Относительные нормы права. Применение норм права: стадии и виды. Отличительные особенности норм права

Деление правовых норм на определенные и относительно определенные выражает степень и вид юридической регламентации поведения адресатов норм, меру их самостоятельности в процессе осуществления правовых норм. Различная степень определенности может быть свойственна гипотезам (если при определении условий реализации правовой нормы предусмотрена возможность выбора юридических фактов) и диспозициям (если указаны альтернативные варианты поведения). С этим связано деление правовых норм на императивные (категорические) и диспозитивные, характеризующее связь гипотезы и диспозиции. Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции (быть или не быть этому отношению?), либо если им предоставлено право определить, уточнить, конкретизировать будущие права и обязанности (каково содержание будущего правоотношения?), нормы относятся к диспозитивным; если и основания возникновения правоотношения, и его содержание твердо и детально определены нормативным актом - нормы относятся к императивным. По существу диспозитивны все управомочивающие нормы, коль скоро носитель права волен воспользоваться или не воспользоваться им; однако различна степень определенности условий возникновения и использования права, его границы, степень регламентации порядка его осуществления.

Ряд отношений и линий поведения их участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм; различные способы и формы их соединения предопределены необходимостью сочетания точной правовой регламентации ряда сторон общественных отношений (особенно тех, которые связаны с распоряжением материальными ценностями либо с применением государственного принуждения) со свободой, самостоятельностью и активностью участников общественных отношений.

Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных (сроки, размеры, периодичность, доли, проценты и т.п.) и качественных (перечни видов имущества, описание действий, порядка их совершения и т.п.) условий применения и способа реализации правовой нормы, запрет иных, чем указано, действий. Диспозитивность обозначается как право (возможность) поступить иначе, чем указано нормой, как определение лишь цели, которая должна быть достигнута использованием "оценочных понятий" (их содержание раскрывается в процессе реализации права), и др.

От норм, содержащих оценочные понятия ("при наличии достаточных доказательств...", "в случае производственной необходимости...", "при наличии уважительных причин..." и т.л.), отличаются, как особый вид, бланкетные нормы права, которые, как правило, императивны, но диспозиция которых включает меняющийся элемент - правила, содержащиеся в периодически обновляемых актах (правила дорожного движения, правила техники безопасности, санитарно-технические нормы, просто технические нормы, нормы естественной убыли и др.). При применении бланкетных норм необходимо обратиться к последним по времени издания актам, содержащим соответствующие правила, включаемые в диспозицию названных норм права. По-своему бланкетны некоторые правовые нормы, применение которых невозможно без учета моральных критериев; таковы, например, нормы об ответственности за оскорбление, клевету (ст. 129, 130 УК РФ).

Если гипотеза определяет пределы (объем) действия и применения нормы, а диспозиция - способ ее воздействия на поведение людей, то в санкции выражен способ охраны правовой нормы от нарушений с помощью мер государственного принуждения. По способу охраны правопорядка санкции делятся на два основных вида: правовосстановительные (направленные на принудительное исполнение обязанностей, восстановление прав) и штрафные, карательные (предусматривающие ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание).

Правовосстановительными санкциями охраняются правовые нормы, последствия нарушения которых могут быть устранены или уменьшены с помощью государственного принуждения. Эти санкции абсолютно определенны (либо размер их ограничен заранее известным пределом): они применяются до восстановления нарушенных прав, исполнения невыполненных обязанностей, ликвидации противоправного состояния.

Штрафные, карательные санкции применяются за проступки или за преступления. Эти санкции носят относительно определенный характер, устанавливая либо альтернативу подлежащих применению принудительных мер (например - исправительные работы или штраф), либо их пределы (лишение свободы от двух до пяти лет), либо возможность применения основных и дополнительных взысканий или наказаний. Относительная определенность штрафных, карательных санкций обусловлена необходимостью при назначении правонарушителю конкретного взыскания или наказания учесть такие обстоятельства дела, как форма и степень вины, последствия правонарушения, характеристика личности правонарушителя и др. Алексеев С.С. Проблемы теории права, том 1. Москва, 2010.

В системе форм реализации права особое место занимает применение норм права. Оно необходимо в тех случаях, когда юридическая норма может быть реализована только при властном содействии уполномоченных на это государством органов, например, в ситуации восстановления незаконно уволенного работника решением суда. Это существенно отличает применение норм права от ранее рассмотренных форм реализации права (соблюдение предписаний права и др.), относительно которых субъекты действуют сами, не прибегая к официальному содействию органов государства. К тому же, применению, как особой форме реализации свойственны свое назначение, определенный субъектами состав, роль в механизме действия права.

