Определение товарное производство. Простое и капиталистическое товарное производство. Их сходства и различия. Что такое товар

педагога-организатора

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.

1.2. Педагог-организатор назначается и освобождается от должности директором ОУ по представлению заместителя директора ОУ по воспитательной работе.

1.3. Педагог-организатор должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей профилю работы без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Педагог-организатор подчиняется непосредственно заместителю директора ОУ по воспитательной работе.

1.5. Педагог-организатор должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, детей, их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание, методику и организацию одного из видов творческой деятельности: научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой; порядок разработки программ занятий кружков, секций, студий, клубных объединений, основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями лицами их замещающими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Функции

Основными направлениями деятельности педагога-организатора являются:

2.1. развитие личности, талантов и способностей обучающихся (воспитанников);

2.2. формирование общей культуры обучающихся (воспитанников);

2.3. организация досуга обучающихся (воспитанников), педагогизации социальной сферы;

3. Должностные обязанности

Педагог-организатор выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), расширению социальной сферы в их воспитании.

3.2. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся, воспитанников, детей в учреждениях (организациях) и по месту жительства, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

3.3. Проводит учебные занятия, воспитательные и иные мероприятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения.

3.4. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых.

3.5. Руководит работой по одному из направлений деятельности образовательного учреждения: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др.

3.6. Способствует реализации прав обучающихся (воспитанников, детей) на создание детских ассоциаций, объединений.

3.7. Организует вечера, праздники, походы, экскурсии; поддерживает социально значимые инициативы обучающихся, воспитанников, детей в сфере их свободного времени, досуга и развлечений, ориентируясь на личность обучающегося, воспитанника, ребенка, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей.

3.8. Организует самостоятельную деятельность обучающихся (воспитанников, детей), в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, содействует обеспечению связи обучения с практикой.

3.9. Анализирует достижения обучающихся, воспитанников, детей. Оценивает эффективность их обучения, на основе развития опыта творческой деятельности, познавательный интерес обучающихся (воспитанников, детей), используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

3.10. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим.

3.11. Привлекает к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей (лиц, их заменяющих), общественность.

3.12. Оказывает поддержку детским формам организации труда обучающихся (воспитанников, детей), организует их каникулярный отдых.

3.13. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса.

3.14. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса.

3.15. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

3.16. проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.17. соблюдает этические нормы поведения в ОУ, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

3.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

4. Права

Педагог-организатор имеет право:

4.1. самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать ее, исходя из общего плана работы ОУ и педагогической целесообразности;

4.2. участвовать в управлении ОУ в порядке, определяемом Уставом ОУ; участвовать в работе педагогического совета ОУ;

4.3. на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.4. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.5. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

4.6. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.7. повышать квалификацию;

4.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.9. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся ОУ;

5. Ответственность

5.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-организатор несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время культурно-массовых, спортивных и иных досуговых мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся (воспитанников) во время проведения подобных мероприятий.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ОУ, законных распоряжений директора ОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, педагог-организатор несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка педагог-организатор может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За виновное причинение ОУ или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-организатор несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог-организатор:

6.1. работает по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утвержденному директором ОУ;

6.2. поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическими коллективами ОУ и образовательных учреждений дополнительного образования детей и общественными организациями;

6.3. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора ОУ по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.4. представляет заместителю директора ОУ по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

6.5. получает от администрации ОУ информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками ОУ;

Светлана Лаврентьева:

"Когда мне исполнилось 37, я, проработав долгое время редактором, журналистом, контент-менеджером, пришла работать в школу. До этого с системой образования меня связывало только то, что мои дети были школьниками, а я, как почти каждый родитель, школу опасалась и недолюбливала. И вот я оказалась внутри этого странного места".

О должности

Признаться, работать в школу я пришла не для того, чтобы сеять разумное, доброе, вечное, а чтобы спастись от мыслей о бессмысленности того, чем я зарабатываю на жизнь. Мне казалось, что уж в школе каждый отработанный мной час будет наполнен смыслом, труды будут приносить пользу, а я получу возможность для самореализации. Почти так и получилось. Почти.

Моя должность называется «педагог-организатор». Типовые должностные инструкции школьного педагога-организатора утверждают, что я должна заниматься организацией деятельности детских сообществ и созданием условий для детского досуга. Судя по этим тезисам, я – ненастоящий педагог-организатор, потому что занимаюсь совсем другим. Чем?

Первое и самое для меня главное: я – руководитель школьного музея. Придя в школу, я знала, что начну именно с этого – с создания музея русского слова. Это то, что доставляло больше всего удовольствия в самом начале работы: придумывать разделы, наполнять их экспонатами, создавать концепцию оформления, делать макеты стендов, вывесок, баннеров, паспортов экспонатов, проводить экскурсии, музейные уроки, придумывать идеи выставок и оформлять их.

Глупо врать и говорить, что музей задумывался как место возрождения в детях и взрослых интереса к родному языку, способствуя сохранению языка и его развитию. Для меня музей был и остается местом, к которому я могу приложить свои творческие способности, местом, в котором только я хозяйка, и которое возникает, развивается и меняется моими усилиями.

По факту оказалось, что музей интересен не только мне. Дети с удовольствием приходят на экскурсии, которые я провожу по музею, с энтузиазмом участвуют в музейных конкурсах, мной придуманных. А кое-кто вместе со мной несколько лет подряд с увлечением занимается пополнением виртуальной экспозиции музея – созданием фразеологического видеословаря.

Как-то веду экскурсию по музею русского слова для второклашек из соседней школы:

  • Слова, которые попали в другие языки из русского, называются "русизмы". Например, слово "спутник" в английском. Как вы думаете, когда оно попало в английский язык и почему?
  • Наверное, когда у них впервые кто-то заблудился.
  • Почему?
  • Ну ведь "спутник" - этот тот, кто сбился с пути._

_- "Канцелярит" - это слово, которое придумал Корней Чуковский. Как вы думаете, от какого слова оно образовано? Что означает?

  • От слова "канцлер".
  • А кто такой канцлер?
  • Какой-то важный дяденька в других странах. Он как президент, только чуть-чуть не такой важный.
  • "Канцелярит" - это, наверное, дом, в котором живет канцлер._

На экскурсии с девятиклассниками:

  • Можете назвать дикторов радио, которых вы знаете?
    Тишина.
  • Давайте подскажу. Какие-то фильмы о Великой Отечественной войне смотрели?
  • Был там момент, когда герои слышат первое сообщение о войне из репродуктора?
  • Вроде нет.
  • А какие фильмы о войне вы смотрели?
  • «Список Шиндлера», «Облава» с Жаном Рено, «Перл- Харбор»…_

Еще одно мое школьное детище – медиа-центр. Приставку «медиа» он получил совсем недавно, после того, как мы запустили школьное телевидение. Сейчас работа нашего медиа-центра - это выпуск ежемесячной газеты, создание макетов для других полиграфических продуктов – афиш, баннеров, плакатов, съемка и монтаж видеороликов для праздников, концертов, открытых уроков, ведение 25 сайтов гимназии и выпуск телепрограмм.

