Обозначение пословицы ученье свет а неученье тьма. Фраза «учение - свет, а неученье - тьма» в литературе. Когда знания - буквально свет, а их отсутствие - тьма

Пословица «Ученье свет, а неученье тьма» указана в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона М. И. (1904 г.).

Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н.

«Пикник на обочине» (1972 г.): «А капитан знай мне о перспективах излагает, ученье, мол, свет, неученье? тьма кромешная , господь, мол, честный труд любит и ценит, в общем, несет эту разнузданную тягомотину, которую нам в тюрьме священник каждое воскресенье читал. А мне выпить хочется - никакого терпежу нет. «

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

Хлыновск (1930 г.) (Глава десятая. ОХТА — ПУСТАЯ УЛИЦА), художник, когда был маленьким, читает вслух азбуку:

«Я, поддерживая пальцем слово, прочел:

Ученье — свет, неученье — тьма … — с трудом до испарины, но прочел я.»

В. Катаев

«А плюс В в квадрате» — «- Сколько будет А плюс В в квадрате?
- Она смотрит на меня некоторое время с изумлением.
- Ну милый, ну хороший, ну какой хотите, не надо говорить об алгебре.
- Скверно, Верочка, - говорю я назидательным тоном. - Ученье свет, а неученье тьма.»

Зощенко М.М.

«Медик» (1925 г.) — «Ох, - думает, - так его за ногу! Ученье свет - неученье тьма. Говорило государство: учись, - не учился. А как бы пригодилась теперь наука».

Гёте И.В.

«Фауст» (перевод Б. Пастернака). Фауст рассуждает об учебе:

«Я богословьем овладел,
Над философией корпел,
Юриспруденцию долбил
И медицину изучил.
Однако я при этом всем
Был и остался дураком.»

Тургенев И.С.

«Заметки» — «Ученье - не только свет, по народной пословице, - оно также свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание…»

В.С. Курочкин

«Завещание»:
«Мой сын учись - ученье свет,
А неученье тьма;
А жизнь на все уж даст ответ
По-своему, сама.»

Чехов Антон Павлович (1860 — 1904)

«Крыжовник» (1898 г.)

«Я тоже говорил, что ученье свет , что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты.»

«Драма» (1887 г.): «Горничная, когда лакей вышел, произнесла монолог о том, что ученье - свет, а неученье - тьма

«Степь» (1888 г.)— отец Христофор говорит мальчику: «Ученье , как говорится, свет, а неученье — тьма … Истинно так.»

гл. VIII: «Ученье свет, а неученье тьма . Учись! Оно, конечно, тяжело: в теперешнее время ученье дорого обходится…»

«Умный дворник» — «Филипп достал из шкафа истрепанную книжку и сунул ее за пазуху. - Вот оно, мое занятие, сызмальства привык. Ученье свет, неученье тьма - слыхали, чай?».

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

«Орел-меценат» (1886 г.): «Призвали на совет сову, - и та подтвердила, что надо науки и искусства в дворнях заводить, потому что при них и орлам занятнее живется, да и со стороны посмотреть не зазорно. Ученье - свет, а неученье - тьма «.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828 — 1889)

«Что делать?» (1863 г.), гл. 2, VII: «Но на этом слове Марья Алексевна уже прекратила свое слушание: «ну, теперь занялись ученостью, — не по моей части, да и не нужно. Какой умный, основательный, можно сказать, благородный молодой человек! Какие благоразумные правила внушает Верочке! И что значит ученый человек: ведь вот я то же самое стану говорить ей — не слушает, обижается: не могу на нее потрафить, потому что не умею по-ученому говорить. А вот как он по-ученому-то говорит, она и слушает, и видит, что правда, и соглашается. Да, недаром говорится: ученье свет, неученье — тьма . Как бы я-то воспитанная женщина была, разве бы то было, что теперь? Мужа бы в генералы произвела, по провиантской бы части место ему достала или по другой по какой по такой же. Ну, конечно, дела бы за него сама вела с подрядчиками-то: ему где — плох! Дом-то бы не такой состроила, как этот. Не одну бы тысячу душ купила. А теперь не могу. Тут надо прежде в генеральском обществе себя зарекомендовать, — а я как зарекомендую? — ни по-французски, ни по-каковски по-ихнему не умею. Скажут: манер не имеет, только на Сенной ругаться годится. Вот и не гожусь. Неученье — тьма. Подлинно: ученье свет, неученье тьма «. «

Гончаров И.А.

«Обломов» (1859 г.)

«Времена Простаковых и Скотининых миновались давно. Пословица ученье свет, а неученых тьма бродила уже по селам и деревням вместе с книгами, развозимыми букинистами.»

Загоскин

«Юрий Милославский», 3: «Вы люди грамотные, ничему не верите… «Ученье свет, а неученье тьма , товарищ. Мало ли что глупый народ толкует! Так и надо всему верить?»»

Хомяков

«Да свет осияет разумный Безумцев, бродящих во тьме.»

На эту пословицу ссылаются как на непререкаемую мудрость. Но даже высшее образование и наличие ученых степеней не гарантируют успеха в жизни. Почему же так часто ее вспоминают? Не кроется ли в ней другой, скрытый, смысл?

В школе часто звучат эти слова. Так педагог старается мотивировать учащихся стремиться к знаниям. Это напоминает первые годы советской власти: поголовное обучение грамотности, плакаты «От мрака к свету, от битвы к книге, от горя к счастью».

1Смысл здесь в том, что неграмотный похож на слепого, который бродит во тьме. Кстати, и такой плакат существовал: человек с завязанными глазами и вытянутыми вперед руками заносит ногу над обрывом. Надпись на плакате сулила ему всюду неудачи и несчастья.

Наркомпрос Луначарский признавал, что в стране царит безграмотность и невежество. Народ был не в состоянии понять идеологию строителя коммунизма. Декрет Совнаркома обязывает всех грамотных читать прессу неграмотным и разъяснять прочитанное. В 1919 году ставится цель — достичь всеобщей грамотности.

И. С. Тургенев цитирует пословицу в своих «Заметках» и рассуждает, что вместе со знаниями приходит и свобода. А поэт В.С. Курочкин даже выражает этой пословицей свое завещание сыну. М. Н. Загоскин вложил ее в уста купца, спорящего со стрельцом в романе «Юрий Милославский». Хомяков, Фонвизин, Суворов ссылались на нее.

Отсутствие элементарных знаний приводит к неверным решениям. Вспоминается рассказ М.С. Булгакова о знаменитом доме Эльпита, где после революции устроили коммуналку. Дом отапливался своей котельной, в каждой комнате были вентиляционные продухи, выложенные войлоком.

Но инженеру, создавшему проект, не пришло в голову, что в отсутствии угля жильцы поставят буржуйки и выставят трубы в вентиляцию. Комендант дома не смог уследить за порядком, и в одночасье вспыхнул чудо-дом, созданный с такой любовью.

Аннушка пронесла печечку и радовалась, глядя на хорошую тягу. Почти вскипел чайничек, когда пожар охватил дом. Все девятьсот тридцать жильцов разом выскочили из громадного костра. и Аннушка бежала по зимней Москве, пока не свалилась на какие-то ступеньки отдышаться.

Дальше писатель сравнивает ее состояние со светом знания: «В голове просветлело». Она первый раз в жизни подумала: «Люди мы темные. Учить нас надо, дураков». Так буквально обыграна мастером пословица «ученье – свет, а неученье – тьма».

2Философ Ф. Бэкон перефразировал известное выражение sientia nihil est quam veritatis imago, что в переводе с латинского звучит как «знание есть отражение истины». Он сформулировал кредо своей жизни так: «Знание – сила».

