Обсуждение (чтения) законопроекта в Государственной Думе. Принятие федерального закона. Чтение законопроекта Законопроект во втором чтении

И определённая стадия его обсуждения. Как правило, по каждому внесённому законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки.

Первое чтение

Первое чтение являет собой первую стадию рассмотрения законопроекта на пленарном заседании нижней палаты. На этом этапе обсуждается общая концепция законопроекта, его основные положения, даётся оценка его соответствию конституции . По итогам первого чтения проект может быть передан в профильный комитет, который готовит его ко второму чтению. Также устанавливаются сроки подачи поправок и дополнений к исходному тексту .

Второе чтение

Второе чтение представляет собой работу с предложенными поправками. В России они обобщаются ответственным комитетом в две таблицы, в одну из которых сводятся поправки, рекомендованные к принятию, в другую - к отклонению. Может быть предложена и третья таблица, включающая поправки, по которым профильный комитет не принял решения. При отсутствии возражений, нижняя палата голосует по каждой из таблиц в целом. В противном случае по каждой из поправок, вызвавших возражения, проводится отдельное голосование. По итогам второго чтения законопроект может быть либо принят, либо отклонён .

Третье чтение

Третье чтение представляет собой процедуру окончательного принятия законопроекта в качестве закона. Поправки на этом этапе уже не рассматриваются. В зависимости от страны, могут допускаться редакционные правки. В России по требованию большинства депутатов законопроект может быть возвращён к стадии чтения .

Принятие закона

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Решение о направлении федерального закона оформляется постановлением Государственной Думы, которое также передается Совету Федерации.

В случаях, если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 или статьей 108 Конституции Российской Федерации и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней данный федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Во время акции против изменения пенсионного законодательства у Госдумы РФ. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Обновлено в 14:09

Госдума приняла законопроект о повышении пенсионного возраста во втором, решающем чтении. Проект принимают в более мягком варианте, чем раньше, с учетом поправок президента и «Единой России». За документ проголосовали 326 человек, против 59, воздержался один.

В частности, женщины будут выходить на пенсию не в 63 года, а в 60. Также — ранний выход на пенсию для многодетных матерей, прибавки к страховой пенсии для жителей села, сохранение льгот и уступка для тех россиян, кого повышение коснется первым — выход на пенсию на полгода раньше.

О президентских поправках докладывал председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

«Девять президентских поправок, которые предлагают: уточнить вопросы занятости, дать дополнительные гарантии для лиц предпенсионного возраста, определив пятилетний период, который определяет категорию этих лиц. Увеличивается не на восемь лет, а на пять лет возраст выхода на пенсию для женщин, сокращается общий стаж для досрочной пенсии. Если в первом чтении предлагалось 45-40, то теперь 42-37 предлагается сделать и включать в него не страховой период нахождения на больничном. Предлагается дать право досрочно выходить на пенсию для многодетных матерей, в зависимости от количества детей, которых женщина родила и воспитала. Предоставляется возможность досрочно, на полгода раньше выйти на пенсию для тех, кто в 2019-м и, соответственно, в 2020 году должен выйти на пенсию».

«Поправки нашли консенсус», — заявил по итогам этого голосования спикер Вячеслав Володин.

В КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» ранее заявляли, что их депутаты проголосуют против реформы, как и в прошлый раз. Их не устраивает даже смягченный вариант законопроекта с поправками, предложенными президентом России Владимиром Путиным.

Депутат из Иркутской области от КПРФ Михаил Щапов считает, что и президентские сроки выхода на пенсию — 60 для женщин и 65 для мужчин — неприемлемы:

«Сегодня ожидаемая средняя продолжительность жизни в 47 субъектах для мужчин ниже 65 лет. То есть даже ниже предлагаемой планки возраста выхода на пенсию. У женщин ситуация лучше, но только в двух регионах — Москве и Ингушетии — женщины в среднем будут жить на пенсии 20 лет, что является нормой для европейских стран, на которые ссылается правительство. В такой ситуации принятие предлагаемого законопроекта с формулой «65 на 60» для многих людей выглядит просто варварством».