Изначально всего этого не планировалось, и пять лет назад, придя работать в школу, по просьбе директора я начала выпускать газету. За 26 лет существования школы попытки наладить регулярный выпуск школьного издания предпринимались не раз. Но больше одного года ни одна газета не продержалась. Не знаю, что было тому причиной. Последняя версия газеты оказалась живучей, сейчас готовим 34-ый номер. Газета – это зона свободного творчества, и в данном случае именно для детей, а не для меня. Я решаю технические задачи: помочь с определением темы статьи, провести корректуру, сверстать номер и распечатать. Все публикуемые в газете материалы пишут ребята.

Маленький, кругленький, говорящий очень медленно, являющийся объектом постоянных насмешек одноклассников Алешка из 6 "В" подходит ко мне в раздевалке. На прошлой неделе мы с ним решали сложную проблему: как пристроить шестерых котят, которых родила на даче его кошка, и которых дедушка грозится утопить. Я предложила написать заметку в школьную газету, разместить фотографии. Сделали. И вот снова смотрю в зеленые Алешкины глаза.

Алеш, ну что? Нашлись хозяева для котят?

  • Да! Представляете, всех отдали! Дедушка так удивился, я ему нашу газету показал со своей статьей. Он сказал, что мы - молодцы и все правильно сделали. Даже собрался одного котенка себе оставить, вот как и на него печатное слово подействовало.
  • Это все потому, что ты очень искренне написал. И про котят рассказал так, что захотелось сразу же их забрать и стать их другом.
  • Светлана Витальевна, я тут набросал, что еще надо в нашей газете напечатать, раз уж она так действует. Посмотрите?_

Я открываю листок бумаги и читаю неровные, налезающие друг на друга строчки: "Закон джунглей отменен давно. Прав не тот, кто выше и сильнее, а тот, кто прав. Всем людям необходимо внимание. Даже самым некрасивым. Белая ворона - тоже ворона. Если обидеть того, кто не похож на тебя, ему будет так же больно, как и тебе".

  • Светлана Витальевна, давайте это напечатаем? Вдруг получится как с котятами, и кто-то прочитает и поймет? Я очень искренне писал. Даже искреннее, чем про котят._

Чтобы чуть-чуть облегчить задачу сотрудникам редакции газеты, я веду элективный курс по основам журналистики. Курс ведется в двух форматах: очном и дистанционном. На еженедельных очных занятиях разбираем теоретический материал: в основном, особенности разных жанров, и пишем-пишем-пишем. Те, кто не успевает приходить на занятия, работают в удобном для себя режиме на созданном мной сайте, где выложена вся теория, есть примеры профессиональных журналистских текстов, тесты на закрепление теоретического материала, творческие практические задания.

А вот зато видеоролики – это зона моего свободного творчества. Наверное, где-то во мне сидит режиссер, потому что придумывать маленький фильм с первого до последнего кадра, писать сценарий, подбирать или снимать видеоматериал, монтировать, озвучивать – это то, от чего я получаю огромное наслаждение. За пять лет удалось сделать около 50 видеороликов, и мне все еще не надоело.

Еще одна работа, результат которой исчисляется десятками штук – это сайты. Пять лет назад, создав музей русского слова, я подумала, что музей должен иметь виртуальное отражение – собственный сайт, и сделала его. Потом появился сайт пресс-центра. Потом меня попросили сделать отдельный сайт для публикации новостей гимназии. Ну а потом стало понятно, что в школе вообще много всякого происходит, и стандартного школьного сайта не хватает для того, чтобы рассказать обо всем важном и интересном. Поэтому в первый год работы новые сайты я делала по одному в месяц – сайт для профкома, сайты кафедр, сайты классов, сайт-фотоархив. А спустя какое-то время, меня попросили сделать новый главный школьный сайт, отдали его в мое ведение, и сейчас я регулярно обновляю информацию на 25 созданных мной сайтах. Какие-то из них получились довольно формальными и предназначенными для публикации сухой информации, но большинство – довольно живые и востребованные. Например, сайт «Пьедестал». Это такая виртуальная доска почета, на которой не просто фотографии лучших из лучших, но и персональное электронное портфолио каждого, кто чего-то достиг.

Год назад в школе на каждом этаже появились большие настенные телевизоры, соединенные в сеть. Они работают на переменах, и для показа я подбирала короткие образовательные программы, мультфильмы, видеолекции. Мечта о том, чтобы делать телевизионные программы самостоятельно, потихоньку зрела и обрастала мясом. В октябре этого года первая наша программа вышла в эфир. Конечно, пока тяжко. Сложно осваивать роль оператора, ребятам непросто работать перед камерой. И я, и они всему учимся с нуля. Процесс идет небыстро, потому что количество идей и даже уже расписанных сценариев растет, а количество готовых программ едва за ним поспевает.

Оказалось, что и мне, и детям придумать идею и написать сценарий очередного сюжета существенно проще, чем подготовить съемку и отснять материал.

Спорят Ваня и Катя:

  • А давайте придумаем свой «Ералаш»? Смешной такой видеожурнал про школьную жизнь.
  • А как ты себе это представляешь?
  • Ну выдумывать смешные ситуации – это же просто! А потом их разыграем, как спектакль.
  • Вань, это серьезное придумывать легко и просто, смешное – мы не потянем. Или получится юмор уровня Петросяна. А зачем нам так позориться?_

У нас, как и в каждой школе, есть праздники, концерты, торжества. Четыре года назад в актовом зале появился проектор и большой экран на стене, и с тех пор готовить видео- и аудио-сопровождение всех школьных мероприятий стало еще одной моей обязанностью.

С частью аудио, как правило, проблем нет: выступающие заранее выдают мне минусовки, под которые они будут петь или танцевать. Мое дело – подготовить видео.

Это легче делать, если сценарий торжества я писала сама. Уже во время придумывания сценария я представляю то, что в тот или иной момент будет происходить на экране. Часто экран, вернее то, что на него проецирует проектор, становится не только частью декорации, но и важным действующим лицом. Например, последнюю церемонию вручения аттестатов у нас вел Бил Кристалл – популярный американский актер, телеведущий, продюсер. Конечно, заполучить человека такого уровня для ведения школьного праздника невозможно. Но можно взять видеозапись церемонии вручения «Оскаров», которую он вел, вырезать оттуда фрагменты его конферанса, наложить заранее записанный голос с нашим текстом, и вот, пожалуйста, - звезда шоу-бизнеса ведет наш праздник с экрана.

