Объектовые и локальные системы оповещения. Системы оповещения го и чс. Особенности проведения работ по обслуживанию

На объектах, где существует опасность химического и радиационного заражения, для оповещения и информирования персонала указанных объектов и населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, создаются локальные системы оповещения. Локальная система оповещения – это совокупность технических средств объектовой и части территориальной (городской, областной) систем оповещения.

Оповещение населения

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения.

Главное преимущество локальных систем — их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке.

Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан раньше зараженного воздуха или волны прорыва и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Кроме технической стороны дела здесь есть и другая — человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения — вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники отделов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов экономики, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования.

Всем привет! Рад приветствовать вас на своем блоге, ведь если вы читаете эту статью, то у нас с вами есть общие интересы, правда? Сегодня я постараюсь рассказать вам в каких ситуациях применяются локальные системы оповещения. Кстати, а вы знали ответ на этот вопрос до прочтения этой статьи?

Давно прошли времена Карибского кризиса, когда американцы массово копали противоатомные бункеры-убежища под своими домами. В то время как граждане страны Советов точно знали, где находится защитное подземное сооружение гражданской обороны (ГО) на территории родного предприятия или микрорайона, жилого квартала города, поселка.

Но, учитывая, что американцев по-прежнему всерьез пугают советской российской военной угрозой, которая уже вошла в стадию активного, полномасштабного вторжения, начиная с передовых разведывательно-диверсионных отрядов русских хакеров, умело вскрывающих секреты ЦРУ, Пентагона, вносящие зловещие коррективы в выборы президента США, то готовиться на всякий случай надо ко всякому.

К сожалению, на фоне этой истерии нашей стране необходимо тратить немалые средства, усилия для приведения системы ГО в надлежащее состояние на случай различных чрезвычайных ситуаций (ЧС). Но, нет худа без добра, потому что технические системы ГО, в том числе ЛСО для населения, персонала, работников организаций, предприятий, являются многофункциональными, могут использоваться в различных ситуациях, в том числе в мирное время.

Прежде всего, необходимо знать в каких ситуациях применяются ЛСО – это:

  • Военная угроза. Может быть связана как с ракетным ударом, воздушным налетом, применением химического, бактериологического оружия, так и с непосредственным нападением, внезапным вторжением противника.
  • Катастрофы техногенного характера. Аварии на потенциально опасных объектах (ПОО) – производствах промышленных предприятий, в том числе АЭС, в результате взрыва, пожара, разгерметизации оборудования. Нарушения технологического процесса, а также аварии на любом виде транспорта в черте населенных пунктов, сопровождающиеся выбросами, розливами сильнодействующих ядовитых, химически активных веществ, представляющих угрозу жизни, здоровья людей.
  • Стихийные бедствия. Наводнения, землетрясения, селевые потоки, сходы снежных лавин, лесные пожары, представляющие угрозу для жителей населенного пункта, территории района, области, края.

Главная задача применения локальных систем – своевременное оповещение населения, работников предприятий, организаций о возникновении ЧС, необходимых действиях.

Специалисты ГО, МЧС считают, что оповещение, в том числе с помощью ЛСО, позволит многократно снизить риск угроз населению, в связи с тем, что централизованные сообщения заблаговременно поступят в региональные штабы ГО, управления МЧС, диспетчерские службы особо важных промышленных объектов.

Это даст возможность эвакуироваться из зоны поражения, а в случае военной угрозы укрыться в защитных сооружениях ГО промышленных объектов, населенных пунктов, подвальных этажах зданий капитального строительства.

Заблаговременное оповещение о возможности угрозы в случаях катастроф, аварий техногенного или природного характера позволит провести экстренную, массовую эвакуацию людей, материальных ценностей.

Организация оповещения, эвакуации, других неотложных действий возложена на региональные, городские штабы ГО, а также руководство ПОО. Сигналы о ЧС, передаваемые центральными органами, дублируются подчиненными штабами ГО.

Оповещение о ЧС

Для оповещения используются:


Стоит уточнить, как и для чего создается системы оповещения о ЧС на ПОО, которые можно разделить на 2 группы:

  • ЧС, в результате которой заражается радиоактивными материалами, подвергается отравлению, поражению ядовитыми химически активными веществами, значительная территория вокруг промышленного предприятия, объекта транспортной инфраструктуры или затапливается территория в результате аварии на гидротехническом сооружении.
  • ЧС в результате серьезной аварии, выхода из строя оборудования, нарушения технологического процесса, когда нет опасности для населения на прилегающей территории, но необходимы экстренные меры по эвакуации работников, дежурного персонала, незадействованного для устранения последствий ЧС.

