Отчего Татьяна, любя Онегина, в конце концов отвергает его любовь по роману Евгений Онегин (Пушкин А. С.). Почему Татьяна отказывает Онегину? Характеристика Онегина и Татьяны Почему онегин отвергает татьяну

Онегин снисходителен и великодушен, прям и честен и в то же время нерешителен и даже жесток. Он благородно не принимает «науку страсти нежной, которую воспел Назон... в чем он истинный был гений», но боязливо отказывается от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил. Убийство на дуэли Ленского, спровоцированное эгоистичным желанием Онегина досадить своему другу, обнаружило еще одну слабость Евгения - живучесть в нем светских условностей, ложных представлений о дворянской чести, условностей, так глубоко им презираемых, от которых он бежал из Петербурга. Онегин отказался от любви, могущей украсить его жизнь, теперь же он лишился и единственного друга, искреннего, доверчивого.

Два наиболее близких, дорогих ему человека были им отвергнуты из-за непобедимой душевной холодности, неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное.

Он искренне воздает ей должное:

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый, -

То, верно б, кроме вас одной

Невесты не искал иной.

Онегин убеждает Татьяну, что не создан для наполненной тихими радостями размеренной и однообразной семейной жизни:

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе недостоин я.

Поверьте (совесть в том порукой),

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей...

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.

Татьяна, побывав в имении Онегина, перечитывает книги из его библиотеки и со страхом замечает, что ее избранник предпочитает романы, «в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом». И Татьяна, как ни бережна она по отношению к любимому, как ни ревнива ко всему, что его окружает, все же усомнилась в его человеческой состоятельности:

Что ж он? Ужели подражанъе,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гаролъдовом плаще,

Чужих причуд истолкованъе,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

Нет, Онегин далеко не пародия, а живой человек, а его , обусловленная всем развитием дворянской культуры, столь же печальна, как и судьба Татьяны. Впервые в жизни испытав настоящее чувство любви, Онегин в письме к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. Как не похож он в конце романа на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от ее любви. Сейчас он в положении влюбленного, искреннего, беззащитного, не боящегося насмешки. Сейчас он вызывает у читателя сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью:

Когда б вы знали, как ужасно

Томиться жаждою любви,

Пылать - и разумом всечасно

Смирять волнение в крови;

Желать обнять у вас колени

И, зарыдав, у ваших ног

Излить мольбы, признанья, пени,

Все, все, что выразить бы мог...

На Онегина деревня повлияла самым лучшим образом: он стал замечать трудности крестьян и начал предпринимать реформы, чтобы облегчить их жизнь:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил.

Большой популярностью и любовью пользовалась среди провинциальных дворян и народная песня. Например, «песня девушек». Дело в том, что при сборе ягод девушкам, по распоряжению суровой помещицы, запрещалось их много есть, и, чтобы девушки не нарушали приказание, их заставляли петь. Типичный представитель столичного дворянства Онегин в городе был «порядка враг и расточитель» и уж, конечно, не замечал народные нужды, проводя время в светских салонах.

А сейчас он:

Сельский житель

Заводов, вод, лесов, земель

Хозяин полный...

Жизнь помещичьих семей протекала в тишине и покое. С соседями они были как «добрая семья». Могли и посмеяться и позлословить, но это совсем не то, что столичные интриги.

В семьях дворян «...хранили в жизни мирной привычки милой старины». Соблюдали традиционные народные праздничные обряды. На масленице у них блины водились. Любили песни, хороводы.

Уходили они из жизни тихо, без суеты. Имели скромные надгробья со столь же сромными надписями:

Смиренный грешник,

Дмитрий Ларин,

Господний раб и бригадир,

Под камнем сим вкушает мир.

По надгробным надписям можно судить, что селяне-помещики не были людьми тщеславными, хотя среди них было немало достойных высоких слов людей. Тот же Дмитрий Ларин, например, имел за мужество Очаковскую медаль, но об этом мы узнаем только из уст Ленского, которому Ларин в детстве давал ею поиграть. Такой факт свидетельствует о высоких духовных качествах этого дворянина и нравственной чистоте и скромности.