Еще одна очень важная часть моей работы – организация участия школы в благотворительных акциях. Так вышло, что некоторые мои друзья и знакомые работают в благотворительных фондах или плотно с ними сотрудничают. В первый год работы в школе я предложила всем желающим поучаствовать в сборе новогодних подарков для детей-инвалидов, живущих в детских домах. Отклик был неожиданно большим. И стало понятно, что вот эта потребность – помогать кому-то - у наших детей и их родителей есть. Так что наше участие в нескольких благотворительных акциях каждый год – это уже традиция. На сайтах, в газете, в информационных листах на стендах я публикую всю информацию: кому помогаем, как помогаем, с кем помогаем, после окончания каждой акции отчитываюсь о том, как все прошло, как и когда наша помощь дошла до адресатов.

В нашей школе учатся благополучные дети, мир которых к ним доброжелателен. Вывести их за пределы зоны комфорта, познакомить с той жизнью, которая, к счастью, от них далека, и в которой много боли, горя, одиночества, дать детям возможность отреагировать, откликнуться, выразить свое отношение и через слово, и через поступок, - важно и необходимо.

Работая в школе, я поняла, что получила то, что хотела: возможность творческой самореализации, осмысленность того, что делаю, ощущение собственной нужности. И я получила то, о чем даже не думала. Оказалось, что работать вместе с детьми и делать что-то для них – вдохновляющее занятие, придающее сил. Конечно, нельзя сказать, что школа – это рай на земле, в котором все гармонично и прекрасно. Нет, это не так. Потому что школа – это часть довольно жестокой, часто абсурдной, подчас перемалывающей всё в труху системы, системы образования, для которой дети – это, в лучшем случае, «контингент», а в худшем – «единица финансирования». Несмотря на множество красивых и даже иногда правильных слов, которые произносятся с высоких трибун и перед телекамерами, эта система работает, функционирует совсем не для детей. «Священные коровы» образования все время сменяют друг друга: еще не так давно ее имя было «Модернизация», теперь ее зовут «Эффективность». Но к реальным, живым детям эти слова не имеют никакого отношения.

За пять лет на моих глазах школа и вся система школьного образования менялась и меняется и, увы, не в лучшую сторону. Мне кажется, что сейчас более забюрократизированной и более заформализованной системы, нежели система образования, нет. Работа учителя и школы в целом оценивается по показателям, по цифрам.

Хороший учитель – это не столько тот, о ком тепло отзываются дети и родители, не тот, который прививает интерес к своему предмету и к обучению вообще, а тот, который вовремя сдает всю необходимую отчетность. Еще несколько лет назад говорили, что учитель завален бумагами, теперь ситуация изменилась: учитель завален файлами. Систему перевели на электронные рельсы, но количество требуемых документов со школы, директора, завуча, учителя только возросло.

А каким языком пишутся эти документы! В них вы не найдете слов «дети», «ребенок», там крайне редко встречается даже слово «ученик». Школьный «контингент» теперь принято называть «обучающиеся», родителей – «законными представителями», умения и навыки – «универсальными учебными действиями», а школьный новогодний концерт – «воспитательным мероприятием, проводящимся с целью знакомства обучающихся с традициями празднования Нового года».

Страшнее всего, что эта инфекция проникает и в школу тоже, разъедая все вокруг себя. Молодой учитель, только что закончивший институт и пришедший в школу с горящими глазами и желанием сеять то самое доброе и вечное, через полгода работы выступает на педсовете и уже совершенно привычно и не запинаясь, произносит: «Трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся во время изучения английского языка в рамках реализации федерального государственного стандарта…»

Когда эта зубодробительная лексика стала для этого мальчика естественной и привычной? Да, это только слова. Но не слова ли часто формируют наши мысли, влияют на наши поступки?

Учителя в школах так замордованы необходимостью постоянно выполнять все новые и новые требования, спускаемые в школы сверху, что у них с трудом хватает ресурсов на то, чтобы добросовестно делать свою работу: вести уроки, проверять тетради, подтягивать отстающих.

Делать пребывание детей в школе не только полезным, но и интересным, чтобы 25 разных человек превратить в коллектив и дать возможность каждому проявить себя - на это ресурсов уже не хватает.

Мария Ивановна, скоро День Победы. Давайте в этот раз придумаем что-то интересное? Я готова подумать, предложить варианты, подготовить.

  • Светлана Витальевна, да не заморачивайтесь Вы. Не до того сейчас, скоро ГИА, ЕГЭ, да еще отчеты и самоанализы писать. Сделаем концерт, как всегда. Коля на балалайке сыграет, Вика и Алина споют что-нибудь, 6-й «А» пусть танцует, у них там кто-то танцами занимается, ведущими поставим Таню и Мишу из 8-ого «А», они уже привыкли, и всё. Сфоткаем и фотоотчет отправим, что провели мероприятие. Большего от нас не требуется._

Я понимаю, что по сравнению с учителями я - в более выигрышном положении. Мне не надо ежедневно вести уроки, проверять тетради, заполнять электронный журнал, сдавать отчеты по успеваемости и «качеству воспитанности», проводить родительские собрания и сидеть на педсоветах. Поэтому я стараюсь делать то, на что не хватает сил и времени у них: делать школьную жизнь для детей интереснее, предоставлять им возможности для реализации себя в самых разных областях, создавать для них ситуацию успеха, провоцировать на совершение работы не только их умы, но и души. А иногда - обеспечивать им условия для того, чтобы просто поплакать

На перемене в мой маленький кабинетик вошла незнакомая мне пятиклашка.

  • Здравствуйте. Я Вам не помешаю?
  • Ты с каким-то вопросом?
  • Извините, пожалуйста, а можно я тут посижу немного? Я мешать не буду. Я тихонечко поплачу и уйду.
  • Тебя кто-то обидел? Что-то случилось?
  • Все хорошо. Просто я так устроена, мне иногда надо поплакать, а тут у вас в школе совсем негде: везде люди.
  • Тебя как зовут?
  • Настя.
  • А меня Светлана Витальевна. Если хочешь, я уйду до конца перемены, а ты отдохнешь тут одна.
  • Спасибо, не надо. Вы только не смотрите на меня, пожалуйста._

Моя рабочая неделя чаще всего вмещает в себя не 36 положенных часов, а существенно больше. У меня редко случается два выходных дня в неделю. И из отпуска я всегда выхожу на неделю раньше. Потому что мне нравится моя работа. Я иду на нее с открытыми глазами, видя все недостатки бесчеловечной системы, сложности женского учительского коллектива, трудности поиска общего языка с некоторыми родителями моих учеников. Но пока для меня радость и удовольствие от того, что я делаю, перевешивают все недостатки, сложности и проблемы. Надолго ли меня хватит? Не знаю. Поживем - увидим.

ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

производство продуктов для обмена на рынке посредством купли-продажи. Условиями существования Т. п. являются общественное разделение труда, выражающееся в специализации отдельных хоз. единиц на произ-ве различных видов продукции, и экономическая обособленность этих хоз. единиц, к-рая делает единственно возможной формой обмена между ними обмен продуктами на рынке в качестве товаров (и исключает прямое распределение продуктов). Т. п.- исторически преходящая форма обществ. производства. Оно отсутствует на первых стадиях развития человеческого общества, когда безраздельно господствует натуральное хозяйство, зарождается в процессе разложения этого последнего и развивается вместе с ростом обществ. разделения труда и обмена, принимая различные формы и играя различную роль на разных стадиях обществ. развития.

Трудно точно указать ист. ступень, на к-рой количеств. нарастание элементов обществ. разделения труда и обмена привело к качеств, изменению в организации х-ва, т. е. к зарождению Т. п. Обмен нек-рыми отдельными продуктами начинается очень рано (быть может, еще в период верх. палеолита). Однако вначале он был так ограничен, что произ-во продуктов для обмена (если вообще они не представляли случайные излишки произ-ва) было крайне незначительно и не оказывало практически влияния на организацию х-ва. Лишь когда в результате появления и развития земледелия и скотоводства и прогресса ремесл. техники существенно выросла производительность труда, что сделало возможным производство нек-рого количества продуктов специально для обмена, и вместе с тем обнаружилась необходимость в производств. специализации, Т. п. становится действительно необходимым звеном в хоз. организации. Это была та ступень развития материального произ-ва, на к-рой уже существует (или по меньшей мере складывается) клас. общество.

В докапиталистич. клас. обществах Т. п. давало меньшую долю продукции, в этих обществах "...превращение продукта в товар, а следовательно, и бытие людей как товаропроизводителей, играют подчиненную роль..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 89). Конкретные формы Т. п. докапиталистич. эпохи были различны. Для произ-ва на рынок были ориентированы нек-рые х-ва, принадлежавшие представителям господств. классов и основанные на эксплуатации различных категорий несвободных людей, напр. рабовладельч. виллы Италии 2 в. до н. э. - 2 в. н. э., рабовладельч. мастерские, или эргастерии, Др. Греции, барские х-ва Центр. и Вост. Европы, основанные на крепостном труде (см. "Второе издание крепостничества"). Однако осн. формой Т. п. в докапиталистич. период (особенно при феодализме) стало мелкое Т. п. непосредственных производителей, основанное на их личной трудовой собственности, к-рое в политэкономии наз. простым Т. п. Возникновение и развитие этого мелкого Т. п. было связано прежде всего с выделением особого социального слоя - ремесленников, работавших на рынок и имевших тенденцию концентрироваться в пунктах, особенно выгодных для их профессиональной деятельности и торговли, что приводило к образованию городов как центров ремесла и обмена. Постепенно в произ-во на рынок вовлекались и крестьянские х-ва (сохранявшие, однако, в большинстве случаев в осн. натур, характер). Из того факта, что в докапиталистич. клас. обществах на долю Т. п. приходилась меньшая часть всей продукции, неправильно делать вывод, что оно не играло тогда существенной роли в обществ. жизни. В х-вах ремесленников, работавших на рынок, создавались особенно благоприятные условия для производств. специализации, в них обычно производилась очень важная часть продукции - наиболее сложные с точки зрения техники изготовления ремесл. изделия. Поэтому удовлетворение необходимых потребностей и нормальный ход произ-ва в этих обществах, как и прогресс техники, особенно ремесленной, были бы практически невозможны без Т. п. Развитие Т. п. ускоряло накопление прибавочного продукта (способствуя прогрессу производств. техники) и тем самым расширяло экономич. основу клас. эксплуатации, создавало новые стимулы для накопления богатств (открывая благодаря торговле новые возможности для удовлетворения более сложных потребностей) и новые способы эксплуатации (путем торговли, ростовщичества, ден. поборов господств. классов с зависимого населения), резко усиливало социальную дифференциацию в обществе. Однако в докапиталистич. обществах, развиваясь в условиях преобладания натуральнохоз. отношений и в рамках экономич. структуры и политич. учреждений, сложившихся на их основе, Т. п. не могло свободно функционировать и полностью проявить присущие ему специфические особенности и закономерности: действие закона стоимости (согласно к-рому обмен товарами совершается в соответствии с количеством общественно необходимого труда, затраченного на их произ-во) и всего рыночного механизма регулирования производства затруднялось и модифицировалось крайней узостью рынка, неразвитостью торговли, прямыми адм. ограничениями свободы хоз. деятельности и переливов рабочей силы из одной отрасли в другую, господством традиции и обычая в экономике и всей обществ. жизни в целом.

Развитие простого Т. п. феод. об-ва подготовило почву для возникновения наиболее развитой формы Т. п.- капиталистич. произ-ва (см. Капитализм). К периоду позднего феодализма достигло значит. масштабов товарное и ден. обращение (см. в ст. Торговля), в руках представителей ростовщич. и торг. капитала скопились крупные ден. средства, выработались значительно более совершенные, чем ранее, приемы ведения коммерческих операций; в деревне получила всеобщее распространение феод. ден. рента и значит. ослабела или практич. совсем исчезла личная крепостная зависимость (в странах Зап. Европы); появились зародышевые формы наемного труда. Поэтому, когда развитие производит, сил сделало необходимым переход от мелкого произ-ва, господствовавшего при феодализме, к более крупному и более высокоорганизованному произ-ву, это последнее естественно приняло форму Т. п., использовавшего наемную рабочую силу лично свободных людей, т. е. форму капиталистич. произ-ва. В сфере пром. произ-ва капиталистич. Т. п. развивалось быстрее, чем в с. х-ве. В последнем в период позднего феодализма боролись две тенденции: превращения в товарное крестьянского х-ва (путь, в осн. победивший в странах Зап. Европы) и превращения в товарное барского х-ва на базе использования феод. форм эксплуатации (страны "Второго издания крепостничества").

В немарксистской историко-экономич. лит-ре часто смешивают простое Т. п. и капиталистич. произ-во. Нек-рые бурж. историки применяют термин "капитализм" для обозначения всякого менового х-ва с более или менее развитыми товарно-ден. отношениями (нередко с целью затушевать наиболее важный отличительный признак капитализма - классовую эксплуатацию наемной рабочей силы буржуазией) и в соответствии с этим находят "капитализм" даже в те историч. эпохи, когда существовали только докапиталистич. формы Т. п. В отличие от этого, в марксистской историч. науке подчеркивается глубокое качественное различие между простым Т. п. и капиталистич. произ-вом. Соответственно различаются два процесса: 1) перерастание натур, х-ва в простое Т. п. и 2) развитие на базе простого Т. п. капиталистич. произ-ва (процесс, имевший место в условиях разлагавшегося феод. способа произ-ва). Однако при определении, к какому хронологич. периоду в той или иной стране следует отнести перерастание простого Т. п. в капиталистическое и какими руководствоваться критериями при определении социальной природы переходных форм, в марксистской историч. лит-ре нередко обнаруживаются разногласия.

