Немедленное исполнение судебных решений. Лекция служба судебных приставов минюста российской федерации Какие исполнительные документы подлежат немедленному исполнению
Может назначить решение на исполнительные документы, подлежащие немедленному исполнению. Подающий иск и ответчик имеет право договориться о времени выполнения условий.
Временной промежуток не должен выходить за рамки с 06:00 до 22:00 часов. Непосредственно час икс определяет судебный пристав. В отдельных случаях выполнение может совершиться в выходные.
Исключительные моменты:
- жизнь или здоровье, находящееся под угрозой;
- результат требования связан с выборами в государственное учреждение;
- если собственность может испортиться или быть реализованной за короткий промежуток времени.
В вышеописанных ситуациях, исполняющий судебный вердикт взыскатель, получает письменное разрешение от старшего пристава. Который, в свою очередь, должен поставить в известность главного пристава Российской Федерации. Результат после рассмотрения дела и решения выполняется по прошествии двух месяцев, под надзором ФССП.
Для иных случаев требований по документам, законом предусматриваются отличающиеся сроки:
- Срок, указанный в исполнительном документе, установил окружной закон.
- При совершении отдельных исполнительных действий, предусмотренных отдельной мерой выполнения. На основе передачи исполняющего производства. Срок на выполнение дается в 360 часов.
- При незаконном увольнении или переводе сотрудника, предписание выполняется немедленно, в первый же день, после завершения суда.
- Исполнительные документы немедленного исполнения предусматривают незамедлительное осуществление, результат должен быть в 1-й календарный день после получения документа в отделение ССП.
- Заключение суда, обеспечивающее иск, должно быть исполнено, в тот день, когда исполнительный лист (далее ИЛ) был получен сотрудником взыскания. Если возникли сложности, которые объясняются веской причиной, исполнение может быть совершено в последующий день.
В отдельных примерах, при возникновении определенных обстоятельств, приведших к исключительным случаям, законом предусмотрены следующие пункты:
- № подразумевает отсутствие исполнительных деяний в связи с тем, что их отложили.
- Была применена ст. , и . Они позволяют приостановить действие.
- Полученная отсрочка или рассрочка согласно пункту.
- При розыске задолжавшего лица или организации.
- С того дня, когда вынесено постановление и назначен специалист до отчетности или получения приставами документов с результатами о проделанной работе.
- С того момента как было реализовано имущество и деньги поступили на депозит подразделения ССП. Время не должно превышать 60 дней, от поступления последней части имущества для продажи.
Руководствуясь 1 п. 37 ст. ФЗ-229, вышедшего 02.10.2007 года, взыскивающая сторона, должник или сотрудник ФССП имеют право подать обращение с просьбой отстрочить исполнение решения суда. В соответствии со вторым пунктом № 37 останавливаются все действия, в том числе и принудительные.
Рассрочку нельзя назвать принудительным решением. Она лишь используется как вспомогательный инструмент, при помощи которого можно осуществить расчет частями. Руководствуясь соответствующими графиками.
Исключением будет считаться уважительная причина, например, если исполнитель находится в тюрьме, армии или в больничном заведении. В том случае, когда порядок выполнения изменен, судебному приставу разрешается осуществить взыскание, и не позволяет должному лицу рассчитаться частями.
Исполнительные документы выполняется в назначенном объеме по общепринятым правилам, тем не менее способ или порядковость могут отличаться. Прошение рассрочить или отсрочить действо исполнительного листа, может подать сотрудник взыскания по своей инициативе, этим правом обладают заявившие стороны. Решение об утверждении вынесет судебный орган, выдавший ИЛ.
Перечень случаев для приостановки исполнительного производства
Статьи 40 и 41, предусматривают способ приостановки производства в следующих пунктах:
- В ситуации, когда наложен арест имущества и выдаче исполнительного листа, был предоставлен иск, освобождающий от ареста.
- Оспорена оценка арестованного имущества.
- В тех ситуациях, которые предусмотрены окружным законом.
Производство временно останавливается в нижеперечисленных примерах, которые предусмотрел действующий закон:
- Оспорено судебное заключение, после которого был получен исполнительный лист.
- Оспорена оценка имущества.
- В том случае если должник в длительном отъезде.
- Оспорено заявление о постановлении или невыполнении государственным взыскателем судебного предписания.
- Если вступает в силу ст. 40 Закона.
Пристав обязан остановить производство, руководствуясь следующими пунктами:
- При сложившихся обстоятельствах, в которых настала смерть должника или он пропал без вести.
- Диагностировано заболевание, вследствие чего была потеряна дееспособность.
- Если должник участвует в военных конфликтах в составе армии или истец, находится в тех же условиях. Поданные заявления от этих лиц о временной остановке, подлежат рассмотрению.
- Руководители высшего эшелона организации ФССП могут временно остановить производство, если поступило заявление о невыполнении обязанностей их подчиненных.
Если возникают вопросы по теме статьи, задайте их в комментариях либо дежурному юристу сайта. Также звоните по указанным телефонам. Мы обязательно ответим и поможем.
Согласно ч. 11 и 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 Закона об исполнительном производстве.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве.
Позиция высших судов
При исчислении срока на добровольное исполнение необходимо учитывать требования ст. 15 Закона об исполнительном производстве, устанавливающей, что сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Если Законом об исполнительном производстве не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.
Часть 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве связывает начало течения срока для добровольного исполнения с событием - получением должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Следовательно, течение срока на добровольное исполнение начинается на следующий день после дня наступления указанного события (дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства) (определение ВАС РФ от 05.04.2013 № ВАС-4253/13 по делу № А75-2415/2012).
Указанный выше срок для добровольного исполнения является общим, он может быть иным в том случае, если в исполнительном документе указан специальный срок исполнения. В таком случае срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 13 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Согласно ч. 14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:
- - после окончания основного исполнительного производства по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора;
- - при последующих предъявлениях исполнительного документа (например, после возвращения исполнительного документа но заявлению взыскателя);
- - по исполнительным документам о конфискации имущества, об отбывании обязательных работ, о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- - по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;
- - по запросу центрального органа о розыске ребенка.
Остановимся на случаях немедленного исполнения исполнительных документов, которые прямо предусмотрены законом. Например, согласно ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению (до вступления в законную силу) подлежат судебный приказ или решение суда:
- - о взыскании алиментов;
- - выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев;
- - восстановлении на работе;
- - включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Согласно ст. 36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов. Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, - не позднее следующего дня.
На основании ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению и иные решения, кроме указанных выше, если вследствие особых обстоятельств замедление их исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
В соответствии с ч. 8 ст. 141 АПК РФ подлежит немедленному исполнению судебное определение об утверждении мирового соглашения, а в соответствии со ст. 182 АПК РФ - решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов, а также решения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Аналогично ст. 212 ГПК РФ, ч. 3 ст. 182 АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд по заявлению истца вправе обратить любое решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.
В гл. 1 мы обсуждали понятия добровольного и принудительного исполнения и пришли к выводу о том, что добровольное исполнение исполнительного документа с точки зрения исполнительного производства (в процессуальном смысле) не является добровольным в материально-правовом смысле. Указанное позволяет ряду авторов усомниться в целесообразности введения в Закон об исполнительном производстве срока для добровольного исполнения с учетом того, что если бы должник хотел осуществить добровольное исполнение, то он бы сделал это либо в течение срока вступления в законную силу судебного решения, либо сразу после этого, а процедура "добровольного исполнения" лишь влечет затягивание исполнения *51 .
