Отношение порфирия петровича к теории раскольникова. Система персонажей романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Следователь приходит к Родиону домой

Порфирий Петрович («Преступление и наказание») — «следователь», который ведет следствие по делу об убийстве старухи-процентщицы и Лизаветы. Среди вещей, заложенных у Алёны Ивановны, он обнаруживает кольцо и часы, сданные ей Раскольниковым. Кроме того, за два месяца до описываемых событий Порфирий прочел анонимную газетную статью «О преступлении», автором которой является Раскольников (Порфирий узнает об этом через редактора). На основании этих косвенных улик он делает однозначный вывод, что преступником является Раскольников.

В упомянутой статье Раскольников утверждает: если человек замыслил великое дело и если для этого требуется принести в жертву множество людей, он должен сделать это. В пример он приводит Магомета и Наполеона. И пусть эти «необыкновенные» люди попирают закон, им это позволено. Для «необыкновенных» людей люди обычные являются лишь материалом. Порфирий чувствует, что Раскольников квалифицирует себя именно как такого «необыкновенного» человека.

Между Порфирием и Раскольниковым происходят три знаменательных разговора. Порфирий — дальний родственник Разумихина, товарища Раскольникова. Через Разумихина Порфирий собирает данные о преступнике. Сам Раскольников понимает, что если он станет скрывать, что сдавал вещи в залог старухе-процентщице, то это только усилит падающие на него подозрения, а потому, едва справляясь с дрожью, он сам отправляется к Порфирию. Он идет к нему домой вместе с Разумихиным и заявляет: я — один из клиентов Алёны Ивановны; часы — память об отце; хотя процентщица и убита, но он хотел бы выкупить часы. Какое заявление ему следует подать? Это — первый разговор между Раскольниковым и Порфирием.

Порфирий с самого начала раскусил замысел Раскольникова. Он радушно встречает его и говорит, что ожидал его визита. Он — притворщик, до которого Раскольникову далеко. В нужную минуту он как ни в чем ни бывало вдруг и ненароком намекает — выражением лица, интонацией, жестом — что знает, кто был у процентщицы в роковой час. При этом он вроде бы и не пытается уличить Раскольникова. Относительно статьи о преступлении он с невинным видом просит дать ему некоторые разъяснения. И тут вдруг спрашивает, будто бы открывая свои карты, считает ли Раскольников сам себя «необыкновенным человеком»? Но это не официальный допрос, Порфирий извиняется за свои глупые вопросы, принимает простодушный вид, говорит, что статья Раскольникова интересует его только в «литературном» отношении.

Вторая встреча происходит в кабинете Порфирия Петровича. Точно так же, как и при визите Раскольникова в его квартиру, Порфирий («Преступление и наказание») прикидывается дурачком. Он ведет себя совсем не так, как человек, расследующий дело об убийстве. Он говорит Раскольникову, что «казенная квартира, это славная вещь», говорит, что «в России-с, если два умные человека сойдутся вместе, то целых полчаса никак не могут найти темы для разговора», жалуется, что род его занятий предполагает сидячий образ жизни, а потому он старается хотя бы ходить для «моциону» в своем кабинете. Он бросается от одной темы к другой, меняет позы и выражение лица, болтает без умолку. Совершенно невозможно понять, что у него на уме.

Речи Порфирия приобретают все больше напора, временами кажется, что он даже симпатизирует Раскольникову. Он говорит о том, что понимает обстоятельства Раскольникова: он душевно болен, а оттого и вообразил себе, что убил человека, а странные его речи вызывают подозрения у полиции... После кажется, что все эти речи—дьявольская хитрость, чтобы вывести Раскольникова на чистую воду, но в тот момент, когда Порфирий произносит свои речи, мнится, что он симпатизирует подозреваемому.

Третья встреча происходит в том же самом ключе. На сей раз Порфирий Петрович («Преступление и наказание») сам является в каморку Раскольникова. И снова мы видим, как его энергичная речь обращается от одного предмета к другому: табак — яд, но бросить курить не могу, поскольку я не пью, то вместо этого курю, прошу прощения за прошлую встречу, для того, чтобы попросить прощения, я и пришел сюда... И тут же вдруг признается, по какому плану он проводил разговор с Раскольниковым в своем кабинете, он говорит, что Раскольников ему нравится, ему не хотелось бы, чтобы Раскольников думал о нем дурно. Порфирий настолько чистосердечен, что главному герою кажется: Порфирий не подозревает в нем убийцу. «Неужели же в самом деле за невинного меня принимает?»

Порфирий продолжает говорить, критикует статью Раскольникова, отпускает колкие замечания по адресу Разумихина и маляра Миколки, а потом обращается к убийству старухи-процентщицы и Лизаветы. И тут он вдруг говорит, что признание Миколки в убийстве — ложь.

Его вывод совершенно не вяжется с ходом предыдущих рассуждений. Раскольников задыхающимся голосом спрашивает: «Так... кто же... убил?» И тогда Порфирий отвечает ему: «“Как кто убил?... да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с", — произнес он почти шепотом, совершенно убежденным голосом».

Алогичность поведения Порфирия, его постоянное фиглярство выводят Раскольникова из себя, хотя он и не оставил никаких реальных улик. Тактика Порфирия Петровича («Преступление и наказание») — заставить Раскольникова явиться с повинной — приводит к тому, что главный герой начинает думать, что у Порфирия и вправду есть доказательства его преступления.

Однако эксцентрическое поведение Порфирия Петровича не может быть объяснено исключительно из практических соображений. Попробуем внимательно перечесть довольно длинную сцену их третьей встречи с Раскольниковым и убедимся, что его «фокусы» — это не только и не просто приемы следователя. Он действительно обладает такой натурой, которая заставляет прибегать его к выдумкам, он не может не актерствовать. Как сам признается Порфирий во время третьей встречи, ему уже не нужно оказывать психологического давления на Раскольникова. Он мог бы сразу выложить то, что у него на уме и прямо высказать свой вердикт. Тем не менее, он поначалу говорит так, как будто бы ему ничего не известно, давая понять, что преступник — совсем другой человек. И только потом переходит к своему выводу. Первая часть разговора представляется совершенно излишней, но в том-то все и дело, что это «излишество» непременно нужно ему. Порфирий Петрович («Преступление и наказание») попросту не может существовать без своих актерских эффектов.