В капиталистич. обществе Т.п. "...принимает всеобщий характер и становится типичной формой производства... Лишь тогда, когда наемный труд становится базисом товарного производства, это последнее навязывает себя всему обществу" (там же, с. 601). При капитализме происходит опосредование товарно-ден. отношениями самого процесса эксплуатации непосредств. производителей (товаром становятся не только продукты труда, но и рабочая сила). В рамках Т. п. при капитализме производится подавляющая часть продукции. На капиталистич. рынке в качестве товаропроизводителей выступают уже не только (и не столько) простые товаропроизводители, сколько владельцы капиталистических предприятий. Простое Т. п. крестьян и ремесленников продолжает существовать, но оно под воздействием законов Т. п. непрерывно размывается, поглощается крупным капиталистич. произ-вом. На базе роста Т. п. завершается процесс стягивания местных рынков в общий капиталистич. рынок, происходит образование мирового рынка, в к-рый включаются и экономически отсталые, покоившиеся ранее на натур.-хоз. основе страны и районы мира. Только при капитализме в полной степени проявляются все законы и характерные черты Т. п.: анархия в общественном произ-ве, особенно обнаруживающаяся в периодически повторяющихся экономич. кризисах, безжалостная и ничем не сдерживаемая конкуренция между отдельными товаропроизводителями, свободное и беспрепятственное действие рыночного механизма регулирования общественного производства, при к-ром в качестве стихийного регулятора произ-ва выступает закон стоимости (через механизм цен закон стоимости стихийно регулирует распределение обществ. труда и средств произ-ва между отдельными отраслями; колебания рыночных цен вокруг стоимости заставляют товаропроизводителей расширять или сокращать произ-во тех или иных товаров).

В условиях совр. гос.-монополистич. капитализма механизм рыночного регулирования Т. п. изменяется: начинается активное вмешательство гос-ва в хоз. жизнь, внутри отдельных монополистич. объединений уже, как правило, не действует стихия капиталистич. рынка. Однако ввиду сохраняющегося господства частной собственности на средства произ-ва все это приводит не к ликвидации анархии в обществ. произ-ве, а лишь к изменению ее конкретных форм.

После социалистич. революции в условиях экономики переходного периода от капитализма к социализму, когда наряду с социалистич. сектором экономики сохраняется мелкотоварное произ-во крестьян и ремесленников, а частично и капиталистич. Т. п. (гл. обр. в виде мелких капиталистич. предприятий), связь через рынок является гл. формой установления экономич. связи между развивающимся социалистич. сектором и этим частнособственническим Т. п. Хотя в период военного коммунизма в СССР была запрещена свобода торговли и введено организованное гос. распределение осн. прод. и пром. продуктов по клас. признаку, но эта экономич. политика была временной и связанной с условиями гражд. войны. Уже в 1921 она сменилась новой экономической политикой, разрешавшей товарный и доп. оборот, необходимый для экономич. смычки между социалистич. пром-стью и мелкими товаропроизводителями. С завершением создания основ социалистич. экономики Т. п. в указанном выше смысле, т. е. осн. на частной собственности, практически исчезает. Однако, как показывает опыт социалистич. строительства в СССР и в др. социалистич. странах, и после этого в рамках социалистич. экономики частично сохраняются формы организации произ-ва, обмена и распределения, сложившиеся при Т. п., наполняясь при этом принципиально новым содержанием и коренным образом изменяя свою социальную природу. Товарно-ден. отношения используются социалистич. гос-вом для установления хоз. связей между отдельными предприятиями, существующими в качестве хозрасчетных единиц. Продукция, произведенная на этих предприятиях, продается в качество товаров на основе ден. расчетов по ценам, к-рые обеспечивают им получение взамен проданных продуктов эквивалентного (по произведенным затратам) количества других продуктов. Гос-во использует товарно-ден. отношения и при распределении продуктов по труду: предприятия и учреждения, находящиеся на гос. бюджете (или на хозрасчете), выплачивают рабочим и служащим в ден. форме заработную плату, на к-рую они затем покупают в гос. (или кооперативных) торг. предприятиях необходимые для них продукты. Наряду с этим сохраняются товарно-ден. отношения для связи гос. сектора с колхозным сектором и с подсобными х-вами колхозников.

Товарно-ден. отношения, сложившиеся на базе новой социалистич. экономики, принципиально отличаются от товарно-ден. отношений, основанных на частной собственности. При Т. п., основанном на частной собственности, будь то простое Т. п. или капиталистическое, безразлично, отдельные товаропроизводители независимы друг от друга и вступают в экономические отношения только через рынок; неизбежны анархия производства, господство рыночной стихии, регулирование общественного производства через посредство колебаний рыночных цен, независимых от воли отдельных участников производства. В отличие от этого, товарно-ден. отношения социалистич. общества базируются не на частной, а на обществ. собственности. Отдельные хозрасчетные предприятия, вступающие друг с другом и со сбытовыми организациями в товарно-ден. отношения, обладают лишь ограниченной самостоятельностью и действуют в рамках плана, устанавливаемого государством. Товарно-ден. отношения укладываются таким образом в общие рамки планового х-ва, регулируются гос-вом и используются им для более гибкого и эффективного хоз. руководства. Кроме того, сфера экономич. отношений, принимающих товарную форму, в условиях социализма значительно суживается: перестают быть товаром рабочая сила, земля и ее недра, леса, фабрики и заводы, жел. дороги и т. д. Товарные связи играют в социалистич. экономике роль дополнительных связей, товарно-стоимостные отношения перестают быть господствующими. Характерные для социализма товарно-ден. отношения развиваются вместе с развитием социалистич. х-ва, принимая различные формы и видоизменяясь на его различных этапах. Экономич. реформа, проводящаяся с 60-х гг. в СССР и других социалистич. странах, усиливает значение товарно-ден. отношений и всей системы экономич. рычагов (цена, прибыль, кредит и др.), к-рые используются для более полного и последовательного претворения в жизнь принципов хозрасчета, а также для контроля со стороны предприятий-потребителей, торг. организаций и населения за качеством продукции, для определения спроса на отдельные товары, для более действенного применения принципа материальной заинтересованности и т. д.

В марксистской лит-ре дореволюц. периода было распространено представление, что при социализме Т. п. и товарно-ден. отношения полностью отомрут. Когда в ходе социалистич. строительства в СССР выяснилось, что товарно-ден. отношения продолжают сохраняться даже после обобществления осн. средств произ-ва, среди сов. экономистов начались дискуссии (кон. 20 - нач. 30-х гг., нач. 40-х гг., нач. 50-х гг., с 60-х гг.) о причинах сохранения товарно-ден. отношений и Т. п. и их роли при социализме, дискуссии, не закончившиеся по ряду вопросов и к 7 0-м гг. и принимавшие подчас схоластический характер. В многочисленных постановлениях Сов. правительства и правительств др. социалистич. стран по хоз. вопросам ясно указываются непосредственные причины сохранения форм Т. п. и четко определены цели и способы применения товарно-ден. отношений.