*51: { См.: Сигуля А. В. Кого больше защищает закон: должника или взыскателя? Обращение взыскания на денежные средства должника по исполнительному производству // Административное право. 2011. № 1. С. 71-82.}
Добровольное исполнение является условно добровольным даже с точки зрения Закона об исполнительном производстве. Еще до момента истечения установленного срока должник попадает под действие юридического режима принудительного исполнения. Так, согласно ч. 2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве в заявлении взыскателя о возбуждении исполнительного производства может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом об исполнительном производстве. Таким образом, даже еще не зная о возбуждении в отношении его исполнительного производства, должник уже может стать субъектом не только имущественных, но и личных ограничений (прежде всего временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации). Такое положение законодательства об исполнительном производстве позволило поставить вопрос о конституционности установленных ограничений личной свободы должника до того, как он узнал о начале процедуры исполнительного производства и мог сообщить о причинах неисполнения им требований исполнительного документа.
Позиция высших судов
Права її законные интересы участников гражданского оборота должны получать соразмерную (пропорциональную) защиту на основе баланса конституционных ценностей. Применительно к нормативно-правовому регулированию разрешения судом коллизий интересов кредиторов и должников это означает, что установленные федеральным законодателем пределы возможного взыскания по исполнительным документам должны отвечать интересам защиты конституционных прав гражданина-кредитора, однако они не могут затрагивать основное содержание конституционных прав гражданина-должника, существо которых ни при каких обстоятельствах не должно быть утрачено.
Постановление судебного пристава-исполнителя о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по своей правовой природе является не мерой юридической ответственности гражданина за сам факт вынесения против него судебного постановления, возлагающего на него гражданско-правовую обязанность, а исполнительным действием, совершаемым судебным приставом-исполнителем в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.
Судебный пристав-исполнитель вправе выносить постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации только в случае неисполнения должником требования, содержащегося в исполнительном документе, в пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. В случае если данное условие не соблюдено, содержащееся в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайство взыскателя о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации не подлежит удовлетворению судебным приставом-исполнителем. Иное приводило бы к несоразмерному ограничению прав должника, в том числе предусмотренного ст. 27 (ч. 2) Конституции РФ права свободно выезжать за пределы Российской Федерации (определение КС РФ от 03.07.2014 № 1561-0 "По жалобе гражданина Черепанова Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 30 и частью 2 статьи 67 Федерального закона “Об исполнительном производстве"").
Конституционный Суд РФ в процитированном выше акте указал на то, что ограничение на выезд должника за рубеж не может быть применено ранее истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа даже в том случае, если заявление о применении такого ограничения в отношении должника содержится в заявлении взыскателя, поданном вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства в соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве.
В течение срока для добровольного исполнения продолжают действовать ранее установленные судом меры по обеспечению исполнения судебного акта (ст. 139 ГПК РФ, ч. 4 ст. 96 АПК РФ).
Позиция высших судої
В силу ч. 4 ст. 96 АПК РФ при удовлетворении иска принятые обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.
Поскольку обеспечительные меры принимаются с целью гарантии последующего исполнения, они не являются препятствием для исполнения судебного акта, для обеспечения исполнения которого они были приняты. В частности, арест не является препятствием для обращения взыскания на арестованное имущество и последующей регистрации перехода права собственности за покупателем имущества с торгов в связи с исполнением судебного акта, для обеспечения исполнения которого арест был наложен (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 27).
Из приведенной выше позиции следует, что обеспечительные меры продолжают действовать без каких-либо исключений и в течение срока для добровольного исполнения. Таким образом, должник самостоятельно не может исполнить требование исполнительного документа посредством распоряжения имуществом, находящимся под арестом (например, передав его взыскателю или реализовав в целях исполнения денежного обязательства за счет вырученных средств). В таком случае исполнение будет осуществляться в следующей стадии исполнительного производства, в результате применения мер принудительного исполнения.
Какие процессуальные последствия влечет за собой истечение срока на добровольное исполнение в случае, если требования исполнительного документа так и не были исполнены?
По имущественным требованиям судебный пристав-исполнитель выносит утверждаемое старшим судебным приставом постановление о взыскании с должника исполнительского сбора , если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ст. 112 Закона об исполнительном производстве), а также приступает к осуществлению мер принудительного исполнения (ст. 68 Закона об исполнительном производстве).
По неимущественным требованиям судебный пристав-исполнитель также выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ст. 105 Закона об исполнительном производстве).
В обоих случаях судебный пристав исполнитель вправе осуществлять в отношении должника исполнительные действия (в том числе установить временное ограничение на выезд за рубеж, если оно уже не было установлено на стадии возбуждения исполнительного производства).
В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Если решение подлежит немедленному исполнению в какие сроки судебный пристав?».
Случаи немедленного исполнения требований исполнительных документов
В исключительной мере, суд, руководствуясь статьей 35, может назначить решение на исполнительные документы, подлежащие немедленному исполнению. Подающий иск и ответчик имеет право договориться о времени выполнения условий.
Для жителей МОСКВЫ доступны БЕСПЛАТНЫЕ консультации в офисе, оказываемые профессиональными юристами на основании Федерального закона № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Не ждите — запишитесь на прием или задайте вопрос-онлайн.
Временной промежуток не должен выходить за рамки с 06:00 до 22:00 часов. Непосредственно час икс определяет судебный пристав. В отдельных случаях выполнение может совершиться в выходные.
- жизнь или здоровье, находящееся под угрозой;
- результат требования связан с выборами в государственное учреждение;
- если собственность может испортиться или быть реализованной за короткий промежуток времени.
В вышеописанных ситуациях, исполняющий судебный вердикт взыскатель, получает письменное разрешение от старшего пристава. Который, в свою очередь, должен поставить в известность главного пристава Российской Федерации. Результат после рассмотрения дела и решения выполняется по прошествии двух месяцев, под надзором ФССП.
Для иных случаев требований по документам, законом предусматриваются отличающиеся сроки:
- Срок, указанный в исполнительном документе, установил окружной закон.
- При совершении отдельных исполнительных действий, предусмотренных отдельной мерой выполнения. На основе передачи исполняющего производства. Срок на выполнение дается в 360 часов.
- При незаконном увольнении или переводе сотрудника, предписание выполняется немедленно, в первый же день, после завершения суда.
- Исполнительные документы немедленного исполнения предусматривают незамедлительное осуществление, результат должен быть в 1-й календарный день после получения документа в отделение ССП.
- Заключение суда, обеспечивающее иск, должно быть исполнено, в тот день, когда исполнительный лист (далее ИЛ) был получен сотрудником взыскания. Если возникли сложности, которые объясняются веской причиной, исполнение может быть совершено в последующий день.
В отдельных примерах, при возникновении определенных обстоятельств, приведших к исключительным случаям, законом предусмотрены следующие пункты:
- № 38 подразумевает отсутствие исполнительных деяний в связи с тем, что их отложили.
- Была применена ст. 39, 40 и 41. Они позволяют приостановить действие.
- Полученная отсрочка или рассрочка согласно 37 пункту.
- При розыске задолжавшего лица или организации.
- С того дня, когда вынесено постановление и назначен специалист до отчетности или получения приставами документов с результатами о проделанной работе.
- С того момента как было реализовано имущество и деньги поступили на депозит подразделения ССП. Время не должно превышать 60 дней, от поступления последней части имущества для продажи.
Предъявление исполнительного листа в банк
Отложение времени или способа выполнения исполнительного листа
Руководствуясь 1 п. 37 ст. ФЗ-229, вышедшего 02.10.2007 года, взыскивающая сторона, должник или сотрудник ФССП имеют право подать обращение с просьбой отстрочить исполнение решения суда. В соответствии со вторым пунктом № 37 останавливаются все действия, в том числе и принудительные.