В самом общем плане можно сказать: применение норм права означает «приложение» общих правовых норм к определенной правовой ситуации, к определенных лицам. Например, в соответствии с нормами уголовного права суд выносит приговор подсудимому за совершенное им преступление.

Применение норм права – это государственно-властная организующая деятельность компетентных органов государства или иных органов по его уполномочию, по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и вынесении индивидуального решения в виде специального акта 2 .

Особенности применения норм права

Говоря об особенностях правоприменения, необходимо обратить внимание на следующее.

1. Правоприменительная деятельность (в отличие от других форм реализации права, в которых участвуют физические и юридические лица) осуществляется только специально уполномоченными субъектами. Это – государственные органы (должностные лица), а также негосударственные органы (организации, учреждения), которым государство делегировало полномочия в правоприменительной сфере (органы местного самоуправления, третейские суды и др.). Деятельность по применению права могут осуществлять органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебные и прокурорские органы, администрация предприятий и учреждений, должностные лица, общественные структуры по поручению (с санкции) государства. Правоприменительный орган, распространяя правовые нормы на тот или иной конкретный жизненный случай, решает конкретное юридическое дело, принимает необходимые меры по практической реализации норм права 1 . Граждане, не являющиеся должностными лицами не могут заниматься правоприменительной деятельностью, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность.

Вместе с тем это не означает, что граждане совсем не участвуют в правоприменительной деятельности. Нередко именно по их инициативе осуществляется применение права, например, в связи с обращением гражданина с иском в суд по поводу возмещения причиненного вреда, с заявлением о приеме на работу или увольнения с работы, о назначении пенсии и т.д.

2. Применение права – это властная деятельность органов государства, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов. С учетом содержания данного признака отметим два обстоятельства: 1) к субъектам применения права преимущественно относятся государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.) и должностные лица (Президент РФ, губернатор, прокурор, следователь и т.д.), а в ряде случаев иные уполномоченные субъекты (например, органы местного самоуправления); 2) применение права отличается властным характером . Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно-властными полномочиями, их решения обязательны для всех кому они адресованы (например, обязанность водителя заплатить штраф по решению суда за совершенное правонарушение).

Властный характер применения права проявляется и в том, что неисполнение правоприменительных решений может повлечь за собой соответствующее правовое воздействие. В такой ситуации возможен, к примеру, принудительный привод обвиняемого, подсудимого, свидетеля и некоторых других лиц в суд, в органы дознания, к прокурору или следователю, в случае их неявки без уважительной причины по вызову.

3. Применение права как определенный процесс имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения, доведение содержания решения до сведения заинтересованных физических лиц и организаций).

4. Применение права отличается организационным характером , направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций. Целью применения права в этом аспекте является организация нормального процесса действия права, обеспечение поведения индивидов, организаций согласно правовым предписаниям. Без такого индивидуального регулирования в целом ряде случаев не могут быть достигнуты цели физических и юридических лиц. Имеется в виду, в частности «подключение» к ситуациям, когда без правоприменительного решения не могут быть реализованы вытекающие из закона права и обязанности граждан (назначение на должность, выделение земельных участков, разрешение спора, решение о выплате пособия, поступление в вуз и т.д.).

Применение права в этом аспекте, образно говоря, обеспечивает, «обслуживает» право, поскольку здесь закон как бы «вверяется», «передается в руки» специальным органам для претворения его норм на практике, в действительности относительно определенных жизненных ситуаций, требующих правового решения (разрешение спора между наследниками).

5. Применение права носит индивидуально-правовой характер. Правоприменение - это конкретизация права применительно к конкретному случаю, подведение частного случая, факта под общую норму права. В этом смысле правоприменение «связывает» общую абстрактную норму права с персонально определенным субъектом, конкретно определенными фактами и обстоятельствами (приговор, решение суда). Применение права, по сути, является «проводником» перевода общих нормативных предписаний закона в фактическое поведение определенных субъектов (назначение на должность, зачисление в вуз, призыв в армию).

Наиболее отчетливо данный показатель правоприменения проявляется в деятельности суда. Путем соотнесения конкретной жизненной ситуации с нормами права (спор о правах, правонарушение) суды принимают определенное конкретизированное решение. В нем может официально утверждаться наличие у истцов, ответчиков, подсудимых и иных лиц определенных субъективных прав и обязанностей и т.д., определяться возможность их реализации.