При всем своем пристрастии к таким эффектам Порфирий не преследует ими собственной выгоды. Другой человек давно бы опротивел сам себе, но Порфирий — по собственной воле — полностью поглощен беспрестанной сменой масок, лица, подобий. И эта переменчивость составляет его суть.

Может быть, кому-то и покажется алогичным, но в этом отношении следователя можно признать человеком намного более больным, чем сам Раскольников. Когда Раскольников предстает перед Порфирием, у него голова идет кругом. Он не знает, где правда, а где ложь, он думает, что попал в ловушку, но оказывается, что он на свободе, он не может «уловить» Порфирия. Он уже вроде бы понял, что следователь паясничает и врет, но в очередной раз поддается на его фокусы. Раскольников испытывает перед сыщиком не то чтобы страх, ближе к истине было бы сказать, что голова его затуманена странными выходками Порфирия. Этому низенькому и вертлявому человечку всегда приятно провести кого-нибудь за нос, даже если в этом нет никакой необходимости. С омерзительной гордостью он заявляет вслух о своем фиглярстве, и он прав: он шут, который наслаждается своим шутовством.

Сыщик Порфирий играет с преступником Раскольниковым, как кошка с мышкой, он издевается над ним, но одновременно, как это ни странно, он подает ему и добрые советы — настолько искренние, что это ставит в тупик. Он пытается спасти Раскольникова и облегчить ему наказание, чтобы в будущем он смог возродиться для другой жизни. Именно поэтому он старается не изобличить его, но сделать так, чтобы Раскольников сам явился с повинной.

Во время третьего, последнего разговора Порфирий Петрович поворачивается именно этой стороной. Получается, что под личиной шута следователь прячет глубокие человеческие чувства. Однако читателя не оставляет недоумение по поводу того, почему сыщик думает о будущем преступника, зачем он отказывается от почестей по расследованию трудного дела и поимке преступника. Попробуем разобраться.

Преступник Раскольников для Порфирия — человек совершенно чужой. К тому же следователь не предстает на страницах романа как человек с каким-то особо сочувственным характером. Порфирий Петрович («Преступление и наказание») не подходит для того, чтобы быть действительно «добрым» человеком: он слишком вертляв, чтобы его глаза сумели по-настоящему увидеть жизнь человека. Со спокойной душой он врет добродушному Разумихину и использует его в своих полицейских целях. И, вместе с тем, он настроен крайне сочувственно по отношению к Раскольникову.

Порфирий признается Раскольникову, что в его статье он остро почувствовал дыхание молодости, и в его словах ощущается ностальгия по молодости собственной. Порфирию тридцать пять лет, он в полном расцвете умственных сил, но, тем не менее, он говорит с Раскольниковым (и с читателем) как отживший свое многоопытный старец: он признает, что еще способен чувствовать и сочувствовать, но все равно он — человек «поконченный» и свое отживший. Обращает на себя внимание и несколько архаизированная временами речь следователя. Благодаря ей он выглядит человеком прежнего поколения.

И вот этот Порфирий Петрович — человек с опытом и понимающий, что такое человеческая жизнь, — встречает Раскольникова — человека молодого, пребывающего в юношеских заблуждениях, незрелого. Для Порфирия время юношеских страданий и надежд уже прошло, но ему понятны ошибки и страдания молодости. Тэрада Тору в своей книге «Читая Достоевского» говорит, что Порфирий любит Раскольникова, словно сына. И нельзя не согласиться с ним в этой оценке.

Молодой Раскольников испытывает крайнее раздражение по поводу несправедливости устройства этого мира, ради «великого дела» он убивает алчную старуху-процентщицу. «Старый Шиллер» Порфирий, считающий свою жизнь «поконченной», хорошо понимает подноготную нетерпеливого, импульсивного «Шиллера молодого» — именно поэтому он и употребляет все усилия для того, чтобы убедить того: будь терпелив, у тебя есть будущее, ты можешь стать «солнцем», признайся в содеянном.

Главная тема «Преступления и наказания» — это преодоление одиночества и возрождение к жизни «мертворожденного» Раскольникова, возрождение, достигнутое силой сострадания. Это возрождение обеспечивается не только «сестрами во Христе» —Лизаветой и Соней. Порфирий Петрович («Преступление и наказание») тоже внимательно наблюдает за Раскольниковым и подготавливает его к этому возрождению.

Диалоги между умудренным опытом человеком и человеком молодым, присутствующие в «Преступлении и наказании», получат развитие в «Бесах», «Подростке» (старик Макар и Аркадий), «Братьях Карамазовых» (старец Зосима, Дмитрий и Алёша). Там они выйдут за рамки чисто поколенческих проблем, там они превратятся в разговоры молодого человека, ищущего образец для «правильной» жизни, с многомудрым стариком, выводящим его на верный путь. Таким образом, в произведениях Достоевского будет нарастать дидактическая составляющая воспитательного романа.

Сводя человека пожившего и человека молодого, Достоевский как бы разговаривает сам с собой. Валковский, Порфирий, Зосима — это Достоевский, умудренный знанием жизни. Иван, Раскольников, Дмитрий — это Достоевский молодой. Молодой Достоевский — это всегда идеалист Шиллер. Достоевский — это писатель, который занимается интерпретацией своей жизни.

Эта статья посвящена такому герою известнейшего романа Достоевского, как Порфирий Петрович. "Преступление и наказание" было опубликовано автором в 1866 году. В произведении Порфирий является одним из центральных персонажей.

Общая характеристика

Порфирий Петрович ("Преступление и наказание") - это следователь, служащий в Петербурге в одной из полицейских частей. Он ведет дело об ограблении и убийстве Алены Ивановны, старухи-процентщицы, а также Лизаветы, ее сестры. В произведении остается без фамилии Порфирий Петрович ("Преступление и наказание"). Фамилия его нигде не упоминается (зато в "Братьях Карамазовых" есть герой Порфирий Петрович Знаменский). Еще за два месяца до произошедших событий следователь обратил внимание на статью "О преступлении", написанную Раскольниковым (о чем он узнал через редактора, так как она была опубликована анонимно). В ней оправдывалось убийство по идейным соображениям человеком "высшего разряда".

В чем состоит основа коллизии между главным героем и Порфирием Петровичем?