Лит.: Маркс К., Капитал, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23-25 (см. предм. указ. к томам); Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20 (см. предм. указ. к тому); его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1 (т. 1); его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3 (т. 3); его же, Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта 1921 года, там же, т. 43 (т. 32); Козлов Г. А., Первые ступени в развитии товарного производства, М., 1957; Поршнев Б. Ф., Феодализм и народные массы, М., 1964 (особенно с. 113-169); Барг М. А., К вопросу о начале разложения феодализма в Зап. Европе, "ВИ", 1963, No 3; Бессмертный Ю. Л., Феодальная деревня и рынок в Зап. Европе XII-XIII вв., М., 1969; Полянский Ф. Я., Товарное производство в условиях феодализма, М., 1969; Теоретические и историографические проблемы генезиса капитализма, М., 1969 (о Т. п. в докапиталистич. формациях см. также ст. в журн.: "БДИ", 1953, No 3; "ВИ", 1953, No 1, 9; "ВИ", 1954, No 1; "ИЗ", 1954, т. 46; "ВИ", 1966, No 10, 11); Закон стоимости и ценообразование в народном хозяйстве СССР, М., 1960 (библиографич. указатель лит-ры за 1945-59); Политическая экономия социализма. Уч. пособие (под ред. А. Ф. Румянцева и др.), М., 1969; Лопаткин В. Г., Товарные отношения и закон стоимости при социализме, М., 1966; Товарно-денежные отношения в системе планомерно организованного социалистического производства, под ред. и с пред. Н. А. Цаголова, М., 1971; Островитянов К. В., К вопросу о товарном производстве при социализме, М., 1973; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. (Сб. док-тов), т. 1-7, М., 1967-70 (см. указатели к 1-6 тт. в 6-м томе).

Ю. А. Корхов. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО" в других словарях:

    Это такой вид организации, при котором все продукты создаются для продажи на рынок. Возникает из за общественного разделения труда и ведётся экономически обособленными производителями. История Простое товарное производство производство… … Википедия

    товарное производство - — Тематики нефтегазовая промышленность EN commodity production … Справочник технического переводчика

    товарное производство - производство предметов не для собственных нужд, а для сбыта … Справочный коммерческий словарь

Товарные производства составляют основу практически любой современной экономики. Их сущность может пониматься в самых разных контекстах - исторических, экономических, социальных. Товарные производства предполагают активности, которые могут постоянно меняться, совершенствоваться, корректироваться извне в чьих-либо интересах. Правильное понимание их сущности - важное условие выстраивания успешного бизнеса и конструктивного партнерства, если говорить о предпринимательской деятельности. Корректная интерпретация данного понятия - значимый фактор ведения грамотной политики экономического развития, если дело касается государственных задач. Каковы распространенные в среде российских исследователей подходы к пониманию специфики товарных производств? Каковы основные исторические этапы возникновения соответствующих экономических категорий?

Что такое товар?

Говоря о том, что такое товарное производство, товарное обращение, следует уделить особое внимание пониманию сущности собственно основного предмета рассматриваемых нами коммерческих коммуникаций. Какова его специфика?

Термин «товар» может пониматься по-разному. Чаще всего под ним подразумевается некий продукт труда, например, материальная вещь, услуга, творчество или интеллектуальная разработка, которые созданы производителем (разработчиком, ремесленником, программистом), главным образом, для удовлетворения потребностей других людей посредством продажи либо обмена на другой.

Отмеченное свойство товара - общественная ориентированность - предопределяет возникновение его потребительской ценности. В зависимости от конкретных условий продаж она может корректироваться в силу рыночных факторов.

Стоит обратить внимание на один примечательный нюанс. Товар и товарное производство - явления, которые традиционно рассматриваются как относящиеся к коммерческой сфере. То есть с экономической точки зрения некий продукт должен либо продаваться, либо обмениваться. Если он дарится или отдается в качестве выигрыша, то в момент передачи одного человека другому товаром быть перестает.

В связи с этим в среде исследователей возникают дискуссии на предмет того, считать ли товаром, например, изделие, отдаваемое в подарок покупателю магазином при приобретении другого (как вариант, такого же по схеме «один купил - второй бесплатно»). С одной стороны, соответствующий продукт - подарок, и потому не может рассматриваться как товар. С другой - он передается человеку в контексте коммерческих активностей, и без приобретения первого изделия его вручение не состоялось бы. Некоторые исследователи считают, что в этом случае целесообразно рассматривать оба продукта как единый, комплексный товар, состоящий, таким образом, из двух компонентов.

Товары и труд

Развитие товарного производства в определяющей степени зависит от показателей труда, который вкладывается человеком либо группой людей в выпуск тех или иных изделий. По мере совершенствования фабричных технологий и ремесленнических инструментов себестоимость продуктов может существенно снижаться, расти их конкурентоспособность. Один и тот же товар может быть изготовлен разными способами, и с точки зрения величины трудовых вложений одинаковые продукты могут очень сильно разниться.

Общественное производство

Исследователи выделяют такую экономическую категорию, как общественное товарное производство. Какова ее специфика? Прежде всего, стоит отметить, что данный термин может интерпретироваться по-разному.

Так, есть социалистические концепции понимания общественного товарного производства. В соответствии с ними рассматриваемый процесс представляет собой создание материальных благ, не предназначенных для запуска в коммерческий оборот. Главная задача в социалистической экономике - грамотно распределить соответствующий продукт. При этом люди, которые лично обеспечивают товарное производство, деньги за свою работу получают. Тем самым себестоимость выпускаемых ими продуктов коррелируют с фактором труда, значимость которого мы отметили выше, но, в то же время не вполне соответствует критерию коммерческой ориентированности товаров.

Другая интерпретация рассматриваемого термина предполагает его использование для обозначения процесса выпуска продуктов в порядке консолидации предпринимателей. Например, в формате картели. Многие экономисты рассматривают данную форму коммуникаций бизнесов как разновидность монополии. Безусловно, во многих случаях картели учреждаются именно с целью завоевания несколькими договорившимися компаниями превосходства на рынке.

Но подобные ассоциации в некоторых случаях способствуют как раз росту конкуренции и, как следствие, качества товаров, поставляемых в коммерческий оборот. Это может быть обусловлено тем, что «монополисты», разогнав спрос на рынке, невольно стимулируют активности малых бизнесов, которые, в принципе, в ряде случаев могут организовать конкурентное производство и занять свою нишу.

Есть и историческая трактовка термина «общественное товарное производство». Под таковым некоторые исследователи понимают ранние формы совместной организации труда, возможно, характерные для социумов еще до возникновения как таковых рыночных отношений. Люди, объединяясь в небольшие сообщества, таким образом, выпускали товары, приспособленные для последующего обмена или продажи, но значительная часть соответствующей продукции все же предназначалась для потребления внутри локализованного социума.