Сенека, который жил во времена Иисуса Христа, вздыхал: «Безграмотность доверчива. Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. Глупый, учись!». Значит, для жизни нужны другие знания. Какие же? И когда этот вопрос встал перед человеком?

3«Ученье – свет, а неученье – тьма»: кто сказал первый? Ответ находим у Екклесиаста, он записан 1000 лет до нашей эры: «И я увидел, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы. Мудрый видит ясно, а глупый ходит в кромешной тьме». Вот о каком знании идет речь. О том, что делает человека мудрым, способным принимать верные решения.

С переводом Священного Писания на другие языки пословица «Учение – свет, а неученье – тьма» вошла в лексикон многих народов. Несомненно, значение ее было такое: знающий истину ходит во свете. Это и в Евангелиях написано.

По данным статистики, в России выявлено 1250000 больных глаукомой, столько же не знают о своей болезни. Об этом говорили на VIII Конгрессе «Человек и лекарство». При этом 40% больных могли бы ее избежать. Это те ситуации, когда «учение – свет, а неученье – тьма».

Врачи дают следующие советы:

Простое соблюдение правил по технике безопасности, в частности, инструкции по защите органов зрения, предупредит травматическую слепоту.Правильный, сбалансированный рацион питания защитит от «куриной слепоты».Диабетическим больным постоянный контроль сахара и диеты, отказ от вредных привычек и физкультура помогут избежать осложнений и, в том числе слепоты.Регулярные визиты к офтальмологу здоровых людей смогут выявить глаукому или катаракту на ранних стадиях. Пожизненное соблюдение назначений врача сохранит зрение.

Пословица «ученье – свет, а неученье – тьма» смысл в XXI веке приобретает буквальный. Экологическая катастрофа, тотальное загрязнение планеты привели к недостатку питательных веществ в рационе. Как следствие – органические нарушения обмена веществ и зрения.

Нежелание простого обывателя узнавать новое, меняться всегда было предметом обсуждения и боли истинных русских интеллигентов. А. П. Чехов писал о преступной неграмотности крестьян в вопросах элементарной гигиены, уносящей жизни детей.

Много людей с горячими сердцами, сознающих необходимость обучения людей, поехало в свое время из городов в глубинку. Это были учителя, врачи, инженеры. Они помнили: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Смысл пословицы они видели в первой ее части. Но были и есть другие, видящие его во второй.

5Есть такое понятие – обскурантизм. Производное от латинского «obscurans», или «затемняющий». Означает отрицательное, порой агрессивное отношение к просвещению и прогрессу. Существует немного устаревший аналог этого слова – мракобесие. Но в свете разбора нашей пословицы он больше подходит.

По сути, идет постоянная борьба двух начал – света (просвещения) и тьмы (мракобесия). И у каждого человека есть право выбора, на какую сторону встать.

Вы ещё не оставляли комментарий к данной публикации. Поделитесь Вашим мнением.

Прецедентными называют тексты, значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, т. е. хорошо известные и окружению данной личности, включая и предшественников и современников (по Ю.Караулову).

К прецедентным текстам относятся не только цитаты из художественных текстов, отвечающие требованиям, но и мифы, предания, устно-поэтические произведения, притчи, легенды, сказки, анекдоты и т. п. Прецедентным текстом может быть и имя собственное.

Прецедентные тексты активно используются всеми носителями данного языка и данной культуры, но далеко не все из них достаточно точно и адекватно понимают их. Иногда мы понимаем значение, даже если не читали исходный текст, откуда взято выражение.

Владимир Елистратов, профессор МГУ, считает: «У любого народа существуют свои сакральные тексты. «Махабхарата» и «Бхагавадгита» есть у индусов, дальше по списку. У нас есть русская классическая литература, это та скрепа, которая соединяет поколения. Любой человек в России знает «Мой дядя самых честных правил», даже если он не может продолжить. Так же, как

любой американец знает одну строчку из национального гимна и одну строчку из конституции. Нас соединяет именно то, что мы знаем эти отдельно взятые строчки».

Судя по тому, как было выполнено это задание, нас (пока еще!) многое объединяет.

Приводим текст задания :

Какие крылатые выражения (фразеологизмы, часто повторяемые цитаты из литературных произведений, кинофильмов, анекдотов и т.п.) послужили основой для преобразованных из них следующих предложений?

1) Рожденный ползать, куда ты лезешь?

2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят.

3) Хороший английский до Кембриджа доведет.

4) И один в поле воин.

5) Ученье свет, а неученых тьма.

6) Кляча истории, куда везешь ты, дай ответ!

7) Князь Юрий Близорукий.

Партитуры не горят.

9) Не хочу учиться, учиться и учиться.

10) Служить бы рад, прислуживаться тоже.

(задание Милославского И.Г.)

Дадим 2 комментария: во-первых, не стоит относиться к этому заданию как к «не имеющему отношения к ЕГЭ». Да, именно такой формулировки нет (а жаль, мне кажется). Но задание А30, например, требует определения лексического значения слова, проверяет знание деления лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами, а задание В8 – требует анализа средств выразительности.

Во-вторых, прецедентные тексты объединяют поколения, важно чувствовать свою причастность культуре.

Разгадывать эти литературные загадки было интересно, мы увидели, как известные выражения «переплавлялись» в новые уникальные произведения. Многие хорошо справились с заданием:

Гармс Екатерина (г.Омск), Попова Юлия (г.Томск), Андриенко Артем (г.Крымск), Зуевская Анна (г.Мурманск), Чекменев Кирилл (Орудьево), Деревенских Антонида (Евгащево), Царев Евгений (Булгаково), Даничева Дарья (Конышевка), Екатерина М. (Санкт-Петербург).

Екатерина М (Санкт-Петербург) дала очень подробные комментарии. Приводим ее работу с небольшими изменениями и дополнениями:

1)Рожденный ползать, куда ты лезешь?

Рождённый ползать - летать не может (Максим Горький «Песня о Соколе»)

Способности у всех разные, закладываются природой, «выше головы не прыгнешь». Гениальность, талант даны не всем, не все могут «летать».

2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят.

Может быть, автор хотел сказать, что женщине хотелось бы побыть слабой, подумать о себе, удовлетворении своих желаний, но у неё столько обязанностей, проблем, на ней ответственность за дом, семью, детей, близких, при этом необходимость работать и т.д. (а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят).

В игре ее конный не словит,

В беде - не сробеет, - спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

(И. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»)

«Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» — о русской женщине, сильной духовно и физически, решительной, отважной.

Эти строчки переосмысливает и поэт 20 века Наум Коржавин:

…Столетье промчалось. И снова,

Как в тот незапамятный год —

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Ей жить бы хотелось иначе,

Носить драгоценный наряд…

Но кони — всё скачут и скачут.

А избы — горят и горят.

3)Хороший английский до Кембриджа доведет.

Язык до Киева доведёт. (Пословица.)

Историк Ключевский О.В. в своем «Курсе русской истории» указывает, что «эта народная поговорка значит не то, что неведома дорога к Киеву, а то, что везде всякий укажет вам туда дорогу, потому что по всем дорогам идут люди в Киев; она говорит то же, что средневековая западная поговорка: все дороги ведут в Рим». (http://dslov.narod.ru/pos/p83)

4) И один в поле воин.

Важно мнение каждого, нужно бороться, отстаивая его; роль личности в истории.

Один в поле не воин – пословица. В одиночку сложно что-то сделать, сила – в коллективе.

Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «один в поле не воин, даже если он Чацкий».

5) Ученье свет, а неученых тьма.

Учение – свет, а неучение – тьма. (Пословица.)