Нравственное начало особенно ярко проявилось в образе Татьяны Лариной. Я бы добавил еще к ее отличительной черте удивительную тонкость и чуткость натуры, которой не сыщешь среди столичных девушек. Итак, Онегин, описав очередной жизненный круг, полный разочарований и пустых увлечений, вновь встречает Татьяну и всей душой устремляется к ней, поняв и наконец оценив ее в полной мере. Но, увы, в ответ он услышал:

Я знаю, в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

И буду век ему верна.

Татьяне и в этот момент не приходит в голову лукавить, кокетничать, -скрывать свои чувства. Она искренна в любви. Мне кажется, проживи она большую часть жизни в столице, духовный мир ее не был бы так крепок. Взглянув под таким углом на жизнь столичных и городских дворян того времени, я убедился, что духовный мир последних был гораздо богаче, ближе к народу, и такие герои Пушкина, естественно, вызывают у меня больше симпатии, нежели столичная золотая молодежь пушкинской эпохи.

Ответ на этот вопрос для многих школьников очевиден. Сама Татьяна, которая, как известно, «русская душою», а значит и носительница традиционного христианского мировоззрения, в 8-й главе даёт пылкому Онегину такую отповедь:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Однако, оказывается, в литературных кругах XIX века поведение героини трактовалось отнюдь не однозначно. Почему же Татьяна отказывает Онегину?

Один из величайших российских критиков Виссарион Григорьевич Белинский считал, что в финальной главе романа в стихах Татьяна стала хуже. «Татьяны милый идеал» как будто бы исчез: героиня стала светской дамой, у которой «и бровь не шевельнулась» при новой встрече с героем. Не случайно даже сам Онегин «следов Татьяны прежней не мог … обрести». Действительно, как робкая девушка, которая даже среди родных «казалась девочкой чужой», которая никогда ранее не жила в столице, а видела «в глуши, в деревне» лишь мирные картины природы или, например, служанок, собиравших ягоду в кустах, изменилась почти до неузнаваемости? Что случилось с «бедной Таней»? Как она превратилась в хозяйку знатного дома, жену генерала, которую затмить не могла даже княгиня Нина Воронская с её «мраморной красою».

Изменилось ли отношение Татьяны к Онегину? Ответ, с точки зрения В.Г. Белинского, прост. Татьяна уже не та, что была раньше: она, боясь осуждения света, приспособилась к его законам и живёт по ним. Как мы помним, Татьяна в 8-й главе всё же признаётся Онегину в любви. Но необходимо помнить, что теперь это объяснение уже не «души неопытной», а замужней дамы, давшей клятву верности супругу на Таинстве Венчания. Какой печальный вывод напрашивается сам собой? Татьяна не любит мужа, хоть и уважает его. Значит, живёт она в обмане. Критик назвал это «профанацией чувства и чистоты женственности».

Версия Достоевского: Татьяна отказала, показав истинное благородство души

Другую точку зрения легко предугадать. Татьяна отказывает Евгению, потому что стала … лучше, мудрее. Такое видение образа героини присуще Ф.М. Достоевскому, который считал героиню главным образом романа, «апофеозом русской женщины». Мнение Достоевского прямо противоположно взгляду Белинского. Татьяну нисколько не испортил свет, она осталась прежней. Значит, и жизнь среди петербургского света для неё не что иное, как мука и страдание. Почему же она не хочет, оставив супруга и суетную столицу, сбежать прочь вместе с любимым, который ныне отвечает ей взаимностью? Татьяна понимает, что её измена превратит достойную жизнь старого генерала в позор, клубок сплетен и пересудов. С точки зрения Достоевского, большая ошибка – считать героиню слабовольной. Нет. Главное основание её решения, как ни странно, заключено во всем знакомой с детства пословице: «На чужом несчастье своё счастье не построишь!». Вот почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его.

Версия читателей: выбрали бы мы Онегина?

