О чем рассказывает самый старинный монастырь города. Женские монастыри России. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Муромский Спасо-Преображенский монастырь («Спасский что на Бору») — мужской монастырь, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана князем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси великого Киевского князя Владимира). Получив в удел город Муром, святой князь основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм во имя Всемилостивого Спаса, а затем и монашескую обитель.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы, преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Одна страница истории монастыря связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году Грозный пошел на Казань. Один из путей его рати лежал через Муром. В Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Там Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм.

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Но Спасо-Преображенский выстоял. В 1878 году со Святой горы Афон настоятелем архимандритом Антонием в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года. С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращен.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счетной палаты Российской Федерации.

В этой статье мы хотим рассказать о монастырях России. Они обладают своей историей, о которой крайне интересно узнать.

Монастыри в России — это не только то место, куда уходят люди, желающие отречься от мирских забот и разобраться в себе. Монастыри — это также исторические памятники, в которых живёт душа России. Если вы хотите проникнуться этой душой, то самое время посетить какой-либо монастырь.

Сколько монастырей существует в России?

В дореволюционный период монастырей насчитывалось 1025 — это по состоянию на 1914 год. Во времена СССР , конечно же, их стало намного меньше — всего около 16.

ВАЖНО: При подсчёте учитываются не просто строения, а функционирующие по прямому назначению монастыри.

После 1991 года количество снова начинает увеличиваться. По состоянию на 2013 год действующих монастырей было насчитано около 700.

Что до сегодняшнего дня , то количество достигло приблизительно 1000. Дело в том, что в каждой российской области находится приблизительно от одного до двадцати монастырей.

Монастырь Нилова пустынь, запечатлённый ещё в 1910 году Проскудиным-Горским

Карта монастырей России

Конечно же, при желании ознакомиться с подобным религиозно-культурным наследием, удобнее всего провести обзор карты . И найти её довольно просто — карта монастырей России

Самые красивые монастыри в России

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь считается старейшим из женских монастырей. Расположенный у Москвы-реки, он даже существенно не изменился с момента своего основания в 1524 году. Это поспособствовало тому, что монастырь был учтён ЮНЕСКО как уникальный образец стиля барокко, а также получил звание «достояния всего человечества».


Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь ночью

Строение имеет пять глав, хотя изначально, как утверждают историки, их было девять. Все не сохранились, зато фрески дошли до нашего времени.

ВАЖНО: Если вы хотите увидеть одну из самых больших колоколен, то стоит отправиться именно сюда. Колокольня этого монастыря достигает 72 метров!

Конец 17 века отпечатался на данном архитектурном ансамбле интересными башнями с ажурными завершениями . И, что уникально, за всё время своего существования монастырь ни разу не перестраивался. Наоборот, все составляющие сохранялись в изначальном виде.

Рядом находятся живописнейшие Новодевичьи пруды , берег которых обозначен изящной аллеей. Аллея, в свою очередь, приведёт путешественника к мосту, а затем к северу.


Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в Московской области уникален тем, что по сути является копией храма Гроба Господня, который располагается в Иерусалиме. Стены уже поражают — они составляют 3 метра в толщину и 9 — в высоту. Периметр же составляет более километра, то есть прогулка обещает быть долгой.


Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в туманную погоду

ВАЖНО: Так как территория немаленькая, стоит заказать экскурсию. Длится она в среднем два часа, за время которых экскурсовод обязательно ответит на все вопросы

Отдельного внимания заслуживают башни , которые сперва кажутся идентичными, но на самом деле каждая из них уникальна. При внимательном осмотре в этих постройках можно найти всё больше и больше неповторимого.
Ворота также примечательны . У каждого из трёх ворот своё название и своё предназначение.


Внутри находится красивая церковь Константина и Елены . Она является подземной в 6 метров глубиной, что само по себе очень интересно. Надгробие рядом — память о благотворительнице, которая сделала многое для монастыря.


Церковь Константина и Елены при монастыре

Если присмотреться, то станет заметно, что стены украшены красивейшими изразцами — специальной плиткой, применяющейся для подобного рода отделки.


История же создания Воскресенского собора, находящегося на территории монастыря, красиво изложена в виде резной летописи . И если прочитать только первые буквы, можно узреть имя Никанорис — так звали архимандрида, который работал над летописью.


Летопись архимандрида Никанориса о строительстве монастыря

Внутри монастырь так же красив, как и снаружи. И даже в мелочах он повторяет иерусалимский — к примеру, аркадами. Если поднять голову, можно увидеть, как шатёр возвышается на целых 18 метров. Повсюду находятся красивейшие фрески , которые иллюстрируют историю Иисуса Христа.


Живописное убранство Воскресенского Новоиерусалимского монастыря

Свято-Троицкая Сергиева лавра находится в Сергиев-Посаде . Она являлась испокон веков своеобразным образовательным и издательским центром, что отразилось на её величественности.


Монастырь Свято-Троицкая Сергиева лавра

ВАЖНО: Монастырь состоит из огромного количества сооружений, на осмотр которых у внимательного туриста уйдёт масса времени. Всего строений около 50. Поэтому нужно выбираться на экскурсию пораньше.

ЮНЕСКО озаботилась сохранностью данного религиозно-исторического памятника. Попасть в него можно через разные ворота, но лучше всего через Святые. Над ними располагается церковь 17 века.


На территории этого монастыря располагается колокольня, признанная самой красивой на Руси . Построенная ещё в 18 веке, она не перестаёт радовать окружающих.

Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов признан уникальным творением архитектуры , ведь для 15 века подобные строения были нехарактерны.

О строениях при монастыре можно рассказывать бесконечно, но отдельно стоит

Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов при монастыре

упомянуть также о Храме преподобного Сергия с Трапезной палатой . Возводился храм ещё в 17 веке, и на то время значительно выделялся своими размерами и торжественностью. В нём организовывались трапезы по праздникам, а также торжественные приёмы.


Храм преподобного Сергия с Трапезной палатой при монастыре

Кирилло-Белозерский монастырь располагается на живописном берегу Сиверского озера в Вологодской области. Считается не только крупнейшим, но богатейшим монастырём России.


Кирилло-Белозе́рский монастырь туманным утром

ВАЖНО: Что касается храмов, то действующими на сегодняшний день считаются лишь Кирилловский круглогодично и Сергиевский в летнее время. Паломникам в большом количестве размещаться пока негде.

Обязательно нужно взглянуть на Успенский собор . Он не зря заслужил звание выдающегося строительного памятника Руси — являясь одной из первых построек из камня, этот собор послужил хорошим примером монументального строительства.


Если же хочется полюбоваться примером деревянной архитектуры, стоит посетить Церковь Ризоположения . Она является старейшим примером строения из дерева. В сочетании с живописной природой церковь смотрится отлично.


Церковь Ризоположения при монастыре

Также всем приезжим запоминается Церковь Преображения Господня с водяными вратами . Это архитектурное творение было с восторгом отмечено Челищевым в его записях о путешествии по российскому северу.

Церковь Преображения Господня с водяными вратами при монастыре

Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь , расположенный неподалёку от Перми , потрясающ как летом, так и зимой. Известен также под названием Уральский Афон за строгость нравов. Но поражает и строгая красота, отреставрированная в 2010 году.


Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь в летнее время
Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь в зимнее время

Привлекает уже само расположение монастыря — возвышающийся на Белой горе, он приковывает взгляды. Несмотря на то, что в Перми были и другие монастыри, именно этот запомнился больше всего.

Обязательно следует посетить располагающийся на его территории Крестовоздвиженский собор . Он очень напоминает киевский Владимирский собор — тот же византийский стиль.


Самые древние монастыри России

Му́ромский Спасо-Преображенский монастырь основан, как считается, не позднее 1015 года князем Глебом Владимировичем. По мнению некоторых исследователей, именно он является самым старым монастырём России.