В таких случаях ЛСО решают следующие задачи:

  • Оповещение персонала объекта, населения, проживающего на прилегающей территории, которая может попасть в зону поражения опасными факторами случившей аварии.
  • Оповещение регионального штаба ГО, руководства объекта, предприятий, организаций, находящихся в зоне возможного заражения, угрозы отравления, наводнения.

Следует сказать, что, по оценке специалистов МЧС и ГО, работа по созданию ЛСО на большинстве ПОО в настоящее время не отвечает требованиям многочисленных нормативных актов, изданных государственными органами, различными ведомствами, касающихся этой проблемы. По некоторым сведениям, полностью соответствуют нормативам не более 10% ЛСО объектов.

В первую очередь, это связано с нежеланием руководства предприятий нести дополнительные материальные затраты, связанные с проектированием, монтажом, обслуживанием систем оповещения, тем более предназначенных на случай гипотетической «атомной войны», а также мало чем подкрепленной твердой уверенности в том, что на их объектах никаких аварий быть не может.

В то же время правильно спроектированная, грамотно смонтированная, регулярно обслуживаемая ЛСО объекта может также использоваться как для передачи сообщений, объявлений, трансляции радиопрограмм по различным зонам оповещения, так и для управления производственными, технологическим процессами, что делает ее создание не только вынужденным хоть и необходимым мероприятием, но и выгодной предприятию технической системой оперативного управления.

Сигналы ГО

Официально установлено 5 сигналов ГО:


Информация о последних сигналах заложена в самом названии, более конкретные данные, указания о необходимых действиях при этих ЧС, будут переданы в сообщениях по радио, телевидению, а также локальными системами оповещения в районах, зонах, территориях размещения ПОО.

Кроме того, региональными подразделениями ГО, управлениями МЧС, руководством, штабами ГО опасных объектов, разрабатываются сценарии действий на случай различных ЧС, дополнительные сигналы на случай техногенных, природных катастроф, речевые сообщения на случай стихийных бедствий: «Наводнение», «Ураган», «Лесной пожар».

Подводя итог, следует сказать, что только адекватное понимание угрозы, знание несложных сигналов ГО, быстрые действия без ненужных в таких чрезвычайных ситуациях раздумий, паники могут спасти жизнь, здоровье себе, близким людям.

На сегодня у меня все, надеюсь, что информация, которую вы получили, была достаточно интересной и полезной для вас. Если это действительно так — сделайте репосты статьи на свою страницу в социальных сетях. Не забудьте подписаться на обновления блога, чтобы узнавать о новых статьях моего блога в числе первых. до новых встреч, пока-пока.

Создание локальных систем оповещения (ЛСО) определено требованиями.

постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года « № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

На территории субъектов Российской Федерации насчитывается несколько тысяч потенциально опасных объектов, аварии на которых представляю опасность для миллионов людей.

При возникновении на потенциально опасном объекте аварии (катастрофы) оповещение населения, проживающего вблизи, на основе задействования соответствующей территориальной системы централизованного оповещения связано с большими трудностями, так как в территориальной системе оповещения очень сложно, а подчас и невозможно, выделить требуемый для оповещения участок непосредственно в зоне потенциально опасного объекта. Поэтому оповещать приходится целый район или город, что связано со значи­тельней задержкой во времени. В этих условиях более эффективной является организация оповещения населения непосредственно дежурным диспетчером самого предприятия.

Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в преде­лах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объеди­ненных локальных систем оповещения с централизованным управлением от местных органов управления ГОЧС. Создание таких объединенных локальных систем оповещения позволяет объединить финансовые возможности объектов.

Особенностью организации оповещения населения при авариях на химиче­ски опасных объектах является чрезвычайно высокие требования по оператив­ности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже не­сколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям.

Зона ответственности (зона действия) в локальной системе оповещения для химически опасного объекта составляет 2,5 км. Если такой объект по­строен за пределами населенного пункта, то, как правило, радиофикация приобъектового поселка осуществляется на основе использования радиоузла са­мого объекта, что упрощает решение задачи оповещения населения от дежур­ного диспетчера объекта.

Но многие химически опасные объекты, построенные на дальних окраинах городов, со временем оказались окруженными жилыми массивами, и зоны от­ветственности их ЛСО могут охватывать жилой массив, где проживают тысячи людей. Мощности радиоузла такого объекта, как правило, недостаточно для ох­вата такой территории. В этих условиях необходимо в максимальной степени использовать имеющиеся средства оповещения городской системы оповеще­ния и радиотрансляционной сети. Целесообразно также организовать управле­ние электросиренами, установленными в жилых массивах, как от центральной станции оповещения города, так и от дежурного диспетчера объекта.