Депутат от ЛДПР Сергей Иванов предложил непопулярную реформу отложить на 20 лет. За это время люди накопят себе денег, чтобы прожить на них в старости, считает парламентарий:

«Уважаемые коллеги, обратите внимание на следующее. Вы все видите прекрасно, что данная реформа практически провалилась, она очень непопулярна. Как вы слышали в новостях, уже 1 млн подписей доставили в администрацию президента. Это уже довольно большое количество голосов. Я не видел по России, тем более что выборы были, чтобы кто-то это все поддерживал. Акции протестные, которые по стране прошли, об этом тоже свидетельствуют. Ну и, самое главное, наверное, вы уже тоже прекрасно знаете, что и результаты выборов говорят о том, что эта реформа очень и очень непопулярна. Тут не только заевшиеся, забронзовевшие губернаторы виноваты, но и вот эта ситуация с пенсиями. Поэтому не надо Госдуму окружать ОМОНом, народ свое мнение выражает по-другому, через итоги голосования. Значит, уважаемые коллеги, что мы можем сделать в данной ситуации, поскольку, как вы знаете, нет никаких достоверных данных, нет никаких нормальных цифр, которые бы нас заставляли думать о том, что пенсионная реформа назрела? Сделать можно следующее: отложить эту реформу ровно на 20 лет. За эти 20 лет те люди, которым сейчас лет 40, 38 или около того, они, зная о том, что государство не сможет потом выплачивать эти пенсии в силу того, что просто-напросто людей нет, они начнут задумываться о том, чтобы сами себе формировать пенсионные накопления. Простой подсчет показывает, если вы возьмете обычный калькулятор кредитный, что если человек будет откладывать 22% в течение 40 лет, с 20 до 60, то через эти 40 лет он наберет такую сумму, что он может 20 лет проживать и получать в полтора раза большую сумму, чем та зарплата, с которой он откладывал. Это все реально сделать. Поэтому еще раз говорю, откладываем на 20 лет — это первое. Второе, что мы предлагаем сделать, разумеется, сокращаем сроки выхода на пенсию. То есть сейчас у нас переходный период очень длинный, растянутый. Если мы откладываем все это на 20 лет, то сроки выхода на пенсию переносятся и сокращаются практически вдвое, то есть люди уже будут подготовлены и нет нужды в длительном переходе на эту пенсию».

Коммунисты называют пенсионную реформу дьявольской и людоедской. Перед началом заседания Думы они собрали у здания парламента противников пенсионной реформы. Чтобы акцию протеста не объявили несанкционированной, ее провели в виде встречи депутатов-коммунистов со своими избирателями. Подробнее об этом рассказала корреспондент Business FM Александра Сидорова :

— Все эти выступления, так или иначе, поддерживают депутаты, некоторые из них назвали «Единую Россию» кем-то наподобие самураев, которые сами делают себе харакири таким образом.

— Получается, акция организована только «левыми»? То есть ЛДПР, «Справедливая Россия», которые тоже выступают против законопроекта, в акции не участвуют никак?

— Я никого не увидела, кто бы их поддерживал или представлял.

С митинга на заседание Думы пришли депутаты от КПРФ в футболках с логотипом протестной акции. На них изображены перечеркнутые цифры 63 и 65. Спикер нижней палаты Вячеслав Володин во время заседания акцентировал на этом внимание.

«Думаю, коллеги, на зарплату депутата можно пиджак купить, и галстук тоже. У нас заработная плата выше намного, чем у тех, кто нас избирал. Поэтому... Геннадий Андреевич, золото партии не вернули, сейчас в майках ходите. Вот представьте себе, что скажет избиратель».

Дума приняла президентские поправки единогласно, но за них голосовали только 385 человек (на заседании присутствовали 423 парламентария из 450-ти). Всего в Думе 339 депутатов от «Единой России», информация об этом размещена на сайте нижней палаты парламента. Это означает, что за поправки проголосовали и члены других партий.

Впрочем, и в «Единой России», как ранее сообщил телеканал «Дождь» , не все 26 сентября были готовы поддержать пенсионный законопроект: на голосовании не было 12 депутатов от партии. Первое чтение пропустили восемь депутатов-единороссов.

Сегодня же пятеро на больничном, еще семеро в командировках, рассказал «Дождю» руководитель фракции ЕР Сергей Неверов. Среди тех, кто пропустит голосование по пенсионной реформе, спортсмены Владислав Третьяк и Вячеслав Фетисов, телеведущая Оксана Пушкина, вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева.

Источник «Дождя» в партии власти отмечает: депутаты пропускают заседание хоть и по формально уважительным причинам, как и в прошлый раз, но, на самом деле, мотивом может быть неприятие реформы. Например, Фетисов отсутствовал и в прошлый раз, и тоже по уважительной причине. На нее сослался и Железняк, но он был наказан, потому что в партии знали его настоящую позицию. Наталья Поклонская ранее открыто выступила против пенсионной реформы.

Повышение пенсионного возраста будет идти десять лет. Только к 2029 году окончательно сформируется такая категория населения, как предпенсионеры.