Рассрочку нельзя назвать принудительным решением. Она лишь используется как вспомогательный инструмент, при помощи которого можно осуществить расчет частями. Руководствуясь соответствующими графиками.
Исключением будет считаться уважительная причина, например, если исполнитель находится в тюрьме, армии или в больничном заведении. В том случае, когда порядок выполнения изменен, судебному приставу разрешается осуществить взыскание, и не позволяет должному лицу рассчитаться частями.
Исполнительные документы выполняется в назначенном объеме по общепринятым правилам, тем не менее способ или порядковость могут отличаться. Прошение рассрочить или отсрочить действо исполнительного листа, может подать сотрудник взыскания по своей инициативе, этим правом обладают заявившие стороны. Решение об утверждении вынесет судебный орган, выдавший ИЛ.
Перечень случаев для приостановки исполнительного производства
Статьи 40 и 41, предусматривают способ приостановки производства в следующих пунктах:
- В ситуации, когда наложен арест имущества и выдаче исполнительного листа, был предоставлен иск, освобождающий от ареста.
- Оспорена оценка арестованного имущества.
- В тех ситуациях, которые предусмотрены окружным законом.
Производство временно останавливается в нижеперечисленных примерах, которые предусмотрел действующий закон:
- Оспорено судебное заключение, после которого был получен исполнительный лист.
- Оспорена оценка имущества.
- В том случае если должник в длительном отъезде.
- Оспорено заявление о постановлении или невыполнении государственным взыскателем судебного предписания.
- Если вступает в силу ст. 40 Закона.
Пристав обязан остановить производство, руководствуясь следующими пунктами:
- При сложившихся обстоятельствах, в которых настала смерть должника или он пропал без вести.
- Диагностировано заболевание, вследствие чего была потеряна дееспособность.
- Если должник участвует в военных конфликтах в составе армии или истец, находится в тех же условиях. Поданные заявления от этих лиц о временной остановке, подлежат рассмотрению.
- Руководители высшего эшелона организации ФССП могут временно остановить производство, если поступило заявление о невыполнении обязанностей их подчиненных.
Если возникают вопросы по теме статьи, задайте их в комментариях либо дежурному юристу сайта. Также звоните по указанным телефонам. Мы обязательно ответим и поможем.
Важно! Проблемы, связанные со взысканием, относятся к категории сложных дел. Проконсультируйтесь бесплатно со специалистами нашего «Правового Центра»
Как быть, не исполнено решение суда, обращенное к немедленному исполнению?
По решению суда гос.орган обязан включить мою семью в список получателей соц.выплаты в рамках социальной программы. Решение обращено к немедленному исполнению (.).
Исполнительный лист я получила сразу как было готово решение в окончательной форме, спустя неделю отвезла в службу суд.приставов. Исполнительное производство заведено в тот же день (26.01.2016) — нашла на сайте ФССП. С тех пор тишина, прошел почти месяц. Никаких бумажек от приставов я не получала, у меня есть только скриншот с банка данных исполнительных производств, где есть мой исп.лист.
Звонила в отдел должника, там рявкнули что не знают ничего, бумагу не получили; бросили трубку. Пристав должен был начать исполнение не позднее первого рабочего дня после получения исп.листа (п.5 ст.36 229-ФЗ), т.е.27.01.2016. Должник должен исполнить требования по исп.листу не позднее суток после получения бумаги от приставов.
Дозвониться до приставов не могу — никто не берет трубку. Ездить к ним тоже проблематично: чтобы доехать в другой город, нужно отпрашиваться на работе на целый день, вернусь поздно, детей нужно забирать из садика, кроме меня некому.
Отправила запрос о ходе исп.производства через сервис гос.услуг. По закону рассматривают 30 дн. Т.е. опять ждать, время идет.
Подозреваю, что пристав бездействует.
Как получить полную информацию от приставов и заставить их оперативно работать?
Можно ли заставить должника исполнить решение суда не через приставов, а как-то еще? через прокуратуру, например, можно? или опять в суд?
Если решение подлежит немедленному исполнению в какие сроки судебный пристав
Законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность обращения судами общей юрисдикции судебного акта к немедленному исполнению.
При обжаловании отказа в государственной регистрации физическими лицами осуществляется в соответствии с гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и юридическими лицами в соответствии с гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в течение трех месяцев со дня получения извещения об отказе.
В случае удовлетворения требования суд признает отказ в государственной регистрации незаконным и обязывает регистрирующий орган совершить регистрацию.
Действующим законодательством предусмотрены различные сроки для исполнения решений суда общей юрисдикции и арбитражного суда о признании незаконным действий органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с п. 7 ст. 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальных отделов, их обособленных подразделений и должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Установление иного срока возможно в случае объективной невозможности немедленного исполнения решения либо связано с возможным нарушением таким исполнением прав третьих лиц и т.д. ГПК РФ не предусматривает обязательного немедленного исполнения данных решений. Срок исполнения решений по таким делам устанавливается судом в каждом конкретном случае отдельно. Как установлено п. 2 ст. 206 ГПК РФ, решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решения суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Вместе с тем, обращаем Ваше внимание, что немедленному исполнению подлежат также решения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства (ч.2 ст. 182 АПК РФ). В соответствии с главой 29 АПК РФ судья рассматривает дело в упрощенном порядке без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
Если суд не определил срок исполнения решения, то оно согласно ст. 210 ГПК РФ приводится в исполнение после вступления его в законную силу. Решение может быть обращено к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъясняется, что выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Если судебное решение органами, осуществляющими государственную регистрацию не выполняется в добровольном порядке, его исполнение возможно в принудительном порядке в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на государственного служащего центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, пристав в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает данное лицо об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 Уголовного кодекса РФ за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению (ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В целях обеспечения своевременного устранения допущенных правонарушений и контроля реализации судебного решения органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, или их должностные лица, чьи действия повлекли соответствующее нарушение, должны направлять в суд уведомление об исполнении его решения. Данное требование в императивной форме предусмотрено в ст. 258 ГПК РФ. АПК оставляет затребование такого уведомления на усмотрение самого арбитражного суда (п. 6 ст. 201).
Таким образом, в случае получения решения суда, предусматривающего немедленное исполнение, ответственному сотруднику необходимо осуществить действия по государственной регистрации прав, указанных в решении. Неисполнение решения суда в указанном случае недопустимо (кроме случаев, когда имеется удовлетворенное судом ходатайство об отложении исполнения решения суда) и может повлечь предусмотренную законодательством ответственность (ст. 315 УК РФ, ст. 332 АПК РФ).
Заместитель начальника отдела правового обеспечения О.Н. Олькова
Подготовлено с использование системы СПС «КонсультантПлюс»
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Немедленное исполнение исполнительных документов . Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» немедленному исполнению подлежат требования следующих исполнительных документов:
1) о взыскании алиментов, заработной платы или иной платы за труд в пределах платежей, исчисленных за один месяц, а также о взыскании всей суммы долга по этим выплатам, если исполнительным документом предусмотрено ее немедленное взыскание;
2) о восстановлении на работе или в прежней должности незаконно уволенного или переведенного работника;
3) по другим делам, если немедленное исполнение требований предусмотрено исполнительным документом или федеральным законом.
Знания указанных правил недостаточно для правильного решения вопроса о возможности немедленного исполнения исполнительного документа. Поэтому для правильного понимания правил о немедленном исполнении исполнительных документов следует исходить из предписаний законодательства, регулирующего вступление в законную силу и юридическое действие соответствующих исполнительных документов и правоприменительных актов, на основании которых они выданы.