О пользе знаний, образования, которое открывает новые возможности, противопоставляется «неучению» как тупиковому пути.

- Вот, Егор Иваныч, что значит ученье : ученье свет , а неученье тьма . (Салтыков-Щедрин, «Орел-меценат».)

6) Кляча истории, куда везешь ты, дай ответ!

Разворачивайтесь в марше! Словесной не место кляузе. Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер. Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. Клячу историю загоним, Левой! Левой! Левой !

Вл. Маяковский, «Левый марш».

Здесь угадываем и строки Н.В.Гоголя:

Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ.

7) Князь Юрий Близорукий.

Не видит то, что происходит перед носом, искажённое Юрий Долгорукий.

Партитуры не горят.

«Партитуры не горят» — так называется цикл передач, в которых рассказывается о жизни и творчестве композиторов. Автор и ведущий Артем Варгафтик

Конечно, явная перекличка с известным выражением «рукописи не горят».

Из романа (гл. 24 «Извлечение мастера») «Мастер и Маргарита» (1928- 1940) Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 — 1940). Воланд заинтересовался романом о Понтии Пилате:

— Дайте-ка посмотреть, — Воланд протянул руку ладонью кверху.

— Я, к сожалению, не могу этого сделать, — ответил мастер, — потому что я сжег его в печке.

— Простите, не поверю, — ответил Воланд, — этого быть не может. Рукописи не горят. — Он повернулся к Бегемоту и сказал:

— Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман.

Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей.

Хорошие литературные произведения, написанные талантливыми авторами, не погибнут и станут известны. Настоящее искусство завоюет себе признание.

9) Не хочу учиться, учиться и учиться.

«Не хочу учиться, хочу жениться» — слова Митрофанушки из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Глупость, примитивность желаний, непонимание ценности образования, апатия к событиям жизни.

«Заветы Ильича»:

«…находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию»…

«…во-первых - учиться, во-вторых - учиться и в-третьих - учиться…»

Необходимость получения образования, первостепенная задача каждого человека – учиться.

10)Служить бы рад, прислуживаться тоже.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно» — слова Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Честная работа, служба на благо Отечества — исполнение своих обязанностей, честность, неподкупность, «прислуживаться тошно» — нежелание прогибаться под начальство, выслуживаться, исполнять чужие прихоти, быть подхалимом ради повышения, продвижения по службе.

Согласитесь, интересно? Нас многое объединяет: культура, праздники, место, где все мы живем, но главное – язык. Давайте объединяться, изучая русский язык.

Современный ритм жизни обеспечивает регулярное поступление различной информации в наши головы. Неважно кто вы: школьник или взрослый человек - ежедневно ваше сознание пронизывается непрерывным потоком знаний. А вот задерживать их или пропускать сквозь себя -индивидуальный выбор каждого.

О необходимости постоянного самосовершенствования мы слышим с раннего детства. Наиболее известной всем фразой является следующее высказывание: «Ученье свет, а неученье тьма». Каждый из нас не раз слышал её в школьные годы. Мы не имеем достоверной информации о том, кто и когда произнёс эту уникальную фразу, но в её правдивости сомневаться не приходится.

Смысл высказывания

Об истинном значении этого высказывания рассуждали самые разные люди. В советское время не раз можно было увидеть эти слова на агитационных плакатах, побуждающих граждан к повышению своей грамотности. Основной смысл, вкладываемый советскими властями в эту фразу, был следующим: необразованный человек подобен слепому, он будто бродит около обрыва с завязанными глазами, ежесекундно рискуя упасть него. Считалось, что неграмотного человека всюду поджидают несчастья и опасности.

Это интересно: обобщенно личные предложения, их примеры в литературе.

Нередко пословица «ученье свет, а неученье тьма» встречается и в литературе. Она фигурировала в следующих произведениях знаменитых русских писателей и поэтов:

  1. В своих известных «Заметках» Тургенев придаёт этой фразе особое значение. Он считает, что с приходом знаний человек получает свободу. Иван Сергеевич рассказывает своим читателям, что как только человек начинает мыслить, все рамки и границы стираются, а мир становится доступным для бесконечного изучения и познания.
  2. В своих произведениях поэт Курочкин говорит о том, что данное высказывание является единственно верной истинной в нашей жизни.
  3. Не раз на эту фразу ссылались такие великие люди как Фонвизин, Суворов и Хомяков.

Именно слова этой поговорки стали основой знаменитого булгаковского рассказа. Автор в своём произведении остро ставит проблему отсутствия элементарных знаний, которая, в свою очередь, приводит к непоправимым последствиям. Как известно, после революции уровень грамотности был сильно снижен, и образованных людей стало ещё меньше, чем при царской власти. Известнейший дом Эльпида перестроен под обычную коммуналку. Из-за непредусмотрительности и недальновидности жильцов, несообразительности инженера, а также невнимательности коменданта это величественное здание было сожжено.

Главная идея всего произведения кроется в мыслях и ощущениях одной из героинь, Аннушки, которые появились сразу после того как девушка выбежала из огромного пожара. Автор описывает её состояние следующим образом: «В голове её начало светлеть. Первый раз в жизни она подумала: «Тёмные мы люди. Учить нас надо, дураков» - первая мысль, посетившая сознание Анны.

Философская точка зрения

Тема того, что дают человеку знания и какое влияние они имеют на его жизнь, всегда была интересна не только писателям, но и философам.

  1. «Знание есть отражение истины» - писал известнейший философ Бэкон. Знаниям он отдавал первостепенную роль в наших жизнях. Кредо Бэкона звучало следующим образом: «Знание есть сила».
  2. Важность исследуемого высказывания признавали не только философы 19−20 веков, но и более древнее мудрецы. Сенека, живший ещё во времена Христа, постоянно твердил: «Доверчива безграмотность. Учимся мы для школы, а не для жизни. Глупый, учись».

Но всё же, какой философ первым сказал своё знаменитое «ученье свет, а неученье тьма»? Звали мудреца Екклесиастом, а жил он ещё за тысячу лет до нашей эры. В его трудах, обнаруженных учёными и переведённых исследователями на современный язык, мы находим следующие слова: «Мудрый способен видеть ясно, глупец же ходит во тьме бесконечной».

Упоминание этой пословицы нашло место и в Священном Писании. Именно из него фраза проникла в культуру и язык многих народов и крепко там обосновалась.

Буквальное значение

Существует множество ситуаций, имеющих неприятные последствия, которых с лёгкостью можно было бы избежать, обладая при этом элементарным набором знаний. Ярким примером является невероятное количество больных глаукомой россиян. Это около миллиона человек. А ещё больше не знает о своей болезни.

Врачи же, освещая тему этого заболевания, говорят: «Большинство этих людей могло избежать всех неприятностей, если бы они вовремя обратили внимание на происходящие изменения и соблюдали бы определённые правила здорового образа жизни». Невежественное отношение человека проявляется не только к своему здоровью. Необразованные люди мусорят, загрязняют планету. Но стали бы они это делать, зная, какой непоправимый урон экологии наносит одна пластиковая крышка или выброшенная на улице палочка от мороженого? Наверное, нет. Вот и выходит, что если бы люди сильнее стремились к знаниям, то и многих проблем удалось избежать.

Слова этой фразы нам стоит помнить всегда, ведь они никогда не потеряют своей актуальности и не устареют. Непрерывное образование и познание сделает лучше не только вас, но и окружающий мир.

«Знание – сила»

Так говорил Ф. Бэкон – один из деятелей Нового времени. Он был настолько активным и энергичным товарищем, что даже умер, проводя научный опыт. Наш мир вполне бы мог подписаться под его словами. Реальность подчиняется профессионалам. Они разрабатывают новые гаджеты, пишут книги и тексты в Интернете (журналисты, например). Мир вертится вокруг тех, кто знает нечто.