Соотнесение натурального и товарного производства

Товарное производство тесно соседствует с другой формой хозяйствования - натуральным выпуском материальных благ. Поэтому для начала рассмотрим то, как соотносятся два этих понятия.

Натуральное производство исторически предшествовало товарному. Оно характеризуется выпуском продуктов труда, что предназначены для потребления тем, кто их произвел, либо его ближайшим окружением. Иногда соответствующие материальные блага могут обмениваться. Экономика государств в исторические периоды, когда преобладало натуральное производство, состояла из большого количества относительно замкнутых хозяйственных сообществ.

Постепенно технологии выпуска продуктов совершенствовались, у людей стали появляться возможности для выпуска большого количества ресурсов, которые можно было продавать или выгодно обменивать. С этим связано возникновение товарного производства. Конечно, отдельные его элементы могли наблюдаться и в тот период, когда людям были доступны, главным образом, традиционные средства выпуска продуктов.

Первые формы товарного производства появились, к примеру, после возникновения и распространения среди разных народов мира концепций государственности и близких к ним. Начали формироваться некие международные отношения, когда каждая из сторон могла предлагать другой некий конкурентоспособный товар. По мере совершенствования технологий выпуска продуктов подобные коммуникации становились все более интенсивными.

Когда условия товарного производства в части получения людьми доступа к необходимым инструментам получили в достаточной мере широкую распространенность, соответствующий тип хозяйствования стал основным в национальных экономиках. Но появление товарного производства было обусловлено не только технологиями, но также и иными причинами. Рассмотрим их подробнее.

Факторы появления товарного производства

Современные исследователи выделяют следующие ключевые условия возникновения товарного производства: общественное разделение труда, появление изолированных субъектов экономической деятельности.

Касательно первого соответствующие условия сформировались в довольно ранние исторические периоды развития человечества - примерно когда скотоводство стало видом хозяйственных активностей, обособленным от земледелия. Общественное разделение труда становилось все более выраженным по мере появления новых отраслей деятельности человека. В числе наиболее заметных событий, непосредственно повлиявших на его динамику, рассматривается выделение ремесла из сельскохозяйственных активностей.

После этого начали работать экономические законы формирования новых отраслей деятельности человека. То есть люди, пользуясь технологическими достижениями, обменом опытом с другими, появлением новых рынков, начали активно осваивать производства все более сложных изделий. Находились мастера, которые лучше справлялись, условно говоря, с выпуском продукции из металла, дерева, глины, вследствие чего образовывались отдельные разновидности производств.

По мере появления государств и формирования различных политических и социальных институтов становилось более интенсивным международное партнерство в части хозяйственных активностей. Разделение труда стало трендом и во всемирном масштабе. Одни государства приспособились к выпуску товаров на основе высоких технологий, другие начали экспортировать сырье. Появились страны, которые стали лидерами в сфере предоставления банковских и финансовых сервисов.

Разделение труда - явление, характеризующееся повсеместной распространенностью в современных экономиках. Оно может наблюдаться как в пределах всемирной экономической системы, так и в масштабах отдельно взятого предприятия. Некоторые исследователи считают, что общественное разделение труда примерно совпало со временем появления торговли как отдельной отрасли деятельности человека.

Значимость частной собственности

Товарное производство сформировалось, таким образом, как результат возникновения рынков, на которых производители одних продуктов могли получать другие, выпущенные, как вариант, в другом государстве. В свою очередь, рассматриваемый вид хозяйственных активностей не смог бы появиться вне института частной собственности. Долгое время человечество развивалось на общинных принципах. Люди совместными усилиями производили те или иные продукты, занимались строительством, вели торговлю. Но как только возник институт частной собственности, каждый человек получил возможность производить и предлагать рынку собственный продукт. Который к тому же мог быть лучше, чем производимый совместными усилиями. Поэтому полноценное товарное производство возникло только после того как каждый участник торгового обмена получил возможность становиться отдельным, не зависящим от ближайшего окружения субъектом экономических активностей.

Признаки товарного производства

Рассмотрим ключевые признаки, характеризующие рассматриваемый вид хозяйственных активностей. К таковым относится собственно производство продуктов в условиях развитой системы общественного разделения труда, при которой каждый производитель товара может начать выпуск тех предметов, которые он считает нужным и умеет поставлять на рынок.

Другой признак, который характеризует товарное производство, - наличие критериев качества того или иного продукта. Человек, присутствуя на рынке, должен обеспечивать конкурентоспособность предлагаемых изделий. Он выпускает товары уже не только для себя и ближайшего окружения, но также и для других людей. В этом смысле каждая единица продукта должна соответствовать неким критериям качества. Изначально они были весьма условными, позже стали вырабатываться стандарты, которых рекомендовалось придерживаться производителям товаров, а в ряде случаев прямо предписывалось (собственно, подобная ситуация наблюдается во многих отраслях и сегодня, когда работают ГОСТы).

Другой критерий, характеризующий суть товарного производства (участники рынка осуществляют обмен продуктами), прямой или опосредованный, реализуется при задействовании денежных средств, исходя из сопоставимости производственных затрат на выпуск каждого изделия. То есть соответствующие правоотношения предполагают, что продавец должен предложить покупателю товар по обоснованной стоимости. В свою очередь, второй, скорее всего, будет принимать решение о приобретении соответствующего продукта, исходя из экономической целесообразности.

Некоторые исследователи считают необходимым рассматривать в едином контексте товарное производство и рынок как среду коммерческого обмена продуктами труда. Он должен характеризоваться открытостью доступа для предпринимателей, обеспечиваемой, в свою очередь, социальными институтами. В некоторых случаях возможность присутствия на рынке субъектов хозяйственных активностей может регулироваться государством. При этом подобные явления могут наблюдаться также и в условиях весьма развитых рыночных традиций в той или иной стране либо регионе мира.

Таким образом, условия возникновения товарного производства могут дополняться необходимостью приведения национального либо международного рынка к тому виду, который будет совместим с интенсивным процессом купли-продажи различных продуктов от неограниченного количества производителей.

В среде экономистов иногда возникают дискуссии на предмет того, обязательно ли рынок, на котором осуществляются соответствующие производственные активности, должен обладать достаточно большой емкостью, как минимум способной обеспечить конкуренцию между поставщиками изделий, подлежащих реализации на рынке. Есть версия, что товар и товарное производство при монополии либо недостаточной емкости рынка перестают выполнять свою главную макроэкономическую функцию, которая заключается в обеспечении конкурентности хозяйственной системы - государства либо локального территориального сообщества.

Модели товарного производства

Рассмотрим то, в каких моделях могут быть представлены товарные производства. Оснований для их классификации достаточно много. Современные исследователи выделяют следующие основные типы соответствующих хозяйственных процессов: простое товарное производство, выпуск в условиях свободной конкуренции, производство в условиях организованного рынка. Изучим их специфику.