Зона действия ЛСО на атомной электростанции определена в радиусе 5 км вокруг нее, с обязательным включением в нее поселка станции. Непо­средственное управление ЛСО организуется от начальника смены, как прави­ло, начальника смены первого блока. В случае аварии на станции, последст­вия которой могут выйти за ее пределы, начальник смены осуществляет само­стоятельно и с помощью дежурной смены узла связи АЭС дистанционное включение средств оповещения должностных лиц и персонала станции, а так­же населения своего поселка и населенных пунктов, размещенных в 5-ти км зоне вокруг станции. По прямому телефону начальник смены оповещает соот­ветствующий орган управления ГОЧС через его оперативного дежурного.

В случае выхода последствий аварии за пределы зоны ответственности ЛСО, оперативный дежурный органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации осуществляет выборочное оповещение городов и районов, попада­ющих в зону возможного радиоактивного загрязнения по территориальной СЦО.

Для организации оповещения при чрезвычайных ситуациях гидродинами­ческого характера на крупных гидроузлах тоже создаются ЛСО. Включение ЛСО осуществляется либо ручным способом, либо автоматически от аппара­туры аварийной сигнализации при внезапном быстром заполнении нижнего бьефа. Экстренному оповещению подлежат населенные пункты, расположен­ные ниже по течению на удалении до 6 км, а также поселок работников данно­го гидроузла. Одновременно сигнал оповещения о катастрофическом затопле­нии поступает в ближайший к гидроузлу орган управления ГОЧС.

Для оповещения в рамках ОСГО СОУЭ могут использоваться:

Система внутренней радиотрансляционной сети;

Специализированные громкоговорители СПС;

Световые табло с фиксированными надписями, пиктограммами или све­тодиодные табло;

Сеть телефонной связи здания;

Система микросотовой или пейджинговой связи;

электрические сирены;

система кабельного телевидения здания.

Особые требования к системам оповещения гражданской обороны

Системы оповещения всех уровней должны обеспечивать передачу сигна­лов (команд), осуществляющих дистанционное управление техническими средствами оповещения как циркулярно (одновременно), так и выборочно с максимальным охватом населения в городе и сельской местности, независимо от места нахождения каждого человека (дома, на работе, в убежище, на улице, в транспорте, в лечебных, торговых, спортивных и развлекательных учрежде­ниях).

При этом должна обеспечиваться надежность и живучесть системы в усло­виях возможных нарушений энергоснабжения, сетей связи и внешних усло­вий (ветер, наводнение, землетрясение, взрывы и т.п.), затрудняющих вос­приятие звуковой информации.

Приведение в готовность системы оповещения для передачи сигналов и со­общений не должно превышать 2-3 минут по всей охватываемой территории. В целях исключения паники среди населения, не подвергаемого опасности, система оповещения должна иметь возможность локализации оповещаемой территории.

При функционировании системы оповещения должны выполняться следу­ющие требования:

Не допускать несанкционированного или самопроизвольного включе­ния сигналов тревоги;

Не нарушать работы остальных систем жизнеобеспечения;

Возможность использовать различные средства подачи сигналов тревоги и речевых (информационных) сообщений;

Оповещение персонала объектов и населения в районах размещения потенциально опасных объектов не должно превышать более 3-5 минут;

Возможность дублировать сигналы неавтоматизированными системами, в том числе с использованием мобильных средств оповещения.

Создание ЛСО определено требованиями постановления Правительства РФ от 1.03.93 г.

№ 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

К таким объектам отнесены в первую очередь атомные станции, химически и радиационно опасные предприятия, гидроузлы с напорной плотиной, при возможном разрушении которой может образоваться зона катастрофического затопления, пожаро-, взрывоопасные и другие объекты.

ЛСО приближена непосредственно к зоне опасного производства и населению, попадающему в такие зоны в случае аварий на потенциально опасных объектах. Она создается, совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности собственником ПОО или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом. Она представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы ПОО, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.

В соответствии с федеральным законодательством определяются зоны действия ЛСО в районах размещения:

  • * радиационно опасных объектов -- в радиусе 5 км
  • * химически опасных объектов -- в радиусе до 2,5 км;
  • * гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.

Основной задачей ЛСО является доведение информации и сигналов оповещения:

  • - до органов управления ГОЧС города; руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;
  • - населения, проживающего в зоне действия ЛСО;
  • - руководства, персонала и сил организации, эксплуатирующей ПОО.