Если же человек ничему не учится, то он не то что успеха в жизни не достигнет, он всю жизнь будет рабом системы и других людей, поэтому «учение – свет, а неученье – тьма». Правда, если быть до конца честными, то следует сказать, что человек, который успешно учится, не обязательно станет большим и важным начальником. В России реальность такова, что «умниками» часто, наоборот, управляют другие. А весь секрет в том, что у последних влиятельные родители или другие родственники. Таким образом, участь образованного человека в России – осознавать свою незавидную долю, страдать, плакать и понимать, как дела обстоят в мире. Конечно, это слабое утешение для тех, кто считает, что поговоркой «учение – свет, а неученье – тьма» можно мотивировать. Но поверьте, лучше осознавать свое существование, сделать его светлым, чем блуждать в темноте и думать, что так оно и надо. Однако мы отвлеклись. Переходим к значению.

Трактовка

Собственно, тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать это значение. Слова «ученье – свет, а неученье – тьма» смысл имеют такой: образование – это хорошо, а отсутствие оного – плохо. Причем в наше время это особенно актуально. Социолог Урлих Бек в книге «Общество риска. На пути к новому модерну» замечал, что в современном мире очень высоки требования к людям. Высшее образование (У. Бек ориентирован на Германию, естественно) является минимальным условием какой-либо успешности человека в современном социуме. Примечательно то, что и в России, и в Германии существует некоторое перенасыщение рынка специалистов с высшим образованием. Для такого количества кадров нет рабочих мест. Это справедливо и в отношении родины Пушкина, и в отношении родины Гете.

Об образовании в России

Вообще, еще В.В. Путин сказал, что хватит выпускать уже экономистов и юристов, их и так уже слишком много. Но вузы не услышали директиву президента и продолжили готовить никому не нужные кадры. Поэтому новоиспеченные специалисты после выпуска занимались чем угодно, кроме той деятельности, которой обучались. Ладно, всем известно, что у нас две реальности: одна – в действительности, а другая – по бумагам.

Афоризм «учение – свет, а неученье – тьма» дает, безусловно, правильный вектор развития, но многие, ввиду странного требования о том, что даже у уборщицы в России должно быть высшее образование, идут его получать, не особенно заботясь о свете, который одолеет и развеет тьму.

«Ученье – свет, а неученье – приятный полумрак»

К современной трактовке классического афоризма можно относиться как угодно. Например, можно сказать, что это шалость. А можно воспринимать эту мысль как некоторый символ времени. В сегодняшней Японии одна из самых популярных причин смерти – переутомление. А еще жители Страны восходящего солнца постоянно учатся – это непременное условие их профпригодности.

Поэтому иногда действительно лучше остановиться и оставить приятный глазу и сердцу полумрак. Другими словами, афоризм «ученье – свет, неученье – тьма» (пословицы вообще, надо сказать, ориентируют человека правильно) верен, но к нему, как и ко всему на свете, нужно относиться осторожно.

Кроме того, надо признать и еще один малопривлекательный факт: и в России, и в любой стране мира есть люди, неспособные к обучению. К сожалению, их удел – вечная мгла.

Пословица: Ученье — свет, а неученье – тьма.

Смысл пословицы:

На первый взгляд можно подумать, что в данной пословице ученье ассоциировано со светом потому, что издавна «свет» близок по значению к понятию «добро», как и «зло» обычно связывается с «тьмой». Однако дело не только в устойчивых ассоциациях. Принято считать, что данная пословица говорит о пользе и благе, которое несет с собой образование. Таким образом, знание становится для человека как бы маяком, освещающим дорогу жизни. Соответственно, отсутствие знаний – тьма, которая застилает взор и не дает увидеть правильного пути, всех возможностей и препятствий. Неспроста ведь еще с давних времен безграмотных людей называли «темными». И в современном мире мы можем найти массу примеров, где знания и учение могут нести нам пользу, благо, свет. Знание элементарных законов физики, правил безопасности и основ первой медицинской помощи очень часто помогают в жизни.

Но если смотреть глубже, стоит обратить внимание на слово «учение». Оно ведь обозначает не знание фактов, не наличие документов об образовании, а скорее процесс обучения. Таким образом становится ясно, что именно обозначает пословица. Переводя ее на более конкретный лад, можно сказать: пока человек учится, он развивается, идет к свету, а как только перестает учиться, деградирует, погружается во тьму. Именно этот смысл должен заставить многих, особенно формально окончивших свое образование людей, задуматься. Достаточно ли времени они уделяют открытию нового, в полной ли мере подвергают свой ум нагрузке, тем самым развивая его? Ответ на этот вопрос у каждого свой, а правильный путь один – ученье.

Похожие по смыслу пословицы, аналоги:

  • Ученье – красота, неученье – простота.
  • Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
  • Грамоте учиться — всегда пригодится.
  • Красна птица перьями, а человек ученьем.
  • Мир освещается солнцем, а человек — учёбой.

Ученье — свет, а неученье – тьма: кто сказал это впервые?

Крылатые выражения из произведений или меткие афоризмы известных людей часто приобретают пословичное значение и прочно входят в разговорную речь. Со временем уже не представляется возможности выяснить, кто сказал выражение впервые: конкретный человек или народ в широком понимании этого слова… Так обстоит дело и с выражением » Ученье — свет, а неученье — тьма».

В 1862 году вышел в печать сборник Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа». Это был плод грандиозных, многолетних трудов автора. В книге этой уже присутствует выражение » Ученье — свет, а неученье — тьма» в качестве пословицы. Но многие интернет-источники (в том числе «Вики-цитатник») приписывают авторство выражения великому русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову.

Годы жизни Суворова: с 1730 по 1800 г.. Сборник Даля был опубликован позднее. И можно сделать вывод, что действительно Суворов впервые сказал фразу «Ученье — свет, а неученье — тьма» . А со временем она так понравилась народу, что обрела пословичное значение.

Тот факт, что Суворов сам был глубоко образованным человеком, одним из основоположников русского военного искусства, подтверждает это.

Рассказ к пословице

В 5 классе детям часто дают задание: Придумать небольшой рассказ, используя пословицу «Ученье — свет, а неученье — тьма» . Полезное для умственного развития задание, но не всегда получается сразу подобрать пример. Мы подскажем несколько идей, которые, надеемся, помогут вам справиться с заданием 😉

  1. «Ученье — свет, а неученье — тьма» — очень мудрая русская народная пословица. Знания приносят огромную пользу человеку, а безграмотному, глупому человеку приходится в жизни туго. К пословице можно подобрать множество примеров из жизни. И со мной однажды произошел случай, благодаря которому я понял, что ученье — это свет, а неученье — тьма. (и далее следует пример из жизни)
  2. Ученье дает нам знания, которые открывают новые возможности и светлые пути. А человек необразованный, безграмотный прозябает в незнании и темноте. Так очень часто происходит в жизни… И далее следует рассказ: Жили-были два мальчика. Один учился прилежно, а другой на занятиях баклуши бил. Во время летних каникул пошли мальчики вместе в лес и заблудились. Сперва кричали друг другу, аукали. Потом разминулись в лесу. Образованный мальчик вспомнил уроки по окружающему миру и смог выйти из леса, ориентируясь по солнцу, мху на деревьях, расположению муравейников. А лентяй не знал этого, растерялся, сел под кустик и заплакал. Наступила ночь, тьма заполнила лес. Пришлось мальчику заночевать в лесу. Хорошо, что утром подоспела помощь, и родители забрали мальчика домой. На всю жизнь лентяй усвоил этот жизненный урок, и на собственном примере понял, что «Ученье — свет, а неученье — тьма».