Основа коллизии между Раскольниковым и Порфирием Петровичем - спор о сущности преступления. Убийца в разговоре с ним излагает свои мысли о праве для "необыкновенных людей" на преступление. Порфирий, не имея улик, обнажая неверие в Бога, дуалистическое мировоззрение и метафизические корни нигилизма главного героя, дает ему понять, что тот разоблачен. Проницательный следователь постепенно доводит до подозреваемого, фактически заставив его признаться. Однако появление Миколки, который берет на себя вину, срывает планы Порфирия Петровича. И все равно он уверен, что Миколка здесь не при чем. Следователь чувствует к убийце "привязанность". Ведь ощущения главного героя были знакомы и такому человеку, как Порфирий Петрович ("Преступление и наказание"). Он считает Родиона "страшным бойцом", если тот все-таки сумеет найти настоящую веру. Порфирий убеждает главного героя явиться самому с повинной, чтобы вновь обрести в жизни спокойствие. Следователь представлен в романе тонким психологом и умным человеком. Постоянное подслушивание как метод ведения допроса сбивает Раскольникова с толку и убеждает Порфирия, что именно он является убийцей.

Первая встреча героев

Родион зашел впервые к следователю со смехом. Порфирий был одет в в стоптанные туфли и чистое белье. Это был человек лет 35, полный, ростом ниже среднего, без бакенбард и усов, выбритый, с плотно выстриженными волосами. Раскольников убежден, что Порфирий все о нем знает. Тот и не разубеждает его. Они спорят о причинах и сущности преступлений. Порфирий упоминает статью Родиона, написанную на эту тему.

Вторая встреча Раскольникова со следователем

Следующая встреча была также по инициативе Раскольникова. Он уже ненавидел этого человека без меры. Однако вынужден был отправиться к нему, чтобы развеять подозрения, которые навел на себя неосторожным поведением. Порфирий Петрович в беседе намекает главному герою, что тот является подозреваемым. Он предрекает, что Раскольникову станет не мила свобода и он в конце концов сознается.

Следователь говорит ужасные вещи. Но любит это делать в виде шутки, что задевает Раскольникова больше, чем намеки. Порфирий Петрович стремится прозаически развенчать идею Родиона, принизить ее в его глазах. Раскольникова превращает в комика смех следователя. Родион восстает против принижения и попадается на этом.

Следователь приходит к Родиону домой

Лишь в последний момент сбрасывает маску Порфирий Петрович. "Преступление и наказание" - роман, в котором следователь говорит с подозреваемым открыто, лишь когда сам приходит на квартиру к нему. Он Родиону симпатизирует, желает этому юноше добра.

Однако Порфирий Петрович - провокатор, обязанность которого - вытянуть у подозреваемого признание. Следователь Раскольникову сострадает. Он его любит по-своему, и Родион не может никак определить, когда Порфирий серьезен, а когда шутит.

Порфирий - загадка для Раскольникова, магнит, от которого он отталкивается и к которому тянется. Воле Родиона следователь противопоставляет собственную. Таков Порфирий Петрович ("Преступление и наказание"), характеристика которого дается в этой статье.

Раскольников, измотанный страхом разоблачения, вдруг чувствует, как он ослабел. Только придя на квартиру к Родиону, следователь не подхихикивает, не смеется. И этим добивает главного героя Порфирий Петрович ("Преступление и наказание"). "В какой главе это происходит?" - может задать вопрос читатель. В шестой части произведения (вторая глава).

Убийство идеи Родиона

Постепенно Родион понимает, что он совсем не Наполеон и не в состоянии, подобно своему кумиру, жертвовавшему спокойно жизнями множества людей, справиться со своей совестью после убийства лишь одной старушонки. Раскольников ощущает, что преступление его в отличие от поступков французского императора - неэстетичное, стыдное. Он пытается понять, где же допустил ошибку. Главный герой думает: "Старушонка - вздор!" Он "принцип убил", не смог переступить через обычные человеческие чувства.

Судьбы Раскольникова и Порфирия Петровича были обречены на противостояние. Как дуэль следователя и идейного душегуба.

За два месяца до преступления Порфирий Петрович с интересом прочёл в журнале «Периодическая речь» статью Раскольникова «О преступлении». В ней шла речь о болезни преступника, которая неизбежно сопровождает весь ход преступления; о разрядах людей, отнесённых к «право имеющим» и «обыкновенным»; о праве «необыкновенных» на преступление и т.д. Порфирию Петровичу «все эти ощущения знакомы», и статейку он «прочёл как знакомую». Надо полагать, в молодости Порфирий Петрович тоже прошёл через чистилище «наполеономании», но нашёл в себе нравственные силы отказаться от безумных чар. Опытный следователь статью прочёл и до времени отложил.

Тем временем, пока Раскольников отлёживался в беспамятстве после совершённого двойного убийства, опытный следователь работал. Порфирий Петрович установил всех закладчиков зарубленной старухи процентщицы. Среди них был и Раскольников.

О внезапной и странной болезни приятеля своему дальнему родственнику Порфирию Петровичу рассказал Разумихин.

Проницательный следователь сопоставил содержание статьи и болезнь её автора Раскольникова, начало которой совпадало с днём убийства старухи процентщицы и сестры её Лизаветы. Профессиональная интуиция породила первое сомнение. Понятно, Порфирий Петрович ищет встречи с Раскольниковым.

На пятый день после убийства двух женщин Раскольников очнулся после многодневного беспамятства. Разумихин рассказывает врачу Зосимову о том, что Порфирий Петрович допрашивает клиентов старухи процентщицы. «Закладчиков допрашивает? - громко спросил Раскольников.»

В этот же день на новоселье у Разумихина письмоводитель Замётов рассказал всем и Порфирию об обмороке Раскольникова в конторе квартального надзирателя после того, как Иля Петрович рассказал Никодиму Фомичу об убийстве старухи процентщицы и сестры её Лизаветы. У Никодима Фомича и Замётова тогда закрались подозрения.

Подозрения следователя получили новый импульс.

Уже на следующий день Раскольников просит Разумихина свести с Порфирием Петровичем. Надуманный предлог – спасти заложенные Алёне Ивановне отцовские часы и сестрино колечко. Истинное желание Раскольникова узнать, находится ли он у следователя под подозрением.

Раскольников с ужасом узнаёт, что и Порфирий Петрович тоже ищет встречи с Раскольниковым.

«Очень, очень, очень желает с тобой познакомиться!» - Разумихин по-своему понимает интерес родственника к Раскольникову.