Теперь попробуем ответить на наш вопрос сами, опираясь на собственное восприятие ситуации. Представьте, задумайтесь: что могла чувствовать Татьяна, получившая письмо пылко и страстно влюблённого Онегина? Перечитаем-ка любовное послание. Сколько раз там повторяется местоимение первого лица «я»? Целых 12 (!) раз. Какие качества подозревает в возлюбленной Евгений? Онегин считает, что Татьяна способна презирать, смотреть «гордым взглядом», «суровым вздором», наслаждаться «злобным весельем», выражать «гневный … укор»… Наша ли это Таня, та, что «утренней луны бледней и трепетней гонимой лани»? Кажется, нет. Получается, что мы, читатели, и он, Онегин, знаем разных героинь. В образе, описанном Евгением в письме, никак нельзя разгадать те черты, которые вкладывал в свою любимую Татьяну автор. Более того, в письме герой не проявляет высоты чувств, поскольку больше всего жалеет самого себя. Вспомним хотя бы следующие строки, обращённые к героине:

Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать — и разумом всечасно.
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог…

Но разве Татьяна не знает? Не она ли испытывала те же чувства, написав своё письмо? Не она ли до сих пор держит в памяти онегинский «взгляд холодный»? Не она ли вспоминает сцену объяснения в саду как «страшный час»? Таким образом, оказывается, что письмо героя обращено вовсе не к Татьяне, не к её чувствам, а к самому себе. Создаётся впечатление, что любит Онегин не Татьяну, а себя и свои чувства. Но неужели Онегин в 8- й главе всё тот же, «забав и роскоши дитя», эгоистичный светский франт? Безусловно, нет. Но это тема для отдельного разговора…

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Почему же Онегин отвергает любовь Татьяны?

Онегин снисходителен и великодушен, прям и честен и в то же время нерешителен и даже жесток. Он благородно не принимает «науку страсти нежной, которую воспел Назон... в чем он истинный был гений», но боязливо отказывается от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил. Убийство на дуэли , спровоцированное эгоистичным желанием Онегина досадить своему другу, обнаружило еще одну слабость Евгения - живучесть в нем светских условностей, ложных представлений о дворянской чести, условностей, так глубоко им презираемых, от которых он бежал из Петербурга. Онегин отказался от любви, могущей украсить его жизнь, теперь же он лишился и единственного друга, искреннего, доверчивого.

Два наиболее близких, дорогих ему человека были им отвергнуты из-за непобедимой душевной холодности, неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное.

Он искренне воздает ей должное:

Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.

Онегин убеждает Татьяну, что не создан для наполненной тихими радостями размеренной и однообразной семейной жизни:

Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.

Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей...
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.

Татьяна, побывав в имении Онегина, перечитывает книги из его библиотеки и со страхом замечает, что ее избранник предпочитает романы, «в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом». И Татьяна, как ни бережна она по отношению к любимому, как ни ревнива ко всему, что его окружает, все же усомнилась в его человеческой состоятельности:

Что ж он? Ужели подражанъе,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гаролъдовом плаще,
Чужих причуд истолкованъе,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?

Нет, Онегин далеко не пародия, а живой человек, а его судьба, обусловленная всем развитием дворянской культуры, столь же печальна, как и судьба Татьяны. Впервые в жизни испытав настоящее чувство любви, Онегин в письме к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. Как не похож он в конце романа на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от ее любви. Сейчас он в положении влюбленного, искреннего, беззащитного, не боящегося насмешки. Сейчас он вызывает у читателя сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью:

Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать - и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог...

На Онегина повлияла самым лучшим образом: он стал замечать трудности крестьян и начал предпринимать реформы, чтобы облегчить их жизнь:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил.

Большой популярностью и любовью пользовалась среди провинциальных дворян и народная песня. Например, «песня девушек». Дело в том, что при сборе ягод девушкам, по распоряжению суровой помещицы, запрещалось их много есть, и, чтобы девушки не нарушали приказание, их заставляли петь. Типичный представитель столичного дворянства Онегин в городе был «порядка враг и расточитель» и уж, конечно, не замечал народные нужды, проводя время в светских салонах.

