Определение понятия «правовая деятельность. Понятие, структура и особенности юридической деятельности

Юридическая деятельность - это волевые действия юристов, основанные на юридическом мышлении. Эта деятельность связана с юридическим мышлением, которое формируется на основе изучения юриспруденции.

Юридическая деятельность включает в себя помимо рациональной стороны еще и моральную. Существуют различные виды юридической деятельности (судебная, адвокатская и др.).

Юридическая деятельность составляет основу существования правовой системы общества. Юридическая деятельность опирается на юридическое мышление, которое позволяет выстроить логическую цепочку: отбор, анализ и оценка правовой информации; оценка ситуации как ситуации, требующей правовых средств решения; выбор оптимальных вариантов решения правовой задачи. Юридическая деятельность - это профессиональная деятельность, т.е. деятельность, осуществляемая по определенным методикам; с соблюдением требований, закрепленных в соответствующем законодательстве и в кодексах этики; подконтрольная государственным органам или корпорации специалистов; осуществляемая на возмездной основе; обеспеченная гарантиями. Профессионализм юридической деятельности во многом задается содержанием юридического образования.

Юридическая деятельность включает в себя как рациональную деятельность, так и моральную. Юридическая деятельность не сводится только к рациональным действиям, которые выполняет профессиональный юрист, специализирующийся в той или иной сфере. Большое значение для юристов имеют кодексы профессиональной этики. В них сформулированы моральные нормы, которыми должны руководствоваться: судьи, адвокаты, сотрудники органов внутренних дел и др. В кодексах этики (чести) судей устанавливаются правила поведения судей, - как в профессиональной деятельности (судьи должны выполнять свою роль неподкупно, с достоинством и честью), так и во внеслужебной деятельности (судья должен избегать любого поведения, которое может сказаться на доверии к нему). В кодексах профессиональной этики адвокатов предъявляется требование осуществлять свою деятельность на основе нравственных критериев. Юридическая деятельность опирается на юридический опыт. Юридическая деятельность обладает теми характерными особенностями, которые присущи любой социальной деятельности: предметностью, целесообразностью, упорядоченностью, системностью, избирательностью и пр. Объектом ее является право в различных проявлениях правовых норм, правоотношений, правового сознания и правового регулирования, поэтому юридическая деятельность является основой существования правовой системы общества и государства. Она признается таковой не только потому, что объектом ее является право, но и потому, что ее результаты являются юридически значимыми и позволяют создавать новые прецеденты, соответствующие изменяющимся правовым реалиям, или, наоборот, сохранять неизменной правовую реальность. юридическая деятельность вид форма

Осуществляется юридическая деятельность на основе юридических знаний, опыта и способа мышления, позволяющих выстроить логически обоснованную цепочку от отбора, анализа и оценки правовой информации до выбора оптимальных вариантов решения правовой задачи. Эта деятельность содержит в себе как рациональную составляющую, так и моральную.

Юридическая деятельность является показателем гражданской зрелости общества и готовности государства исполнять свои прямые обязанности, обеспечивая в том числе и правовую защиту своих граждан.

Юридическая деятельность обладает важными интегративными свойствами, поскольку служит объединению всех элементов правового пространства. Это позволяет охарактеризовать целеполагание юридической деятельности следующим образом: она всегда направлена на достижение социально значимых целей и служит удовлетворению частных и общественных интересов.

Стоит отметить, что сущность юридической деятельности проявляется в следующих признаках.

Признак первый прерогатива соответствующих компетентных государственных органов.

Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению. Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения.

Органы государства - это один из каналов, через который народ согласно Конституции Российской Федерации статьи 3 осуществляет свою власть.

юридическая деятельности правовая процессуальный

Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующими основными чертами.

1. Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.

2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (статья. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (статья. 96 Конституции).

3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (статье. 127) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции Российской Федерации (статьи. 114), порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иных федеральных судов (статья. 128).

5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. Конституции РФ (статья. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

Все это дает основание сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, - уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке. Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности органы государственной власти Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (статья. 11) в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Единство системы государственных органов Российской Федерации проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

Единство системы государственных органов Российской Федерации усиливается еще и тем, что ее составные части сами образуют системы органов. Так, согласно Конституции РФ (статья. 77) в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10,11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти.

Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая, в свою очередь, может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев

Вторым признаком является, нормативно одобренная, социально-значимая деятельность

Социальное происхождение и социальная обусловленность юридической работы дают возможность говорить о ее объективную необходимость и практическое значение, благодаря чему обществом удовлетворяется целый ряд специфических потребностей и интересов, которые непосредственно основываются на праве. Интересно, что же право как явление по признакам своего происхождения, развития, существования и реализации также имеет объективный характер и такой же объективностью, с которой оно существует в системе социальных связей, предусматривает существование целой армии специалистов права, которые стоят на защите его нормативов и создают все возможные условия для их эффективной реализации. Таким образом, состоит отделена сфера деятельности общества, что обусловлено фактором объективного существования средств регламентации общественной жизни, в том числе и правовых. Эту ситуацию следует рассматривать как потребность общества, жизненно важный интерес, на реализацию которого оно направляет свой юридический потенциал.

Исходя из выше сказанного и используя уровень философского осмысления проблемы, юридическую деятельность следует рассматривать как вид социальной деятельности, которая является более обобщающим понятием по отношению к юридической.

Социальная деятельность определяется как способ организации и существования социального организма, в процессе чего, путем преобразования и потребления окружающего мира происходит удовлетворение жизненных потребностей и интересов социальных субъектов.

Следует учитывать, что жизненные потребности и интересы общества весьма разнообразны, исходя из его многоуровневой структурной организации и неоднородности состава, а это, в свою очередь, предусматривает соответствующее количество разнообразных средств и действий, которые бы удовлетворяли социальный интерес.

Поэтому, наряду с юридической деятельностью существуют производственная, духовное, культурно-воспитательная, политическая, организационно-управленческая, исследовательская и другие виды социальной деятельности. Попробуем объяснить некоторые из названных видов. Социальный организм - очень сложная система, которая не может функционировать без наличия системообразующего фактора, потому организационно-управленческая работа, как вид социальной деятельности получает в этой потребности свое обоснование. Не может обойтись общество и без фактора материального обеспечения, что является жизненно важной потребностью, для удовлетворения которой осуществляется производственная деятельность. Так, в процессе материального производства создаются предметы одежды, продукты питания, технические приборы, орудия труда, которые удовлетворяют соответствующую категорию потребностей.

Интерес общества в организации и обеспечении более высокого уровня жизни требует от его членов углубленного изучения факторов, помогающих достичь поставленной цели, определение тенденций и закономерностей развития общества, прогнозирования путей его развития на будущее. Такие социальные нужды обусловили наличие исследовательского вида социальной деятельности, а вместе с ней и соответствующую категорию людей - ученых, которые осуществляют научно-исследовательскую работу.

Но существует еще одна весьма важная потребность общественного существования, которая предусматривает наличие фактора регламентации деятельности всех участников общественных отношений, исходя из их социального положения, возможностей обеспечения интереса и т.д. Такая потребность социальной жизни объективно вызывает необходимость существования права, а вместе с ним и всей системы сопутствующих механизмов, средств и явлений, которые обеспечивают функционирование и развитие права. Это означает, что без деятельности юридических учреждений, юристов, без введения правовых институтов и процедур право в условиях общества функционировать не может. Юридическая деятельность, таким образом, нацеливается на объект права, чем и обеспечивает его функционирование, регулятивный влияние на общественные отношения, удовлетворяет социальную потребность регламентации (нормирование, согласования, благоустройство).

Таким образом, не прибегая к глубокого анализа существующих точек зрения, в пределах которых юридическую деятельность сравнивают с правовой деятельностью, правовой активностью, правовой поведением, оказывается возможным на основании указанного выше определить юридическую деятельность как вид социальной деятельности, которая осуществляется юристами специалистами с целью получения правового результата, удовлетворения законных потребностей и интересов социальных субъектов в соответствии с требованиями права.

Третий признак: входит в механизм правового регулирования общественных отношений, являясь важным инструментом государственного, общественно-политического и правового строительства

В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права - это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на - поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.

Акты официального толкования - документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты - предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев зацепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически. Например, нормы права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и на общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.

В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.

Детальное изучение вопросов механизма действия права характерно для инструменталистского направления в правоведении, где право рассматривается как инструмент решения индивидуальных и групповых социальных задач.

Анализируя разнообразные юридические формы и средства воздействия на поведение людей и общественные отношения, можно выяснить, какие из них наиболее оптимальны, эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования "вооружает" законодателя "набором" инструментов - оптимальных юридических средств и правовых механизмов - для эффективного решения задач, стоящих на данном этапе развития общества. Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.

Четвертый признак осуществляется с помощью специальных профессиональных приемов, способов и средств, составляющих юридическую технику и тактику

Эффективность и результативность законов и иных нормативных правовых актов во многом зависят от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, находятся ли они в логической связи и последовательности, насколько единообразно применяются юридические понятия и термины. Этому способствуют правила приемы юридической техники, которые используются законодателем вхоже подготовки нормативных правовых актов.