«Важнее всего, знает Порфирий иль не знает, что я вчера у этой ведьмы в квартире был... и про кровь спрашивал? В один миг надо это узнать, с первого шагу, как войду, по лицу узнать; и-на-че... хоть пропаду, да узнаю!» - беспокоится убийца.

«Бабочка сама на свечу летит...», - понимает собственную рискованную задумку Раскольников.
Завязка

Первая схватка

На первой встрече с Порфирием Петровичем пришедший на разведку Раскольников пытается вести себя непренуждённо. В квартиру следователя вместе с Разумихиным входит «досмеиваясь». Старается «законфузиться»; «чтобы задрожал голос». Но получается плохо.

Раскольников анализирует свои слова, жесты, поступки. «Хорошо ли? Натурально ли? Не преувеличил ли? - трепетал про себя Раскольников».

Напротив Порфирий Петрович, профессиональная задача которого укрепить или развеять возникшие подозрения, свою партию ведёт виртуозно. Заподозренного в убийстве Раскольникова Порфирий Петрович встретил по-домашнему: в халате и в стоптанных туфлях. Следователь невозмутимо спокоен, разве что несколько язвителен. Неожиданно Порфирий Петрович заявляет, что он его давно уже «поджидает». «И как ни в чем не бывало, он заботливо стал подставлять пепельницу Разумихину, беспощадно сорившему на ковер папироской. Раскольников вздрогнул, но Порфирий как будто и не глядел, всё еще озабоченный папироской Разумихина.»

Раскольников понимает, что в «злобе-то» может проговориться. « - А зачем они меня мучают!..» Но Раскольникову чрезвычайно сложно обуздать свой нрав. Он злобно реагирует на Замётова. Не сдержавшись, Раскольников продолжает вчерашнюю стычку с Замётовым в трактире ««Хрустальный дворец»: «- А может, я где-нибудь клад нашел?.. Вот я вчера и расщедрился... Вон господин Заметов знает, что я клад нашел!..»

Выпустив часть пара, Раскольников извиняется перед хозяином дома, считая всё произошедшее «пустяшным перебором». При этом губы Родиона вздрагивали. На что Порфирий Петрович со слабо скрываемой язвительностью отвечает Раскольникову, что он его давно интересует: «Любопытно и смотреть, и слушать... и я, признаюсь, так рад, что вы изволили, наконец, пожаловать...»

«Мысли крутились как вихрь в голове Раскольникова. Он был ужасно раздражен. «Главное, даже и не скрываются, и церемониться не хотят! А по какому случаю, коль меня совсем не знаешь, говорил ты обо мне с Никодимом Фомичом? Стало быть, уж и скрывать не хотят, что следят за мной, как стая собак! Так откровенно в рожу и плюют! - дрожал он от бешенства.»

После обсуждения содержания статьи Порфирий Петрович неожиданно переходит на личность автора теоретического опуса. Следователь интересуется у Раскольникова, не считает ли он и себя необыкновенным «ну хоть на капельку» и смог бы сам решиться «перешагнуть через препятствие-то?»

Раскольников понимает, с чем связаны вопросы следователя и отвечает вызывающе, с надменным презрением, что не сообщил бы, если бы и «перешагнул».

«-Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает? - с страшною фамильярностию произнес вдруг Порфирий. Даже в интонации его голоса было на этот раз нечто уж особенно ясное.» Следователю в тон вторит Замётов: «-Уж не Наполеон ли какой будущий и нашу Алену Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?»

На этот раз ловушка не захлопнулась. Но Раскольников осознал абсолютно: он под подозрением.

Развитие действия

Вторая схватка

На следующее утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошел в дом - й части, в отделение пристава следственных дел.

Незадолго до Раскольникова к следователю явился мещанин, скорняк, проживающий в доме, где ранее обитала старуха процентщица. Ремесленник оказался свидетелем странного поведения Раскольникова: в квартире зарубленных женщин Родион расспрашивал о крови, звонил в колокольчик.

Опытный следователь Порфирий Петрович посадил мещанина за перегородкой, чтобы в психологически походящий для беседы (неформального допроса) момент предъявить Раскольникову «сюрпризик» в качестве свидетеля. Цель – морально сломить подозреваемого и вынудить на признание.

Раскольников, понятно, об этом не знал. Но он хорошо помнил вчерашнюю схватку с Порфирием Петровичем, в ходе которой Раскольникову стало ясно: он находится под подозрением. В отделении пристава следственных дел Раскольникова долго не принимали. А по его расчёту, должны бы были, кажется, «так сразу на него и наброситься».

Готовясь к новой схватке, Раскольников почувствовал, что дрожит - негодование закипело в нем при мысли, что он дрожит от страха перед ненавистным Порфирием Петровичем. Он ненавидел его «без меры, бесконечно».

Напротив, Порфирий Петрович встретил своего гостя с самым веселым и приветливым видом.

Порфирий, протянул Раскольникову обе руки, а ни одной не дал. Когда взгляды их встречались, оба, с быстротою молнии, отводили их один от другого.

Раскольников форсирует события. Он напоминает Порфирию Петровичу об обещанном «форменном» допросе. При этом употребляет частицу «кажется». И тут же возникают сомнения. «Ну зачем я вставил кажется?- промелькнуло в нем как молния. - Ну зачем я так беспокоюсь о том, что вставил это кажется?» - мелькнула в нем тотчас же другая мысль, как молния».

Время терпит, время терпит-с, - бормотал Порфирий Петрович.

Его маленькая, толстенькая и круглая фигурка, как будто мячик, катавшийся в разные стороны и тотчас отскакивавший от всех стен и углов.- Успеем-с, успеем-с!..

Порфирий Петрович, усыпляя внимание подозреваемого, то предлагает Родиону папиросочку, то рассыпаясь в комплиментах по поводу казенной квартиры

Славная вещь, славная вещь... - повторял Порфирий Петрович.

Это многократное глупенькое повторение, что казенная квартира славная вещь, слишком, по пошлости своей, противоречило с серьезным, мыслящим и загадочным взглядом, который он устремил теперь на своего гостя.

Порфирий Петрович продолжает свою игру. «Он так и сыпал, не уставая, то бессмысленно пустые фразы, то вдруг пропускал какие-то загадочные словечки и тотчас же опять сбивался на бессмыслицу.» «Кудахчет», жалуется на геморрой, рассказывает о желании заняться лечебной гимнастикой.