Му́ромский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь

Упоминание об этом строении можно найти во всемирно известной «Повести временных лет» — под его стенами якобы погиб князь Изяслав Владимирович.

В течение довольно долгого времени монастырь являлся оборонительным рубежом Мурома . В связи с этим случались и разорения, и перестройки.
Постепенно монастырь обзаводился и хозяйственными постройками, и колокольней, и училищем. А настоятельный корпус являлся первой постройкой из камня во всём городе.

ВАЖНО: Несмотря на огромную историю, в настоящий момент монастырь отлично ухожен. Он занимает достаточно большую территорию, на которой особенно выделяется Спасо-Преображенский собор, воздвигнутый в 16 веке — рекомендуется обратить на него внимание при посещении монастыря.


Спасо-Преображенский собор при монастыре

Клумбы с множеством цветов, пруд, небольшой зоопарк — этим монастырь может похвастаться наряду с древней историей.


Никитский монастырь, называемый также Переяславль-Залесским, располагается неподалёку от парка Плещеево озеро . Решил создать церкви на этом озере сын князя Владимира Святославовича Борис вместе с епископом Иларионом. Так они хотели утвердить христианство. Предполагается, что одна из построенных в то время церквей и стала основой для монастыря.


Второе своё название монастырь получил в честь святого Никиты Столпника. Хотя некоторые исследователи сомневаются по поводу сроков жизни Столпника.

Особое внимание следует обратить на Трапезную палату . Бытует мнение, что в ней останавливался Пётр Первый. И пусть позднее здание перестраивалось, оно всё равно достаточно интересно. Особенно это касается оконных наличников.


Свято-Юрьев монастырь находится неподалёку от Великого Новгорода. Как гласит предание, основан ещё в 1030 году Ярославом Мудрым. Так как он в крещении имел имя Георгий, в честь него и решили назвать монастырь, ведь Георгий ранее звучало как «Юрий». Уже в 12 веке об этом строении заговорили в летописях.


Свято-Юрьев монастырь

Изначально здание было построено из дерева. Однако в 12 веке Мстислав Великий приказал воздвигнуть храм из камня, что и поспешил исполнить зодчий Пётр — так появился Георгиевский собор . В последние годы на территории собора проводились археологические исследования, благодаря которым были найдены интереснейшие фрески .



На сегодняшний день служение совершается не только в Георгиевском соборе, но и в Спасском, Крестовоздвиженском, в церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купин а.

Борисоглебский монастырь является самым древним из находящихся не только в Тверской области, но и в России в целом . И хоть более-менее он появился в летописях в 17 веке, датой основания принято считать 1038 год. Именно тогда бывший конюший князя Владимира Первого боярин Ефрем решил удалиться от мирской суеты, выстроив монастырь и назвав его в честь убиенных Бориса и Глеба.


Монастырь не раз подвергался разрушению то от пожара, то от набегов. Но раз за разом он с успехом возрождался. К примеру, так случилось с Введенской церковью , которую ранее сожгли поляки.

Авраамиев Богоявленский монастырь является древнейшим в Ростове . Раньше, как и многие строения подобного типа, предназначался и в качестве крепости, но со временем крепостные стены исчезли. Согласно преданию «Житие Авраамия Ростовского», этот монастырь воздвигнулся вместо каменного языческого божества Велеса.


Авраа́миев Богоявле́нский монасты́рь.

Произошло это, согласно одной версии, в 1261 году. Однако некоторые исследователи склонны датировать воздвижение монастыря более поздними сроками

Как бы там ни было, но жезл Авраамия, которым тот сокрушил Велеса, долго хранился в стенах монастыря, пока Иоанн Грозный не забрал его перед знаменитым походом на Казань.

ВАЖНО: Если вы хотите воочию увидеть один из ранних памятников обетного строительства, посетите Богоявленский собор на территории монастыря. Он был воздвигнут как раз после взятия Казани.


Чуть позднее появились и другие церкви — Никольская и Введенская. С тех древних времён вплоть до 2004 года монастырь считался мужским, однако теперь он пребывает в статусе женского.

Самые известные монастыри в России

Соловецкий мужской монастырь был воздвигнут в 15 веке преподобными Германом и Зосимой. Как гласит предание, Зосиме было суждено лицезреть видение, которое и послужило толчком для возведения необычайно красивого монастыря. Построен он был из дерева, включал трапезную, придел, церковь.


С тех пор обитель имела полное право владеть островами, на которых расположилась — это было подтверждено архиепископом Новгородским, а затем и остальными государями. Историки отметили интересный факт: многие города 16 века не были обозначены на картах, однако Соловецкий монастырь присутствовал на них обязательно.

С 16 века начали вестись строительные работы с применением камня. По окончании строительства монастырь получает статус крепости , являясь охранным пунктом на северо-западе государства.

Монастырь отметился в истории и во время Крымской войны , когда выдержал бомбардировку английскими пушечными фрегатами.

На сегодняшний день при монастыре сохранены храмы и постройки тех времён, которые соединены с помощью крытых переходов . С точки зрения архитектуры, монастырь достаточно своеобразен благодаря таким переходам и угловым главам.

Известен монастырь и своими тюремными камерами , в которых отбывали заключение как политические, так и церковные узники.


Ипатьевский монастырь — настоящий символ царской Руси, ведь именно в нём в 17 веке был избран Михаил Романов на царство, и в нём же спустя 300 лет династия Романовых прекратила существование. Раскинувшийся на берегу Костромы, этот монастырь не раз переживал упадки и расцветы.

К сожалению, сейчас уже невозможно судить о том, какой именно тогда имели облик эти строения. Современный вид они получили только лишь во времена Екатерины Великой.

Посетители смогут насладиться золоченым иконостасом Троицкого собора, стенописью, а также уникальной библиотекой . В ней особенно выделяется знаменитая Ипатьевская летопись.


Иконостас Троицкого монастыря Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря

— это уникальное сочетание красивейшей природы и уникального архитектурного комплекса. Последний возник в 16-17 веках, окружённый со всех сторон водой, и как нельзя более подходящий для нахождения в уединении.


Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

ВАЖНО: Рекомендуется посетить в первую очередь каменную часовню, Спасо-Преображенский собор. Часовня Благовещения, к слову, является одним из наиболее старых островных строений. А часовню во имя иконы Знамения Богоматери решили установить в честь посещения монастыря Александром Вторым.


На долю этого уникального комплекса выпала масса испытаний, но теперь он восстанавливается. К примеру, из 13 скитов восстановлено уже 10 .

Музей, резиденция патриарха, мастерская для иконописи — вот чем ещё знаменит сейчас монастырь . Поток паломников настолько велик, что с мая по ноябрь стены монастыря ведут активный приём приезжих.

Горицкий монастырь является самым знаменитым из имеющих отношение к переяславским. Те сооружения, которые сохранились, имеют отношение к 17-19 векам.


Отдельного внимания заслуживает главный собор Успения Богородицы . Его иконостас из множества ярусов создавался ещё в 18 веке, но дошёл и до наших дней.


Изначально монастырь задумывался как мужской, однако в 1667 году было решено его сделать женским. В настоящее время он продолжает оставаться под женским уходом.

Монастырь встречает посетителей достаточно интересными Проездными воротами , возникшими в 17 веке. Контраст между чистыми стенами и декору ворот привлекает внимание.


ВАЖНО: Обязательно стоит посетить Палату привратника — она имеет два богато убранных фасада, которые ничем не уступают убранству княжеских жилищ тех времён.