По общему правилу исполнительные действия можно совершать после вступления решения в законную силу по истечении десяти дней после вынесения решения судом общей юрисдикции в окончательной форме и по истечении месячного срока после принятия решения арбитражного суда. Однако в определенных случаях допускается немедленное исполнение судебных актов, не дожидаясь их вступления в законную силу. В этом случае свойство исполнимости наступает ранее вступления его в законную силу.
Для решений судов общей юрисдикции установлены следующие правила. Согласно ст. 209 ГПК решение приводится в исполнение после вступления его в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Следует иметь в виду, что немедленно вступают в законную силу и, соответственно, подлежат исполнению только следующие судебные акты судов общей юрисдикции: определения кассационной инстанции, а также определения и постановления надзорной инстанции.
В отдельных случаях допускается до вступления решения в законную силу его немедленно е исполнение. При этом основания для немедленного исполнения подразделяются на обязательные и факультативные. При наличии обязательных оснований исполнительный документ, безусловно, подлежит немедленному исполнению. При наличии факультативных оснований вопрос о допущении немедленного исполнения каждый раз разрешается судом.
Немедленному исполнению согласно ст. 210 ГПК в обязательном порядке подлежат следующие решения:
1) о присуждении алиментов;
2) о присуждении рабочему или служащему заработной платы, но не свыше чем за один месяц;
3) о присуждении колхознику оплаты за труд, но не свыше среднего заработка за один месяц;
4) о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника;
5) о назначении даты выборов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
В соответствии со ст. 211 ГПК суд вправе обратить к немедленному Исполнению полностью или в части следующие решения:
1) о присуждении платежей в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца.
2) о присуждении вознаграждения, причитающегося автору за использование его авторского права, автору открытия, изобретателю, имеющему авторское свидетельство, за использование его изобретения автору рационализаторского предложения за его предложение и автору промышленного образца, имеющему свидетельство, за использование этого образца.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 211 ГПК суд вправе обратить к немедленному исполнению решение по всем другим делам, если в следствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или само исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения по таким основаниям суд или судья могут потребовать от истца обеспечения поворота исполнения решения на случай отмены решения суда или судьи. В таком случае взыскатель должен убедить суд в необходимости немедленного исполнения, приведя для этого соответствующие доказательства.
Вопрос о допущении немедленного исполнения решения рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для разрешения вопроса о немедленном исполнении. На определение суда или судьи по вопросу о немедленном исполнении решения может быть подана частная жалоба или принесен протест. Подача частной жалобы или протеста на определение о немедленном исполнении решения не приостанавливает исполнение этого определения.
В ряде случаев разъяснения о необходимости немедленного исполнения даются Верховным Судом Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 17 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» при наличии исключительных обстоятельств, вследствие которых замедление в исполнении решения об усыновлении может привести к невозможности самого исполнения, суд, исходя из п. 3 ст. 211 ГПК, вправе по просьбе заявителя или по своей инициативе обратить решение к немедленному исполнению, указав причины, по которым он пришел к выводу о необходимости применения названной выше нормы (например, требуется срочная госпитализация усыновленного ребенка для проведения курса лечения и (или) оперативного вмешательства и промедление ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка).
Другим способом обеспечения исполнимости решения при отказе суда обратить его к немедленному исполнению является применение мер обеспечения иска по ходатайству лица, в пользу которого вынесено решение (ст. 212 ГПК).
Кроме того, в соответствии со ст. 108 СК по делу о взыскании документов суд вправе вынести постановление о взыскании алиментов до вступления решения суда о взыскании алиментов в законную силу, а при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей – до вынесения судом решения о взыскании алиментов. Здесь также имеет место, по сути дела, немедленно е исполнение решения, которое еще реально не вынесено.
Из решений арбитражных судов немедленному исполнению подлежат решения о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также определения об утверждении мирового соглашения (ст. 135 АПК). Кроме того, вступают в законную силу немедленно и подлежат исполнению решения Высшего Арбитражного Суда России; постановления апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. АПК не предусматривает права арбитражного суда по своему усмотрению обращать свои решения к немедленному исполнению.
Для судебного пристава-исполнителя, в конечном счете, важно, чтобы в исполнительном документе содержалось положение о том, что данный исполнительный документ подлежит немедленному исполнению со ссылкой на право вое основание такого немедленного исполнения.
Все иные исполнительные документы, указанные в ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве», вступают по общему правилу в законную силу немедленно и, соответственно, подлежат немедленному исполнению.
Так, постановления (определения) суда об обеспечении иска подлежат немедленному исполнению, следовательно, вопрос об их законной силе для судебного пристава-исполнителя не актуален.
В практике нередки случаи, когда по истечении 10-дневного срока на кассационное обжалование решение признается вступившим в законную силу, а судом выписывается и выдается взыскателю исполнительный лист, предъявляемый им к принудительному исполнению. В это же время должник обращается в суд с заявлением о восстановлении срока на кассационное обжалование, доказывает в суде уважительность причин пропуска срока кассационного обжалования, суд восстанавливает этот срок и принимает кассационную жалобу. При этом на практике суд, как правило, не решает вопрос о судьбе уже выданного исполнительного листа. В случае восстановления судом срока на кассационное обжалование и принятия кассационной жалобы, согласно положениям ст. 208 ГПК, решение суда является не вступившим в законную силу, а исполнительный лист, выданный на его основании, должен возвращаться в суд, его выдавший, при этом судебному приставу-исполнителю должно быть представлено определение суда о восстановлении срока на кассационное обжалование.
Заочные решения. Следует иметь в виду, что заочное решение суда общей юрисдикции вступает в законную силу по общим правилам, что вытекает из смысла ч. 2 ст. 213 6 ГПК. В тоже время сторона, не присутствовавшая в судебном заседании, вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление о пересмотре этого решения в течение 15 дней после его вынесения. Поэтому вполне возможны ситуации, когда по заочному решению, вступившему в законную силу и по которому был выдан исполнительный лист, ответчик может подать заявление о пересмотре заочного решения. При наличии уважительных причин судья вправе согласно ст. 213 10 ГПК отменить заочное решение и возобновить рассмотрение дела по существу в том же или ином составе судей.
В таких ситуациях судебному приставу-исполнителю лучше подождать, даже при предъявлении исполнительного листа к взысканию по заочному решению, истечения 15-дневного срока со дня его вынесения. По крайней мере, можно рекомендовать судебному приставу исполнителю устанавливать срок для добровольного исполнения в максимальном размере 5 дней, что позволит должнику-ответчику определиться - исполнять решение или подавать заявление о пересмотре заочного решения.
Судебные приказы . Особым образом приобретают исполнительную силу судебные приказы. Согласно ст. 125 1 ГПК судебный приказ имеет силу исполнительного документа. Взыскание по судебному приказу производится по истечении десятидневного срока после выдачи приказа в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Следовательно, при приеме к исполнению судебного приказа судебный пристав-исполнитель обязан убедиться в истечении десятидневного срока с момента выдачи судебного приказа. К сожалению, большинство взыскателей в силу юридической неграмотности или умышленно, получив судебный приказ, спешат незамедлительно предъявить его к исполнению.
В отношении решений арбитражных судов действуют правила почти аналогичные с решениями судов общей юрисдикции, с той разницей, что решения арбитражных судов вступают в законную силу по истечении месячного срока после их принятия, а решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вступают в законную силу с момента их принятия. На решение арбитражного суда может быть подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу с момента вынесения постановления апелляционной инстанцией. Решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу. Немедленному исполнению подлежат решения о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также определения об утверждении мирового соглашения.
Одним из видов исполнительных документов являются удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений.