6. Применение права характеризуется творческой направленностью в том смысле, что закон позволяет управомоченным субъектам, не выходя за рамки его предписаний, выбрать наиболее оптимальное решение из нескольких. Например, выбор судом наказания за преступление с учетом личности преступника, обстоятельств совершения.

7. Применение права осуществляется на основаниях и в пределах, предусмотренных законом, и соответствующих ему процессуальных формах. Применение права имеет четко очерченные законом основания и сферы распространения. Как вид государственной деятельности правоприменение может иметь место только в тех случаях, которые прямо оговорены законом.

Процедурный порядок применения права способствует тому, чтобы исключить произвол правоприменителя, побудить его действовать исключительно в соответствии с требованиями законности. Такой порядок, в частности, предусмотрен нормами Уголовно-процессуального кодекса, Гражданско-процессуального кодекса, Кодекса РФ об административных правонарушениях и др. С учетом этого осуществляется правоприменительная деятельность судебных, следственных, административных и иных государственных органов и должностных лиц.

8. Применение права направлено на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав и обязанностей, мер поощрения и наказания и т.п.

9. Конечный результат применения права – вынесение акта применения (индивидуального правового решения). По-видимому, там где нет правоприменительного решения, выраженного в специальном правовом акте, там, по сути, нет и применения права. Правоприменительные акты – это приказ о назначении на должность, решение, приговор суда, акт регистрации брака и т.п. Результат правоприменения, т.е. вынесенное решение в виде индивидуального акта, является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять.

Основания применения права. В справочной литературе слово «основание» трактуется как фундамент сооружения или означает основополагающее суждение, относящееся к природе того или иного явления 1 .

К основаниям применения права можно отнести следующие ситуации, когда:

а) без властного индивидуального решения компетентного органа не могут возникнуть права и обязанности у конкретных лиц.

Соответственно, требуется установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Например, право на пенсию у гражданина реально не возникает, пока не вынесено соответствующее правоприменительное решение компетентного органа (комиссии по назначению пенсии), основанное на анализе определенных фактов и документов. Аналогичная правоприменительная деятельность предшествует признанию гражданина безвестно отсутствующим и др.;

б) существует спор о праве , правах и обязанностях и к тому же стороны сами не могут прийти к согласованному решению по поводу сложившейся ситуации. Соответствующий компетентный орган рассматривает дело с целью разрешения конфликта, восстановления нарушенного права. В результате, наследники производят раздел имущества в соответствии с решением суда, незаконно уволенный восстанавливается на работе, должник обязывается уплатить долг, продавец – передать проданную вещь и т.д.;

в) имеются препятствия, помехи в осуществлении субъективного права (решение суда об истребовании вещи собственника из чужого незаконного владения);

г) требуется официальное установление определенных юридических фактов, признание их юридической значимости (наличие фактических брачных отношений, нахождение лица на иждивении, признание гражданина безвестно отсутствующим и т.д.). В таких случаях устанавливаются факты, которые могут быть положены в основу последующих судебных и административных решений и др.;

д) необходима официальная регистрация физических или юридических лиц, определенных прав, действий людей, например, регистрация права собственности на недвижимое имущество, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, регистрация транспорта в органах ГИБДД и т.д.;

е) совершено правонарушение и необходимо установить степень вины правонарушителя, причиненный ущерб и др. и, соответственно определить вид и меру юридической ответственности или другие меры государственного принуждения.

Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.

К признакам нормы права относятся:

1. Общеобязательность

2. Формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.

3. Выраженность в виде госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием

4. Неперсонифицированность - она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам.

5. Системность

6. Неоднократность или многократность действия

7. Возможность государственного принуждения

8. Представительно-обязательный характер

9. Микросистемность, т.е упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

Виды норм права:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

Исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

Общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

Специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

Императивные (содержащие властные предписания);

Диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

Поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

Классификация норм права на виды производится по различным основаниям.

1. По отраслям права нормы права делятся на:

нормы конституционного права;

нормы административного права;

нормы уголовного права и т.п.

2. Выделяют также:

нормы материального права , которые определяют содержание прав и обязанностей;

процессуальные нормы права , которые регулируют порядок, процедуру реализации первой группы норм.

3. Как уже указывалось, нормы права могут быть:

позитивного регулирования ;

правоохранительные .

4. По степени точности и определенности указанных в гипотезе фактических обстоятельств случая нормы права делятся на:

определенные;

относительно-определенные.

В норме с определенной гипотезой условия ее реализации настолько ясны и очевидны, что в каждом случае применения нормы достаточно лишь констатировать их наличие (достижение определенного возраста и наличие трудового стажа для получения пенсии).