Простое товарное производство характеризуется весьма небольшими объемами выпускаемой продукции, часто ее изготавливает один человек. Подобный тип хозяйственных активностей наиболее часто мог наблюдаться на исторически ранних этапах развития рыночных отношений. Вместе с тем сегодня он сохраняет актуальность: нередко весьма высокий уровень производственной активности проявляют индивидуальные предприниматели, работающие самостоятельно либо в небольшой команде.

Производство в условиях конкурентного рынка характеризуется возможностями неограниченного доступа к коммерческим активностям, которые открыты для любых субъектов хозяйствования. Данный тип товарного производства предполагает использование наемного труда. Предприниматель обычно занимается руководящей работой на своей фабрике.

Наиболее коммерчески активная среда, в рамках которой может формироваться товарное производство - экономика организованного рынка. Предполагает весьма детальное разделение труда появление большого разнообразия товаров на рынке, очень высокий уровень конкуренции между поставщиками изделий. Активные коммуникации между субъектами рынка могут обуславливать возникновение кризисных явлений, таких как перепроизводство. Поэтому в экономиках организованного рынка значимую роль играет государство. Издавая соответствующие правовые акты, власть необходимым образом регулирует хозяйственные процессы. Большинство экономических систем в развитых странах выстраивается именно в условиях организованного рынка.

Специфика простого товарного производства

Простое товарное производство характеризуется некоторыми отличительными особенностями. Например, средства выпуска товаров, инструментарий находятся, как правило, в собственности именно тех людей, которые непосредственно изготавливают продукты. При второй и третьей моделях организации производства - соответствующие ресурсы, как правило, находятся во владении компании-нанимателя. То же самое можно сказать, собственно, и о товаре. При простом производстве изделие, выпущенное ремесленником, становится в первую очередь его собственностью. При второй и третьей системах оно попадает во владение компании-нанимателя. Аналогичная закономерность может наблюдаться и в отношении труда. Каким образом? Дело в том, что при простом товарном производстве право распоряжения своим временем и трудом полностью принадлежит человеку, выпускающему продукт своими силами. При второй и третьей моделях соответствующие преференции имеет компания-наниматель. По крайней мере, она вправе распоряжаться личным временем человека, выпускающего товар, в пределах рабочих часов по контракту.

Некоторые исследователи также считают, что разница между простым производством, конкурентным и реализуемым в условиях организованного рынка, заключается в том, что в первом случае основной мотив человека, изготавливающего продукт, - удовлетворение собственных потребностей. При второй и третьей моделях - получение прибыли.

Факторы производства

Рассмотрим такой аспект, как факторы товарного производства. В данном случае имеются в виду условия, явления и процессы, которые непосредственным образом влияют на выпуск продуктов. В числе ключевых факторов, о которых идет речь:

  • способ или технология выпуска товаров;
  • открытость и емкость рынков;
  • трудозатраты.

Касательно способа выпуска товара, его можно считать определяющим фактором интенсивности производства. Чем более технологична фабрика, тем большее, как правило, количество продукта все предприятие, цех или отдельно взятый специалист может поставлять на рынок соотносительно с тем или иным интервалом времени. Способ производства также может влиять на себестоимость продукта.

Рассматриваемый фактор находится в тесной корреляции с трудозатратами. Более технологичный выпуск товаров, как правило, предопределяет меньший объем трудовых вложений в выпуск одной единицы продукции. Вместе с тем трудозатраты также могут рассматриваться как вполне обособленный фактор.

Дело в том, что стоимость привлечения работников на предприятие может очень сильно разниться в зависимости от рыночной ситуации, если, конечно, речь идет о капиталистической экономической системе. В некоторых случаях на производстве может наблюдаться дефицит кадров, вследствие чего фирме придется нести дополнительные расходы, связанные с обучением специалистов либо с привлечением новых кадров за счет повышения зарплатных предложений.

Доступность и емкость рынка - важнейшие факторы производства. Выпуск товаров целесообразен до тех пор, пока они могут быть предметом коммерческих активностей, пока их будут покупать либо пока предприятию открыт доступ на те или иные рынки.

Истории известны два основных типа товарного производства: простое и капиталистическое.

Простое товарное производство - товарное хозяйство крестьян, ремесленников и кустарей, основанное на мелкой частной собственности и на личном труде самих производителей. Простое товарное производство зародилось в период разложения первобытнообщинного строя. Обмен продуктами труда как товарами, происходивший вначале между отдельными общинами, с развитием производительных сил и появлением возможности индивидуального производства стал проникать и в общину.

Простое товарное производство характеризуется следующими особенностями:

  • · основано на средствах производства, принадлежащих самому производителю;
  • · в нем используется личный труд самого производителя и его семьи;
  • · продукты изготавливаются производителем не только для личного потребления, но и для продажи на рынке;
  • · мелкий товаропроизводитель свободно выбирает сферу своей хозяйственной деятельности.

Дальнейшее углубление общественного разделения труда ведет к расширению внутреннего рынка, средств производства и предметов потребления, рынка труда. Простое товарное производство в силу действия присущих ему законов и, прежде всего, закона стоимости, при наличии определённых исторических условий ведёт к возникновению капиталистического товарного производства. Рабочая сила становится предметом купли-продажи, то есть превращается в товар.

Капиталистическое товарное производство - производство, основанное на наемном труде товаропроизводителей.

Ему присуща:

  • · всеобщая экономическая обособленность производителей и широкое общественное разделение труда;
  • · товаром становится не только произведенная человеком вещь, но и сама рабочая сила человека, его способность к труду;
  • · товарную форму принимают природные богатства, земля, ее недра, продукты духовной деятельности людей.

Между простым и капиталистическим товарным производством существует ряд сходств и различий. Капитализм возникает и существует на базе простого товарного производства, но капиталистическое товарное производство является более сложной формой по сравнению с простым. Их сходства состоят в следующем:

  • · то и другое основывается на общественном разделении труда;
  • · оба базируются на частной собственности на средства производства;
  • · тому и другому присуща анархичность развития;
  • · оба заключают в себе глубокие внутренние противоречия;
  • · связь между производителями осуществляется на рынке через куплю-продажу;
  • · предполагает эквивалентность обмена.

Однако, имея много общего, простое и капиталистическое товарное производство существенно отличаются друг от друга:

  • · простые товаропроизводители являются мелкими частными собственниками, они применяют принадлежащие им средства производства, в то время как на капиталистическом предприятии средства производства принадлежат капиталистам, а рабочие лишены их;
  • · простое товарное производство основано на личном труде товаропроизводителя, а капиталистическое -- на эксплуатации чужого труда;
  • · простое товарное производство представляет собой индивидуальное производство ремесленников и крестьян для удовлетворения личных потребностей, на капиталистическом предприятии совместный труд многих рабочих под командой капиталиста используется в целях получения прибыли.