Согласно СТ. 209 КЗ0Т решение комиссии по трудовым спорам(кроме решений о восстановлении на работе) подлежит исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения администрацией предприятия, учреждения, организации решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав-исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке. Отсюда следует, что с момента принятия решения комиссией по трудовым спорам у администрации имеется 10-дневный срок на его обжалование, затем 3-дневный срок на его добровольное исполнение и только после этого, т. е. на 14 день с момента принятия решения работнику, может быть выдано удостоверение, являющееся исполнительным документом. Следовательно, при приеме удостоверений комиссии по трудовым спорам судебный пристав должен проверить дату принятия решения комиссии и дату выдачи удостоверения, и если удостоверение выдано до истечения 14-дневного срока, исполнительное производство не может быть возбуждено.
Также особым образом регулируется и вступление в законную (исполнительную) силу постановлений административных органов . Согласно
ст. 278 и 285 КоАП постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа подлежит принудительному исполнению по истечении 15-дневного срока, установленного ч. 1 ст. 285 КоАП для добровольного исполнения. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 285 КоАП исчисление данного срока начинается со дня вручения должнику постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Следовательно, постановление о взыскании административного штрафа может быть направлено (предъявлено) судебному приставу-исполнителю не ранее чем через 15 дней после того, как данное постановление было вручено должнику. Судебный пристав-исполнитель должен проверить дату вынесения постановления, дату вручения копии постановления должнику и только после сопоставления этих дат, в случае соблюдения 15-дневного срока, принять решение о возбуждении исполнительного производства. В противном случае в приеме постановления должно быть отказано.
В случае несоблюдения сроков, с момента которых возможно обращение исполнительного документа к принудительному исполнению, исполнительное производство возбуждено быть не может, а в приеме исполнительного документа должно быть отказано.
6. Проверка полномочий лица, предъявляющего
исполнительный документ
Согласно правилам ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ может быть предъявлен судебному приставу-исполнителю взыскателем, судом или иным органом , выдавшим исполнительный документ. Данной нормой определен исчерпывающий перечень субъектов, имеющих право предъявлять исполнительный документ к взысканию.
Статья 340 ГПК устанавливает, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления решения в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно по вынесении решения. Исполнительный лист выдается взыскателю либо по его просьбе направляется для исполнения непосредственно судом. Таким образом, в силу диспозитивного характера гражданских правоотношений, для предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждения исполнительного производства необходимо волеизъявление взыскателя в форме подачи им соответствующего заявления, без которого возбуждение исполнительного производства невозможно.
В качестве исключений из общего правила п. 3 ст. 340 ГПК содержит ряд случаев, когда волеизъявление взыскателя на возбуждение исполнительного производства не требуется, исключения относятся к взысканиям, имеющим публичный и социальный характер. Так, в случаях конфискации имущества, взыскания денежных сумм в доход государства, взыскания ущерба, причиненного преступлением государственному, кооперативному или другому общественному имуществу, взыскания алиментов, взыскания возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, взыскания денежных сумм с должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или переводе работника, либо в неисполнении решения суда о восстановлении на работе, суд по своей инициативе направляет исполнительный лист для исполнения, о чем извещает соответственно финансовый орган или взыскателя. Во всех других случаях при приеме исполнительных листов судов общей юрисдикции необходимо наличие письменного заявления взыскателя с просьбой возбудить исполнительное производство.
Аналогичным, но более простым образом, данная ситуация урегулирована в АПК. Согласно ст. 198 АПК принудительное исполнение судебного акта арбитражного суда производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, принявшим этот исполнительный лист, выдается взыскателю после вступления судебного акта в законную силу. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход государственного бюджета направляется налоговому органу по месту нахождения должника. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в пользу частного лица направляется взыскателем в банк или иное кредитное учреждение, а в остальных случаях - судебному приставу-исполнителю. Таким образом, арбитражным судом исполнительные листы могут выдаваться только непосредственно взыскателям или налоговым органам. Арбитражный суд не имеет права самостоятельно обращать свои акты к исполнению.
Предъявление исполнительного листа к взысканию является правом, а не обязанностью взыскателя, следовательно, никто не может за взыскателя решать вопрос о необходимости предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждении исполнительного производства.
Предполагается, что заявление о возбуждении исполнительного производства может быть подано и подписано лично взыскателем либо его представителем, имеющим соответствующую доверенность на право предъявления исполнительного документа к взысканию. Доверенность должна быть приложена к заявлению. От имени взыскателя - юридического лица заявление может быть подписано руководителем данного юридического лица или представителем юридического лица, имеющим соответствующую доверенность, которая также прикладывается к заявлению.
7. Проверка соблюдения взыскателем сроков предъявления исполнительного документа к взысканию
Судебный пристав-исполнитель обязан проверить соблюдение взыскателем установленных ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» сроков.
Напомним, что указанным Законом установлены следующие сроки предъявления исполнительных документов к взысканию :
для исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции, и судебных приказов - три года;
для судебных актов арбитражных судов - шесть месяцев;
для исполнительных листов, выдаваемых судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, - шесть месяцев;
для оформленных в установленном порядке требований органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания - шесть месяцев;
для удостоверений комиссий по трудовым спорам - три месяца;
для постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рас
Сроки предъявления других исполнительных документов к исполнению устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов. Отметим также, что в случае пропуска срока для предъявления исполнительных документов к исполнению этот срок может быть Восстановлен только в отношении исполнительного листа или судебного приказа. По любым другим исполнительным документам пропущенный срок восстановлению не подлежит.
8. Проверка соответствия формы и содержания
исполнительного документа требованиям
ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве»
В ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве»
устанавливаются требования по содержанию и оформлению исполнительного документа. Согласно ей содержание исполнительного документа в обязательном порядке должно включать в себя ряд реквизитов.
Оформление исполнительных документов должно соответствовать следующим требованиям :
1) исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, должен быть подписан судьей и заверен гербовой печатью суда;
2) исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа, должен быть подписан должностным лицом этого органа, а в установленных федеральным законом случаях, - лицом, выписавшим исполнительный документ, и заверен печатью органа или лица, его выдавшего.
Следует особо обратить внимание на печати, проставляемые на исполнительных документах. Как показывает практика, исполнительные документы несудебных юрисдикций очень часто заверяются ненадлежащими печатями. В ход здесь идут печати «Для пакетов», «Общий отдел», «Для писем», «Канцелярия», «Для хозяйственных документов», «Для договоров» и т.п. Подобное положение недопустимо и неприемлемо. Исполнительный документ должен быть заверен печатью органа или должностного лица, его выдавшего, в противном случае он не будет иметь исполнительной силы.
Исполнительный документ должен соответствовать всем требованиям по содержанию и оформлению, установленным ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Несоответствие исполнительного документа хотя бы одному из перечисленных в данной норме требований влечет утрату им исполнительной силы и направление его на дооформление. Статья 10 Федерального закона «Об исполнительном производстве» прямо обязывает судебного пристава-исполнителя возвратить не надлежаще оформленный исполнительный документ в орган, его выдавший, для устранения выявленных недостатков.