А сейчас он:
...сельский житель
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный...

Жизнь помещичьих семей протекала в тишине и покое. С соседями они были как «добрая семья». Могли и посмеяться и позлословить, но это совсем не то, что столичные интриги.
В семьях дворян «...хранили в жизни мирной привычки милой старины». Соблюдали традиционные народные праздничные обряды. На масленице у них блины водились. Любили песни, хороводы.
Уходили они из жизни тихо, без суеты. Имели скромные надгробья со столь же сромными надписями:

Смиренный грешник,
Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир,
Под камнем сим вкушает мир.

По надгробным надписям можно судить, что селяне-помещики не были людьми тщеславными, хотя среди них было немало достойных высоких слов людей. Тот же Дмитрий Ларин, например, имел за мужество Очаковскую медаль, но об этом мы узнаем только из уст Ленского, которому Ларин в детстве давал ею поиграть. Такой факт свидетельствует о высоких духовных качествах этого дворянина и нравственной чистоте и скромности.

Нравственное начало особенно ярко проявилось в образе Татьяны Лариной. Я бы добавил еще к ее отличительной черте удивительную тонкость и чуткость натуры, которой не сыщешь среди столичных девушек. Итак, Онегин, описав очередной жизненный круг, полный разочарований и пустых увлечений, вновь встречает Татьяну и всей душой устремляется к ней, поняв и наконец оценив ее в полной мере. Но, увы, в ответ он услышал:

Я знаю, в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.

Татьяне и в этот не приходит в голову лукавить, кокетничать, -скрывать свои чувства. Она искренна в любви. Мне кажется, проживи она большую часть жизни в столице, духовный мир ее не был бы так крепок. Взглянув под таким углом на жизнь столичных и городских дворян того времени, я убедился, что духовный мир последних был гораздо богаче, ближе к народу, и такие герои Пушкина, естественно, вызывают у меня больше симпатии, нежели столичная золотая молодежь пушкинской эпохи.

Татьяна Ларина - героиня романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Ее образ - один из самых противоречивых в русской литературе. Поступки Татьяны вызывают противоречивую оценку. Вот уже около двух столетий читателей волнует следующий вопрос: почему Татьяна отказывает Онегину?

«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни

«Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина стал первым русским реалистическим романом, в нем отразился современный автору миру. Пушкин отделил автора от героя, сделав его отдельным персонажем, близко знакомым с главным героем. Существует мнение, что у персонажей романа есть реальные прототипы. Исследователи творчества Пушкина называют разные имена. Но, скорее всего, это лишь собирательные образы современных автору людей.

Одинокая девочка

На протяжении романа Татьяна из наивной девушки превращается в уверенную в себе женщину. В юности она не находит понимания в своей семье. Окружающие не одобряют ее чрезмерного увлечения чтением, робкого характера, застенчивости и пугливости, предпочитая Татьяне ее веселую и легкомысленную сестру Ольгу. Провинциальное общество, главной заботой которого является быт и собственное благосостояние, а любимым досугом - сплетни, не привлекает девушку. Татьяна замыкается в себе. Ей очень одиноко. Единственным человеком, к которому Таня действительно привязана, является ее старая няня. Нянины сказки и рассказы о старине волнуют Танино воображение.

Влюбленная девушка

Девушка много читает о любви. Разумеется, она мечтает испытать те же чувства, как и герои ее любимых романов. Но в сельской глуши, где живут Ларины, Татьяна не видит идеала, которым можно увлечься. Но вот появляется Евгений Онегин. Как он не похож на тех, с кем ей доводилось встречаться ранее! Онегин умен, учтив, внешне приятен. И Татьяна наконец находит свой идеал. Все чувства, до сих пор глубоко спрятанные в душе, чувства, навеянные французскими романами, захлестывают Татьяну. Она влюбляется. Ничего удивительного в том, что девушка немедленно пишет о своих чувствах почти незнакомому мужчине, нет. Живущая в мире книг, она идеализирует реальный мир.