Главные монастыри в России, список

Предлагаем список основных монастырей, составленный по алфавиту:

  1. Адрианов Пошехонский монастырь — Ярославская обл. Пошехонский р-н, д. Андрианова слобода
  2. Александро-Афонская Зеленчукская мужская пустынь — Карачаево-Черкесская респ., Зеленчукский р-н, пос. Нижний Архыз
  3. Александро-Невский женский монастырь — Московская обл., Талдомский р-н, д. Маклаково
  4. Алексеевская Пустынь Переславского Феодоровского монастыря -Ярославская обл., Переславский р-н, д. Новоалексеевка
  5. Амвросиев Николаевский Дудин мужской монастырь — Нижегородская обл., Богородский р-н, д. Подъяблонное
  6. Андреевская пустынь Соловецкого монастыря — Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова
  7. Артемиев-Веркольский мужской монастырь — Архангельская обл., Пинежский р-н, пос. Новый Путь
  8. Благовещенский женский монастырь — г. Астрахань, сев.-зап. угол ул. Советская и ул. Калинина
  9. Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь (Яшеозерская пустынь) — Республика Карелия, Прионежский р-н, ур. Яшезерский монастырь
  10. Благовещенский Красноярский женский монастырь — г. Красноярск, ул. Ленина, 13-15
  11. Благовещенский монастырь в Дунилово — Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Дунилово
  12. Боголюбская мужская киновия Троице-Сергиевой лавры -Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Новоогородная, 40А
  13. Богородице-Милостивский Кадомский женский монастырь — Рязанская обл., Кадомский р-н, г. Кадом
  14. Богоявленский женский монастырь — Алтайский край, г. Камень-на-Оби, ул. Декабристов, 19
  15. Борисоглебская пустынь в Воскресенском — Ярославская обл., Переславский р-н, с. Новоселье
  16. Брусенский женский монастырь — Московская обл., г. Коломна, Советский пер., 3
  17. Важеозерский мужской монастырь (Задне-Никифоровская пустынь) — респ. Карелия, Олонецкий р-н, пос. Интерпоселок
  18. Валаамский монастырь Республика Карелия — Сортавальский р-н, о. Валаам
  19. Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь — Новгородская обл., Валдайский р-н, г. Валдай, остров, Иверский монастырь
  20. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь -Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Хутынь
  21. Варсонофиевский Покровско-Селищенский женский монастырь — респ. Мордовия, Зубово-Полянский р-н, с. Покровские Селищи
  22. Введено-Оятский женский монастырь — Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, д. Оять
  23. Верхне-Чусовская Казанская Трифонова женская пустынь — Пермский край, Чусовской р-н, д. Красная Горка
  24. Владимирский скит Валаамского монастыря — Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам
  25. Владычный женский монастырь — Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40
  26. Воронцовский Благовещенский монастырь — Тверская обл., Торопецкий р-н, д. Воронцово
  27. Воскресенский Новодевичий монастырь — Санкт-Петербург, Московский пр., 100
  28. Воскресенский скит Павло-Обнорского монастыря — Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Юношеское
  29. Всехсвятский Шуйский единоверческий женский монастырь — Ивановская обл., г. Шуя, (угол ул. Советская и ул. 1-я Металлистов)
  30. Высокопетровский мужской монастырь — Москва, ул. Петровка, 28
  31. Гермогенова мужская пустынь — Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, ур. Гермогенова Пустынь (2 км С д. Алферьево)
  32. Гефсиманский мужской скит Троице-Сергиевой лавры — Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Весенняя
  33. Гледенский Троицкий монастырь — Вологодская обл., Великоустюгский р-н, д. Морозовицы
  34. Голгофо-Распятский скит — Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова, о. Анзер, Голгофо-Распятский скит
  35. Десятинный Рождественский женский монастырь — г. Великий Новгород, Десятинная ул.
  36. -Воронежская обл., Лискинский р-н, хут. Дивногорье
  37. Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь — Смоленская обл., Дорогобужский р-н, г. Дорогобуж, ул. Интернациональная, 16
  38. Екатерининский женский монастырь — г. Тверь, ул. Кропоткина, 19/2
  39. Елизаветинская женская община — Тверская обл., Зубцовский р-н, ур. Елизаветино (1 км на СЗ от д. Старые Горки)
  40. Женский скит Иконы Божией Матери Иерусалимская — Калужская обл., Людиновский р-н, ур. Манинский Хутор (3 км СВ д. Кретовка)
  41. Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь -Липецкая обл., Задонский р-н, с. Тюнино
  42. Заиконоспасский мужской монастырь — Москва, ул. Никольская, 7-9
  43. Заоникиевская Богородице-Владимирская мужская пустынь — Вологодская обл., Вологодский р-н, д. Лучниково
  44. Золотниковская Успенская пустынь — Ивановская обл., Тейковский р-н, с. Золотниковская Пустынь
  45. Ивановский Владимирский монастырь- г. Иваново, ул. Лежневская, 120
  46. Иверский Выксунский женский монастырь — Нижегородская обл., г. Выкса, ул. Краснофлотская, 58
  47. Иконы Божией Матери Отрада или Утешение, женская община — Московская обл., Домодедовский р-н, с. Добрыниха
  48. Иннокентьевский мужской скит — г. Иркутск, ул. Академика Образцова, 1
  49. Иоанно-Богословский монастырь — Рязанская обл., Рыбновский р-н, с. Пощупово
  50. Иоанно-Кронштадтский женский монастырь — Алтайский край, Первомайский р-н, с. Кислуха
  51. Иоанно-Предтеченский женский монастырь — Московская обл., Раменский р-н, с. Денежниково
  52. Иоанно-Предтеченский монастырь — Республика Татарстан, г. Казань, ул. Баумана, 2
  53. Киновия Троицкой Александро-Невской лавры — Санкт-Петербург, Октябрьская наб., 16-20
  54. Красногорский Богородицкий монастырь — Архангельская обл., Пинежский р-н, п. Красная Горка
  55. Красносельский Иоанно-Предтеченский монастырь — Пермский край, г. Соликамск, ул. Привокзальная, 35
  56. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь — Тверская обл., Краснохолмский р-н, д. Слобода
  57. Красноярский Знаменский скит — Красноярский край, г. Дивногорск, ул. Набережная
  58. Крестовоздвиженский монастырь — Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а
  59. Крестовоздвиженский скит — Пермский край, Нытвенский р-н, с. Говырино
  60. Михайло-Архангельский Усть-Вымский мужской монастырь — Республика Коми, Усть-Вымский р-н, с. Усть-Вымь, ул. Заручейная, д. 36
  61. Михайло-Афонский монастырь (Михайло-Афонская Закубанская пустынь) — Респ. Адыгея, Майкопский р-н, пос. Победа
  62. Монастырь «Труд и молитва» — Тверская обл., Рамешковский р-н, д. Волково
  63. Монастырь Гавриила Архангела в Благовещенске — Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Горького, 133
  64. Монастырь Елисаветы Феодоровны Преподобномученицы — г. Калининград, ул. Полецкого, 8
  65. Монастырь Иконы Божией Матери Всецарица — Краснодар, ул. Димитрова, 148
  66. Монашеская женская община Иконы Божией Матери Аз есмь с вами и никтоже на вы — Калужская обл., Мещовский р-н, с. Серебряно
  67. Никитский монастырь — Ярославская обл., Переславский р-н, с. Никитская слобода, ул. Запрудная, д. 20
  68. Николо-Моденский монастырь — Вологодская обл., Устюженский р-н, с. Модно
  69. Николо-Столпенская Пустынь (Николо-Столбенская Пустынь) — Тверская обл., Вышневолоцкий р-н, с. Белый Омут
  70. Николо-Черноостровский монастырь — Калужская обл., г. Малоярославец, ул. Кутузова, 2
  71. Николо-Шартомский монастырь во Введенье — Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье
  72. Никольский Тихонов монастырь — Ивановская обл., Лухский р-н, с. Тимирязево
  73. Нило-Сорская пустынь — Вологодская обл., Кирилловский р-н, м. Пустынь
  74. Новодевичий женский монастырь — Москва, Новодевичий пр., 1
  75. Ольгин монастырь в Волговерховье — Тверская обл., Осташковский р-н, с. Волговерховье
  76. Парфеновский Богородицкий монастырь в Парфеново — Вологодская обл., Череповецкий р-н, д. Парфеново
  77. Перынский скит — г. Новгород
  78. Псковский Иоанно-Предтеченский монастырь (Ивановский монастырь с Завеличья) — г. Псков
  79. Пустынь Параклита — Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, пос. Смена
  80. Свято-Вознесенский скит Соловецкого монастыря, на Секирной горе — Архангельская обл., Приморский р-н., Соловецкие острова
  81. Свято-Духова Алатырская пустынь — Чувашская респ., г. Алатырь, мкрн. Стрелка, ур. Дубовая роща
  82. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, 1; пл. Александра Невского
  83. Скит Андрея Первозванного на Агафоновом Лугу — Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Колтушская вол., вблизи д. Коркино, массив Генетика на Агафоновом лугу
  84. Скит Всех Святых Иосифо-Волоколамского монастыря — Московская обл., Волоколамский р-н, с. Теряево
  85. Скит Трифона Вятского в Пыскоре (Пыскорский Спасо-Преображенский мужской монастырь) — Пермский край, Усольский р-н, с. Пыскор
  86. Солотчинский монастырь — Рязанская обл., Рязанский р-н, пос. Солотча
  87. Софрониева пустынь — Нижегородская обл., Арзамаский р-н, Софрониева Пустынь
  88. Спасо-Каменный монастырь — Вологодская обл., Усть-Кубинский р-н, о. Каменный
  89. Спасо-Кукоцкий монастырь — Ивановская обл., Гаврилово-Посадский р-н, с. Сербилово
  90. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — г. Псков, Мирожская наб., 2
  91. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь Архангельская обл., Приморский р-н., Соловецкие острова
  92. Спасо-Преображенский Усть-Медведецкий монастырь — Волгоградская обл., г. Серафимович
  93. Троице-Одигитриевская Зосимова женская пустынь (Троице-Одигитриевский Зосимов женский монастырь; Зосимова пустынь) Московская обл., Наро-Фоминский р-н, пос. Зосимова Пустынь
  94. Троице-Сергиева лавра — Московская обл., г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра
  95. Троицкий Антониев Сийский монастырь — Архангельская обл., Холмогорский р-н, с. Монастырь
  96. Успенская Рдейская пустынь — Новгородская обл., Холмский р-н, ур. Рдейская пустынь
  97. Успенский Псково-Печерский монастырь — Псковская обл., Печорский р-н, г. Печоры, ул. Международная, 5
  98. Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово
  99. Флорищева мужская пустынь (Успенский мужской монастырь) -Нижегородская обл., Володарский р-н, пос. Фролищи
  100. Христорождественский Иверский женский монастырь — Кировская обл., г. Вятские Поляны, ул. Ленина, 212А
  101. Шестаковская Воскресенская община — Ярославская обл., Некоузский р-н, с. Шелдомеж
  102. Югская Дорофеева пустынь — Ярославская обл., ур. Югская пустынь (зона затопления Рыбинского вдхр.)
  103. Юрьев мужской монастырь — г. Великий Новгород, с. Юрьево
  104. Яранский Пророчицкий мужской монастырь — Кировская обл., Яранский р-н, м. Опытное Поле