В норме с относительно-определенной гипотезой наличие или отсутствие условий реализации нормы не является для всех очевидным и определяется в каждом конкретном случае компетентным органом. Здесь недостаточны только простая констатация и проверка таких условий, а нужно их официальное установление (например, крайняя незначительность нарушения должником обеспеченного залогом обязательства, а также явная несоразмерность требования залогодержателя и стоимости заложенного имущества - ч. 2 ст. 348 ГК РФ, существенное нарушение договора - ч. 2 ст. 450 ГК РФ).

5. По степени определенности диспозиций нормы права делятся на:

абсолютно-определенные;

относительно-определенные;

бланкетные.

Нормы с абсолютно-определенной диспозицией точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон. Например, ст. 7 Закона о государственных пенсиях устанавливает, что пенсии не подлежат обложению налогами.

Нормы с относительно-определенной диспозицией , устанавливая права и обязанности субъектов, дают им возможность при этом уточнять их в каждом конкретном случае, в пределах нормы проявлять инициативу, самодеятельность заинтересованных лиц и органов. Примером такой нормы может служить ч. 1 ст. 404 ГК РФ, устанавливающая, что, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.

Бланкетная норма называет в общей форме, какие правила необходимо исполнять. Конкретное содержание этих правил дается в специальных нормативных актах отдельно от данной нормы. Такой нормой является, например, ч. 1 ст. 217 УК РФ, устанавливающая ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия. Бланкетные нормы обычно содержат ссылки на правила техники безопасности, ГОСТы, нормы естественной убыли и иные правила, подвергающиеся достаточно оперативному обновлению.

6. По степени определенности санкций правоохранительные нормы, содержащие юридические санкции, делят на:

нормы с абсолютно-определенными санкциями. Они точно указывают, какую меру воздействия должен применить орган государства к правонарушителю (выговор, лишение воинского звания, принудительное взыскание долга и др.);

нормы с относительно-определенными санкциями. Они допускают пределы применения государственными органами различных мер правового воздействия с учетом тяжести совершенного проступка (преступления), личности правонарушителя и других обстоятельств дела. Они либо содержат указание на минимум и максимум наказания, взыскания (например от трех до пяти лет лишения свободы), либо (а также наряду с этим) указывают на несколько видов наказания, взыскания, одно из которых может быть применено к правонарушителю (например лишение свободы или исправительные работы). Последний вид относительно-определенной санкции нередко называют альтернативной санкцией . Существуют также так называемые кумулятивные санкции , которые допускают (или обязывают) применение к правонарушителям, кроме основного, также дополнительного наказания, взыскания (исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб, штраф с конфискацией имущества и т.п.).

7. В правовой системе также выделяют:

нормы основного регулирующего действия, которые устанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений;

нормы вспомогательного действия, предусматривающие отмену ранее действовавших норм, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта.

8. По действию в пространстве нормы делятся на:

нормы общего действия , действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органа, издавшего данную норму;

нормы местного действия , которые распространяют свою силу на определенную указанную в самом акте местность (например, на районы Крайнего Севера, территорию Чернобыльской катастрофы и т.д.).

9. По действию во времени различаются:

нормы постоянного действия ;

временные , вступающие в действие автоматически или в определенный, указанный в акте срок;

нормы, имеющие обратную силу и не имеющие таковой .

10. По действию норм права по лицам они разделяются на:

общие (касаются всех граждан или всех органов и организаций, юридических лиц);

специальные , распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц, органов, организаций (например, на военнослужащих, пенсионеров, органы Министерства финансов и т.п.);

исключительные , исключающие конкретный вид субъектов из общего регулирования (дипломатический иммунитет для полномочных представителей других государств);

нормы, касающиеся конкретного субъекта права (например, Верховного суда РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.).

11. Нормы права также делятся на:

управомочивающие , которые определяют правомочия граждан и других участников общественных отношений, установленные в законе возможности действовать определенным образом;

обязывающие , которые возлагают на субъектов права обязанности совершать какие-то положительные действия. Это предусмотренная законом необходимость активного поведения;

запрещающие , которые устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые вредны обществу.

12. Наконец, в системе права выделяют:

диспозитивные нормы , под которыми обычно понимаются правила, дающие сторонам регулируемого отношения возможность самим определять путем заключения договора права и обязанности. Если же стороны не определили их, то такая норма восполняет пробелы в волеизъявлении сторон. Так, ч. 1 ст. 134 ГК РФ определяет, что действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Диспозитивные (восполнительные) нормы, характерны, в первую очередь, для гражданского права.

Рассмотрим виды норм права , которые представлены в рамках различных классификационных подходов.

