, знание техники, на ко­торой работают осужденные.

Психолого-педагогическая подструктура деятельности сотрудников испра­вительного учреждения связана с умением диагностировать личность и среду осужденных и педагогически правильно воздействовать на них. Исправление и ресоциализация осужденного, оказание ему психологической помощи и преобразование негативной среды составляют суть психолого-педагогической работы.

Организационно-управленческая подструктура деятельности сотрудника исправительного учреждения требует организационных умений и навыков управления общностями осужденных. Без упорядочения жизни и деятельнос­ти осужденных и сотрудников невозможно выполнение задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.

Все подструктуры деятельности сотрудников тесно взаимосвязаны. «Так, надлежащее обеспечение исполнения и отбывания уголовного наказания во многом зависит от четкости организации режима и управления, а эффектив­ность психолого-педагогического воздействия на осужденных с целью их ис­правления и ресоциализации - от осуществления совокупности всех подструк­тур деятельности» (В. Ф. Пирожков, А. Д. Глоточкин, 1975). Осуществление стоящих перед исправительным учреждением задач, успех работы учрежде­ния во многом определяются координацией и взаимосвязью, целенаправлен­ностью работы в отрядном звене.

Особенности функциональной деятельности сотрудников исправительных учреждений заключаются в специфике, связанной с процессом ресоциализации преступников. Отряд возглавляет начальник, на которого возложена основная работа по исправлению осужденных. Он несет персональную ответственность за выполнение всего объема работы, проведение индивидуально-воспитательной работы, изучение личности осужденного, системы его неформальных взаимо­отношений, проведение аттестаций в связи с подготовкой к условно-досрочному освобождению, переводу в колонию-поселение, помилованию и другими изме­нениями правового и социального статуса осужденных.

Начальник отряда проводит регулярные собрания осужденных, принимает их по личным вопросам, разъясняет положения уголовно-исполнительного законодательства, осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, решает проблемы бытового и трудового устройства, контролирует процесс общеобразовательного, правового и производственного обучения; обеспечивает соблюдение законных требований осужденных, анализирует ус­ловия и причины совершения преступлений, проводит работу по профилакти­ке и раскрытию преступлений, вносит предложения по поощрению и наказа­нию осужденных, разрешает возникающие в их среде конфликты.

Результаты своей деятельности начальник отряда фиксирует в отчетной документации, где отражает сведения о личности осужденных: паспортные данные, характер совершенного преступления, длительность наказания, величину иска, характер и психологические черты поведения, склонность к азарт­ным играм, правонарушениям, побегу, меры поощрения и взыскания, ре­зультаты воспитательной работы, выполнение производственного плана, за­работок и др.

Через начальника отряда идет общение осужденных с внешним миром: в его ведении вопросы переписки с родственниками, организации свиданий, отправки запросов в различные инстанции, регистрации актов гражданского состояния, проведения различных выплат осужденным через бухгалтерию и многие другие.

Чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности, начальник должен изучать и понимать психологические особенности осужденных, выяв­лять среди них лидеров, контролировать процессы образования неформальных групп с отрицательной направленностью, знать способы их разобщения, вовле­кать осужденных в просоциальную деятельность, вести с ними беседу, диалог и дискуссию, применять на практике средства и методы психологической коррек­ции поведения, проводить работу по подготовке осужденных к жизни на свободе.

Сотрудники оперативной и режимной служб проводят дознание и неотлож­ные следственные мероприятия, работу по ликвидации группировок отрица­тельной направленности, осуществляют розыск лиц, совершивших побег, про­водят обыски, досмотры осужденных, помещений и территорий, взаимодей­ствуют с подразделениями охраны по организации надзора за осужденными, используют тактические приемы, силы и средства при ликвидации чрезвы­чайных ситуаций (массовых беспорядков, неповиновения администрации, за­хватов заложников).

Инженерно-технический персонал непосредственно занят решением произ­водственных задач и не только должен обладать специальными знаниями и умениями, связанными с особенностями организации трудовой деятельности осужденных, но и помочь определенной категории осужденных выбрать про­фессию и овладеть специальностью, сформировать мотивацию к труду.

В сферу компетентности работников производства входит, помимо этого, и изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных, а также принятие мер по предупреждению преступлений на рабочих местах. При ре­шении этих задач персонал координирует свои усилия с теми сотрудниками исправительного учреждения, которые обеспечивают режим содержания и процесс исправления осужденных.

В силу специфики служебной деятельности весь личный состав должен быть также готов к участию в мероприятиях по борьбе с массовыми эксцессами, проведению операций по освобождению заложников, использованию табель­ного средства связи, владению личным оружием и приемами самозащиты, управлению транспортными средствами, оказанию первой медицинской помо­щи (А. И. Ушатиков, О. Г. Ковалев, В. А. Семенов, 1997).