Также следует обратить внимание судебных приставов-исполнителей на коллизию правовых норм, имеющую место в отношении оформления исполнительных документов. Так, помимо Федерального закона «Об исполнительном производстве», требования к оформлению исполнительных документов установлены ст. 200 АПК, ст. 342 ГПК, ст. 261 КоАП, а также иными законодательными актами. Требования данных норм значительно отличаются в сторону уменьшения от требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», что дает повод судьям и должностным лицам в случаях возврата судебным приставом-исполнителем исполнительного документа для устранения недостатков апеллировать к названным нормативным актам и отказывать в надлежащем оформлении исполнительного документа, мотивируя это тем, что ГПК (АПК, КоАП, и т.п) установлены иные требования. В данной ситуации можно рекомендовать следующее. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» принят позднее всех вышеназванных нормативных актов, его нормы в части установления требований к исполнительным документам являются по отношению к нормам ГПК, АПК, КоАП нормами специальными, регулирующими процедуру исполнения исполнительных документов, следовательно, установленные им требования по оформлению исполнительных документов в данном случае будут иметь приоритет над правилами иных нормативных актов. Кроме того, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» имеет определенную логику, и требование каждой его нормы преследует определенную цель, в данном случае содержание исполнительного документа призвано обеспечить судебного пристава-исполнителя минимальной информацией, необходимой ему для быстрейшего исполнения требований исполнительного документа. Требования по оформлению документов преследуют цель соблюдения законности, прав и интересов граждан и юридических лиц при совершении исполнительных действий, поскольку, к примеру, если судебным приставом-исполнителем будут совершаться исполнительные действия на основании, скажем, неподписанного или не заверенного соответствующей печатью исполнительного документа, то такие действия изначально будут не правомерны, а в случае их обжалования будут признанны судом незаконными. Совершением же незаконных действий должнику может быть причинен ущерб, который будет подлежать возмещению за счет государства.
Отсюда следует вывод о необходимости неукоснительного соблюдения всеми субъектами выдачи исполнительных документов требований ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Процессуальный порядок отказа в возбуждении
исполнительного производства
Проверив исполнительный документ на наличие обстоятельств препятствующих возбуждению исполнительного производства и дав им правовую оценку, судебный пристав-исполнитель должен разрешить вопрос - как поступать в случае выявления того или иного несоответствия исполнительного документа требованиям закона . Прямого ответа на данный вопрос в большинстве случаев Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержит. Статьей 10 указанного Закона предусмотрена процессуальная возможность вынесения в трехдневный срок постановления о возвращении исполнительного документа взыскателю только в двух случаях.
Во-первых, в случае, если исполнительный документ предъявлен с нарушением срока предъявления его к исполнению, и, во-вторых, в случае, если исполнительный документ не соответствует требованиям ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве», он в трехдневный срок возвращается в суд или иной орган, его выдавший, для устранения отмеченных недостатков.
Часто в практике при возвращении исполнительных документов в виде постановлений различных административных органов судебными приставами-исполнителями неправильно определяется взыскатель, и исполнительные документы возвращаются в орган, их выдавший. Такая же судьба постигает и исполнительные листы на взыскание государственной пошлины и иных бюджетных взысканий. Они возвращаются в суд, который их выдал. Такой подход является неправильным. Решая вопрос о возврате исполнительного документа взыскателю, следует четко понимать, что согласно ст. 29 Федерального закона «Об исполнительном производстве» под взыскателем понимается физическое или юридическое лицо, в пользу или в интересах которого выдан исполнительный документ. Штрафы, налагаемые постановлениями административных органов, и суммы государственных пошлин и иные бюджетные взыскания по решениям суда взыскиваются в пользу (доход) соответствующего бюджета (федерального, местного, бюджета субъекта), следовательно, бюджет в лице своего органа (финансово-бюджетного отдела администрации района, отделения федерального казначейства, управления федерального казначейства и т.п.) и будет выступать взыскателем по данным исполнительным документам. Поэтому подобные исполнительные документы следует возвращать в соответствующий территориальный финансовый орган.
Далее следует отметить, что ст. 10 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае несоблюдения сроков и требований ст. 8 указанного Закона предусматривает возвращение исполнительного документа. Вместе с тем ст. 26, регулирующая возвращение исполнительных документов, в качестве процессуального основания для их возвращения называет только нарушение сроков предъявления его к исполнению. Такого основания для возвращения, как несоответствие исполнительного документа требованиям ст. 8, ст. 25 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не содержит. Поэтому полагаем, что в случае несоответствия исполнительного документа требованиям ст. 8 возвращение исполнительного документа должно оформляться вынесением самостоятельного постановления о возвращении исполнительного документа в орган, его выдавший, со ссылкой на ст. 10 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В постановлении о возвращении исполнительного документа должно быть четко указано, по какому основанию возвращается исполнительный документ. В случае, если исполнительный документ возвращается ввиду несоответствия его требованиям ст. 8, в постановлении должен быть установлен срок для устранения выявленных недостатков. В случае, если исполнительный документ возвращается по причине пропуска срока предъявления его к взысканию, прав ильным будет указать, что данный срок может быть восстановлен только в отношении исполнительных листов или судебных приказов, а в остальных случаях срок не восстанавливается. И в первом, и во втором случае постановления выносятся вне рамок исполнительного производства, до его возбуждения. Данные постановления могут быть обжалованы, срок, и порядок обжалования должен быть разъяснен в постановлении.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержит модели действий судебного пристава-исполнителя в случаях предъявления к исполнению документов, возбуждение исполнительного производства, на основании которых невозможно в силу ряда обстоятельств, препятствующих его возбуждению, т. е.:
1) отсутствия у предъявленного документа юридической силы и возможности принудительного исполнения;
2) неправильного определения взыскателем подведомственности исполнения требований предъявленного исполнительного документа;
3) неправильного определения взыскателем территориальной компетенции исполнения требований исполнительного документа;
4) невступления в законную силу решения, на основании которого вы
дан исполнительный документ;
5) отсутствия у лица, предъявившего исполнительный документ, соответствующих полномочий.
В зависимости от каждого конкретного случая наиболее юридически корректными вариантами действий судебного пристава-исполнителя представляются следующие.
В случае отсутствия у предъявленного документа исполнительной силы и возможности принудительного исполнения в приеме этого документа к исполнению должно быть отказано, а документ должен быть Возвращен судебным приставом-исполнителем лицу, направившему данный документ. Оформление возврата в данном случае возможно без вынесения постановления, путем написания подробного сопроводительного письма. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя по правилам ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в данном случае невозможно, так как возвращаемый документ не является исполнительным. Однако возможно его обжалование в общем порядке.
При неправильном определении взыскателем подведомственности исполнения требований предъявленного исполнительного документа в приеме данного документа должно быть отказано, а документ, как ошибочно предъявленный, должен быть направлен для исполнения в соответствующий орган либо возвращен взыскателю. В данном случае, на наш взгляд, судебному приставу-исполнителю будет необходимо вынести постановление.
При неправильном определении взыскателем территориальности места исполнения требований исполнительного документа в приеме данного документа должно быть отказано, а документ направлен для исполнения в соответствующее подразделение судебных приставов либо
возвращен взыскателю. При этом судебному приставу-исполнителю будет необходимо вынести соответствующее постановление.
В случае не вступления в законную силу решения, на основании которого выдан исполнительный документ , постановлением судебного пристава-исполнителя в приеме исполнительного документа должно быть отказано, а документ возвращен в орган, его выдавший
При отсутствии у лица, предъявившего исполнительный документ, полномочий на его предъявление в приеме исполнительного документа должно быть отказано, а документ постановлением судебного пристава-исполнителя возвращен взыскателю, указанному в исполнительном документе.
В случае если предъявленный исполнительный документ не подлежит принудительному исполнению, судебному приставу-исполнителю можно рекомендовать обратиться в орган, его выдавший, с заявлением об отзыве исполнительного документа. Не получив отзыв, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе выносит постановление о возвращении исполнительного документа в орган, его выдавший, поскольку возбуждение исполнительного производства на основании данного исполнительного документа невозможно.
При несоблюдении взыскателем сроков предъявления исполнительного документа к взысканию , установленных ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в принятии исполнительного документа должно быть отказано, а исполнительный документ постановлением судебного пристава-исполнителя возвращен взыскателю.