В 104, а также в 105 статье Конституции РФ, указано, что любой законопроект должен приниматься по четко отработанной структуре. В данном случае, обязательным условием считается принятие законопроекта в государственной думе. Обратим ваше внимание на то, что такое принятие основывается исключительно на трех чтениях.

Сколько именно чтений проходит законопроект?

  1. В первом чтении в обязательном порядке производится процесс решения вопроса о передачи того или же иного законопроекта в профильную комиссию;
  2. Второе чтение определяет процесс детального обсуждения и изучения законопроекта. Именно на данном этапе, в случае необходимости, будут вноситься определенные изменения и ряд дополнений;
  3. В третьем чтении будет произведен процесс голосования за весь проект с уже внесенными в него поправками и изменениями. На данном этапе возможно внесение лишь редакционных изменений.
То есть, как вы видите, каждый процесс имеет свои определенные особенности. Сам текст документа изначально прорабатывают юристы. Но, очень важно, чтобы был создана специальная профильная комиссия, а законопроект был изучен таким образом, чтобы были максимально исключены все негативные аспекты в виде двоякого понимания и двоякой трактовки тех или же иных норм.

Особенности проведения чтений

Первое чтение – заседание пленарного типа нижней палаты. В данном случае, происходит процесс обсуждения общей концепции законопроекта. Кроме всего прочего, именно данный этап характерен тем, что он включает в себя внимательные аспекты изучения всех основных положений документа. Также производится процесс формирование своеобразной оценки соответствию конституционным нормам и федеральному законодательству. На основании проведенной работы проект может быть передан в специализированный профильный комитет, который и занимается вопросом его модернизации (внесения изменений) и подготовкой ко второму чтению.

Что касается второго чтения, то в данном случае, формируется процесс работы с определенными поправками. В данном случае, составляется две таблицы. В оной формируются сами поправки, которые были приняты в качестве своеобразных рекомендаций, в другой таблице формируются поправки к отклонению. Нередко бывают ситуации, когда предлагается разработка третей таблицы, которая в своем составе содержит данные по изменениям, которые не были приняты профильным комитетом.

Третьей чтение – процесс окончательного голосования. То есть, это этап, который предполагает процесс принятия законопроекта в качестве закона. Все поправки должны быть рассмотрены до этого момента. В нашей стране, по требованию большинства депутатов, законопроект может быть снова возвращен на стадию второго чтения. Если же законопроект набрал нужное количество голосов, он считается принятым.


Согласно ст.136 ТК заработная плата выплачивается каждый полмесяца, в тот день, который изначально должен быть определен трудовым распорядком, а также трудовым договором. То...


Очень часто у нас появляются вопросы, связанные с получением наследства. Существует по закону не одна очередь наследования, если человек умер и не составлял завещания на...

Главное, что надо знать о втором чтении закона об изменении пенсионной реформы, - представители всех политических партий парламента поддержали поправки президента России и пропустили документ на третье рассмотрение. Оно пройдет уже завтра, 27 сентября. Результат второго чтения однозначный: 385 депутатов проголосовали «за» без единого противника или воздержавшегося.

Всего на этом этапе к законопроекту добавилось 324 поправки, в числе которых и предложения президента страны Владимира Путина . Во время второго чтения депутаты воспользовались шансом еще раз обсудить саму реформу и ее детали. Федеральное агентство новостей наблюдало за ходом думских дискуссий, которые в эти дни определяют судьбу россиян на многие десятилетия вперед.

Более трехсот поправок к сложному законопроекту изучал, рассматривал и обсуждал думский комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов вплоть до даты второго чтения. Его председатель Ярослав Нилов почти четыре часа провел на ногах за трибуной и, несмотря на личное мнение представителя ЛДПР, старался объективно донести до коллег позицию комитета.

Поправки от президента, депутатов, членов Совета Федерации, законодательных собраний регионов разделили: одни принять, о других - поспорить. В первую группу вошли в том числе поправки президента России, одобренные большинством депутатов.

«Все-таки есть то, что нас объединяет. Правильно, Владимир Вольфович?» - спросил Володин у Жириновского после того, как экраны показали 385 голосов «за» президентские правки к закону и ни одного голоса «против».