Всё более озлобляясь, Раскольникова уже не мог удержаться «от насмешливого и довольно неосторожного вызова.» Раскольников говорит Порфирию Петровичу, что тот использует обычный «приём юридический: усыпить внимание пустяками и неожиданно озадачить, поставить в тупик «самым роковым и опасным вопросом».

На это Порфирий Петрович и не думает оправдываться. Он соглашается с оппонентом, что действительно существует подобный юридический приём, который известен даже « самому посконному мужичью» и тут же вводит слова, понятия которых непосредственно связаны с совершённым Раскольниковым преступлением: «огорошат в самое темя, обухом-то-с, хе-хе-хе! в самое-то темя».

Нет-с, а так, в виде факта, примерчик осмелюсь представить, - так вот считай я, например, того, другого, третьего за преступника, ну зачем, спрошу, буду я его раньше срока беспокоить, хотя бы я и улики против него имел-с? Иного я и обязан, например, заарестовать поскорее, а другой ведь не такого характера, право-с; так отчего ж бы и не дать ему погулять по городу, хе-хе-с!

Продолжая истязать Раскольникова, вынуждая того на признание и одновременно отстраняясь от конкретного преступления, Порфирий Петрович продолжает делиться с Родионом собственными профессиональными секретами. «Иного я и обязан, например, заарестовать поскорее, а другой ведь не такого характера, право-с; так отчего ж бы и не дать ему погулять по городу, хе-хе-с!.. … Он по закону природы у меня не убежит, хотя бы даже и было куда убежать. Видали бабочку перед свечкой?»

Раскольников не отвечал, он сидел бледный и неподвижный, всё с тем же напряжением всматриваясь в лицо Порфирия.

Раскольников понимал, что у следователя нет против него прямых доказательств. Расчёт Порфирия Петровича был на больные нервы подозреваемого и его натуру. Мол, преступник и солжёт натурально, но в самый неподходящий момент упадёт в обморок.

Или, «увлекаясь игривостию своего остроумия, начнет дурачить подозревающего его человека, побледнеет как бы нарочно, как бы в игре, да слишком уж натурально побледнеет-то, слишком уж на правду похоже, ан и опять подал мысль! Хоть и надует с первого раза, да за ночь-то тот и надумается, коли сам малый не промах… …Сам вперед начнет забегать, соваться начнет, куда и не спрашивают, заговаривать начнет беспрерывно о том, о чем бы надо, напротив, молчать, различные аллегории начнет подпускать, хе-хе! Сам придет и спрашивать начнет: зачем-де меня долго не берут? хе-хе-хе!.. … Зеркало натура, зеркало-с, самое прозрачное-с!»

И резко переходя на личность Раскольникова, Порфирий Петрович натурально озабочен здоровьем Родиона: «Да что это вы так побледнели, Родион Романович, не душно ли вам, не растворить ли окошечко?

«Не позволю!» - истерично кречит выбитый из душевного равновесия Раскольников.

Следователь продолжает психологический прессинг, сообщая Родиону, что он знает и другие его «подвиги»: как в квартире старухи процентщицы про кровь расспрашивал и в колокольчик звонил. Порфирий Петрович доверительно говорит, что ему понятно душевное состояние Родиона. Так можно и с ума сойти.

«Сюрпризик», который подготовил Порфирий Петрович, не получился. Неожиданно явившийся работник Николай заявил о себе как убийце.

В этот же день мещанин, бесполезно просидевший за перегородкой, пришёл к Родиону и попросил по-христиански прощение «за оговор и за злобу».

Кульминация

Под утро, на девятые сутки после совершённого преступления «туман» рассеялся. Родион проснулся в кустах на Крестовском острове, в лихорадке. Ранним утром Раскольников пришёл в свою каморку. Несколько часов тревожного сна. Проснувшись, Родион чуть ли не с жадностью ел Настасьину стряпню.

Неожиданно явился Порфирий Петрович, «чтоб уже всё сказать и дело повести на открытую».

Следователь объясняет своё решение тем, что он заставил Родиона много перестрадать. Порфирий Петрович в ходе расследования полностью «просчитал» характер Раскольникова. Он не разделяет всех убеждений Родиона, но невольно почувствовал к нему «привязанность». Следователь понял, «…каково это всё перетащить на себе человеку, удрученному, но гордому, властному и нетерпеливому, в особенности нетерпеливому!» Порфирий Петрович искренне желает «всеми средствами загладить произведенное впечатление» и доказать, что и он « человек с сердцем и совестью… …Я не изверг-с».

Прежде чем сказать о главном, ради чего пришёл, Порфирий Петрович объясняет Раскольникову основные этапы поиска убийцы старухи процентщицы и её сестры Лизаветы.

Сначала пошли слухи. Началось со случайности. Старухины отметки на вещах, позволяющие определить круг «закладчиков». Сцена в конторе квартального надзирателя, где Родион упал в обморок, услышав о совершённом им убийстве.

«Слухи и случайности» совпали у следователя «в одну мысль»: преступник – Родион Романович Раскольников.

Следователь вспомнил журнальную «статейку» Раскольникова. Молодой провинциал по своему усмотрению поделил людей на «обыкновенных» («тварей дрожащих») и «необыкновенных» («право имеющих») и наделил «необыкновенных» исключительным правом самостоятельно решать, кому жить, кому умирать. Почему бы автору теоретического опуса и себя не причислить к

избранным?! Порфирий Петрович даёт понять Раскольникову, что тоже прошёл чистилище «сильной личности»: «Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочел как знакомую».

Статейку следователь прочёл, отложил и подумал: «Ну, с этим человеком так не пройдет!»

Следователь напоминает Родиону, как тот в трактире «Хрустальный дворец» провоцировал Замётова, «язык высовывал». «Господину Заметову прежде всего ваш гнев и ваша открытая смелость в глаза бросилась: ну как это в трактире вдруг брякнуть: «Я убил!»

«Ну, так как же, скажите теперь, после такого предыдущего не увлечься было последующим!»

Когда на больного Раскольникова «упал туман», и он в догом забытьи лежал в постели, Порфирий Петрович произвёл неофициальный обыск каморки Родиона, но ничего не обнаружил. «До последнего волоска у вас, в квартире, было осмотрено, по первым даже следам; но - umsonst! - напрасно! (нем).»

Порфирий Петрович интуитивно понял: «…теперь этот человек придет, сам придет, и очень скоро; коль виноват, так уж непременно придет. Другой не придет, а этот придет».