При несоответствии предъявленного исполнительного документа требованиям ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ постановлением судебного пристава-исполнителя возвращается в орган, его выдавший, с указанием выявленных недостатков и установленным сроком на их устранение. Возвращенный исполнительный документ в данном случае может быть повторно предъявлен к принудительному исполнению в пределах установленных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» сроков.
Таким образом, основная процессуальная задача, решаемая судебным приставом-исполнителем на стадии принятия исполнительного документа, - проверка оснований (условий) для принятия исполнительного документа. Если хоть одно из этих условий нарушено, судебный пристав-исполнитель отказывает в принятии исполнительного документа. Если исполнительный документ соответствует всем предъявляемым к нему требованиям, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство.
Процессуальный порядок возбуждения исполнительного производства. Обеспечение исполнения требований исполнительного документа
1. Порядок возбуждения исполнительного производства
С возбуждением исполнительного производства закон связывает наступление определенных правовых последствий как для должника,
так и для взыскателя. С момента возбуждения исполнительного производства отношения между сторонами или иными субъектами исполнительного производства и судебным приставом-исполнителем приобретают характер отношений власти и подчинения, за нарушение требований судебного пристава-исполнителя для субъектов исполнительного производства могут наступить негативные последствия в виде применения штрафных санкций и применения иных мер ответственности (принудительный привод, привлечение к уголовной ответственности).
Как мы выяснили ранее, исполнительное производство может быть возбуждено только по инициативе взыскателя или органа, выдавшего исполнительный документ. Без наличия у судебного пристава-исполнителя документа, свидетельствующего о волеизъявлении взыскателя на возбуждение исполнительного производства, принимать к Исполнению исполнительный документ и возбуждать исполнительное производство нельзя.
Возбуждение исполнительного производства оформляется судебным приставом-исполнителем в форме вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства. Данное постановление должно быть вынесено судебным приставом-исполнителем в течение трех дней с момента предъявления ему исполнительного документа.
2. Требования к постановлению судебного пристава-исполнителя
о возбуждении исполнительного производства
Требования по форме и содержанию данного постановления можно условно классифицировать на общие и специальные. Общие требования определены и содержатся в ст. 88 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой любое постановление судебного пристава-исполнителя должно обязательно содержать ряд обязательных реквизитов.
Специальные требования к оформлению постановления о возбуждении исполнительного производства содержатся в ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также в ряде других статей и определяются характером требований исполнительного документа. Помимо общих требований, установленных ст. 88, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать:
1) установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения;
2) уведомление должника о принудительном исполнении требований исполнительного документа по истечении данного срока;
3) при исполнении решений о выселении должника или вселении взыскателя будет целесообразным сразу указать в нем дату и время принудительного исполнения данных решений в случае их добровольного неисполнения должником;
4) уведомление должника о том, что в случае неисполнения им в добровольном порядке требований судебного пристава-исполнителя с него будут взысканы расходы по совершению исполнительных действий, а также сумма исполнительского сбора;
5) в случае, если при возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем принимается решение об аресте имущества должника, об этом также должно быть указано в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Постановление о возбуждении исполнительного производства также должно быть в обязательном порядке не позднее следующего дня с момента вынесения направлено или вручено взыскателю, должнику и в орган, выдавший исполнительный документ.
исполнительного производства
Постановление о возбуждении исполнительного производства состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.
Вводная часть постановления должна содержать указание на время и место вынесения постановления, должность, фамилию, имя и отчество судебного пристава-исполнителя, вынесшего постановление, наименование, номер, дату выдачи исполнительного документа, по которому выносится постановление, наименование должника, наименование взыскателя, предмет исполнения, рассматриваемый вопрос.
Описательно-мотивировочная часть постановления содержит указания на требование взыскателя, дату предъявления исполнительного документа, соответствие исполнительного документа всем необходимым условиям и требованиям для его принятия и возбуждения исполнительного производства, а также иные обстоятельства, влияющие на возможность возбуждения исполнительного производства, например восстановление взыскателем срока для предъявления исполнительного документа к взысканию.
Здесь же судебным приставом-исполнителем дается правовая оценка тому или иному обстоятельству. В рассматриваемом случае предметом оценки будет отсутствие у исполнительного документа обстоятельств, исключающих его принятие и возбуждение исполнительного производства. От юридической правильности описательно-мотивировочной части зависит законность всех последующих действий судебного пристава-исполнителя.
Резолютивная часть постановления является заключительной, в ней формируются и обозначаются требования судебного пристава-исполнителя, подлежащие исполнению. От правильности формулировки резолютивной части зависит правильность, законность и возможность совершения впоследствии самих исполнительных действий. Она должна содержать:
вывод по рассматриваемому вопросу, т. е. решение о возбуждении исполнительного производства;
установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения;
сами требования, их размер, уведомление должника о принудительном исполнении требований исполнительного документа по истечении данного срока;
при исполнении решений о выселении должника или вселении взыскателя будет целесообразным сразу указать в нем дату и время принудительного исполнения данных решений в случае их добровольного неисполнения должником;
уведомление должника о том, что в случае неисполнения им в добровольном порядке требований судебного пристава-исполнителя с него будут взысканы расходы по совершению исполнительных действий, а также сумма исполнительского, сбора;
в тех случаях, когда при возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем принимается решение об аресте имущества должника, об этом также должно быть указано в постановлении;
разъяснение порядка и срока его обжалования.
4. Обеспечение исполнения требований исполнительного документа
Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в постановлении.
Как показывает практика, возможность реального исполнения требований исполнительного документа напрямую зависит от оперативности действий судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество должника, иногда в таких ситуациях счет идет буквально на часы. Требование же данной нормы закона, носящей императивный характер, отрицательно сказывается на процессе исполнения, ибо в случае отсутствия у судебного пристава-исполнителя заявления взыскателя о немедленном наложении ареста у должника есть своего рода иммунитет от ареста на период действия установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения.
Ведь в данной ситуации право судебного пристава-исполнителя наложить арест на имущество должника в момент его описи и ареста обусловлено наличием у судебного при става-исполнителя заявления взыскателя о наложении ареста, при отсутствии которого арест может быть наложен только по истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения. От взыскателя же, в силу различных причин, может не поступить такого заявления. В том случае, когда взыскатель расположен в месте исполнения, данная проблема еще разрешима, но бывает, что взыскатель находится очень далеко от места исполнения и получение судебным приставом-исполнителем заявления от него становится проблематичным.
При несоблюдении судебным приставом-исполнителем требований п. 5 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве», как показывает практика судов, следует неизбежное признание действий судебного пристава-исполнителя незаконными. Таким образом, отсутствие у судебного пристава-исполнителя заявления взыскателя о немедленном наложении ареста на имущество должника лишает судебного пристава-исполнителя права произвести арест имущества должника одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства до истечения срока предоставленного для добровольного исполнения. Вместе с тем в подобной ситуации у должника появляется возможность в течение срока, отведенного на добровольное исполнение, сокрыть, распродать или иным образом распорядиться своим имуществом с целью недопущения наложения на него ареста.
Консультация специалиста - начальника юридического отдела Управления ФССП России по Псковской области Оксаны Ришардовны Микитяк
Если Ваше дело рассмотрено судом общей юрисдикции, решение суда вступит в законную силу через 10 дней с момента его вынесения, если арбитражным судом - через месяц. В случае подачи ответчиком жалобы на решение суда, решение вступит в силу после рассмотрения жалобы-конечно, в том случае, если оно не будет отменено и дело не будет направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Федеральная служба судебных приставов России является единственным органом принудительного исполнения в Российской Федерации и осуществляет функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических и юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
Отделы судебных приставов в Псковской области находятся в каждом районном центре, исключение составляет межрайонный отдел судебных приставов Невельского и Усвятского районов, расположенный в Невеле. Адрес соответствующего отдела судебных приставов можно получить в суде.