Изучение видов норм права помогает правильно установить их роль и назначение в системе правового регламентирования, определить их природу.

В юридической литературе сложились различные подходы к выделению видов норм права.

В зависимости от содержания выделяют следующие виды:

- исходные ;

- общие ;

- специальные .

В исходных нормах определяются основы правового регулирования общественных отношений; фиксируются его цели и задачи, а также пределы и направления. К ним относят декларативные (содержат правовые принципы), дефинитивные (содержат определения правовых понятий) и т.д.

Общие виды норм внутренне характерны для общей части отраслей права, они распространяют свое действие на их институты.

Специальные виды норм относятся к отдельным институтам соответствующей отрасли права. В них предусмотрено регламентирование определенного вида родовых общественных отношений, что позволяет учитывать присущие им особенности и т.д. Данный вид норм уточняют общие установления, определяют временные и пространственные условия для их реализации, а также устанавливают способы правового воздействия на поведение индивида.

В зависимости от отраслевой принадлежности выделяют следующие виды: конституционные, административные, гражданские, уголовные, трудовые и т.п.

В зависимости от их характера разграничивают следующие виды:

- материальные (гражданские, административные, уголовные и т.д.);

- процессуальные (гражданско-процессуальные, административно-процессуальные, уголовно-процессуальные и т.д.) нормы.

В зависимости от метода правового воздействия существуют следующие виды норм права:

- императивные : содержат властные предписания;

- диспозитивные : предполагают свободу усмотрения индивида;

- поощрительные : стимулируют социально полезное поведение личности;

В зависимости от времени действия выделяют виды норм права:

- постоянные : представлены в законах;

- временные : представлены в Указах Президента РФ о введении чрезвычайного положения в связи со стихийным бедствием.

В зависимости от функций

- регулятивные : содержат предписания, в которых указаны права и обязанности участников правовых отношений, например, нормы Конституции РФ, устанавливающие права и обязанности граждан, Президента и т.д.;

- охранительные : направлены на защиту нарушенных субъективных прав, например, нормы административно-процессуального права. Они призваны обеспечить восстановление нарушенного состояния при помощи различных правовых средств защиты.

В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие соответствующих норм, выделяют следующие виды:

- общераспространенные : действуют для всех граждан, например, положения Конституции России;

- специально распространенные : действуют лишь в отношении определенной категории индивидов (например, пенсионеров, студентов и т.д.).

В зависимости от степени определенности элементов нормы права различают следующие их виды:

- абсолютно определенные : в них точно определяются права и обязанности участников правовых отношения, условия действия и последствия несоблюдения. Например, нормы Уголовного кодекса РФ, в которых четко устанавливается исчерпывающий перечень отягчающих ответственность обстоятельств;

- относительно определенные : устанавливают возможные варианты поведения. Например, санкции статей Особенной части Уголовного кодекса, в которых предусмотрены нижний и верхний пределы уголовного наказания;

- альтернативные : закрепляют различные варианты действия, из которых производится выбор с учетом конкретных обстоятельств. Например, установление нормами Уголовного кодекса разных видов наказания (лишение свободы, исправительные работы либо штраф).

В зависимости от сферы действия различают следующие виды норм права:

- федеральные : действуют на территории всего государства, например, нормы Уголовного кодекса РФ;

- региональные : действуют на территории отдельных субъектов России;

- локальные : действуют на территории конкретной организации, учреждения и т.п.

В зависимости от юридической силы различают:

- правовые нормы законов : содержатся в законах, которые принимаются по усложненной процедуре и имеют высшую юридическую силу;

- правовые нормы подзаконных актов : принимаются на основе и в развитие законов, регламентируют правовое поле более детально.

В зависимости от способа правового регулирования выделяют следующие виды:

- управомочивающие : дают возможность совершать определенные действия, например, принять имущество, переданное по завещанию;

- обязывающие : предписывают совершить те или иные действия, к примеру, оплатить плату за проживание, возвратить учебники в библиотеку;

- запрещающие : не разрешают производить те или иные действия, к примеру, нарушать действующие правила дорожного движения.

В зависимости от субъектов правотворчества разграничивают:

- нормы, принятые государственными органами (исполнительными или законодательными);

- нормы, принятые негосударственными структурами (народом на референдуме или муниципальными органами).

Таким образом, правовые нормы отличаются многообразием. В литературе существуют различные подходы к классификации видов норм права в зависимости от соответствующего признака. Рассмотрение отдельных видов норм права позволяет лучше понять природу данной категории.

  • Назад
  • Вперёд