«А помните, как господин Разумихин начал вам проговариваться? Это мы устроили с тем, чтобы вас взволновать, потому мы нарочно и пустили слух, чтоб он вам проговаривался,..» О том, что Порфирий Петрович допрашивает «закладчиков» старухи процентщицы и очень заинтересовался Раскольниковым, ищет с ним встречи.

Смех-то, смех-то ваш, как вошли тогда, помните, ведь вот точно сквозь стекло я всё тогда угадал, а не жди я вас таким особенным образом, и в смехе вашем ничего бы не заметил. Вот оно что значит в настроении-то быть.

И господин-то Разумихин тогда, - ах! камень-то, камень-то, помните, камень-то, вот еще под которым вещи-то спрятаны? Ну вот точно вижу его где-нибудь там, в огороде, - в огороде ведь говорили вы, Заметову-то, а потом у меня-то, во второй раз? А как начали мы тогда эту вашу статью перебирать, как стали вы излагать - так вот каждое-то слово ваше вдвойне принимаешь, точно другое под ним сидит!

Ну вот, Родион Романыч, таким-то вот образом я и дошел до последних столбов, да как стукнулся лбом, и опомнился. «Изо ста кроликов никогда не составится лошадь, изо ста подозрений никогда не составится доказательства, ведь вот как одна английская пословица говорит…»

Нет, говорю, что это я! Ведь если захотеть, то всё это, говорю, до последней черты можно в другую сторону объяснить, даже еще натуральнее выйдет.

Рассуждения Порфирия Петровича привели Раскольников в замешательство. «Об чем говорит, - терялся он про себя, - неужели же в самом деле за невинного меня принимает?»

Мысль о том, что Порфирий считает его за невинного, начала вдруг пугать его. Раскольников ни с кем не желал делиться сомнительной славой. Но и сдаваться за здорово живёшь тоже не хотел.

Опытному следователю нужна был «одна единственная чёрточка», черта характера подозреваемого, чтобы использовать её в раскрытии преступления.

Порфирий Петрович рассчитывал на характер Раскольникова. На его природную раздражительность. «Нетерпеливы и больны вы очень, Родион Романыч. Что вы смелы, заносчивы, серьезны и... чувствовали, много уж чувствовали, всё это я давно уже знал-с.»

Если человек виновен, то непременно проявит себя.

Порфирий Петрович «…как услышал тогда про эти колокольчики, так весь даже так и замер, даже дрожь прохватила… …Ну, а холод-то этот в спинном мозгу? Колокольчики-то эти, в болезни-то, в полубреде-то?.. …Ну, думаю, вот она черточка и есть! Оно!»

«Нет, батюшка Родион Романыч, тут не Миколка! Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое; когда цитуется фраза, что кровь «освежает»; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце; тут видна решимость на первый шаг, но решимость особого рода, - решился, да как с горы упал или с колокольни слетел, да и на преступление-то словно не своими ногами пришел. Дверь за собой забыл притворить, а убил, двух убил, по теории. Убил, да и денег взять не сумел, а что успел захватить, то под камень снес. Мало было ему, что муку вынес, когда за дверью сидел, а в дверь ломились и колокольчик звонил, - нет, он потом уж на пустую квартиру, в полубреде, припомнить этот колокольчик идет, холоду спинного опять испытать потребовалось... Ну да это, положим, в болезни, а то вот еще: убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит, - нет, уж какой тут Миколка, голубчик Родион Романыч, тут не Миколка!»

«Эти последние слова, после всего прежде сказанного и так похожего на отречение, были слишком уж неожиданны. Раскольников весь задрожал, как будто пронзенный.

Так... кто же... убил?.. - спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом.

Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлен вопросом.

Как кто убил?.. - переговорил он, точно не веря ушам своим, - да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с... - прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.

Раскольников вскочил с дивана, постоял было несколько секунд и сел опять, не говоря ни слова. Мелкие конвульсии вдруг прошли по всему его лицу.

Словно испуганный провинившийся ребёнок, Раскольников пытается оправдаться. Но безуспешно.

Порфирий Петрович советует Родиону явиться с повинной. Сбавка будет. «Вам, во-первых, давно уже воздух переменить надо. Что ж, страданье тоже дело хорошее. Пострадайте.»

Развязка

Раскольников, как и Свидригайлов, с девятых на десятые сутки после убийства женщин, пережил «кошмар во всю ночь». Но в отличие от одного из своих аморальных двойников, пустившего себе пулю в висок, Родион Раскольников решился, в том числе под влиянием Порфирия Петровича, объявить о совершении двойного убийства.

Прощаясь с Соней, Родион признаётся девушке: «Я к Порфирию не пойду. Надоел он мне.»

Даже стоя не границе старой и новой жизни, Раскольников не мог совладать с собственной гордостью: Порфирий Петрович «просчитал» личность идейного убийцы, который претендовал на место в придуманном им клане «право имеющих».

Сначала следует заметить, что Порфирий Петрович следователь профессиональный, который с полной отдачей погружается в работу. Его главный козырь – психология и крайне отчетливый ум, ясная память. К каждому подозреваемого он допрашивает по-разному: простого мещанина – силой и угрозами, а таких, как Раскольников, тонкими наблюдениями, праздными беседами с явно читаемым подтекстом.

Убийство процентщицы было запутанным, неясным и скорей всего очень сильно заинтересовало Порфирия. Сам следователь понимал, что с точки зрения психологии этот мещанин убить не мог, даже если и убил, то совершенно непонятно почему, а главное зачем. В общем Порфирий сшивал это дело белыми нитками.

Раскольников персона просто чудесная – мало того, что он закладывал свою вещицу за несколько дней до убийства у этой старухи, падал в обморок в конторе при разговоре о ней, так он и статью написал (заметим, что Петрович даже к редактору зашел, чтобы узнать имя публициста). Что еще его смущало? В той статье было написано о некой болезни, которая сопровождает преступника после злодеяний. Как удивительно, но и Раскольников в бреду валялся после того дня, как старушонку прибили, а Заметову какие бредни в трактире рассказывал. Совпадений косвенных море, но всё равно есть неуверенность у следователя: прямых улик — нет.

Статья Родиона – дело важное. Размышление о ней Порфирия могли быть примерно такие: есть два типа людей: одни обыкновенные, а другие необыкновенные, причем последним можно всё, а первым – ничего. К кому относит себя автор? Кто мог поведать «великую тайну»? Неужели простой обыватель смог до такого додуматься? Или только Великие способны так рассуждать? Отсюда и получается, что только необыкновенный способен такое осознать и написать. Помещается ли сюда Бог? Если и да, то очень мало для него места остается.