В исправительном учреждении существует много должностей, отражающих разнообразные направления его деятельности: оперативной, службы безопас­ности, воспитательной, инженерно-технического обеспечения и др. Вместе с тем существует общее направление, объединяющее всех сотрудников и позво­ляющее выделить характерные для них функции: исследовательско-диагностическую; организаторскую; педагогическую (собственно воспитательную); психологического сопровождения и прогнозирования поведения осужденных.

Успешность процесса исправления и ресоциализации осужденных во мно­гом определяется информацией, которой располагает сотрудник о конкретном осужденном, а также об их общностях. Поэтому исследовательско-диагностическая функция является первичной. От информационной достаточности за­висит выбор конкретных программ воздействия, соответствующих методов психолого-педагогического влияния на осужденных. Сбор информации обуслов­ливается степенью подготовленности сотрудника, владения им методиками диагностики личности и среды осужденных. В процессе такой деятельности сотрудник должен уметь определить объекты изучения (личности, официаль­ные или неформальные группы осужденных и т. п.), а также установить пери­одичность или систематичность обследования с учетом поведения осужден­ных, выбрать методы и приемы сбора информации и т. д.

Организаторская функция сотрудников ориентирована на меры по упоря­дочению деятельности групп осужденных и управление ими: рациональное использование сотрудниками рабочего времени; планирование служебной дея­тельности (как текущее, повседневное, так и перспективное); рационализация работы с документами; использование оргтехники и ЭВМ в целях совершен­ствования организации труда.

Организаторские способности сотрудников проявляются при комплектова­нии отрядов, распределении осужденных по бригадам (отделениям), налажи­вании работы самодеятельных организаций, решении текущих вопросов жиз­ни осужденных (перевод из бригады в бригаду, определение на работу или учебу, перевод на другие виды режима и условия, представление к условно-досрочному освобождению и т. п.).

Воспитательная (педагогическая) функция сотрудника исправительного учреждения заключается в его участии в воспитательных мероприятиях и оказании психологической помощи осужденному. Речь прежде всего идет о составлении совместно с психологом программ или планов индивидуальной работы с конкретным осужденным, оценке степени изменения поведения осуж­денного и его ресоциализации. Воспитательная функция может быть реализо­вана через участие в работе совета воспитателей, методических комиссий, под­готовку методических разработок по общению и распространению педагоги­ческого опыта, применению современных психолого-педагогических методов воспитания. Воспитательная деятельность сотрудника ориентирована не только на индивидуальную работу, но и на формирование самодеятельных органи­заций осужденных, преодоление воздействия отрицательно направленных групп осужденных на других.

С воспитательной прямо связана функция психологического корректирова­ния и прогнозирования поведения осужденных 1 .

Прогнозирование позволяет ставить реальные задачи в исправлении и ре-социализации в зависимости от уровня криминализации осужденных, срока наказания и воспитательных возможностей, имеющихся в распоряжении со­трудников исправительного учреждения. Психолого-педагогическое проекти­рование может быть ориентировано на изменение качеств или глубинную пе­рестройку личности. Совместно с психологом начальник отряда и другие со­трудники должны уметь прогнозировать ход процесса адаптации освобожден­ных к условиям жизни на свободе и в связи с этим составлять конкретные рекомендации для органов внутренних дел с учетом потенциальной готовнос­ти освобожденных совершить новое преступление.

Итак, в деятельности сотрудников ИУ выделяются побуждающий, позна­вательный, эмоциональный, коммуникативный и волевой блоки.

Побуждающий блок находит свое выражение в профессиональных ценнос­тях, целях и мотивах деятельности сотрудника. Основную роль при этом игра­ют мотивы должностного поведения, которые тесно связаны с ценностными ориентациями и профессиональными целями. Мотивы обеспечивают степень побуждения, активности и волевых усилий сотрудников при решении служеб­ных задач. Профессиональный интерес, долг, ответственность, мастерство положительно влияют на деятельность. К числу факторов, снижающих мо­тивацию и интерес к служебной деятельности, относятся:

Неясность и нечеткость применяемых критериев оценки работы и дости­гаемых результатов;

Частое вмешательство вышестоящих должностных лиц в процесс выпол­нения должностных обязанностей;

Неравномерность служебной загруженности различных отделов и служб;

Наличие постоянных служебных поручений, выходящих за рамки обя­занностей по занимаемой должности (А. И. Папкин, 1990).

1 В разделе «Воздействие и исправление» подготовленного Институтом американского права, объединяющим около 1,5 тысячи правоведов и практических работников в сфере исполнения уголовного наказания, проекта примерного Уголовного кодекса США, принятого в качестве офи­циального документа, изложены основные задачи, цели и содержание исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы для возглавляемого им учреждения соответствующей про­граммы, рассчитанной, насколько это осуществимо, на то, чтобы подготовить каждого заключен­ного к принятию на себя ответственности за свое дальнейшее поведение, и на то, чтобы он мог сообразовать свое поведение с требованиями закона.

Современные исправительные учреждения должны ставить перед собой цели социального восстановления.