После вступления решения суда в законную силу, истцу выдается исполнительный лист на принудительное исполнение решения. Если в судебном заседании Вы заявите ходатайство о направлении исполнительного листа для принудительного исполнения, суд самостоятельно направит его в соответствующий отдел судебных приставов. Во всех других случаях исполнительный лист будет выдан Вам на руки или направлен в Ваш адрес заказным письмом. Если решение подлежит немедленному исполнению, исполнительный лист выдается немедленно, не дожидаясь вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст.36 закона "Об исполнительном производстве" устанавливается двухмесячный срок, в течение которого должны быть исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе. Данный срок является традиционным для законодательства, посвященного исполнительному производству.
Постановление судебного пристава-исполнителя об исполнении отдельных исполнительных действий должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов.
Законодатель отдельно оговаривает относительно начала исполнения требований исполнительных документов о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника.
Исполнительные действия в данном случае должны быть начаты не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
Статья 211 ГПК РФ устанавливает, что немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума. Таким образом, немедленное исполнение в рамках исполнительного производства означает совершение исполнительных действий незамедлительно, без предоставления должнику времени для добровольного исполнения.
Несмотря на то, что закон установил двухмесячный срок, в течение которого должны быть исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, он не устанавливает санкции за пропуск указанного срока. Кроме того, истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.
Согласно ГПК РФ, если решение суда вступило в законную силу, у ответчика возникает обязанность его исполнить. Вы, конечно, можете терпеливо ждать, когда должник возместит причиненный ущерб, но тогда Вы немного рискуете: законодательно установлен трехлетний срок предъявления исполнительного документа на принудительное исполнение. Пропуск срока в соответствии со ст.31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" влечет отказ в возбуждении исполнительного производства.
Правильнее пойти по другому пути - обратиться за помощью в службу судебных приставов.
Сторонами исполнительного производства являются должник и взыскатель. Судебный пристав-исполнитель в данной стадии судебного процесса выступает от имени государства, поскольку именно оно взяло на себя обязанность осуществления правосудия, и не заинтересован в исполнении в пользу какой-либо из сторон исполнительного производства, а исполняет свои обязанности в силу предписания закона. Он обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Если должнику или взыскателю известны основания для отвода судебного пристава-исполнителя, они могут его заявить подачей заявления на имя старшего судебного пристава подразделения судебных приставов до начала совершения исполнительных действий, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий. Отвод должен иметь серьезные основания и не может быть заявлен только потому, что, по Вашему мнению, судебный пристав-исполнитель не имеет достаточной квалификации или просто не симпатичен Вам. Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом. Отказ в удовлетворении отвода может быть обжалован в суде в 10-дневный срок.
Судебный пристав-исполнитель обязан предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии. Судебный пристав-исполнитель рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования. И конечно, самое главное, он принимает все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Для этого ему предоставлены большие права.
Если перечислить эти права кратко, то можно сказать, что пристав вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить проверки бухгалтерий; накладывать арест на имущество должника и вклады в банках; ограничивать выезд должника из РФ.
Наделение судебного пристава-исполнителя такими правами направлено на исполнение решения указанного в исполнительном документе.
Взыскатель может и должен требовать от судебного пристава-исполнителя пользования этими правами. Кроме того, взыскатель может участвовать в совершении судебным приставом-исполнителем исполнительных действий и даже оплатить расходы по их совершению, которые впоследствии будут взысканы с должника и возвращены взыскателю.
Должник имеет право знать о месте и времени совершения исполнительных действий и участвовать в них, но бремя всех неблагоприятных последствий, вызванных его уклонением от участия, ложится на него. Это означает следующее. К примеру, должник решил уйти из квартиры или не открывать дверь в день производства ареста имущества. Судебный пристав-исполнитель вправе вскрыть дверь, войти без согласия должника в его жилище и произвести опись принадлежащего ему имущества.
В процессе исполнительных действий и взыскатель и должник могут давать устные и письменные объяснения, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
Если в результате проверки имущественного состояния должника будет установлено, что последний не имеет денежных средств и иного имущества для удовлетворения Ваших требований, судебным приставом-исполнителем составляется акт о невозможности взыскания и исполнительный документ возвращается взыскателю без исполнения. Однако не стоит отчаиваться: исполнительный документ может быть предъявлен на принудительное исполнение вновь в пределах трехлетнего срока (срок предъявления прерывается как предъявлением исполнительного документа на исполнение, так и частичным исполнением). Возможно, имущественное положение должника изменится и это обстоятельство повлечет исполнение предъявленного Вами исполнительного документа.
В процессе исполнения может также возникнуть необходимость розыска должника или его имущества. Для осуществления этой функции в Управлении ФССП России по Псковской области существует межрайонный отдел судебных приставов по розыску должников, имущества и взаимодействию с правоохранительными органами.
Согласно новому закону "Об исполнительном производстве" исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тысячи рублей, может быть направлен самим взыскателем в организацию, выплачивающую должнику заработную плату (пенсию, стипендию). В этом случае взыскатель представляет заявление, в котором указываются реквизиты банковского счета либо адрес, по которому следует переводить денежные средства, а также некоторые другие сведения о себе.
Итак, если у Вас на руках выданный судом исполнительный лист, то он должен содержать требования, предъявляемые к исполнительным документам:
Закон об исполнительном производстве устанавливает общие требования, предъявляемые ко всем видам исполнительных документов, определенных ст. 12 за исключением постановлений судебного пристава-исполнителя, судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.
Закон от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ уточнил требования, предъявляемые к оформлению постановлений по делам об административных правонарушениях, в частности, постановлений о взыскании штрафов.
Так, ст. 31.3 КоАП РФ согласно которой судья, орган, должностное лицо при направлении постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, уполномоченному приводить его в исполнение, делают на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.
Статья 32.3 КоАП РФ, регламентирующая порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения, к обязательным реквизитам постановлений-квитанций относит указание фамилии, имени, отчества, года и места рождения, места работы и места жительства или места пребывания лица, привлеченного к административной ответственности.
Предъявление документа, не соответствующего требованиям ст. 13, влечет за собой отказ в возбуждении исполнительного производства (подп. 4 п. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве).
Указание на время начала срока исполнения должно быть сделано органом, уполномоченным на выдачу исполнительного документа.
Обязательным требованием, предъявляемым к исполнительным документам, выдаваемым судебными органами, является наличие подписи судьи, который вынес соответствующий юрисдикционный акт, и гербовой печати суда. Отсутствие подписи или печати влечет за собой недействительность данного исполнительного документа.
Если исполнительный документ выдан на основании акта другого органа, кроме судебного, он должен быть подписан соответствующим должностным лицом данного органа и заверен печатью данного органа. Если исполнительный документ подписан должностным лицом, не уполномоченным на его подписание, судебный пристав-исполнитель обязан отказать в возбуждении исполнительного производства.
Если документ оформлен надлежащим образом, то Вы вправе предъявить его на принудительное исполнение в соответствующий отдел судебных приставов, направить непосредственно по месту работы Вашего должника.
Ваше решение может быть разным - в зависимости от Вашего конкретного случая.
Если Вы решили обратиться в службу судебных приставов, то имейте в виду, что предъявление исполнительного листа осуществляется взыскателем или уполномоченным им лицом, при этом заполняется бланк заявления. В заявлении помимо необходимых данных Вы можете указать сведения о должнике либо его имуществе, которые будут учтены и проверены судебным приставом-исполнителем при исполнении исполнительного листа.
Помните, что активное участие взыскателя и его помощь может сыграть решающую роль в окончании исполнительного производства фактическим исполнением.