Среди одобренных поправок президента в закон вошли предложения:

Повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет (в первом чтении предлагался возраст 63 года);

Гарантировать досрочный выход на пенсию многодетным россиянкам (мать троих детей уйдет на заслуженный отдых на три года раньше срока, женщина с четырьмя детьми - на четыре года раньше, с пятью и более - выйдет на пенсию в 50 лет);

Обеспечить возможность оформления пенсии на 6 месяцев раньше для тех, кто уже планировал уйти на заслуженный отдых в ближайшие два года;

Увеличить максимальное пособие по безработице для людей предпенсионного возраста (с 4900 до 11280 рублей);

Сократить стаж, который обеспечивает досрочный выход на пенсию (37 лет для женщин и 42 года для мужчин);

Выплачивать уже с 1 января 2019 года надбавку 25% пенсионерам в деревнях со стажем не менее 30 лет работы в сельскохозяйственной отрасли;

Предоставить работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты;

Кроме того, ранее Госдума одобрила закон об уголовном наказании за увольнение возрастных сотрудников. Из принципиальных поправок, которые добавили депутаты и члены Совета Федерации, выделяются предложения сохранить действующие нормы для накопления пенсий с возможностью единовременной выплаты, возможность выйти на заслуженный отдых на полгода раньше получателям социальных пенсий, уточнение процедуры взаимодействия между ПФР и органами государственной власти.

Еще около 70 вариантов изменений в закон депутаты вынесли на отдельное голосование и воспользовались случаем, чтобы еще раз высказаться по поводу пенсионной реформы от своего лица или от имени партии. Сразу скажем, что за четыре часа ни одна из поправок так называемой «второй таблицы», куда попали отклоненные комитетом предложения, не была принята.

«Многие эти поправки выходят за рамки концепции либо за рамки предмета регулирования, - объяснил Ярослав Нилов. - Многие касаются отдельных категорий страховых пенсий или предложения льготных категорий, по которым уже высказалось правительство».

После первых же нескольких выступлений стало понятно, что нет смысла «просить» за жителей сел, Дальнего Востока и Крайнего Севера, учителей, врачей и творческих работников, - все пункты, совпадающие по теме с инициативами президента, не прошли отбор комитета и правительства.

Если только предложение депутата касалось организации новой льготной категории и грозило нарушить принципы кредитования, Нилов от лица комитета сразу об этом напоминал, а в некоторых случаях отмечал, что иногда парламентарии предлагали нормы даже более жесткие, чем президент.

За российские территории с суровым климатом депутаты переживали активнее всего.

«Оставьте прежний возраст для Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, - призывала Вера Ганзя от КПРФ. - У нас и так уезжают люди из Сибири и с Востока, а так мы только увеличим отток».

Олег Шеин от «Справедливой России» прокомментировал целый пакет поправок к закону: и пожелание отложить принятие реформы до 2035 года, и идею вернуть страховой период, и восстановление индексации пенсий для работающих пенсионеров, и регламентацию самозанятых россиян. Сразу несколько заявлений политик завершил словами, что обещанной индексации в 7% в следующем году мы не увидим, на что Володин был вынужден призвать к ответу министра труда и социальной защиты Максима Топилина .

«Я неоднократно говорил, что правительство подготовило вместе с федеральным бюджетом проект бюджетного фонда, - объяснил министр. - Индексация все шесть лет пенсий неработающим пенсионерам составит в среднегодовом выражении по 1000 рублей, эта позиция закреплена в бюджете на три года.

Это позволит нам за шесть лет достичь средней пенсии в 20 тысяч рублей. Никаких других цифр и обоснований с момента внесения законопроекта правительство не давало. Что касается вашего заявления о том, что не будет 7% в следующем году, еще раз отвечу: индексация 7% заложена».

Депутаты от КПРФ также выступили с рядом комментариев по своим поправкам в законопроект. К слову, некоторые из них попробовали устроить флешмоб на заседании и появились в футболках с перечеркнутыми числами 63 и 65. Правда, Володин попросил их на депутатскую зарплату купить более подходящие костюмы.

Коммунисты еще раз высказались в пользу сельских жителей, россиян Сибири и Дальнего Востока и укорили правительство в отсутствии точных расчетов для принятия закона. После эмоционального выступления Николая Коломейцева Володин вновь призвал ответить от правительства Максима Топилина.

«Был ли другой путь, кроме того, что мы рассматриваем?» - уточнил он у министра.

«В представлении законопроекта в первом чтении в ходе обсуждения в рабочей группе с участием профсоюзов и экспертов на общественных слушаниях мы рассматривали варианты, - прокомментировал Топилин. - Этот вариант оказался единственно возможным, способным обеспечить рост пенсий выше инфляции для неработающих пенсионеров.

Все остальные варианты разрушают страховую систему. Чтобы создать предпосылки для роста пенсий с учетом демографической перспективы, нам необходимо именно сегодня принять это решение. Ситуация на рынке труда сейчас является наиболее благоприятной для этих преобразований: по данным Росстата, безработица сейчас снизилась до рекордных показателей».