Порфирий задает вопрос про Бога, как контрольный: правильно ли он понял Родиона? В ту ли сторону идет? Само по себе любопытствовать по такому вопросу по отношению к студенту (даже бывшему) оскорбительно для студента того времени. Большинство не верило в Бога, да и большинство интеллигенции тоже. Но и это не так интересно, как глагол ВЕРУЕТЕ, не просто верите (верить – просто знать, но оставаться безучастным), но ВЕРУЕТЕ! Это чувство более глубинное, а значит, человек, который утверждает так, принимает заповеди, держится их строжайше. Такой ответ Раскольникова поставил, мягко говоря, в тупик Порфирия. Все его размышления разваливались и не имели никакого основания.

По диалогу чувствуется, что Родион отвечал тут же, не мешкая, не задумываясь. А следователь скорей всего тараторил, немного нервничал. Почему так отвечал Раскольников? С такой уверенностью, хотя он в церковь не ходил, Евангелие только в детстве читал. Скорей всего дурил Родион Романович следователя, как следователь дурил его.

Ложь Родиона сознательна, он смотрел в пол, не давая прочесть его глаза Порфирию. Этот ребяческий вопрос: «Зачем вам всё это?» немного выдает Раскольникова, но следователь не успел заметить этого, его напугало резкость ответа.

Такой поворот диалога стал для Петровича ударом в поддых, неожиданным и смертельным. Задумался Порфирий о несостоятельности своей точки зрения, запутанности и нечеткости личности Раскольникова. Было совершенно непонятно: на чем держится этот бывший студент, где его опора и главное: позволяет ли этот стержень убийство? С точки зрения теории – да, с точки зрения Бога – нет. На дороге следователя нарисовалось распутье, которое было сложно преодолеть, но даже выбрав одну из двух троп, он до последнего будет сомневаться.

Порфирий Петрович

Пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина, Порфирий Петрович логичен и интуитивен, умен и хитер, осторожен и смел, насмешлив и серьезен. Он хорошо знает дореформенную следственную практику, но слишком образован и широк, чтобы держаться рутины. Он терпелив, даже уклончив, он находит смысл в случайных подробностях, он подбирает улики исподтишка, он все сужает и сужает описываемую им спираль - и вдруг, в нужный момент, наносит решающий удар.

Может показаться, что сюжетное движение романа после убийства Алены Ивановны определяется целиком поединком между Порфирием и Раскольниковым. Если выделить в романе конфликт между Порфирием, как следователем, и Раскольниковым, как убийцей, если свести его к розыску, с одной стороны, и к заметанию следов - с другой, то «Преступление и наказание» может быть воспринято как произведение детективное. Во всех детективах на этом и сосредоточивается интерес: преступник заметает следы, следователь распутывает скрытую нить и настигает виновного. Криминалисты так и рассматривают великий историко-философский и социально-этический роман Достоевского; случалось, что и критики подчинялись их влиянию, и в особенности подражатели и инсценировщики.

Порфирий действует так, как должно действовать следователю, у него нет улик, но он психологически доконал Раскольникова, он заставляет Раскольникова каждый час и каждую минуту думать, что знает всю подноготную, он закружил его ежесуточными подозрениями и страхом, он играет на его нервах, на его желчи. Порфирий не подвергает Раскольникова предварительному заключению, потому что рассчитал, что он «психологически не убежит, хе-хе!». Порфирий прямо в лицо говорит Раскольникову как бы о третьем лице: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!.. Мало того: сам мне какую-нибудь математическую штучку, вроде дважды двух приготовит, - лишь дай я ему только антракт подлиннее... И все будет, все будет около меня же круги давать, всё суживая да суживая радиус, и - хлоп! Прямо мне в рот и влетит, я его и проглочу-с, а это уж очень приятно, хе-хе-хе! Вы не верите?».

Изощренный Порфирий Петрович действует теми же методами, что и темный мещанин, интуитивно сообразивший, что странный, необычный, неуютный студент и есть тот человек, который убил Алену Ивановну. Порфирий понимает, что пьяный «мещанинишка» и он сам стоят по отношению к Раскольникову на одной и той же позиции, «потому что в его показании одна психология, что его рылу даже неприлично». У Порфирия, как и у мещанина, нет никаких фактов, никаких улик, и в его подозрениях и в его созревшей наконец уверенности нет ничего, кроме психологии. Но Порфирия не удовлетворяет одна психология, он мастер своего дела, он ищет улик, убедительных, как дважды два четыре, он добивается математической уверенности. Порфирий понимает ограниченность психологических доказательств. Психология не дает фактической точности, совпадающей с дважды два четыре.

Порфирий долго не арестовывал Раскольникова, потому что нет у него и юридически полноценных оснований для ареста.

При отношении к Порфирию только как к следователю-психологу теряется глубина образа, и сам он превращается всего лишь в героя-детектива. Тогда создается иллюзия, что Достоевский с Порфирием против преступного Раскольникова или, во всяком случае, на его стороне против стремящегося избежать наказания Раскольникова. На самом же деле отношение Достоевского к образу Порфирия не так просто и не так однозначно. Как автор, он поднимается над всеми своими персонажами, в том числе и над Порфирием, он судит всех, в том числе и Порфирия.

В конфликте лица и мира Порфирий целиком принадлежит миру, закономерному и злому порядку вещей. Мало того, в Порфирии с наибольшей силой проявляется упорствующая активность мира, его сопротивление изменениям, его способность переходить в контрнаступление.

Как большой художник, Достоевский поставил Порфирия в максимально выгодные условия перед судом человеческой совести, он наделил его многими привлекательными чертами, он сосредоточил в нем лучшее, что можно было найти в старом, грязном и неправедном мире. Порфирий бескорыстен, он старается не из-за карьеры, он не сухой формалист, его увлекает дело следователя заключенным в нем, «так сказать, свободным художеством в своем роде-с...».

Порфирий действует по правилам своего ремесла, он ставит ловушки; когда нужно для успеха игры, он становится расчетливо навязчив, раздражителен, невежлив.