ЛСО может использовать:

  • - сеть электросиренного оповещения;
  • - радиотрансляционную сеть города;
  • - сеть УКВ-ЧМ;
  • - сеть телевещания;
  • - телефонную сеть связи.

Задачи ЛСО:

  • * прием команд оповещения от системы оповещения населения города и запуск средств оповещения;
  • * циркулярное (общее или выборочное) оповещение должностных лиц по всем типам телефонной связи;
  • * запуск (общий или выборочный) электросирен;
  • * перехват (общий или выборочный) программ радиотрансляционного узла предприятия и городской радиотрансляционной сети для передачи информации персоналу предприятия и населению прилегающих территорий;
  • * запись переговоров с каналов диспетчерской связи;
  • * дистанционное тестирование работоспособности аппаратуры, каналов связи и систем управления.

Процессом оповещения занимается непосредственно дежурный диспетчер (сменный инженер) предприятия. Для оповещения персонала объекта задействуются радиотрансляционный узел и сирены. Для оповещения людей, находящихся непосредственно рядом с предприятием (в санитарной зоне), могут быть использованы уличные громкоговорители, размещенные по периметру предприятия. Для доведения информации до остального населения, которое по расчетам может попасть в зону поражения, задействуются сирены, а также уличные громкоговорители в жилой зоне, подключенные к фидеру уличной звукофикации объектового радиоузла или к распределительной радиотрансляционной сети, созданной в данном районе.

Управление ЛСО на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.

Технические средства ЛСО должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения.

Решение на задействование ЛСО принимается руководителем ПОО или лицом, его эксплуатирующим, с немедленным информированием органов управления ГОЧС города.

В тех случаях, когда последствия аварии будут выходить за пределы зон действия ЛСО, органами исполнительной власти принимаются решения на задействование соответствующих территориальных систем централизованного оповещения (СЦО) населения в целом или выборочно в определенном районе. Предусматривается организационное и техническое сопряжение локальных и территориальных систем оповещения, что позволит повысить оперативность оповещения и осуществить более объемный охват оповещаемых.

Для групп ПОО размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных ЛСО, что позволяет объединить финансовые возможности объектов в этих целях. При строительстве новых ПОО финансирование создания ЛСО осуществляется за счет средств, выделяемых на строительство этих объектов. На действующих предприятиях финансирование ведется за счет их собственных средств. Создание ЛСО на объектах, находящихся на бюджетном финансировании, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Созданием и поддержание в постоянной готовности ЛСО возлагается на министерства и ведомства, организации, в ведении которых находятся потенциальные опасные объекты.

В отношении ЛСО на радиационно опасных объектах следует иметь в виду, что кроме обычных систем оповещения особое внимание должно быть уделено задействованию наружных электросирен и радиотрансляционных сетей вещания. Особое место здесь должно принадлежать сети уличных громкоговорителей и радиоточкам, через которые пойдет сигнал оповещения об опасности. При этом радиоточки необходимо предусматривать также в каждом противорадиационном укрытии и в убежищах, ибо другого средства информирования людей, находящихся в укрытиях, нет.

Химически опасные объекты составляют наибольший процент среди ПОО. К ним относятся предприятия химической, нефтехимической, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей промышленности, ЖКХ и др. В их число входят и кондитерские фабрики, и пивоваренные заводы, хладо и мясокомбинаты, молокозаводы, станции водоподготовки и овощные базы.

Особенностью организации функционирования ЛСО населения при авариях на ХОО являются высокие требования по оперативности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже несколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям. Важным фактором, который необходимо учитывать при оценке потенциальной опасности территории, является вероятность заблаговременного оповещения населения о приближении облака АХОВ.

Глубина распространения облака зараженного воздуха может достигать нескольких километров, а время подхода его к населенным пунктам (жилым массивам города) при наихудших погодных условиях может составить до нескольких минут. Время оповещения становится решающим фактором.

Важное место в решении задач оповещения населения жилых массивов в районах размещения ХОО могут; сыграть объединенные диспетчерские системы (ОДС), созданные при жилищно-коммунальных службах.

Организация оповещения населения в случае аварии на маршрутах транспортировки АХОВ представляет собой весьма сложную проблему. Эта задача значительно сложнее, чем задача создания ЛСО на стационарном компактно размещенном объекте. Ведь невозможно построить системы оповещения вдоль маршрутов всех видов транспорта, занимающегося перевозкой АХОВ.