После многочисленных депутатских заявлений по поводу возрастных изменений в законопроекте министру пришлось выступить еще раз и объяснить, почему правительство выбирает пенсионный возраст, который оказался сегодня на футболках депутатов КПРФ.

«Мы исходим из того, что дополнительно одобрено право выхода на досрочную пенсию для тех, кто уже мог бы выйти в ближайшие два года. Это позволяет создать комфортный переходный период до 2028 года, - заявил министр.

Мы апеллируем не к продолжительности жизни, а к периоду жизни после достижения пенсионного возраста. У нас он каждый год увеличивается. Чтобы создать ресурсы в пенсионной системе для повышения уровня пенсий, такие параметры, как пять лет, нами рассматриваются как необходимые».

«У нас уже были моменты, когда за спиной у народа принимали решения, которые нас потом оставили без страны, - прокомментировал желание депутата Володин. - Так что давайте принимать решения поименно, открыто, и каждый должен свою позицию обосновать перед своими избирателями».

Через несколько минут на экраны вывели результаты голосования. Итоги второго чтения законопроекта об изменении пенсионного законодательства таковы: 326 голосов «за», 59 депутатов «против» и один воздержался.

Чтение представляет собой организационно-правовую форму обсуждения законопроектов в Государственной Думе . Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях. Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях.

Первое чтение законопроекта представляет собой первоначальное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты. При обсуждении законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ .

Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект (либо его представителя), и содоклада представителя ответственного комитета. По решению палаты может быть отведено время для ответов на вопросы депутатов по существу законопроекта, после чего заслушаны предложения и замечания депутатских объединений, депутатов, полномочных представителей Президента и Правительства в Государственной Думе, иных лиц, приглашенных на заседание палаты.

По результатам первого чтения Государственная Дума может принять одно из следующих решений :

1) принять законопроект в первом чтении и продолжить над ним работу с учетом высказанных замечаний;

2) отклонить законопроект;

3) принять закон.

Кроме того, на данном этапе палата может вынести законопроект на всенародное обсуждение. В случае принятия законопроекта Государственная Дума может установить срок подачи поправок и вынесения его на второе чтение. Принятый в первом чтении законопроект в обязательном порядке направляется всем субъектам права законодательной инициативы в течение 5 дней.

В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения - не менее 30 дней) субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету поправки, т.е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законопроекта, рассмотренного в первом чтении. Поправки обобщаются ответственным комитетом Государственной Думы в виде таблицы поправок и выносятся затем для обсуждения их палатой во время второго чтения.

Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. При этом предоставляется возможность выступить (до 3 минут) авторам таких поправок, их оппонентам, после чего ставится вопрос о принятии (отклонении) такой поправки. Если у депутатов нет возражений против рекомендаций ответственного комитета об отклонении поправок, то все поправки, рекомендованные для отклонения, отклоняются.


При наличии возражений в отношении таких поправок проводится голосование. Если палата поддерживает поправку, она вносится в текст законопроекта. В последнюю очередь проводится голосование по тем поправкам, по которым ответственным комитетом не было принято решений. При этом палата может как поддержать, так и отклонить такие поправки. По окончании голосования по поправкам и по предложению председательствующего на заседании проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении.

В этом случае если большинство депутатов не проголосовало за такое предложение, то законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта по нему вновь проводится голосование. Если и в этом случае за принятие законопроекта во втором чтении не будет подано необходимое число голосов (большинство голосов от общего числа депутатов), то законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Дальнейшему обсуждению такой законопроект не подлежит.

Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения в проект порядка работы палаты. Перед вторым чтением ответственный за данный законопроект комитет Государственной Думы обобщает все поправки, поступившие на законопроект, составляет таблицу поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, и таблицу одобренных комитетом поправок.

При обсуждении законопроекта во втором чтении после выступлений докладчика от ответственного комитета, полномочного представителя Президента РФ в Федеральном Собрании, представителей инициатора законопроекта и Правительства РФ проводится голосование об одобрении или отклонении поправки. При рассмотрении возражений против поправок проводится голосование о принятии проекта за основу. При утверждении палатой рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения противоречий и редакционной правки.

Третье чтение законопроекта - это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В случае если законопроект не принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов палаты, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения. Регламент Государственной Думы допускает проведение голосования по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении. Это возможно: а) при наличии окончательного текста законопроекта и б) при условии проведения правовой и лингвистической экспертизы законопроекта. Одобренный в третьем чтении законопроект именуется федеральным законом.