Объект юридической техники - текст нормативного документа, к которому законодатель прикладывает интеллектуальные усилия, то есть использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Юридическую технику можно разделить: на правотворческую; правореализационную (правоприменительную); интерпретационную.

Юридическая техника в реальной жизни выступает как явление подвижное, динамичное. С целью ее совершенствования следует стремиться: к внедрению новой технологии разработки проектов законов. При этом важную роль играет создание единой сети персональных компьютеров, широкое использование электронной почты, сети Интернет и так далее…

Согласованному действию представителей различных ветвей власти на протяжении всего процесса подготовки и принятия соответствующих проектов;

Проведению на определенных территориях экономико-правовых экспериментов с целью их последующего распространения на другие территории и регионы…

Пятый признак имеет удостоверительно-поисковый и конструктивный характер

Расследование, как и весь процесс установления истины по юридическому делу, имеет две стороны. Во-первых, добывается информация об обстоятельствах расследуемого события. В этом смысле деятельность носит познавательный характер. Во-вторых, установленные обстоятельства дела подтверждаются, документируются, удостоверяются в установленной законом форме. В этом смысле эта деятельность носит удостоверительный характер. Законодатель детально регламентировал обе стороны этого процесса, уделив должное внимание средствам документирования процессуальной деятельности и запечатления собранных по делу доказательств (статьи 102, 141, 142, 151, 160, 166, 176, 182, 184, 186 "Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации).

Соответственно сказанному доказывание в уголовном процессе имеет познавательную и удостоверительную стороны. Доказывание, как познавательный и удостоверительный процесс в судопроизводстве, в отличие от других областей человеческой практики детальнейшим образом регламентировано юридическими нормами. Уголовно-процессуальный порядок доказывания (использование лишь предусмотренных законом источников сведений, обязательная процедура получения и запечатления знаний, строго определенная форма и т.д.), отражая гносеологические и психологические закономерности и достижения общественной практики, является оптимальным, т.е. наиболее эффективным и целесообразным для решения задач уголовного судопроизводства. Этот процессуальный порядок способствует достижению истинного и достоверного знания, обеспечивает правильность принимаемых решений, их общественное признание и должный воспитательный эффект.

Шестой признак связан с правоотношениями и с наступлением юридически значимых последствий (юридическая ответственность).

Под юридической ответственностью следует понимать обязанность правонарушителя нести наказание, претерпевать санкции, предусмотренные правовыми нормами и применяемые компетентными органами за совершение им противоправного деяния. Виды и меры юридической ответственности устанавливаются только государством. Поэтому только оно прямо или косвенно (дисциплинарная ответственность в негосударственных структурах) определяет круг органов государственной власти или должностных лиц, наделяемых правоприменительными полномочиями.

Юридическая ответственность является необходимым и самостоятельным элементом механизма правового регулирования, является разновидностью социальной ответственности. Она приводит к определенному изменению правового статуса правонарушителя, состояния его прав и обязанностей. Основанием для возникновения определенного вида юридической ответственности является наличие фактических и юридических обстоятельств. По способу и характеру воздействия на общественные отношения юридическая ответственность предназначена выполнять следующие функции:

Общепревентивные. Устанавливая юридические санкции за определенные виды деяний, государство оказывает психологическое воздействие на сознание, а через него и на характер возможного поведения граждан.

Частнопревентивные. Выражаются в возможности применения к лицу штрафных санкций за нарушение конкретной нормы права с обязательным учетом смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

Правовосстановительные. Их действие направлено на восстановление нарушенного права, а также полное удовлетворение законных требований заинтересованных лиц.

Возможность проявления государством императивного волеизъявления осуществляется по широкому кругу правоотношений с целью восстановления норм нарушенного законодательства конкретного вида. По своему характеру юридическая ответственность носит ретроспективный характер, так как представляет собой реакцию государства на уже произошедшее противоправное виновное деяние.

Не рассматриваются в качестве определенного вида юридической ответственности следующие действия, применяемые государством: реквизиция (принудительное, возмездное изъятие определенных видов частной или личной собственности в связи с государственной, чаще оборонной, потребностью); меры профилактического, административно-предупредительного характера, направленные на недопущение или предотвращение возможного правонарушения (введение карантинных мероприятий в условиях эпидемий или эпизоотий, запрещение эксплуатации технически неисправного транспортного средства и т.д.). Одним из способов предупредительного воздействия на потенциальных нарушителей может быть установление адекватной совершенному правонарушению меры юридической ответственности.

Главные черты юридической деятельности

Юридическая деятельность, как отдельный вид социальной деятельности, также характеризуется определенными чертами:

Происходит в сфере действия права с использованием правовых средств.