Дивногорский Успенский мужской монастырь

Буддийские монастыри в России, список

Предлагаем вашему вниманию перечень действующих на российской территории буддийских монастырей:

  1. Агинский дацан — Забайкальский край, с. Амитхаша
  2. Аларский дацан — посёлок Кутулик Аларского района Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области
  3. Анинский дацан — Бурятия, 5 км от села Алан, Хоринский район
  4. Атаган-Дырестуйский дацан — Бурятия, Дырестуй
  5. Ацагатский дацан — Бурятия, Заиграевский район, село Нарын-Ацагат
  6. Буддавихара — поселок Горелово, недалеко от Санкт-Петербурга
  7. Гусиноозёрский (Тамчинский) дацан — Бурятия, село Гусиное озеро
  8. «Дацан Гунзэчойнэй» — Санкт-Петербург, Приморский проспект, 91 (станция метро «Старая Деревня»)
  9. Загустайский дацан «Дэчи́н Рабжили́нг» — в 6 км к югу от улуса Тохой Селенгинского района Бурятии и в 4 км к северо-востоку от окраины города Гусиноозёрска, на Кяхтинском тракте
  10. «Золотая обитель Будды Шакьяму́ни» — в центре Элисты на ул. Юрия Клыкова
  11. Кижингинский дацан «Дэчен Даши Лхумболинг» — Кижингинский район Бурятии
  12. Сартул-Гэгэтуйский дацан — юг Бурятии в улусе Гэгэтуй Джидинского района
  13. Сякюсн-Сюме — окраина Элисты в 6 километрах от города к северу от посёлка Аршан
  14. Тантрический монастырь Владыки Зонкавы — Городовиковск, Калмыкия
  15. Ульдючинский хурул — посёлок Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия
  16. Устуу-Хурээ — урочище Чайлаг-Алаак на правом берегу реки Чадан
  17. Хойморский дацан «Бодхидхарма» — Аршан Тункинского района Бурятии
  18. Хошеутовский хурул — с. Речное Харабалинского района Астраханской области
  19. Храм Великой Победы (Большой Царын) — посёлок Большой Царын Октябрьского района Калмыкии
  20. Цээжэ-Бургалтайский дацан — улус Усть-Бургалтай Закаменского района Бурятии
  21. Чёёря-хурул — посёлок Ики-Чонос Целинного района Калмыкии
  22. Читинский дацан — Забайкальский край, Чита
  23. Шад Тчуп Линг гора Качканар в Свердловской области

Санкт-Петербургский буддийский-монастырь «Дацан Гунзэчойнэй»

Старообрядческие монастыри в России, список

Множество старообрядческих монастырей было закрыто в разные временные промежутки. Из тех, что остались, можно выделить следующие:

  1. Николо-Улейминский монастырь — с. Улейма Ярославской области
  2. Преображенская старообрядческая община Федосеевского согласия — в Москве возле Преображенского кладбища

Преображенский старообрядческий монастырь Федосеевского согласия

Монастыри России с чудотворными иконами

Новоиерусалимский монастырь , о котором мы уже упоминали ранее, хранит чудотворную икону Божьей Матери «Троеручницы» . Бытует легенда о том, что художник, возвращаясь к своей работе, раз за разом видел пририсованную непонятно кем третью руку к его работе. Полагая, что это чья-то шутка, он стирал руку. И так продолжалось до тех пор, пока во сне ему не явилась Богоматерь, и не сказала, что рука — знак её благословения.


Чудотворная икона Божьей Матери “Троеручицы” при монастыре

Зачатьевский женский монастырь славится иконой Божьей Матери, получившей название «Милостивая» . К ней обращаются в случае проблем с зачатием ребёнка, а также просто для разрешения семейных проблем.

ВАЖНО: Данная икона не оригинальна — она списана с той, которая расположена на острове Кипр.


Икона Божией Матери “Милостивая”, Зачатьевский женский монастырь

Иверская икона Божьей матери из Иверского монастыря входит в число самых ценных икон. Она изготовлена ещё в 11 веке, и была почитаема все века своего существования благодаря множеству чудес.

Если присмотреться, можно увидеть на подбородке Богоматери рану, которая появилась благодаря врагам православия.


Русская земля не зря всегда славилась своими духовными памятниками. Монастыри не только радушно принимали всех, кто стремился уйти от мирской жизни — они ещё и являлись превосходными образцами архитектурного искусства. Вне зависимости от того, что именно вы ожидаете от монастырей, вам стоит их посетить даже в качестве простого туриста.

Предлагаем насладиться с помощью видео красотами российских монастырей:

Видео: Монастыри и храмы России

Видео: Ипатьевский монастырь

Видео: Как живут в монастыре?

Среди всех мировых религий именно христианство является одной из самых многочисленных по числу своих представителей. И не беда, что бывшее когда-то единым целым, сегодня оно распалось на три ветви – православие, католицизм и протестантизм. Все современные христиане очень близки духовно. Веря в единого Бога, почитая Иисуса Христа, уповая на помощь Пресвятой Богородицы, они обладают общим культурным и историческим целым, ведущим их к спасению.