В реальность Татьяну возвращает Онегин. Он, пресыщенный любовью светских львиц, бесконечно тронут любовью наивной девушки. И Евгений не хочет ее обманывать, поступая очень благородно, сразу честно объяснившись с ней. Но Татьяна чувствует себя обманутой в своих надеждах. Ей больно и обидно. Из характеристики Онегина и Татьяны становится очевидным, насколько по-разному они переживают данную ситуацию. Онегин спокоен, он уверен в своей правоте. А сердце Татьяны разбито.

Гордая княгиня

После отъезда Онегина Татьяну выдают замуж. Ее муж очень богат и знатен, пользуется уважением в обществе. К тому же влюблен в нее. Проходят годы, Татьяна меняется. От ее прежней застенчивости и пугливости не остается и следа. Она научилась держать себя в обществе, соответствовать высокому положению мужа.

И вот, появляется Евгений Онегин. Характеристики Онегина и Татьяны, которую дают им литературные критики, говорят о том, как одинаково они воспринимают эту встречу. Оба в смятении. В сердце женщины ожили девичьи мечты. Она до сих пор не забыла Евгения. А он увлекается ей теперь, когда Татьяна стала такой прекрасной, блистательной и недоступной. Ее внешняя холодность лишь разжигает его страсть. Онегин решается на признание. По какой причине Татьяна отказала Онегину? Она полна решимости оставаться верной женой, она не верит в искренность чувств Евгения и не желает становиться игрушкой его временной прихоти. Женщина честно признается, что не в силах разлюбить его, но это в их отношениях ничего не изменит.

Немало литературных деятелей неоднократно дискутировали: почему Татьяна, любя Онегина, отказывает ему?

Версия В. Г. Белинского

Один из самых известных русских критиков В. Г. Белинский уверял, что в последней главе романа Татьяна уже безнадежно испорчена светским обществом. Милая, тихая девушка, так полюбившаяся читателям, исчезла. Появилась светская дама, которая холодно отреагировала на встречу с некогда любимым человеком. Как произошло, что робкая провинциальная девочка стала такой гордой и полной собственного достоинства? Как ей удалось затмить признанную красавицу, блистательную княгиню Нину Воронскую?

И, главное, почему Татьяна отказывает Онегину? В. Г. Белинский довольно просто отвечает на этот вопрос. Татьяна стала другой: теперь она считается с мнением света и страшится запятнать свою репутацию. Она приспособилась к законам высшего общества и живет, следуя им. Да, Татьяна в финале вновь признается Евгению в любви. Но нельзя забывать, что это уже объяснение не неопытной девочки, а замужней дамы, которая дала супругу клятву верности. Татьяна не испытывает любви к мужу, но питает к нему глубокое уважение. Выходит, вся ее жизнь - обман. Критик сурово осудил Татьяну. Но она была лишь заложницей своего времени. Ее ум и благородство не позволили ей пойти по пути Анны Карениной.

Версия Ф. М. Достоевского

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский тоже не остался в стороне от дискуссии на тему: почему Татьяна отказывает Онегину. Он, в свою очередь, считает, что подобная ситуация произошла потому, что Татьяна стала мудрее. Достоевский не сомневался: Татьяну высший свет вовсе не испортил, в душе она не изменилась. Выходит, роль светской львицы причиняет ей лишь страдание. Но в таком случае почему она не желает оставить супруга и высокомерную столицу, сбежав вместе с возлюбленным, который наконец-то ответил ей взаимностью? Почему Татьяна отказывает Онегину? Татьяна осознает, что ее бегство и измена превратят почтенную жизнь генерала в немыслимый позор и кошмар, наполненный сплетнями и пересудами. Достоевский не считает героиню слабой и бесхарактерной. Ей понадобилось немало душевных сил, чтобы отказаться от своего счастья. Итак, права ли Татьяна, отказав Онегину в любви? Достоевский отвечает на этот вопрос утвердительно.

История несбывшейся любви Татьяны Лариной и Евгения Онегина не может оставить читателя равнодушным. И еще долго литературные критики будут спорить о том, почему у этого романа такой печальный финал.