Пообщаемся на предмет образования? Желательно в юморной форме, но о себе, о жизни.
Сначала расскажу о себе. Смешного мало, но забавные (адреналинные) моменты есть.
Закончила я 12 классов (у нас в стране школа или до 9, или до 12 класса). 6,8,9 класс была отличница. Другие классы закончила с одной-двумя четвёрками. В 10 классе впервые получила за полгода (некоторые предметы в старшем классе оценивались за полгода, некоторые - за четверть) по русскому языку 3!!! Для меня это был шок! Не столько из-за тройки, сколько из-за предмета. Потому как всегда обожала русский, литературу и математику. Ну да, странно - гуманитарий-математик. И стихи пишу, и цифры в уме умножаю Ну да речь не об этом))) Тройку исправила на четвёрку и в 12 классе получила табель с пополамом - 4/5 по предметам. медалей не получила… А ведь так хотелось. Хотя б серебряную. Не дотянула
Экзамены. Вот тут у меня был и взлёт и падение.
Взлёт: за экзамен по родному языку, то бишь - сочинение, единственная в своём районе (примерно 20 школ) получила высший бал! О боже!!! Как же была счастлива Сочинение писала совсем не по шаблону! В нём были мои рассказы и оно было написано в виде исповеди дневнику (ну, когда дневники свои ведут и рассказывают о самом сокровенном ему).
А вот падение было феерическим. Надо сказать, что мечтала после школы пойти или в полицейскую академию, или на адвоката. Или же на журналиста, или же на социального работника с молодёжью. Полицейская было в приоритете. И дальше - по списку Увы и ах…
Экзамен по-английскому языку (тест) мы сдавали так: медленно ходит учительница по енглишу между рядами с листочком в руках, на котором были написаны все ответы. Конечно же - все списывали с этого листочка. Учительница же!
Из своего - было только сочинение на (выбранную из предложенных) свободную тему. На английском, конечно же.
По плану от министерства образования - на экзамене должно было быть 4 ряда учеников. Однако столы расставили на 3 ряда - последний ряд раскинули по другим рядам. НО! Когда сдавали экзаменационные листки - вот их уже распихивали по 4 конвертам, как и было запланировано министерством образования.
Итог: выборочно министерство образования сверило работы именно с нашего конверта и обнаружило, что ровно 3 ошикуи (учителя специально так сделали, с ошибками, что бы не было подзрений. Не удалось )в тесте у всех совпадают. Есть одно НО - это действительно было выборочно. Потому как если бы проверили всю щколу - то эти 3 ошибки были бы во всех 4 конвертах
Конечный итог: экзамен по английскому у меня (и моих одноклассноков с моего конверта (не ряда)) аннулирован.
Был суд, было дело. Решено восстановить только наше собственное. А именно - сочинение. К иностранным языкам (не то что русский!!) я в то время тяги не имела, и потому всего 11 баллов из 20 возможных.
Плакала моя полицейская академия. Сразу и бесповоротно.
Плакал во мне умерший адвокат. В той же самой академии.
Пока была эта волокита с судом и восстановление хоть каких-то баллов - многие нормальные учебные заведения прекратили приём документов. Благо - на таможенника ещё брали. И на соцработник нашла колледж. В прочем - ещё подала в Морскую академию, потому как возле дома. Да и вообще - на всякий случай. Подала на штурмана - это кстати будет тоже шикарная история. Но чуть позже
Таможенник. Раз нет для меня пути полицейского или адвоката - в списке оставшихся заведений мелькнул таможенник. а почему бы и нет? Тоже прикольная профессия (да-да, папа у меня мальчика хотел. А родилась я ). Именно в этот год именно это учебное заведение вдруг поменяло статус с профессионального в высшее… И именно в этот год 80% выпускников этого заведения подали документы в него же, но уже на высшее. Понимаете о чём я? Шансов поступить со столроны - 0 целых 1 десятая. Не поступила.
СоцРаботник с молодёжью. Пришла на собеседования. очередь - поезд и до-хрена вагонов и маленьких тележек. 3 часа присидела не окне - очередь сдвинула на пару-тройку метров. А до меня - ещё человек 50… в общем - ушла. не дождавшись.
Остаётся мореходка. Ооооооооо да!!! Прихожу на собеседование. Говорю - хочу на штурмана. Мне - «дЭвушка?! Вы чего!? Мы девушек на штурманов не берём. Может вам лучше пойти на… синоптика. например. Или в рыбное обслуживание. Или, особенно, на тальмана (это в порту груза принимают которые. Или распределяют транспорт. Одним другим словом - портовая логистика. Курс так и назывался „управление морским транспортом или портовый инженер“)» Говорю - давайте на тальмана! (а у самой мысли - всегда можно перейти после первого курса). Меня переводят. Иду писать сочинение. Пишу им «Это - полная дискриминация. Хочу быть штурманом. А мне говорят - девушек не берут. Мы же в 21 веке живём и девушки освоили почти все мужские профессии..» ну и далее примерно всё в том же тоне и стиле)) Сдала сочинение.
Прихожу на окончательное собеседование. захожу в кабинет. А одна из комиссии восклицает: «Так эта же та девушка, которая про дискриминацию писала!!»… Допрос был долгий (дольше, чем у всех). И жёсткий. Прошла. Поступила.
Отучилась первый год и… решила не переходить. Больно летняя практика понравилась тальманом, которую, кстати, нашла сама. Да за неё ещё и платили (опять же - единственная в академии кто так масленно устроился ).
Второй год… Оба эти года на мою… хм… с параллельного класса девочку… наезжали сокурсницы. В школе я до этого с ней не особо общалась. В академии подружилась. защищала как могла. Пару раз даже пришлось подраться. Не смотря на то, что с той стороны была дылда - люлей она хапнула. Не сильных, но обидных.
Вика (та, которую защищала и подружилась) взяла академический отпуск на год. Я отучилась пол третьего курса и тоже взяла отпуск. Стало тоскливо без Вики (она в эстонском шпарила и очень помогала в этом. В общем - у каждого была своя выгода. А училась я на эстонском и, как уже писала выше, с чужими языками проблема). Поэтому на третьем курсе с полгода я тоже взяла отпуск на полгода, что бы в следующем году продолжить обучение.
В следующем году с полугода пошла сново учиться. Офигеть!!! За этот год система образования поменялась и появились новые предметы. Оказалось, что мне надо их сдать, что бы продолжить обучение. Вот как, оказывается С горем пополам сдала, на минимально-проходной балл…
Учусь третий курс и понимаю, что не тяну. Кое-как закончила.
Начинаю 4 курс. Кое-как тяну. Уж не знаю, почему так. Вроде и мозги есть, и Вика помогает (мы с ней снова в одной группе. да. Естественно)… Да вот не тяну, и всё. полгода отучилась, беру ещё полгода академки (за всё время обучения можно брать 1 год академического отпуска и даже разбивать его на 2 раз по полгода, как я сделала ). Решаю, что в следующем году первые полгода обязательно хожу, даже не числясь в списках. на лекции. Для общего образования.
Ходила раз в месяц на какую-нибудь (снова новую!!) лекцию. Всё остальное время - работала (Жила уже 2 года как одна. Это, кстати, тоже может повлияло. Родителей же нет под боком, которые пнут). Другие полгода пыталась вникнуть в опять новые предметы. Не вникла. В итоге - по глупости - на всё забила. Контрольные написала на троечки. А на 2 из 3 экзаменов просто не пошла.
Так и осталась без образования. Кстати - тальман- это единственная практика, которая понравилась. После 2 курса была практика логиста - там уже не платили и требовали. И там я поняла, что мне эти профессии не интересны.
Сейчас с средним образованием зарабатываю то нормально, то впритык (от работы зависит). Знаю людей с высшим - работают продавцами в магазинах. Знаю людей с основным или средним образованием, кто зарабатывает нормально.
Помню, в школе был в классе двоечник. Но, зараза, начитанный. И троечник, который до сих пор бизнесмен. Считаю, что если есть жилка - то образование совсем не важно. А вы как считаете? И есть ли у вас интересные или поучительные истории?
Пообщаемся на эту тему?