Разобравшись в том, что представляет собой Раскольников как личность, он приводит в движение иные, более благородные пружины. В суждениях Порфирия мелькают следы историко-философской концепции, смыкающейся в иных пунктах не с вульгарным консерватизмом, не с пустозвонным либерализмом, а с «почвенничеством» журналов Достоевского. Порфирий язвительно замечает, что для оторвавшихся от народа, «беспочвенных» интеллигентов настоящие, посконные русские мужики предстают чем-то вроде иностранцев. Это повторение мысли, сформулированной в «Записках из Мертвого дома». Порфирий понял психологию Миколки, потрясенного жизнью в столичном городе Санкт-Петербурге, с его сектантским устремлением пострадать, приняв чужую вину на себя.

Порфирий отличает стыд совести от ханжеского буржуазного стыда, он верит в добрые начатки человеческой натуры, великодушно предоставляет уже пойманному Раскольникову самому явиться с повинной, что умалит в общественном мнении представление о его следовательском искусстве, но зато облегчит участь Родиона.

Порфирий - человек слова, человек честный, но Достоевский проводит различие между понятиями «честный» и «нравственный»: нравственно, по его мнению, только то, что совпадает с объективно значимым идеалом, с красотой, но у Порфирия нет представления о красоте совершенной и гармонической. Честность, честь и идеал Порфирия целиком от старого мира, отвергающего Раскольникова и столь уродливо отвергнутого Раскольниковым. Когда Порфирий подчеркнуто говорит Раскольникову - «без нас вам нельзя обойтись», - он предлагает ему капитуляцию не преступника перед уголовным кодексом, а капитуляцию реформатора перед предвечно существующим, издревле установленным порядком, каков бы он ни был.

В отношении к преступлению Раскольникова нельзя ограничиваться заповедью «не убий». Убийство недопустимо, безнравственно и уголовно наказуемо - это так, но ведь за злодеянием Раскольникова кроется еще его идея и его идеал, критика существующего злого и тоже безнравственного порядка вещей и судорожное искание нового, справедливого уклада.

Порфирий же убежден, что в «деле» Раскольникова обанкротились не только пути и средства, которыми последний хотел изменить мир, но и самое стремление к новой справедливости, к новому переустройству мира.

Порфирий ничего не может предложить Раскольникову, кроме перемены обстановки, то есть в данном контексте ничего, кроме наказания, как способа освобождения от ошибочной идеи и ступени в поисках нового «бога». «Ну, и найдите, и будете жить, - убеждает Порфирий. - Вам, во-первых, давно уже воздух переменить надо. Что ж, страданье тоже дело хорошее. Пострадайте... Знаю, что не веруется, а вы лукаво не мудрствуйте, отдайтесь жизни прямо, не рассуждая, не беспокойтесь, - прямо на берег вынесет и на ноги поставит. На какой берег? А я почем знаю?».

В рассуждениях Порфирия присутствует фарисейский элемент: он предлагает Раскольникову искать новый идеал, но сам встает на защиту старых норм. Он говорит: какой новый идеал выработает жизнь - неизвестно, но в его словах звучит молчаливая оговорка: он-то, Порфирий, не примет и не признает такого идеала, который не выдержит испытания традицией, религией, положительным законом. Порфирий поучает Раскольникова - найдите веру или бога, но у самого Порфирия нет идеала, который можно было бы противопоставить старой и временем лишь узаконенной неправде. Его идеал - это справедливость существующего неправедного мира с его богом и с его церковным учением о пользе и благости страдания.

Порфирий ломает и крушит Раскольникова не как судья, а как совесть старого мира. Он понимает, что стремление Раскольникова к новому берегу имеет свои причины, но он не знает, каков новый берег, да и сомневается, существует ли вообще новый берег. Порфирий советует Раскольникову отказаться от теорий, от утопий, от мечтательства. Новый берег не известен, поэтому надо держаться старых, практических, жизненных ориентиров, поэтому всякое нарушение старого закона неизбежно требует возмездия, всякое преступление неизбежно должно повлечь за собой наказание - в том и справедливость. Не та справедливость, которой взыскуют и Мармеладов-отец, и Катерина Ивановна, и Соня, и не та справедливость, к которой столь казуистическим и кровавым путем хотел прорваться Раскольников, а справедливость существующего государства, церковного бога, покаяния и страдания как кары, при помощи которой общество восстанавливает нарушенное равновесие, а бог очищает грешную душу.

Образ Порфирия сложен и диалектичен. В нем, как только что было сказано, сконцентрирована совесть старого мира, все, что делало жизнь в нем устойчивой, ясной, и все, что оправдывало карающий меч, обрушивающийся на всякого, нарушавшего власть традиций. Но старая патриархальность ко времени действия романа давно уже утратила свою цельность и свою оправданность, она сомкнулась с лужинщиной, она стала поддерживать не род, не всеобщее благополучие, а благополучие единиц, хищников, сумевших подчинить себе ее механизм.

Порфирий рефлективен, скептичен, в нем нет непосредственной убежденности в правоте того дела, которому он служит. Он вернулся к старым законам, но он уже не верит в них беззаветно; в его голосе звучит трещинка, когда он доказывает их правоту или хотя бы их незыблемость. Он даже подольщается к Раскольникову, несмотря На то, что уже назначил ему срок явки с повинной. Порфирий советует Раскольникову стать солнцем, тогда все его увидят, но что нужно делать, чтобы стать солнцем, сказать не может. Единственно, что он может ему посоветовать, - это молиться богу.

Субъективно честный и лично благородный Порфирий защищает переживший себя и несправедливый порядок. Достоевский находит очень осторожные, но умело подобранные художественные средства для того, чтобы показать «подмоченность» своего героя в историко-философском плане. Его фигура имела в себе «что-то бабье», его речь иногда сопровождается «бабьими жестами». Порфирий, в отличие от других персонажей романа, асексуален. Он однажды притворился женихом, «платье даже новое сшил». Окружающие уже начали было его поздравлять, но невесты не было, ничего не было, все оказалось миражем.

Какие бы личные или идейные драмы ни пережил Порфирий, он выбрал старый берег - бога, реально существующий порядок, позитивный закон; Порфирием мир преследовал, настигал и наказывал все и всех, кто восставал против установленных кодексов.

Порфирий несоразмерен Раскольникову, по своему значению в романе он много меньше Сони и даже Свидригайлова, но Порфирий главенствует в сюжетно-фабульном крушении Раскольникова. Порфирий победил Раскольникова, мир не изменился, мир остался таким, каким был. Все противоречия и конфликты его остались нерешенными, все боли - неутоленными, все беды и несправедливости - неисцеленными.