Осуществляется специально уполномоченными на то субъектами, которые обладают юридическими знаниями.

Ее целью является упорядочение, согласование общественных отношений по отношению к требованиям права, решения конкретных жизненных ситуаций и удовлетворение на этой основе индивидуальных, групповых и общечеловеческих потребностей и интересов.

Юридическая деятельность имеет организующий характер, нацелена на организацию действий других субъектов и в значительной мере связана с государственной деятельностью.

Юридическая деятельность во многих ситуациях проявляет элементы творчества, индивидуального подхода, вынесения конкретного решения на основании общей модели поведения.

Юридическая деятельность своим правовым воздействием пронизывает почти все сферы общественной жизни, которые подлежат правовому регулированию.

Таким образом, под юридической деятельностью следует понимать один из разновидностей социальной деятельности, который осуществляется юристами-специалистами с целью получения правового результата, удовлетворение законных потребностей и интересов социальных субъектов в соответствии с требованиями законодательства.

Иногда употребляется термин юридическая практика, по сути отражает понятие деятельности, но включает еще и опыт практического освоения действительности. Ведь всякая деятельность осуществляется с учетом существующего опыта. Это закономерность социального прогресса, поэтому нет необходимости выискивать существенные различия между двумя выше упомянутыми терминами

    она строится на основе норм права;

    представляет собой составную часть правовой культуры общества;

    интегрирует в правовую систему;

    порождает соответствующие юридические последствия.

Классификация и виды юридической практики

Виды юридической практики в зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений:

    правотворческая;

    правоприменительная;

    интерпретационная;

Виды юридической практики в зависимости от субъектов:

    законодательная;

    исполнительная;

    судебная;

    следственная;

    нотариальная и т. п.;

Виды юридической практики в зависимости от функциональной роли:

    регулятивная;

    охранительная.

Функции юридической практики

Социальная ценность и назначение юридической практики наглядно проявляются в выполняемых ею функциях. Функции юридической практики - это основанные на обобщенном юридическом опыте главные направления по совершенствованию юридической деятельности.

Они являются своеобразным переходным звеном, соединяющим интересы общества с содержанием действующей правовой системы. Функции можно классифицировать на две относительно самостоятельные группы: общесоциальные и специально-юридические.

К общесоциальным относятся:

    гносеологическая - обеспечивающая познание окружающей действительности, а также истинную ценность и эффективность юридических средств, оказывающих регулятивное воздействие на нес;

    сигнально-информационная - оповещающая общество о достоинствах и недостатках существующего порядка правового регулирования;

    ориентирующая - указывающая на подлинные социальные ценности, нуждающиеся в защите и стимулирующем развитии, а также на те негативные проявления, которые необходимо ограничить или запретить вовсе под страхом наказания.

К специально-юридическим относятся:

    прогностическая - определяющая стратегию в развитии действующего законодательства и совершенствовании юридической деятельности;

    функция обновления и корректировки права - обеспечивающая тактическое изменение действующего законодательства в соответствии с потребностями общественной жизни и исправления допущенных ошибок, так как в случае обнаружения недостатков в действующем законодательстве правоприменительный опыт либо сигнализирует о необходимости правотворческого вмешательства, либо, при необходимости оперативного или регионального решения проблемы, сам формирует компенсирующие (корректирующие) механизмы (прецедент, правоио- ложение, деловое обыкновение и т. д.);

    правоконкретизирующая - определяющая наиболее целесообразные варианты решения юридических вопросов в рамках типичных юридических предписаний;

    правообеспечительная - указывающая на наиболее целесообразное использование информационных, экономических, организационных и иных средств, обеспечивающих достижение запланированных юридических результатов.

Юридическая деятельность - это волевые действия юристов, основанные на юридическом мышлении .

Юридическая деятельность связана с юридическим мышлением, которое формируется на основе изучения юриспруденции .

Юридическая деятельность включает в себя как рациональную деятельность, так и моральную. Юридическая деятельность не сводится только к рациональным действиям, которые выполняет профессиональный юрист, специализирующийся в той или иной сфере. Большое значение для юристов имеют кодексы профессиональной этики. В них сформулированы моральные нормы, которыми должны руководствоваться: судьи, адвокаты, сотрудники органов внутренних дел и др. В кодексах этики (чести) судей устанавливаются правила поведения судей, - как в профессиональной деятельности (судьи должны выполнять свою роль неподкупно, с достоинством и честью), так и во внеслужебной деятельности (судья должен избегать любого поведения, которое может сказаться на доверии к нему). В кодексах профессиональной этики адвокатов предъявляется требование осуществлять свою деятельность на основе нравственных критериев.