Христианские монастыри – важный духовный объект в любом ответвлении самой крупной мировой религии. Они представляют собой религиозную общину, состоящую из холостых церковных служителей мужского или женского пола, постоянно проживающих в рамках конкретных богослужебных и хозяйственных построек. Каждый монастырь имеет свою историю, устав и порядки.

Впервые идея монашества появилась в христианстве в начале четвёртого века нашей эры. В это время христианская вера широко распространилась по Ближнему Востоку, стала привычной, а потому и более слабой по своим устоям. Особо рьяным её представителям стало сложно блюсти в целости и сохранности чистоту души, и они решили удалиться от городского общества – в пустыни. Созданная преподобным Пахомием Великим в Египте первая монастырская община своим внутренним устройством заложила основу для формирования христианских монастырей по всему миру.

Христианские монастыри Фото.

1. Монастырь Алкобаса (Alcobaca Monastery), Португалия

Португальский монастырь Санта-Мария де Алкобаса, основанный в 1153-м году первым королём этой европейской страны Афонсу Энрикишем, служит пристанищем цистерцианцев – католических монахов, отколовшихся в XI веке от ордена бенедектинцев. Здание монастыря представляет собой уникальный архитектурный ансамбль средневековой готики и более позднего барокко, добавившегося к нему в XVIII веке при расширении португальским королем Мануэлем I Счастливым. В 1989-м году весь комплекс зданий Санта-Марии де Алкобаса был причислен к особо почитаемым объектам .

2. Панагия Сумела (Sümela Monastery), Турция

Приютившийся на склоне скалы, гордо возвышающейся в турецкой долине Алтындере, православный монастырь с говорящим названием Панагия Сумела (что в переводе с греческого означает «Всесвятая с Меловой горы») долгое время был очагом православия в империи османов. Основанный в конце IV века монахом Варнавой, он был до уничтожен земли турками в веке VI-м и восстановлен спустя век Христофором Римлянином. Мировую известность Панагия Сумела получила в более позднее время — в XVIII-XIX веках. В XX веке службы в монастыре были запрещены мусульманской , и только 15 августа 2010 года местное Министерство Культуры разрешило проведение литургии и прием православных паломников в Панагии Сумеле.

3. Монастырь Острог (Ostrog Monastery), Черногория

Находящийся в Черногории православный сербский монастырь Острог занимает уникальное местоположение – он забрался высоко (более девятисот метров над уровнем моря) в горы, в пятнадцати километрах от городка Даниловград. Заложенный в XVII веке святым Василием Острожским, сегодня он служит местом хранения мощей этого великого православного чудотворца. В настоящее время монастырскую жизнь поддерживают чуть более десятка монахов. По своему внутреннему устройству Острог представляет собой двухуровневую конструкцию из Нижнего монастыря (построен в XIX веке) и Верхнего, изначального. Между собой здания соединены дорогой длиной в пять километров.

4. Киево-Печерская лавра (Kiev Pechersk Lavra), Украина

Расположенная в центре Киева, на правом берегу знаменитой украинской реки Днепр, Киево-Печерская лавра по праву считается одним из самых прекрасных православных монастырей в мире. Свою репутацию она зарабатывала веками. Кстати, основанная в 1051 году монахом Антонием, Киево-Печерская лавра является ещё и наиболее древним православным монастырем Киевской Руси. Обитель много раз переживала набеги и разграбления, но каждый раз возрождалась к новой жизни. Сегодня Киево-Печерская лавра представляет собой архитектурный комплекс, включающий в себя целых шесть самостоятельных монастырей.

5. Гелатский монастырь (Gelati Monastery), Грузия

Православный Гелатский монастырь Богородицы, возвышающийся на холме, расположенном неподалёку от Кутаиси, был основан в 1106 году царём Давидом IV, известным под именем Строителя. Из глубины веков до нашего времени дошёл архитектурный комплекс, состоящий из ряда хозяйственных построек и двух храмов — великомученика Георгия и святого Николая. Древние монастырские здания украшены богатыми мозаичными и фресковыми рисунками, имеющими высокую художественную и религиозную ценность. Начиная с момента своего основания, Гелатский монастырь служил местом успокоения грузинских царей.

6. Святая гора Афон (Mount Athos), Греция

Святая гора Афон – греческий полуостров с горой, возвышающейся на 2033 метра над уровнем моря – место сакраментальное для всех православных верующих. Здесь находится второй удел Пресвятой Богородицы – земля, находящаяся под её особым покровительством настолько, что на ней в будущем можно будет спастись даже от самого Антихриста. Посетить Афон могут только мужчины, женщинам доступ туда запрещён уже много веков. Сегодня на Святой горе располагается 20 монастырей, объединённых в единый административный центр, подчиняющийся ещё с начала XIV века Константинопольскому патриарху.

Монастырь святого Иоанна Рильского – один из самых крупных православных мужских монастырей в . Расположенный в ста пятнадцати километрах к югу от столицы страны, он уже несколько десятков лет внесён в . Рильский монастырь был основан в первой трети X века в память об отшельнике Иване Рильском, впоследствии получившем статус святого. С архитектурной точки зрения Rila Monastery представляет собой изумительной красоты церковь, увенчанную пятью куполами и разукрашенную фресками работы известных художников. В монастыре хранится икона Девы Марии, датируемая XII веком, и сердце царя Бориса III.

8. Монастырь Святой Екатерины (Saint Catherine’s Monastery), Египет

Основанный в Египте в IV веке нашей эры, монастырь Святой Екатерины является одним из самых древних среди постоянно действующий церковных общин мира. Его первоначальное название – монастырь Неопалимой Купины — было заменено на текущее после обретения монахами в середине VI века мощей св. Екатерины. В тот же период было выстроено и укреплённое здание самого монастыря. Монастырь Святой Екатерины относится к числу православных. Преимущественно его населяют греки. Монастырь за многие века ни разу не разорялся и смог скопить огромное количество религиозных и культурных сокровищ – икон, книг и т.п.

9. Монастырь Эскориал (El Escorial), Испания

Уникальный монастырь-дворец Эскориал нередко называют восьмым чудом света. Испанский король Филипп II создал его в XVI веке в качестве династического пантеона, сочетающего в себе королевскую резиденцию с религиозными строениями. Выполненный из светлого песчаника монастырь Эскориал имеет вид квадратной решётки, гордо возвышающейся на фоне свежей зелени. Дворцовые покои хранят в себе неисчислимые сокровища, собранные под сенью двух музеев. К их числу относятся древнейшие рукописи и книги, а также картины известных испанских и нидерландских художников – Босха, Ван Дейка и других. В усыпальнице монастыря покоятся все короли и королевы Испании.

Греческие монастыри Метеоры, расположенные в горах Фессалии, представляют собой уникальный архитектурный комплекс из шести действующих православных общин (четырёх мужских и двух женских). Отличительной особенностью Метеоров является их устройство на высоких (до 600 метров над уровнем моря) скалах, бывших 60 миллионов лет назад дном древнего моря. Первые отшельники обосновались в этих местах задолго до основания в XI веке Преображенского скита. Расцвет Метеоров пришёлся на XVI век, во время которого на территории гор действовало более двадцати монастырей.

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст., когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты. Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь. С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество. Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит. В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец». Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями. Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован. Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св. Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского. Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

ВВЕДЕНИЕ

Русская культура – это, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей. Среди последних – дохристианская культура восточных славян, благотворное отсутствие единства (русская культура при рождении – комбинация культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение) и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования.

Кроме того, в нашей культуре трудно найти период, когда бы ее сферы развивались равномерно – в XIV – начале XV вв. на первое место выходит живопись, в XV – XVI вв. превалирует зодчество, в XVII в. передовые позиции принадлежат литературе. В то же время русская культура в каждом веке и на протяжении нескольких веков – это единство, где каждая из ее сфер обогащает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, учится у них сама.