56 комментариев

В школе училась очень легко и никто никогда не помогал. К 10-му классу стало скучно и почти перестала заниматься. Т.е. могла месяц-другой не учить химию и физику, а потом сама «догоняла» и разбиралась, чтобы в табеле были нормальные оценки. Любила одинаково математику и литературу, но любимая учительница литературы объяснила, что лучше заниматься точными науками - больше шансов на нормальную работу. Я хотела поступать в институт радио-электроники, но тут уже вмешался мой преподаватель математики и сказал, что шансов у меня никаких - во-первых девочка, во-вторых еврейка. И я пошла сдавать документы на механико-математический факультет университета. Математику письменную решила и пошла показывать задачи своему школьному учителю. Он схватился за голову и сказал, что таким диким способом решать было нельзя - но ответы у нас совпали! А вот на устной математике меня «валили» внаглую, но это поняла я только потом. Я ответила на свой вопрос и мне стали задавать дополнительные. Я отвечаю - преподаватель что-то у себя отмечает. Потом к нему подошел проверяющий и спросил, как я отвечаю. И этот преподаватель показывает свои заметки и говорит: «Она не знала вот это, это, это...», - на все мои ответы! Мне было 17 лет, и у меня просто пропал дар речи! Получила я «3» и пришлось мне перевестись на вечернее отделение. Нашла работу курьера и после работы шла на занятия. Самое трудное первое время было - не уснуть на лекции. До сих пор помню, как ко мне обращается преподаватель, а я не могу открыть глаза… Потом привыкла, втянулась. После университета 15 лет проработала программистом в институте - без диплома никто бы со мной и не разговаривал. Жаль, что тогда еще не было компьютеров, и я работала на ЭВМ. Потом началась перестройка, институт мой (всесоюзный) накрылся, и еще 10 лет я продавала на улице книги. Вот тут диплом действительно был не нужен. А потом я уехала в Германию и даже не стала подтверждать свой диплом - кому я нужна, если за 10 лет техника абсолютно изменилась.

Т.е. с 7 класса на учебу я забила уже сильнее, на мне была Художественная школа три дня в неделю (в которой мне спуска не давалось, училась я у мамулика… и подводить маму-педагога НЕимела права), добавились тренировки три-четыре раза в неделю… ну когда учиться то? Кстати об отношении педагогов к детям, любили ж только отличников, середничков не замечали, вспоминается выпускной экзамен по математике, решила я все быстрее всех, оглядываюсь… все еще пишут, отличники сидят, а можно работу сдавать если уже справился… ну я и пошла сдавать, а учителка вылупилась ан меня, листок не берет и так мне покровительственно " ну попробуй, может чего нибудь еще вымучаешь?", я плечами пожала «сделала я все»-говорю, она уткнулась в работу… и онемела, а я просто удалилась. Думаете 5 поставила? нашла, что в одном из примеров, я не подчеркнула карандашом ответ, вот вопрос… такая ошибка отличнику простилась бы? однозначно, я осталась с четверкой… но я все равно победитель Художественную школу я закончила в 8 классе (учились мы тогда 10 классов), урожденная у двух художников, выбор профобразования даже не вызывал сомнения, тратить два года на школу, до поступления в училище я не стала, поступила в училище после 8 и правильно сделалаВ училище тоже две жизни тянули меня пополам, уже захвативший меня спорт и учеба, училище я кончила хорошисткой, спорт я завершила мастером спорта)) ну вот как то так До сих пор обидно за итоговый экзамен по математике. Я, сдуру, решила, что надо считать поточнее и насчитала до 3 знаков после запятой. То есть, где ответ был, например 0,57 у меня стояло 0,568. Проверяющие вникать не стали и посчитав это ошибками поставили 3 . После школы поступала в пед на исторический, но тут взбрыкнул мой организм, через 5 дней житья в областном центре у меня на каждом вздохе начало резать легкие, я плюнула и забрала документы. Училась дома в техникуме на экономиста-менеджера, закончила почти на красный диплом, мешала только одна тройка - по бухучету (там план счетов надо было вызубрить), правда секретарь, которая печатала диплом, то ли опечаталась, то ли решила, что это ошибка, но напечатала мне вместо единственной тройки - 5 . По специальности на работала, но знания пригодились. Работала сначала продавцом, потом бухгалтером (при моей-то нелюбви к бухучету ) Вышку получать не стала - нет смысла при отсутствии перспектив. Правда, всем говорю, что, как минимум, половина вышки у меня есть, так как когда заочно учился муж сначала к техникуме, потом в институте 2/3 курсовых и диплом я писала. Из-за этого даже прикол вышел. Муж рассказывал: Объявляют оценки за курсовую: Тройки получили… Моей фамилии нет, четверки получили… Моей фамилии нет! пятерки получили… Моей фамилии ОПЯТЬ нет, блин, неужели незачет?! И тут ректор говорит: А особо хотелось бы отметить - и называет его фамилию - Ну, иди рассказывай! А гад этот работу даже не читал! Вышел и честно признался, мол так и так, работу писала жена! Ректор посмеялся и поставил ему 4, потом попросил все материалы записать на диск и последующим учащимся тыкал его в нос и приговаривал: вот так писать надо! Я когда эту работу писала вторым ребенком беременна была, может из-за этого такое вдохновение напало А к диплому Вовка уже родился, не до учебы было и больше чем на 4 диплом не вытянул

