Ответственность за правонарушения в сфере компьютерной информации. Правонарушения в информационной сфере. Важным является установление причинной связи между несанкционированным доступом и наступлением последствий

Уголовная ответственность относится к одному из видов юридической ответственности и является по своему содержанию наиболее строгим из них. Уголовная ответственность возлагается только за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством.

Под уголовной ответственностью чаще всего понимают обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть наказание, заключающееся в лишениях личного или имущественного характера, порицающее его за совершенное преступление. Уголовная ответственность носит личный характер, т. е. возлагается на виновное в совершении преступления физическое лицо.

В соответствии со ст. 8 УК ЛНР основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК ЛНР. Таким образом, единственным и достаточным основанием уголовной ответственности является наличие в совершенном деянии состава преступления. Законодатель не раскрывает само понятие состава, однако в уголовно-правовой доктрине под ним понимают совокупность объективного и субъективных признаков (объект и объективная сторона преступления, субъект и субъективная сторона преступления).

Уголовное законодательство содержит значительное количество норм, в соответствии с которыми деяния, совершенные в информационной сфере, признаются уголовно наказуемыми. Данные нормы рассредоточены в следующих главах УК ЛНР: преступления против свободы, чести и достоинства личности (гл. 17), преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19), преступления против собственности (гл. 21), преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22), преступления против общественной безопасности (гл. 24), преступления против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25), преступления в сфере компьютерной информации (гл. 28), преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30), преступления против правосудия (гл. 31), преступления против порядка управления (гл. 32), преступления против мира и безопасности человечества (гл. 34).

Уголовно-правовые санкции, связанные с информацией прямо или опосредованно, установлены в отношении таких деяний, как клевета (ст. 139), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 146), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 147), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 150), фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 153), фальсификация итогов голосования (ст. 154), воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 156), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 207), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 246), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 292), неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 332), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 333) и др.

Преступления, представляющие угрозу для информационной безопасности, можно классифицировать следующимобразом.

1. Использование информации, информационных технологий (в том числе средств массовой информации, электронных,информационно-телекоммуникационных сетей) как средствасовершения преступления. К таким преступлениям можно отнести:

– клевету,

– мошенничество в сфере компьютерной информации;

– незаконные организация и проведение азартных игр,

– манипулирование рынком посредством умышленного распространения через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети(включая сеть Интернет), заведомо ложных сведений,

– публичные призывы к осуществлению террористическойдеятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе с использованием средств массовой информации;

– заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей,причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;

– создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомопредназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации;

– служебный подлог,

– заведомо ложный донос о совершении преступления.

2. Неправомерный доступ и распространение охраняемойзаконом информации (в том числе государственной и коммерческой тайны, персональных данных, сведений о частной жизни лица, составляющих его личную и семейную тайну, тайнупереписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфныхили иных сообщений и т.д) и объектов информационного характера. К таким преступлениям можно отнести:

– нарушение тайны переписки, телефонных переговоров,почтовых, телеграфных или иных сообщений;

– незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

– разглашение тайны усыновления (удочерения) вопрекиволе усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить фактусыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений;

– неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации;

– передача, собирание, похищение или хранение в целяхпередачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну,

3. Неправомерное сокрытие информации, в том числе: сокрытие информации, которая должна быть доступна широкому кругу пользователей в силу указания в законе (например, обобстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей и т.д.); неправомерный отказ в предоставлении информации и воспрепятствование законной журналистской деятельности и другие. К таким преступлениям можно отнести:

– неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомоложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан,

– воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространениюлибо к отказу от распространения информации;

– неправомерные действия при банкротстве в виде сокрытиясведений об имуществе, о его размере, местонахождении либоиной информации об имуществе, имущественных правах илиимущественных обязанностях, фальсификация бухгалтерскихи иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя;

– сокрытие или искажение информации о событиях, фактахили явлениях, создающих опасность для жизни или здоровьялюдей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные напринятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией.