Славянские народы впервые приобщились к высотам культуры через христианство. Откровением для них стала не «телесность», с которой они постоянно сталкивались, а духовность человеческого существования. Эта духовность приходила к ним прежде всего через искусство, которое легко и своеобразно воспринималось восточными славянами, подготовленными к этому своим отношением к окружающему миру, природе.

Большую роль в формировании духовности и в культурном развитии русского народа сыграли монастыри.

НА РУСИ

Монастыри появились в Древней Руси в XI в., спустя несколько десятилетий после принятия христианства киевским князем Владимиром и его подданными. А через 1,5-2 века они уже играли важную роль в жизни страны.

Начало русского монашества летопись связывает с деятельностью Антония – жителя города Любеча, близ Чернигова, принявшего монашество на Афоне и появившегося в Киеве в середине XI века. «Повесть временных лет» сообщает о нем под 1051 годом. Правда, в летописи говорится, что когда Антоний пришел в Киев и начал выбирать, где бы поселиться, то он «ходил по монастырям, и нигде ему не понравилось». Значит были на Киевской земле какие-то монашеские обители и до Антония. Но о них нет никаких сведений, и поэтому первым русским православным монастырем считается Печерский (впоследствии Киево-Печорская лавра), возникший на одной из киевских гор по почину Антония: он якобы поселился в пещере, вырытой для молитв будущим митрополитом Иларионом.

Однако подлинным родоначальником монашества русская православная церковь считает Феодосия, принявшего иночество по благословению Антония. Став игуменом, он ввел в своей обители, насчитывавшей два десятка иноков, устав Константинопольского Студийского монастыря, которым строжайше регламентировалась вся жизнь монашествующих. Впоследствии этот устав ввели и в других крупных монастырях русской православной церкви, которые были преимущественно общежительными.

В начале XII в. Киевская Русь распалась на ряд княжеств, которые были, по существу, вполне независимыми феодальными государствами. Процесс христианизации в их стольных городах зашел уже далеко; князья и бояре, состоятельные купцы, жизнь которых отнюдь не соответствовала христианским заповедям, основывали монастыри, стремясь замолить в них грехи. При этом богатые вкладчики не только получали «обслуживание специалистов» – монахов, но могли и сами провести остаток жизни в привычных условиях материального благополучия. Возросшее количество населения в городах обеспечило и рост численности монахов.

Отмечалось преобладание городских монастырей. По-видимому, здесь сыграло роль распространение христианства сначала среди богатых и состоятельных людей, близких к князьям и живших вместе с ними в городах. Богатые купцы и ремесленники тоже жили в них. Конечно, и простые горожане принимали христианство скорее, чем крестьяне.

Наряду с большими существовали и мелкие частные монастыри, владельцы которых могли ими распоряжаться и передавать их наследникам. Монахи в таких монастырях не вели общего хозяйства, а вкладчики, пожелав уйти из монастыря, могли потребовать свой вклад обратно.

С середины XIV в. начинается возникновение монастырей нового типа, которые основывались людьми, не имевшими земельных владений, но обладавших энергией и предприимчивостью. Они добивались от великого князя пожалования земель, принимали пожертвования от соседей-феодалов «на помин души», закабаляли окрестных крестьян, скупали и выменивали земли, вели собственное хозяйство, торговали, занимались ростовщичеством и превращали монастыри в феодальные вотчины.

Вслед за Киевом обзавелись собственными монастырями Новгород, Владимир, Смоленск, Галич и другие древнерусские города. В домонгольский период общее число монастырей и количество монашествующих в них были незначительны. По данным летописей, в XI-XIII веках на Руси имелось не более 70 монастырей, в том числе по 17 в Киеве и Новгороде.

Заметно увеличилось число монастырей в период татаро-монгольского ига: к середине XV века их стало более 180. За последующие полтора столетия открылось около 300 новых монастырей, а в один лишь XVII век – 220. Процесс возникновения все новых и новых монастырей (как мужских, так и женских) продолжался вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. К 1917 году их стало 1025.

Русские православные монастыри были многофункциональными. Они всегда рассматривались не только как очаги наиболее интенсивной религиозной жизни, хранители церковных традиций, но и как экономический оплот церкви, а также центры подготовки церковных кадров. Монахи составляли костяк духовенства, занимавший ключевые позиции во всех областях церковной жизни. Только монашеское звание открывало доступ к епископскому сану. Связанные обетом полного и безоговорочного повиновения, который они давали при пострижении, монахи были послушным орудием в руках церковного руководства.

Как правило, в русских землях XI-XIII вв. монастыри основывались князьями или местной боярской аристократией.

монастыри на руси

Первые монастыри возникали в близи больших городов, либо непосредственно в них. Монастыри являлись формой социальной организации людей, которые отказались от принятых в светском обществе норм жизни. Эти коллективы решали разные задачи: от приготовления своих членов к загробной жизни до создания образцовых хозяйств. Монастыри выполняли функцию учреждений социального призрения. Они же, тесно связанные с властью, становились центрами идеологической жизни Руси.

В монастырях готовились кадры священнослужителей всех рангов. Из монашеской среды избирался епископат, причем архиерейский чин получали преимущественно иноки знатного происхождения. В XI-XII веках из одного Киево-Печорского монастыря вышло пятнадцать епископов. Архиереи из «простецов» насчитывались единицами.

РОЛЬ МОНАСТЫРЕЙ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РУСИ

Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. В нашей стране – как, впрочем, и в других странах христианского мира – обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей.

Одним из таких периодов было время консолидации русских земель вокруг Москвы, время расцвета православного искусства и переосмысления культурной традиции, связывавшей Киевскую Русь с Московским царством, время колонизации новых земель и приобщения к православию новых народов.

На протяжении XV и XVI столетий лесистый север страны покрывался сетью крупных монастырских хозяйств, около которых постепенно оседало крестьянское население. Так начиналось мирное освоение огромных пространств. Оно шло одновременно с широкой просветительской и миссионерской деятельностью.

Епископ Стефан Пермский проповедовал по Северной Двине среди коми, для которых создал азбуку и перевел Евангелие. Преподобные Сергий и Герман основали Валаамский Спасо-Преображенский монастырь на островах в Ладожском озере и проповедовали среди карельских племен. Преподобные Савватий и Зосима положили начало крупнейшему на Севере Европы Соловецкому Спасо-Преображенскому монастырю. Святой Кирилл создал монастырь в Белоозерском крае. Святой Феодорит Кольский крестил финское племя топарей и создал для него азбуку. Его миссию в середине XVI в. продолжил святой Трифон Печенегский, основавший монастырь на северном побережье Кольского полуострова.

Появились в XV-XVI вв. и многие другие монастыри. В них шла большая просветительская работа, переписывались книги, развивались самобытные школы иконописи, фресковой живописи.

В монастырях писались иконы, которые наряду с фресками и мозаикой составляли тот жанр живописного искусства, что был разрешен церковью и всячески поощрялся ею.

Выдающиеся живописцы древности отражали в иконе и религиозные сюжеты, и свое видение окружающего мира, запечатлевали в красках не одни христианские догматы, но и собственное отношение к актуальным проблемам современности. Поэтому древнерусское живописное искусство вышло за узкие рамки церковной улитарности и стало важным средством художественного отражения своей эпохи – явлением не только чисто религиозной жизни, но и общекультурной.

XIV – начало XV вв. – это время расцвета иконописи. Именно в ней русским художникам удалось полностью выразить характер страны и народа, подняться до высот мировой культуры. Корифеями же иконописи, безусловно, являлись Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Благодаря их творчеству русская икона стала не только предметом живописи, но и философских дискуссий; она о много говорит не только искусствоведам, но и социальным психологам, стала составной частью жизни русского народа.