Ооо, вот это темка! Щас спою. Как пустить свою жизнь прд откос)))
Началось с того, что в школу меня сдали в 5 лет. Тетя-завуч сказала, что если пойду шестилеткой (день рождения в октябре), то буду лодырем, ибо читать-писать умела бегло и запоем, знала таблицу умножения, плюс несколько томов детской энциклопедии знала наизусть. А чем еще заняться детенышу-доходяге, если дома шуметь низзя (бабушка артистически имитировала сердечный приступ, если ей что-то не нравилось, а потом по-настоящему заболела раком, за счет ухода протянула еще 10 лет, но в невменяемом состоянии. Так что школа прошла адским адом. Клоп-малолетка-хроническая отличница, которой затыкали все дырки. Да еще и любимчик биологички, химички, физика и математички. А любимчикам везло особо. Им давали отдельные задания, так что даже списать у меня было нельзя. Короче, бесполезный член общества, к которому на исправление сажали хронических двоечников и болтунов. Это считалось «фу» и непрестижно)). Так что от учебы меня ничего не отвлекало, ни дружба, ни шалости, ни мальчики. Хотя нет, мальчик как раз был. Такой же изгой - диабет, родители алкаш и шизофреничка. Дите устрашающей внешности, но начитанное до потери адекватности. И в три раза больше меня. Я его боялась жутко, остальные просто лупили. Тот отсутствие тумаков с моей стороны воспринял как благосклонность и начался период штурма моей крепости. Самыми неадекватными и неприятными способами - от поколачиваний до распускания слухов, что у нас уже все было. Ага, в третьем -то классе))) Ад, кстати, не закончился, он живет по соседству и все еще на что-то надеется, но все так же неадекватно: агитирует меня в разные секты, приходя с веником цветов с ближайшей клумбы. Доходило до того, что я из дома выходить побаивалась. Ну это лирика, а физика - закономеная медаль несмотря на попытку ненавидящей меня исторички влепить четверку за пропуск контрольной (я три недели каталась по олимпиадам, привезла дипломов стопку). Директриса-математичка прижала историчку к ногтю, та вызвала меня на индивидуальный допрос и гоняла по всему курсу. Срезать петерку не получилось, и вот, пора пожинать плоды наук, вбиваемых в голову в профильном математическо-естественнонаучном классе. Сдавать один экзамен, выбор между медицинским и универом, где я прожила почти год, готовясь к олимпиадам. В мед прошла бы без экзаменов, формальность в виде собеседования. В универ - один экзамен. Тут всполошились родственники: у детеныша аллергия на формалин, низзя в мед! Ага, на биофаке ентого формалину -ну просто завались! Долго ли, коротко, моя мечта заниматься математикой, физикой, химией и биологией сбылась на биофаке сполна. А еще политэкономией, диаматом, научным атеизмом, марксистско-ленинской философией и пр. А тут хлоп - и нет коммунизЬма. И все по второму кругу, с противоположным знаком: политология, буддистская философия, история религии, западные запрещенные барабанщики вроде Рона Хаббарда и прочие перекосы ранних 90-х. В итоге башка пухла от 12-14-часовой учебы, а тушка сдувалась до рекордных 30 кг в 19 лет. Маму вызывали в деканат и среди нее проподили воспитательную работу, низзя же ребенка так учиться заставлять. А я самоубийственно еще и работала в Институте леса с 16 лет. Естественно, наука-конференции-доклады-олимпиады, диплом-диссертация и пачка публикаций, куда без аспирантуры? И вот приходит звиздец. Меня не могут поделить универ и институт леса. Как итог - две трудовые книжки, в одной стаж с 1991 г, во второй -с 1997. Первая недействительна. Каково? В итоге меня выдергивают в институт леса, а руководитель сваливает в Америку. Я двигаю науку вбок самостоятельно, в единственном теплом помещении института, где отключена вода и тепло, сторожу личинок вредителей леса, грею их тепловентилятором, а сама ноги грею системным блоком компа со снятой крышкой, рисую всякую математику и обрабатываю портреты вредителей. Потом наступило лето, я его все провела раком в траве, фотая всяких гадиков чуть ли не первым цифровым фотоаппаратом в Красноярске. я там что-то про аллергию говорила, ага))) Итог - диссертация, убитое в хлам здоровье, мне 26, личной жизни ноль без палочки, 600 р зряплата раз в полгода, на дворе 2000-й год. Умирает скоропостижно отец, заболевает сильно мама, и недокандидат недонаук, 4 года просидев методистом, опять внезапно учится, на этот раз дистанционно, управлению малым бизнесом, ага! И неплохо сижу двух стульях дизайнера и проректора по науке в вузе. Кто бы знал, что через 8 лет второй диплом пригодится))). И вот 5-й год управляю своим малым бЫзнесом. Произвожу фенечки и кручу проволочку, чем успешно занималась в песочнице, не убив почти 20 лет на учебу))) Только смогла бы я продержаться без этой науки выживать?

Цель: Показать учащимся и убедить их в том, что учение служит повышению их умственного развития, их человечности.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

II. Постановка учебной задачи.

Что такое совет?

Совет – наставление, указание о том, как поступить. Например, советы по работе, советы классному руководителю, советы друзьям и т.д.

Какие пословицы и поговорки о советах знаете?

Жить в любви и совете! Совет да любовь! Людям советуй, но сам обходись своим умом. Советом работу не испортишь. И так далее.

Вы обычно с кем советуетесь?

С родителями, с дедушкой, бабушкой, с друзьями и т.п.

В сорок пятом наставлении Каюма Насыйри есть такие строки: “О, сынок, старайся избегать советов различных людей. Прежде всего, остерегайся невежды, ибо он темен и может толкнуть тебя на ложный путь”.

Кого же называют невеждой? Каким он бывает? И что такое – невежество?

Как легче жить: невеждой или знающим человеком?

Конечно же, знающим, сведущим человеком!

Грамотным, учёным, гармонично развитым, культурным во всех отношениях и т.д.

Какие вы знаете пословицы и поговорки с этими словами?

Учёного учить – только портить. Ученье – зёрна мудрости, знание – зерно счастья.(Грузин.) Знания, полученные в детстве – что письмена на камнях.(Авар.) Не читавший книг – что пчела, не видевшая цветов.(Белорус.) Слёзы при ученье – радость в жизни.(Испан.) Не злато сыну дари, а книгу драгоценную.(Корея.) Прочитать новую книгу – приобрести ещё одного друга.(Китай.) Если не читать ежедневно, то знания ежедневно убывают.(Китай.) если зорькой не встаёшь – день теряешь, а если в детстве и юности не читаешь – всю жизнь теряешь.(Тибет.) хорошая книга – самый верный друг: не любишь – не укоряет, а поверишь в неё – никогда не обманет.(Турция. Малограмотный человек – человек в оковах.(Африка.) Учёба – рытьё колодца иголкой. Ученье свет – а неученье тьма. Книга – источник знаний и т.д.

Значит, о чём же мы будем сегодня говорить?

Об учёбе, о пользе учения, о вреде и недопустимости невежества и т.п.

Самооценка.

III. Решение учебной задачи.

1 задание. (Обсуждается в группах)

Давайте – ка, ещё раз проясним: что такое учёба?

Учёба – от слова учить: передавать кому-либо какие-нибудь знания и навыки; учиться специальности, умению чего-либо делать.

Какие пути, способы и средства учёбы вы знаете?

Книга – источник знаний! Можно учиться читая газеты и журналы, занимаясь на компьютере и т.д.

Кого из учёных, писателей, всемирно- известных личностей нашей национальности (наших земляков) вы знаете?

Кого из высокообразованных родных вы знаете?

Как надо учиться, чтобы была польза от знаний?

Надо учиться, заниматься вдумчиво, старательно. Читать много и быстро, конспектируя для лучшего запоминания.

Как вы понимаете самостоятельную учёбу?

Самостоятельно, то есть без помощи других людей. Самостоятельная учёба длится с пелёнок до самой смерти человека и т.д.

Есть ли какая-либо связь между учёностью и дисциплиной?

Да. Учёные люди обычно бывают дисциплинированными и т. п.

Всегда ли бывает только так?

В основном, да, именно так. Однако, и среди учёных людей наблюдаются недисциплинированные, неорганизованные. Но – редко.

Как влияет учёба на способности на талант человека?

Он усиливает талант, развивает способности.

Как по другому называют человека образованного, воспитанного, культурного? Оно, в основном, относится к людям умственного труда.

Интеллигент! Представитель интеллигенции и т.п.

Учёные утверждают, что для того, чтобы стать интеллигентным человеком, надо до совершеннолетия успеть прочесть не менее 80 книг таких великих писателей, как Лермонтов, Гоголь, Тукай, Тургенев, Толстой, Куприн, Бунин, Булгаков, Пастернак, Дефо, Шекспир, Байрон, Диккенс и другие.

Самооценка.

2 задание. (Обсуждается в группах)

В тридцать четвёртом наставлении книги Каюма Насыйри есть и такие строки: “О, сын мой, когда придётся тебе воспитывать детей, будь особенно старателен, пока они малы. Знания, полученные в детстве, подобны орнаменту, выбитому на камне. Прут легче гнётся, покуда тонок. В нежном возрасте следует вкушать понятия о многих науках и давать кое-какие знания даже по математике…”

Как вы думаете, почему полезней (эффективней) учиться смолоду?