4. Неправомерное использование информации, полученной законным путем, например, неправомерное использование инсайдерской информации, незаконный экспорт научно-техническойинформации, выдача иностранному государству, иностраннойили международной организации сведений, составляющую государственную тайну, доверенную лицу или ставшую ему известной по службе, работе, учебе, и т. д., а также нарушение правил обращения с такой информацией. К таким преступлениямможно отнести:

– незаконный экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность научно-технической информации, котораязаведомо для указанного лица могут быть использованы присоздании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль;

– государственная измена;

– нарушение лицом, имеющим допуск к государственнойтайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если этоповлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжкихпоследствий;

– разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного иликонтролирующего органа, а также его близких, если это деяниесовершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности.

Многие из перечисленных норм Уголовного кодекса ЛНР являются бланкетными и отсылают правоприменителя к информационному законодательству, представленному в настоящее времязначительным объемом разрозненных нормативных актов, нуждающихся в систематизации, а возможно, и в кодификации.

Так, для расследования преступлений, связанных с неправомерным доступом и распространением охраняемой законом информации и объектов информационного характера, необходимознание законодательства о государственной и коммерческой тайне, защите персональных данных и т. д.

Расследование преступлений, связанных с неправомерным сокрытием информации,невозможно без знания широкого круга нормативных актов, регламентирующих реализацию прав человека на доступ к информации и обязанностей государственных органов, должностныхлиц, а также иных субъектов по предоставлению соответствующей информации.

При расследовании преступлений, связанныхс неправомерным использованием информации, полученной законным путем, необходимо владение нормативной базой, определяющей, правомерность доступа специальных субъектов к тойили иной информации, а также правила ее использования. Такженельзя забывать о законодательстве, касающемся правоотношений в интернет-пространстве, поскольку многие информационные преступления вообще, и компьютерные преступления вчастности, совершаются с использованием сети Интернет.

За совершение преступлений применяются наказания , виды которых определены ст. 45 УК ЛНР. К ним, в частности, относятся: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы.

Так, согласно ст. 139 УК ЛНРклевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию,- наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.

Более строгое наказание предусмотрено за деяния, повлекшие разглашение государственной тайны. Согласно ст. 347. ЛНР разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Луганской Народной Республики, если эти сведения стали достоянием других лиц, - наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Уголовная ответственность в информационной сфере может наступить в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка".

Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым - общественная безопасность и общественный порядок и видовым - совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации.

Непосредственный объект трактуется исходя из названий и диспозиций конкретных статей.

Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается.

Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям.

При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения, сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных.

Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно статьи главы 21 "Преступления против собственности" Уголовного кодекса РФ.

Статья 138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений". Наказание предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет.

Статья 158 "Кража". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом.

Статья 159 "Мошенничество". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового.

Статья 165 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового.

Помните, что "Уголовная ответственность в информационной сфере" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

В механизме правового обеспечения в информационной сфере значимое место занимают борьба с нарушениями информационного законодательства и их предупреждение. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.

В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (включая материальную), административная ответственность, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Но их практическое применение довольно слабое, отсутствуют конкретные механизмы применения и соблюдения законодательства на практике, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация действий правоохранительных органов по осуществлению своих обязанностей и прав и информационной сфере.

Основополагающие положения законодательства в информационной сфере содержатся в Конституции РФ. В ней закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются и т.д. Федеральным законом «О персональных данных» сведения о гражданах (персональные данные), т.е. о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации. Законодательством также определены сведения, право свободного доступа, к которым не может быть ограничено.

Российское государство усиливает свое внимание к проблеме укрепления информационного правопорядка. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что «важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; совершенствование и зашита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывании противоборства в информационной сфере».

При этом особо отмечается, что национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

В Уголовном кодексе РФ к преступлениям в информационной сфере можно отнести более 50 статей, причем отдельная глава УК РФ (глава 28) посвящена составам преступлений в сфере компьютерной информации. В ней содержатся три статьи преступлений (ст. 272-274). В Кодексе РФ об административных правонарушениях, существенным новшеством которого является возможность привлечения за правонарушения к административной ответственности юридических лиц, также имеется глава 13 и отдельные статьи в ряде глав, посвященные административным правонарушениям в информационной сфере.