Провидение крайне редко распоряжается таким образом, что на протяжении 150 лет один за другим живут и творят великие деятели культуры. России XIV-XV вв. в этом отношении повезло – у нее были Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий. Первым звеном в этой цепи оказался Феофан – философ, книжник, иллюстратор, иконописец, который попал на Русь уже сложившимся, но не застывшим в темах и приемах письма мастером. Работая в Новгороде и Москве, он с одинаковой изощренностью сумел создать совершенно непохожие друг на друга фрески и иконы. Грек не брезговал приноравливанием к обстоятельствам: неистовый, поражающий неуемной фантазией в Новгороде, он мало чем напоминает строго канонического мастера в Москве. Только его мастерство остается неизменным. Он не спорил со временем и заказчиками, и учил жизни и хитростям своей профессии русских художников, в том числе, вероятно, и Андрея Рублева.

Рублев попытался совершить переворот в душах и умах своих зрителей. Он хотел, чтобы икона стала не только предметом культа, наделенным магической силой, но и предметом философского, художественного и эстетического созерцания. О жизни Рублева, как и многих других мастеров Древней Руси, известно не много. Почти весь его жизненный путь связан с Троице-Сергиевым и Андронниковым монастрями в Москве и Подмосковье.

Самая знаменитая икона Рублева – «Троица» – при жизни автора вызывала споры и сомнения. Догматическое понятие Троицы – единство божества в трех лицах: Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого – носило отвлеченный характер и было трудно для уразумения. Не случайно именно учение о Троице породило в истории христианства огромное количество ересей. Да и на Руси XI-XIII вв. предпочитали посвящать храмы более реальным образам: Спасу, Богородице, Николе.

Рублев в символе Троицы различал не только отвлеченно догматическую идею, но и жизненно важную для того времени мысль о политическом и нравственном единстве земли Русской. В живописных образах передавал религиозную перифразу вполне земной идеи единения, «единства равных». Подход Рублева к сути и значению иконы были настолько новы, а прорыв из канона настолько решительным, что настоящая слава пришла к нему только в XX в. Современники же ценили в нем не только талантливого живописца, но и святость его жизни. Потом рублевские иконы подновлялись позднейшими авторами и скрылись вплоть до нашего века (не будем забывать о том, что через 80-100 лет после создания иконы темнели от покрывавшей их олифы, и живопись становилась неразличимой.

О третьем корифее иконописи мы также знаем немного. Дионисий, видимо, был любимым художником Ивана III и оставался мирским живописцем не приняв пострига. Вообще-то, смирение и послушание ему явно не присущи, что и сказалось в его фресках. Да и эпоха была совершенно иной, нежели времена Грека и Рублева. Москва торжествовала победу над Ордой и искусству предписывалось воспевать величие и славу Московского государства. Фрески Дионисия не достигают быть может высокой устремленности и глубокой выразительности рублевскиих икон. Они созданы не для размышлений, а для радостного любования. Они – часть праздника, а не предмет задумчивого созерцания. Дионисий не стал вещим предсказателем, но он является непревзойденным мастером и хозяином цвета, тонов необычайно светлых и чистых. С его творчеством парадное, торжественное искусство стало ведущим. Ему, конечно, пытались подражать, но последователям не хватало какой-то малости: меры, стройности, чистоты – того, что и отличает подлинного мастера от прилежного ремесленника.

Мы знаем по именам лишь некоторых иноков – иконописцев, резчиков, писателей, зодчих. Тогдашняя культура была в известной степени анонимной, что вообще характерно для средневековья. Смиренные монахи далеко не всегда подписывали свои произведения, также не слишком заботились о прижизненной или посмертной земной славе и мастера-миряне.

Это была эпоха соборного творчества. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, наш современник, писал об этой эпохе в работе «Опыт народного духа» так: «Дух соборного делания коснулся всех областей творчества. Вслед за политическим собиранием Руси, одновременно с ростом экономических связей различных частей государства началось культурное собирание. Именно тогда умножились произведения житийной литературы, были созданы обобщающие летописные своды, начали сливаться воедино в общерусской культуре достижения крупнейших провинциальных школ в области изобрази-тельного, архитектурного, музыкально-певческого, декоративно-прикладного искусства».

Страницы:123следующая →

Монастыри - это общинные поселения верующих, которые живут вместе, уйдя от мира, соблюдая при этом определенный устав. Древнейшими являются буддийские монастыри, возникшие на территории Индии еще в середине I тысячелетия до н. э. В Средние века христианские монастыри Европы строились уже как крепости или замки. Русским же православным монастырям исстари была присуща более свободная живописная планировка.

Монастыри на Руси стали возникать еще в конце X - начале XI века. Один из первых - Киево-Печерский - был основан святым Феодосием в 1051 году на берегу Днепра в искусственных пещерах. В 1598 году он получил статус лавры. Преподобный Феодосий заложил строгий монастырский устав по византийскому образцу. До XVI века здесь производились захоронения монахов.

Троицкий собор - первая каменная постройка монастыря, возведенная в 1422-1423 годах на месте деревянной церкви. Храм был сооружен на средства сына Дмитрия Донского - князя Юрия Звенигородского «в похвалу» Сергию Радонежскому. Сюда перенесли его останки. Так собор стал одним из первых мемориальных памятников Московской Руси.
Сергий старался распространить почитание Святой Троицы как символа единства всей Руси. Для создания иконостаса Троицкого собора были приглашены иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный.

В конце ХУІІ века вместо древних палат была возведена трапезная - нарядное здание, окруженное галереей, украшенное колонками, орнаментом и резными наличниками.

Троицкий монастырь (XIV век) основан братьями Варфоломеем и Стефаном на северных подступах к Москве. При пострижении Варфоломей получил имя Сергий, которого стали называть Радонежским.

«Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло… Русские люди XIV века признали это действие чудом», - писал историк Василий Ключевский. За свою жизнь Сергий основал еще несколько обителей, а его ученики - еще до 40 монастырей на землях Руси.

Кирилло-Белозерский монастырь был основан в 1397 году. Легенда гласит, что архимандриту Симонова монастыря Кириллу во время молитвы голос Богородицы повелел идти на берег Белого озера и основать там монастырь. Монастырь активно развивался и вскоре стал одним из крупнейших. С первой половины XVI века великие князья ездили сюда на богомолье. Иван Грозный принял постриг именно в этом монастыре.

Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году монахом Ферапонтом, пришедшим на Север вместе с Кириллом. С середины XV века Ферапонтов монастырь становится центром просвещения всего Белозерского края. Из стен этой обители вышла плеяда известных просветителей, книжников, философов. Сюда был сослан патриарх Никон, проживший в монастыре с 1666 по 1676 год.

Саввино-Сторожевский монастырь был основан в конце XIV века на месте сторожевой башни Звенигорода (отсюда происходит название - Сторожевский). При царствовании Алексея Михайловича монастырь использовался им в качестве загородной резиденции.

Дионисий Мудрый - так называли современники этого знаменитого древнерусского мастера-иконописца. В конце своей жизни (в 1550 году) Дионисий был приглашен для расписывания каменного храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря . Из всех дошедших до нас живописных ансамблей Древней Руси - это, пожалуй, единственный, уцелевший почти в первозданном виде.

Соловецкий монастырь был из дерева, но с XVI века монахи приступили к каменному строительству. В конце XVII столетия Соловки становятся форпостом России.
В Соловецком монастыре поражают воображение водоналивной док, дамбы, садки для ловли рыбы. Панорама монастыря развернута вдоль моря. При въезде в Спасские ворота мы видим Успенскую церковь .

Соловецкие острова - заповедник в Белом море. Удаленность от материка, суровость климата не помешали заселению и преобразованию этого края. Среди множества мелких островов выделяются шесть - Большой Соловецкий остров, Анзерский, Большая и Малая Муксулма и Большой и Малый Заяцкий. Славу архипелагу принес монастырь, основанный в первой половине XV века монахами-поселенцами.