Потому что ребёнок должен успеть до совершеннолетия, до вступления в самостоятельную жизнь набраться сил и умственного багажа.

В то же время у великого Каюма Насыйри есть и такие слова в шестом наставлении его “Книги о воспитании”. Один почтенный человек отдал сына учёному наставнику для воспитания и обучения. И сказал при этом: “О, лучший из учителей, воспитай это дитя и дай ему знания, пусть станет мудрым и учёным.” наставник занимался с мальчиком, учил его наукам, но из этого ничего не вышло. И он отвёл его назад, к отцу, говоря: “Ребёнок этот настолько глух к наукам и туп, что я чувствую, как сам глупею, когда учу его…”

Как вы понимаете содержание этого наставления?

Всему – своё время. Надо вовремя учиться игре на музыкальных инструментах, танцам, рисованию, пению. Если ребёнка не учат с детства читать и писать, то он становится ленивым учеником и т.д.

Как вы понимаете слово “тьма” (“неученье - тьма”)?

- “Тьма” в душе человеческой – позор для него, самоунижение и т.д. Учёный же человек всегда будет в выигрыше, на высоте.

Как вы понимаете: “невежество - позор”?

Невежество – отсутствие знаний, некультурность, бестолковость, неумность, корыстолюбие и т.д. Такой человек всегда способен опорочить другого.

Откуда же берётся невежество?

От лени, лодырничания.

Какие стихи классиков, изобличающих лень, вы знаете?

IV. Рефлексия.

О чём мы говорили сегодня на уроке? Какие выводы сделали вы из сегодняшнего занятия?

Что полезного извлекли вы из него?

V. Домашнее задание.

В каких высших учебных заведениях можно продолжить учёбу в нашем крае после окончания средней школы? И где они размещаются? Напишите об этом сочинение.

На эту пословицу ссылаются как на непререкаемую мудрость. Но даже высшее образование и наличие ученых степеней не гарантируют успеха в жизни. Почему же так часто ее вспоминают? Не кроется ли в ней другой, скрытый, смысл?

Выражение «учение - свет, а неученье - тьма» и грамотность

В школе часто звучат эти слова. Так педагог старается мотивировать учащихся стремиться к знаниям. Это напоминает первые годы советской власти: поголовное обучение грамотности, плакаты «От мрака к свету, от битвы к книге, от горя к счастью».

Смысл здесь в том, что неграмотный похож на слепого, который бродит во тьме. Кстати, и такой плакат существовал: человек с завязанными глазами и вытянутыми вперед руками заносит ногу над обрывом. Надпись на плакате сулила ему всюду неудачи и несчастья.

Наркомпрос Луначарский признавал, что в стране царит безграмотность и невежество. Народ был не в состоянии понять идеологию строителя коммунизма. Декрет Совнаркома обязывает всех грамотных читать прессу неграмотным и разъяснять прочитанное. В 1919 году ставится цель - достичь всеобщей грамотности.

Фраза «учение - свет, а неученье - тьма» в литературе

И. С. Тургенев цитирует пословицу в своих «Заметках» и рассуждает, что вместе со знаниями приходит и свобода. А поэт В.С. Курочкин даже выражает этой пословицей свое завещание сыну. М. Н. Загоскин вложил ее в уста купца, спорящего со стрельцом в романе «Юрий Милославский». Хомяков, Фонвизин, Суворов ссылались на нее.

Отсутствие элементарных знаний приводит к неверным решениям. Вспоминается рассказ М.С. Булгакова о знаменитом доме Эльпита, где после революции устроили коммуналку. Дом отапливался своей котельной, в каждой комнате были вентиляционные продухи, выложенные войлоком.

Но инженеру, создавшему проект, не пришло в голову, что в отсутствии угля жильцы поставят буржуйки и выставят трубы в вентиляцию. Комендант дома не смог уследить за порядком, и в одночасье вспыхнул чудо-дом, созданный с такой любовью.

Аннушка пронесла печечку и радовалась, глядя на хорошую тягу. Почти вскипел чайничек, когда пожар охватил дом. Все девятьсот тридцать жильцов разом выскочили из громадного костра. и Аннушка бежала по зимней Москве, пока не свалилась на какие-то ступеньки отдышаться.

Дальше писатель сравнивает ее состояние со светом знания: «В голове просветлело». Она первый раз в жизни подумала: «Люди мы темные. Учить нас надо, дураков». Так буквально обыграна мастером пословица «ученье - свет, а неученье - тьма».

Что говорят философы

Философ Ф. Бэкон перефразировал известное выражение sientia nihil est quam veritatis imago, что в переводе с латинского звучит как «знание есть отражение истины». Он сформулировал кредо своей жизни так: «Знание - сила».

Сенека, который жил во времена Иисуса Христа, вздыхал: «Безграмотность доверчива. Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. Глупый, учись!». Значит, для жизни нужны другие знания. Какие же? И когда этот вопрос встал перед человеком?

В глубину веков

«Ученье - свет, а неученье - тьма»: кто сказал первый? Ответ находим у Екклесиаста, он записан 1000 лет до нашей эры: «И я увидел, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы. Мудрый видит ясно, а глупый ходит в кромешной тьме». Вот о каком знании идет речь. О том, что делает человека мудрым, способным принимать верные решения.

С переводом Священного Писания на другие языки пословица «Учение - свет, а неученье - тьма» вошла в лексикон многих народов. Несомненно, значение ее было такое: знающий истину ходит во свете. Это и в Евангелиях написано.

Когда знания - буквально свет, а их отсутствие - тьма

По данным статистики, в России выявлено 1250000 больных глаукомой, столько же не знают о своей болезни. Об этом говорили на VIII Конгрессе «Человек и лекарство». При этом 40% больных могли бы ее избежать. Это те ситуации, когда «учение - свет, а неученье - тьма».

Врачи дают следующие советы:

  • Простое соблюдение правил по технике безопасности, в частности, инструкции по защите органов зрения, предупредит травматическую слепоту.
  • Правильный, сбалансированный рацион питания защитит от «куриной слепоты».
  • Диабетическим больным постоянный контроль сахара и диеты, отказ от вредных привычек и физкультура помогут избежать осложнений и, в том числе слепоты.
  • Регулярные визиты к офтальмологу здоровых людей смогут выявить глаукому или катаракту на ранних стадиях. Пожизненное соблюдение назначений врача сохранит зрение.

Пословица «ученье - свет, а неученье - тьма» смысл в XXI веке приобретает буквальный. Экологическая катастрофа, тотальное загрязнение планеты привели к недостатку питательных веществ в рационе. Как следствие - органические нарушения обмена веществ и зрения.

Смысл пословицы

Нежелание простого обывателя узнавать новое, меняться всегда было предметом обсуждения и боли истинных русских интеллигентов. А. П. Чехов писал о преступной неграмотности крестьян в вопросах элементарной гигиены, уносящей жизни детей.

Много людей с горячими сердцами, сознающих необходимость обучения людей, поехало в свое время из городов в глубинку. Это были учителя, врачи, инженеры. Они помнили: «Ученье - свет, а неученье - тьма». Смысл пословицы они видели в первой ее части. Но были и есть другие, видящие его во второй.

Есть такое понятие - обскурантизм. Производное от латинского «obscurans», или «затемняющий». Означает отрицательное, порой агрессивное отношение к просвещению и прогрессу. Существует немного устаревший аналог этого слова - мракобесие. Но в свете разбора нашей пословицы он больше подходит.

По сути, идет постоянная борьба двух начал - света (просвещения) и тьмы (мракобесия). И у каждого человека есть право выбора, на какую сторону встать.