Основанием для возникновения юридической ответственности является совершенное субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушение в информационной сфере.

Правонарушением в информационной сфере принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие) конкретного субъекта, посягающее на установленный информационный правопорядок и причиняющее вред информационной сфере либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Для реализации юридической ответственности важно установить причинно-следственные связи между негативными последствиями, наступившими в результате правового предписания, и действиями (бездействием) предполагаемого правонарушителя. Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержание информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленным материальным нормам информационного права, а не только наказание виновного субъекта.

К сожалению, не все субъекты правоотношений соблюдают информационный правопорядок. Многие из них нарушают этот правопорядок и подвергаются воздействию норм информационного права, устанавливающих юридическую ответственность. Однако на часть субъектов сам факт наличия таких норм права, которые устанавливают юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предупреждающий их неправомерные действия в информационной сфере. Отсюда вытекает, что установление юридической ответственности носит еще и некое нравственно-воспитательное значение.

Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере - это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава правонарушения в информационной сфере, предусмотренного нормами права.

Состав правонарушения, в том числе и информационного, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в информационной сфере. В качестве объектов могут выступать отношения в области обеспечения информационной безопасности, в области массовой информации, авторского права, библиотечного дела, в области законодательно установленных правил создания, сохранения и использования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, отношения в сфере установленного правового режима распространения сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, тайну частной жизни и т.д.

Информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), документированная информация, компьютерная информация могут являться предметом правонарушения в информационной сфере.

Сложность регулирования информационных правоотношений заключается также в том, что здесь применяются все виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

Субъектами правонарушения в информационной сфере могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения - дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую (имущественную) и уголовную. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

под информационным преступлением следует по­нимать виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уго­ловным кодексом РФ под угрозой наказания, совершенное в облас­ти информационных правоотношений.

Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которо­го начинается уголовная ответственность. За информационные пре­ступления по общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста ко времени совершения пре­ступления. Исключением является преступление, предусмотренное ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), за совер­шение которого подлежат уголовной ответственности лица, достиг­шие 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).

Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения информационной безопасности, защиты прав граждан, общества и государства в информационной сфере. Дей­ствующее законодательство содержит группу норм, предусматриваю­щих уголовную ответственность за информационные преступления.

Уголовная ответственность за правонарушения в информацион­ной сфере определяется рядом статей Уголовного кодекса Россий­ской Федерации, расположенных в различных разделах и главах. Они приведены в приложении 2 учебного пособия.

В действующем Уголовном кодексе РФ из всего объема инфор­мационных отношений, подлежащих специальной охране, выделе­ны отношения, возникающие в области компьютерной информации, объединены в главе 28, где содержатся нормы, объявляющие обще­ственно опасными деяниями конкретные действия в сфере компь­ютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение.

К уголовно наказуемым отнесены неправомерный доступ к ком­пьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распро­странение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).

В главе 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» предусмотрена ответственность: за нарушение уста­новленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11) и правил защиты информации (ст. 13.12);

за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13);

разглаше­ние информации с ограниченным доступом (ст. 13.14);

злоупотреб­ление свободой массовой информации (ст. 13.15);

воспрепятствова­ние распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);

нарушение правил распространения обязательных сооб­щений (ст. 13.17);

нарушение порядка представления статистиче­ской информации (ст. 13.19);

нарушение правил хранения, ком­плектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20);

нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21);

нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22);

нарушение по­рядка представления обязательного экземпляра документов, пись­менных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23).

Административная ответственность за нарушение информаци­онного законодательства в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно 3.2 КоАП РФ за совершение административных пра­вонарушений могут устанавливаться и применяться следующие ад­министративные наказания:

    предупреждение;

    административный штраф;

    возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения;

    конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения;

    лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    административньгй арест;

    административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    дисквалификация.