Суздаль - один из первых монастырских центров Руси. Здесь имелось 16 монастырей, самый известный - Покровский . Он был основан в 1364 году суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем, вошел в историю как аристократический. Начиная с XVI века сюда ссылали знатных женщин: дочь Ивана III - инокиню Александру; жену Василия III - Соломонию Сабурову; дочь Бориса Годунова - Ксению; первую жену Петра I - Евдокию Лопухину, а также многих других женщин из известных родов.

Спасский монастырь был основан в 1352 году суздальским князем Константином Васильевичем. В XVI веке он входил в число пяти крупнейших монастырей России. Первым его настоятелем был Евфимий, сподвижник Сергия Радонежского. После канонизации Евфимия монастырь получил название Спасо-Евфимиевого. При поляках здесь стоял военный лагерь.

В Преображенском соборе монастыря находилась родовая усыпальница князей Пожарских. Рядом с алтарными апсидами был устроен склеп, где покоились представители этого древнего рода. Склеп разорили сами монахи в ответ на монастырскую реформу Екатерины II.

Ризположенский монастырь был основан в 1207 году. Этот монастырь единственный, донесший до нас имена своих строителей - «каменных здателей» - суздальцев Ивана Мамина, Ивана Грязнова и Андрея Шмакова. Ризположенский монастырь сыграл основную роль в сохранении топографии древнего Суздаля: через монастырские ворота проходила древнейшая суздальская дорога, идущая из кремля через посад по левому берегу реки Каменки. Сохранились двухшатровые Святые ворота монастыря, построенные в 1688 году.

Церковь Успения Гефсиманского скита - из наиболее интересных построек Валаама. Она выполнена в «русском стиле», претерпевшем изменения под влиянием зодчества Русского Севера. Выделяется сложным декором.

14 марта 1613 года представители Земского собора объявили находившемуся в Ипатьевском монастыре Михаилу Федоровичу об избрании его на царство. Это был первый царь династии Романовых. С его именем связан подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который завел в лес польских воинов, искавших дорогу в монастырь, чтобы взять в плен юного царя. Ценой своей жизни Сусанин спас молодого монарха. В 1858 году по просьбе императора Александра II были перестроены монастырские кельи XVI-XVII веков. Император повелел создать здесь родовое гнездо царствующей династии. Реконструкцию провели в стилизованной под XVI век манере.

Ипатьевский монастырь в Костроме основан около 1330 года ханом Мурзой Четом, принявшим христианство, родоначальником фамилии Годуновых. Годуновы имели там родовую усыпальницу. Наиболее древняя часть монастыря - Старый город - существует со дня его основания.

Мужской Спасо-Преображенский монастырь на Валааме был крупным центром религиозной жизни. Считается, что он основан не позднее начала XIV века. Монастырь не раз подвергался нападениям шведов. После завершения Северной войны по Ништадтскому мирному договору 1721 года Западная Карелия была возвращена России. Постройки монастыря относятся к разным эпохам и стилям.

Монастырь в Оптиной пустыни основан в XVI веке.

самый древнейший монастырь России? Древнейший монастырь

В 1821 году при монастыре возник скит. Это событие предопределило его дальнейшую судьбу и известность. Во второй четверти XIX века здесь возникло такое явление, как «старчество». Среди старцев было много образованных людей, занятых религиозно-философскими проблемами. Старцев посещали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. А. Ахматова.

Архипелаг Ладожского озера Валаам - удивительный уголок Карелии. Здесь все необычно: валуны, могучие деревья, скалы… У каждого из ансамблей свой облик, интересные архитектурные сооружения и сельскохозяйственные постройки, десятки часовен, крестов. В ясную погоду очертания архипелага видны издалека.
Архитекторы Валаама умели выявить характер природы, и скромные сооружения превратились в запоминающиеся ландшафты. Живопись собора близка к натуралистическому искусству стран Запада.

Возникновение и первоначальное строительство Воскресенского монастыря под Истрой связано с Никоном - реформатором православной церкви XVII века. Воскресенское было куплено Никоном в 1656 году. Кроме крепостных самого патриарха, к строительству привлекли мастеров со всей страны. Белый камень доставлялся из села Мячкова по Москве-реке и ее притоку Истре. Никон задался целью создать подобие Иерусалимского храма (отсюда второе название - Новый Иерусалим).

Один из самых известных монастырей - Иосифо-Волоколамский - заложен в начале XV века в городе Волоке Ламском, известном с 1135 года. Город основан новгородцами на месте древнего волока (перетаскивания по суше) судов из реки Ламы в Волошну.

Спасо-Бородинский монастырь - один из лучших памятников войне 1812 года. Архитектор М. Быковский органично вписал в монастырь ограду, колокольню и усыпальницу генерала Тучкова.

Литература

  • Российская большая детская энциклопедия, Современный литератор, Минск, 2008

Появление первых монастырей в Киевской Руси

В древнейших русских источниках первые упоминания о монахах и монастырях на Руси относятся лишь к эпохе после крещения князя Владимира; их появление датируется временем правления князя Ярослава (1019–1054). Современник его, Иларион, с 1051 г. Киевский митрополит, в своем «Слове о законе и благодати», говорил, что уже во времена Владимира в Киеве появились монастыри и явились черноризцы. Вполне вероятно, что монастыри, которые упоминает Иларион, не были монастырями в собственном смысле, а просто христиане жили в отдельных хижинах вблизи церкви в строгой аскезе, собирались вместе на богослужение, но не имели еще монашеского устава, не давали иноческих обетов и не получали правильного пострижения, или, другая возможность,- составители летописи, которая включает в себя «Свод 1039 г.», имеющий весьма сильную грекофильскую окраску, склонны были недооценивать успехи в распространении христианства в Киевской Руси до прибытия туда митрополита Феопемпта (1037), вероятно первого в Киеве иерарха греческого поставления и греческого происхождения.
Под тем же 1037 г. древнерусский летописец сообщает, что Ярослав основал два монастыря: св. Георгия (Георгиевский) и св. Ирины (Ирининский женский монастырь) - первые правильные монастыри в Киеве. Но это были так называемые ктиторские, или, лучше сказать, княжеские обители, ибо их ктитором был князь. Почти все обители, основанные в домонгольскую эпоху, то есть до середины XIII в., были именно княжескими, или ктиторскими, монастырями.
Совершенно иное начало было у знаменитой киевской пещерной обители - Печерского монастыря. Он возник из чисто аскетических устремлений отдельных лиц из простого народа и прославился не знатностью ктиторов и не богатствами своими, а той любовью, которую снискал у современников благодаря аскетическим подвигам своих насельников, вся жизнь которых, как пишет летописец, проходила «в воздержании, и в великом пощеньи, и в молитвах со слезами».
Одновременно с расцветом Печерского монастыря появляются новые обители в Киеве и в других городах. Из помещенного в Патерике мы узнаем, что в Киеве уже тогда был монастырь св. Мины.
Димитриевский монастырь основан был в Киеве в 1061/62 г. князем Изяславом. Для управления им Изяслав пригласил настоятеля Печерского монастыря. Соперник Изяслава в борьбе за Киев, князь Всеволод, в свою очередь тоже основал монастырь - Михайловский Выдубицкий и в 1070 г. велел построить в нем каменную церковь. Через два года в Киеве возникли еще две обители.
Таким образом, эти десятилетия были временем бурного монастырского строительства.

Древнерусское иночество и первые монастыри на Руси

С XI до середины XIII в. возникло и много других обителей. Голубинский насчитывает в одном Киеве до 17 монастырей.
В XI в. строятся монастыри и вне Киева. Монастыри появляются также в Переяславле (1072–1074), в Чернигове (1074), в Суздале (1096). Особенно много обителей строилось в Новгороде, где в XII–XIII вв. тоже насчитывалось до 17 монастырей. Всего до середины XIII в. на Руси можно насчитать до 70 обителей, расположенных в городах или их окрестностях.