Эмоциональный блок деятельности сотрудников обусловлен переживани­ем и проявлением чувств, связанных с особенностями их служебных обязан­ностей. Оптимальное эмоциональное возбуждение (стресс) положительно вли­яет на деятельность. Однако дистрессы, вызванные теми или иными факта­ми у психологически не подготовленного сотрудника, могут блокировать де­ятельность или вызвать частичную потерю работоспособности. К числу основных стрессов, вызывающих большое эмоциональное возбуждение у сот­рудников, относятся: повышенная угроза жизни и здоровью, ответственность за принимаемые решения, внезапная необходимость принять обоснованное решение.

Психологическая неготовность части сотрудников к действиям в экстре­мальных ситуациях (групповые эксцессы осужденных, массовые беспорядки, захваты заложников, отказ от приема пищи, нападение и угрозы) требует юридической защиты и системы специальных упражнений и тренировок. Во­просы психологической готовности сотрудника, преодоления стрессов, разре­шения возникающих проблем входят в волевой блок деятельности. Он связан с проявлением таких качеств, как смелость, решительность, настойчивость, дисциплинированность, организованность, самостоятельность и инициативность.

Коммуникативный блок деятельности сотрудников отражает взаимоот­ношения участников совместного труда. Без общения, обмена информацией о состоянии исправительно-трудового процесса, взаимопомощи и взаимодей­ствия совместная деятельность работников ИУ невозможна. Прежде всего следует выделить контакты работников по вертикали (руководитель - под­чиненные) и по горизонтали (между равными по должностному положению сотрудниками). Контакты могут быть стабильными, периодическими и эпи­зодическими.

Большое значение в служебном взаимодействии приобретают личностные требования, которые сотрудники предъявляют к коллегам. Исследования по­казывают, что у успешно работающего руководителя есть следующие профес­сиональные качества: компетентность, требовательность и справедливость, умение работать с людьми, принципиальность, порядочность (воспитанность, честность, этичность), знание подчиненных, умение видеть перспективу, са­мокритичность, обязательность. Эффективно работающий рядовой сотрудник характеризуется следующими качествами: профессионализм, исполнительность, психологическая совместимость с коллегами, готовность к взаимопомощи, дисциплинированность, соблюдение субординации, трудолюбие, порядочность, добросовестность, самокритичность, инициативность.

Процесс взаимодействия, его успешность в определенной мере зависят от того, насколько конкретный сотрудник соответствует требованиям другого, предъявляемым как к деятельности, так и к личности человека, занимающего определенную должность. При контакте сотрудников происходят взаимное психологическое влияние их друг на друга, оценка результативности их дей­ствий и корректировка дальнейшего поведения. Познавательный блок в дея­тельности сотрудников чрезвычайно важен и требует отдельного и более под­робного рассмотрения.

1. Правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.

2. Начальники отрядов имеют право применять следующие меры поощрения:

а) благодарность;

б) разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;

в) досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда.

3. Начальники отрядов имеют право налагать выговор устно.

Комментарии к ст. 119 УИК РФ


1. Комментируемая статья определяет круг должностных лиц, правомочных применять меры поощрения и взыскания к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, за исключением воспитательных колоний (см. комментарий к ст. 138 УИК РФ), а также устанавливает их компетенцию в этой сфере.

Правом применения мер поощрения и взыскания в полном объеме наделены начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие. Это такие лица, на которых приказом начальника исправительного учреждения (на время его отсутствия) либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы возложено исполнение служебных обязанностей начальника учреждения.

2 - 3. Начальники отрядов исправительных учреждений наделены ограниченным объемом полномочий по применению мер поощрения и взыскания.

Из всего перечня дисциплинарных взысканий они имеют право объявлять выговор, причем только в устной форме. Это вызвано, во-первых, необходимостью ориентировать начальника отряда, как организатора воспитательного процесса с осужденными его отряда, более активно проводить мероприятия воспитательного характера, а во-вторых, чтобы избежать возможного субъективного подхода при оценке степени и характера совершенного осужденным правонарушения.

Однако это не умаляет роли начальника отряда в дисциплинарной практике, поскольку ему, как правило, поручается оформление материалов по дисциплинарному производству с последующим докладом начальнику учреждения.

Начальник отряда также представляет материалы о поощрении осужденных начальнику исправительного учреждения. Непосредственно он наделен полномочиями по применению следующих мер поощрения: объявление благодарности; разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда.

Согласно положениям ст. 114 УИК РФ благодарность может быть объявлена в устной или письменной форме, а разрешение на дополнительное расходование денег и досрочное снятие взыскания - только в письменной форме. Между тем не вполне ясна позиция законодателя относительно применения последнего из перечисленных поощрений. Если начальник отряда вправе объявить выговор только в устной форме, то почему ранее наложенный им выговор он может снять досрочно только в письменной форме? Представляется, что этот вопрос нуждается в законодательном уточнении.