Существуют различные виды юридической деятельности (судебная, адвокатская и др.). Судебная деятельность имеет свои особенности. Существует точка зрения американского правоведа Дж.Фрэнка (1889-1957), что « работа судьи в судах первой инстанции является гораздо более трудной и сложной и требует значительно большей одаренности, чем работа в высших судах» .

Юридическая деятельность опирается на юридический опыт. Системный анализ юридического опыта провел русско-французский правовед и философ Ж. Гурвич.

Профессия юриста появилась гораздо позже, чем возникло государство. Прошло много столетий, прежде чем стали востребованы обществом специалисты в области права. Сначала они были задействованы исключительно в правоохранительной сфере жизни, т. е. сфере применения государственного принуждения. Постепенно суды стали брать на себя не только применение наказаний, но и рассмотрение различных споров между гражданами. Вступление в промышленную эру и создание корпораций породили бум экономических споров между организациями. Теперь практически немыслимо выиграть какое-либо даже несложное судебное дело без привлечения юриста. Дальновидные руководители организаций, чтобы не доводить отношения с деловыми партнерами до суда, берут юристов в штат и совету ются с ними. Затем юристы пришли в политику: знания в области права стати необходимы при создании законов, при решении управленческих вопросов и др. Что касается социальной сферы, то благотворное участие юристов было оценено в самую последнюю очередь: когда у государства появилась возможность в той или иной мере поддерживать неблагополучные слои общества.

Юрист — это лицо, обладающее специальными (профессиональными) знаниями в области права и умеющее их применять в практической деятельности.

Юридическая деятельность, т. е. деятельность, связанная с применением специальных правовых знаний и направленная на решение юридической задачи, — это многогранная работа, которая осуществляется во всех сферах жизни.

Правоохранительная сфера

В правоохранительной сфере наблюдается самая высокая концентрация юристов . Это и понятно, ведь речь идет о применении санкций (административно-правовых, уголовно-правовых), рассмотрении различного рода споров (трудовых, имущественных, жилишных, семейных и др.). Санкции же могут существенно повлиять на правовой статус субъектов, а то и круто изменить их судьбу, а порой и жизнь. Здесь необходимо семь раз отмерить, прежде чем отрезать. И делать это надо со знанием всех правил юридического искусства и по всем его законам.

Следователь, дознаватель, эксперт, прокурор, судья, адвокат, работник уголовно-исполнительного учреждения, судебный пристав, инспектор по делам несовершеннолетних — вот далеко не полный перечень юридических специальностей, имеющих отношение к данной сфере.

Политическая сфера (сфера управления государством)

Во всех органах управления (законодательных, исполнительных) есть юридические отделы, где работает порой не один десяток юристов. Кое-где есть юристы и в органах местного самоуправления. Однако в России они задействованы лишь в работе данных учреждений, готовят проекты правовых документов. Решения же, причем государственной важности, принимают политики (президент, депутаты различных уровней, председатель правительства и его заместители, министры и их заместители, руководители других исполнительных органов и их отделов). В нашей стране среди политической элиты доля лип, имеющих высшее юридическое образование, пока явно недостаточна. Думается, политикам оно крайне необходимо. Да и пример западноевропейских стран, где чиновники высшего звена в основном имеют юридическое образование, убеждает именно в этом.

Экономическая сфера

Сейчас практически во всех крупных и средних корпорациях работают юристы - юрисконсульты. Предприятия малого и семейного бизнеса при необходимости приглашают юристов из юридических консультаций. Юрисконсульты выполняют функции правового обеспечения организаций. Диапазон вопросов, с которыми приходится сталкиваться юристам в экономической области, чрезвычайно широк. Для их решения необходимо хорошо разбираться в финансовом, гражданском, трудовом, земельном праве, а также в вопросах гражданского и арбитражного процессов.

Конечно, здесь можно выделить главный участок — заключение договоров. Составление договоров, контроль за их реализацией, а то и оспаривание договорных отношений в суде требуют действительно серьезных знаний.

Социальная сфера

Юристы крайне нужны и в социальной сфере. Прежде всего они находят себе применение в органах социальной зашиты, которые ведают назначением пенсий, пособий социально не защищенным гражданам. Кроме того, юристы работают в органах службы занятости, где профессионально решаются проблемы, связанные с безработицей (учет, переквалификация, выплата пособий). Знание соответствующих норм права и правильное их применение в своей области — вот что от них требуется.

Спектр юридической деятельности довольно широк, потому что многие аспекты нашей жизни регулируются правом. Сегодня нет более надежного регулятора общественной жизни , чем право.