Особую опасность при перевозках представляют собой АХОВ, переходящие при атмосферных условиях в летучее агрегатное состояние (пар, газ, аэрозоль). Эти вещества способны достаточно быстро, в течение десятков минут, создать значительную зону заражения в подветренной части пространства.

Гидротехнические сооружения, оборудованные ЛСО, должны иметь возможность включения ее непосредственно его диспетчером. Вместе с тем сигнал об аварии должен немедленно передаваться территориальным органам управления ГОЧС. Оповещению также подлежат и нижерасположенные плотины (на удалении до 6 км), поселок работников гидроузла и населенные пункты.

Системы оповещения объектового уровня подразделяются на локальные системы оповещения (ЛСО), создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных электростанций, химически опасных объектов и гидроэлектростанций), и системы оповещения, создаваемые на других объектах экономики, не отнесенных к потенциально опасным. Системы этого уровня обеспечивают оповещение и информирование руководящего состава и персонала объекта при возникновении ЧС на объекте или вне его, если последствия ЧС могут создавать угрозу жизни или здоровью персонала объекта .

Оповещение обеспечивается радиотрансляционной и телефонной сетями объекта, наружными и цеховыми электрическими сиренами. Управление системой оповещения осуществляет диспетчерская служба объекта. Рабочее место диспетчера оборудовано оконечными компонентами аппаратуры оповещения системы оповещения муниципального или территориального уровней, а также устройствами управления локальной системой оповещения.

Локальная система оповещения обеспечивает мониторинг параметров внешней среды, сбор информации о ЧС, предварительную обработку, отображение, производство необходимых расчетов и последующую передачу информации на вышестоящие уровни системы РСЧС. Информация автоматически отображается на экранах мониторов пультов дежурной службы, далее система производит автоматический анализ ситуации с целью выработки прогноза развития ситуации и автоматического оповещения населения территории, которая может быть подвергнута заражению АХОВ, автоматического оповещения персонала предприятий об опасности и выдачи рекомендаций по предотвращению поражения, автоматического оповещения сил и средств ГО и ЧС на необходимых уровнях в условиях чрезвычайных ситуаций.

Вся информация в реальном масштабе времени отображается на картах местности на экранах автоматизированного рабочего места (АРМ) диспетчера предприятия. ЛСО также обеспечивает автоматическое управление включением электросирен, выдачи соответствующих возникшей ситуации голосовых сообщений и команд по системе громкоговорящей связи и по телефонам должностных лиц.

В соответствии с требованиями руководящих документов, предусмотрено формирование запасного пункта управления (ЗПУ) для обеспечении управления при невозможности нахождения персонала на основном пункте управления.

Проектирование и построение локальных систем оповещения должно проводиться в соответствии с рекомендациями . В качестве примера приведем схему (рис. 3.3) и перечислим типовые мероприятия по организационно-техническому построению локальной системы оповещения в районе размещения атомной электростанции (АЭС):



Ø В помещении центрального щита управления (ЦЩУ) и на запасных пунктах управления (ЗПУ) противоаварийными действиями, как правило, устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) - для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по территориальной автоматизированной системе централизованного оповещения (ТАСЦО), а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта РФ;

абонентское устройство (громкоговоритель) - для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения;

средства прямой телефонной связи и радиосвязи с дежурным центрального щита радиационного контроля (ЦЩРК) и оперативным дежурным органа управления по делам ГОЧС субъекта РФ, города (городского района).

Ø На узле связи атомной станции и на узле электросвязи пристанционного поселка (города) устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленные на узлах связи атомных станций и пристанционных поселков (городов);

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и для передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами;

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционных усилителей на передачу речевой информации;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для циркулярного оповещения руководства и дежурных смен аварийных служб атомной станции по телефонам.

Ø На узле электросвязи райцентра устанавливается блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения местной системы оповещения.

Ø В населенных пунктах, расположенных в границах локальной системы оповещения устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ).

Зона действия ЛСО конкретного потенциально опасного объекта определяется при проектировании. Управление ЛСО организуется от диспетчерских служб потенциально опасного объекта по месту их расположения. Между диспетчерской службой потенциально опасного объекта и органами, осуществляющими управление гражданской обороной, устанавливается прямая телефонная связь. Для атомных станций предусматривается также организация управления ЛСО из запасного района вне самой станции.

Положения методических рекомендаций могут быть применены и при создании систем оповещения объектов экономики, не отнесенных к потенциально опасным, хотя в этом случае применение аппаратуры П-166 не является обязательным требованием. При построении системы оповещения такого объекта возможно применение других комплексов и средств, обеспечивающих задачи оповещения и информирования персонала объекта.